Совместно с ним, в фундамент было принято решение положить и государственный акт о том, что «Советским правительством было принято решение о постройке первого в СССР автомобильного завода». Каким образом строился Горьковский автозавод, и в каком состоянии он находится сейчас?
«Шквал творческих идей». В начале ХХ века отрасль автомобилестроения характеризовалась достаточно быстрым развитием в Америке и странах Европы. В начале первой пятилетки СССР демонстрировал отставание от этих стран.
В 1929 году Высший совет народного хозяйства принял решение о постройке завода по выпуску автомобилей высокой мощности, годовой объем производства которого составлял бы порядка 100 тысяч машин в год. Но своими силами создать такое предприятие было проблематично, по причине серьезной нехватки специалистов, что вынудило обратиться за помощью к компаниям западных стран. По этой причине в Америку была направлена комиссия под руководством инженера-механика ВСНХ Валерия Межлаука, который свободно говорил по-английски.
История Львовского автобусного завода ЛАЗ
В конце мая 1929 года, после непростых переговоров, было заключено соглашение с компанией «Форд». Советский Союз получил право на выпуск легкового автомобиля «А», и грузового автомобиля «АА», одновременно с поддержкой специалистов и постановкой процессов производства. Строителями был выдвинут призыв в окончании стройки завода за 15 месяцев.
Танковая командировка. Запуск Нижегородского автомобильного завода состоялся 1 января 1932 года. Через несколько недель после этого события с конвейера сошел первый грузовой автомобиль НАЗ-АА (ГАЗ-АА после переименования города), грузоподъемностью полторы тонны.
Полуторка, ставшая знаменитой, была признана наиболее массовой машиной советского производства первой половины ХХ века. В рядах Красной Армии на тот момент уже числилось 151 100 машин. Общее количество собранных машин на Горьковском автомобильном заводе составило 828 900. Агрегаты данного автомобиля нашли широкое применение в процессе создания военной техники, в число которой входили танки Т-37 и Т-38, РСЗО «Катюша» и другая подобная техника. Завершение сборок «полуторок» состоялось 10 октября 1949 года.
Наиболее массовым автомобилем, производство которого было налажено в довоенное время, стала легендарная «эмка», седан ГАЗ-М-1. Большая часть машин получила черную окраску. По причине активного применения сотрудниками специальных служб, в народе ее стали называть «черным воронком».
Автомобильный начинается. История начала строительства АВТОВАЗа и Тольятти, 1968.
Большой победой сотрудники предприятия считают освоение возможности производства мотора с 6 цилиндрами ГАЗ-11, не уступавшего в 30 годы новейшим американским моторам. До начала войны было начато производство улучшенного седана ГАЗ-11-73 с установкой обновленного мотора. Во времена ВОВ предприятие полностью было переориентировано на производство военной техники, в особенности легких танков Т-60. Его главный конструктор Николай Астров своим ходом привел его из Москвы в Нижний Новгород, чем сильно удивил главного конструктора завода.
Послевоенное время. После окончания войны была проведена серьезная работа по замене модельного ряда выпускаемой продукции. Это были ГАЗ М-20 «Победа», грузовой автомобиль ГАЗ-51 грузоподъёмностью 2,5 тонны, автомобиль представительского класса ЗИМ. В 1956 году «Победа» была заменена на «Волгу», а ЗИМ — на «Чайку».
Итог. После того, как распался СССР, предприятию пришлось пройти адаптацию к новой модели рыночной экономики. В непростое время 90-х годов спасением предприятия стал автомобиль «ГАЗель». Его серийное производство было начато в 1994 году. Тогда этот класс машин небольшой грузоподъемности приобрел высокую популярность у представителей малого и среднего бизнеса.
Несмотря на все трудности, включая современное время, компания остается одним из наиболее крупных автомобильных производителей на территории Нижегородской области.
Источник: car.ru
90 лет назад в Нижнем Новгороде началось строительство автозавода
2 мая 1930 года началось строительство Нижегородского автозавода. При помощи американских специалистов объект выполнили за 18 месяцев. У сильно уступавшего Западу по числу легковых машин и автобусов СССР появилось собственное автопроизводство.
2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент кузнечного цеха автомобильного завода, решение о строительстве которого советские власти приняли годом ранее. Как следует из данных Государственной архивной службы Нижегородской области, еще 31 мая 1929 года Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР заключил соглашение с американской фирмой Ford Motor Company о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-A и грузовиков Ford-AA. Так начиналась история крупного автопроизводства на Волге, получившего позднее известность как Горьковский автомобильный завод (ГАЗ).
Девятилетний контракт с американцами предусматривал закупку продукции Ford на сумму $30 млн для сборки в течение первых четырех лет работы завода, после чего планировалось постепенно перейти на компоненты советского производства. В рамках реализации проекта состоялся масштабный обмен специалистами. Чтобы помочь установить оборудование и обучить рабочих, Форд делегировал в Советский Союз своих инженеров и техников. В свою очередь, более ста советских специалистов отправились на производственные объекты компании в Детройте и Дирборне. Им ставилась задача изучить методы и практику производства и сборки.
Технологическое и строительное проектирование велось в Америке.
Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой Austin https://www.gazeta.ru/science/2020/05/01_a_13069573.shtml» target=»_blank»]www.gazeta.ru[/mask_link]
История автозавода
Принято решение о строительстве автомобильного завода с выпуском 100 тыс. машин в год (приказ No 498 ВСНХ СССР).
14 марта
Организован «Автострой» — головная организация строительства автозавода. Начальником управления «Автостроя» в апреле 1929 г. назначен Степан Семенович Дыбец (1887–1937).
31 мая
Заключено соглашение между ВСНХ СССР и американской фирмой Ford Motor Company об оказании технической помощи в строительстве автозавода и налаживании производства легковых и грузовых автомобилей.
1 февраля
Начата сборка автомобилей из фордовских деталей на первом автосборочном заводе «Гудок Октября» в Канавине (Нижний Новгород).
2 мая
Заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Начато строительство первой очереди автозавода (механического, ремонтно-механического, прессового, рессорного, двух кузнечных корпусов, теплоэлектроцентрали и других объектов).
1 ноября
Окончено строительство первой очереди автозавода. За 18 месяцев с начала строительства было возведено 52 здания цехов, уложено 230 тыс. кубометров бетона, использовано 25 тыс. тонн металла, проложено 38 км внутризаводских и подъездных железнодорожных путей, построено 22 км шоссейных дорог. Смонтировано более 6 тыс. станков и агрегатов, 8 тыс. электромоторов. Завод вступил в пусконаладочный период.
1 января
29 января
Собран первый грузовой автомобиль НАЗ-АА (с октября 1932 г. – ГАЗ-АА). Выпускался до 1949 г., всего собрано 829 808 автомобилей.
21 сентября
6 декабря
6 июля
Дан старт знаменитому автопробегу по маршруту Москва — Кара-Кумы — Москва (общей протяженностью 9500 км). В пробеге участвовало 14 машин Горьковского автозавода. Финишировал пробег 08.10.1933 г.
13 октября
Главным конструктором ГАЗа назначен Андрей Александрович Липгарт (1898-1980), один из родоначальников отечественной школы проектирования. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы лучшие для того времени образцы отечественной автомобильной техники: ГАЗ-М1, ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-67 и др. Создана конструкторская школа ГАЗ.
27 марта
Постановлением Президиума ЦИК СССР работники автозавода удостоены правительственных наград за окончание строительства в рекордно короткие сроки и освоение производства.
ноябрь
Освоено производство трехосного грузовика ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 т (выпускался до 1944 г., всего собрано 37 373 автомобиля).
5 апреля
Принято постановление Правительства о строительстве второй очереди автозавода.
Во второй половине 1930-х гг. построены корпуса колесного, ремонтно-механического, кузнечного, инструментально-штампового, арматурно-радиаторного, кузовного цехов, литейных цехов №2 и №3, механический цех №2, корпус складов, цех ширпотреба, газогенераторный цех и др. объекты. Расширены механический цех № 1, кузница №1, прессовый цех №1, первый деревообрабатывающий цех, ТЭЦ. Смонтировано более 12 тыс. единиц оборудования.
17 апреля
11 сентября
Начато стахановское движение в машиностроении. Бригада Александра Бусыгина отковала за смену 1001 коленчатый вал при норме 675.
10 октября
16 марта
Начало выпуска первой отечественной модели легкового автомобиля ГАЗ-М1, знаменитой «эмки» (выпускался в 1936–1942 гг., всего собрано 62 888 машин).
2 июня
с 1932-1938 гг.
С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производя 68,3 % всех выпускаемых в стране машин.
27 мая
1941-1945
август
Освоен выпуск легких танков Т-60. Впервые в практике отечественного танкостроения на автозаводе была организована конвейерная сборка танков.
Начат выпуск разведывательно-командирского легкового автомобиля ГАЗ-64.
ГАЗ-64
сентябрь
Начат выпуск снарядов для ракетной установки БМ-13. Впервые разработана и внедрена в массовое производство технология изготовления штампо‑сварочного варианта снаряда «Катюша».
Начат выпуск минометов.
4 ноября
В 1942 году завод осваивает новые виды продукции, предназначенной для фронта: бронеавтомобилей БА-64, аэросаней ГАЗ-98, легкого танка Т-70.
январь
4-22 июня
Автозавод и район подверглись массированным бомбардировкам фашистской авиации. В результате семи налетов погибло более 250 человек, разрушено более 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. единиц оборудования выведено из строя.
28 октября
В Государственный Комитет Обороны отправлен рапорт о полном восстановлении завода после разрушительных бомбардировок фашистской авиации, который подписали более 27 тысяч человек. Более 500 рабочих, инженеров и техников были удостоены медалей за самоотверженный труд в течение «ста дней и ночей».
16 сентября
Указом Президиума Верховного Совета СССР автозавод награжден орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны.
Завод наградили орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.
Орден Отечественной войны I степени Орден Ленина Орден Красного Знамени
176 221
10 000
>9 000
24 000
232 000
30 000
1946-1960
6 ЯНВАРЯ
Началось производство грузового автомобиля ГАЗ-51 (с 1956 г. – ГАЗ-51А). Выпускался до 1975 г., всего собрано
3 481 033 автомобиля.
28 ИЮНЯ
Начат выпуск легкового автомобиля ГАЗ‑М20 «Победа» – первого в мире серийного автомобиля с кузовом «бескрылой» формы (выпускался до 1958 г., всего собрано 241 497 машин).
6 ИЮНЯ
Группа работников завода (конструкторы А.А. Липгарт, А.М. Кригер, А.Д. Просвирнин, Л.В. Косткин, В.И. Борисов, помощник главного технолога ГАЗа С.И.
Русаков) удостоена Сталинской премии за создание грузового автомобиля ГАЗ-51.
7 АПРЕЛЯ
31 СЕНТЯБРЯ
Начат выпуск полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 (выпускался до 1968 г., всего собрано 474 464 автомобиля).
6 МАРТА
А.А. Липгарт, Н.Г. Мозохин, В.А. Банин, С.М. Кишкин, А.В. Пономарев, А.А. Ражев, Н.И. Строкин, Г.С. Хламов удостоены Сталинской премии за разработку конструкции, организацию производства и освоение массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа»; А.П. Загорный, М.П.
Луковников – за широкое внедрение в производство новых стахановских методов труда; Г.А. Веденяпин, П.И. Музюкин, В.С. Ползиков, В.А. Семенов, Н.Ф.
Струнников, И.С. Ушаков – за разработку конструкции и технологии производства грузового автомобиля ГАЗ-63.
13 ОКТЯБРЯ
Выпущена первая партия представительских легковых автомобилей большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ» (выпускался до 1960 г., всего собрано 21 527 машин).
15 МАРТА
Начат массовый выпуск велосипедов.
Группа конструкторов, инженеров и новаторов производства: Н.И. Строкин, Д.Р. Вилков, А.И. Косицын, Г.Ф. Лбов, А.А. Липгарт, М. В. Павинский, Б.П. Платонов, А.М. Сафонов, Г.Э.
Таурит, Н. А. Юшманов удостоена Сталинской премии за разработку конструкции и освоение производства легкового автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ»; В.А. Грачев, В.А. Дедков, Н.Ф. Денисюк, Н.И. Ефимов, Л.В.
Косткин, В.К. Рубцов – за работу в области военной техники (ГАЗ-40).
ДЕКАБРЬ
15 ОКТЯБРЯ
6 апреля
АПРЕЛЬ
Начато серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга» (выпускался до 1970 г., всего собрано 638 875 машин).
ГАЗ-21 «Волга»
АПРЕЛЬ
Легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовой автомобиль ГАЗ-52 отмечены высшей наградой – Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе (Бельгия).
16 ЯНВАРЯ
Начат выпуск легкового автомобиля большого класса ГАЗ-13 «Чайка» (выпускался до 1981 г., всего собрано 3 179 машин).
ГАЗ-13 «Чайка»
17 НОЯБРЯ
Воспитанник спортивного клуба «Торпедо» В. Бушуев завоевал золотую медаль в тяжелой атлетике на XVII летних Олимпийских играх в Риме (Италия).
1961-1980
20 октября
7 февраля
7-9 февраля
Ю.А. Гагарин
Начат выпуск грузового автомобиля ГАЗ-52-01 (продолжался до 1992 г., всего собрано 1 006 923 машины).
30 апреля
ГАЗ-53А
1 июля
Начат серийный выпуск грузового автомобиля ГАЗ-66 (с 1984 г. – ГАЗ-66-11). Выпускался до 1999 г., всего собрано 964 979 машин.
10 октября
26 ноября
26 октября
Организовано металлургическое производство в составе кузнечного корпуса, рессорного, модельного и литейных цехов.
28 февраля
ГАЗ-53А
24 июля
4 сентября
Создан Заволжский завод гусеничных тягачей (приказ Министра автомобильной промышленности No 299), филиал ГАЗа с 04.10.1967 г.
сентябрь
ГАЗ-66
10 января
Создан завод коробок скоростей (приказ Министра автомобильной промышленности No 6), филиал ГАЗа с 01.08.1968 г.
сентябрь
Легковому автомобилю ГАЗ-24 «Волга» присуждена золотая медаль международной выставки в Пловдиве (Болгария).
ГАЗ-24 «Волга»
28 ноября
Автомобилю ГАЗ-66 впервые присужден Государственный Знак качества, впоследствии пятикратно подтвержденный.
ГАЗ-66
15 июля
Начат массовый выпуск легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (с 1985 г. – ГАЗ-2410, ГАЗ-2411). Впервые в истории отечественного автомобилестроения новая модель была запущена без остановки конвейера. Выпуск продолжался до 1992 г., всего собрано 1 479 389 машин.
сентябрь
Легковому автомобилю ГАЗ-24 «Волга» присуждена золотая медаль Международной ярмарки в Лейпциге (ГДР).
5 ноября
Группа специалистов ГАЗа (И.И. Киселев, Ф.Д. Чинченко, Г.И. Сомов, Н.М. Бондаренко, С.И.
Топорков, И.Д. Решетов, А.И. Корочкин, Н.П. Шубин) удостоена Государственной премии СССР за организацию поточно-массового производства новых машин (газовая центрифуга).
4 января
Указом Президиума Верховного Совета СССР автозавод награжден орденом Ленина за досрочное выполнение заданий пятилетнего плана восьмой пятилетки, успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей.
декабрь
Воспитанница спортивного клуба «Торпедо» А. Олюнина завоевала золотую медаль в лыжном спорте на IX зимних Олимпийских играх в Саппоро (Япония).
5 ноября
Группа работников автозавода (Б.С. Алешин, К.П. Булатов, Л.А. Цветов, М.Н. Бронштейн, И.Н. Зуев, Л.А. Пустеленин, В.В. Тациевский, Н.И.
Тюрин) удостоена Государственной премии СССР за разработку и внедрение новых конструкций подъемно-транспортного оборудования, высокоэффективной комплексной механизации погрузочноразгрузочных и транспортных работ и создание высокомеханизированных складов многоцелевого назначения.
26 ноября
17 ноября
14 февраля
4 ноября
Главный механик ЗКС А.Ф. Бушуев удостоен Государственной премии СССР за разработку, освоение производства и широкое внедрение в народное хозяйство СССР токарных многошпиндельных вертикальных полуавтоматов.
декабрь
Начато серийное производство представительского легкового автомобиля большого класса ГАЗ-14 «Чайка» (продолжалось до 1988 г., всего собрано 1 114 машин).
31 октября
Группа работников автозавода (Т.В. Попов, Ю.П. Заозер- ский, А.Е. Ермишин, А.Г. Сухов, В.В.
Зозин, Г.И. Волков) удостоена Государственной премии СССР за создание, промышленное освоение и внедрение медико-биологической препаративной ультрацентрифуги.
1981-2000
13 февраля
5 ноября
Токарь Д.И. Вершинин и кузнец-штамповщик Б.Н. Нестеров удостоены Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде, высокую эффективность и качество работы на основе совершенствования технологии производства.
6 ноября
25 декабря
апрель
ноябрь
11 августа
21 мая
Собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения, (выпускался серийно с 1990 по 1995 гг., всего собрано 28 158 машин).
30 июля
1 ноября
Штамповщица цеха крупной штамповки ПЛА В.И. Куликова удостоена Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде, большой личный вклад в повышение качества, надежности и долговечности выпускаемых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственной техники.
10 мая
31 октября
Руководители и работники завода: Ю.А. Ермаков, Н.А. Пугин, Л. Б. Нечиперович, А.С. Поляков, М.П. Зуев, Е.Р. Паркман, А.Г. Пархоменко, В.М.
Чураев, Е.М. Сидорин, М.К. Тарин, К.К. Чичагов удостоены Государственной премии СССР за создание и внедрение в производство универсальных автоматических формовочных линий для изготовления литых заготовок.
22 октября
Группа инженеров завода (И.С. Мухин, В.П. Рогожин, К.И. Громов, Н.А. Чертовский, А.М.
Нужин) удостоена Государственной премии СССР за разработку концепции, которая стала основой для создания автомобильной техники многофункционального назначения (гусеничный транспортер на базе шасси ГАЗ-3402/3403).
Созданы первые образцы легкового автомобиля ГАЗ-3105 «Волга» (выпускался серийно с 1992 по 1996 гг., всего собрано 55 машин).
30 октября
Бригадир слесарей сборочного цеха No 2 Ю.П. Осинин удостоен Государственной премии СССР за большой личный вклад в повышение технического уровня автомобилей.
29 декабря
февраль
ГАЗ-3309
11 декабря
Команда инженеров завода (Н.К. Валов, Л.П. Жилин, Е.М. Мурашкин, В.Л. Степнов, В.И.
Тюрин) удостоена Государственной премии СССР за работу в области транспортного машиностроения (за создание и внедрение в войсковую эксплуатацию и организацию производства бронированных машин высокой проходимости нового поколения БТР-80 (на базе шасси ГАЗ-5903/59032).
10 января
1 апреля
Начат массовый выпуск легкового автомобиля ГАЗ-31029 «Волга» (взамен ГАЗ-2410). Закончено производство в 1997 г., всего собрано 529 604 автомобиля.
ГАЗ-31029 «Волга»
8 апреля
20 июля
Начат массовый выпуск полуторанного грузового автомобиля ГАЗ-3302 «Газель», не имеющего аналогов в России. Проект по производству полуторки «ГАЗель» был признан одним из самых удачных в отечественном автомобилестроении и всей российской экономике XX века.
15 декабря
«ГАЗель» (ГАЗ-2705)
16 января
20 сентября
4 октября
15 декабря
12 апреля
В Крыму на автосборочном предприятии «КрымавтоГАЗ- сервис» собран первый легковой автомобиль ГАЗ-31029 «Волга». Началось освоение сборки легковых автмобилей ГАЗа за пределами Нижнего Новгорода.
11 мая
декабрь
10 сентября
ГАЗ-2217 «Соболь»
24 марта
9 апрель
24 мая
1 июля
10 декабря
Коллектив дизайнеров ГАЗа под руководством И.А. Безродных стал лауреатом Всероссийской выставки-конкурса «Дизайн-99» в номинации «Предметный дизайн» за развитие стилевой концепции Горьковского автомобильного завода.
декабрь
Начато производство легкового автомобиля ГАЗ-3111 «Волга» (выпускался до 2003 года, всего собрано 415 автомобилей).
24 апреля
Горьковскому автозаводу вручен сертификат соответствия системы качества сборочно-кузовного комплекса легковых и грузовых автомобилей национальным и международным стандартам ИСО-9002.
19 мая
ГАЗ-2217 «Соболь-Баргузин»
25 сентября
Малотоннажный автомобиль ГАЗ-2310 «Соболь» удостоен золотой медали LVI Международной технической выставки в г. Пловдиве (Болгария).
14 декабря
декабрь
2001-2021
ГАЗ-2217 «Соболь» признан лучшим отечественным фургоном года на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года.
Конструкторами ГАЗа завершена разработка нового полноприводного автомобиля повышенной проходимости многоцелевого назначения «Тигр». Автомобили «Тигр» сконструирован для использования в сложнопроходимых местах и на разных грунтах. В марте 2001 года впервые образцы автомобиля «Тигр» были представлены на выставке «IDEX» в г. Абу-Даби (Арабские Эмираты), а затем на МIMS-2002. Следом за этим вся инженерная документация была передана в стороннюю, не связанную с «Группой ГАЗ», компанию для дальнейшего серийного производства.
25 августа
Горьковскому автозаводу вручены дипломы международной выставки MIMS-2002: номинация «Автобус года» (автомобиль ГАЗ-322133 – «маршрутное такси»), второе место в номинации «Лучший фургон» (автомобиль ГАЗ-2705 – «комби»), второе место в номинации «Лучший внедорожный грузовик» (ГАЗ-33251 «Егерь»).
8 января
январь
Олег Дерипаска внедряет на автозаводе ГАЗ уникальную производственную систему. Благодаря новым подходам уровень производительности труда на заводе вырос в 4 раза. Создана система ценностей, которая вовлекает сотрудника в улучшения производственных процессов, делает его автором изменений на рабочем месте, заинтересованным в результатах своего труда. В дальнейшем предприятия из различных отраслей экономики перенимают этот опыт на ГАЗе.
21 января
16 февраля
Работники ОАО «ГАЗ» А.М. Бутусов, Б.П. Видяев, Ю.В. Кудрявцев, В.А. Малафеев, В.Л. Четвериков, В.М.
Чураев, В.Н. Шабаров удостоены премии Правительства РФ в области науки и техники за комплексную разработку и промышленное освоение в массовом производстве унифицированных семейств многофункциональных малотоннажных автомобилей «ГАЗель» и «Соболь», создание на их базе и внедрение в практику служб здравоохранения РФ нового поколения автомобилей скорой медицинской помощи.
28 февраль
Горьковский автозавод награжден золотой и бронзовой медалями IV Московского международного салона по инновациям и инвестициям за разработки в области экологии.
август
Воспитанница автозаводского спортклуба «Торпедо» Наталья Садова завоевала золотую медаль в соревнованиях по метанию диска на Олимпийских играх в Афинах.
сентябрь
Авторский коллектив завода (А.Г. Баранцев, А.Н. Моисеев, В.Н. Логинов, А.В. Стрелков, Е.В. Шпигун, Д.В.
Симанов) удостоен премии Нижнего Новгорода за разработку и внедрение производственной системы ГАЗ.
ноябрь
21 декабря
Начато производство среднетоннажного грузовика городского типа ГАЗ-3310 «Валдай» (выпуск завершен в декабре 2015 г.).
январь
На базе автозавода ГАЗ создан машиностроительный холдинг «Группа ГАЗ», выпускающий коммерческий транспорт и автобусы, двигатели и автокомпоненты. В результате преобразований, которые провел Олег Дерипаска, инвестиций в современные технологии и развитие кадровых ресурсов «Группа ГАЗ» стала ведущим производителем коммерческого транспорта в России. С этого времени все инженерные разработки и производственные мощности ориентированы только исключительно на создание и выпуск техники гражданского назначения.
4 августа
апрель
Горьковский автозавод приступил к выполнению госзаказа на поставку автомобилей скорой помощи медицинским учреждениям России. За полгода медики российских регионов получили 6 722 специализированных автомобилей.
сентябрь
В рамках конкурса журнала «Коммерческий транспорт» в номинации «Лучший фургон» победу одержал ГАЗ-2332, в номинации «Лучший специальный автомобиль» – пожарный автомобиль на базе среднего грузовика «Валдай».
декабрь
«Группа ГАЗ» стала обладателем национальной премии в области бизнеса «Компания года» в номинации «Машиностроение».
28 февраля
В Нижнем Новгороде открыт памятник инициатору стахановского движения в машиностроении – кузнецу Горьковского автомобильного завода Александру Бусыгину.
18 мая
Создан Объединенный инженерный центр «Группы ГАЗ», специалисты которого ведут полный цикл работ по созданию автотехники для всех предприятий компании: разработку концепции, стиля, планирование, прототипирование, моделирование и испытания, формирование процессов производства, инжиниринг, сертификацию.
25 июля
август
Автозавод ГАЗ представил на международной автомобильной выставке «ИНТЕРАВТО-2009» первый российский коммерческий автомобиль на электрической тяге – электромобиль «ГАЗель». Также была представлена битопливная модификация «ГАЗели», работающая на сжиженном газе и бензине.
4 февраля
Начато производство модернизированного коммерческого автомобиля «ГАЗель БИЗНЕС». В модель внесено более 20 конструктивных и более 100 производственно-технологических изменений.
апрель
август
Автозавод «ГАЗ» совместно с благотворительным фондом «Вольное дело» Олега Дерипаски стал организатором первых в России соревнований автомобилей-роботов «Робокросс». С этого времени «Группа ГАЗ» развивает направление автоматизированных и беспилотных транспортных средств и формирует перспективные инженерные кадры для разработки транспорта будущего.
23 декабрь
«Группа ГАЗ» подписала соглашение с компанией Daimler об организации производства коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на Горьковском автомобильном заводе (производство стартовало в 2013 году и осуществлялось до 2020 года).
февраль
«Группа ГАЗ» подписала соглашение с компанией General Motors о контрактной сборке на мощностях Горьковского автозавода автомобиля Chevrolet Aveo (производство стартовало в 2013 году и осуществлялось до 2015 года).
Подписано соглашение с компанией Volkswagen о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и Skoda на Горьковском автомобильном заводе.
21 июля
На заводе штампов и пресс-форм запущена передовая для российского автопрома технология – формование листового металла гидроэластичной средой. Новое оборудование – уникальный пресс Quintus Flex Form – применяется для создания деталей перспективных моделей.
октябрь
«Соболь-Бизнес» стал первым отечественным автомобилем, получившим премию «Автомобиль года в России», победа одержана в номинации «Легкие фургоны».
27 июня
Открыто совместное предприятие ГАЗа и компании Bosal, одного из ведущих мировых производителей систем выпуска отработанных газов.
Олег Дерипаска инициировал масштабную модернизацию производства в рамках подготовки к выпуску автомобилей нового поколения NEXT. Началось строительство новых цехов сварки, окраски, автоматической штамповки, внедрена новая система контроля качества. В современное оборудование и обновление модельного ряда ГАЗа инвестировано свыше 55 млрд рублей.
29 АВГУСТА
На Московском международном автосалоне состоялась премьера нового поколения легких коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT». Автомобиль отличается «легковой» управляемостью, высоким уровнем надежности и комфорта, оснащен современными системами безопасности, сохранив при этом отличную функциональность и лучшую в своем классе стоимость владения.
Новое поколение легких коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT»
6 декабря
На автозаводе «ГАЗ» началось серийное производство автомобилей Skoda и VW. В рамках проекта на предприятии построены новые сборочный и сварочный цеха, модернизирован окрасочный цех, внедрена система контроля качества Volkswagen. Стороны инвестировали в проект свыше 300 млн евро. На предприятии создано свыше 3 тыс. высокотехнологичных рабочих мест.
декабрь
Открыто сборочное предприятие в Турции
9 апреля
Началось серийное производство коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT» . Выпуск новой линейки стартовал с бортовой модели. В дальнейшем на автозаводе «ГАЗ» создана полная линейка коммерческой техники поколения NEXT полной массой от 3,5 до 10 т.
15 июля
В рамках сотрудничества с компанией Daimler начато производство автомобилей Mercedes-Benz Sprinter (проект завершен в 2020 году).
15 октября
Начато серийное производство автомобилей «ГАЗель БИЗНЕС» с двигателем на сжатом природном газе. С этого момента «Группа ГАЗ» наращивает производство автомобилей и автобусов на газовом топливе и занимает ведущие позиции в России по выпуску газомоторного транспорта.
31 октября
Бренд «ГАЗель» вошел в рейтинг самых дорогих брендов России по результатам исследования, проведенного международным бренд-консалтинговым агентством Interbrand. Стоимость бренда составила 38,5 млрд рублей.
с 2013
Автомобили «ГАЗель NEXT», «Соболь», «ГАЗон NEXT» участвуют и побеждают в престижных международнвых и российских спортивных соревнованиях по ралли-рейдам: «Шелковый путь», Africa Eco Race, «Золото Кагана», «Северный лес» и других.
февраль
24 марта
Автомобили «ГАЗель NEXT» комплектуются новыми бензиновыми двигателями EvoTech 2.7 производства Ульяновского моторного завода.
11 сентября
ГАЗу вручен специальный приз конкурса «Лучший коммерческий автомобиль России» как лидеру в освоении российского рынка коммерческих автомобилей.
19 сентября
28 октября
«Группой ГАЗ» и шведской компанией Bulten открыто на мощностях ГАЗа совместное предприятие по производству крепежа, соответствующего мировым стандартам качества.
сентябрь
Обновленный логотип бренда ГАЗ
27 октября
Фургон «ГАЗель NEXT»
Фургон «ГАЗель NEXT» занял первое место в рейтинге «Топ-5» Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.
сентябрь
В рамках программы развития экспорта создается компания GAZ International, занимающаяся реализацией продукции ГАЗ на зарубежных рынках. Компания впервые представила на международной выставке IAA-2016 в Ганновере (Германия) линейку автомобилей семейства NEXT.
Выставка IAA-2016 в Ганновере
октябрь
«Группа ГАЗ» представила новые модели автомобилей «ГАЗель NEXТ CNG» и «ГАЗон NEXT СNG», работающие на сжатом природном газе.
На Международном автобусном салоне Busworld Russia в Москве представлен 17-местный микроавтобус «ГАЗель NEXT» на базе цельнометаллического фургона. В декабре начата продажа нового микроавтобуса на территории России, а также в странах СНГ.
26 октября
декабрь
«Автозавод ГАЗ» стал победителем номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы» в рамках конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
1 января
февраль
Представлены прототипы электромобиля и беспилотного автомобиля с автоматизированной системой управления на базе «ГАЗель NEXT».
апрель
18 апреля
Марка ГАЗ заняла первое место по результатам исследования удовлетворенности автомобильных дилеров (Dealer Satisfaction Index, DSI), которое ежегодно проводит компания Ernsthttps://museum.gaz.ru/history/gaz-history/» target=»_blank»]museum.gaz.ru[/mask_link]
Горьковский автозавод
31 мая 1929 год. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР и американская фирма Ford Motor Company заключают соглашение о технической помощи по организации массового производства легковых и грузовых автомобилей в стране. Прототипами для производства были выбраны модели Ford-A и Ford-АА.
Уже 1 января 1932 Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА .
Позже он получает название ГАЗ-АА.
В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».
Первые автомобили изготавливались по чертежам американской фирмы Ford. Однако они уже изначально несколько отличались от американских прототипов. Так на ГАЗовских машинах были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую. Сочетая фордовские патенты наработкой собственных решений, конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе полуторки ГАЗ-АА. Так в 1933 году увидел свет 17-местный автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на автосборочном заводе № 1. Позже данное предприятие было переименовано в Горьковский автобусный завод.
В 1934 году появились 2-тонный трёхосный грузовик ГАЗ-ААА с колесной формулой 6Х4.
И 1,2-тонный самосвал ГАЗ-410.
В 1938 году модернизировали 50-сильный грузовик ГАЗ-ММ и запустили в серию, газогенераторный 1-тонный грузовик ГАЗ-42.
А так же полугусеничный грузовик ГАЗ-60
Нашлось в производственной программе и место санитарному автомобилю ГАЗ-55.
В 1933 году на базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной от полуторки и металлической платформой позволяющей перевозить груз массой до 500 кг. Выпускалась модель на Горьковском автосборочном заводе.
17 апреля 1935 года, ГАЗ стал первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей. С конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Им стал легковой ГАЗ-А. В соответствии с соглашением, ГАЗ продолжал получать техническую поддержку от Ford Motor Company на протяжении ещё 5 лет после пуска завода. Именно благодаря этому сотрудничеству завод получили документацию на модель Ford Model B, 1933 модельного года.
Модель была принята для производства на ГАЗе, но с достаточно серьёзными доработками по требованиям эксплуатации в СССР. Среди особенностей М-1 по сравнению с предыдущей моделью, ГАЗ-А, «Эмка» имела практически полностью металлический кузов, более жёсткую лонжеронная рама с X-образной поперечиной более совершенная и, что немаловажно более живучую подвеску на продольных рессорах, автоматическое опережение зажигания, лучше отделанный и оборудованный салон.
Так в частности регулируемое вперёд-назад переднее сиденье, электрический указатель уровня топлива, противосолнечные козырьки, вентиляция кузова четырьмя поворотными «форточками в боковых окнах. В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного седана ГАЗ-М-1 , известного как «Эмка». Буква «М» в индексе модели возникла не случайно.
Дело в том что в то время завод стал носить имя тогдашнего главы правительства СССР— Вячеслава Михайловича Молотова, а «1» — порядковый номер модели. Буква «М» оставалась в обозначениях продукции завода вплоть до конца пятидесятых — начала шестидесятых годов. В 1937-38 гг. автомобиль получил зловещую кличку «Чёрный ворон» в связи с тем, что использовался НКВД для арестов «врагов народа». пришедшиеся на пик Сталинских репрессий.
Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской легковой моделью. На базе «Эмки» был создан ряд серийных модификаций в том числе и первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым кузовом ГАЗ-61-73.
Позже внедорожная тема была продолжена армейским командирским полноприводным автомобилем ГАЗ-64. Первый автомобиль был выпущен в августе 1941 года.
В начальный период войны завод освоил выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В октябре 1941 года начал выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик. Также той же весной на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64.
В 1943 году были освоены бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67. Танковое конструкторское бюро ГАЗ в течение второй половины 1942 года работало над усилением ходовой части Т-70,
Чтобы устранить самый главный его недостаток — одноместную башню. Результатом этой работы стал принятый на вооружение лёгкий танк Т-80 с двухместной башней.
В тот же период был освоен модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время.
Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения. Ведущую роль в конструировании советских автомобилей повышенной проходимости сыграл конструктор Виталий Андреевич Грачёв, удостоенный за создание броневика БА-64 Сталинской премии за 1942 год. По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в 1946 году в серию пошла «Победа» ГАЗ-М-20. «Победа» стала знаменита прежде всего благодаря оригинальной форме кузова, который создавал очень малое аэродинамическое сопротивление, всего 0,34.
ГАЗ-М-20 стала первым советским автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом без крыльев. Машину отличали независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, навеска дверей на передних петлях. В комфортабельном салоне с отопителем свободно размещались 5 человек. Стоит отметить, что все «Победы» комплектовали радиоприемниками.
В том же году увидел свет и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51, работы по проектированию которого начались еще в 1943 году.
В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано в Ульяновск. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47.
В 1948 году освоен полноприводный грузовик ГАЗ-63,
а в 1949-м создан прототип ГАЗ-69.
В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ», и его модификации.
В том же году началось серийное производство бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40).
В 1953—1954 годах было освоено производство ГАЗ-69 и ГАЗ-69А позже переданный на Ульяновский автомобильный завод, а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом ГАЗ-М-72 «Победа» на агрегатах ГАЗ-69.
В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций.
Для многих людей «двадцать первая» стала символом целой эпохи. Передовая для своего времени, она и сейчас имеет огромное количество поклонников. В последнее время наблюдается повышение интереса к этой модели со стороны коллекционеров. Не менее модны и «хот-роды» на базе «двадцать первой», да и конвейерные оригинальные машины все еще попадаются на глаза. Последнее лишний раз подтверждает, что «Волга» ГАЗ-21 относится к числу культовых автомобилей.
А в 1959-м «ЗИМ» сменила «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двадцати лет. В техническом отношении конструкции «Чайка» представляла несомненный интерес благодаря целому ряду новшеств. Машина оснащалась V-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 195 л.с., четырехкамерным карбюратором, гидроусилителем руля, гидромеханической коробкой передач. Управление переключением передач было кнопочным, а антенна радиоприемника выдвигалась автоматически.
Оборудование кузова включало: электрические стеклоподъемники, омыватель ветрового стекла, радиоприемник с автоматической настройкой, противотуманные фары и многое другое. Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузины ГАЗ-13А и кабриолеты ГАЗ-13Б
В 1958 году коллективу конструкторов и дизайнеров ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовика ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе была присуждена высшая награда — Гран-при. Однако в реалиях, освоение производства грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 затянулось.
В этом же году для нужд Советской армии был освоен десантный 1,2-тонный грузовик ГАЗ-62 с кабиной над двигателем.
В 1960-е завершилось обновление линейки грузовых автомобилей. Вставшие на конвейер ГАЗ-52 , ГАЗ-53 и ГАЗ-66 образовали третье поколение грузовых автомобилей ГАЗ. На ГАЗ-53 и ГАЗ-66 начали устанавливать новые силовые агрегаты с мощной V образной восьмеркой . Полноприводный грузовик двойного назначения
ГАЗ-66 был первым среди автомобилей СССР удостоен Государственного знака качества. Автомобиль не напрягаясь мог перевозить две тонны груза и буксировать прицеп общей массой две тонны. Изменяя давление в шинах и включая одну из восьми передач, водитель легко справлялся с бездорожьем.
На сухом твердом грунте ГАЗ-66 преодолевал подъемы крутизной до З7 градусов, а на песчанном сыпучем — 22 градуса. Машина имела ряд новшеств, таких как: гипоидная главная передача, цельнометаллическая грузовая платформа, откидывающаяся вперед кабина, гидроусилитель руля, омыватель лобового стекла и др. Благодаря своим выдающимся эксплуатационным качествам, ГАЗ-66 быстро завоевал признание как у военных так и у гражданских водителей. Нарекание вызывало лишь расположение кулисы коробки переключения передач. В связи с оригинальной компоновкой, рычаг располагался фактически за водителем, и даже сильно изогнутая кулиса не давала должного эргономического комфорта при переключении передач.
В это же время на заводе налажено серийное производство БТР-60, который и впоследствии который в последствии не раз модернизировался и активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на сегодняшний день, уже БТР-80, состоит на вооружении приблизительно 26 государств. Кстати, прототип, от первых серийных БТР-60, отличался двигательной установкой. Это был карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощности в 90 л. с., которого явно не хватало для 10-тонной машины. Попытка установить вместо него дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не увенчалась успехом — двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму, что было недопустимо для амфибии. В отсутствие других подходящих силовых установок, было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста и в случае выхода из строя одного из силовых агрегатов позволяло оставаться боевой машине на ходу.
В 1970 года началось массовое производство ГАЗ-24, сменившая ГАЗ-21. Автомобиль был отмечен наградами: золотыми медалями на Международных выставках в 1969 году в Пловдиве (Болгария) и в 1970 году в Лейпциге (ГДР). «Двадцать четвертая» отличалась строгостью форм, простотой, величием и всегда была воплощением достоинства и престижа. Высокая прочность кузова и ходовой части ГАЗ-24 сделала этот автомобиль незаменимым для работы в качестве «такси». С 98-сильным двигателем ГАЗ-24 развивал скорость до 140 км/час, и разгонялся до 100 км/час за 23 секунды, против 34 секунд у ГАЗ-21. Производство же ГАЗ-21 было полностью свёрнуто в июле 1970-го.
В 1977 году начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса. Этот автомобиль славился, по тем временам, высоким техническим уровнем и комфортом.
Также в 1970-е годы, была проведена реорганизация производства: 24 августа 1971 года на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение «АвтоГАЗ». В 1973 году оно переименовано в ПО «ГАЗ», в состав которого вошли 11 заводов. В это же время начинается разработка нового поколения грузовых автомобилей ГАЗ с дизельными двигателями. Попутно намечается существенная модернизация «Волги».
В 1980-е годы, руководствуясь намеченным планом, ГАЗ начинает работу над грузовиком четвёртого поколения и дизельным двигателем для него. В 1984 году был собран грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения.
Переход на дизельное топливо в 1980-х годах стала приоритетным направлением развития предприятия. Проводимая в связи с этой программой реконструкция оказалась самой значительной за всю историю завода. Однако на фоне этой реконструкции в производстве легковых автомобилей наметился определённый застой. Увы, но появившаяся в 1981 году «Волга» ГАЗ-3102 не стала принципиальной новинкой, а лишь глубоким рестайлингом «24-той».
К тому же объёмы её производства были ограничены несколькими тысячами в год. В то же время модернизированная «двадцать четвертая», получившая индекс ГАЗ-24-10, продолжает поступать в таксопарки и в ограниченном количестве продаваться частным владельцам.
И лишь в конце 1980-х началась разработка принципиально нового семейства легковых автомобилей с передним и полным приводом. Первым началось проектирование представительского седана ГАЗ-3105, который впоследствии выпускался ограниченной серией.
Предназначенные для массового производства седаны ГАЗ-3103 (передний привод) и ГАЗ-3104 (полныйпривод) из-за кризиса в 1990-х, увы так и не стали серийными. В конце «восмидесятых» на волне перестройки на заводе начались работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн для нужд только зарождавшегося тогда малого бизнеса. Благодаря системе конструирования САПР и ускоренной процедуре испытаний будущее семейство «Газель» встало на конвейер в рекордно короткие сроки — ещё в первой половине 1990-х. Проектная мощность и выпуск автомобилей заводом к концу советского периода превышали 200 тысяч в год, около половины из числакоторых составляли легковые автомобили.
После развала СССР ГАЗ стал одним из первых крупных предприятий страны, попытавшихся адаптироваться к новым рыночным условиям. В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО). Огромный со времён СССР спрос на легковые автомобили позволил ГАЗу увеличить выпуск «Волги» в 1,8 раза, попутно осуществляя ее постоянную модернизацию.
Так, в 1992 году появился седан ГАЗ-31029, отличавшийся от прежней модели ГАЗ-24-10 исключительно осовремененным дизайном передней и задней частей кузова.
Параллельно на базе «Волги» был создан развозной пикап ГАЗ-2304 «Бурлак», так и не пошедший в серию по причине резкого увеличения выпуска легковой модели.
Не нашел своего массового потребителя и седан бизнес-класса ГАЗ-3105, намечавшийся на место «Чайки». Высокая стоимость, которая была обусловлена,прежде всего, с отсутствием отечественных технологий производства, современных комплектующих и аксессуаров, а также всё усиливающейся конкуренцией со стороны престижных иномарок фактически убили проект.
А вот появившийся в июле 1994 года малотоннажный грузовик «Газель» полной массой 3,5 т, наоборот стал самой востребованной малотоннажной серией в зарождающемся классе LCV, чрезвычайно популярном у мелкого и среднего бизнеса, став, таким образом, спасителем предприятия и обеспечив ему достаточно устойчивые перспективы развития. Не менее востребованным стал и микроавтобус ГАЗ-32213 семейства «Газель». Освоенный весной 1996 года, он стал основным видом общественного транспорта в крупных городах, а именно маршрутным такси.
В 1997 году увидела свет очередная модернизированная «Волга». Машина получила индекс ГАЗ-3110.
В том же году ГАЗ приобрёл лицензию у австрийской компании Steyr на производство малолитражных дизельных двигателей для легковых автомобилей, микроавтобусов и лёгких грузовиков. Попутно в 1997 году ГАЗ заключил соглашение с итальянским концерном Fiat о создании совместного предприятия под названием «Нижегород-моторс» по сборке легковых автомобилей Fiat. Во второй половине 1998 года в производство было запущено второе семейство малотоннажных грузовиков и микроавтобусов ГАЗ «Соболь» полной массой до 2,8 т.
В 1999 году легендарная «Шишига» ГАЗ-66, выпущенный почти миллионным тиражом, был сменен более современным ГАЗ-3308 «Садко», также принятым на вооружение Российской армии.
В 1998 году на заднеприводной платформе «Волга» был разработан «переходный» седан ГАЗ-3111, призванный укрепить позиции ГАЗа в бизнес-классе. Однако после 1998 года стоимость модели ГАЗ-3111 оказалась слишком высокой для рынка. Всего было выпущено около 500 автомобилей. Однако были ещё и предсерийные образцы (до 2000 года), которые собирались до выхода автомобиля в серию.
На них в «УКЭР ГАЗ» производились различные испытания. В связи с чем точное количество выпущенных автомобилей не известно.
Дефолт 1998 года увы так и не позволил стать массовыми таким автомобилям как ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и ГАЗ-3106 «Атаман-2».
В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент», Олега Дерипаски. В 2001 году ОАО «ГАЗ» вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отведена роль головного предприятия.
В 2005 году предприятие смогло освоить серийный выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», а общее оживление экономики повысило спрос и на традиционные среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307, 3309 и ГАЗ-3308 «Садко».
Дивизион «LCV» в 2006 году был увеличен за счёт приобретения «Группой ГАЗ» английской фирмы LDV Group, специализирующейся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus полной массой до 3,5 т. В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в Нижнем Новгороде фургонов и микроавтобусов Maxus из английских комплектов. По мере локализации и перехода на технологию крупноузловой сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год, но из-за кризиса и банкротства LDV проект до этой стадии так и не дошёл и был свёрнут в середине 2009 года.
Из-за конфликта по ценам на двигатели с ЗМЗ в 2006—2008 годах часть выпуска «Волг», «Соболей» и «ГАЗелей» оснащалась импортными двигателями Chrysler 2,4 л. В июне 2007 года был осуществлен рестайлинг салона «Волги» ГАЗ 31105 и 3102, но падение спроса на морально устаревшие модельный ряд и кризис заставили ГАЗ свернуть в конце 2008 года производство данных моделей. В развитие легкового модельного ряда «Группа ГАЗ» купила в 2006 году у концерна DaimlerChrysler сборочное предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившее среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus. На оборудовании, вывезенном из Америки, с июля 2008 года был организован выпуск собственной модели сегмента Е, Volga Siber. Объём производства Volga Siber предполагался в количестве 65 тыс. в год, но модель оказалась непопулярной, и после выпуска 8,7 тыс. автомобилей сборка была свёрнута в конце 2010 года.
Для сохранения продаж лёгких коммерческих автомобилей ГАЗ разработал удешевлённую до $6 000 версию «Газель» с двигателем УМЗ-4216 и облегчённой кабиной. Однако модель не пользовалась спросом — была выпущена лишь ограниченная партия около 700 машин.
В феврале 2010 года «Группа ГАЗ» начала серийный выпуск модернизированных семейств лёгких коммерческих автомобилей «Газель-Бизнес» и «Соболь-Бизнес». А в июле «Группа ГАЗ» начала серийный выпуск дизельной модификации автомобиля «Газель-Бизнес».
В октябре этого же года ГАЗ объявил о начале производства 4-тонной версии ГАЗ-33106 с двигателем Cummins.
В начале февраля 2011 года «Группа ГАЗ» и американский концерн GM подписали соглашение о контрактной сборке на мощностях ГАЗ нового поколения модели Chevrolet Aveo. На данный момент автомобиль выпускается в кузове седан и хетчбэк.
В середине июня 2011 года Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали cоглашение на восемь лет о контрактной сборке 110 000 легковых автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Соглашение подписано в рамках перехода Volkswagen на новый режим промсборки автомобилей в России. Сборка моделей VW Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia осуществляться на базе линии Volga Siber.
Производство легковых моделей собственной разработки ГАЗ в ближайшее время пока не планирует. 9 апреля 2013 года было запущено серийное производство автомобиля «Газель Next», которая является «Газелью» второго поколения. Изначально этот автомобиль был разработан с целью экспорта в другие страны. Планируется начать экспорт этих автомобилей с Турции, Польши и Германии. Выпуск «Газели Next» будет идти параллельно, вместе с выпуском «Газели Бизнес».
Источник: 5koleso.ru
История Волжского Автомобильного Завода
История создания ВАЗ началась в 1967 г, с сооружения гиганта автомобилестроения в СССР – Волжского автомобильного завода. 20 июня 1966 г. Советом министров и ЦК КПСС, город Тольятти, Самарская область, был выбран среди потенциальных 54 участков. В нем начали строительство крупнейшего в бывшем Союзе завода по производству легковых автомобилей.
История создания ВАЗа связана с зам. министра по автопромышленности В.Н. Поляковым, которого назначил Совет министров ген. директором создаваемого завода автомобилестроения. Главным конструктором ВАЗа стал — В.С. Соловьев В.С. В г.Тольятти на возведение предприятия были направлены тысячи молодых специалистов.
Предоставил техн. проект для строительства итальянский концерн Фиат. С ним подписали соглашение на поставку технологического оборудования с последующим обучением специалистов.
Фиат-124- тот самый прототип «копейки»
Формирование трудовых коллективов заводских цехов началось уже через 1 год с начала строительства. На АвтоВАЗ шли в основном работать люди, которые участвовали в возведении предприятия и монтаже оборудования.
Запуск мощного и большого завода планировали осуществить в ограниченные сроки.
На примерно 844 машиностроительных предприятиях Союза, 900 заводах других соц. стран, а также компаниями Германии, Италии, США, Англии, Франции изготовляли производственное оборудование для Тольяттинского завода.
Благодаря приложенным усилиям и тяжелому труду, строительство автомобильного завода завершили на 3 года раньше, чем планировали.
В апреле 1970 г.на ВАЗе были спущены с конвейера первые шесть машин «Жигули» – VAZ-2101, основой которым послужил итальянский Фиат-124. При производстве автомобиля VAZ-2101 использовались исключительно советские материалы и комплектующие.
ВАЗ-2101, прозванный в народе «копейка»
Первая очередь ВАЗа, принята и запущенна в эксплуатацию в марте 1971 г, в планах — создание 220 тыс. машин в год. Уже в 1972 г. производственные мощности удвоили, была запущена вторая очередь, рассчитанная на создание 220 тыс. машин за год.
История автоВАЗа гласит, что самая первая модель машин ВАЗа была доступной для потребителей рынка в Советском союзе и считалась маломощной, объем четырех — цилиндрового двигателя равнялся 1,2 л, а мощность составляла 62 л.с. при 5600 оборотов в мин. Макс. скорость была – 140 км. «Жигули» в сравнении прототипом Фиат -124, имели задние барабанные тормоза (более прочные и стойкие к загрязнениям), а не дисковые.
Были приняты во внимание и советские дороги, дорожный просвет на копейке увеличили, а кузов и подсветку усилили. Первая модель в последующие годы дорабатывалась разработчиками и меняла свои комплектующие. Первозданная модификация ВАЗ-2101 производилась до 1982 г. и являлась поистине «народным» автомобилем.
Вскоре запускается в производство вторая модель ВАЗа – «Жигули» 2102 универсал. Это авто ничем не отличалось от предыдущей, кроме строения кузова, он получил форму универсала. Этот грузопассажирский вариант особенно приглянулся дачникам.
ВАЗ-2102 в музее АвтоВАЗ
Грузоподъемность ВАЗ-2102 была увеличена, в сравнении с седаном, на 30 кг, что составило – 430 кг. Значительно увеличился объем багажника.
В 1972 г. на Волжском автозаводе начался выпуск ВАЗ-2103, который стал более мощной машиной. Третья модель ВАЗа оснащалась двигателем V 1,5 л и мощностью 71 лошадей при 5600 об. в минуту. А максимальная скорость равнялась 152 км в час. Разгон происходил за 17 с. до 100 км в час. При таких характеристиках ВАЗ-2103 был по тем временам вполне конкурентоспособным на европейском рынке.
Конструкторы ВАЗа постоянно усовершенствовали выпускаемые автомобили. В результате чего в 1980 г. появляется машина второго поколения заднеприводной линейки — ВАЗ-2105. Он сменил на конвейере ВАЗ-2101. Пятерка была оснащена двигателем V 1,3 л. и мощностью мотора 63 л. с.
В истории ВАЗа считается знаменитой дата – 1976 г, когда спустили с конвейера самую популярную модель ВАЗ-2106. Эта машина сменила на конвейере ВАЗ-2103. Выпускался ВАЗ-2106 до 2006 г, и за те 30 лет производства конструкцию автомобиля немного изменяли. Тем самым поддерживая популярность модели и продляя ее существование на отечественном рынке.
Запуск в производство ВАЗ-2107, которая считается последней моделью ряда «классики», завод запустил в 1982 г. Основой для нее послужил ВАЗ-2105.
1984 год знаменует начало производства переднеприводных клиновидных «Самар» — ВАЗ-2108. Данный 3-дверный хэтчбек произвел настоящий фурор на отечественном рынке автомобилей и стал основой новой эпохи выпуска Волжским заводом автомобилей переднего привода.
ВАЗ-2108, знаменитое «зубило»
«Спутник» 5-дверный ВАЗ-2109 сошел с конвейера через три года, в 1987 г. Девятка считалась более солидной, а наличие пятой двери сделало её автомобилем еще и семейного варианта. Завидные динамические качества, высокая максимальная скорость, мощные бампера и хорошая управляемость на любом дорожном покрытии – явные достоинства машин «Самара и Спутник». Из недостатков у этих моделей: в сравнении с классикой ВАЗ — уменьшение пригодности авто к быстрому ремонту, ухудшилась немного эргономика педалей, уязвимыми стали картер двигателя и маслоприемник.
Последнюю модель, которую ВАЗ выпускал до развала СССР, была четырехдверная модификация девятки с кузовом седан — ВАЗ-21099.
История по созданию ВАЗ-2110 (Лада 110) происходила в очень тяжелые годы кризиса, который наступил в постсоветское время. Из-за этого модель 2110, которую создавали еще в 1989 г, поступила на конвейер с задержкой, производство началось в 1992 г. Выпуск четырехдверного седана десятки состоялся автозаводом в 1995 г. После чего Волжский автозавод начал увеличивать производство машин, возвращаясь к прежним показателям продаж. 110 оснащалась двумя видами моторов: восьми-клапанным с V 1,5 л. и мощностью мотора 79 л.с и 16-клапанным V 1,6 л. и мощностью мотора 92 л.с. Данная модель составляла конкуренцию таким машинам иностранного производства, как Daewoo Nexia, Audi 80 или Opel Astra.
В 1997 г. запустили в производство четырех дверный седан ВАЗ 2115 – рестайлинговый наследник ВАЗ-21099.
Выпущенная модель имела более комфортный салон, другие задние фонари, молдинг дверей, спойлер, а также крышку багажника, которую оснастили дополнительным стоп сигналом, а бампера окрашивались в цвет кузова.
Лада Калина, по европейской классификации, отнесена к верхнему сегменту в классе «В», а Лада Приора — отнесена к классу «С». Производство Калины с кузовом седан начали в 2004 г. Калина универсал сошла с конвейера через год. В 2006 г. начался выпуск Лада Калины хэтчбек.
Источник: auto.mirtesen.ru