Теперь застройщикам запретят привлекать средства дольщиков напрямую, а финансировать строящиеся объекты будут банки. 21 декабря 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту по переходу от долевого строительства жилья к проектному финансированию, разработанную совместно Минстроем, Минфином, АИЖК и Банком России по поручению главы государства Владимира Путина. Реализовать программу мероприятий запланировано до 2021 года.
Представители власти объясняют нововведение необходимостью окончательно решить проблему обманутых дольщиков: несмотря на ужесточение требований к застройщикам по 214-ФЗ, строящиеся объекты продолжают «замораживать», а средства инвесторов используются не по назначению. Статистика Генпрокуратуры нарушений в сфере долевого строительства неутешительна: число зарегистрированных преступлений с 2016 по 2017 год выросло на 20%: с 511 до 634 прецедентов.
В отличие от долевого строительства, в котором застройщик привлекает «бесплатные» средства граждан, проектное финансирование предполагает предоставление банковских кредитов. В схеме «застройщик – покупатель» появится промежуточное звено – банк, который будет аккумулировать инвестируемые деньги на счетах, распоряжаться финансовыми потоками, осуществлять контроль деятельности застройщика вплоть до завершения строительства объекта.
Через пять лет в России могут запретить долевое строительство
Риски покупателя перекладываются на финансово-кредитное учреждение. В случае срыва сроков строительства или банкротства застройщика вложенные деньги вернут инвестору, а объект могут передать более надежному девелоперу.
Сама возможность размещать деньги дольщиков на эскроу-счетах предоставлена застройщикам с 1 июля 2017 года (ст. 15.4–15.5 № 214-ФЗ). В течение 3 лет у девелопера будет выбор – пользоваться новым способом финансирования или заключать договоры долевого участия. Предполагается, что после 2021 года условие станет обязательным, – дольщики не будут платить застройщику напрямую, средства депонируют банки вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию, а строительство будет вестись за счет личных средств строительных компаний и денег, полученных от банков, в том числе по целевым кредитам.
План Минстроя будет реализован постепенно – в несколько этапов. В 2018 году планируется разработать законы и подзаконные акты, направленные на регулирование введения механизмов проектного финансирования. Изменения будут внесены в закон о регистрации недвижимости, о страховании вкладов физических лиц, закон о банкротстве и налоговый кодекс, нормативные акты Центробанка. Сначала нововведение «испытают» на добровольных участниках программы, а «точкой невозврата» реформы долевого строительства, или фактической его замены проектным финансированием, согласно плану, станет 1 июля 2019 года.
Грядущая реформа в сфере долевого строительства взволновала участников рынка. К нововведениям относятся скептически не только застройщики, обжегшиеся дольщики опасаются, что и здесь будут подводные камни. На сайте РИА «Недвижимость» повели анонимный опрос, с целью выявить настроения общественности. Только пятая часть проголосовавших полностью поддерживают запрет долевого строительства, 50% информантов настроены категорически, еще 24% обеспокоены возможным скачком цен на жилье.
Запрет на долевое строительство
Застройщики могут не понимать смысл радикального нововведения на фоне череды уже введенных ужесточающих изменений в закон о ДДУ последних лет. Действительно, с 1 июля 2017 года требования к девелоперам стали строже: застройщик уже сейчас в ряде случаев не может принимать деньги от дольщиков.
В частности, если состоит в реестре недобросовестных застройщиков, находится в процессе ликвидации или банкротства, имеет долги по налогам и сборам свыше 25 % балансовой стоимости активов. Существенно вырос размер уставного капитала с 10 000 рублей до десятков миллионов, в зависимости от объемов строительства. Появился Единый реестр застройщиков и специальный фонд защиты прав участников долевого строительства. Если в существующих условиях лишить застройщиков беспроцентных инвестиций дольщиков, на рынке останутся только крупные финансово устойчивые строительные организации, которые и раньше добросовестно исполняли обязательства перед дольщиками. Шанс малым и средним компаниям остаться на рынке может предоставить Центробанк, если предложит приемлемые ставки по долгосрочным кредитам, к примеру в районе 5-6%.
Главное опасение покупателей – повышение цен на квартиры в новостройках. Следствием запрета долевого строительства недвижимости станет утрата преимущества авансовой покупки, когда на этапе котлована приобрести жилье можно на 20–30% дешевле итоговой рыночной стоимости. Кроме того, издержки, связанные с новым порядком финансирования, девелоперы вынужденно перенесут на плечи покупателя, включив издержки в стоимость жилья. С другой стороны, банки несут все риски, и покупатель ничем не рискует.
Возможно, с целью предотвратить массовые банкротства строительных организаций и рост цен на жилье законодатель обратит внимание на зарубежный опыт и предусмотрит возможность получения застройщиками денег по частям с эскроу-счетов по мере выполнения строительных работ, а проценты по кредитам позволит выплачивать после сдачи объекта в эксплуатацию.
Покупателю, желающему инвестировать в долевое строительство, лучше поторопиться и сделать это до реформы. На тех, кто уже подписал договор долевого участия, изменения никак не повлияют, так как закон обратной силы не имеет.
Источник: www.dp.ru
Долевое строительство жилья отменят с 2020 года
В июле вступил в силу Федеральный закон N 236-ФЗ с новыми требованиями к страхованию гражданской ответственности застройщика, а власти предложили с 2020 года отменить долевое строительство жилья по закону N 214-ФЗ.
В «переходный период» с 2016 по 2020 год продавать квартиры в строящемся жилье можно будет только с использованием специального банковского счета по трехсторонним договорам дольщика, банка и застройщика, с 2020-го продажа квартир в строящихся домах будет запрещена, а с рынка могут уйти небольшие страховые компании. В правительстве полагают, что покупка готового жилья решит проблему обманутых дольщиков и не приведет к существенному повышению цен на недвижимость. Сколько будет стоить страхование, сейчас тоже неизвестно, зато известно, кто за это заплатит. Так ли это на самом деле и какие последствия ждут рынок жилой недвижимости?
Долевое строительство, вероятно, самый выгодный для дольщика, но и высокорисковый способ приобретения жилья. Застройщик может обанкротиться, не введя дом в эксплуатацию, и заплативший за будущую квартиру дольщик останется без этой квартиры и без денег.
Без сомнения, продажа готовых квартир в сданных домах полностью исключит риск недостроя оплаченной покупателем будущей квартиры. Но стоит ли ради этой благой цели полностью отказываться от работающего механизма долевого строительства (согласно данным Росреестра, только за 9 месяцев 2014 года зарегистрировано 560 тыс. ДДУ, в январе — сентябре 2013 года — 392 тыс. ДДУ), позволяющего гражданам решать свою жилищную проблему? Отказ от долевого строительства может сделать жилье недоступным для многих категорий граждан.
Возможно, более рационально было бы сохранить долевое строительство, усилив надзор за целевым использованием средств дольщиков и ходом строительства? Отмена долевого строительства не устранит проблему недобросовестных застройщиков, получающих средства граждан по «вексельным схемам» и т.п. сомнительным конструкциям. К возможным негативным последствиям отмены долевого строительства относятся: удорожание строек, вытеснение с рынка небольших и средних застройщиков. Единственный очевидный выгодоприобретатель от предлагаемых изменений — крупные банки, которые от новых правил смогут получить дополнительную ликвидность.
Заверения о сохранении цен на квартиры на существующем уровне, к сожалению, ничем не подкреплены. Во-первых, если финансирование строительства будет полностью заемным, а свои средства инвесторы вкладывают очень редко, то это автоматически повысит стоимость квадратного метра.
Простая арифметика — чем больше вложено в проект кредитных средств, чем дольше на них начисляются проценты, тем выше будет стоимость жилья. Во-вторых, отмена долевого строительства вытолкнет с рынка большое количество застройщиков среднего звена, работающих только по ДДУ. Это, в свою очередь, уменьшит конкуренцию на рынке, как следствие — повысит цены на квадратные метры.
В-третьих, кредитное финансирование через банки усложнит сам процесс строительства жилья, и застройщики вынуждены будут перезакладываться на издержки, связанные с получением заемных средств и ведением отчетности, что также скажется на стоимости конечного продукта. В-четвертых, увеличивается экспозиция продаваемых квартир.
При отмене долевого строительства продажи будут только после ввода дома в эксплуатацию. В итоге, по предварительным подсчетам, стоимость квадратного метра увеличится в среднем на 15-20% по сравнению с текущими показателями. При этом гражданам следует понимать, что исчезнет само понятие льготных цен на старте продаж и в период строительства. Стоимость квартир будет соответствовать рыночным ценам готового продукта и расти только в пределах инфляции.
В период экономического спада рынок жилой недвижимости устоял во многом благодаря грамотной программе льготного ипотечного кредитования. В очередной раз удивляет инициатива «все запретить», вместо того чтобы продумать и усовершенствовать уже имеющиеся законы и нормы в сфере строительства и надзора по привлечению средств граждан.
Дополнительным испытанием для застройщиков станет ужесточение требований к страховым организациям. 25 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон N 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения в Федеральный закон N 214-ФЗ. С 1 октября 2015 года в Законе N 214-ФЗ появятся новые требования к страховым компаниям. В частности, увеличение количества собственных средств с 400 млн руб. до 1 млрд, а также отсутствие предписаний ЦБ о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности. Ранее было достаточно соблюдения требований финансовой устойчивости, предусмотренных законодательством о страховании, на все отчетные даты в течение последних 6 месяцев.
Тем самым закон защищает от недобросовестных страховщиков. На сайте ЦБ РФ будет размещаться информация о страховых организациях, соответствующих требованиям Закона N 214-ФЗ. Это позволит застройщикам выбрать страховую организацию, соответствующую необходимым требованиям.
Ужесточение требований приведет к уходу из страхового бизнеса экономически слабых компаний. Если застройщик уже заключил договор со страховой организацией, которая не соответствует новым требованиям, то с 1 октября в течение 15 дней он обязан перезаключить договор с другой страховой организацией.
Существенно сократится количество компаний, предоставляющих страхование ответственности застройщика. Но изменения никак не регулируют, что делать застройщику с ранее застрахованными квартирами, если страховая компания перестает соответствовать указанным требованиям. Застраховать заново? Еще одна статья расходов по уже реализуемым проектам?
По нашим оценкам, это приведет к удорожанию страхования более чем на 15%. В целом эти изменения должны сыграть положительную роль для приобретателей квартир, но мы знаем, кто заплатит за удорожание. Увеличение стоимости страхования может дать прирост стоимости квартир до 1-2%. В совокупности изменения в законодательстве могут привести к росту стоимости квартир более чем на 20%.
Источник: rg.ru