Для получения дополнительного удобства регулирования землепользовательских отношений на местном, региональном и федеральном уровнях, а также упрощения учёта земельных территорий и их кадастровых данных, ежегодно вводятся новые положения, понятия и термины, усиливающие нормативную базу земельного законодательства и регламентирующие земельные отношения.
Одним из таких документов является классификатор, дифференцирующий виды разрешённого пользования угодья. Тип использования земли является основополагающим условием проведения тех или иных работ на участке и должен быть известен землевладельцу ещё до совершения покупки.
Но целевое использование, которое определёно в общем контексте, разделено ещё на более узкие специфические подвиды, ограничивающие землевладельца от нарушений не только общего фона районов, но и санитарных, сейсмологических норм.
Так, стандартом нормативного использования земли исключена возможность постройки высотного здания среди ИЖС и наоборот, ограничена возможность строения коттеджа на дачном участке, предусматривающем наличие только дачного домика и т.д.
Земельное право кратко | Категории земель и виды разрешенного использования
Классификация представляет собой перечень вариантов разрешённого применения, где каждому классу разрешения соответствует индивидуальный числовой код.
[contents]
Отличительные особенности нового классификатора от старого
Вступивший в законную силу в 2014 году классификатор, содержащий перечисление видов, учитывает такие критерии земли, как: наименование, описание, код. Оформлен документ в качестве приложения к постановлению от 01.09.2014г. Министерства экономического развития РФ.
Наименования в перечне заключены в скобки, по несколько объединённых между собой видов. Это говорит об их единстве и возможности применять в соответствии с разрешением, распространяющимся на весь пункт.
Классификатор типов
Так, на примере пункта 1 перечня, разрешающего сельскохозяйственные работы, можно увидеть ещё 18 подпунктов, для каждого из которых указано индивидуальное числовое значение, на которые распространяется разрешение на сельскохозяйственное использование.
Столбец с описаниями содержит все подробные характеристики разрешённого применения, исключающие неверную интерпретацию и толкование.
На примере того же пункта 1 можно увидеть, что участок, на котором разрешены сельскохозяйственные работы, также может использоваться под строительство зданий для хранения и переработки получаемой продукции. Столбец с кодами содержит только числовые обозначения, соответствующие тому или иному типу разрешения на эксплуатацию.
Пример части классификатора
Всего в перечне выделено 13 пунктов разрешённых работ, текстовые наименования которых равнозначны их числовому коду.
До момента принятия нового классификатора, действовал другой, опирающийся на иные правовые источники. В этом и есть их существенное отличие, ведь прошлый перечень был основан на местных Правилах, регулирующих возведение застроек и использование земельной территории, где главным принципом было зонирование земли и использование её в соответствии с разрешением для данной конкретной зоны.
Выделялись основные зоны:
- зона жилого района;
- зона центров торговли;
- зона спортивных, культурных и развлекательных комплексов;
- зона культурных наследий, находящихся под защитой государства.
Застройка строго регламентировалась управлением администрации по градостроительству и архитектуре, произвольные постройки по прихотям строительных и инвестиционных компаний были исключены.
После проведения сравнительного анализа между классификаторами, было принято решение о переходе на новую его форму. Преимуществом актуального классификатора является повышенная эффективность проведения работ по учёту и контролю над использованием земельной территории.
Приказ об утверждении классификатора с изменениями на 2017 год можно посмотреть тут.
Разновидности
Кроме перечня основных видов, разделённых по предметному содержанию, существуют разновидности разрешённого пользования, которые играют важную роль в распоряжении территорией землевладельцем. Так, разрешённые на территории действия могут либо строго привязываться к классификации, либо оставлять за владельцем территории возможность нестандартного подхода к пользованию землёй.
Основная группа
Эта разновидность требует строгого соблюдения регламента в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и его правовых актов. В перечне классификатора основная группа определяется полным цифровым кодом.
На примере пункта 1, разрешающего проведение сельскохозяйственных работ, они будут ограничены подпунктами 1-18, следующими за основным кодом пункта. Для остальных пунктов всего их 13) действует то же правило.
Владелец надела с основным типом разрешённого пользования обязан ответственно соблюдать резолюции организационно-распорядительной документации хозяйствующего субъекта, определённых для исполнения на близлежащих землях. Личные намерения владельца участка при этом не учитываются, а проведение не регламентированных работ на участке, находящемся в собственности, будет запрещено.
Виды разрешённого применения земельных участков и объектов капитального строительства
Собственник территории либо вписывается в заданную на окружающей территории программу, либо защищает свои конституционные права через судебную инстанцию и добивается от муниципального образования изменения группы разрешённого пользования с основной на условно разрешённую.
Важно! В интересах государства, муниципалитета или населения на землю, находящуюся в частной собственности может быть оформлен сервитут земельного участка. В этом случае третьи лица получают возможность ограниченного использования этой территории.
Условно разрешённая группа
Регламент использования надела этой группы разрешения является более расширенным. Он ограничен рамками одного пункта перечня, но его подпункты могут трактоваться в зависимости от личных интересов собственника территории.
На примере пункта 1, который разрешает ведение сельского хозяйства, можно понять, что обязательной к соблюдению является только первая часть числового кода, а остальные 18 подпунктов могут заменяться и мигрировать между собой.
Так, разрешённые на участке постройки могут ограничиваться определёнными региональными особенностями, но допускается привнесение в них творческих элементов.
Образец заявления на предоставление разрешения на условный тип использования ЗУ
Для получения официального разрешения на такую постройку собственнику необходимо обратиться в отдел архитектуры и градостроительства администрации и предоставить на согласование проект планируемой постройки.
В случае отсутствия замечаний со стороны муниципалитета, заявитель получит разрешение на осуществление запрашиваемого вида работ. В случае отказа, собственник имеет право потребовать мотивировать его в соответствии с существующими нормативными актами и правилами.
При фиксировании случая нецелевого использования земельного участка, законодательством предусмотрено наказание в виде:
- административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях;
- принудительного изъятия угодья;
- штрафа;
- вынесения предписания об устранении тех или иных нарушений, повлекших причинение вреда или порчи.
Не редки случаи, когда нецелевое использование объекта осуществляется со стороны третьих лиц, не являющихся собственниками участка. В этом случае ответственность несёт основной владелец, поэтому в его интересах осуществлять постоянный контроль и защиту территории от несанкционированного использования.
В этих целях собственник обязан проводить регулярные осмотры владений на предмет посторонних посадок или незаконного использования. Даже если земля не обрабатывается и не используется, контроль за её состоянием нужно проводить регулярно.
Вспомогательная группа
Виды деятельности, входящие в эту группу, не наделены юридической силой и выступают дополнением к видам основной или условно разрешённой группы. Этими видами можно расширить спектр функций участка, дополнить его определёнными нюансами, без потери основных его характеристик, не нарушая требований нормативных актов.
В качестве примера можно рассмотреть территорию с разрешением на сельскохозяйственные работы, на которой располагается пастбище. Территория отдалена от мест проживания населения и строительство на ней ИЖС для нужд собственника запрещено.
Виды земельных участков, разрешенных для строительства дома
Нормативами исключена возможность изменения типа разрешенной эксплуатации участка в связи с расположением на нём уникальных заливных лугов. В этом случае муниципальные власти, войдя в положение собственника и понимая необходимость обеспечения его местом сезонного проживания, может дать ему вспомогательное разрешение и позволить возвести сезонную постройку ограниченного размера.
Тем самым собственник получает возможность проживания на территории своей земли, усиления её эффективности и производительности, не нарушив при этом установленного регламента.
Где уточнить вид своего надела
Чтобы узнать какой тип использования надела доступен собственнику, необходимо обратиться в отделение кадастрового учёта и картографии муниципального образования и запросить данные из кадастровых документов.
Заявитель должен иметь при себе оригиналы и копии кадастрового и гражданского паспортов. Подать соответствующее заявление можно при личном посещении ведомства, либо воспользоваться почтовыми услугами, отправив заявление и копии документов, заверенные нотариусом.
Образец кадастрового паспорта
Существует также возможность получения необходимой информации через официальный сайт или портал Государственных услуг. Отделение кадастрового учёта предоставляет актуальную информацию всем обратившимся пользователям, нужно лишь сформировать свой запрос, указав кадастровый номер своего земельного участка.
Изначально все наделы имеют тип разрешённого пользования, относящийся к основной группе. Эти сведения указаны и в муниципалитете. Изменение вида возможно только после получения соответствующего постановления от администрации.
Полученная документация подлежит хранению и является основным доказательством изменения основной группы на условно разрешённую или вспомогательную. В случае её отсутствия угодью присваивается основной вид.
Получение кадастрового паспорта земельного участка через ГосУслуги
Инициировать изменение типа разрешённого применения вправе только владелец земли, исходя из формы собственности на землю. При оформлении документов, фиксирующих возникновение правообладания, рекомендуется указывать вид разрешённых действий на территории, наравне с остальными характеристиками объекта собственности.
Разница между использованием надела по разрешённому виду и целевому назначению
Под целевым назначением земельной территории подразумевается её использование в общем контексте земельного массива. В перечне же насчитывается 13 пунктов с указанием вида разрешённых работ, которые в свою очередь разделены на подпункты, насчитывающие до 18 наименований видов.
Пользование территорией по её целевому назначению – это общее, глобальное определение проводимой на ней деятельности. А в классификации видов акцент делается на детальное уточнение всех сторон её использования, реконструкции, извлечения выгоды и преимущества. Это даёт больше достоверности при учёте и контроле земляных ресурсов.
Важно! Числовым кодом обозначается только вид разрешённых действий на территории.
Такая необходимость обусловлена многочисленностью видов и возможностью создания эффективной структуры землепользования в соответствии с градостроительными регламентами и местными нормативными актами. Кодовые обозначения позволяют безошибочно составлять и применять документацию на землепользование.
Никакие другие критерии категории земли не предусматривают использование числовых обозначений. Это обусловлено:
- отсутствием правовой основы;
- отсутствием в них необходимости;
- отсутствием требований расположения категорий земли в определённой последовательности;
- целесообразностью их использования в виде наименований.
Для человека, впервые столкнувшегося с вопросом определения или смены типа разрешённого использования территории земли, находящейся в собственности, этот вопрос может показаться сложным и непонятным. Но разобравшись в классификаторе единожды, можно понять, насколько удобна и важна такая дифференциация.
Для специалистов же, чья деятельность связана с ведением систематического учёта земельных угодий в соответствии с категориями, целевым назначением и видам использования, данная классификация является основным документом, помогающим избежать путаницы при оформлении многочисленных номенклатур и актов.
Источник: oprave.com
Статья 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Комментарий к Статье 7 ЗК РФ
Правовой режим охраны и использования земель в Российской Федерации напрямую зависит от целевого назначения земель. Этим объясняется та особая роль, которую деление земель на категории играет в механизме земельно-правового регулирования.
Положения комментируемой статьи 7 Земельного кодекса России непосредственно вытекают из такого принципа земельного законодательства, как деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Состав земель в Российской Федерации определен в комментируемой статье через выделение семи категорий земель. Отнесение земель к конкретной категории и, как следствие, определение специфического правового режима их охраны и использования имеют особое значение для правоприменительной практики. Неслучайно поэтому сама структура кодифицированного акта земельного законодательства и система земельного права воспроизводит состав земель в Российской Федерации в зависимости от установленных категорий. Особенная часть земельного права, в которой задается правовой режим земель, сформирована в соответствии с установленными в комментируемой статье категориями земель (главы XIV — XVIII ЗК).
Российское земельное право исходит из того, что земли конкретной категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (п. 2 ст. 7 ЗК).
В настоящее время в Российской Федерации выделяются следующие категории земель:
1) земли сельскохозяйственного назначения — земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ);
2) земли населенных пунктов — земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 ЗК);
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения — земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 87 ЗК);
4) земли особо охраняемых территорий и объектов — земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94 ЗК);
5) земли лесного фонда — лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.) (ст. 101 ЗК);
6) земли водного фонда — земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ст. 102 ЗК);
7) земли запаса — земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель (ст. 103).
Помимо категории земель, дополнительным критерием детализации правового режима земель выступает разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения такого зонирования территорий устанавливаются федеральными законами. Так, порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ .
———————————
СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК). Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (п. 1 ч. 6 ст.
30 ГрК).
Земельное законодательство исходит из принципа, в соответствии с которым любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, работа над которым проводится Минэкономразвития России и в настоящий момент пока не завершена.
Особый правовой режим использования земель может быть установлен в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в соответствии с нормами, содержащимися в Федеральном законе от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 8) и Федеральном законе от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (глава III «Правовой режим территорий традиционного природопользования»).
———————————
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
СЗ РФ. 2001. Ст. 1972.
Другой комментарий к Ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации
1. Все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Вследствие различия природных, климатических и иных условий земли имеют разное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют неодинаковое экономическое и социальное значение в жизни общества. Применительно к некоторым землям на первый план выходит их значение для охраны окружающей среды. Категория земель — это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
В основе выделения почти всех категорий земель лежит их целевое назначение (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым, с тем чтобы правильно организовать процесс их использования.
Что касается земель населенных пунктов, то они выделяются в качестве самостоятельной категории земель в зависимости от их функционального, а не целевого назначения, поскольку в их составе есть земли, используемые в самых разных целях. Земли запаса — категория земель, целевое назначение которой не определено. Закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, земельное законодательство связывает его с учетом трех основных факторов: природных, социальных и экономических.
Статья 7 ЗК РФ выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли могут использоваться в качестве средства производства или как пространственный территориальный базис. Поэтому они делятся на две основные группы. Все категории земель, кроме земель запаса, так как их целевое назначение не определено, могут быть отнесены к соответствующей группе.
Как средство производства преимущественно используются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Иные категории земель преимущественно используются в качестве пространственного базиса. Земли особо охраняемых территорий и объектов могут выполнять как функцию средства производства, так и пространственного территориального базиса.
Не существует какой-либо иерархической подчиненности одних категорий земель по отношению к другим. Действует принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Причем установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Существующий правовой режим категорий и видов земель в ряде случаев можно назвать коллизионным. Нередко возникают проблемы, связанные с решением вопроса о том, правовой режим какой именно категории земель следует применять в отношении некоторых земель. Приведем некоторые примеры.
Так, не урегулирован в законодательстве правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земельное законодательство не регламентирует режим указанных земель, ограничиваясь самыми общими формулировками ст. 78 ЗК РФ: земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Между тем целевое использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, прямо противоположно целевому использованию сельскохозяйственных угодий. Эти земли используются только как пространственный территориальный базис, а не как средство производства.
Пункт 1 ст. 79 ЗК РФ подразделил сельскохозяйственные угодья на пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), однако различия в их правовом режиме не отражены в земельном законодательстве.
Существует противоречие содержания ст. 78 ЗК РФ, которая определяет цели использования земель сельскохозяйственного назначения, и ст. 81 ЗК РФ, допускающей возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, также и для дачного строительства. Возникает вопрос: как совместить целевое использование земель для дачного строительства с целевым назначением земель сельскохозяйственного назначения, и прежде всего сельскохозяйственных угодий?
Земли населенных пунктов согласно ст. 85 ЗК РФ и нормам градостроительного законодательства подразделяются на территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные территориальные зоны.
Эти зоны фактически имеют правовой режим, аналогичный правовому режиму соответствующих категорий земель. В то же время это земли населенных пунктов. По существу, к указанным зонам применяется двойной правовой режим. Эта коллизия разрешена в ЗК РФ только по отношению к зонам особо охраняемых территорий. Так, согласно п. 10 ст.
85 ЗК РФ земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК РФ в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов.
Двойной правовой режим имеют земельные участки, на которых расположены гидроэлектростанции. Статья 89 ЗК РФ признает землями энергетики земельные участки для размещения гидроэлектростанций. Однако ст. 102 ЗК РФ относит к землям водного фонда земли, выделяемые для гидротехнических сооружений. Земли водного фонда могут использоваться для энергетических нужд при соблюдении установленных требований.
Отнюдь не однороден правовой режим земель обороны. Целевое использование этих земель вовсе не ограничивается теми целями, которые перечислены в п. 2 ст. 93 ЗК РФ. Для обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий) и других целей.
В то же время на больших площадях земель обороны произрастают леса, и эти земли могут использоваться для лесохозяйственных целей. Таким образом, на эти земли также распространяется правовой режим земель лесного фонда.
Земли обороны и безопасности могут использоваться для ведения сельского хозяйства и в иных целях. В соответствии с п. 5 ст. 93 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов также не имеют однозначно одинакового правового режима. Правовой режим этих земель «накладывается» на правовой режим практически всех имеющихся категорий земель в пределах границ территорий, объявленных лечебно-оздоровительными местностями и курортами.
Двойной правовой режим имеют учебно-туристические тропы и трассы, которые ст. 98 ЗК РФ рассматривает как земли рекреационного назначения. Они могут располагаться на землях, отнесенных к самым разным категориям земель.
Поэтому использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов. В этом случае указанные земельные участки не изымаются из использования. Однако на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о том, как определяется правовой режим земель.
Понятие «правовой режим земель» имеет принципиальное значение для того, чтобы уяснить те правовые средства, с помощью которых земельное законодательство регулирует широкий спектр земельных отношений. Использование данной правовой категории позволяет выявить сущность всего земельного права, поскольку именно понятие «правовой режим земель» отражает особый характер правового регулирования использования и охраны земель, определяет земельный правопорядок в стране.
Содержание данного понятия имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Суть правового режима конкретного земельного участка чрезвычайно важна для его собственника, владельца, пользователя или арендатора. Лицо, использующее земельный участок, по вполне понятным причинам должно знать, какими правами на него оно обладает, какие обязанности на него возлагаются.
В ЗК предпринята попытка определить понятие «правовой режим земель» путем указания на те правовые средства, с помощью которых формируется правовой режим земель.
Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Практически аналогичная норма содержится в п. 2 ст.
7 ЗК РФ, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Подпункт 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закрепляет принцип обеспечения дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Во-вторых, выраженное в ЗК представление о правовом режиме земель не имеет общего характера, оно неприменимо ко всем категориям земель. Это объясняется тем, что разрешенное использование земельного участка определяется в результате территориального зонирования (градостроительного зонирования), проводится главным образом на землях населенных пунктов и в некоторых иных случаях.
В-третьих, указанное представление о правовом режиме земель не охватывает всех способов правового характера, с помощью которых обеспечивается установление соответствующего правового режима земель. В ЗК говорится только о делении земель на категории, зонировании территории и разрешенном использовании. Между тем имеются иные важные и реально применяемые средства определения правового режима земель: установление ограничений прав на земельный участок и публичные сервитуты. Частный сервитут не может рассматриваться как элемент правового режима земель, поскольку он устанавливается в зависимости от сложившихся условий использования земельных участков в конкретной ситуации. Публичные сервитуты обычно устанавливаются в зависимости от условий использования соответствующих категорий земель, предусмотренных в законодательстве.
В земельном законодательстве применяются следующие способы определения правового режима земель: деление земель на категории, о которых говорилось выше; территориальное зонирование; установление ограничений земельных прав (статья 56 ЗК РФ) и публичные сервитуты (ст. 23 ЗК РФ).
Термин «зонирование» весьма широко используется в нашем законодательстве. Однако четкого понимания того, что представляет собой зонирование как правовой инструмент, с помощью которого решаются задачи регулирования использования земель, в теории земельного права и законодательстве пока еще нет. Территориальное зонирование в самом примитивном виде было заимствовано из зарубежного опыта. В США — родине зонирования и в ряде стран этот правовой инструмент аналогичен в целом делению земель на категории — способу определения правового режима земель, применяемому в нашей стране. Реально практика зонирования еще не получила повсеместного распространения.
В ЗК используется термин «зонирование территорий», которое применяется в основном на землях населенных пунктов. Территория населенного пункта делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления — правилами землепользования и застройки.
Нормы земельного законодательства о зонировании развиты в ГсК. Однако в нем использован термин «градостроительное зонирование», а не «зонирование территорий». Так, согласно ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В результате территориального зонирования принимаются правила землепользования и застройки, которые содержат градострk.cоительные регламенты.
Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 ГсК).
На основании зонирования территорий (градостроительного зонирования) определяется разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости.
Зонирование территорий — это процедура, осуществляемая с соблюдением установленных условий соответствующими органами, в процессе реализации которой должно проводиться определенное согласование предполагаемых решений об определении режима использования земель и объектов недвижимости на них с собственниками, владельцами и пользователями этих земель. Зонирование проводится на основе нормативного правового акта. В результате зонирования территорий в комплексе определяется правовой режим не только земельных участков, но и условия создания и эксплуатации объектов недвижимости на них. Зонирование территорий (градостроительное зонирование) представляет собой дополнительный по отношению к делению земель способ определения правового режима земель населенных пунктов.
Статья 31 ГрК РФ допускает возможность подготовки правил землепользования и застройки (т.е. градостроительного зонирования) также применительно и к межселенным территориям*(2), когда планируется застройка таких территорий.
Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения устанавливаются ст. 88-93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий. Однако, в каком порядке и какие органы должны учитывать эти особенности при зонировании в законодательстве не указано.
В законодательстве предусмотрено установление иных различного рода зон: функциональных, экологических, санитарно-защитных, охранных и др. Эти зоны устанавливаются в административном порядке, на основе норм законодательства, как правило, для того, чтобы ограничить права лиц на землю или определить виды целевого использования земель.
Правовая природа установления таких зон отличается от зонирования территорий. В этих случаях преследуются иные цели. Возможно дублирование разных видов зонирования на одной и той же территории. В одних случаях установление зон влияет на определение правового режима земель, в иных нет.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что на землях, занятых некоторыми особо охраняемыми территориями, должны выделяться функциональные зоны. Например, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма и др. (ст. 15 названного Закона).
Эти зоны не являются результатом осуществления определенной законом процедуры. Установление функциональных зон проводится в административном порядке при образовании особо охраняемой территории, и они указываются в положении о соответствующей особо охраняемой территории. С помощью таких функциональных зон определяются виды использования земель особо охраняемых природных территорий в конкретных целях («разрешенное их использование»). Такое зонирование не имеет никакого сходства с зонированием территорий (градостроительным зонированием).
Статья 2 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» предусматривает требование об экологическом зонировании Байкальской природной территории. На этой территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмосферного влияния.
Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Экологическое зонирование также не представляет собой какой-либо процедуры. Оно осуществляется на различных категориях земель в административном порядке и его задача состоит в том, чтобы установить определенные ограничения хозяйственной деятельности, в том числе и при использовании земель в целях охраны озера Байкал. Экологическое зонирование — установление ограничений прав лиц на землю.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» допускает установление рыбохозяйственных заповедных зон. Такой зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства (ст. 48). В результате этого «зонирования» ограничиваются права на земли водного фонда.
Существует зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Это зонирование также принципиально отлично от зонирования территорий. Согласно ст.
12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В отличие от зонирования территорий на землях населенных пунктов зонирование территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений преследует более узкую цель — определить возможность размещения садовых, огородных и дачных земельных участков, и оно может осуществляться на землях разных категорий. Порядок и условия проведения такого вида зонирования в законодательстве не установлены.
Законодательством предусматривается проведение и иных видов зонирования. Например, согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 «Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель» в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Устанавливаются оценочные зоны — части земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. Цель этого вида зонирования состоит в том, что по результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Оценочное зонирование вообще не имеет прямого отношения к определению правового режима земель.
В некоторых случаях требуется подразделить земельный участок на зоны. Так, санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 88, предусматривают, что территория производственного объекта должна иметь функциональное зонирование. Зонирование определяется с учетом примыкания территорий иного функционального назначения.
Указанные виды зонирования земельного участка не влияют на определение правового режима земель.
Разграничение земель по категориям вовсе не означает, что все земли соответствующей категории должны использоваться только строго в соответствии с их целевым назначением. Такое положение было характерно не только для современного, но и ранее действовавшего земельного законодательства. Земельное законодательство делит все земли на определенные категории и в то же время внутри этих категорий допускает такие виды использования земель в конкретных целях, которые не соответствуют целевому назначению соответствующей категории. Это объясняется тем, что одна и та же категория земель часто одновременно используется в различных целях.
Разрешенное использование участка определяется на основе территориального зонирования (градостроительного зонирования). Разрешенное использование земельного участка и объектов недвижимости устанавливается в градостроительном регламенте.
Градостроительные регламенты не применяются в отношении всех земель населенных пунктов. Действие регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей (памятников истории и культуры); в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых (ч. 4 ст. 36 ГсК).
Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты (и тем самым виды разрешенного использования земельного участка) должны устанавливаться в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 36 ГсК). Пока такого законодательства нет.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГсК).
Законодательством предусмотрены особые случаи, когда устанавливается разрешенное использование земельного участка.
Так, разрешенное использование определяется при предоставлении земельного участка для строительства с его формированием без предварительного согласования (п. 4 ст. 30 ЗК РФ).
Однако в законодательстве не определены ни процедура, ни условия, ни критерии установления «разрешенного использования земельного участка» в этом случае.
Порядок определения разрешенного использования земельного участка в иных случаях предоставления земель, т.е. для целей, не связанных со строительством, ни в ЗК, ни иных федеральных законах также не урегулирован.
Разрешенное использование земельного участка может определяться в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (ст. 12 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Разрешенное использование земельного участка может устанавливаться в случае, если он включается в границы населенного пункта или исключается из границ населенного пункта в установленном порядке (п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации») и др.
Разрешенное использование — это правовая основа для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ (подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). В то же время собственник участка обязан использовать землю как в соответствии с целевым назначением, так и разрешенным использованием (ст. 42 ЗК РФ).
Особо следует отметить, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В отношении земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (градостроительное зонирование не проводится), применять термин «разрешенное использование земельного участка» нельзя, поскольку для этого нет правовых оснований. Разрешенное использование земельного участка определяется только при соблюдении указанных выше условий и процедур. В этих случаях речь может идти о виде использования земельного участка в конкретных целях, т.е. о назначении земельного участка.
Инструкция по порядку заполнения учетной формы «Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности», утвержденная приказом Госкомзема России от 1 марта 2000 г., предусматривает, что под «видом разрешенного использования» имеется в виду разрешенное использование данного земельного участка согласно градостроительному зонированию (для категории «земли поселений») и целевому назначению земель (для остальных категорий земель). Применяется классификатор «Вид разрешенного использования». Например, видами разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения признаются ведение сельского хозяйства, использование этих земель для исследовательских, учебных целей и проч.
Согласно ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Однако следует отметить, что ни в одном федеральном законе этот вопрос не разрешен.
Назначение земельного участка, вид его использования в конкретных целях определяются на основе норм законодательства, которые закрепляют цели допустимого использования земель соответствующей категории. В рамках определенной категории земель выделяются ее виды и подвиды, на основе которых и устанавливаются виды использования земельных участков в конкретных целях.
Так, согласно ст. 90 ЗК РФ земли транспорта могут использоваться для эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. Статья 81 ЗК РФ допускает использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (т.е. для ведения сельского хозяйства) и дачного строительства. В составе земель особо охраняемых природных территорий выделяются различные функциональные зоны, на основе которых определяется вид использования земельных участков и т.д.
Таким же образом следует определять вид использования земельного участка в конкретных целях (назначение участка) на землях населенных пунктов, в которых не осуществлено зонирование территорий, за исключением случаев, указанных выше.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок (и в некоторых случаях объект недвижимости, находящийся на нем), на основании осуществления определенных процедур (например, зонирования территорий) или действий органов государственной власти, органов местного самоуправления (например, предоставления земельного участка для строительства).
Считалось, что правовой режим земель представляет собой совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц — несобственников земельных участков, управления в сфере использования и охраны земель, правовой охраны земель. Нередко в состав данного понятия включались также и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.
Развитие земельного законодательства требует уточнения содержания понятия «правовой режим земель», учитывая те задачи, которые призвана решать эта отрасль законодательства. Главная задача земельного законодательства заключается в том, чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земель, учитывая то, что земля является природным объектом, природным ресурсом, а земельный участок признается недвижимым имуществом. При этом нужно обеспечить баланс публичных и частных интересов.
Решается эта задача, во-первых, путем регламентации деятельности по использованию и охране земель. В земельном законодательстве закрепляется система прав на землю: права собственников, права на землю лиц — несобственников земельных участков; определяются права и обязанности этих лиц в отношении участка земли — имущества, которое они используют, а также механизм защиты прав на землю. Таким образом, важнейшими элементами понятия «правовой режим земель» следует считать правовые институты, закрепляющие систему прав на землю: право собственности и иные права на земельный участок.
В-третьих, путем установления правового института ответственности за нарушение земельного законодательства как элемента понятия «правовой режим земель». Такие меры ответственности, как гражданско-правовая ответственность, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность регулируются не земельным, а иными отраслями законодательства. Правовой характер этих мер определяется вне рамок предмета земельного права. В качестве элемента понятия «правовой режим земель» имеет смысл рассматривать только такие меры ответственности, которые предусмотрены непосредственно земельным законодательством и отражают специфику предмета правового регулирования данной отрасли. Речь идет о принудительном прекращении прав на землю (принудительном изъятии земельного участка) за нарушения земельного законодательства — особой мере ответственности, которая применяется только в земельном праве.
В-четвертых, путем регулирования особенностей оборота земель. Возможность оборота земельных участков прямо зависит от того, к какой категории земель относится участок. Поэтому, например, оборот земельных участков, которые используются в сельском хозяйстве, регулируется специальным федеральным законом. Есть вполне достаточные основания рассматривать в качестве особого элемента правового режима земель также вопросы регулирования оборота земельных участков.
Понятие правовой режим применяется как в отношении всех земель (правовой режим земель), так и отдельных категорий земель, видов и подвидов категорий земель. В данном контексте понятие «правовой режим земель» характеризуется как определенный режим законности и правопорядка, точнее говоря как земельный правопорядок.
В отношении земель особо охраняемых территорий используется термин «особый правовой режим земель». Термин «особый» дополнительно к содержанию понятия «правовой режим земель», указанному выше, означает, что использование этих земель ограничивается или запрещается вовсе.
Практическое значение использования понятия «правовой режим земель» заключается в том, что с его помощью можно определить порядок использования и охраны определенной категории земель, т.е. установить особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель. Можно выявить возможность использования земель на основании иных титулов (права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и др.), на которых можно использовать все категории земель, кроме земель водного фонда.
Так, использование земель лесного фонда допускается на основании права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками, которые возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК.
Использование понятия «правовой режим земель» дает возможность отразить особенности управления в сфере использования и охраны как всех земель в целом, так и отдельных категорий земель.
Территориальное планирование использования земель, государственный кадастр недвижимости, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, перевод земель из одной категории в другую, землеустройство, предоставление земельных участков, государственная регистрация прав на земельные участки, земельный контроль, мониторинг земель осуществляются в отношении почти всех категорий земель. Однако есть особенности.
Так, в отношении земель лесного фонда осуществляется функция ведения государственного лесного реестра. В отношении земель водного фонда ведется государственный водный реестр. Применительно к землям особо охраняемых природных территорий — государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Не проводится землеустройство на землях лесного фонда, на этих землях осуществляется лесоустройство и т.д.
Принудительное прекращение прав на землю — это санкция за нарушение земельного законодательства. Возможность ее применения является элементом правового режима земель и зависит от категории земель. Например, по общему правилу право частной собственности на земельный участок не может быть принудительно прекращено даже в случаях нарушений его собственником земельного законодательства. Однако если земельный участок находится в составе земель сельскохозяйственного назначения, то он может быть принудительно изъят. Если участок находится в составе земель водного фонда, то прекращение права на землю обусловлено принудительным прекращением права водопользования.
Оборотоспособность земельного участка прямо обусловлена тем, в составе какой категории земель он находится. Так, установлены специальные условия оборота земель сельскохозяйственного назначения. Некоторые земли изъяты или ограничены в обороте, например земли особо охраняемых территорий, земли лесного фонда.
Особое практическое значение имеет понятие «правовой режим земельного участка». Понятие «правовой режим земельного участка» отлично от понятий «правовой режим земель» и «правовой режим категории земель», рассмотренных выше.
Основным фактором, определяющим правовой режим земельного участка, является целевое назначение категории земель, в составе которой находится участок. Целевое назначение категории земель, в свою очередь, определяет возможность использования земли на соответствующем титуле: праве собственности или на титулах, производных от права собственности.
Меры, осуществляемые в порядке территориального планирования использования земель, также могут иметь значение для определения прав и обязанностей лиц, использующих земельные участки. Например, при изменении границ населенного пункта и включении земельного участка в состав земель населенного пункта.
Правовой режим земельных участков в составе земель населенных пунктов прямо зависит от результатов территориального зонирования, от содержания градостроительных регламентов, закрепляющих виды разрешенного использования земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости.
На правовой режим земельного участка оказывает влияние наличие ограничений прав на землю и публичных сервитутов, правовая природа которых приближается к ограничениям. Кроме того, нужно учитывать наличие или отсутствие частных сервитутов, что также, естественно, влияет на правовой режим участка.
3. ЗК предусматривает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов может быть установлен особый правовой режим использования земель (о правовом режиме этих земель см. комментарий к ст. 95 ЗК РФ).
Источник: zkodeksrf.ru
Виды разрешенного использования земельных участков
Земельные вопросы, сделки с недвижимостью всегда характеризовались как значимые действия, выполняемые с учетом множества нюансов. Любые мероприятия в отношении данной собственности требуют соответствия регламентам, указанным в ЗК и ГК РФ. Закон требует от владельцев участков и иной недвижимости обязательной постановки на учет по кадастру с предварительным прохождением оценочной экспертизы, получения плана земли и установления ВРИ. В рамках реализации программы по вводу кадастрового учета был усовершенствован и внедрен новый Классификатор видов разрешенного использования (сокращенно – ВРИ).
Значение Классификатора ВРИ
Владельцы земельных наделов знают, что каждый участок может быть использован только в рамках той деятельности, которая указана в целевом назначении. Указанное правило определено согласно ст.42 ЗК РФ. Классификатор ВРИ, принятый Минэкономразвития (МЭР) 1.09.2014г., устанавливает коды, присваиваемые наделам в зависимости от их предназначения.
Позднее, осенью 2015 г., были введены в действие некоторые новые поправки Министерства, разъясняющие, каким образом можно использовать конкретные территории и наделы, со ссылкой на ПЗЗ, действующих в каждом конкретном регионе. При отсутствии утвержденных правил порядок определяется самостоятельно. Кроме того, от ВРИ зависит кадастровая стоимость надела и возведенного на нем строения.
Каждому участку, территории, зоне присваивается свой код, определяющий порядок землепользования.
Основная классификация предусматривает деление территорий на группы, в зависимости от их предполагаемого использования:
- сельхоздеятельность;
- возведение жилых объектов;
- возведение объектов капстроительства, используемых под соцнужды;
- строительство объектов для торговой, банковской, коммерческой деятельности;
- территории для спортивных занятий, походов;
- расположение недвижимого имущества, используемого в добыче ископаемых, переработке ресурсов;
- пути сообщения, организация грузоперевозки, пассажирского транспорта;
- организация объектов охраны и безопасности государства, правопорядка, обеспечение деятельности вооруженных сил;
- исследование ресурсов, памятников истории, курортных объектов;
- деятельность, связанная с лесными ресурсами, древесно-заготовительными работами, насаждением лесных массивов;
- расположение объектов гидротехники;
- ведение особой внехозяйственной деятельности.
Внутри каждой из вышеуказанных групп есть свои подразделы, которые сопровождаются детальным описанием. Содержание Классификатора настолько прозрачное, что любой собственник надела в состоянии самостоятельно определить, какой код ВРИ соответствует его участку, и правильно ли он был определен ранее.
Если будет выявлено расхождение, землевладелец обращается в судебные органы за пересмотром и внесением изменений в документы.
Приказ, утверждающий данный Классификатор, был принят Минэкономразвития под номером 540 в сентябре 2014 года. В настоящее время действует последняя редакция, утвержденная 30 сентября 2015 г.
Понятие «разрешенного использования»
Отсутствие четкой формулировки термина не мешает данному термину, в российском законодательстве есть ссылки на его применение. Так, в п.2 ст.7 ЗК указано, что порядок реализации права распоряжения землей устанавливается с учетом категории соотнесения, а также, каково разрешенное использование надела согласно зонированию территорий.
ЗК России определяет ВРИ как характеристику объекта, предопределяющую правовой режим эксплуатации, со ссылкой на территориальное зонирование.
В ФЗ «О земельном кадастре» территориальное зонирование определяется как разделение территории на части, имеющие определенные характеристики по режиму использования.
При установлении границ той или иной зоны руководствуются ЗК РФ, градостроительными законами, лесным, водным, природоохранным законодательствами, принятыми на федеральном и местном уровнях.
Классификатор включает исчерпывающий список видов использования с подробными комментариями относительно допустимого вида деятельности в пределах определенного надела. С помощью Классификатора готовят планы развития, устанавливаются кадастровые цены, назначается определенная ставка земельного налога.
Особенности структуры Классификатора
В документе помимо указания обобщенных видов деятельности на конкретном участке, приводятся уточненная информация, как именно используется земля. В каждом пункте действует по несколько подпунктов. Например, земли сельхозназначения подразделяются на: растениеводство (1.1), выращивание зерновых (1.2), выращивание овощей (1.3), выращивание лекарственных трав, цветочных культур (1.4), ведение садоводства (1.5) и т.д.
Особенностью документа стало добавление в примечания возможного возведения линейных объектов, инженерных сооружений, объектов защиты. Единственное исключение – железная и автомобильная дорога рассматриваются отдельно.
Таким образом, при строительстве линии связи или протягивании водопровода иной инженерной коммуникации, согласно действующим положениям закона, не потребуется присвоение дополнительных вспомогательных кодов для использования земли.
Использование земель согласно ПЗЗ и Классификатора
Государство регулирует правила использования земель, обязывая местные органы соотносить положения Правил землепользования и застройки с действующим Классификатором. Об этом говорится в законе № 171-ФЗ, принятом в 23.06.2014.
Органы власти каждого субъекта Федерации обязаны к 2020 году внести изменения в ПЗЗ. Новые положения ПЗЗ должны позволить ясно устанавливать вид использования, который допустим для того или иного участка, не вступая в противоречие с действующим Классификатором.
В настоящее время сохраняются разночтения при установлении вида использования земель, что затрудняет осуществление деятельности в соответствии с законом.
Пока органы власти субъектов РФ только приступили к подготовке изменений, владельцы земельных наделов основываются на следующих положениях:
- Вид использования, закрепленный до вступления в силу Классификатора, то есть до марта 2015 года, считается действующим и согласованным, невзирая на возможные расхождения с Классификатором.
- Владелец участка, обладающий правами распоряжения землей, может обратиться в соответствующий госорган с письменным прошением установить соответствие ВРИ Классификатору. Уполномоченные должностные лица должны рассмотреть заявление и сообщить правообладателю свое решение относительно возможности установить соответствие. В дальнейшем, данное решение станет основанием для изменения записи о ВРИ в кадастре недвижимости.
Если изменение вида использования произошло до принятия ПЗЗ, решение принималось местными властями после прохождения публичных слушаний.
С января 2012 года вступили в силу ПЗЗ, что на практике затруднило процесс изменения вида использования. На данный промежуток времени в законодательстве нет никаких нормативных актов, разъясняющих процедуру урегулирования вопроса.
Тем не менее, актуальность вопроса сохраняется. Это, например, земельные угодья, которым присвоены ВРИ как «фермерское хозяйство», и у которых желают изменить вид использования на «садоводство» или «дачное строительство». Как правило, подобные участки уже зарегистрированы в виде частной собственности с внесением записи о госрегистрации и поставлены на кадастровый учет.
Данные ситуации вынуждают рассматривать каждую ситуацию по изменению ВРИ по отдельности, исходя из той практики, которая складывается в различных субъектах Федерации по-своему.
На видео об использовании земли
Утвержденный в 2015 году Классификатор позволил структурировать целевое назначение российских земель, регулируя их использование согласно принятым нормативам.
Источник: ru-act.com
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
Все земли в стране разбиты на участки разной площади, каждому из которых присваивается категория, в рамках которой этот участок можно использовать лишь по определённому назначению. Виды разрешённого использования (ВРИ) земельных участков закреплены в Земельном кодексе и созданы для того, чтобы контролировать использование земли было проще. Например, не получится выбрать себе любое место в центре города и начать там выращивать помидоры – ВРИ этого участка просто не позволит это сделать.
Для чего понадобился такой классификатор
Приказ о ВРИ был принят в 2014 году с целью структурировать имеющуюся о территориях информацию и классифицировать её. В 2015 году в документ был внесён ряд правок. До этого момента законом не было определено, какие есть виды разрешённого использования земли. Была лишь классификация наделов, формулировка некоторых из них была откровенно неточной и размытой. Тогда собственник имел возможность сам выбрать, какую деятельность вести на своём участке согласно ВРИ без необходимости получать какое-либо разрешение.
Новый и старый классификаторы сильно различались. До 2014 дифференцировать землю и выделять целевое назначение каждого надела могли сами органы местного самоуправления. Это привело к тому, что не было единого стандарты, в каждом регионе существовали свои нормы. Такие сведения не могли быть включены в единый государственный реестр, вся информация хранилась исключительно у местных властей.
Все эти аспекты затрудняли контроль над использованием земельных ресурсов в стране.
Поэтому был введён новый классификатор разновидностей разрешённого использования наделов, в работе которого используются специальные шифры.
После присвоения некой территории определённого шифра, данные об этом передаются в Государственный реестр. В итоге это позволяет контролировать процесс использования земельных массивов, в любой момент при необходимости можно провести анализ той или иной зоны, чтобы дать возможность гражданам использовать столь ценный природный ресурс грамотно.
Согласно классификатору, распоряжаться наделами могут:
- Граждане физлица;
- Юридические лица и предприятия, в том числе и сельхозпроизводители;
- Муниципалитет и госучредители.
С использованием кодов категорий участков земли контролировать их применение стало проще и процесс максимально прозрачен.
Итак, какие категории земли существуют?
Согласно ст. 7 Земельного Кодекса существует всего 7 категорий земли:
- Земли сельхознужд;
- Населённых пунктов;
- Спецназначения (для связи, безопасности, обороны и пр.)
- Лесной фонд;
- Водный фонд;
- Особенно охраняемые территории;
- Земли запаса. Это те участки, которые в конкретный момент времени не используются, а находятся в резерве.
Вместе с тем факт того, что некоторому участку присвоена определённая категория, ещё не говорит о том, что использовать этот надел можно исключительно согласно его первоначальному назначению. Все дело в том, что в рамках одного участка грунт может быть разным, неоднородным.
Поэтому все существующие категории земли в свою очередь делятся ещё на ряд видов и подвидов. Иногда государством разрешено использовать участок не по его целевому назначению, главное, чтобы это было в рамках присвоенной ему категории.
Пример. Земельным кодексом дано право использовать земли сельскохозяйственного назначения не только для выращивания там продукции, но и с целью возведения там дачных домиков.
Перед покупкой любого участка важно уточнить его категорию и вид разрешённого использования. Найти эти сведения очень просто, запросив на землю кадастровый паспорт. Сегодня в активном обороте всего две категории: это сельхозназначение и земля населённых пунктов. В теории даже часть лесного фонда можно оформить в частную собственности, но этот вариант редко используемый, поэтому рассматриваться не будет.
Использование земли населённых пунктов. Какие виды использования допускаются законом
Территория каждого населённого пункта имеет чёткую границу и предназначена для проживания граждан, возведения зданий жилого фонда и различной инфраструктуры.
Ст. 85 ЗК РФ гласит, что зон разрешённого использования земли в населённых пунктах есть девять:
- Жилые;
- Деловые и общественные;
- Производственные;
- Инженерные и транспортные;
- Рекреационные;
- Для сельхоз-использования;
- Зоны спецназначения;
- Военные;
- Иные участки.
В рамках каждой этой зоны есть свои виды разрешённого использования.
По сути проживающим в границах города гражданам интересны только два вида: сельскохозяйственные зоны и жилые, ведь только их можно оформлять в собственность и совершать с ними разного рода сделки.
Относительно жилых земель, согласно классификатору видов разрешённого использования земельных участков, есть такие варианты использования территорий:
- Индивидуальное жилищное строительство, в рамках которого можно возвести частный дом или многоэтажку;
- Личное подсобное хозяйство, где человек может вести свой с/г бизнес;
- Дачная застройка.
В теории на каждом из этих видов разрешено возводить объекты. Правда есть некоторые ограничения и исключения. Например, на втором и третьем вариантах застройку можно проводить вне зависимости от планируемых масштабов объекта, но прописаться на такой территории довольно проблематично.
Постройки на землях категории ИЖС позволяют собственнику прописываться здесь. Ограничений на габариты постройки тоже нет, но прежде чем начинать работы, необходимо одобрить проект у муниципалитета.
Подробней о разрешённом использовании сельхозземель
Обычно такие участки расположены за чертой города. Здесь могут находиться земли для сенокоса, пастбища, вспомогательные постройки, сады и т.д. В зависимости от целевого назначения надела выделяют:
- Личное хозяйство. Владелец может просто разводить здесь скот или выращивать продукцию на продажу, а может дополнительно получить разрешение на строительство;
- Дачную застройку. По закону собственник вправе начать возводить здесь загородный дом, согласование проекта с администрацией перед стартом работ получать не требуется.
Все описанные выше категории земель (ИЖС, сельскохозяйственные и для бизнеса) согласно классификатору, получили свои, уникальные коды. Относительно личного хозяйства и индивидуальной застройки это коды, начинающиеся с 2,0 и вплоть до 2,7 (находятся во втором разделе Классификатора).
Эти цифры значат, что участок может использоваться для таких целей:
- Возведения малоэтажных жилых домов, высотой не больше 3 этажей и которые не будут делиться на отдельные квартиры;
- Всех садово-огородных работ (выращивания овощных, плодово-ягодных и других культур);
- Возведения подсобных построек типа гаражей или сараев для хранения инвентаря;
- Постройка разных кемпингов или вагончиков (своего рода передвижных сооружений, которые можно подключить к общим инженерным сетям).
Если человек планирует предпринимательскую деятельность, ему стоит подробней узнать о кодах классификатора 4,0-4,9. В рамках разрешённого использования на таких участках можно размещать объекты строительства для торговли, отдыха, развлечений и пр.
Основные, условно разрешённые и вспомогательные земли – что ещё говорит о них классификатор
Об основных видах использования гласит новый классификатор ВРИ, в котором не только систематизировали старую информацию, но и добавили несколько новых видов:
- Участки для возведения больниц и поликлиник;
- Земли специально для возведения гаражей;
- Территории для детских садов и школ, высших профессиональных заведений разных уровней;
- Земли, где можно оборудовать метеослужбы.
По закону ВРИ того участка, который не предусматривается классификатором, не получится внести в кадастр. При необходимости и, если есть возможность, можно попробовать изменить вид разрешённого использования.
Условно-разрешённые земли имеют одну особенность – чтобы начать их использовать, сперва придётся получить на это разрешение у местных органов власти.
Алгоритм действий закреплён законодательно и выглядит таким образом:
- Собственник, который хочет получить разрешение на использование условного земельного участка, сперва в местную администрацию направляет письменный запрос;
- Дальше проводятся публичные слушания относительно этого вопроса и готовится заключение-ответ;
- Если решение положительное, для собственника готовят рекомендации по дальнейшему использованию земли. Неудовлетворительный ответ должен быть обоснован;
- В конце сведения заносятся в кадастр недвижимости.
В роли примера условно-разрешённого участка можно рассмотреть установку ларька для торговли на земле, которая изначально была предназначена для жилой застройки.
Вспомогательные виды применяются с целью дополнительно обозначить варианты возможного использования надела. Обычно они назначаются совместно с основными и условно разрешёнными. В их число входят:
- Стоянки для машин и гаражи;
- Проезды для использования населением города;
- Коммунальные строения, снабжающие город газом, водой, электричеством;
- Детские и спортивные площадки, места для отдыха;
- Объекты для временного проживания;
- Строения, предназначенные для обеспечения безопасности.
Классификатор гласит, что основные и вспомогательные виды территорий неотделимы друг от друга.
Какие методы доступны, чтобы узнать вид разрешённого использования
Сделать это можно, запросив получение выписки из кадастра или же посетив территориальное отделение кадастра лично. С собой обязательно иметь паспорт гражданина РФ, знать кадастровый номер участка, относительно которого требуется получить справочную информацию, и на месте написать заявление. Альтернативный вариант – использование сайта Госуслуг, где данные из кадастра может получить каждый гражданин, зная кадастровый номер искомого участка.
Целевое назначение земли создано специально, чтобы определить право и порядок использования этого участка. Эти данные прописаны в кадастровом паспорте на землю и закон призывает строго придерживаться допустимых норм разрешённого использования.
Если же возникла необходимость изменить вид разрешённого пользования землёй, нужно помнить, что инициировать процедуру может исключительно собственник.
Чем грозит использование территории не по её целевому назначению
Любая территория, которой постоянно пользуется собственник (или временно арендатор), охраняется государством. Когда контролирующие органы выявляют факт нецелевого использования земли, это влечёт за собой административное наказание.
Под нецелевым использованием стоит понимать использование земли:
- Не по её назначению;
- Не в соответствии с присвоенной категорией.
Сумма штрафных санкций для нарушителя определяется по такому принципу: от 2 до 5 тысяч рублей для физлиц собственников и арендаторов, 80-100 тысяч рублей для предприятий и организаций. В исключительных случаях к нарушителю могут быть применены и другие санкции, например, ставка налога для него повышается до уровня 1,3% вместо действующих ранее 0,3% или даже по решению суда его могут лишить права на владение этим участком. Все зависит от тяжести правонарушения.
Пример нецелевого использования: на участке, разрешённом под использование для сельскохозяйственных целей, собственник возвёл целый дачный посёлок.
В заключение
Для простого человека система целевого использования земли и классификатор с видами разрешённого использования земельных участков кажутся слишком сложными и непонятными. Лишь специалисты, занимающиеся ведением учёта, знают, насколько подобная классификация важна не только на местном, но и на федеральном уровне. Поэтому нужно понять, что классификатор был создан не просто так, а для упорядочивания процесса землепользования.
Источник: prosadidom.ru