1. В случае непредставления подрядчиком доказательств изменения цены контракта путем заключения соответствующего соглашения и уведомления заказчика о необходимости превышения цены работ, у заказчика отсутствует обязанность оплаты дополнительных работ.
Заказчик и подрядчик заключили государственный контракт на строительство здания в соответствии с заданием заказчика, сметной документацией, технико-экономическим обоснованием, условиями контракта, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для сдачи объекта и его последующей нормальной эксплуатации, а также сдать законченный объект заказчику.
В контракте стороны предусмотрели, что все изменения первоначальной его цены, связанные с удорожанием стоимости работ, производством дополнительных работ, изменением срока начала работ, промежуточных сроков, срока завершения работ или иных условий контракта, оформляются дополнительным соглашением. Превышение подрядчиком сметной стоимости работ, не подтвержденной дополнительным соглашением оплачивается подрядчиком за свой счет.
Дополнительный заработок (подработка) в свободное время — ТОП-12 проверенных способа заработка денег
Стороны подписали акт приемки законченного строительством объекта. Заказчик оплатил выполненные работы.
Посчитав, что заказчик оплатил выполненные работы в неполном объеме, подрядчик обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Суды не нашли оснований для удовлетворения заявленного иска по следующим основаниям.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре цена работы считается твердой.
Дополнительным соглашением от 18.12.2008 определена окончательная стоимость работ. Данная стоимость полностью оплачена заказчиком. В свою очередь, подрядчик просит взыскать стоимость работ, основанную на актах выполненных работ и справке о стоимости работ и затрат за период с 13.11.2008 по 29.12.2009. Между тем акт приемки законченного строительства объекта был подписан сторонами 19.12.2008.
Данным актом стороны подтвердили сроки и стоимость выполненных подрядчиком работ. Возражения со стороны подрядчика при подписании акта не заявлялись.
Истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что цена государственного контракта была изменена дополнительным соглашением сторон после 18.12.2008 и что он уведомил ответчика о необходимости превышения цены работ по контракту. Напротив, согласно контракту превышение подрядчиком сметной стоимости работ, не подтвержденной дополнительным соглашением сторон, оплачивается подрядчиком за свой счет (пункт 9 Обзора судебной практики ФАС Западно-Сибирского округа по спорам, связанным с договором строительного подряда, утвержденного постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2011 г. №1).
Изменение цены твердой цены работы возможно исключительно в соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 709 или пунктами 3, 4 статьи 743 ГК РФ.
Так, согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик вправе требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.
Лк. 9. Ключевые особенности доказывания в строительных спорах. Артем Володяев
Данная норма не применима к рассматриваемому спору, поскольку истец обратился в арбитражный суд не из-за увеличения стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, а по причине выполнения им дополнительных работ.
В свою очередь, в силу пункта 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении ответа от заказчика в течение 10 дней, если законом или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков от простоя за счет заказчика. Согласно пункту 4 данной статьи подрядчик, не выполнивший вышеуказанную обязанность лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет, что необходимость немедленных действий в интересах заказчика, например, приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Таким образом, чтобы получить право на оплату дополнительных работ подрядчик должен доказать, что: а) данные работы не были учтены технической документацией; б) их выполнение является обязательным; в) подрядчик предупредил заказчика в письменной форме о необходимости их выполнения; г) заказчик дал свое письменное согласие на их выполнение (до или после выполнения дополнительных работ) или подрядчик не получил согласие заказчика по причине необходимости немедленных действий в интересах последнего; д) дополнительные работы были действительно выполнены подрядчиком с надлежащим качеством.
В нашем случае, подрядчик не представил доказательства уведомления заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ и, как следствие, подрядчик не получил согласие заказчика на их выполнение. В связи с этим не имеет никакого правового значения подписание заказчиком актов выполненных работ и справок о стоимости работ и затрат после подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта. Данные документы лишь свидетельствуют о выполнении дополнительных работ подрядчиком и об их принятии заказчиком, но их никак нельзя рассматривать в качестве согласия заказчика на выполнение дополнительных работ и их оплату.
Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что подрядчик предъявляет к оплате работы, выполненные им после принятия заказчиком законченного строительством объекта в отсутствии соглашения о выполнении дополнительных работ и увеличении цены государственного контракта.
2. Объем дополнительно выполненных работ должен быть подтвержден бесспорными доказательствами, при отсутствии которых не подлежит взысканию свыше оплаченной по договору.
Госзаказчик и генподрядчик заключили государственный контракт на строительство административного здания. В свою очередь, подрядчик заключил договор с субподрядчиком на выполнение работ в административном здании, связанные с устройством нулевого цикла.
Полагая, что генподрядчик обязанности по оплате выполненных по договору субподряда не выполнены, субподрядчик обратился с иском о взыскании долга.
Суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований и указал следующее.
В договоре субподряда не указаны конкретные виды и объемы работ, которые необходимо выполнить. Истец не доказал, что составленные им в одностороннем порядке акты о выполненных работах формы №КС-2 содержат сведения о выполнении объема и вида работ, предусмотренных спорным договором. Кроме того, по окончании работ истец не вызвал ответчика для окончательной сдачи работ, направив составленные им в одностороннем порядке акты о выполненных работах формы №КС-2 спустя 2 года после даты окончания работ.
Для определения объема и стоимости выполненных субподрядчиком работ суд первой инстанции предложил сторонам назначить строительную экспертизу, на что истец своего согласия не дал (пункт 10 Обзора судебной практики ФАС Западно-Сибирского округа по спорам, связанным с договором строительного подряда, утвержденного постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2011 г. №1).
В данном споре истец допустил ряд существенных ошибок, которые привели к закономерному отказу арбитражным судом в удовлетворении иска.
Во-первых, стороны не конкретизировали виды работ, подлежащие выполнению субподрядчиком (истцом). Следствие этого — при возникновении спора истцу будет крайне сложно доказать объем выполненной им работы и, как следствие, ее стоимость.
Во-вторых, истец не вызвал ответчика для окончательной сдачи работ, направив односторонние акты КС-2 через 2 года после даты окончания работ. Подобные действия истца, свидетельствуют либо о его юридической безграмотности либо о его недобросовестности: попытке получить оплату за работу, которую в действительности он не выполнял.
Односторонне составленные акты будут иметь доказательственное значение только в одном случае — когда ответчик был вызван истцом для принятия результата работ, но тот не явился. Напротив, истец данным правилом пренебрег. Наверняка, работы, связанные с устройством нулевого цикла, уже давно выполнены и скрыты другими работами.
Поэтому на стадии рассмотрения арбитражным судом спора установить выполнение спорных работ и их объем может оказаться невозможно в принципе. А если так, то в иске следует отказать, поскольку бремя доказывания лежит на истце. Позиция истца окажется еще ущербнее, если ответчик представит доказательства выполнения предъявленных ему к оплате работ иным лицом, а не истцом.
В-третьих, назначение судебной строительной экспертизы могло оказаться для истца спасительным решением при условии, что эксперт смог бы установить объем выполненных работ, связанных с устройством нулевого цикла. Однако маловероятно, чтобы эксперт установил выполнение спорных работ именно истцом, а не иным лицом.
3. При отсутствии доказательств необходимости немедленных действий субподрядчика в интересах подрядчика и в случае, если большинство работ, произведенных субподрядчиком и указанных как дополнительных, возможно было предусмотреть и оговорить в рамках договора строительного подряда, он несет риск неоплаты произведенных дополнительных работ.
Между подрядчиком и субподрядчиком заключен договор на строительство участков автомобильной дороги. Стороны согласовали, что если в ходе выполнения работ возникнет необходимость, субподрядчик выполнит дополнительные работы по взаимной договоренности с подрядчиком.
В связи с частичной оплатой подрядчиком выполненных дополнительных работ, не учтенных проектно-сметной документацией, а также дополнительными соглашениями к договору, субподрядчик направил в адрес подрядчика претензию, в которой предложил возместить затраты на выполнение дополнительных работ. Получив отказ в удовлетворении претензии, субподрядчик обратился с иском в арбитражный суд.
Судебными решениями было отказано в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Представленные истцом доказательства не подтверждают того, что субподрядчик получил согласие подрядчика на проведение всех дополнительных работ, вследствие чего именно истец в силу статьи 743 ГК РФ несет риск неоплаты произведенных работ подрядчиком, поскольку доказательств необходимости действий в интересах ответчика истец не представил.
Кроме того, большинство дополнительных работ, можно было предусмотреть и оговорить в рамках договора, согласовав их стоимость с ответчиком, включив весь объем работ в акты выполненных работ формы № КС-2, что исключило бы их осуществление вне рамок договора (пункт 11 Обзора судебной практики ФАС Западно-Сибирского округа по спорам, связанным с договором строительного подряда, утвержденного постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2011 г. №1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении ответа от заказчика в течение 10 дней, если законом или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков от простоя за счет заказчика.
Согласно пункту 4 данной статьи подрядчик, не выполнивший вышеуказанную обязанность лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет, что необходимость немедленных действий в интересах заказчика, например, приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Таким образом, истец не выполнил требования пункта 3 статьи 743 ГК РФ и, поэтому, он лишился права требовать оплаты дополнительно выполненных им работ. Кроме того, истец не представил суду доказательства необходимости совершения немедленных действий в интересах заказчика.
4. Удорожание стоимости работ влечет изменение цены работы в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику о взыскании денежных средств, составляющих удорожание материалов в период выполнения работ по договору строительного подряда.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен по следующим основаниям.
Согласно пункта 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
В соответствии с условиями заключенного сторонами договора его цена корректируется на сумму удорожания материалов. Следовательно, стороны предусмотрели возможность изменения цены договора. Затраты подрядчика на материалы превысили затраты, предусмотренные составленной сторонами сметой. Поэтому взыскание с заказчика суммы, на которую увеличилась стоимость материалов, заявлено обоснованно (пункт 6 Обзора практики рассмотрения споров по договору подряда, одобренного президиумом ФАС Уральского округа от 30.03.2007).
В рассмотренном случае стороны установили твердую цену работы, с возможностью ее увеличения на стоимость удорожания используемых подрядчиком материалов. Данное условие договора не противоречит положениям пункта 1 статьи 709 ГК РФ: в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Только квалифицированный адвокат по строительным спорам поможет Вам учесть все нюансы арбитражной практики, избежать ошибок и избежать поражения в арбитражном суде.
Источник: www.advokat-demyanchuk.ru
Дополнительные работы как вопрос об определении цены строительных работ
В процессе рассмотрения споров, возникающих по договору строительного подряда, зачастую основные разногласия между подрядчиком и заказчиком связаны с вопросом об определении цены строительных работ, подлежащей оплате. Данная проблема, несмотря на детальную регламентацию отношений подряда, по-прежнему остается актуальной. При этом возникают различные вопросы: имеет ли подрядчик право требовать от заказчика оплаты выполненных и принятых заказчиком дополнительных работ, не предусмотренных договором подряда; может ли подрядчик требовать оплаты выполненных дополнительных работ на основании одностороннего акта выполненных работ, от подписания которого заказчик уклоняется, и другие вопросы.
Следует отметить, что дополнительные работы необходимо рассматривать в узком, специально-юридическом смысле, предусмотренном статьей 743 ГК РФ. Выделить основные элементы, которые характеризуют работы как дополнительные, можно следующим образом:
- — работы, которые выполнены в ходе строительства и не учтены в технической документации;
- — работы, относящиеся к заключенному договору строительного подряда и не являющиеся самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых заключен договор;
- — выполненные работы, которые приводят к увеличению сметной стоимости строительства;
- — работы, без проведения которых продолжение строительства невозможно.
Рассмотрим анализ арбитражной практики рассмотрения споров, связанных с оплатой и предъявлением дополнительных работ по договору строительного подряда за 2011 год. Т. Нефедова Дополнительные работы по договору строительного подряда: что ждет подрядчика // Жилищное право, №9, 2011г. — С. 19-32
Анализ арбитражной практики показывает, что сообщение и согласование дополнительных работ с заказчиком являются необходимым моментом, чтобы дополнительные работы были оплачены подрядчику (субподрядчику). Данные положения и судебная практика направлены на защиту заказчиков от недобросовестных подрядчиков, которые необоснованно увеличивают цену договора.
Обзор судебных решений позволяет установить основные причины отказа в оплате дополнительных работ:
- — при отсутствии извещения (сообщения) о необходимости выполнения дополнительных работ;
- — при отсутствии согласования на проведение дополнительных работ: Постановление ФАС Поволжского округа от 28.06.2012 г. по делу № А06 002/2011; Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2012г. по делу № А06-1002/2011 // www.consultant.ru Постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2012г. по делу № А06 — 3547/2011; Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2012г. по делу № А06-3547/2011 // www.consultant.ru
- — при отсутствии ответа на сообщения о необходимости выполнения дополнительных работ и если работы не были приостановлены.
Таким образом, Гражданский кодекс РФ устанавливает и судебно-арбитражная практика подтверждает возможность обнаружения дополнительных работ, но при этом закреплен довольно жесткий порядок и условия их проведения: подрядчик должен уведомить заказчика об обнаружении дополнительных работ, согласовать вопросы, связанные с выполнением этих работ и увеличением сметной стоимости.
Интересен тот факт, что при рассмотрении вышеупомянутых дел для разъяснения возникших разногласий сторон по объему и стоимости дополнительных работ были проведены судебные строительные экспертизы.
В соответствии с пунктом 5 ст.720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков в выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Из экспертного заключения по Постановлению ФАС Поволжского округа от 14.08.2012г. следует, что подрядчик (истец) в нарушение положений пункта 5 статьи 709, пункта 3 статьи 743 ГК РФ выполнил дополнительные работы с использованием более дорогостоящих материалов без согласования с заказчиком (ответчик).
Заключение экспертизы содержит выводы о том, что подрядчиком внесены изменения в конструктивные элементы здания, что не соответствует проекту на строительство. Эксперты посчитали необходимым исключить из общей стоимости определенные работы, т.к. эти работы не относились к сметной стоимости согласно контракта, а необходимые согласования строительства не произведены с органами местного самоуправления, надзорными строительными организациями, т.е. не получено разрешение на строительство и другая необходимая разрешительная документация.
Таким образом, подрядчик приступил к выполнению работ по строительству в нарушение требований статей 36, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как указано апелляционным судом, в судебном заседании стороны подтвердили, что смета на выполнение работ сторонами не согласовывалась, в пункте контракта определена общая стоимость подлежащих выполнению работ.
Заявляя о необоснованности заключения экспертизы, истец не представил соответствующие доказательства.
Апелляционный суд пришел к выводу, что заключение экспертизы отвечает требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержит противоречивых выводов, не требует дополнений или разъяснений, эксперт дал полные и ясные ответы на все поставленные арбитражным судом вопросы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) (Электронный ресурс) // www.consultant.ru
Разногласия истца с выводами, содержащимися в экспертном заключении, носят правовой характер, оценку которым должен дать суд. Вызов эксперта в судебное заседание является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, и отказал истцу в его ходатайстве о вызове эксперта и не усмотрел оснований для проведения повторной либо дополнительной экспертизы.
По другому Постановлению ФАС Поволжского округа от 28 июня 2012г., также по ходатайству сторон, были проведены строительные экспертизы для разрешения вопроса о соотношении дополнительных работ с основными работами по договору подряда. Из заключений следует, что часть работ не являются предметом договора, а являются самостоятельными работами, в отношении других же работ, как дополнительных, отсутствует исполнительная документация, подтверждающая факт их выполнения подрядчиком.
Исходя из указанных документов, подписанные сторонами акты скрытых работ и исполнительные схемы подтверждают факт выполнения работ субподрядчиком. Однако акты освидетельствования скрытых работ и исполнительные схемы не могут быть доказательством выполненных дополнительных работ, если в них не содержатся конкретные сведения об объемах работ и они не позволяют выделить работы, предусмотренные и не предусмотренные договором субподряда.
Для того чтобы избежать спорных ситуаций, при оплате дополнительных работ необходимо учитывать следующие аспекты:
- — подрядчик должен не только известить заказчика о проведении дополнительных работ, но и получить от него согласие (уведомление, и согласие заказчика должны быть четкими и полными);
- — даже подписание сторонами строительного договора акта приемки работ не дает подрядчику право получить сумму за выполненные дополнительные работы, так как подтверждается только факт выполнения работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ;
- — извещение и согласие должны быть подтверждены письменными документами, такими, как дополнительное соглашение, подписанное сторонами; направленные письма подрядчика и полученные письма от заказчика; документ, подтверждающий согласование объема и стоимости дополнительных работ;
- — при неполучении от заказчика ответа (в течение 10 дней или в иной срок, предусмотренный договором/законом) подрядчик обязан приостановить соответствующие работы. Если подрядчик работы не приостановил, то в данном случае он выполнил их на свой страх и риск и стоимость данных работ оплачивается за свой счет;
— исходя из указанных рисков, рекомендуем в договоре строительного подряда закрепить, каким способом и какими документами подрядчик извещает заказчика при выявлении дополнительных работ в ходе строительства; срок, в течение которого заказчик должен направить ответ подрядчику.
Во избежание спорных ситуаций при оплате дополнительных работ наиболее оптимальным решением является заключение дополнительного соглашения к договору.
Интересен тот факт, что сейчас все чаще применяется при заключении договоров строительного подряда метод твердой контрактной цены.
Источник: studwood.net
Ответ недели: необходимость в выполнении дополнительных работ
При текущем ремонте помещения по контракту в рамках 44-ФЗ были обнаружены скрытые работы, которые при заключении контракта не были заложены в локально-сметный расчет.
Вопрос: можно ли увеличить в пределах 10% цену контракта и изменить виды и объем работ, добавив новый локальный сметный расчет к контракту?
Сообщаю Вам следующее:
Подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлена возможность по предложению заказчика увеличить предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) объем работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. В дополнительное соглашение включаются те работы, объем которых увеличивается. Включать новые работы, не предусмотренные контрактом, нельзя. Минифин РФ и Минэкономразвития РФ отмечает, что в случае возникновения необходимости в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, то закупку таких работ необходимо осуществить в рамках новой процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (Письмо Минфина РФ от 09.06.2017 N 24-03-05/36403, Письмо Минэкономразвития РФ в от 07.12.2016 N Д28и-3208).
Документы КонсультантПлюс для ознакомления:
В каких случаях и как можно увеличить цену контракта
Увеличить цену контракта вы можете по следующим причинам:
— решили увеличить количество товаров, услуг, работ согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В этом случае вы можете увеличить цену контракта не более чем на 10%. В рамках указанного размера можно увеличить количество товара, объем работ, услуг, предусмотренное по определенным позициям локального сметного расчета. Проверьте, чтобы пропорционально количеству дополнительного товара, объема работ или услуг изменилась и общая стоимость сметного расчета, но не более чем на 10% (Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489).
Чтобы рассчитать новую цену, нужно умножить цену за единицу товара (работы, услуги) на его новое количество.
Учтите, что положения данной нормы не применяются к контрактам:
— если они предусматривают выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства или по сохранению объектов культурного наследия;
— если при их заключении использованы формула цены и максимальная цена контракта (Письмо Минфина России от 05.03.2020 N 24-03-07/16668).
Если у вас несколько позиций товаров (работ, услуг), вы можете увеличить только одну из них или сразу несколько (Письма Минфина России от 11.12.2019 N 24-03-07/96489, Минэкономразвития России от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, от 25.10.2016 N Д28и-2759).
Если цена контракта будет увеличена более чем на 10%, то вас могут привлечь к административной ответственности. Штраф для должностного лица составит 20 тыс. руб., а для юридического — 200 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объема закупки — штраф будет назначен в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 4 — 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
Обратите внимание: вы можете увеличить цену более чем на 10%, если при строительстве требуются дополнительные работы, которые было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше исполнять контракт. Однако делать это нужно в исключительных случаях и приготовиться отстаивать свою позицию в суде (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Увеличение цены контракта оформите допсоглашением;
Как составить дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ
Перед тем как составить дополнительное соглашение об увеличении объема работ, убедитесь, что такое право установлено документацией о закупке и контрактом, а в случае с единственным поставщиком — только контрактом. Если заключите соглашение с нарушением, то штраф составит 20 тыс. руб. А если контролеры посчитают, что это привело к дополнительным расходам из бюджета, то взыщут штраф в двукратном размере таких расходов.
В соглашение включите новые объемы работ, новую цену контракта, рассчитанную с учетом дополнительных работ, при необходимости укажите новые размеры штрафов.
В течение пяти рабочих дней после изменения контракта направьте информацию об этом в орган, уполномоченный вести реестр контрактов. В противном случае вам грозит штраф в 20 тыс. руб.
- В каких случаях можно составить соглашение об увеличении объема работ
Вы можете внести изменения в контракт, в том числе об увеличении объема работ, составив к нему дополнительное соглашение в случаях, указанных в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
На практике чаще всего дополнительное соглашение об увеличении объема работ составляется на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Положения этой нормы неприменимы в отношении контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства или работ по сохранению объектов культурного наследия.
Вы вправе составить такое соглашение, только если возможность увеличить объем работ установлена в документации о закупке и в контракте, а в случае закупки у единственного поставщика — только в контракте (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Рекомендуем вам не изменять объем работ, если вы заключили контракт по итогам запроса котировок в электронной форме, так как при данном способе документация не составляется. Этот вывод следует из совокупного анализа положений ст. 82.2, п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
- Какую информацию включить в дополнительное соглашение
Включите в дополнительное соглашение информацию о новых объемах работ, новой цене контракта и новых суммах штрафов (если новая цена превысила пороговое значение).
2.1. Какие объемы работ включить в соглашение
В дополнительное соглашение включите те работы, объем которых вы увеличиваете. Если в контракте предусмотрено несколько видов работ, то можно одновременно увеличивать объем нескольких видов работ или одной из работ. Увеличивать объем работ можно в пределах 10%.
Включать новые работы, не предусмотренные контрактом, нельзя.
Данные выводы следуют из пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Это же подтверждают Минфин России в Письме от 09.06.2017 N 24-03-05/36403 и Минэкономразвития России в Письме от 07.12.2016 N Д28и-3208.
Минифин РФ отмечает, что в случае возникновения необходимости в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, то закупку таких работ необходимо осуществить в рамках новой процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (Письмо от 09.06.2017 N 24-03-05/36403).
Если вы заключите дополнительное соглашение и включите в контракт работы, ранее в нем не предусмотренные, то вас могут привлечь к ответственности по ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ. Штраф составит от 20 тыс. руб. до двукратного размера дополнительно потраченных бюджетных средств. Так, Верховный Суд РФ подтвердил законность штрафа, наложенного на должностное лицо за действия, в результате которых, в частности, были фактически изменены условия контракта и приняты работы, ранее не предусмотренные в нем (Постановление от 21.10.2019 N 36-АД19-4).
2.2. Каким образом рассчитать новую цену контракта
Умножьте объем, на который вы увеличили работы, на установленную в контракте цену единицы объема таких работ. Получившаяся сумма не должна превышать 10% от цены контракта. Если сумма больше 10%, то уменьшите объем работ.
После этого прибавьте к цене контракта полученную сумму.
Это следует из пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Письма Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479.
Контрактом предусмотрено три вида работ:
· демонтаж плитки — 500 кв. м по 70 руб. за 1 кв. м;
· штукатурка стен — 500 кв. м по 300 руб. за 1 кв. м;
· облицовка стен плиткой — 500 кв. м по 800 руб. за 1 кв. м.
Общая стоимость работ — 585 000 руб.
В ходе исполнения контракта решили увеличить объем выполняемых работ по штукатурке и облицовке стен на 10%, то есть каждый вид работ увеличился на 50 кв. м.
Стоимость дополнительного объема работ составила 55 000 руб. (300 x 50 + 800 x 50).
Это не превышает 10% от цены контракта.
аким образом, в дополнительном соглашении можно указать новые условия контракта:
· демонтаж плитки — 500 кв. м по 70 руб.;
· штукатурка стен — 550 кв. м по 300 руб.;
· облицовка стен плиткой — 550 кв. м по 800 руб.
Стоимость дополнительного объема работ составила 55 000 руб.
2.3. Когда потребуется изменить штрафные санкции
Если в результате увеличения цена контракта превысила пороговое значение, от которого зависит размер штрафов, например была менее 3 млн руб., а стала выше 3 млн руб., то включите в дополнительное соглашение новый размер штрафных санкций (ч. 2, 5, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400).
- В какой срок разместить дополнительное соглашение в ЕИС
В течение пяти рабочих дней после изменения контракта направьте информацию об этом в орган, уполномоченный вести реестр контрактов (ч. 1, 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Как изменить цену контракта в пределах 10%
При исполнении контракта можно увеличить или уменьшить количество товара (работ, услуг) в пределах 10% от цены контракта (за исключением «строительных» контрактов). Такое условие должно быть предусмотрено в документации и контракте (только в контракте — при закупке у едпоставщика).
Ведомство уточнило, что в этом случае можно изменить количество товара (работ, услуг) по отдельным позициям не более чем на 10% исходя из установленного в контракте количества. Цена контракта будет меняться пропорционально.
Документ: Письмо Минфина России от 13.12.2019 N 24-03-07/97738; Письмо Минфина России от 13.12.2019 N 24-03-07/97747; Письмо Минфина России от 19.12.2019 N 24-03-07/99604; Письмо Минфина России от 17.01.2020 N 24-03-07/2188; Письмо Минфина России от 20.12.2019 N 24-03-07/99969
Источник: ric368.newsmine.ru