Виды гостов по строительству

В зависимости от сферы действия различают стандарты различного статуса или категории :

— государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р);

— межгосударственный стандарт (ГОСТ);

— стандарт отрасли (ОСТ)

— стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);

— стандарт предприятия (СТП).

До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)– стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и Метрологии (Госстандартом России). В области строительства ГОСТ Р принимается Госстроем России.

К объектам государственных стандартов РФ относят:

1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

УЗО в простом объяснении.#узо #ГОСТ+ #build #строительство #электрика

При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты включают (и это исключительная прерогатива данной категории стандартов) обязательные требования к качеству продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость; методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасного использования продукции.

Обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса (ГОСТ Р) регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (Приложение 1)

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве. Межгосударственные стандарты (ГОСТ),сферой распространения которых является территория 12 государств СНГ, подписавших 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, к которому присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя России).

гост строительные материалы

Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами в пределах их компетенции применительно к продукции, работам, услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них.

Стандарты отраслей (как и государственные стандарты РФ) разрабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.

Ост применяют (в смысле – соблюдают) предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Например в обозначении ОСТ 56-98-93 цифра 56 означает условное обозначение государственного органа, которая утвердила ОСТ, цифра – 98 – регистрационный номер стандарта, 93 – год утверждения.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний; 3) нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4) прочие виды деятельности.

СТО разрабатываются для динамического отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований.

СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежит согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды. Требования СТО должны быть не ниже требований государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Примеры: СТО РОО 10.01-95, где РОО – российское общество оценщиков, 10.01 – регистрационный номер стандарта, 95 – год утверждения; СТО РХО – 3 – 94, где РХО – Российское химическое общество и т.д.

Для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, за рубежом данная категория используется давно и широко.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1) для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей и стандартов иных категорий; 2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инструмент, технологические процессы и т.п.).

СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для исполнения для работников данного предприятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) является локальным нормативным актом.

Таким образом, основное назначение СТП – решение внутренних задач, СТП в настоящее время является основным организационно-методическим документом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование международных стандартов (МС) в отраслях народного хозяйства.

Существует три варианта применения в РФ международных, региональных и национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования международного документа и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного документа. При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки.

При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия; отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93, где ГОСТ Р – индекс, ИСО 9591 – обозначение соответствующего МС, 93 – дата утверждения ГОСТ Р.

В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учитывающие национальные особенности России или СНГ.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе международного документа до принятия их в качестве государственных стандартов, то есть локальное использование международного документа или в рамках отрасли, или предприятия, или научно-технического общества.

Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений международных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной информации, тем более ГОСТ Р 1.2 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» обязывает разработчиков учитывать международные, региональные стандарты и прогрессивные национальные стандарты других стран.

Источник: megaobuchalka.ru

КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ

• методами разработки национальных стандартов и стандартов предприятий и организаций.

Категории стандартов

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований в Российской Федерации приняты различные категории и виды стандартов. К объектам стандартизации относятся: продукция (производственно-технического назначения, товары народного потребления, сырье, оборудование), услуги (материальные, социально-культурные), процессы, организационно- методические и общетехнические объекты, организация работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), программные и технические средства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, взаимозаменяемость изделий, справочные данные о свойствах веществ и материалов, классификация и кодирование технико-экономической информации, достижение науки и техники и др. Объектами стандартизации на предприятиях и в организациях могут быть вопросы организационно-методического характера, документы, регламентирующие правила и порядок управления производством и качеством продукции, типовые технологические правила и нормы и т.д.

Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и но результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрессивных национальных стандартов других стран и предусматривают оптимальные решения для экономического и социального развития страны.

Классификация категорий и видов стандартов представлена на рис. 4.1.

Классификация категорий и видов стандартов

Рис. 4.1. Классификация категорий и видов стандартов

Технический регламент (ТР) — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и соружением, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  • • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • • предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Читайте также:  Столб это в строительстве

В Закон о техническом регулировании вошли следующие статьи о технических регламентах:

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В нем могут содержаться с учетом степени риска причинения вреда специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технические регламенты не должны препятствовать торговле в большей степени, чем это необходимо для выполнения легитимных задач. Они применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое юридическое или физическое лицо, т.е. любая организация или гражданин. Структура технического регламента включает слеждующие положения.

  • 1. Общие положения: а) сфера применения регламента; б) объекты технического регулирования; в) основные понятия, термины и определения; г) общие положения для размещения продукции на рынке.
  • 2. Обязательные требования: а) к информации для потребителей; б) на стадиях жизненного цикла (при проектировании и конструировании, производстве, транспортировании и хранении, реализации, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации); в) к характеристикам продукции (существенные требования, перечень показателей); г) применение стандартов.
  • 3. Подтверждение соответствия: а) классификация продукции на основе оценки риска; б) формы и схемы подтверждения соответствия.
  • 4. Ответственность за внедрение технического регламента.
  • 5. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований регламентов: а) органы и объекты государственного контроля (надзора); б) порядок проведения государственного контроля (надзора); в) ответственность за нарушение требований технического регламента.
  • 6. Переходный период.

Порядок разработки технического регламента следующий:

  • • публикуется уведомление о разработке проекта технического регламента с обоснованием необходимости его разработки и указанием технических требований;
  • • проводится обсуждение проекта технического регламента всеми заинтересованными лицами;
  • • публикуется уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
  • • проводится экспертиза проекта технического регламента экспертной комиссией по техническому регулированию;
  • • проект рассматривается Государственной Думой и Правительством РФ в установленном порядке.

Поскольку разработка технических регламентов — процесс длительный, то в исключительных случаях (угроза жизни и здоровья людей, экологии и др.) могут быть приняты обязательные к исполнению технические регламенты в виде указов Президента России или постановлений Правительства РФ без их публичного обсуждения.

Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Они разрабатываются в соответствии с ежегодно принимаемой Ростехрегулированием Программой.

К приоритетам Программы разработки национальных стандартов относятся:

  • • гармонизация национальных стандартов с международными и межгосударственными стандартами, обеспечивающими конкурентноспособность продукции и услуг, рациональное использование природных ресурсов, техническую и информационную совместимость, единство измерений;
  • • нормативное обеспечение выполнения целевых программ развития оборонных и народнохозяйственных отраслей;
  • • поддержка методами стандартизации национальных проектов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
  • • разработка национальных стандартов, направленных на выполнение требований технических регламентов и обеспечение государственных закупок;
  • • разработка межгосударственных стандартов формируемых единое экономическое пространство со странами СНГ и др.

Национальные стандарты разрабатываются и утверждаются в порядке установленном Законом о техническом регулировании. Они применяются как признанные обществом, но добровольные для использования независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Добровольное применение стандартов означает, что изготовитель его добровольно выбирает, а выбрав, обязан соблюдать его требования. В то же время национальный стандарт становится обязательным к применению в случае, если:

  • • техническое законодательство страны предусматривает наличие обязательных стандартов в той или иной сфере деятельности (например, в США или других странах);
  • • органами власти в нормативных и правовых документах делаются ссылки на определенные стандарты добровольного применения. В результате прямой ссылки эти стандарты становятся составной частью технических регламентов;
  • • изготовитель на добровольных началах применяет стандарт и маркирует продукцию знаком соответствия национальному стандарту или заявляет об этом соответствии в рекламной или сопроводительной документации;
  • • поставщик и потребитель по договоренности сделали ссылку на стандарт добровольного применения в контракте на поставку продукции;
  • • продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта добровольного применения, поставляется для государственных нужд (по контракту с правительством, включающем ссылку на стандарт);
  • • изготовитель по собственной инициативе сертифицировал свою продукцию в той или иной системе добровольной сертификации на соответствие требованиям национальных стандартов.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов включают следующее:

  • • национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов;
  • • уведомление о разработке стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта для ознакомления всеми заинтересованными лицами;
  • • разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных сторон;
  • • уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования;
  • • проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации для экспертизы;
  • • технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта;
  • • национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом, принимает решение об утверждении или отклонении национальных стандартов;
  • • уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления РФ, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности. ГОСТы Р устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшис государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Например, объектами государственной стандартизации могут быть:

  • • организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организация проведения работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;
  • • составляющие элементы крупных народнохозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охраны окружающей среды и др.);
  • • объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;
  • • продукция широкого, в том числе межотраслевого, применения;
  • • достижения науки и техники, позволяющие Российской Федерации (или конкретным предприятиям) обеспечить конкурентоспособность своей продукции или технологии;
  • • продукция, производимая в Российской Федерации для удовлетворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двусторонним обязательствам;
  • • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Разработку государственных стандартов РФ осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданными планами государственной стандартизации РФ, программами (планами) работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством РФ, государственными стандартами и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

В государственные стандарты РФ включают:

  • • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества человека, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • • обязательные методы контроля (измерения, испытания, анализа) требований к качеству продукции, работ и услуг;
  • • параметрические ряды и типовые конструкции изделий;
  • • основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;
  • • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;
  • • правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рационального использо-вания всех ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
Читайте также:  Смеси которые используют в строительстве

ГОСТы Р утверждаются Ростехрегулированием. Перед утверждением стандарта Ростехрегулирование проводит их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующим ТР и национальным стандартам РФ, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. После утверждения ему присваивается индекс ГОСТ Р, номер стандарта, год утверждения или пересмотра (например, ГОСТ Р 248—2006). Государственную регистрацию стандарта осуществляет Ростехрегулированием в установленном порядке.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стандартов РФ (требования отраслевых стандартов не должны противоречить техническим регламентам, обязательным требованиям государственных стандартов и рекомендациям международных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации данной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т.д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые имеют однородное потребление или функциональное назначение. ОСТы устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции.

ОСТы обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Отраслевые стандарты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, принявшего стандарт. После утверждения им присваивается индекс ОСТ, цифровой код отрасли, номер стандарта и полностью год утверждения или пересмотра (например, ОСТ 3.348—2005).

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований национальных стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально- трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:

  • • основные параметры и (или) размеры;
  • • технические требования;
  • • требования по безопасности;
  • • комплектность, правила приемки;
  • • методы контроля (испытаний, анализа, измерений);
  • • правила маркировки, транспортирования и хранения;
  • • указания по эксплуатации;
  • • гарантии изготовителя.

В ТУ содержатся технические требования, определяющие показатели качества в соответствии с условиями и режимом эксплуатации продукции, в том числе требования, предусматривающие различные удобства для обслуживания и ремонта изделий, повышение их безопасности.

Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потребителями или заказчиками продукции (чтобы отразить в ТУ пожелания и замечания потребителей) и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ.

ТУ утверждает предприятие-изготовитель (разработчик технических условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).

Обозначения техническим условиям присваивает предприятие — разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обозначения технических условий. Для вновь организуемых предприятий и объединений рекомендуются обозначения технических условий со следующей структурой, состоящей из индекса ТУ, четырехразрядного кода класса продукции ио ОКП (Общероссийский классификатор продукции) и разделенного тире трехразрядного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКНО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций), являющегося держателем подлинника технических условий, и двух последних цифр года утверждения документа (например: ТУ 4521—164—34267369—99, где 4521 — группа продукции по ОКП, 34267369 — код предприятия по ОКПО).

После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Если ТУ утверждены предприятием, то они регистрируются в областных органах по техническому регулированию и метрологии. Учетной регистрации не подлежат технические условия на следующую продукцию:

  • • опытные образцы (опытные партии);
  • • сувениры и изделия народных художественных промыслов (кроме изделий из драгоценных металлов и камней);
  • • технологические промышленные отходы сырья, материалов, полуфабрикатов;
  • • составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и материалы, не предназначенные к самостоятельной поставке или изготовляемые по прямому заказу одного предприятия;
  • • средства технологического оснащения, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий, эпизодически, по мере возникновения потребности в них, за исключением средств измерений и средств испытаний;
  • • продукцию единичного производства.

Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Росгехрегулиро- вания.

Стандарты предприятий (СТП) и организаций (СТО) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения, на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТами или ОСТами.

В зависимости от специфики предприятия (организации) специалисты по стандартизации могут работать в конструкторском, технологическом, научно-исследовательском, метрологическом, инновационном подразделении, отделе технического контроля или контроля качества или в специализированном отделе (службе) стандартизации.

Любое из перечисленных подразделений призвано осуществлять организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии (в организации), а также непосредственно проводить эти работы. При этом задачами специалистов по стандартизации являются:

  • • определение тематики и объемов работ по стандартизации, формирование программ (планов) их проведения;
  • • разработка документов (возможно в статусе стандартов организации), устанавливающих порядок разработки стандартов организации на предприятии;
  • • порядок внедрения на предприятии российских национальных стандартов, порядок соблюдения требований технических регламентов, порядок обеспечения учета интересов предприятия при разработке российских национальных, межгосударственных и международных стандартов;
  • • выполнение и (или) участие в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ, связанных со стандартизацией и унификацией;
  • • изучение передового отечественного и зарубежного опыта по стандартизации, в частности, поиск и рассмотрение международных, европейских региональных, межгосударственных, российских и зарубежных национальных, фирменных стандартов по тематике, затрагивающей интересы предприятия, а также учет этого опыта в своих работах по стандартизации и доведение информации о нем до заинтересованных подразделений предприятия;
  • • разработка или участие в разработке стандартов организации, технических условий и других технических документов предприятия;
  • • участие в разработке российских национальных стандартов (если предприятие разрабатывает эти стандарты) или рассмотрение проектов российских национальных, межгосударственных, международных стандартов (если их разработка осуществляется другими организациями);
  • • участие во внедрении на предприятии российских национальных стандартов и иных стандартов, а применении которых заинтересовано предприятие.

Специалисты но стандартизации должны участвовать в контроле за соблюдением требований технических регламентов и стандартов, в том числе при постановке продукции на производство, а также при подготовке к сертификации.

Важной функцией специалистов по стандартизации является участие в информационном обеспечении различных видов деятельности предприятия. С этой целью организуется учет действующих (внедренных) на предприятии стандартов, технических условий и других технических и нормативных документов. Эти документы составят фонд нормативной документации предприятия, который должен постоянно обновляться (своевременно вноситься принятые и утвержденные изменения в стандарты, изыматься отмененные стандарты, проводиться регулярные проверки нормативных и технических документов с целью оценки необходимости их актуальности).

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно- технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок, а также служат важным источником информации о передовых достижениях. По решению самого предприятия или организации они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке ОСТов и стандартов предприятия.

Необходимость применения СТО субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно и несут за это ответственность. Информацию о принятых стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляют в органы Ростехрегули- рования.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации.

Читайте также:  Рассчитать количество кубов на строительство дома

Согласно ГОСТ Р 1.4—2004 в состав обозначения утвержденного стандарта организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, на работы, выполняемые на стороне , или оказываемые ею на стороне услуги следует включить аббревиатуру СТО, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию — разработчика стандарта; регистрационный номер, присваиваемый организацией, разрабатывающей и утвердившей стандарт, и год утверждения стандарта.

Классификационный код стандарта организации (ОКС) устанавливают по Общероссийскому классификатору стандартов ОК (МК(ИСО/

ИНФКО МКС) 001—96)001, классификационный код продукции (ОКИ) или услуги (ОКУН), на которую распространяется стандарт организации, — по общероссийским классификаторам О К 005 или О К 002 соответственно и приводят на последней странице стандарта организации.

Международный стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО — содействовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (например, ИСО/Р 1/1043:1989).

Ростехрегулирование допускает следующие правила применения международных стандартов:

Источник: studme.org

Таблица 7.3 — Типы штукатурных сеток

7.2.9 Требования к применению и порядку монтажа штукатурных сеток, стеклянных и армирующих лент приведены в [5].

7.2.10 Для обеспечения ровности поверхности на подготовленное основание устанавливают, при необходимости, штукатурные маяки (для высококачественной и улучшенной штукатурки) в такой последовательности:

— выставляют вертикальное положение крайнего маяка (контроль положения профиля осуществляется с помощью строительного уровня);

— остальные направляющие устанавливают в плоскости, образованной двумя крайними маяками с шагом не менее чем на 10 см меньше длины используемого правила.

При выполнении работ штукатурными растворами на цементном или известково-цементном вяжущем не допускается фиксация маяков гипсовыми материалами.

7.2.11 Если иное не предусмотрено проектом, по завершении штукатурных работ маяки необходимо удалить и восстановить целостность поверхности тем же штукатурным составом.

7.2.12 Для проведения штукатурных работ необходимо применять сухие строительные штукатурные смеси по ГОСТ 33083 и ГОСТ 31377; в случае если это предусмотрено проектной документацией, допускается применение готовых штукатурных растворов по ГОСТ 28013. Приготовление и нанесение строительных растворов должны осуществляться согласно требованиям нормативных документов и указаниям производителя.

7.2.13 Качество производства штукатурных работ оценивают согласно требованиям, представленным в таблице 7.4. Категорию качества поверхности устанавливают проектом и оценивают согласно таблице 7.5. Категории качества поверхности К3 и К4 устанавливают только для высококачественной штукатурки.

Таблица 7.4 — Требования к оштукатуренным основаниям

7.2.14 Установку лепных изделий следует проводить после схватывания и высыхания штукатурного раствора. На фасадах зданий закладные детали перед установкой на них архитектурных элементов необходимо обработать антикоррозионными составами.

7.2.15 Декоративные отделочные работы выполняют с помощью декоративных сухих строительных штукатурных смесей по ГОСТ Р 54358 и готовых к применению декоративных составов на основе водорастворимых полимеров по ГОСТ Р 55818; допускается применение других материалов, если это предусмотрено ППР.

7.3 Производство шпатлевочных работ

7.3.1 При производстве шпатлевочных работ необходимо провести проверку соответствия основания требованиям, представленным в таблице 7.2. В случае установления наличия недостатков основания необходимо принять меры для их устранения, а также защитить основание от попадания прямых солнечных лучей в момент нанесения и до полного высыхания шпатлевочного покрытия.

7.3.2 Нанесение шпатлевок допускается на строительные основания температурой от 5°С до 30°С, если иное не установлено производителем материала.

7.3.3 Минеральные шпатлевочные растворы готовят из сухих строительных смесей по ГОСТ 31387 и ГОСТ 31357 согласно инструкции производителя.

7.3.5 Перед нанесением шпатлевочного состава необходимо убедиться, что основание является чистым, сухим и крепким. Шпатлевочные составы наносят шпателем, при этом сначала заполняют впадины, трещины и неровности, а затем наносят основной слой и выравнивают стальным шпателем. При необходимости после схватывания шпатлевка шлифуется.

7.3.6 При применении гипсовых штукатурок по ГОСТ 31377 допускается выполнять шпатлевочные работы гипсовым молочком, которое образуется после обработки поверхности свежей гипсовой штукатурки теркой и смоченной губкой.

7.3.7 После проведения штукатурных и (или) шпатлевочных отделочных работ качество полученной поверхности должно соответствовать проектному и удовлетворять требованиям, представленным в таблице 7.5.

Таблица 7.5 — Требования к качеству поверхности в зависимости от типа финишного покрытия

7.4 Производство облицовочных работ

7.4.1 Облицовку поверхностей необходимо выполнять согласно требованиям проектной и рабочей документации.

7.4.2 Облицовку стен, колонн, пилястр интерьеров помещений следует выполнять перед устройством покрытий пола.

7.4.3 Материалы, применяемые для крепления облицовочных плит по клеевой прослойке, должны соответствовать:

При применении растворов на цементной основе для облицовки фасадов не допускается использование плиточных клеевых смесей ниже класса С1 по ГОСТ Р 56387, а при устройстве облицовки по клеевой прослойке выше первого этажа не допускается использование плиточных клеевых смесей ниже класса С2 по ГОСТ Р 56387. При устройстве облицовок по клеевой прослойке допускается использование цементных растворов с добавлением дисперсий водорастворимых полимеров, с обязательным подтверждением соответствия качества получаемого раствора требованиям ГОСТ Р 56387.

7.4.4 Требования к категории поверхности устанавливают в зависимости от размера штучных элементов облицовки. Устройство облицовки по клеевой прослойке рекомендуется на основаниях с качеством поверхности категорий К2 и К3 по таблице 7.5.

7.4.5 При устройстве облицовки по клеевой прослойке изделиями из натурального камня их необходимо промыть водой и высушить для удаления пыли с их поверхности. Искусственные материалы дополнительно не увлажняют. Перед началом выполнения работ по устройству облицовки необходимо убедиться в совместимости клеевого раствора с используемым типом камня.

7.4.6 Клеевой раствор наносят на стену равномерно гладкой теркой или шпателем, после чего выравнивают зубчатым шпателем [размер зубчатого шпателя выбирают исходя из размера облицовочного материала так, чтобы обеспечить беспустотное пространство между стеной и плиткой (камнем)]. Площадь участка должна быть такой, чтобы производитель работ смог закончить облицовку данного участка за время, не превышающее открытое время раствора.

7.4.7 При использовании натурального камня или искусственного материала, площадь которого превышает 900 , перед установкой его в проектное положение необходимо нанести клеевой раствор также на обратную сторону данного материала.

7.4.8 При устройстве облицовки на клеевой прослойке выше первого этажа или с использованием крупноразмерных элементов, элементов из натурального камня и искусственных плит толщиной более 12 мм необходимо установить дополнительные крепежные элементы в соответствии с требованиями проектной и рабочей документации.

7.4.9 Отделку участка и всей поверхности интерьера и фасада облицовочными изделиями разных цвета, фактуры, текстуры и размеров следует проводить с подбором всего рисунка поля облицовки в соответствии с требованиями проектной и рабочей документации.

7.4.10 Облицовка может быть выполнена плитами из натурального камня с заливкой пазух раствором. Плиты в этом случае крепят анкерами к арматурным сеткам или рабочим стержням, которые закрепляют к петлям из нержавеющей стали, заделанным в стену при ее возведении (для монолитных железобетонных стен допускается монтаж петель после ее возведения). Петли выполняют из стали диаметром не менее 6 мм, а рабочие стержни — из стали диаметром не менее 10 мм.

7.4.11 Заливку пазух раствором необходимо проводить после установки постоянного крепления поля облицовки. Раствор следует заливать горизонтальными слоями, оставляя после заливки последнего слоя раствора расстояние до верха облицовки 50 мм. Раствор, залитый в пазухи, при технологических перерывах, превышающих 8 ч, следует защищать от потери влаги. Перед продолжением работ незаполненную часть пазухи необходимо очистить от пыли сжатым воздухом.

7.4.12 После облицовки поверхности из плит и изделий должны быть очищены от наплывов раствора и мастики немедленно, при этом поверхности из невпитывающих материалов промывают горячей водой, поверхности из впитывающих материалов обрабатывают специальными составами и паром. При применении материалов для устройства клеевой прослойки на основе водорастворимых полимеров и реакционных смол тип очистителя должен быть установлен производителем материала.

7.4.13 Швы облицовки должны быть ровными, одинаковой ширины. Через сутки после твердения или полимеризации материалов (допускается сокращение технологической паузы, если это предусмотрено ППР или требованием производителя материала клеевой прослойки), применяемых для устройства облицовки, швы должны быть заполнены специальными шовными материалами. Перед началом выполнения работ по заполнению швов облицовки необходимо убедиться в совместимости состава затирки с камнем облицовки.

7.4.14 После твердения или полимеризации шовных материалов облицовку, выполненную из натурального камня впитывающих пород (известняк, мрамор, туф и т.д), необходимо обработать гидрофобизирующим составом. Тип и число наносимых слоев гидрофобизирующего состава устанавливаются проектом и должны быть описаны в рабочей документации.

7.4.15 Толщина клеевой прослойки из раствора и мастики не должна превышать значения, установленного производителем материала в технической документации.

7.4.16 При необходимости или по требованию заказчика возможно проведение операции по расшивке межплиточных швов.

7.4.17 При производстве облицовочных работ должны быть соблюдены требования, представленные в таблице 7.6.

Источник: www.dokipedia.ru

Рейтинг
Загрузка ...