Статьей 30.2 ЗК РФ установлены особые правила предоставления земельных участков для строительства, которое предполагает их комплексное основание.
Комплексное освоение в целях жилищного строительства, согласно этой статье ЗК РФ включает в себя:
— подготовку документации по планировке территории,
— выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры,
— осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки для комплексного освоения предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Отличие в использовании земельных участков в рассматриваемом случае от использования земельных участков под застройку в смысле ст. 30 и ст. 30.1 ЗК РФ заключатся в том, что предоставление земли осуществляется для возведения нескольких связанных между собой единым проектом объектов капитального строительства (жилья и др.) преимущественно одним лицом. При этом земельный участок выделяется и предоставляется «единым массивом», а в последующем, после завершения строительства, он должен быть разделен на земельные участки под объектами и предназначенные для их использования и земли общего пользования.
Как привести Вид Разрешенного Использования земельного участка в соответствии с классификатором
Если отношения по предоставлению участков в очерченных случаях не урегулированы статьей 30.1 ЗК РФ, к таким отношениям применяются общие нормы о предоставлении земельных участков для строительства.
Как и при предоставлении земельных участков для жилищного строительства в силу ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для комплексного освоения также не могут быть предоставлены на основании процедуры предварительного согласования мест размещения объектов.
Определением ВАС РФ от 06.11.2008 N ВАС-10007/08 по делу N А70-6505/29-2007 разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст. 30.2 ЗК РФ предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2 ЗК РФ. Предоставление лицу земельного участка без проведения аукциона противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами в рассмотренном судом случае принято 16.11.2005, то есть после 01.10.2005.
Доводы заявителя о том, что процедура по выбору земельного участка для строительства объекта была выполнена до 01.10.2005, в связи с чем предоставление лицу земельного участка не противоречит требованиям законодательства, являлись предметом оценки суда кассационной инстанции и признаны необоснованными.
Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если в соответствии с ЗК РФ частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Вид разрешенного использования земельного участка, на что он влияет, при составлении договора!
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения осуществляется на аукционе, который проводится в порядке, предусмотренном ст. 38.2 ЗК РФ. Иными словами, комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства представляет собой круг отношений, урегулированных особым образом, практически от начала предоставления участка и до завершения всех действий по комплексному освоению.
Нормы ст. 30.2 ЗК РФ, несмотря на то, что сама статья посвящена предоставлению земельных участков, устанавливают положения о правах и обязанностях лица, приобретающего земельные участки в аренду для комплексного освоения, определяющие особые права и обязанности арендатора земельного участка, предоставленные для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Таким образом, ст. 30.2 содержит ряд специальных норм, которые применяются в совокупности с иными положениями ЗК РФ и ГК РФ об аренде земельных участков.
Так, установлено, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подп. 6-8 п. 3 ст. 38.2 ЗК РФ, то есть условий, как можно понять из прямого толкования статьи, содержащихся в извещении о проведении аукциона. Исходя из указанных ст. 38.2 ЗК РФ положений, договор аренды земельного участка для комплексного освоения должен содержать следующие условия: максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, определено, что согласно п. 9 ст. 22 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. 5, 6 ст. 22 ЗК РФ, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления независимо от срока договора аренды такого земельного участка. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению требований, касающихся комплексного освоения земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 30.2 ЗК РФ арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
При этом следует сделать вывод о том, что ст. 30.2 ЗК РФ предусматривается заключение нового договора аренды для следующего за завершенным комплексным освоением использования земельного участка. Это связано с тем, что предоставленный для комплексного освоения участок в процессе этого освоения подлежит разделу в целях осуществления строительства на участках, выделения земель общего пользования и т.п.
Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
Статья 36 ЗК РФ установила существенно отличающееся от тех, что определены ст. 30, 30.1, 30.2, 34 ЗК РФ, основание приобретения права на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае основанием является не определенная цель использования участка, а расположение на нем объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений.
При реализации норм данной статьи, как и ст. 35 ЗК РФ, следует исходить из того, что права на земельные участки приобретаются собственниками таких объектов недвижимости, как часть здания, которые могут представлять собой обособленный объект недвижимости, который может быть использован автономно от иных частей знания, в том числе и при их разрушении. Несмотря на то, что определение такого объекта на практике не всегда оказывается простым делом, его, для целей приобретения прав на землю, отличают от иного объекта недвижимости — помещения, которое, как правило, такой автономностью не обладает.
Кроме того, судебная практика, в том что касается правовых условий приобретения прав на земельные участки, исходит в ряде случаев из различий между зданиям, строениями и сооружениями и объектами незавершенного строительства.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08, в частности, разъяснено, что вывод судов о наличии права на выкуп земельного участка собственником объекта незавершенного строительства не учитывает необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов при возведении объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.
Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений ст. 36 ЗК РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.
Содержание исключительного права на приобретение в собственность или аренду земельных участков, которое имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, заключается в том, что никто, кроме указанных лиц, не может претендовать на приобретение данного земельного участка. Это следует и из принципа единства судьбы земельного участка и недвижимости на нем расположенной.
Разъяснение правового значения указанного исключительного права дано ВАС РФ в постановлении Пленума N 11 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Также постановлением Пленума ВАС РФ разъяснено, что установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (п. 7 ст. 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.
Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ.
Важным для способа приобретения прав на землю, как следует из ст. 36 ЗК РФ, является субъектный состав, вид прав субъектов на недвижимость и цели использования недвижимости.
Так, в частности, в особом порядке предоставляются земельные участки некоторым, определенным законом субъектам (религиозные организации, иностранные субъекты).
Значительную часть ст. 36 составляют нормы, определяющие порядок приобретения прав на земельный участков под зданием, строением и сооружением, права на которые принадлежат нескольким лицам. При этом при реализации п. 2 ст.
36 ЗК РФ, согласно которой в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством, следует иметь в виду специальные нормы иных федеральных законов, регулирующих приобретение права на недвижимость и земельные участки под этой недвижимостью. Так, п. 5 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Кроме того, согласно ст. 137 ЖК РФ, в случаях если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков.
Заметны различия в формулировках статьей ЗК РФ и ЖК РФ в том, что касается приобретения прав на земельные участки под жилыми многоквартирными домами. На практике мы имеем дело с тем, что земельный участок под зданием сформирован далеко не всегда. В связи с этим реализация нормы ст. 36 ЖК РФ затрудняется, поскольку нет того объекта, право на который принадлежит собственникам помещений в жилых домах.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено при этом, что земельный участок, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок сформирован после введения в действие названного Кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Практика последнего времени сформировала несколько позиций в отношении порядка оформления прав на земельные участки в данном случае, подкрепленные в том числе решениями высших судебных инстанций.
Из определения ВАС РФ от 09.04.2010 N ВАС-8881/09 по заявлению закрытого акционерного общества (далее — общество) от 11.03.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Омской области от 30.06.2009 по делу N А46-14397/2008, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 по тому же делу, принятых по заявлению товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее — департамент архитектуры), Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее — Управление ФАКОН), о признании недействительным распоряжения департамента архитектуры от 29.02.2008 N 221-р «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка для строительства детского сада по улице Масленникова в Центральном административном округе города Омска» и отмене решения Управления ФАКОН от 04.05.2008 N Ф36/08-927 «Об отказе в осуществлении кадастрового учета».
Судом установлено, что собственники помещений многоквартирного дома обратились 21.11.2005 в Департамент недвижимости г. Омска (далее — департамент недвижимости) с заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, с определением его границ и размеров в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Распоряжением департамента недвижимости от 30.10.2006 N 4314-р был утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельных участков, относящихся к категории земель поселений, а именно земельного участка площадью 3856 кв. м и земельного участка площадью 325 кв. м с местоположением относительно 5-этажного жилого дома.
Департаментом недвижимости распоряжением от 11.03.2008 N 1997-р утвержден проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 4181 кв. м для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строения местоположение земельного участка установлено относительно 5-этажного жилого дома с почтовым адресом: проспект К. Маркса, 29 в Центральном административном округе г. Омска.
Собственники помещений указанного жилого дома 17.04.2008 обратились в Управление Роснедвижимости с заявлением о постановке на кадастровый учет сформированного земельного участка.
Управление Роснедвижимости решением от 04.05.2008 N Ф36/08-927 отказало в осуществлении кадастрового учета, ссылаясь на несоблюдение требований, предъявляемых к формированию документов о межевании, а также на факт наложения формируемого земельного участка на учтенный ранее земельный участок. Данный земельный участок был сформирован в соответствии с принятым департаментом архитектуры по заявлению общества от 29.02.2008 N 221-р «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка для строительства детского сада».
Полагая, что указанное распоряжение не соответствует земельному законодательству, нарушает права на использование фактически занимаемого земельного участка под многоквартирным домом, ТСЖ обратилось в суд с заявлением о признании указанного распоряжения недействительным.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, на основании положений ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято после того, как земельный участок под многоквартирным жилым домом был сформирован и утвержден распоряжением от 30.10.2006 N 4314-р, и пришел к выводу о нарушении права собственников указанного многоквартирного дома на приобретение земельного участка в общую долевую собственность в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 36 ЗК РФ, которое не было реализовано по причине отказа Управления Роснедвижимости по Омской области от 04.05.2008 в осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, суд установил, что при формировании земельного участка для строительства нарушены положения ст. 30, 31 ЗК РФ, поскольку оспариваемым распоряжением от 29.02.2008 N 221-р утвержден проект границ земельного участка площадью 1761 кв. м, тогда как предварительный выбор на основании заявления общества был осуществлен в отношении земельного участка площадью 630 кв. м.
Суд отклонил довод общества о том, что земельный участок под многоквартирным домом площадью 2127 кв. м был сформирован, границы участка утверждены распоряжением мэра г. Омска от 16.02.2004 N 365-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка» и он поставлен на кадастровый учет до вступления в силу ЖК РФ, установив, что правообладателем данного земельного участка является ООО, а приведенное распоряжение мэра признано недействительным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25.02.2009 по делу N 33-705/2009.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей ВАС РФ сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ.
Согласно п. 3 ст. 36 ЗК РФ, в случае если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам — на праве хозяйственного ведения или всем лицам — на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил в этой связи (п. 19-21), что при рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них.
Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п. 3 ст. 36 ЗК РФ.
Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
При разрешении споров, вытекающих из договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, арбитражным судам следует руководствоваться п. 2 ст. 322 ГК РФ, устанавливающим, что обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, другими правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
Поэтому в случаях, когда все соарендаторы по договору аренды земельного участка используют находящиеся на нем здания (помещения в здании) в предпринимательских целях, обязательства таких арендаторов считаются солидарными, если иное не установлено договором аренды.
Если хотя бы один из соарендаторов земельного участка использует принадлежащее ему здание (помещение), находящееся на этом участке, в иных целях, обязательства всех соарендаторов по договору аренды носят долевой характер.
При определении размера обязательства каждого из соарендаторов земельного участка судам следует исходить из размера площади здания (помещения), принадлежащего каждому из соарендаторов.
Поскольку лица, указанные в п. 3 ст. 36 ЗК РФ, могут заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора при участии в нем одного или нескольких владельцев помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, надлежащим образом оформленный договор, заключенный на один год и более, подлежит государственной регистрации после подачи в регистрирующий орган заявления лицами, подписавшими такой договор.
Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
В случае если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
Положениями ст. 36 ЗК РФ определены особые условия расчета стоимости земельного участка при его приобретении собственниками зданий, строений и сооружений, отличные от определения рыночной стоимости участка. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. При этом цена земельных участков, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Следует признать, что определение стоимости земельных участков, которая мыслилась как «льготная», вызывает большие сложности и конфликты на практике. Это связано с тем, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, с одной стороны, не всегда точен и соответствует параметрам (нормативным и фактическим) участка. С другой стороны, и точно установленная кадастровая стоимость участка оказывается зачастую гораздо выше рыночной. Последнее фактически нивелирует льготный характер приобретения прав на земельные участки под недвижимостью.
Существенное значение для приобретения прав на земельные участки из государственной или муниципальной собственности имеют нормы ст. 36 ЗК РФ, определяющей порядок приобретения прав на землю. При этом данный порядок распространяется как на отношения по приобретению прав на земельные участки под недвижимостью, так и на отношения по переоформлению прав на земельные участки, согласно указанию ст. 3 Вводного закона.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителям и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В основе одного из споров (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 N 14711/05 по делу N А41-К1-1979/05) находились действия ООО Р. по переоформлению прав на земельный участок, используемый им на основании права постоянного (бессрочного) пользования. На данном земельном участке объекты недвижимости, принадлежащие Р., отсутствовали. Истец — организация Р. — является обществом с ограниченной ответственностью, то есть не относится к лицам, которым земельные участки на основании п. 1 ст. 20 ЗК РФ могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. Для таких лиц Вводным законом установлено правило о переоформлении земельных участочков в собственность либо в аренду.
При этом в соответствии с примечанием, закрепленным ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», переоформление права на земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных п. 9.1 ст. 3 указанного Федерального закона, включает в себя:
— подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с п. 2 и 5 настоящей статьи;
— принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
— государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Существо спора и разногласий в толковании норм судами составило положение п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами ст.
36 ЗК РФ. Статья 36 ЗК РФ, регулирует отношения по приобретению прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Данная статья содержит как общие условия приобретения прав на земельные участки в соответствии с видами недвижимости и правовым статусом лиц (п. 1-4, 9 ст.
36 ЗК РФ), так и общий для всех предусмотренных статьей случаев порядок приобретения прав на землю (п. 5-8 ст. 36 ЗК РФ). при этом некоторыми судебными инстанциями был сделан вывод о том, что требование о переоформлении права ПБП в силу ст. 36 ЗК РФ может относиться только к лицам, обладающим правами на недвижимость на соответствующих земельных участках.
Президиум ВАС РФ в своем постановлении указал на ошибочность предположения суда о том, что п. 2 ст. 3 Вводного закона относится к ст. 36 ЗК РФ в целом. В частности, ВАС РФ правильно обращает внимание на то, что п. 2 ст. 3 устанавливает специальные положения о приобретении прав на земельные участки для лиц, владеющих ими на основании права постоянного (бессрочного) пользования.
Переоформление прав на землю осуществляется при этом в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, п. 2 ст. 3 Вводного закона.
Таким образом, правовое значение отсылки п. 2 ст. 3 Вводного закона к ст. 36 ЗК РФ заключается в том, что процедуры переоформления прав на землю (подача заявлений, оформление кадастровых документов, составление и заключение договора и др.) должны быть такими же, что и процедуры приобретения прав на землю владельцами зданий строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Обоснованность вывода ВАС РФ заключается и в том, что согласно п. 1 ст. 3 Вводного закона со дня введения в действие ЗК РФ переоформлению подлежат права на землю, не предусмотренные ст. 15, 20-24 ЗК РФ, вне зависимости от того, расположены ли на земельных участках объекты недвижимости или нет. То есть на основании данного положения переоформить свои права должны все лица, если их права на землю не согласуются с условиями ЗК РФ.
Ограничение субъектов, на которых должны распространяться требования п. 2 ст. 3 лицами, имеющими права на здания, строения и сооружения, только на том основании, что переоформление прав на землю должно осуществляться ими по правилам ст. 36 ЗК РФ не согласуется с установленным самим пунктом кругом лиц очерченных отношений.
А именно, данный пункт упоминает только следующие признаки лица, обязанного выполнить условия п. 2 ст. 3 Вводного закона. Это должно быть: а) юридическое лицо, не указанное в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, б) данное юридическое лицо должно владеть земельным участком на основе права постоянного (бессрочного) пользования. Владение недвижимостью на земле как обязательный признак в данном случае отсутствует.
Рассматриваемое постановление Президиума ВАС РФ обратило внимание и на иные важные обстоятельства.
Президиум ВАС РФ в своем упомянутом выше постановлении указывает, что общество Р., не согласившись с отказом администрации переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении администрации к заключению договора купли-продажи этого участка.
Возможность обращения в суд с иском о понуждении администрации к заключению договора купли-продажи земельного участка основана по положениях ГК РФ (ст. 421, 445), согласно которым понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ, или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Обязанность заключения договора в данном случае вытекает из положений упомянутой ранее нормы п. 2 ст. 3 Вводного закона, согласно которой юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по своему желанию на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Переоформление права как в том, так и в другом случае возможно только при условии заключения соответствующего договора. При этом постановлением Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 (п. 4) указывается, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на основании правил ст. 36 ЗК РФ ответчиком по иску о понуждении к заключению договора является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
В то же время, обращаясь к п. 4 постановления Пленума от 24.03.2005 N 11, в рассматриваемом постановлении Президиума ВАС РФ указывается на то, что общество Р. могло использовать и другой способ защиты своих прав и интересов — путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения либо действий администрации незаконными. Такое заявление рассматривается судом в порядке, установленном гл.
24 АПК РФ. При этом суд, установив, что решение либо действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании оспариваемого решения либо оспариваемых действий (бездействия) незаконными. Как отмечено далее в постановлении Президиума ВАС РФ, в силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения. В частности, суд вправе обязать данный орган подготовить проект договора и направить его заявителю в определенный срок.
Согласно статье 173 АПК РФ по спору о понуждении заключить договор в резолютивной части решения суд должен указать условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Общество Р., обращаясь в арбитражный суд, сформулировало свое требование как понуждение администрации к заключению договора купли-продажи земельного участка. Однако суд апелляционной инстанции, признавая требование общества правомерным и понуждая администрацию к заключению этого договора, в нарушение требований процессуального законодательства возложил на администрацию обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлению его истцу.
Между тем обществом Р. был представлен суду проект договора купли-продажи земельного участка, однако это обстоятельство во внимание принято не было.
Судами обращено внимание на обязанность соблюдения уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления действий, направленных на образование земельного участка, сведения о котором отсутствуют (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
Как установлено указанной нормой, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 39 ЗК РФ специально оговаривает условия сохранения за собственниками зданий, строений, сооружений прав на земельные участки в случае уничтожения недвижимости. При этом указывается специально, что для реализации норм данной статьи важны причины уничтожения недвижимости, которыми могут быть только чрезвычайные обстоятельства.
При разрушении здания, строения, сооружения в результате пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Продлить этот срок вправе исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Условия сохранения прав, указанных в п. 1 настоящей статьи, за арендатором и субарендатором определяются договором аренды (субаренды) земельного участка.
Следует обратить внимание на то, что приведенные нормы распространяются на земельные участки, предоставленные для обслуживания недвижимости. Следовательно, из правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю должно следовать, что земельный участок предоставлен для эксплуатации (обслуживания, использования) той недвижимости, которая оказалась разрушенной. Иными словами, если земельный участок, на котором была расположена разрушенная недвижимость, был предоставлен для иных целей (например, сельскохозяйственное производство), нормы данной статьи к правам на земельный участок отношения не имеют, а сами права сохраняются без каких-либо ограничений срока.
До разграничения государственной собственности на землю право на продление срока пользования земельным участком вправе осуществлять органы местного самоуправления как органы, наделенные полномочиями по распоряжению земельными участками в этот переходный период (п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации»).
Источник: studfile.net
Статья 46.6. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья
1. Комплексное освоение территории в целях строительства стандартного жилья осуществляется в соответствии с договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенным в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, и включает в себя:
1) подготовку документации по планировке территории (при отсутствии такой документации);
2) образование земельных участков в границах этой территории;
3) строительство на земельных участках в границах этой территории многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства при условии, что все жилые помещения в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки и (или) все объекты индивидуального жилищного строительства либо определенный в соответствии с частью 6 настоящей статьи их минимальный объем соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью и подлежат передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве стандартного жилья, договорам купли-продажи стандартного жилья гражданам, имеющим право на приобретение стандартного жилья, и (или) по государственным и (или) муниципальным контрактам, если заключение государственных и (или) муниципальных контрактов предусмотрено договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
4) строительство на земельных участках в границах этой территории иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории, в том числе объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.
2. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья заключается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, с победителем аукциона на право заключения данного договора или лицом, имеющим право заключить данный договор в соответствии с частями 24 — 27 статьи 46.7 настоящего Кодекса (далее в настоящей статье — лицо, заключившее договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья).
3. Отдельные права и обязанности указанных в части 2 настоящей статьи исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по договору о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, могут осуществляться уполномоченными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами либо заключенными с указанными в части 2 настоящей статьи исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления соглашениями (договорами).
4. В договоре о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья содержатся:
1) сведения о земельном участке, предоставляемом лицу, заключившему данный договор, для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья;
2) обязательство лица, заключившего данный договор, подготовить и представить в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления документацию по планировке территории, в отношении которой заключается договор, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки и представления таких документов;
3) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить рассмотрение и утверждение документации по планировке территории в порядке, установленном настоящим Кодексом, максимальный срок выполнения этого обязательства;
4) обязательство сторон данного договора осуществить на земельном участке, указанном в пункте 1 настоящей части, или на земельных участках, образованных из указанного земельного участка, предусмотренные данным договором мероприятия по благоустройству, в том числе озеленению, и сроки их осуществления;
5) обязательство лица, заключившего данный договор, осуществить образование земельных участков из земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей части, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе обеспечить за свой счет выполнение в отношении таких земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таких земельных участках, и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета таких земельных участков, максимальные сроки выполнения этого обязательства;
6) право лица, заключившего данный договор, обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на земельные участки, образованные в соответствии с пунктом 5 настоящей части;
7) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заключивших данный договор, предоставить в соответствии с земельным законодательством лицу, заключившему данный договор, земельные участки, образованные в соответствии с пунктом 5 настоящей части и необходимые такому лицу для исполнения обязательств по данному договору, в аренду без проведения торгов;
8) обязательство сторон данного договора обеспечить строительство на земельном участке, в отношении которого заключен данный договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории, и ввод указанных объектов в эксплуатацию, максимальные сроки выполнения этого обязательства;
9) обязательство лица, заключившего данный договор, обеспечить строительство многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства при условии, что все жилые помещения в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки и (или) все объекты индивидуального жилищного строительства либо определенный в соответствии с частью 6 настоящей статьи их минимальный объем соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью и подлежат передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве стандартного жилья, договорам купли-продажи стандартного жилья гражданам, имеющим право на приобретение стандартного жилья, в соответствии с этапами строительства и графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки;
10) обязательство лица, заключившего данный договор, обеспечить строительство иных, не указанных в пунктах 8 и 9 настоящей части объектов в соответствии с проектом планировки территории, максимальные сроки выполнения этого обязательства;
11) обязательство лица, заключившего данный договор, заключить в сроки, предусмотренные частью 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса, с гражданами, имеющими право на приобретение стандартного жилья, договоры участия в долевом строительстве стандартного жилья, договоры купли-продажи стандартного жилья в отношении указанных в пункте 9 настоящей части жилых помещений, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, по цене за один квадратный метр общей площади жилого помещения, не превышающей цены, указанной в протоколе о результатах аукциона на право заключения данного договора, либо в случаях, предусмотренных частями 24 — 26 статьи 46.7 настоящего Кодекса, начальной цены предмета такого аукциона (далее в настоящей статье — максимальная цена одного квадратного метра стандартного жилья);
12) максимальная цена одного квадратного метра стандартного жилья;
13) право лица, заключившего данный договор, по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 части 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса, на распоряжение указанными в пункте 9 настоящей части жилыми помещениями, в том числе объектами индивидуального жилищного строительства, без ограничений, установленных данным договором;
14) обязательство сторон данного договора обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории, в том числе по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, в соответствии с графиком осуществления мероприятий в предусмотренные указанным графиком сроки, максимальный срок заключения дополнительного соглашения к данному договору, предусматривающего указанный график;
15) способы и размер обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из данного договора;
16) срок действия данного договора;
17) ответственность сторон данного договора за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
5. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья может содержать:
1) обязательства сторон данного договора заключить государственные и (или) муниципальные контракты на приобретение стандартного жилья по цене за один квадратный метр общей площади жилого помещения, не превышающей максимальной цены одного квадратного метра стандартного жилья, и в сроки, указанные в части 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса. Включение в данный договор условия о безвозмездной передаче стандартного жилья в государственную или муниципальную собственность не допускается;
2) способы, размеры государственной и (или) муниципальной поддержки строительства стандартного жилья в рамках данного договора, предоставляемой в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и сроки ее предоставления;
3) обязательство лица, заключившего данный договор, передать объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, строительство которых осуществлялось за счет средств этого лица, в государственную или муниципальную собственность либо передать сети инженерно-технического обеспечения, их элементы, строительство которых осуществлялось за счет средств этого лица, в собственность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, перечень указанных объектов, сетей, их элементов и условия такой передачи;
4) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления обеспечить в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа строительство и (или) реконструкцию за границами указанного в пункте 1 части 4 настоящей статьи земельного участка объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения подключения (технологического присоединения) на границах указанного земельного участка построенных и (или) реконструированных объектов коммунальной инфраструктуры, максимальные сроки выполнения этого обязательства;
5) максимальная доля общей площади зданий (за исключением многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур) и нежилых помещений в многоквартирных домах (за исключением помещений общего пользования) в общей площади всех зданий, строительство которых предусматривается в границах территории, подлежащей комплексному освоению в целях строительства стандартного жилья;
6. В случае, если договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья предусмотрено строительство многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства при условии, что минимальный объем жилых помещений в таких многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки и (или) объектов индивидуального жилищного строительства соответствует условиям отнесения к стандартному жилью, условием данного договора является условие о минимальном количестве и (или) минимальной общей площади таких жилых помещений, которые устанавливаются извещением о проведении аукциона на право заключения данного договора.
7. В срок, предусмотренный договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, стороны данного договора обязаны заключить дополнительное соглашение к данному договору, содержащее график осуществления мероприятий по освоению этой территории (в том числе по строительству и вводу в эксплуатацию многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, указанных в пункте 9 части 4 настоящей статьи) в отношении каждого мероприятия с указанием сроков начала и окончания выполнения соответствующих работ.
8. Прекращение существования земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в связи с его разделом или возникновение у третьих лиц прав на земельные участки, образованные из такого земельного участка, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных данным договором.
9. К договорам о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья применяются положения, предусмотренные частями 7 — 10 статьи 46.5 настоящего Кодекса.
Источник: www.gradkod.ru
ст 30.2 Земельный кодекс ( ЗК РФ 2022 )
Статья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
2. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.
3. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 — 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.
4. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет право, предусмотренное пунктом 9 статьи 22 настоящего Кодекса, независимо от срока договора аренды такого земельного участка. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению указанных в пункте 3 настоящей статьи требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства.
5. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка имеет исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
6. Собственник или арендатор указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, обязан выполнить требования, предусмотренные подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.
7. При обороте указанных в пункте 5 настоящей статьи земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к новым правообладателям переходят обязанности по выполнению требований, предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса.
8. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения права на земельные участки могут быть прекращены в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
9. В случае неисполнения обязанностей, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также в случае ненадлежащего их исполнения взимается неустойка в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения таких обязанностей, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки, если договором не предусмотрено иное.
Источник: www.assessor.ru
Процедура изменения целевого назначения земельного участка
Согласно законодательству земля считается имуществом. Собственник вправе продавать/менять/дарить/завещать участок. Государство старается контролировать использование и реализацию территорий. Поэтому любые процедуры, связанные с ними, должны осуществляться официально. Например, изменение целевого назначения земельного участка.
Как это происходит на практике, насколько сложна процедура? Стоит разобраться подробнее.
Когда возможно изменение целевого назначения участка, зачем его менять
Любое имущество разделяется согласно своему назначению. К примеру, строения бывают жилыми или нежилыми. Жилые здания нужны для постоянного проживания, в нежилых устраивают склады, рабочие помещения или офисы. Земельные участки также имеют разное назначение, которое определяется их классовой принадлежностью.
Все основные сведения хранятся внутри единой системы Росреестра, наряду с принадлежностью и внешними характеристиками территорий. Эти данные помогают выявить категорию участков.
В законодательстве, в частности, Земельном кодексе, указан механизм, по которому граждане – собственники могут по необходимости изменить существующее назначение своих наделов. Для этого существуют 2 разных варианта:
- Смена разрешения. Это частная процедура, при которой категория останется неизменной. К примеру, назначение земли установлено как «овощеводство», но владелец планирует разводить там скот. Соответственно, ему потребуются специальные земли, годные под пастбища. Тогда нужно менять лишь разрешение, притом категория – сельскохозяйственные земли – останется.
- Смена категории. Нужна, если владелец, имеющий землю ЛПХ, желает построить там настоящий гостиничный комплекс. Тогда чтобы превратить надел в ИЖС, он будет собирать бумаги, чтобы сменить категорию.
Зачем нужно? Необходимость процедуры обуславливается желаниями собственника. Согласно законодательству использование надела должно соответствовать данным его кадастрового паспорта. Нельзя самовольно менять установленный ранее порядок.
Важно: перед началом процедуры изменения существующего целевого назначения или общей категории земли подумать хорошенько, как именно использовать территорию.
Выводы
- Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями (собственниками земельных участков и объектов капитального строительства) самостоятельно.
- Лицо, желающее изменить ВРИ земельного участка, обращается в местное МФЦ с заявлением о смене ВРИ ЗУ и прикладывает комплект документов, удостоверяющих его права на данный ЗУ.
- Если территориальная зона по ПЗЗ вашего населенного пункта предполагает в качестве основного или вспомогательного ВРИ ЗУ, за сменой которого обращается заявитель, то в ЕГРН вносятся изменения. Если не предполагает, то заявитель получит отказ.
- После смены ВРИ земельного участка, у него изменится кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость устанавливается в зависимости от ЦН и ВРИ земельного участка, а рассчитывается на основании массовой кадастровой оценки проводимой не чаще чем раз в 5 лет и актуализируется исходя из поправочного коэффициента, установленного правительством вашей области.
Изменение целевого назначения участка: понятие, законы
7 статья в ЗК РФ подчеркивает, что определение любой земельной категории обычно ведется по целевому назначению.
Выходит, любой участок земли имеет свою конкретную цель. И обязанности собственника – следовать ей. Тогда практическое использование надела будет осуществляться согласно данным Росреестра.
Здесь важно не путать «категория земли» с «целевым назначением». Когда первое определение масштабное, оно включает все категории, на которые потом делится земля согласно главному своему целевому назначению:
- сельхозназначение;
- земли для осуществления застройки;
- природоохранные территории;
- историко-культурные;
- лесной фонд;
- водный фонд;
- промышленности и пр.
Каждая из вышеперечисленных категорий имеет свои, отдельные разновидности целевого назначения.
Любой землевладелец, при необходимости, вправе сменить существующее функциональное обозначение надела, притом категория останется нетронутой. Сменить же саму категорию крайне сложно, требует предъявления веских оснований, это долгая и муторная процедура.
Особенности процедуры отражены на страницах Земельного кодекса, а также в законе ФЗ 172.
Понятие и его виды
Категория земель – это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Понятие категории подразумевает способ и особенности эксплуатации земли владельцем.
Опираясь на это, а также на Земельный Кодекс РФ, можно назвать 7 основных категорий, а именно:
- Территории объектов водного фонда.
- Территории фонда государственного запаса (об особенностях эксплуатации и назначение земель запаса, а также о том, как осуществить перевод в другую категорию, читайте тут).
- Территории лесного фонда.
- Земельные территории, относимые к сельскохозяйственным территориям, независимо от физического положения.
- Земли населённых пунктов.
- Земли специального назначения.
- Территории особого назначения.
Как производится: поэтапный порядок, документы
Итак, гражданин решил осуществить смену функционального значения имеющейся у него территории.
Порядок действий, список документов
Наименование | Подробности |
Посещение администрации | Нужна местная администрация (муниципалитет). Туда собственник либо приходит самостоятельно, либо действует через доверенное лицо. Узнать, где находится муниципалитет, можно по интернету. Гражданин излагает свои цели в составленном им заявлении. Затем прикладывает к нему следующие бумаги: ● паспорт гражданина (нужна копия с демонстрацией оригинала); ● правоустанавливающий документ (нужна копия с демонстрацией оригинала); ● кадастровый паспорт (можно выписку ЕГРН); ● межевой план; ● проектная документация; ● письменные расчеты, отражающие эффективность практического использования земли сначала по имеющемуся назначению, потом после смены статуса |
Создание комиссии | Чтобы изучить заявку и присланные с ней документы, создается специальная комиссия. Срок рассмотрения – максимальный 10 дней. После чего назначается дата будущего заседания, об этом заранее уведомляются соседи заявителя |
Обходной лист | Администрация передает его заявителю, там списком указаны организации. Гражданин поочередно обходит их и согласовывает будущее изменение статуса у своего надела. Причем их согласие должно быть письменным: ● Земельный комитет; ● природоохранительные органы; ● комитет по архитектуре; ● санэпидемстанция. Примерный список |
Открытые слушания | Они проходят примерно 40 дней (датой отсчета можно считать подачу заявления). Там вправе присутствовать все, кто как-то заинтересован в исходе затеваемого дела: экологи, инженеры – геодезисты и пр. Все замечания и комментарии присутствующих обязательно фиксируются внутри составляемого протокола. Его изучит глава администрации, после чего примет решение |
Новая регистрация | Если заявку решили удовлетворить, гражданина своевременно уведомляют, выслав письменное подтверждение. Теперь ему остается внести указанные администрацией изменения в основные правоустанавливающие документы. Это делается в МФЦ или местном Росреестре. После обновленной регистрации заявитель получает свою выписку ЕГРН |
Важно: в общем вся процедура займет примерно 1,5—2 месяца в соответствии с нормами ЗК РФ.
Изменение вида разрешенного использования (ВРИ)
В 2015 году МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе.
Как узнать вид разрешенного использования по кадастровому номеру
- Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
- Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
- Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.
Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.
Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать вид разрешенного использования быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 350 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).
Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра
На какой вид разрешенного использования можно изменить существующий
Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.
Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:
- Открываем раздел градостроительных регламентов;
- Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
- Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.
К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.
А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.
Как изменить вид разрешенного использования под ИЖС на коммерческий
Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:
- возможно ли добиться перевода законным путем;
- сколько денег на это потребуется;
- и так ли это нужно.
В случае целесообразности действий — начинаем.
В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.
То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:
- Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
- Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
- Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.
Как изменить вид разрешенного использования под ЛПХ и СНТ на ИЖС
Если участок расположен на землях населенных пунктов, то перевод участка из ЛПХ или СНТ в ИЖС выполняется бесплатно по заявлению собственника в РосРеестре (МФЦ). Если участок расположен на землях сельхозназначения, то переходите к пункту ниже.
В случае отказа в изменении ВРИ с огородничества или садоводства на ИЖС, придется довольствоваться условно-разрешенными видами (например «Садоводство»), строить дом и регистрировать его по дачной амнистии.
Обратите внимание, что изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после перевода из аренды в собственность.
Как изменить вид разрешенного использования с ИЖС на многоквартирный
Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.
Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.
Документы нужны следующие:
- правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
- правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
- кадастровый план (паспорт) земельного участка;
- копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
- план границ земельного участка с координатами характерных точек;
- санитарно-эпидемиологическое заключение;
- сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»
Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.
На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.
Можно ли оформить индивидуальный жилой дом земельном участке для комплексного жилищного строительства (КЖС)
КЖС — это комплексное освоение территории в целях жилищного строительства. Оформить жилой дом на арендуемом ЗУ с РВИ КЖС возможно лишь с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в форме комплексного освоения при условии реализации всех обязательств первоначального застройщика, в том числе по подготовке документации по планировке территории и выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка (массива), ранее предоставленного застройщику для комплексного освоения, имеют такой же вид разрешенного использования – комплексное освоение в целях жилищного строительства. Это значит, что индивидуальная жилищная застройка таких участков гражданами недопустима.
В случае, если ваш земельный участок находится в пределах массива где утвержден проект планировки территории, а также по правилам землепользования и застройки вашего городского округа находится в территориальной зоне жилищного строительства предусматривающей РВИ ИЖС, тогда вариант с изменением РВИ с КЖС на ИЖС возможен с согласия собственника участка т.е. администрации путем подачи соответствующего заявления в МФЦ.
Как изменить вид разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения
К примеру, вы хотите купить земельный участок сельскохозяйственного назначения с ВРИ — для сельскохозяйственного производства, а потом изменить ВРИ на ведение садоводства или дачное строительство, организовать СНТ и распилить участок на более мелкие участки для членов товарищества. Реально ли изменить ВРИ у такого земельного участка?
Согласно положений п.1 ст. 78 ЗК РФ — земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), далее по тексту данной статьи — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, ГРАЖДАНАМИ, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.
В п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, изменить ВРИ земельного участка с целевым назначением СХ реально, однако, не зная всех аспектов вашей ситуации точного порядка действий вам дать к сожалению не смогу. Скажу лишь, что после приобретения такого земельного участка для реализации вашей задумки будет необходимо подготовить генеральный план вашего СНТ, после чего уже производить межевание и организацию проездов.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в аренде
Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.
Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде.
С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.
Обратите внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.
Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.
Заполнение заявления, образец
Заявку гражданин оформляет письменно, составляя специальное заявление. Это стандартный деловой документ, в котором должны находиться следующие данные:
- «шапка» – наименование адресата, включая адрес учреждения;
- данные заявителя (его Ф. И. О., адрес, контактные телефоны);
- «основная часть» – указать имеющуюся категорию своего надела;
- желаемую категорию (целевое назначение);
- номер участка согласно кадастру;
- основания, подтверждающие значимость просьбы владельца;
- перечень всех прилагаемых документов;
- подпись заявителя, дата.
Кстати, желательно вписать соответствующие нормативные акты, статьи ЗК РФ и федерального закона (ФЗ 172). Придерживаться нейтрального делового стиля, без помарок, исправлений и приписок.
Важно: ключевую роль сыграют не приложенные бумаги, а весомые основания, перечисленные автором.
Готовое заявление можно попросить у специалистов МФЦ или посмотреть в интернете.
Основные этапы смены категории участка
Процедура состоит из следующих этапов:
- Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
- Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
- Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
- По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
- Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.
Стоимость процедуры
Само рассмотрение ходатайства считается бесплатным, здесь госпошлины нет. Заявителя ждут иные расходы:
- проведение экспертиз;
- разработка подробной проектной документации;
- госпошлина за проведение регистрации;
- консультация юриста.
Специалисты обычно назначают индивидуальные цены, поэтому предугадать что-то довольно трудно. К счастью, рынок услуг разнообразен и велик, можно выбрать фирмы с демократичными расценками.
Однако, общая стоимость смены существующего назначения будет довольно приличной. Поэтому стоит заранее прикинуть, имеются ли у собственника довольно серьезные для проведения такой процедуры основания.
Госпошлина требуется для регистрации, она составит 350 рублей (если заявитель физлицо).
Где найти градостроительный регламент?
Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).
Для справки.
В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.
Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.
На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.
Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.
Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.
Случаи, когда могут отказать
Бывает, что, вместо положительного решения, администрация высылает отказное уведомление. Почему? Основные причины:
- недостаточная аргументация;
- нет требуемых документов (или не все собраны);
- не хватает письменных согласований;
- имеется запрет согласно федеральным или же региональным законам;
- земли уникальные, менять специфику их использования нельзя;
- неправильно или неграмотно заполнены бланки;
- негативный вывод проведенной экологической экспертизы;
- надел переводят в общий лесной фонд.
Важно: причина отказа будет подробно описана в присланном уведомлении. Бывает, что она исправима, и гражданин может повторно обратиться, как только учтет замечания. Он вправе оспорить отказ, если считает его незаконным, в судебном порядке.
Перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию
Сельскохозяйственные участки могут быть переведены в следующие категории земель:
- Земли для промышленности;
- Земли населённых пунктов;
- Особо охраняемые территории;
- Земли запаса, водного и лесного фондов.
Физические и юридические лица ходатайствуют о переводе земель в категорию промышленных участков или земель поселений с целью получения возможности строить на таких землях производственные цеха или жилые здания.
Сельскохозяйственные участки, прилегающие к границам городских или сельских поселений, можно перевести в земли населенных пунктов для получения разрешения на строительство индивидуального жилья (для частных лиц) или для многоэтажной застройки (для организаций).
Такой перевод возможен при наличии следующих условий:
- Участки, подлежащие переводу, не представляют ценности для сельского хозяйства;
- Запрашиваемая категория не противоречит плану по развитию данной территории на ближайшие годы, принятому местными властями;
- Получено положительное заключение экологической экспертизы.
Полевые сельскохозяйственные участки могут быть переведены в промышленные земли по тем же основаниям, если инициатор перевода доказал целесообразность размещения предприятия на указанном участке.
Важно учитывать, что нельзя менять категорию у сельскохозяйственных земель, кадастровая стоимость которых превышает среднюю по региону более, чем в полтора раза, или находящихся в составе земель особой ценности (п. 2 ст. 7 Закона № 172).
Другие важные нюансы
Можно ли менять целевое применение своего ЗУ не полностью? Да. Например, территория приличная, и хозяин планирует использовать ее по-разному. Он может менять назначение:
- всего участка;
- его доли.
Причем площадь и расположение доли нужно указывать в своем заявлении подробно. Тогда надел будет поделен на несколько конкретных секторов. Делается землеотвод, и, закончив процедуру смены, собственник сможет начать планируемую деятельность. Например, изначально он думал одну часть приобретенной земли использовать на строительство, оставшуюся часть на нечто другое.
Иногда природные катаклизмы или форс-мажорные обстоятельства насильно меняют первоначальные характеристики участка. Как пожар, наводнение или сход селя. Тогда территории, бывшие ранее плодородными лугами, могут стать выжженной неблагоприятной пустыней или залитым водой болотом. Допустима смена существующей категории. Конечно, масштаб происшествия оценит приглашенный специалист, его отчет потом изучат представители администрации.
Можно сдавать после окончания процедуры надел кому-нибудь в аренду? Да, главное, чтобы арендатор использовал его согласно указанным в Росреестре характеристикам участка.
Уполномоченные органы
Кто определяет, относит и устанавливает категорийность земельного участка? Категория земли определяется Управлением государственного центра регистрации и органами местного самоуправления. Отнесение участка производится:
- правительством – для государственных владений;
- органами исполнительной власти – для территорий субъектов государства;
- местным самоуправлением и муниципалитетом – для земель муниципальной собственности;
- местным самоуправлением – для участков земель, находящихся в частной собственности.
Установление же производится правительством, муниципальными, исполнительными органами власти и органами местного самоуправления, в зависимости от принадлежности земель.
Источник: xn--d1aiaaajfxetma1hvb.xn--p1ai