Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Вена становится ведущим городом в Европе в области моды и искусства, а обыватели становятся законодателями стиля.
Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и протестантская умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr). Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность.
Екатерининский классицизм. Эпоха строгого классицизма (1780 — 1800)
Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие. На примере успешных работ великих итальянцев и французов в России сформировалась своя школа великих архитекторов. Россия стала не только Империей, но и вполне европейской державой с собственной архитектурой.
Топ 10 архитектурных стилей
Настало время, когда за новым в архитектурной практике ехали не из России, а в Россию. Обустраивались не только столицы, но и вся страна. Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры. Россия не просто строилась, она полностью перестраивалась и меняла стиль.
Крито-микенская архитектура и искусство
Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством. В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие.
Стены шахт, соединяемые с лестницами, пробиты окнами, простенки расцвечены яркими полосами – красными, желтыми, синими. Но, несмотря на динамичный, «двигательный» характер архитектуры Кносса, в ней отсутствует направленность движения. Опоры могут появляться посреди дороги, пространство – пересекаться без всякой логики. Складывается впечатление, что росписи, не имеющие явных прототипов, возникли внезапно, существовали всего каких-нибудь сто – двести лет среднеминойского периода и так же внезапно исчезли.
Классицизм. Европейский классицизм XVII — XVIII вв.
Возникновение европейского классицизма. Анлийский классицизм. Палладианский классицизм. Иниго Джонс (Inigo Jones) — Куинс-хаус (Queen’s House); Банкетинг-хаус в Лондоне (Banqueting House). Кристофер Рен (Christopher Wren) — Собор Св. Павла (St Pauls Cathedral) на площади Ковент-Гарден (Covent Garden); План реконструкции Лондона; Госпиталь в Гринвиче (Greenwich Hospital).
Уильям Кент(William Kent) — ландшафтный английский парк. Французский классицизм. Клод Леду — утопический Город Будущего. Никола Франсуа Мансар (Nicolas François Mansart) — дворец Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte); собор Валь де Грас (Val-de-Grace). Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) — Ансамбль Версаля (Château de Versailles); площадь Побед (Place des Victoires); Вандомская площадь (Place Vendome).
Как разбираться в архитектуре? Хронология стилей
Клод Перро (Claude Perrault) — Лувр (Louvre). Андре Ленотр (André Le Nôtre) — творец садово-паркового ансамбля Версаля; Ось Лувр — Тюильри. Парижский диаметр. Франзузский классицизм второй половины XVIII века. Анж-Жак Габриэль(Ange-Jacque Gabriel) — площадь Согласия в Париже (Place de la Concorde). Теория Французского классицизма — М. А. Ложье (Laugier).
Классицизм в архитектуре Голландии. Якоб ван Кампен (Jacob van Campen). Классицизм в архитектуре швеции. Никодемус Тессин Младший (Nicodemus Tessin Younger)
Античное искусство
Античный — (от лат antiquus — древний) — исторический тип искусства. Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской. Этапы развития античного искусства. Протоантичное искусство (раннеминойский, среднеминойский, позднеминойский этапы).
Геометрический стиль. Дедалический стиль. Архаика. Античный классицизм. Эпоха эллинизма. Архитектура и искусство Древнего Рима. Принцип телесности в античной архитектуре.
Архитектурные объекты: Афинский Акрополь. Храм Афины-Афайы в Эгине. Храмовый комплекс в г. Баальбек. Римский Пантеон.
Барокко
Формирование стиля барокко. Барокко и маньеризм. Барокко в России. Лоренцо Бернини. Ансамбль площади св. Петра. Рим.
Франческо Борромини. Версаль. Франческо Бартоломео Растрелли: Дворец в Царском Селе. Архитектура ансамбля Цвингер в Дрездене. В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения.
Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Венецианская школа. Архитектура Венеции
Архитектура Венеции — самый дорогой в мире архитектурный конструктор. Венецианцы — самые респектабельные грабители Европы, они скомпилировали из своих трофеев поистине гениальную и неповторимую архитектурную культуру. Эта культура гиперэклектична, в ней объединены такие формы, каких при размеренном ходе истории и последовательном формировании стилей никогда бы не встретилось. Само происхождение Венеции и условия существования в средневековой Европе стали предтечей возникновения этого нереального города и его культуры.
Ар Нуво — L’Art Nouveau
АР НУВО — (франц. L’Art Nouveau — Новое искусство) — французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них — «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L’Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена — линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе.
Архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений. На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».
Деконструктивизм
Как самостоятельное течение в архитектуре деконструктивизм сформировался в конце 1980-х годов. В теории деконструктивизм выделяет потенцию архитектуры как средства отображения и восприятия, которая вступает в конфликт, переживает кризис и упраздняет саму себя. При всём разнообразии индивидуальных творческих манер и стилей, приверженцы деконструктивизма базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации («искажению абстракции»), что придаёт их композициям динамизм и остроту. Теоретической платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настояшее время.
Годуновский классицизм
Годуновский классицизм — условное название стиля русского искусства, главным образом архитектуры, в период царствования Бориса Годунова (1598-1605). В период «годуновского зодчества» происходила канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование.
Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Это была канонизация русского стиля на европейский манер. Уменьшилась вариативность построек, их внешнее разнообразие, но появилось единство стиля. Эти особенности имели не местный, московский, а общерусский характер, поэтому правильней объединять их не понятием «годуновская школа», а определением «годуновский стиль», который в сущности, по основным тенденциям формообразования, является классицистическим.
Екатерининский классицизм. Ранний классицизм (1762 — 1780)
Первый этап классицизма в русской архитектуре. Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи.
В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а следовательно большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса. Всё более проявляющаяся «имперскость» России и значительная экспансия в Европу требовали «образцовой архитектуры». За образец берётся, как правило, античность. Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо.
Кирпичный стиль
Кирпичный стиль — неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса. Последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Также широкое распространение «кирпичный стиль» получил и в России конца XIX — начала XX века.
Африканский стиль. Искусство Чёрной Африки
Следует разделить понятие «африканского стиля» на африканские мотивы, используемые в европейской цивилизации, метод отображения действительности, свойственный африканским народам и собственно африканские аутентичные стили искусства. «Африканским стилем» в современном интерьере можно назвать мотив африканской орнаменталистики и примитивно-экзотических образов в одежде и предметах интерьера. Вообще же использование аутентичных и стилизованных предметов африканского искусства следует отнести к колониальному стилю. Условно культуру Африки можно разделить по географическому признаку на Северную и Чёрную Африку. В силу географических и исторических условий творчество африканских племён на большей части континента (Чёрная Африка) длительное время оставалось архаичным и не подвергалось воздействию извне. Исключение составляют лишь прибрежные территории южно-атлантического побережья, которые вступали в контакт с европейскими купцами и путешественниками.
Традиционная архитектура Чёрной Африки
Архитектура Тропической Африки, созданная ее народами в эпоху средневековья (приблизительно VII—середина XVII в.), сохранила свои основные черты и в новое время (середина XVII—начало XX в.), а частично даже и в новейший период. Эта архитектура представляет значительное разнообразие форм и типов, определявшееся как этнической, так и стадиально-культурной пестротой населения Африки.
Несмотря на разнообразие архитектурных форм, большинство из них находит свое закономерное место во всей последовательности развития африканского зодчества. Маунд-руина Большого Зимбабве. Архитектура Западного Судана. Суданские замки. Строительная техника банко.
Мечеть Санкоре в Томбукту. Архитектура Великого Бенина.
Футуризм
Современная архитектура основывается на известных законах физики. Некоторые из этих законов опровергаются, в других случаях находятся новые концептуальные проектировочные решения, которые уже сейчас могут помочь визуализировать архитектуру будущего. Но в любом случае, футуризм в архитектуре — это фантастика, причём весьма научная.
Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. То место, где качество сознания изменено и приоритеты между жизнью человека и машины не могут быть расставлены чётко. Лучшей визуализацией этих проектов стали фантастические фильмы, «Звёздные Войны» и «Бегущий по лезвию» — типичный пример архитектуры футуризма.
Брутализм
Брутализм или необрутализм (от англ. brutal — грубый) — течение в современной архитектуре, основанное на обнажении конструктивной схемы сооружений, выявлении архитектоники масс зданий с ярким акцентом на структуру конструктивного строительного материала. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла.
Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны в своей откровенности. Для стиля характерны прямолинейные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения. Исключая декорирование и отделку, данный метод позволяет выявить подлинные свойства материалов в самом их естественном состоянии. При этом архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого материала. Можно сказать, что при таком подходе материал ведёт за собой архитектора и показывает ему свои возможности.
Китай. Традиционная архитектура и искусство
Восприятие космоса в традиционной китайской культуре столь значительно и всеобъемлюще, что это не могло не отразиться на формировании архитектуры и искусств. Традиционный китайский город в точности повторяет структуру космогонической структуры мироздания. Особенности Китайской архитектуры. Архитектурные особенности китайского дома.
Градостроительство Пекина в феодальное время. Планировка улиц. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун. Площадь Тяньаньмынь. Архитектурные стили летних дворцов. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства. Великая китайская стена.
Различие двух стилей китайской архитектуры.
Вулвортская готика
ВУЛВОРТСКАЯ ГОТИКА — По названию знаменитого здания в Нью-Йорке, высотой около 235 м., в котором помещались 60 магазинов Ф. Вулворта (Woolworth Building). Ироничное наименование стилизаторской тенденции в архитектуре США начала XX в. Построено в 1911-1913 гг. по проекту архитектора К. Гилберта. В силуэте небоскреба можно видеть элементы, напоминающие европейскую Готику. Архитектура «Вулворта» ознаменовала временный отход от принципов конструктивизма чикагской школы и возвращение облику престижных нью-йоркских зданий — стилизаций «под роскошные исторические стили». Новая волна увлечения «готикой» в архитектуре американских небоскребов наблюдалась в 1980-х гг.
Историзм (Эклектика)
XIX век не создал своего стиля эпохи, но ни одна предшествовавшая эпоха не знала такого разнообразия стилей, направлений, всех видов и жанров искусства как ампир, романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, прерафаэлизм, неорусский, неоготический, неоклассический и т.д. Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины — 2-й половины XIX века как «эклектичного». Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован, сейчас называемый историзмом. Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода как архитекторов, так и заказчиков.
Классицизм
Классицизм (лат. classicus — образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики. С этим фундаментальным определением связано другое, частное: художественный стиль Классицизма — искусство определенной страны, эпохи, школы, мастера, следующее классицистическим принципам формообразования. В отличие от классики классицизм — не качественное, а функциональное понятие. Оно отражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к целостности, ясности, простоте, уравновешенности, логичности — рационально-идеализирующем архетипе мышления. Подобный идеал наиболее полно явил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной классики.
Античный классицизм
Античный классицизм – условное обозначение исторического периода в искусстве Древней Греции III-II вв. до н. э., (см. Античное искусство; Классицизм) — художественное течение в котором вновь утверждались эстетические нормы древнегреческой классики V в. до н. э. Это течение возникло в качестве реакции, противодействия распространению искусства эллинизма из Малой Азии в саму Грецию. Эллинистическое искусство иногда называют «античным барокко» или «античным маньеризмом» по аналогии со стилями Барокко и Маньеризма XVI-XVII столетий в Италии. Античный классицизм — оппозицией, противовесом эллинизму, «эллинизмом в самой Греции».
Августовский (римский) классицизм
Августовский, или Римский Классицизм — историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи, главным образом в самом г. Риме, в годы правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus — возвеличенный, священный; 63 г. до н. э.- 14 г. н. э.).
Античная традиция считала Божественного Августа самым счастливым из всех римских императоров. Именно о нем Светоний сказал свою знаменитую фразу: «Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». При Августе в Риме развернулось грандиозное строительство. Был выстроен Форум с храмом Марса (Форум Августа), святилище Аполлона на Палатине с греческой и латинской библиотекой, храм Юпитера на Капитолии.
Латинизирующий стиль
Условное обобщающее название проявлений западноевропейского, прежде всего католического, искусства, основанного на романских традициях в странах Ближнего и Среднего Востока. Проявление итальянского (латинского) искусства в странах Центральной и Северной Европы чаще обозначают более широким понятием: итальянизирующий стиль. До начала XX в. определение «латинизирующий стиль» употреблялось с негативным оттенком.
Лэнд-арт. land art
Лэнд Арт — (англ, land art – «искусство земли») – течение западноевропейского авангардного искусства, пародирующее в абсурдистских формах традиционную ландшафтную архитектуру. Наиболее известные представители лэнд-арта: Р. Смитсон, Р. Лонг, Д. Оппенхайм (David OPPENHEIM), М. Хейсер.
Маргинальное искусство. Маргинальная архитектура
Искусство, вынесенное на обочину жизни, по форме и содержанию далекое от актуальных идей, художественных направлений, течений и стилей, определяющих «стиль эпохи». Поэтому маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество претендующих на официальный статус самодеятельных, не имеющих специального образования художников. В этом смысле наивное искусство народных умельцев, имеющее иные, отличные от академических основы и принципы формообразования, не следует называть маргинальным. Маргинальным по сути является так называемое подпольное искусство, авторы которого демонстративно противопоставляют себя общепринятым нормам поведения.
Метаболизм
Метаболизм — (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в. , пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг. Метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Кисё Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио.
Неоэкспрессионизм
Самым знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье. Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан.
В профессиональном отношении наиболее интересны объекты, в которых применены новые выразительные средства, полученные за счёт использования и выявления эстетического потенциала, присущего новым конструкциям. Здесь встречаются два подхода. Первый — своеобразный по терминологии проф. Курта Зигеля «конструктивистский формализм»; второй — тектоническая трактовка новой конструктивной формы.
Венский модерн
Венский модерн — стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства — Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы.
В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво.
Александровский классицизм (1800 — 1812)
Архитектура Александровского классицизма — эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственнейшее участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра I. Историки архитектуры называют этот неповторимый стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто русским классицизмом, либо «высоким классицизмом». Последнее определение менее содержательно. Еще неудачнее называть этот стиль «русским ампиром», поскольку «имперские» черты проявились достаточно ясно в архитектуре Петербурга позднее, в 1820-1830-х гг.
Древний Египет. Архитектура и искусство
Архитектура Древнего Египта — самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-».
Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность.
Источник: arx.novosibdom.ru
Архитектурные стили
Танцующий дом «Dancing House» в Праге, выполнен в оригинальном архитектурном стиле. Здание изображает танцевальную пару Фред и Джинджер. Архитекторы — хорват В. Милунич и американец, лауреат премии Притцкера, Фрэнк Гери. 1996 г.
Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.
Архаичная архитектура
Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам.
Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu — вершина) — храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).
Античный стиль
Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.
Мегарон – означает в переводе «большой зал» — дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)
Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э.
Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.
Храм Геры в Олимпии (Герайон). Дорический ордер. Конец 7 – начало 6 вв. до н.э.
Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.
Романский стиль
Вид архитектурного стиля 10-12 вв. – получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.
Замок Алькасар в романском стиле. Сеговия. Испания.
Основные постройки той эпохи – храм – крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.
Готика
Вид архитектурного стиля – готика в течение века (с середины 12-го до середины 13-го вв.) сменил романский стиль. В основе готических сооружений – конструкция каркасной системы со стрельчатыми сводами, арками. Первые готические соборы появились в Северной Франции.
Церковь, созданная по новому проекту в 12 в. в аббатстве Сен-Дени под Парижем под руководством аббата Сугерия стала образцом готического архитектурного стиля. Такого рода сооружения появились в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Затем стиль дошел до Германии, Англии, Испании.
После крестовых походов этот вид архитектурного стиля был внедрен в Сирии, Кипре, Родосе. В 14 в. в готическом архитектурном стиле возводили и городские сооружения, такие как ратуши. Например, ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада.
Ратуша в Сен-Кантене с богатым декором, башней по центру фасада, готический архитектурный стиль.
Когда укрепилась государственность и необходимость домов-крепостей отпала, вместо замков стали возводить дворцы с элементами готического стиля. Пример архитектурного стиля — на фото внизу.
Комплекс папского дворца в Авиньоне. Старый дворец (1334—1342 гг.) построен при Бенедикте XII, Новый дворец (1342—1352 гг.) — при Клименте VI, стиль готика
В поздней готике зародился новый архитектурный стиль – Ренессанс, основывающийся на иной идеологии, которая, как в эпоху античной Греции, характеризовалась уважением к человеческой личности.
Вид архитектурного стиля – Ренессанс
Архитектурный стиль Ренессанс (Возрождение) появился в Европе в 14-16 вв. Стиль вернул в архитектуру античные традиции, ордерную систему, которые сочетались с национальными мотивами и местными строительными материалами. В сооружениях подчеркивается простота линий, плоскости, пропорциональность, симметрия, ритмичность членения фасадов, горизонтальное направление.
Возвращается соразмерность габаритов строения и размеров человеческого тела. При строительстве в архитектурном стиле Ренессанс используются элементы ордерной системы. Первым зданием в стиле Ренессанс стал Воспитательный дом архитектора Ф. Брунеллески (1377—1446 гг.) во Флоренции (1421 г.). Образец архитектурного стиля – на фото ниже.
Воспитательный дом. Архитектор Ф. Брунеллески. Флоренция. 1421 г., архитектурный стиль – ренессанс.
Дальнейшее развитие общества вновь вело к усложнению структур и конструкций, что породило новый вид архитектурного стиля – барокко.
Вид архитектурного стиля барокко
Архитектурный стиль барокко зародился в Италии в конце 17 в. благодаря творчеству великих мастеров, одним из которых был Микеланджело. Центром барокко стал Рим — столица искусств, откуда архитектурный стиль барокко распространился в другие страны. Для барокко характерны пластичность и криволинейность рельефных фасадов, обильное присутствие декора и лепнины, многоярусность храмовых куполов. В архитектурном стиле возводили соборы, дворцы и общественные сооружения.
Фасад церкви Санта-Сусанна. Архитектор Карло Мадерна. Рим. 1603 г. Вид архитектурного стиля — барокко
Из Италии барокко пришло в Испанию, Францию, Германию, Фландрию, Россию, Восточную Европу. В Испании и Латинской Америке здания в стиле барокко были особенно пышно украшены, это направление получило название «чурригереско». Во Франции этот архитектурный стиль приобрел монархические черты, выразившись в великолепном Версале.
Барокко в России получил направления, получившие названия «голицынское», «елизаветинское», «нарышкинское», «петровское». В княжестве Литовском развивались течения «сарматское барокко», «виленское барокко». Архитектурный стиль, фото которого находится ниже, можно определить как «виленское барокко».
Софийский собор в Полоцке. Восстановил собор 1738-1750 гг. виленский архитектор Ян Криштоф Глаубиц. Вид архитектурного стиля — барокко.
Нео-стили
После барокко возникли новые архитектурные стили и течения в зодчестве, которые основывались на возрождении старых традиций с участием современных материалов, и использованием усовершенствованных технологий. Кроме исторических стилей и их имитаций существуют архитектурные стили и стилевые направления, основанные на этносе того или иного народа, эклектические течения, возникшие от слияния восточных и европейских культур, современные стили, появившиеся на основе современных технологий. В современных частных строениях зодчие нередко смешивают архитектурные стили. К примеру, дом в Поздняково, согласно замыслу создателей, обладает некоторыми чертами стиля классицизм, имеет и мотивы Ренессанса.
Современный частный дом в Поздняково, согласно замыслу создателей, обладает некоторыми чертами стиля классицизм, имеет и мотивы Ренессанса.
Архитектурный стиль особняка в Подмосковье можно определить как барокко.
Архитектурный стиль особняка в Подмосковье можно определить как барокко.
Источник: www.facade-project.ru
Гид по архитектурным стилям (с примерами)
Для сооружений характерны монументальность , пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.
Характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами . Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Готическая архитектура (Готика)
Готика зародилась в северной части Франции в середине XII века. Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи . Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима . Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий , который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени . Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).
Архитектура Возрождения (Ренессанс)
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы . Архитектура снова становится ордерной .
Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.
Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители . Постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном . Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Архитектура барокко
Для архитектуры барокко характерно наличие большого количества разнообразной лепнины. Используются сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов и золочение архитектурного декора.
Барокко выделяется приглушенными пастельными цветами фасада; красным, розовым, белым, голубым.
Рококо
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского ( 1715 — 1723 ) и достиг апогея при Людовике XV , перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780 -х годов.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно;, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны
Классицизм
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер , в пропорциях и формах близкий к античности . Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов .
Эклектика
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е — 1890-е гг.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).
Модерн
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль , получивший распространение в Европе в 1890-е — 1910-е годы в рамках художественного направления модерн . Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.
Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма , его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко .
Модернизм
Архитектурный модернизм ( фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; « англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е — 80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Для модернизма характерно использование самых современных строительных материалов и конструкций и отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
Конструктивизм
В идее конструктивизма лежит отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивизм — это выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания . Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).
Хай-тек
Хай-тек ( англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии ) — стиль в архитектуре и дизайне , зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х . Для зданий в стиле хай-тек характерно и спользование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Широко применяется стекло, пластик и металл. Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.
Деконструктивизм
Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.
Источник: www.arhitek24.ru
Архитектурные стили от А до Я
Архитектурный стиль формируется характеристиками эпохи и региона, выражающимися в планировке, художественных и функциональных особенностях. Сюда относятся композиционные приёмы, используемые материалы, конструктивные элементы и другие признаки.
Популярные архитектурные стили
Подробно обозреть все архитектурные стили – задача трудоёмкая. Ниже даны описания и признаки наиболее распространённых стилей, многие из которых сохранили актуальность и по сей день.
Авангардная архитектура
Развитие архитектуры этих направлений происходило параллельно с развитием искусства рубежа XIX и ХХ веков – в частности, таких направлений, как футуризм, символизм, экспрессионизм.
Авангардные архитектурные стили оформлялись именно в этот период. Среди самых известных стилей этого типа – баухаус, конструктивизм, брутализм. Для данных направлений архитектуры характерны такие черты:
- урбанистическая эстетика (и соответствующая цветовая гамма);
- эксплуатация необычных форм построек и их элементов, к примеру, в виде улитки или куба;
- лаконичный внешний вид;
- широкодоступные отделочные материалы;
- рациональная планировка.
Американский стиль
Сосуществование в Америке влияний разных культур породило большое разнообразие стилей домов.
Хорошо известны усадьбы-ранчо, характерные для южных штатов, дома в стиле истлейк с влияниями, принесёнными из викторианской Англии, разные типы колониальной архитектуры, а также характерные для Америки стили коттеджей (в частности, форсквер).
Английский стиль
Великобритания также дала миру несколько самых характерных исторических стилей. Прежде всего, это викторианство и эдвардианство, а также стиль, сформировавшийся в период правления династии Тюдоров в начале-середине XVI века.
Барнхаус
Стиль возник в середине прошлого столетия и сохраняет востребованность по сей день благодаря практичности. Он подразумевает трансформацию хозяйственных загородных строений под пригодные для жилья помещения. В стиле сочетаются сельские и индустриальные тенденции. Приметы:
- простая минималистичная форма;
- использование древесины и покрытий из неё (гонт, вагонка) без последующей декоративной обработки, а также кирпича;
- подчёркивание временных изменений – участки с потрескавшейся кирпичной кладкой или изменившими цвет досками;
- крупные окна (нередко панорамные);
- часто постройки бывают высокими и/или длинными.
Баухаус
Стиль возник в 1920-х годах в Германии в стенах высшей школы строительства, название которой в итоге и получил. Его приметы:
- простой лаконичный дизайн и рациональная планировка;
- чёткие прямоугольные формы (но порой встречается и асимметрия);
- неброские цвета;
- гладкость поверхностей;
- минимизация отделки;
- доминирующий материал – бетон (но применяется и кирпич).
Брутализм
Это интернациональный стиль, сформированный в середине прошлого века – с одной стороны, британскими архитекторами (семейная пара Смитсонов), с другой, французскими (Ле Корбюзье). Его признаки:
- грубые массивные формы;
- урбанистические настроения;
- бетон как основной материал, при этом цветовая гамма напоминает о металлических и асфальтовых поверхностях;
- отсутствие декоративной обработки поверхностей.
Японский стиль
Архитектура Японии очень разнообразна. Для европейского человека, плохо знакомого с культурой этой страны, многие проявления её традиционного зодчества могут быть слишком специфичными. Так что термин «японский стиль» в западной культуре обычно применяют к строениям, имеющим некоторые признаки японского влияния.
Сейчас этот стиль актуален, так как он хорошо вписывается в тренды минимализма, экологичности и функциональности. Черты японского стиля:
- чёткость и ясность линий;
- открытые террасы;
- выгнутая крыша;
- впечатление приземистости;
- дерево как основной материал (основание может быть и каменным);
- коричневые оттенки, вишнёвый и чёрный цвета.
Кантри
Зародился этот стиль в США, но со временем, набирая всё большую популярность, он приобрёл статус международного. Слово «кантри» чаще используют применительно к интерьеру, чем к архитектурному стилю. Дома в этом стиле обычно одноэтажные. Но если этажей два, в планировку вводится балкон.
Также направлению присущи:
- скрытый цоколь;
- незамысловатая отделка натуральными материалами (дерево, камень) естественных тонов;
- простые формы – как правило, прямоугольники;
- вытянутые террасы.
Классицизм
Это художественное направление в культуре Европы оформилось в XVII веке и опиралось на античные традиции. Архитектуре классицизма свойственны:
- античный ордер;
- стремление к идеальной симметрии;
- монументальность форм;
- простота и чёткость линий и планировки;
- преобладание светлых тонов;
- портики, пилястры.
Конструктивизм
Это направление отечественного авангарда, возникшее в СССР в 1920-е годы. Его признаки:
- жёсткая геометрия и строгость форм;
- отсутствие декоративных элементов;
- «индустриальные» материалы (стекло, бетон, металлы – сталь и алюминий) и соответствующая цветовая гамма.
Кубизм
Это модернистское направление, возникшее вначале ХХ века. Впервые кубизм проявил себя в изобразительном искусстве, но позже проник и в архитектуру. Его признаки:
- резкие линии;
- кубические и призматические формы (реже – пирамидальные);
- минимум декора;
- многогранные очертания.
Одна из вариаций – рондокубизм, встречающийся в пражских кварталах. Он не столь минималистичен; в нём можно встретить цветовые контрасты и непрямые линии.
Стиль возник в Америке в эпоху Великой депрессии. Когда многие манхэттенские заводы закрылись, их помещения стали использоваться деятелями изобразительного искусства благодаря просторности и хорошему естественному освещению.
В 1950-е годы эти помещения, сохранившие многие промышленные атрибуты, превращались в востребованные студии искусств. Сейчас лофт востребован как в архитектуре, так и (в особенности) во внутреннем убранстве помещений. Характерные черты:
- намеренно открытые (частично или полностью) кирпичные и бетонные поверхности;
- стилизация под промышленное здание: вентиляционные системы и трубы могут не только не прятаться отделкой, но и выполнять чисто декоративную функцию;
- активное использование стекла;
- высокие потолки;
- наружные лестницы из металла;
- большие оконные проёмы (часто встречаются панорамные окна).
Минимализм
Направление появилось в конце XIX столетия, но актуально и по сей день, сохраняя лидирующие позиции в числе универсальных решений в возведении частных домов. Особенно востребованным око было в самом начале текущего века. Признаки стиля:
- чёткость и геометричность форм;
- вдохновение в доктрине дзэна, где простота и лаконизм ассоциируются со свободой;
- функциональность;
- большой процент застеклённых площадей, в частности, крупные окна;
- спокойные тона;
- материалы – древесина, кирпич, бетон, стекло.
Постмодернизм
Стиль появился как противовес модерну, стал популярен в 1980-е годы и сохраняет актуальность по сей день. Его особенности:
- пропорциональность;
- графичный выразительный вид;
- современные материалы;
- использование простых вариаций силуэтов, заимствованных из античности и классицизма;
- возврат к использованию декоративных элементов – барельефов, колонн и пр.
Прованс
Это стиль загородных домов и коттеджей, который также называют французским кантри. Особенности:
- акцентирование дверей и проёмов окон красящими составами;
- ставни;
- кованый декор;
- лаконичность фасадов;
- натуральные негладкие материалы: кирпич, камень с естественной фактурой (без полировки), древесина, рустовая отделка;
- светлые тёплые тона с небольшим акцентированием более яркими.
Ранчо
Это одноэтажные усадьбы, получившие широкое распространение в южных штатах Америки в середине ХХ века. Их характерные черты:
- гараж как пристройка к зданию;
- форма вытянутого прямоугольника и большие габариты (в таких домах обычно жили большие семьи);
- по нескольку детских и спален;
- стройматериалы – древесина и кирпич;
- распространённость отделки штукатуркой;
- раздвижные двери из стекла, открывающиеся в сад;
- цвета землисто-песчаной гаммы, а также серый и голубой.
Скандинавский стиль
Это один из самых востребованных национальных стилей – во-первых, благодаря сочетанию лаконичности и практичности с уютом, во-вторых, благодаря соответствию требованиям умеренного климата. К тому же, такие здания несложно строить и отделывать. Признаки стиля:
- экологичность материалов: используются дерево в разных вариациях, кирпич, иногда – камень, светлые штукатурные смеси;
- Ппростые формы (в основе часто куб);
- крупные панорамные окна;
- кровля – уплощённая или с двумя скатами.
Стиль прерий (Райта)
Он назван по фамилии архитектора из США, считающегося создателем концепции органической архитектуры. Именно в её русле и возник стиль прерий. Стилю присущи:
- органичная вписываемость постройки в окружающую среду;
- натуральный камень (по возможности, необработанный) как основной материал;
- учёт характеристик пейзажа и рельефа местности;
- свобода планировки;
- большие террасы;
- доминирование горизонталей над вертикалями;
- фасад, ритмично разделяемый элементами каркаса.
Фармхаус (фермерский дом)
Этот стиль в архитектуре возник в США в середине XVIII века и был популярен в строительстве частных домов до конца прошлого столетия. Ему свойственны:
- двухэтажное строение;
- просторная веранда;
- серо-коричневая гамма с добавлением песочных и других светлых оттенков;
- надёжный фундамент, который бы позволил в будущем сделать надстройку.
Фахверк
Это тип «немецкого дома», хорошо известный и за пределами родины. Он представляет собой каркасное строение (конструкция собирается из раскосов и балок). Просветы между элементами каркаса заполняют камнем, красным кирпичом либо саманом.
Часто фасады покрывают штукатуркой. Каркасные балки при этом формируют чёткий рисунок, что придаёт зданию выразительный вид.
Хай тек
Стиль новых технологий появился в 1970-е годы и остаётся актуальным и в наши дни. Он вобрал в себя конструктивистские и кубистские влияния. Среди других его примет можно выделить:
- технологичность и рационализм в проектировании и строительных работах;
- отсутствие «украшательств»;
- гладкий бетон, металлические и стеклянные поверхности;
- использование серебристо-металлических красителей;
- практичность планировки;
- расположение лестниц, лифта и вентиляционной системы не внутри постройки, а снаружи.
Шале (альпийский стиль)
Это разновидность загородных построек в Швейцарии, взявшая за основу пастуший домик в горах. Для них характерны:
- крыши с двумя скатами и длинными свесами;
- открытый балкон большой ширины;
- наличие мансарды;
- дерево как основной материал;
- облицовка цоколя кирпичом или камнем.
Эклектика
В соответствии с названием, направление подразумевает соединение элементов разных стилей – как традиционных, так и авангардных. Одно из проявлений направления – архитектура историзма (которая, в свою очередь, также делится на разные течения).
Колониальные стили тоже можно отнести к эклектичным, так как они сочетают элементы, присущие нескольким культурам.
Остальные архитектурные стили
Ниже даны описания локальных стилей (преимущественно европейских и американских), некоторых авангардистских течений, а также стилей, важных для истории архитектуры и оставивших серьёзное наследие.
Адамов стиль
Названием стиль обязан братьям по фамилии Адам – шотландским архитекторам XVIII века, начавшим создавать серьёзные архитектурные ансамбли. Признаки:
Истлэйк
Этот архитектурный стиль сформировался в XIX веке и назван в честь Чарльза Истлейка. Он характеризуется следующими особенностями:
- влияние архитектуры викторианства;
- витиеватые узоры на перилах и столбчатых опорах;
- обилие деревянных поверхностей;
- контрастные сочетания светлых и ярких цветов;
- свитки и кронштейны;
- небольшие эркерные элементы;
- отделка из дерева с ажурными узорами;
- украшение фронтонов панелями с перфорацией.
Italianate
Он сформировался в США во времена роста притока итальянских эмигрантов. Дома в стиле итальянейт отличают такие черты:
- кованые перильца у балконов и лоджий;
- трёхэтажная планировка, организованная так, чтобы при поверхностном взгляде казалось, что здание имеет два уровня;
- уплощённая форма крыш;
- широкое использование дерева, кирпича и штукатурной отделки;
- светлая цветовая гамма, свойственная виллам.
Кейп код
Это один из старейших американских архитектурных стилей домов, характеризующийся лаконичностью и чёткими формами. Таким зданиям присущи:
- гонтовое кровельное покрытие;
- округлые скаты у крыш;
- асимметричность фасада;
- дымоход из кирпича;
- активное использование дерева;
- некрупные вытянутые окошки со ставнями.
Пуэбло
Направление черпает вдохновение в культуре индейцев Северной Америки. Среди архитектурных и дизайнерских особенностей можно назвать следующие:
- уплощённые крыши;
- ступенчатые конструкции (когда в здании больше одного этажа);
- аскетичный внешний вид, подобный таковому у индейских хижин;
- использование самана и древесины как основных стройматериалов;
- простая форма и слегка скруглённые углы стен;
- балки с выступающими за стеновые границы концами (вигасы);
- применение штукатурных смесей тёплых тонов.
Стик (гонтовый стиль)
Это своего рода архитектурная реакция на дорогие и нагруженные деталями стили, навеянные прошлыми эпохами. Стик возник в США в середине ХХ века. Ему свойственны:
- распространённость черепичной отделки;
- покрытие зданий сверху донизу плашками из дерева;
- лаконичная прямоугольная форма построек;
- использование орнаментов из дерева;
- кровля с острой верхушкой и мансардными окнами;
- стропила как декоративные элементы;
- открытые веранды;
- практичные серо-коричневые тона.
Федеральный стиль
В Америке уживаются разнообразные стили домов, но её символом стал именно этот. Он оформился на рубеже XVIII и XIX веков. Его признаки:
- форма простого и строгого прямоугольника;
- неширокие высокие оконные проёмы, формирующие ровные ряды и украшенные овальными арками;
- симметричное расположение оконных проёмов относительно главного входа;
- использование украшений из дерева;
- секционное деление окон;
- заниженное расположение мезонинов;
- основание с высоким цоколем;
- естественные цвета материалов (кирпича, камня, дерева), а также белый и серый.
Форсквер
Этот стиль в архитектуре сложился в США в начале прошлого века и сейчас воспринимается как воплощение типового коттеджа, доступного по средствам. Ему присущи:
- использование кирпича и дерева как основных стройматериалов;
- высоко расположенное крыльцо;
- простая форма здания;
- крыша со свесами большой ширины и мансарда с окнами.
Адирондак
Его можно назвать американской модификацией альпийского стиля. Появился он в конце XIX столетия. Ему присущи следующие особенности архитектуры:
- натуральные материалы без покрытия штукатурными и красящими составами;
- использование поверхностей с фактурой, к примеру, нетесаного дерева;
- комбинация закрытых и открытых террас.
Брэкет шотган
Этот стиль в архитектуре характерен для американского юга (в частности, штата Новый Орлеан). На его формирование повлияли креольские эмигранты. Ему свойственны:
- суженые фасады;
- вытянутые в длину окна (длина такая же, как у дверей);
- одноэтажное строение и простота формы;
- использование светлых пастельных тонов;
- изящно оформленные ставни.
Испанское возрождение
Это разновидность колониального стиля, бывшая популярной в некоторых южных штатах вначале ХХ века. Характеристики:
- очень широкие здания;
- высокие округлые арочные конструкции, оконные и дверные проёмы;
- патио;
- облицовка фасадов декоративным камнем.
Монтерей
Это направление появилось в 1830-х годах в Калифорнии и является разновидностью колониального стиля. Оно сочетает черты, привнесённые переселенцами из Франции и Испании. К ним относятся:
- протяжённая в ширину форма;
- двухэтажное строение с балконом, сплошняком опоясывающим окна второго этажа;
- веранда на каркасе из древесины;
- использование глинобита и выбеленного самана.
Нантакет
Он получил распространение на острове с этим же названием. Дома в стиле нантакет отличают:
- асимметричные фасады;
- несколько террас;
- большие габариты;
- яркая сайдинговая отделка;
- голландские мансарды.
Сторибук
Это направление было популярно в Калифорнии в 1930-е годы в оформлении коттеджных построек. Такие здания притягивают внимание и по сей день. Их признаки:
- небольшие круглые башни;
- круглые проёмы;
- бело-серая цветовая гамма;
- ребристые и конусообразные кровли с флюгерами;
- «Кукольно-сказочный» вид;
- резные ставни.
Техасский стиль hill country
Он получил распространение в середине XIX века под влиянием акта о раздаче земли фермерам. В постройках сочетаются черты разных стран и регионов Европы – Германии, Франции, Шотландии. Этим обусловлен их эклектичный вид, а также крупные размеры, небольшая высота и асимметричность.
Античная архитектура
История архитектуры этого типа складывалась веками, впитывая влияния разных народов – греков, этрусков, жителей Древнего Египта. Вследствие этого внутри архитектуры античности можно выделить много периодов, каждый из которых отличался своими особенностями.
Сейчас античные постройки можно увидеть только в виде руин. Но традиции, заложенные в этот период, стали основой для многих классических и более поздних стилей. Сам термин «архитектура античности» стал широкоупотребительным лишь в эпоху Возрождения.
Для античных зданий характерны следующие черты:
- чёткая симметричность и соблюдение пропорций;
- колонны и столбы;
- система ордеров;
- активное использование лепных и скульптурных украшений в фасадных нишах, на крышах и т. д.;
- натуральный камень и штукатурные составы светлых цветов.
Ампир
Это дворцовый стиль, соединяющий классицистические и античные черты. Для него характерны:
- строгая геометричность;
- впечатление статики и устойчивости;
- лепнина из гипса;
- дорогие натуральные материалы – камень, мрамор, качественные черепичные покрытия;
- множество декоративных элементов – колонны, лепные орнаменты и т. д.
Ар деко
Этому стилю положила начало прошедшая во Франции в 1925 году выставка промышленного и декоративного искусства. Интерьеры и дома в стиле ар деко характеризуются следующими особенностями:
- предпочтение чистых ярких цветов, в том числе ахроматических;
- круглые или сквадраченные колонны;
- крупные оконные проёмы и застеклённые террасы;
- выразительные чёткие линии;
- зигзаги и ступеньки;
- продуманная отделка фронтонов;
- натуральные материалы с ровной (не текстурной) поверхностью – камень, керамика, отшлифованное дерево, стекло и металл.
Ар нуво
Это направление – «новое искусство», возникшее в конце XIX века — в разных странах называют по-разному: к примеру, у нас – модерн, а в Германии – югендштиль. Оно сочетает набиравшие тогда обороты индустриальные тенденции с изящной продуманной отделкой. Разработанные на тот момент материалы давали возможность создания текучих, непрямолинейных форм. Фасады стали украшаться не только лепными изображениями, но и деталями из металла благодаря возникновению новых сплавов. Дом в стиле ар нуво отличают такие приметы:
- конструкции из металла – как каркасные, так и декоративные;
- витиеватые плавные линии (в том числе растительные мотивы), сведение к минимуму использования прямоугольных форм;
- склонность к асимметрии;
- вытянутые вверх окна (возможно, полукруглые);
- витражи и мозаика;
- двери с арками;
- акцент на подъём вверх (по типу древесной кроны), а не на ширину;
- гладкие материалы на натуральной основе: тщательно отшлифованное дерево, металл, стекло (в том числе разноцветное), кирпич, штукатурные покрытия;
- сложные нюансные тона – к примеру, цвет табака, серо-синяя гамма.
Барокко
Эпоха этого стиля приходилась на XVI–XVIII столетия. На его формирование повлияли возросший интерес к античной эпохе, географические открытия и смещение соотношения между художественным и функциональным компонентами в зодчестве в сторону первого. Строение при этом рассматривалось не отдельно, а в комплексе с участком, с ландшафтным дизайном которого должно формировать гармоничное целое.
- помпезный, масштабный подход;
- статуи и фонтаны в оформлении участка;
- непрямые линии и поверхности, перетекающие одна в другую;
- активное использование скульптур (к примеру, в нишах);
- прямоугольная или эллиптическая планировка;
- дорогие натуральные материалы светлых тонов – камень, древесина, цветные штукатурные составы.
Бидермейер
Это стиль немецкоязычных стран, сложившийся под влиянием романтизма и сентиментализма и апеллирующий к мелкобуржуазному бюргерскому сознанию. Ему свойственны камерность (в интерьерах), ориентация на практичность и безопасность. Стиль больше распространён в интерьере, чем в архитектуре домов. В последней его черты проявляются так:
- классицистическая основа;
- светлые тона и шероховатые натуральные фактуры;
- недорогие стройматериалы и отделка.
Био тек (бионическая, органическая архитектура)
Элементы такого стиля можно было встретить в некоторых зданиях 1920-х годов. Его главная особенность – внедрение в рукотворные объекты форм растений и живых существ (а также, к примеру, водяных капель и иных природных явлений). Здание может иметь вид яйца, цветка, моллюска или иного природного объекта. Среди других примет:
- футуристичный облик;
- задействование фрактальных и ячеистых паттернов;
- силуэты, напоминающие объекты растительного и животного мира;
- натуральные материалы с гладкой поверхностью, в том числе те, что популярны в хай-тек (оргстекло, металлы), а также тщательно отшлифованная древесина;
- мягкая природная цветовая гамма.
Боз арт
Стиль сформировался во Франции в наполеоновский период. В нём барокко сочетается с влияниями итальянского Возрождения. Характеристики:
- симметричность, как в античных постройках;
- мягкие пастельные цвета и общее впечатление нарядности;
- активное использование гипса, камня и разноцветных штукатурных составов;
- обильное декорирование (лепнина, картуши и т. д.);
- детали с имитацией золота.
Византийский стиль
Его образцы представлены православными храмами южных государств (например, стран Балкан, Грузии, некоторых украинских городов). В сооружении жилых домов его элементы обычно не применяют. Стиль отличают структура базилики и характерные своды в форме цилиндра.
Викторианский стиль
Так называют разные типы зданий с характеристиками, присущими эпохе правления королевы Виктории, приходившейся на середину и конец XIX века. Внутри этой эпохи можно выделить несколько фаз, в каждую из которых появлялась новая архитектурная мода (к примеру, неоготическая или индо-сарацинская).
- вариативность планировки;
- сложные конфигурации крыш;
- наличие черт более ранних стилей – ампира, готики, классики (раздельно или в комбинации);
- влияния этники, пришедшие из колоний;
- многодетальность вида – резные фасады, башенки, мезонины и т. д.;
- насыщенные тона;
- материалы – древесина, камень, кованые металлические элементы.
Народный викторианский стиль
В эпоху королевы Виктории его именовали «стилем нуворишей» из-за стремления перенять формальные черты жилищ богатых людей при использовании бюджетных материалов. Его признаки:
- компактные размеры и простая планировка;
- накладные декоративные элементы из древесины фабричного изготовления;
- заимствование элементов архитектуры викторианства – слуховых окон, башен, высоких крылец и других
- недорогие материалы.
Возрождение (Ренессанс)
Эта эпоха характеризовалась отходом от типичных стилей средневековья (готического и романского) и интересом к наследию античности. Её отличительные черты:
- ордерная структура;
- колонны и арочные конструкции;
- стремление к идеальной симметричности и пропорциональности;
- отшлифованные поверхности из камня, частое применение декоративных штукатурных составов;
- венецианские окна.
Второй империи стиль
Он возник в конце XIX века во Франции под влиянием политических событий той эпохи, преследуя цель уйти от пышности Бурбонов и вернуть зодческие традиции, свойственные эпохе Бонапарта. В итоге стиль сочетает классические, ренессансные и барочные влияния. Его признаки:
- довольно длинные сплошные фасады;
- четырёхскатные кровли;
- встроенные небольшие башни;
- мрамор в качестве отделочного материала;
- бронзовые детали;
- мансарды со слуховыми окошками.
Голландский стиль
Часто голландские частные дома вытянуты в длину и имеют двухэтажное строение. Среди других их признаков:
- ступенчатые фронтоны в форме трапеции;
- высокие острые кровли с двумя скатами;
- декоративные фонарики на консолях;
- крупные перегородчатые окна;
- натуральные тёмные материалы (кирпич, черепичные покрытия), иногда в сочетании с белым;
- дверь, разделённая на две секции по горизонтали.
Готическая архитектура
Этот стиль характерен для эпохи высокого и позднего Средневековья и относился не столько к жилым домам, сколько к сооружениям административного назначения, а также знаменитым готическим храмам.
- стрельчатые окошки с большим числом секций;
- витражи;
- каркасное строение;
- характерные скульптуры (химерические существа, василиски);
- устремлённость вверх;
- шпили и башни с острыми вершинами;
- тёмные тона, создающие мистическую атмосферу;
- сложная конфигурация крыш.
Академическая готика
В этом стиле построены здания некоторых высших образовательных учреждений в Англии (к примеру, некоторые корпуса Оксфордского и Кембриджского университетов). Он сочетает традиционные готические признаки и элементы тюдоровского стиля.
Грюндерство
Оно возникло внутри исторического направления и вышло из него в 1840-е годы. На стиль повлияла растущая индустриализация. Признаки:
- каркасы из стали;
- частое использование стекла и металла;
- светлые спокойные тона;
- декор фасадов, навеянный тем или иным направлением историзма (неоготика, неоренессанс).
Деконструктивизм
Стиль возник как реакция на конструктивизм и характеризуется изломанностью линий, сложностью и «неправильностью» форм в сочетании с крупными габаритами и общей промышленной эстетикой. Материалы используются типично «индустриальные» — бетон и стекло.
Египетский стиль
Это стиль, существовавший в рамках историзма на рубеже XVIII–XIX веков. Ему были свойственны эксплуатация древнеегипетских сюжетов и архитектурных форм. Приметы:
- использование камня и гипса;
- массивность зданий и их элементов;
- колонны с капителями (и другие элементы) в форме папирусных свитков или цветов лотоса;
- мифологические и исторические египетские образы – сфинксы, изображения богов и т. д.;
- песочно-пустынная цветовая гамма.
Дигитальная (цифровая) архитектура
Это современное направление, опирающееся на цифровое моделирование и визуализацию строений. Характеристики:
- неровные линии и асимметричность;
- сложные, вариативные, нечёткие формы;
- футуристические тона – металлик, серебряный, белый, оттенки серого;
- ассоциации с динамичной непредсказуемой жизнью большого города.
Индо-сарацинский стиль
Колониальный стиль в рамках историзма 19 века. Ему свойственны комбинации декоративных элементов исламских и индуистских храмов и дворцовой архитектуры Великих Моголов. Характеристики:
- сочные цвета;
- выгнутые кровли бенгальского типа;
- арки с острыми элементами (с зубцами либо стрельчатой формы);
- окна, поделённые тонкими деревянными планками на небольшие секции;
- свисающие карнизы и кронштейны.
Интернациональный стиль
Так называют направление, обособившееся от модернистской архитектуры в 30-е годы ХХ века и бывшее популярным в середине этого столетия. Ему присущи:
- опора на функционалистские принципы;
- каркасное строение;
- простота форм;
- свобода планировки;
- модульная система;
- отсутствие традиционных отделочных материалов.
Китайский стиль
Вспышки интереса к этому стилю в Европе можно отследить с рубежа XVIII и XIX веков. Ему свойственны:
- крупные крыши большой высоты, не имеющие стропил;
- нормы планировки, укоренённые в китайских традициях: вход в здание с южной стороны, симметричность, параллели;
- характерные выгибающиеся формы крыш и их элементов;
- сочные тёмные цвета (каштановые, красноватые) в сочетании с белым.
Колониальный стиль
Он формируется при наложении зодческих традиций метрополий на те, что характерны для туземцев. На Западе в разные эпохи сформировалось несколько колониальных стилей.
Английский колониальный стиль
Английским переселенцам в США было тяжело приспосабливаться к особенностям нового континента. Так что английские колониальные постройки в Америке можно описать как более простой вариант частных домов англичан 17–19 веков. Им присущи:
- функциональный, непретенциозный облик;
- прямоугольник в основании;
- скатная крыша с большим чердачным помещением, где хранился инвентарь и другие предметы для нужд хозяйства;
- малогабаритные окошки со ставнями.
Иначе обстоит дело с британским колониальным стилем в Индии. Солнечная погода и обычаи местных жителей, наложившись на английские традиции, дали более живописный и изящный стиль. Его признаки – кровля со сложной геометрией, балконы с бортиками, сочетание тёмных и светлых тонов, большое число (но небольшие габариты) окон.
Голландский колониальный стиль
Это здания из кирпича с характерной особенностью – выгнутыми длинными карнизами по периметру постройки. Также у них имеются вальмовые крыши (гамбрель) и фронтоны, снабжённые щипцовыми элементами.
Испанский колониальный стиль
Его образцы можно встретить на обоих американских континентах – преимущественно в США и Мексике. Среди признаков можно перечислить следующие:
- покрытые черепицей кровли;
- арочные конструкции;
- изгибы, непрямые линии;
- художественная ковка;
- дымоходы-башни;
- выложенные плиткой лестницы (поверхность керамики часто расписывается орнаментом вручную).
Французский колониальный стиль
Его можно наблюдать в китайских и вьетнамских колониях французов. В период формирования стиля (XIX век) французская архитектура была эклектичной. Во Вьетнаме, напротив, сохранялась стабильность традиций, и в результате тамошнюю вариацию колониального стиля отличают такие черты:
- малое количество колонн;
- уменьшение числа окон (по сравнению с домами французов у себя на родине);
- маленькие балконы по периметру здания;
- балюстрады;
- пологие кровли с изгибами.
В Шанхае французский квартал в основном застроен типичными европейскими зданиями. Но иногда просматриваются и влияния Китая, особенно в частных домах. Основные черты таких домов:
- простота планировки;
- более скупая отделка, чем принято во французской архитектуре;
- плоские либо выгнутые кровли.
Маньеризм
Возникновение стиля вызвано идейным кризисом архитектуры 16 века. Пытаясь выйти из него, мастера стали прибегать к искусственному усложнению форм, вычурности, намеренному нарушению принятых норм композиции. Приметы стиля:
- колонны и порталы необычных форм;
- нарисованная лепнина и имитации барельефов;
- труднорасшифровываемые символы в орнаментах;
- множество деталей;
- произвольные комбинации готических и романских признаков;
- частные жилища, стилизованные под гроты или холмы.
Метаболизм
Это направление возникло в середине прошлого столетия и испытывает влияние традиций Японии. Его основная идея – использование образов, связанных с развитием живых организмов. Характерные черты:
- футуристический вид;
- подчёркнутая недосказанность;
- асимметричность;
- акцентирование лакун между модулями и блочными элементами;
- современные материалы.
Немецкий стиль
Немецкая архитектура прошла через все этапы, характерные для Западной Европы; хорошо известны немецкая готическая архитектура, барокко и ренессанс. Но то, что называют немецким домом сейчас, опирается, скорее, на народные архитектурные традиции.
Таким постройкам свойственны простые формы, функциональность, минимизация декора. Самые известные строения такого типа – фахверковые.
Немецкая готика
Такие дома имеют остроконечную высокую крышу и вытянутые вверх оконные проёмы. Часто у них можно встретить и ступенчатые фронтоны. Традиционные стройматериалы – красный кирпич, глина, дерево, камень, штукатурные составы, черепичные покрытия.
Неоклассицизм
Это термин для течений архитектуры конца 19 – начала 20 веков, делающих отсылки к античности, Возрождению, классике и барокко. Им свойственны:
- ориентация на ордерную систему;
- лаконичный декор;
- чёткие формы, симметричность, пропорциональность.
Норвежский стиль
В основных своих чертах частные дома Норвегии вписываются в скандинавский стиль. Но у них есть и некоторые специфические особенности:
- неброские декоративные элементы из дерева (в основном резные);
- некрупные окна;
- вытянутая в длину форма постройки в сочетании с небольшой высотой;
- характерная крыша, похожая на поставленную вверх дном лодку;
- покрытие кровли травой;
- деревянные доски и лафет как основные материалы.
Органическая архитектура
Стиль начал складываться в 1920-е годы и базировался на постулатах эволюционной биологии. Направление противопоставляло себя функционализму с его однотипными аскетичными зданиями.
Приверженцы направления отстаивали необходимость соответствия форм строений средовым условиям. Самый знаменитый пример органической архитектуры – дома прерий Фрэнка Райта.
Палладианство
Это одно из направлений архитектуры итальянского Возрождения, названное по имени его создателя – Андреа Палладио. Архитектор считал античную архитектуру универсальной и подходящей для построек любого назначения. В русле этого течения строят итальянские виллы (и эта традиция сохраняется по сей день).
- мезонины;
- многочисленные портики, похожие на крылечки с навесами;
- окошки с полукруглыми арками сверху;
- террасы;
- светлые тёплые тона;
- рустованный цоколь.
Параметризм (алгоритмическая архитектура)
Это совсем новое направление – оно возникло уже в XXI веке. На его формирование оказала влияние компьютерная графика.
Источник: artyhomes.ru