Особенности отнесения СМР к определенному виду инвестиционной деятельности: капитальному и текущему ремонту, реконструкции (модернизации)
В связи с этим немаловажным вопросом является грамотная эксплуатация зданий и сооружений, принятие своевременных мер по поддержанию объектов в исправном состоянии, требующих, в том числе, выполнения различных строительных работ, а также правильной их квалификации и документального оформления хозяйственных операций.
В практической деятельности организаций связи с этим зачастую возникают вопросы отнесения выполняемых строительно-монтажных работ к определенному их типу: капитальному и текущему ремонту, реконструкции (модернизации).
Очевидно, что данный вопрос должен решаться организациями на первоначальных стадиях выполнения работ, так как имеются различия в формировании как разрешительного пакета документов, проектно-сметной документации, так и в учете затрат, налогообложении и составе первичной оперативной и бухгалтерской отчетности.
22.04 Виды работ по капитальному ремонту
Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов при определении типа выполняемых строительных работ может привести к применению к организациям мер ответственности, в частности, наложению штрафных санкций в значительных размерах.
С целью правильного применения требований законодательства, предотвращения неблагоприятных финансовых последствий по нарушениям при определении типа выполняемых работ и их отражении по данным бухгалтерского учета к рассмотрению представлен анализ типичных ситуаций по данному вопросу.
Условия, учитываемые при отнесении выполненных работ к определенному типу
Вопросы отнесения строительных работ к определенному типу регламентируются рядом нормативных документов.
Так, определение понятий «ремонт», «реконструкция», «модернизация» содержится в документах системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, в частности, в техническом кодексе установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005), утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства от 18.07.2005 № 172.
Различные условия эксплуатации как зданий в целом, так и их конструктивных элементов обусловливают разные условия их содержания и обслуживания, требования к характеристикам конструктивных, технических, эстетических качеств объекта и различную периодичность профилактических и ремонтных работ.
Для правильного определения типа выполняемых работ организациям следует учесть ряд факторов, определяющих назначение объекта, причины и необходимость проведения ремонтных работ, сроки эксплуатации зданий (их конструктивных элементов) и формирование набора предполагаемых к выполнению работ.
Данные вопросы определены техническим кодексом установившейся практики «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-14-2005), утвержденным приказом Минстройархитектуры от 10.10.2005 № 262 (далее — ТКП 45-1.04-14-2005), и техническим кодексом установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007), утвержденным приказом Минстройархитектуры от 17.09.2007 № 286 (далее — ТКП 45-1.04-78-2007).
Закупка работ по капитальному ремонту: практика 44-ФЗ и 223-ФЗ
Кроме того, приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267 утвержден технический кодекс установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)) (далее — ТКП 45-1.04-206-2010). Документом определен Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонтах, модернизации зданий и сооружений и реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей, который приведен в приложениях А-Г ТКП 45-1.04-206-2010.
Также в п. 4.7 этого ТКП закреплено, что отнесение работ, не указанных в приложениях, к видам ремонта или модернизации должно осуществляться заказчиком совместно с проектной организацией в соответствии с разделом 3 ТКП 45-1.01-4-2005 и настоящим техническим кодексом.
Для производственных зданий при принятии решения о типе выполняемых работ следует руководствоваться Перечнем основных видов работ, выполняемых при текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений, приведенным в приложении К ТКП 45-1.04-78-2007, а для работ по реконструкции (модернизации) — в разд. 3 ТКП 45-1.01-4-2005.
Рассмотрим применение вышеуказанных положений в конкретных практических ситуациях.
В результате обследования здания установлены отдельные дефекты и повреждения конструктивных элементов здания. Планом проведения мероприятий их устранение намечено на различные периоды с учетом характеристик повреждений, возможности нормального функционирования здания и наличия денежных средств. Кроме того, в данном здании проводилась установка нового технологического оборудования.
В различные периоды выполнены следующие работы: замена покрытий пола, окраска стен и потолков, замена дверных и оконных блоков, монтаж подвесных потолков, ремонтные работы по кровле и другие.
На практике у организаций нередко возникает вопрос: каким образом следует учитывать расходы по данным работам (в целом или исходя из отнесения их к различным типам: ремонту и модернизации)?
Рекомендации по решению вопроса
При анализе вышеописанной ситуации следует отметить, что основными критериями при принятии решения являются причина выполнения этих работ, виды работ и изменения, произошедшие по окончании выполнения работ.
Так, если основной причиной выполнения работ явилось установление нового технологического оборудования, проводились демонтажные и другие работы, что привело к изменению количества и площади помещений, вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них, то данные работы в комплексе следует отнести к реконструкции.
Если же выполнение работ проводилось для восстановления утраченных в процессе эксплуатации качеств при отсутствии вышеназванных условий, то исходя из видов работ их можно анализировать отдельно.
Так, при выполнении работ по подвесным потолкам в административном здании следует учесть, что в зависимости от факта их наличия и фактически выполняемых работ:
— к текущему ремонту относится «А.10 восстановление потолков, в том числе подвесных отдельными местами» (пункт 1 раздела приложения А ТКП 45-1.04-206-2010);
— к капитальному ремонту относится «замена подвесных потолков» (пункт 25 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010);
— к модернизации относится «устройство новых подвесных потолков» (пункт 14 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010).
При выполнении работ по кровле их квалификация должна проводиться с учетом следующих условий.
К текущему ремонту в жилых и общественных зданиях относят «ремонт (частичную замену, не более 50 % включительно) отдельных участков кровель или покрытий кровель, включая узлы примыкания к вертикальным поверхностям» (пункт 5 раздела А.4 приложения А ТКП 45-1.04-206-2010).
К текущему ремонту в производственных зданиях относят «ремонт (частичную замену) участков кровель, покрытий кровель, включая узлы примыкания к вертикальным поверхностям (до 10 % площади)» (пункт 4 раздела 6 приложения К ТКП 45-1.04-78-2007).
К капитальному ремонту в жилых и общественных зданиях относят «полную замену кровли или покрытия кровли, а также замену более 40 % площади кровли здания, в том числе с применением новых материалов» (п. 14 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010);
К капитальному ремонту в производственных зданиях относят частичную (более 10 % общей площади) или полную замену кровли (п. 2 раздела 6. приложения К ТКП 45-1.04-78-2007).
Аналогичный анализ по количественным (процент площади, процент общего количества) и качественным (процент износа) характеристикам конструктивных элементов следует проводить и по другим выполняемым работам.
Кроме того, следует обратить внимание организаций на то, что в соответствии с положениями ТКП 45-1.04-206-2010 работы, в отдельности относимые к текущему ремонту, но сопутствующие другим типам работ, относятся в целом к этому другому типу работ (к капитальному ремонту — п. 35 приложения Б ТКП 45-1.04-206-2010, к модернизации — п. 35 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010).
В соответствии с дефектным актом при проведении осмотра объекта установлено, что стены фасада здания имеют неровную поверхность, требуют оштукатуривания и покраски. Комиссией организации предложено для уменьшения оштукатуривания площади стен применить использование теплоизоляционных плит с дополнительным армирующим слоем на высоту до 2,5 м.
Предметом договора строительного подряда по выполненным в июне–июле 2010 года работам являлось «наружное утепление стен методом «термошуба» цеха булочных изделий». В соответствии с вышеназванным договором выполнены работы по одной из стен здания.
По техническому паспорту данного здания оно является одноэтажным и включает как производственную, так и учрежденческую площадь. Здание эксплуатируется с 1944 года и в течение периода его эксплуатации работы по утеплению стен данного здания не проводились.
Рекомендации по решению вопроса
Оценивая выполненные на объекте работы, следует отметить, что система «термошуба» относится к легкой системе утепления, применяется для тепловой изоляции стен различной конструкции и обеспечивает:
— нормативные значения сопротивления теплопередаче ограждающей конструкции;
— нормативные значения сопротивления паропроницанию ограждающей конструкции;
— защиту ограждающей конструкции от атмосферных воздействий;
— улучшение эстетического восприятия фасадов.
В соответствии с пунктом 4 разделом 2 «Стены и колонны» приложения К ТКП 45-1.04-78-2007 к капитальному ремонту элементов производственных зданий относится только «защита от шума и вибрации, устранение сырости, повышенной воздухопроницаемости и утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях», то есть все более масштабные работы относятся к реконструкции или модернизации.
В соответствии с пунктом 8 приложения В ТКП 45-1.04-206-2010 к модернизации элементов жилых и общественных зданий относится «доведение всех элементов здания до современных нормативных требований по термическому сопротивлению (тепловая модернизация)».
Таким образом, в общем случае проведение работ методом «термошуба» преду-сматривает теплоизоляцию и наружное утепление стен и, при условии выполнения работ по всему конструктивному элементу (стена) и улучшению тепловых параметров, должно квалифицироваться как «модернизация».
В то же время в соответствии с дефектным актом применение этого метода не ставило целью утепление стен, а было применено «для уменьшения оштукатуривания площади стен».
В данной ситуации принятие правильного решения по квалификации типа выполненных работ возможно лишь при наличии теплотехнических расчетов сопротивления теплопередаче, паропроницанию и воздухопроницанию ограждающих конструкций с использованием системы «Термошуба» до и после выполнения работ, которые укажут на изменение (неизменение) теплоизоляционных параметров здания и их соответствие нормативным требованиям.
Таким образом, при наличии обоснования (расчета) о неизменении теплоизоляционных параметров здания и их соответствии нормативным требованиям и до проведения работ выполненные строительные работы на объекте могут быть отнесены к ремонту, в противном случае — к модернизации.
Меры ответственности при нарушении законодательства при определении типа выполняемых работ
Неправильное определение типа выполняемых работ может привести к отсутствию необходимой разрешительной, проектно-сметной и прочей строительной документации, а также нарушениям в ценообразовании строительных работ.
Так, в соответствии со статьей 21.3 Кодекса об административных нарушениях (далее — КоАП) к субъектам хозяйствования и их должностным лицам могут быть применены санкции за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (невыполнение обязательных требований при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры) в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — от 25 до 100 базовых величин.
Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до 150 % от суммы завышения (статья 21.7 КоАП). При совершении тех же деяний заказчиком на него будет наложен штраф в размере от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до 50 % от суммы завышения.
В статье 21.19 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере строительства, в частности, за отсутствие либо ненадлежащее оформление проектно-сметной документации. Так, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 300 базовых величин.
С. П. Манюк, начальник отдела ЦС и ТК РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»
ИсточникПисьмо Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-08/82226 «Об изменении существенных условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия»
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона № 44-ФЗ требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Так, подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность по соглашению сторон изменения существенных условий контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
При этом возможность указанного изменения должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом и допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Также Департамент обращает внимание, что пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлена возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Предусмотренное указанным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.
Предельный размер цены контракта, при котором или при превышении которого допускается внесение изменений, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186 (далее — Постановление № 1186) и составляет 100 млн рублей.
Таким образом, при соблюдении совокупности условий, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ и Постановлением № 1186, существенные условия контракта (одновременно цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.
Источник