В каком городе велось строительство торпедных катеров

Тюменские торпедные катера

С первых дней войны на завод прибыли оборудование, материалы, рабочие и ИТР с семьями, эвакуированные с катеростроительных заводов Ленинграда, Рыбинска, Херсона и Керчи. Тюменцы, не считаясь с невероятными трудностями и лишениями военного времени, сделали все, чтобы принять вывезенные заводы и людей, разместить их, используя имевшиеся мелкие цеха и мастерские, в рекордно короткий срок построить эллинг и новые помещения, установить оборудование. Главной ответственной задачей, поставленной перед Тюменью, стал выпуск торпедных катеров.

В конце 1941 года с Керченского завода в Тюмень прибыл эшелон с семнадцатью недостроенными торпедными катерами и группой рабочих. Эти катера стали основой для начала постройки и сдачи торпедных катеров Балтийскому и Черноморскому флотам, крайне нуждавшимся в них.

После прорыва блокады Ленинграда Краснознаменному Балтийскому флоту были направлены 6 торпедных катеров, построенных тюменцами.

Шнелльбот. Торпедный катер рейха. Операции в Средиземном море. Часть 4

Тюменский судостроительный завод сдал флоту усовершенствованные по боевым и техническим качествам торпедные катера в 1944 году. Их было уже 12, а 5 из них – типа «Комсомолец». Каждый год количество построенных катеров увеличивалось.

Из энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», изданной в 1985 году: «Это – быстроходные малые боевые корабли, предназначенные для поражения кораблей и судов противника торпедами. В ходе войны наибольшее применение получили торпедные катера типа Г-5, водоизмещением 17 т, максимальная скорость 53 узла (98 км/час), радиус действия 90 миль (167 км), экипаж – 6 человек.

Торпедный катер вооружен двумя 533 мм торпедными аппаратами и двумя 12,7 мм зенитными пулеметами. Имеет глубинные бомбы. Выстрелы торпед осуществлялись сжатым воздухом или пороховым зарядом. Торпеда калибром 533 мм имела скорость до 82 км/час, дальность хода от 4000 до 10000 метров».

Но не все было так безоблачно. Трудности возникали при проверке судов. Река Тура оказалась мелководной и забита «топляками». Поэтому на железнодорожных платформах катера вывозили из Тюмени, а затем направляли в места назначения, где их и испытывали.

Быстрые, маневренные, они действовали внезапно и сокрушительно. Большой неожиданностью для врага было то, что суда оснащались реактивными установками «Катюша».

Катера носили названия тех, на чьи деньги они создавались. Благодаря денежным сборам комсомольцев и молодежи города был построен торпедный катер «Комсомолец Тюмени».

Всего в Тюмени изготовили 165 катеров. Кроме того, с мест боев они поступали на капитальный ремонт и использовались в дальнейшем.

Сражались они везде, где была война. Освобождали Анапу, Новороссийск и Севастополь. Особая страница в их истории – суровое Заполярье Кольского полуострова в составе Северного флота. Атаковали фашистов на Балтике, входили в Онежскую военную флотилию. Воевали в Румынии и Югославии в акватории Дуная.

Участвовали в разгроме японских империалистов на Дальнем Востоке. В 2016 году у берегов Крыма нашли торпедный катер времен войны. Он оказался тюменским.

В городах-героях Ленинграде, Севастополе, Новороссийске тюменские торпедные катера подняты на пьедесталы (торпедный катер «Комсомолец», установленный в Ленинграде на площади Морской Славы). Они установлены как памятники героизму моряков и трудовым подвигам тех, кто строил торпедные катера. В нашей стране пять тюменских катеров стали памятниками в приморских городах.

Читайте также:  Капитальное строительство постановка на учет

Тюменские суда известны по всей России: от Юга и до Дальнего Востока. В Севастополе на постаменте установлен торпедный катер, которым командовал Герой Советского Союза Афанасий Кудерский. В Новороссийске, в Цемесской бухте, также стоит такой торпедный катер «Комсомолец Татарии», построенный в Тюмени в 1943 году (командир – Герой Советского Союза Иван Шенгур). В Балтийске (бывший порт Пиллау) – «Тюменский комсомолец». Увековечены подвиги катеров и во Владивостоке – на берегу бухты Золотой Рог и в Петропавловске-Камчатском.

В Тюмени в сквере Петра Потапова перед судостроительным заводом в 2018 году установлен памятник-макет точная копия торпедного катера «Комсомолец».

Тюменские торпедные катера Тюменские торпедные катера

Текст:

Кубочкина, В. Н. Атакуют тюменские торпедные катера… / В. Н. Кубочкина // Лик. – 2017. – 12. – С.102-107.

Источник: gorod-t.info

Торпедный катер

Торпедный катер (ТКА) — класс быстроходных боевых кораблей, основным оружием которых являются торпеды. История малых торпедных кораблей — минных и торпедных катеров, а также миноносок — насчитывает около 100 лет. Она началась 150 лет назад во время Гражданской войны в США, и завершилась в 70-ые годы XX века, когда окончательно прекратилось строительство торпедных катеров [1] .

История возникновения класса

Русско-турецкая война 1877-78 гг.

Несмотря на отличные характеристики и удачные испытания катеров оставалось выяснить, сумеют ли они подойти достаточно близко к противнику в реальной боевой обстановке, находясь под обстрелом артиллерии неприятельского броненосца. Опыт применения катеров во время Русско-турецкой войны 1877—78 гг. дал утвердительный ответ на этот вопрос, когда дальновидность и смекалка одного молодого русского офицера, в сочетании с храбростью и настойчивостью моряков-минеров, нейтрализовали огромное численное превосходство турецкого флота.

Источник: wiki.wargaming.net

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Кнопка Об блоге Кнопка главной страницы Кнопка раздела календарь Кнопка карта блога

На главную страницу блога » Публикации » Торпедные катера дальнего действия

Адаптация к смартфонам

Декор

Торпедные катера дальнего действия

Торпедный катер

Торпедный катер

15 февраля 1942 года Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил документацию на постройку опытного стального торпедного катера дальнего действия (СТКА ДД ). Его проектированием и строительством опытного образца (проект 163) руководил заключенный ОКБ НКВД (шарашки) при заводе № 340 в Зеленодольске инженер П.Г. Гойнкис. В качестве прототипа использовали присланную из блокадного Ленинграда конструкторскую документацию на 40-тонный торпедный катер П-23 (Д-4). Работы продвигались успешно и в декабре 1942 года был построен первый в мире глиссирующий торпедный катер с дизельной энергетической установкой.

Еще в 30-х годах в СССР осознали необходимость иметь в составе флота мореходные торпедные катера дальнего действия, которые уже стали появляться во многих странах. У нас к их проектированию и строительству приступили сразу после окончания Гражданской войны, а в конце 1930-х было разработано несколько проектов таких катеров дальнего действия.

Проблемы торпедных катеров типа Ш-4 и новые разработки

В 1922 году Наркомат по морским делам обратился в ЦАГИ с просьбой разработать проект глиссирующего торпедного катера со следующими характеристиками: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемёт и две 45-см мины Уайтхеда (торпеды). В результате этого в 1927 году был построен дюралевый катер АНТ-3 («Первенец»), а в серийное производство был принят его улучшенный вариант Ш-4. В 20-30 годах инженеры В.И. Бекаури и А.Ф. Шорин разрабатывали радиоуправляемый торпедный катер, однако этот проект тогда не получил развития. О первом применении радио в интересах военно-морского флота читайте здесь .

Читайте также:  Как рассчитать количество газоблоков для строительства бани

Вскоре поле поступления на флот первых серийных Ш-4 начальник дивизиона торпедных катеров И.П. Чернышёв в ноябре 1928 года докладывал в штаб Морских сил Балтийского моря о невозможности развития полного хода (43-44 уз) при волнении свыше 3 баллов. Правдивый доклад вызвал резкую реакцию начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича. И только вмешательство начальника МСБМ М.В.

Викторова спасло Чернышёва от жестких «оргвыводов».

В конце 1933 года ЦАГИ получил от ВМС РККА тактико-техническое задание на разработку проекта мореходного катера, способного сохранять высокую скорость и применять основное оружие на волнении 5 баллов. Торпедный катер, получивший обозначение Г-8, представлял собой вдвое увеличенный по водоизмещению Г-5 (29,5 т, наибольшая длина 24,2 м) с четырьмя 1000-сильными моторами типа ГАМ-34. Лучшую мореходность хотели достичь увеличенной до 13° килеватостью корпуса на миделе. Осенью l937 г. катер, построенный подмосковным заводом № 156, отправили по железной дороге в Севастополь для проведения ходовых испытаний.

Завершение работ затормозил арест в октябре 1937 года А.Н. Туполева и его помощников. Государственные испытания начались лишь в августе 1939 г. Г-8 показал хорошие мореходные качества на волнении 4-5 баллов, успешно провели и торпедную стрельбу. При водоизмещении 28,2 т он развил скорость 48,3 уз. В августе 1940 года его включили в состав бригады торпедных катеров Черноморского флота.

Однако сенью 1940 г. начальник Главного морского штаба адмирал Л.М. Галлер (о его вкладе в развитие советского ВМФ читайте в статье об адмирале Галлере ) принял решение об отказе от серийного строительства катеров типа Г-8, мотивируя это принятием на вооружение деревянного Д-3.

Торпедный катер СМ-4

В начале 1935 года флотом был заключен прямой договор с заводом № 194 на разработку и строительство торпедного катера повышенной мореходности. Заданием оговаривалась скорость 40 узлов при ветре 6 баллов и дальность плавания 240 миль. Проект катера завод направил в НИИ военного кораблестроения для модельных испытаний.

НИИВК рекомендовал отказаться от реданной «туполевской» конструкции катера. Проект переработали, соответственно снизив требования задания (максимальная скорость при 6-балльном ветре — 30 уз). Зато в новом задании появились два 533-мм торпедных аппарата.

В ноябре 1935 г. завод подписал с ВМФ новый договор на строительство стального катера СМ-4 и приступил к его выполнению. Однако вследствие арестов всего руководства завода и многих ведущих специалистов (из-за многочисленных поломок серийных Г-5) готовый корпус СМ-4 почти два года простоял в цехе. На испытания катер вышел осенью 1940 г., показав на тихой воде при водоизмещении 38,6 т (по спецификации — 37,3 т) максимальную скорость 39,5 уз. Сравнение с Д-3 оказалось не в пользу СМ-4, и его судьба оказалась решенной: «ни в коем случае не может пойти в серийную постройку…».

Торпедный катер Д-3 и его проблемы

Запрос флота на мореходный торпедный катер, с трехвальной механической установкой, но с ограничением размерений железнодорожными габаритами, появился в 1938 году в КБ ленинградского завода №5 НКВД под руководством руководителя проектной группы Л.Л. Ермаша. Позже этот проект получил широкую известность как Д-3. С тремя моторами ГАМ-34ФН мощностью по 1200 л. с. деревянный катер полным водоизмещением 34,7 т на тихой воде развил скорость до 48 уз, подтвердив на испытаниях высокую мореходность.

Он был вооружен торпедными аппаратами БС-7, двумя 12,7-мм пулеметами, а также имел четыре больших и восемь малых глубинных бомб. Дальность плавания 40-узловым ходом составляла 300 миль, а 8-узловым — 550 миль. Опыт войны выявил серьезные его недостатки. Стрельба торпедами на максимальном ходу была возможна лишь при состоянии моря до 3 баллов.

Читайте также:  Геотекстиль для дорожного строительства характеристики

Фактически выходили в атаку на скорости 28-36 уз, поэтому противник имел в запасе 5-6 минут, чтобы прицельно обстреливать атакующий катер. Наконец, в условиях севера происходило обледенение торпед.

Дальнейшие разработки

Стальной вариант торпедного катера по тому же ТТЗ 1938 года разрабатывался КБ завода № 194 — катер СМ-3 (пр. 103). В феврале 1941 г. комиссия приступила к его испытаниям. При первых же выходах в море на полном ходу (42 уз) на волне 4 балла обшивка корпуса дала трещину, моторный отсек начал затапливаться.

Корпус усилили, что снизило тактико-технические элементы катера, однако по рекомендации председателя приемной комиссии Б.В. Никитина СМ-3 позже был принят в состав бригады торпедных катеров Черноморского флота.

В течение 1940 года под руководством Л.Л. Ермаша проектировался 40-тонный мореходный стальной торпедный катер дальнего действия (СТКА ДД) П-23 (Д-4). Его дальность плавания 8-узловым ходом составляла 1380 миль. Однако с началом войны и блокады Ленинграда строительство головного катера пришлось прекратить, а всю конструкторскую документацию передали в ОКБ НКВД при заводе № 340 в Зеленодольске. Проект получил номер 163.

К декабрю 1942 г. на заводе построили опытный образец, который с мая по август 1943 г. проходил испытания на Каспии в районе Баку. При этом максимальная скорость катера составила 30 узлов при обещанной разработчиками скорости 37 узлов. В то же время катер продемонстрировал высокую мореходность и дальность плавания, в несколько раз превышавшую показатели других отечественных образцов. После завершения испытаний торпедный катер проекта 163 передали Черноморскому флоту, где он использовался до 1946 г.

И наконец, нельзя не сказать еще об одном интересном проекте – это вооружение торпедных катеров неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС). В январе 1942-го на несколько торпедных катеров типа Г-5 смонтировали установки БМ-8 и БМ-13. Вскоре это нововведение доказало свою эффективность, и уже 18 июня 1942 года четыре таких катера, совершили налет на Ялту. Они подорвали торпедами прикрывавшие вход в порт береговые укрепления, а затем ракетами подавили огневые точки. Налет на Ялту де-факто стал дебютом ракет на советском военно-морском флоте.

По мере накопления опыта сфера применения этого оружия расширялась. И вот, в ночь на 20 сентября 1942 года экипаж ТКА №54 впервые потопил ракетами вражеское судно. Это была небольшая шхуна, пытавшаяся высадить диверсионную группу в Цемесской бухте. Вскоре торпедные катера с НУРС появились и на Балтике, и на Севере, и на озерных флотилиях. К концу войны советский флот накопил такой опыт использования ракетных установок, какого не имел ни один другой флот в мире. В дополнение посмотрите еще статью Десантные корабли России .

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Литинский Д.Ю. «Создание торпедных катеров дальнего действия». Журнал «Морской вестник» № 2 за 2015 год.
  • «Большой торпедный». Журнал «Моделист-конструктор» № 5 2015 год.

Обратите внимание, уважаемый читатель, с какими трудностями происходило проектирование и строительство торпедных катеров. На основании этого можно представить каково было служить и воевать на таких катерах, когда каждый выход в море, не говоря уже о боевых походах, требовал большого мужества и профессионализма.
Напишите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

Источник: korvet2.ru

Рейтинг
Загрузка ...