Одной из главных характеристик земельного участка, во многом определяющей его экономическую ценность, является возможность использования участка тем или иным способом.
Для каких целей может быть использован участок? Возможно ли на нем строительство капитальных объектов? Каким может быть назначение этих объектов? Каковы допустимые площадь возводимых на участке объектов, этажность и плотность застройки?
Ответы на все указанные вопросы охватываются понятием «градостроительный регламент земельного участка».
Составными элементами градостроительного регламента земельного участка являются:
-
;
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков ;
- предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Вид разрешенного использования — это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, а также существующих и возводимых на нем капитальных объектов.
Основные виды разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков
Под функциональным использованием в данном случае понимается конкретный вид деятельности, который может быть осуществлен на конкретном земельном участке.
Например, на земельном участке с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» возможно строительство индивидуальных жилых домов , предназначенных для проживания одной семьи. На участках «для сельскохозяйственного использования» возможно осуществление деятельности по выращиванию и/или переработке сельскохозяйственной продукции и т.д.
Вид разрешенного использования земельного участка определяет возможность строительства на нем капитальных объектов , их функциональное назначение, а также возможность реконструкции уже существующих на участке капитальных объектов.
Вид разрешенного использования также является главным фактором, учитываемом при определении кадастровой стоимости земельного участка и связанных с нею платежей (земельного налога, арендной платы, платы за снятие запрета на строительство и прочее).
Предельные параметры земельного участка – это максимальный и минимальный допустимые размеры земельного участка, которые учитываются на стадии формирования земельного участка , в том числе при разделе или выделе , а также при предоставлении земельного участка . Предельные параметры устанавливаются исходя из вида разрешенного использования участка и расположенных на нем капитальных объектов с учетом санитарно-технических, пожарных и иных правил.
Предельные параметры разрешенного строительства – это максимальная допустимая площадь возводимых на участке объектов, их этажность и плотность застройки – то есть основные характеристики возможного на участке строительства.
Ограничения использования земельных участков устанавливают пределы использования земельных участков с учетом существующих публичных интересов.
Ограничения могут касаться параметров строительства (ограниченная высотность здания в связи с ее пролеганием на трассе захода на посадку воздушных судов), назначения строящихся объектов (например, запрет на размещение складов в охранной зоне ЛЭП), видов осуществляемой на участке деятельности (запрет на выгул скота в 1-й полосе защиты источников питьевого водоснабжения) и прав иных лиц на доступ к участку (доступ для обеспечения ремонта городских коммуникаций, проходящих через участок).
Виды разрешенного использования земельного участка
Основными вопросами , которые возникают на практике применительно к градостроительному регламенту земельного участка, являются:
- оценка правомерности установления земельному участку и капитальным объектам того или иного вида разрешенного использования, существенно влияющего на параметры его использования (возможность строительства либо реконструкции на участке, параметры такого строительства) и стоимость землепользования;
- определение надлежащего вида разрешенного использования земельного участка и иных элементов его градостроительного регламента;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка в целях строительства/реконструкции на участке, смены профиля использования участка либо оптимизации земельных платежей ;
- оценка экономических последствий изменения вида разрешенного использования, включая оценку платы за такое изменение и последующую корректировку земельных платежей.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки, а также вида прав на земельные участки.
Если правила землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, утверждены , действует следующий порядок.
Один основной вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен на другой вид разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.
Для этого собственник обращается в орган местного самоуправления, получает выписку из правил землепользования и застройки в отношении своего земельного участка, после чего направляет в орган кадастрового учета заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Принятие публичными органами каких-либо решений, постановлений и прочих распорядительных актов для изменения одного основного вида разрешенного использования на другой не требуется.
Правом на изменение одного основного вида разрешенного использования земельного участка на другой наделен собственник земельного участка .
Арендатор земельного участка связан видом разрешенного использования , установленного для участка публичным собственником, а также целью использования участка, указанной в договоре аренды, в связи с чем не может самостоятельно выбирать виды использования участка из основных и условно разрешенных видов использования земельных участков.
Кроме этого, с 01 марта 2015 года изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного на торгах, прямо запрещено законом.
Для изменения основного вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования.
Для этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления или субъекта Федерации с соответствующим заявлением и документами, обосновывающими необходимость изменения вида использования. Публичный орган проводит публичные слушания по вопросу изменения вида использования участка, учитывает мнение смежных землепользователей, после чего принимает решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в его выдаче.
Выдача разрешения является правом, а не обязанностью публичного органа, то есть в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования может быть немотивированно отказано.
В ряде случаев изменение вида разрешенного использования может быть осуществлено в принудительном порядке .
Например, до принятия правил землепользования и застройки земельному участку и расположенным на них капитальным объектам был установлен вид разрешенного использования. После принятия правил землепользования и застройки ранее установленные для участка и капитальных объектов виды использования не вошли в перечень видов, определенных для данной территориальной зоны правилами землепользования и застройки.
По общему правилу, эксплуатация таких объектов и земельного участка без изменения вида использования возможна, если их использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Однако, если такая опасность имеется, эксплуатация капитальных объектов может быть запрещена.
Новое строительство либо реконструкция на земельном участке допустимы только при условии приведения вида использования участка и капитальных объектов в соответствие с правилами землепользования и застройки.
В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний , организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.
Если в отношении территории, на которой расположен земельный участок, принят проект планировки, изменение вида разрешенного использования участка осуществляется без проведения публичных слушаний.
Источник: www.jhatay.ru
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Комментарий к Ст. 37 Градостроительного кодекса РФ
1. При установлении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении каждой территориальной зоны следует руководствоваться следующими принципами, сочетающими в себе правовые, градостроительные, экономические и управленческие начала.
Первый принцип требует обозначения в качестве ведущего вида использования территории такого функционального назначения земельного участка, которое бы позволяло наилучшим образом идентифицировать его в реальном пространственном выражении. Иными словами, назначение специфического вида использования земельных участков влечет за собой необходимость формирования характерного градостроительного и архитектурно-планировочного решения. Это означает, что различным территориальным зонам должны соответствовать типологические особенности (приемы) пространственной организации территории.
Второй принцип установления видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости предполагает зависимость такого использования от местоположения территориальной зоны в структуре городского округа (поселения). Этим принципом определяется взаимосвязь градостроительной организации территории муниципального образования в целом и его части, а также преемственность функционально-пространственного развития выделенного участка территории. Преемственность в данном контексте рассматривается как сохранение на основе комплекса объективных факторов и реальных данных исторически сложившегося типа использования земельного участка. Следование преемственности позволяет обеспечивать постепенный и логически последовательный процесс градостроительного преобразования территории, не нарушая структурного порядка, характерного для различных территориальных фрагментов.
Третий принцип может быть определен как ранжирование видов разрешенного использования территории в зависимости от комплекса природно-ландшафтных, градостроительных особенностей территории, степени ее удаленности от центра городского округа (поселения), характера прилегающих территорий, исторически сложившегося сочетания функциональных процессов и градостроительных объектов в пределах установленной территориальной зоны. Этот принцип на практике реализуется таким образом, что один и тот же вид использования территории (в данном случае имеется в виду его наименование), например, жилой, различным образом проявляет себя в различных фрагментах городской структуры. Так, организация застройки посредством строительства жилых домов разного типа и разнообразной этажности (коттеджные, индивидуальные, малоэтажные, средне- и многоэтажные) имеет неодинаковые способы пространственного выражения с учетом имеющихся градостроительных факторов, таких, например, как условия реконструкции, модернизации, вторичного освоения застройки, новое строительство, а также расположения участков в сложившейся среде исторического центра, срединной зоне, периферии, в зоне влияния крупных транспортных магистралей, пересадочных узлов, общественных центров, ландшафтно-рекреационных образований.
Четвертый принцип установления видов разрешенного использования территории подразумевает необходимость методологического похода к определению состава каждой из зон. Этот подход основан на соблюдении соответствия различных видов использования в пределах каждой зоны таким образом, чтобы основной вид разрешенного использования являлся преобладающим, в то время как вспомогательные виды использования территории выполняли исключительно дополнительную (к основной) функцию. Пропорциональное соотношение основных и вспомогательных видов использования территории в границах каждой территориальной зоны устанавливается с количественным преобладанием первого (основного) вида. При этом количество территории, выделяемое для того или иного вида использования (в традиционных общепринятых, наиболее часто употребляемых единицах) не ограничивается. В то же время существует общий принцип, требования которого сводятся к тому, чтобы это соотношение определялось с максимальным учетом существующих особенностей градостроительной организации территории и перспектив ее последующего развития, сформулированных на стадии территориального планирования.
Сочетание перечисленных принципов в процессе установления видов разрешенного использования территории позволяет обеспечивать целенаправленное, сбалансированное и взаимоувязанное развитие территориальных зон разных типов и структуры городского и сельского населенного пункта в целом. Это способствует дифференциации территории (в пределах границ муниципального образования) на относительно равномерные, в четком (документально зафиксированном) пропорциональном соотношении, чем достигается эффект рационального, целесообразного использования, основанного на согласовании интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц — правообладателей недвижимости и иных участников градостроительной деятельности.
2. При установлении разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включая основной, вспомогательный и условно разрешенный виды, может быть принят подход, применяемый в отечественной градостроительной практике при разработке правил землепользования и застройки. Он предполагает следующее.
В каждом типе территориальных зон, выделяемых в процессе градостроительного зонирования (жилых; общественно-деловых; производственных, зон инженерной и транспортной инфраструктур; сельскохозяйственного назначения; рекреационного назначения; зон особо охраняемых природных территорий; специального назначения; размещения военных объектов) устанавливается преобладающая форма использования территории. Определение для каждой зоны особой преобладающей формы использования означает присвоение ей характерного (персонифицированного) вида разрешенного использования. В зависимости от того, к какому типу территориальной зоны требуется установить вспомогательный и условно разрешенный виды использования, формируется их количественный и качественный состав. Это означает, что территориальные зоны различаются неидентичным характером их функционального и пространственного наполнения. Кроме того, в данном случае требуется принимать во внимание сложившуюся пространственную организацию среды и выявить существующие тенденции градостроительной организации территории (полифункциональное, монофункциональное использование, а также его параметры).
Исходя из существующего на сегодняшний день в нашей стране опыта разработки правил землепользования и застройки, может быть рекомендована следующая схема формирования состава территориальных зон (для каждого типа зон), основанная на определенном сочетании видов разрешенного использования.
В жилой зоне, предназначенной для преимущественного размещения таких типов жилой застройки как индивидуальная, малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная, а также иных видов жилой застройки, могут быть предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования: парки, скверы, бульвары; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; спортплощадки; аптеки; поликлиники; пункты первой медицинской помощи; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; бани; объекты, связанные с отправлением культа.
Как правило, при определении основных видов использования территории в жилой зоне исходят из соображения комплексной градостроительной организации формируемой среды. Для всех типов застройки в данной зоне может быть рекомендовано размещение в границах указанных зон пошивочных ателье, ремонтных мастерских бытовой техники, парикмахерских и иных подобных объектов обслуживания, магазинов товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании, с ограничением размера общей площадью не более 300 кв. м; кафе, закусочные, столовые в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м, индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв.м. Кроме того, в подзонах индивидуальной и малоэтажной застройки разрешено устройство садов, огородов, выращивание сельскохозяйственных культур (цветов, овощей, фруктов), содержания мелких животных (собак, птицы, кроликов и т.п.).
В жилой зоне в качестве вспомогательных видов разрешенного использования принято определять следующие виды использования (в зависимости от типа жилой застройки): объекты обслуживания, количество и типология которых определяется исходя из установленных типов жилой застройки (их количество и номенклатура, как правило, увеличивается и расширяется пропорционально с изменением типа застройки от малоэтажной к многоэтажной) — поликлиники, магазины, кафе, закусочные и т.п.; отдельно стоящие (встроенные в жилые дома) гаражи для хранения легковых автомобилей граждан, проживающих в расположенных на территории жилых домах; открытые стоянки, парковки (в том числе и расположенные непосредственно близ объектов обслуживания).
В подзонах индивидуальной и малоэтажной застройки разрешено размещение теплиц, оранжерей, надворных туалетов, объектов для организации индивидуальной трудовой деятельности (без нарушения принципов добрососедства), сараев, резервуаров для хранения воды. Назначение условно разрешенных видов использования в жилой зоне требует специального зонального согласования.
3. Характер формирования внутренней структуры общественно-деловых территориальных зон определение соотношения основных, вспомогательных и условно разрешенных видов использования в их составе имеет специфические особенности. Они отличаются от принятого порядка подробной структурной дифференциации, практикуемого при установлении разрешенных видов использования жилых зон. В отличие от жилых зон, общественно-деловые зоны характеризуются преимущественным выделением зон деловой, общественной и коммерческой активности; обслуживания населения; обслуживания производственной и коммерческой деятельности.
При определении видов разрешенного использования в пределах общественно-деловых зон следует принимать во внимание ранжирование их количественного состава и содержания в зависимости от территориальной принадлежности зоны. Как свидетельствует практика, структура территориальных зон значительно различается в зависимости от того, как варьируются расстояние (удаленность) рассматриваемой зоны от центра города. Кроме того, целый ряд населенных пунктов относится к категории так называемых исторических городов. Этот признак оказывает существенное влияние на внутреннее строение общественно-деловых зон таких населенных пунктов, поскольку сформированная среда в данном случае во многом ограничивает потенциально возможные градостроительные преобразования. Чаще всего при формировании состава общественно-деловых зон таких населенных пунктов стремятся к максимальному сохранению существующих объектов капитального строительства и по возможности ограничения влияния на изменение функционального назначения объектов.
Неотъемлемым признаком общественно-деловых зон является наличие и целенаправленное формирование общественных озелененных пространств в их многочисленной типологии, включающей парки, скверы, бульвары, сады и т.п. Также общественно-деловые зоны отличаются наличием тенденции к территориально-пространственному расширению открытых общественных пространств, таких как городские площади, предназначенные для разного рода массовых действий. В зону этого типа активно включается жилая застройка.
Спецификой определения видов разрешенного использования общественно-деловых зон является относительно постоянный состав вспомогательных видов разрешенного использования, который образован организацией открытых (встроенных) мест парковки легковых автомобилей, с установлением рамочных параметров, например, на каждые 30 кв.м общей площади зданий общественного назначения, коммерческих гаражей (подземных или наземных). Характерно, что отнесение этого вида градостроительного использования к вспомогательному по форме и по сути относится к основному виду использования, поскольку отсутствие этих объектов (функций) на участках, предназначенных для массового общественного посещения, делает невозможным нормальный порядок их функционирования. Особым образом оговаривается определение в границах общественно-деловых зон порядка назначения условно разрешенных видов использования.
При определении перечня объектов капитального строительства, требующих получения специального зонального согласования в общественно-деловых зонах, может быть рекомендован следующий наиболее распространенный подход. Его особенностью является соблюдение требований обязательной совместимости условно разрешенных и основных видов использования территории. Кроме того, типологические наименования характеристики объектов, возводимых по категории условно-разрешенных, в силу того, что они косвенным образом способны оказать кардинальное влияние на градостроительную организацию зоны, должны быть поставлены в прямую зависимость от сложившихся особенностей городской среды, которая в каждом конкретном случае определяет соответствующие ограничения на ведение работ по освоению (реконструкции) территории.
Второй комментарий к статье 37 ГрК РФ
Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которыми являются:
— определение в ч. 1 настоящей статьи трех видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные, вспомогательные);
— обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи правила установления применительно к каждой территориальной зоне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
— регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи порядка изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (особенности саморегулирования и соответствующих требований технического регламента в градостроительной сфере согласно положениям Кодекса обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Кодекса);
— установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правила самостоятельного (без дополнительных разрешений и согласования) выбора основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
— определение в ч. 5 настоящей статьи правила о принятии в соответствии с федеральными законами решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования;
— обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства согласно правилам ст. 39 настоящего Кодекса;
— регламентация требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи права на судебное оспаривание физическим или юридическим лицом решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Источник: www.gradkod.ru
Основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства
Ответы на вопросы о том, что можно строить на участке и как его можно использовать, необходимы не только для его собственника. Они требуются и для будущих землевладельцев.
Предположим, что нужна земля для осуществления фермерской деятельности, а в старом свидетельстве на право собственности на ЗУ или в Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости указывается, что надел предназначен для размещения коммерческих объектов. Заниматься фермерством на таком участке не получится.
Так что нужно выяснить, чтобы не было ошибок при покупке ЗУ или при подготовке строительству того или иного объекта? Ни много ни мало – ознакомиться с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) того поселения, на территории которого расположен участок. ПЗЗ муниципальных образований представлены на их официальных сайтах.
С первого взгляда, задача кажется сложной. Это не так. В ПЗЗ всё «расставлено по полочкам»:
- земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны:
- виды и состав территориальных зон определены в статье 35 ГрК РФ
- деление на территориальные зоны – это градостроительное зонирование территории поселения, представленное в графических материалах ПЗЗ – картах градостроительного зонирования, в которых каждая зона имеет свой цвет и буквенно-цифровое обозначение
- все территориальные зоны имеют границы
- внутри территориальной зоны устанавливается правовой порядок использования и застройки земельных участков – он называется градостроительным регламентом
- виды разрешённого использования земельных участков, которые включены в границы территориальной зоны:
- минимальные и максимальные размеры ЗУ, которые не должны быть меньше или больше так называемых предельных размеров
- виды объектов недвижимости, которые можно строить на земельных участках, расположенных в границах территориальной зоны
- параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС (высотность, этажность, площадь и др.)
- запрос необходимо направить в отдел градостроительства и архитектуры администрации местного поселения
Виды разрешённого использования для каждой территориальной зоны определяют местные власти:
- с учётом исторически сложившихся условий использования территории
- с использованием материалов такого документа, как Классификатор видов разрешенного использования
- утверждён приказом Росреестра № П/0412 от 10 ноября 2020 года
Документы градостроительного зонирования:
- регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, а какие – после получения разрешения
- для каких видов деятельности участки не могут быть использованы
2. Виды разрешённого использования земельных участков
Вид разрешённого использования земельного участка (ВРИ ЗУ) – один из параметров градостроительного регламента территориальной зоны.
Наименование ВРИ ЗУ «рассказывает» о возможных способах эксплуатации надела и объектов капитального строительства (ОКС), которые уже размещены или будут построены на участке:
- в пределах целевого назначения ЗУ
- в соответствии с градостроительным зонированием территории поселения
В Классификаторе ВРИ к видам разрешенного использования земельных участков применяется цифровое кодирование. Даётся описание ВРИ ЗУ.
- ВРИ ЗУ «ведение огородничества» с кодом 13.1:
- строительство жилого и садового дома на ЗУ с таким кодом запрещено
- разрешено возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая с/х культур
- допускается строительство жилого дома
Градостроительный регламент любой территориальной зоны определяет:
- ВРИ ЗУ и способы эксплуатации наделов, включённых в границы той или иной территориальной зоны
- назначение и виды ОКС, которые можно строить на ЗУ, включённых в границы той или иной территориальной зоны
ВРИ ЗУ делятся на следующие виды (пункт 1 статьи 37 ГрК РФ):
- основные
- условно разрешённые
- вспомогательные
Основные ВРИ ЗУ и ОКС:
- устанавливаются в каждой территориальной зоне в обязательном порядке (пункт 2.1 статьи 37 ГрК РФ). :
- без разделения на основные, условно разрешённые и вспомогательные
- сопутствующие виды эксплуатации участков:
неразрывно связаны с основным ВРИ
не требует отдельных процедур, так как уже учтены
В соответствии с положениями Земельного еодекса РФ (статья 7):
- Для земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешённых или вспомогательных видов разрешённого использования ЗУ из категорий земель:
- земли с/х назначения
- земли населенных пунктов
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
- земли особо охраняемых территорий и объектов
- земли лесного фонда
- земли водного фонда
- земли запаса
- Правообладатель ЗУ может выбрать любой основной или вспомогательный вид разрешённого использования
- из видов предусмотренных градостроительным зонированием территорий (градостроительным регламентом территориальной зоны)
- Основной или условно разрешённый вид разрешённого использования ЗУ считается выбранным со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующем виде разрешённого использования
- Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования ЗУ не требуется
В пределах территориальной зоны можно выполнять изменение существующего ВРИ ЗУ и ОКС на другой вид разрешённого использования (пункт 4 статьи 37 ГрК РФ):
- в соответствии с градостроительным регламентом:
- из числа видов, предусмотренных этим регламентом
3. Основные ВРИ земельных участков
К основным ВРИ ЗУ относятся главные виды (способы) эксплуатации участка, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ПЗЗ, в границах которой расположен ЗУ.
При необходимости собственник ЗУ вправе сделать выбор предпочтительного для себя одного из основных видов использования ЗУ:
- в самостоятельном порядке (без согласований)
- в совокупности со вспомогательным видом использования
- внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования ЗУ не требуется
Изменение основного ВРИ ЗУ на другой вид проводится в соответствии с наименованием вида использования участка по Классификатору ВРИ.
Изменение ВРИ объектов капитального строительства, связанных с переводом помещений:
- жилых – в нежилые помещения
- нежилых – в жилые помещения
осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Существующий основной ВРИ ЗУ считается изменённым с момента внесения в ЕГРН сведений об участке с новым ВРИ и записи в ЕГРН.
В Классификаторе ВРИ ЗУ основные виды разрешённого использования ЗУ сгруппированы по разделам. Они соответствуют целевыму назначению участков:
- сельскохозяйственное
- жилая застройка
- общественное использование объектов капитального строительства
- предпринимательство
- отдых (рекреация)
- производственная деятельность
- транспорт
- обеспечение обороны и безопасности
- деятельность по особой охране и изучению природы
- лесное
- водные объекты
- общее пользование территории
Каждый из разделов состоит из подразделов, объединяющих группы ВРИ земельных участков для той иной территориальной зоны.
К примеру, раздел Классификатора «Жилая застройка» содержит группу видов разрешённого использования:
- для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)
- малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)
- для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)
- блокированная жилая застройка (код 2.3)
- передвижное жильё (код 2.4)
- среднеэтажная застройка (код 2.5)
- многоэтажная застройка (высотная) — код 2.6
- обслуживание жилой застройки (код 2.7)
- объекты гаражного назначения (код 2.7.1)
Для каждой группы детализируется описание ВРИ. Например, для группы «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» описание вида выглядит так:
Если вид разрешённого использования земельного участка был установлен до утверждения Классификатора ВРИ, то он остаётся действительным, независимо от того, соответствует он или нет Классификатору (часть 11 статьи 34 ФЗ №171).
При этом смена ВРИ ЗУ не выполняется, а земельный надел используется по своему прежнему назначению до тех пор, пока у собственника не возникнет надобность в этой замене. Изменить вид использования надела можно будет только из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом и, как понятно, в соответствии с Классификатором ВРИ.
4. Условно разрешённые виды использования земельных участков
Не во всех случаях основной ВРИ недвижимости (ЗУ или ОКС) позволяет эксплуатировать его достаточно эффективно. Градостроительный регламент территориальной зоны позволяет собственнику недвижимости рассмотреть возможность применения условно разрешённого вида использования.
Условно разрешённый вид использования (УРВИ) земельного участка или ОКС не относится к основным. Несложно заметить, что название вида использования «подсказывает», что получение УРВИ возможно лишь при определённых разрешениях.
Чтобы установить УРВИ потребуется провести дополнительные согласования – в следующем порядке:
- в комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования, в которой оценивается эффективность задачи:
- целесообразность изменения ВРИ
- последствия изменения ВРИ для окружающей среды
- правовые и экономические последствия для соседних землепользователей
- в ходе слушаний участники высказывают замечания и предложения относительно смены ВРИ конкретного объекта (ЗУ или ОКС) на условно-разрешенный
- результаты слушаний фиксируются в протоколе
- или об установлении испрашиваемого условно разрешённого вида использования ЗУ
- или об отказе в установлении для земельного участка УРВИ
Таким образом, одним из отличий условно разрешённого вида использования (УРВИ) ЗУ и ОКС от основного ВРИ является зависимость выбора необходимого УРВИ от согласований и разрешений:
- при выборе вида из основных ВРИ не требуется получение согласований и разрешений от органов власти
- для выбора одного из УРВИ требуется получение от местной администрации разрешения на этот вид использования
Порядок получения разрешения на условно разрешённый участка установлен Градостроительным кодексом РФ (статья 39):
- правообладатель направляет заявление в комиссию по ПЗЗ
- по итогам рассмотрения заявления комиссия направляет протокол заседания в орган местного самоуправления (в администрацию местного поселения)
- администрация:
- организует и проводит публичные слушания
- готовит заключение (решение главы администрации):
- или о предоставлении разрешения на УРВИ
- или отказ в предоставлении разрешения на УРВИ с указанием причин
Если решение о установлении для участка УРВИ будет положительным, то решение направляется в Росреестр для внесения сведений об условно разрешённом виде использования ЗУ в государственном кадастре недвижимости (ГКН).
5. Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков
Вспомогательные виды эксплуатации участков – дополнительные к основным и условно разрешённым ВРИ:
- могут применяться только совместно с основными и условно разрешёнными видами:
- не должны быть преимущественными
Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными ВРИ вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов:
Источник: www.zemvopros.ru