Подготовительные работы должны быть выполнены до начала реконструкции дороги.
В состав основных подготовительных работ входят: создание геодезической разбивочной основы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий электропередачи, линий связи, различных трубопроводов, коллекторов и других коммуникаций, расчистка дорожной полосы и территорий, отведенных под карьеры и резервы, подготовка и усиление местных дорог, на которые планируется перевести движение с реконструируемой дороги, или строительство объездных дорог, а также строительство временных дорог к грунтовым карьерам и карьерам песчаных, гравийных и каменных материалов.
В состав дополнительных работ и мероприятий входят: снятие существующих знаков, ограждений, направляющих столбиков, столбов и мачт для осветительных фонарей; разборка и удаление павильонов на автобусных остановках; разборка укреплений откосов, водоотводных лотков и канав; разработка схем движения транспорта на участке реконструкции дороги и тд.
Машины для земляных работ. Назначение, общее устройство и принцип работы
Геодезической разбивочной основой на местности служат знаки. закрепляющие в плане вдоль дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках не реже чем через 1 км, и реперы вдоль дороги не реже чем через 2 км.
Основные знаки и реперы должны иметь надежную конструкцию в виде столбов или свай, установленных за границами полосы отвода в соответствии со специальными требованиями.
Перед выполнением земляных работ производится детализация геодезической разбивочной основы. При этом делают разбивку всех пикетов и плюсовых точек с выноской за полосу отвода; устанавливают дополнительные реперы у насыпей высотой свыше 3 м за пределами подошвы, у выемок глубиной более 3 м за бровками откосов, у реконструируемых искусственных сооружений устанавливают промежуточные реперы на пересеченной местности; разбивают круговые и переходные кривые с выноской и закреплением промежуточных точек.
детальную разбивку можно выполнять не одновременно на всей протяженности реконструируемой дороги, а по мере продвижения фронта работ с заделом, учитывающим скорость потока.
На участках, где предусмотрено уширение земляного полотна, смягчение продольного уклона, замена пучинистого грунта на непучинистый, снимают существующие дорожные знаки, направляющие столбики, ограничения, мачты освещения, павильоны на автобусных остановках и все другое инженерное оборудование и обустройство, которое может помешать производству работ по возведению земляного полотна и дорожной одежды.
Разборке подлежат также укрепления откосов насыпей и выемок, водоотводных лотков и канав.
На участках двустороннего уширения все работы выполняют с обеих сторон дороги, а на участках одностороннего уширения — с одной стороны.
Виды и состав средств механизации, применяемых для снятия инженерного оборудования и обустройства, а также укрепления откосов зависят от их видов, материалов и объемов работ.
Большие трудности при реконструкции дороги возникают с переносом и переустройством воздушных, наземных и подземных коммуникаций. Как правило, за время от строительства до реконструкции дороги она обрастает различными видами коммуникаций, имеющих, а чаще не имеющих отношения к самой дороге.
Лекция: Земляное полотно
Это линии технологической и общей связи, проводной и кабельной, линии электропередач в виде воздушных линий или кабелей высокого напряжения, наземных и подземных трубопроводов, коллекторов и других коммуникаций. Чаще всего эти коммуникации расположены в полосе отвода дороги или на определенном расстоянии от нее и могут быть повреждены в процессе производства работ по реконструкции дороги. Нередки случаи, когда кабели линий связи и электроснабжения осветительных систем уложены непосредственно в тело земляного полотна. Поэтому необходимо уделять особое внимание работам по переносу и переустройству инженерных коммуникаций, обозначению мест их расположения около дороги.
Работы по переносу и переустройству коммуникаций должны производиться по специальным проектам специализированными организациями по отдельному графику, согласованному с подрядной организацией, осуществляющей основные работы по реконструкции дороги.
В случае, когда возведение земляного полотна опережает устройство пересекающих дорогу подземных коммуникаций, необходимо по согласовании с заинтересованными организациями предусматривать предварительную укладку кожухов или других устройств для последующей прокладки коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.
до начала земляных работ расчищают дорожную полосу и площади, отведенные для карьеров, резервов, зданий и сооружений, от леса, кустарника, пней, порубочных остатков, крупных камней, строительного мусора и т.д.
Расчистку дорожной полосы осуществляют по отдельным участкам в порядке очередности выполнения земляных работ теми же методами и средствами, что при строительстве новых дорог [21,23,26].
— Боковые кювет-резервы, из которых возведены насыпи, особенно во 2-й дорожно-климатической зоне, как правило, зарастают болотной растительностью и влаголюбивым кустарником, Работы по расчистке дорожной полосы производят кусторезом или бульдозером в летнее время и в начале сухой осени, поскольку весной в резервах и водоотводных канавах имеется поверхностная вода.
После расчистки дорожной полосы на всей площади, где предусмотрены земляные работы, снимают плодородный слой почвы, на глубину, определенную проектом, и укладывают его в отвалы для последующего использования при восстановлении (рекультивация) нарушенных и малопродуктивных сельскохозяйственных земель, а также при благоустройстве площадок. Однако при реконструкции дорог необходимо обращать особое внимание на качество и состав плодородного слоя, снимаемого с поверхности дорожной полосы, непосредственно примыкающей к существующей дороге.
Установлено, что при высокой интенсивности движения в полосе шириной до 30-50 м от бровки земляного полотна может происходить загрязнение почвы выше допустимых пределов транспортными выбросами, которые содержат свинец, цинк, медь, нитраты, а также хлориды. В этом случае загрязненную почву складируют отдельно и затем используют в нижних слоях при засыпке оврагов, благоустройстве площадок и т.д.
В первую очередь это относится к грунту, который снимают с откосов насыпей и выемок, а также с откосов, дна боковых канав и резервов.
Снятие плодородного грунта выполняют автогрейдерами и бульдозерами. На участках высоких насыпей и глубоких выемок эти работы производят скребком или ковшом экскаватора-драглайн или экскаватора с телескопической стрелой.
Особое место в подготовительных работах занимают мероприятия по организации движения автомобилей при реконструкции дороги, которое существенно возрастает из-за движения построечного транспорта. Организация движения транспортного потока решается с учетом интенсивности движения, видов работ по реконструкции дороги, протяженности реконструируемых участков, наличия рядом других дорог, рельефа местности и других местных условий.
Лучшим для безопасного производства работ является вариант переноса движения с реконструируемого участка дороги на другие дороги, проходящие параллельно участку реконструкции. Во многих случаях для снятия движения с реконструируемого участка дороги на время производства работ строят специальные объезды (рис.1). Тип и капитальность дорожных одежд на объездных дорогах должны соответствовать интенсивности переведенного на них автомобильного движения с учетом намечаемого срока действия объездной дороги.
Распространенным является вариант закрытия одной половины проезжей части с пропуском движения по другой половине.
для этого устраивают дорожную одежду на всю ширину обочины и организуют дополнительную полосу движения.
Во всех случаях необходима разработка специальных схем организации движения, расстановки знаков, ограждения и освещения участков производства работ в соответствии с требованиями действующих правил [3,5).
2.2. Способы уширения насыпей и выемок
При реконструкции автомобильных дорог на многих участках устраивают новое земляное полотно, процесс возведения которого ничем не отличается от строительства дороги и в данном пособии не рассматривается. Такие работы выполняют на участках спрямления трассы, значительного увеличения радиусов кривых в плане, на участках обходов населенных пунктов, обходов оползней, осыпей и тд.
Гораздо чаще в процессе реконструкции выполняют работы по уширению земляного полотна, для строительства дополнительных полос проезжей части, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей или просто для доведения ширины земляного полотна до норм категории, установленной для данной дороги.
Опыт показывает, что добиться устойчивой многолетней совместной работы старого и нового (уширенного) земляного полотна очень
трудно. Во многих случаях наблюдаются деформации нового земляного полотна в местах соединения со старым. Поэтому везде, где это возможно, следует избегать уширения земляного полотна.
При реконструкции автомобильных дорог обычно стремятся полностью использовать здоровое земляное полотно. Под здоровым земполотном понимают отсутствие в нем висячих горизонтов воды (верховодка) вследствие неблагоприятного взаиморасположения фильтрующих и малопроницаемых грунтов, склонных к морозному пучению.
Уширение земляного полотна может быть односторонним или двухсторонним (рис2).
Двухстороннее, или симметричное, уширение — это уширение, при котором ось существующей дороги остается без изменения и совмещается с осью уширенной дороги. При этом уширение происходит путем досыпки насыпи или срезки откосов выемки с двух сторон. Такое .уширение может быть целесообразным при высоте насыпей и глубине выемок до 2-З м.
Преимущество этого варианта состоит в том, что дорожная одежда после ее уширения располагается на прочном, хорошо сформировавшемся Земляном полотне, что обеспечивает возможность создания прочной и долговечной дорожной одежды.
Недостатки такого варианта уширения состоят в том, что необходимо с двух сторон снимать и устанавливать инженерное оборудование и обустройство, переносить и перекладывать воздушные, наземные и подземные коммуникации, удлинять трубы и уширять мосты, переустраивать систему водоотвода и дренажа и тд. Насыпи высотой до 2 м чаще всех уширяют по двухсторонней схеме.
Рис. 1. Схема объезда участка реконструкции дороги:
1 — реконструируемая выемка; 2 — насыпь; 3 — объездная дорога;
4 — временный низководный мост
Рис. 2. Схемы уширения земляного полотна:
а,б) — двухстороннее и одностороннее в насыпях; в,г) — двухстороннее и одностороннее в выемке
Одностороннее, или несимметричное — это уширение, при котором ось реконструируемой дороги смещена в сторону от оси старой дороги, а уширение происходит путем досыпки насыпи или срезки откоса
выемки с одной стороны.
Преимущество этого варианта состоит в том, что все работы по уширению земляного полотна сосредоточены с одной стороны, благо-
даря чему создаются лучшие условия для работы дорожных машин и сами работы по возведению земляного полотна могут быть выполнены более качественно. Сокращаются объемы работ по снятию и установке инженерного оборудования, обустройству, переносу и переустройству коммуникаций, системы водоотвода, дренажа и тд.
Главный недостаток одностороннего уширения состоит в том, что часть ширины новой дорожной одежды располагается на старом земляном полотне, а часть на свежеуложенном грунте, которому трудно придать такую же степень уплотнения и устойчивость, как у старого земляного полотна.
В результате создается неравнопрочная дорожная конструкция (земляное полотно плюс дорожная одежда) и возникают продольные
трещины в дорожной одежде по стыку старого и нового земляного полотна. Опыт реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги показывает, что даже при устройстве различных прокладок и
усилений по зоне стыка полностью избежать образования продольных трещин не удается.
Кроме того, при одностороннем уширении проезжей части увеличивается потребность в материалах для устройства покрытия из-за необходимости укладки дополнительного слоя покрытия, чтобы переместить ось проезжей части и обеспечить равный поперечный уклон покрытия на обеих полосах движения.
При уширении земляного полотна, чтобы избежать переувлажнения фунта перед началом основных работ, после снятия растительного слоя необходимо обеспечить поверхностный водоотвод на период реконструкции дороги. для этого производят планировку поверхности и нарезку временных канав автогрейдером с отводом воды в пониженные места.
Существуют определенные различия в технологии работ по уширению насыпей и выемок (рис.3).
Рис. 3 . Последовательность работ при уширении земполотна.
Рис.4. Схема симметричного уширения выемок с отводом поверхностной воды:
а — кюветом трапецеидального сечения; б — лотком треугольного сечения; 1 — тщательно уплотненный грунт; 2 — срезанный грунт
Выемки глубиной до 2 м уширяют, как правило, бульдозером или экскаватором. После снятия растительного слоя, так же как и при уширении насыпи, выполняют работы по засыпке боковых кюветов с послойным уплотнением грунта.
Затем разрабатывают откосы выемки на заданную ширину с перемещением грунта в насыпь или в отвал или с погрузкой его в самосвалы и транспортировкой на место отсыпки.
После этого бульдозером или планировщиком выполняют планировку откосов, нарезают водоотводные лотки автогрейдером или канавокопателем, а затем при необходимости укрепляют откосы.
В мокрых выемках глубже б м уширение производят экскаватором с обратной лопатой или экскаватором-драглайн. располагая их у верхней бровки выемки.
В последнее время вместо боковых канав в выемках глубиной свыше 1-2 м рекомендуется устраивать укрепленные лотки треугольного или округлого сечения (рис.4), предназначенные только для отвода поверхностной воды.
Преимущества лотков по сравнению ё глубокими кюветами или водоотводными канавами в выемках заключаются прежде всего в повышении безопасности движения Менее размываются их откосы. В них практически не застаивается поверхностная вода, и потому они и зарастают болотной растительностью, но зарастают травой и их не нужно укреплять. Их легче прочищать механизированным способом.
Существующее мнение, что глубокие кюветы и водоотводные канавы способствуют осушению земляного полотна, является не вполне обоснованным.
При глубоких кюветах, заполненных снегом, скорость оттаивания грунта на обочинах обычно в 5-б раз меньше, чем под дорожной одеждой [18]. Значит, глубокие кюветы и водоотводные канавы не в состоянии осушить в период оттаивания земляное полотно. В районах же с равнинным характером местности чаще всего глубокие кюветы и водоотводные канавы на десятках километров заполнены водой.
Практика показала, что в канавах, особенно глубоких и тем более заросших влаголюбивым кустарником, круглый год стоит поверхностная вода. Таким образом, вместо пользы глубокие кюветы и водоотводные канавы ухудшают водно-тепловой режим земляного полотна во время его оттаивания.
Перестраивая земляное полотно, особое внимание следует уделять системе водоотвода: восстановлению или устройству новых боковых канав, в том числе и отводящих воду в сторону от полотна, в пониженные места или к водопропускным сооружениям, дренажей для перехвата, сбора, отвода и понижения уровня грунтовых вод, водоотводных лотков и водобойных колодцев и тд,
Представляет интерес опыт реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАд). построенной в 1957-1962 гг., общим протяжением 108,7 км [17]. Среднее расстояние от центра города – 17.35км. дорога имела следующие параметры: • ширина земляного полотна -24м;
• ширина полосы движения -3,5 м
• количество полос движения – 4 м
• ширина разделительной полосы — 4 м
• ширина обочин — 3 м (каждая);
• габариты мостов и путепроводов — 21 м
• ширина тротуаров на путепроводах — 1,5 м ;
• высотный габарит под путепроводами — 4,5 м.
Покрытие — цементобетон толщиной 24 см с арматурной сеткой в верхней части на песчаном подстилающем слое толщиной 35-50 см. Песчаный слой — сплошной по всей ширине земляного полотна. По краю проезжей части со стороны обочин была установлена рифленая плитка шириной 0.5 м, толщиной 6 см на цементобетонном основании толщиной 18 см. У разделительной полосы установлен бортовой камень высотой 16 см. Обочины укреплены щебнем толщиной 10 см, на подходах к мостам и путепроводам — заасфальтированы.
После реконструкции ширина земляного полотна МКАД составит 50 м, существующее земляное полотно уширяется почти на 90% протяженности симметрично до 25 м от оси с каждой стороны (рис.5). При уширении насыпи земляного полотна высотой более 1.5 производится нарезка уступов. Сооружение земляного полотна осуществляется только из песчаных грунтов выемок и песка из карьеров. Продольный профиль МКАД при реконструкции е основном не меняется, за исключением профиля дороги в местах подхода к новым большим мостам на 1968 и 76 км МКАд.
Перед началом работ по уширению земляного полотна растительный грунт на откосах слоем 15 см и под насыпью уширения слоем 20 см снимают с целью использования его в дальнейшем для укрепления откосов и рекультивации прилегающей к МКАд территории. для обеспечения устойчивости земляного полотна производится укрепление откосов растительным грунтом толщиной 0.15 м с засевом семян многолетних трав, железобетонными решетками с засыпкой щебнем, а также геоматами с засыпкой щебнем и грунтом, с засевом трав.
Рис.5. Поперечные профили уширения земляного полотна при реконструкции МКАД:
а — насыпи высотой до 2 м; б — насыпи высотой до б м;
в — выемки глубиной до 12 м; 1 — снятие растительного слоя
грунта; 2 — граница полосы отвода; 3 — засев трав;4 — существующее земляное полотно; 5 — нарезка уступов.
2.3. Исправление продольного профиля
Исправление продольного профиля при реконструкции дороги осуществляется путем увеличения высоты насыпей и глубины выемки существующей дороги.
Увеличение высоты насыпей производят на снегозаносимых участках с целью поднятия бровки земляного полотна до отметки снегонезаносимой насыпи; на пучинистых участках и участках с высоким уровнем грунтовых или стоячих поверхностных вод до отметки, превышающей капиллярное поднятие воды, и на участках смягчения продольного уклона. Существующие насыпи высотой более 3 м повышают только в исключительных случаях.
Увеличение глубины выемки обычно связано с необходимостью смягчения продольного уклона, увеличения видимости в продольном профиле на вертикальных выпуклых кривых. Иногда увеличение глубины выемки требуется по условиям строительства путепровода над существующей дорогой, для пропуска другой автомобильной или железной дороги.
При повышении высоты насыпи неизбежно происходит ее уширение по подошве и по всей высоте по сравнению с существующей дорогой за счет изменения заложения откосов (рис.6).
Как правило, у старых дорог заложение откосов насыпей небольшой высоты составляет 1:1 или 1:1.5. В то же время по СНиП 2.05.02-85 крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I- 111 категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2 м — не круче 1:3. Такие откосы достаточно укрепить травосеянием или одерновкой. На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений от 1:1 до 1:1.75 в зависимости от типа грунта насыпи с разработкой дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности движения и укреплению откосов. Аналогичные решения могут- быть приняты и для других условий при технико-экономическом обосновании.
Величина уширения на уровне отметки бровки земляного полотна существующей дороги может быть определена по формуле :
а = м2 * Н, м,. где м2 — заложение откоса насыпи после ее повышения; Н- увеличение высоты насыпи, м.
Величина уширения по подошве насыпи составит
h1 -где h1 — высота насыпи до реконструкции, м; h2 — общая высота насыпи после реконструкции, м; m1 — заложение откоса насыпи до реконструкции,
Увеличение высоты насыпи может быть без изменения положения оси дороги и с изменением (смещением) оси дороги в плане.
Выбор порядка и технологии производства работ при повышении высоты насыпей зависит от большого количества факторов: высоты старой насыпи и крутизны ее откосов, величины повышения насыпи и крутизны новых откосов, положения оси дороги до и после повышения насыпи, типа и состояния Дорожной одежды, грунтов и системы водоотвода и тд.
При увеличении высоты насыпи старую дорожную одежду, как правило, разбирают, перерабатывают и обогащают материалом, а затем используют их при строительстве Новой дорожной одежды или на других дорожных работах. Однако могут быть и другие варианты использования старой дорожной одежды. При повышении насыпи на 0.25-0.30 м, а в некоторых случаях и до 0.5 м старую дорожную одежду используют как основание, на котором устраивают новую дорожную одежду. Окончательное решение принимают после технико-. экономического сравнения вариантов, в которых учитывают затраты на снятие старой одежды, переработку и обогащение получаемых материалов, повторную укладку этих материалов в дорожную одежду и сравнивают эти затраты с расходами на строительство новой дорожной одежды.
Аналогичные расчеты производят при значительном увеличёнии высоты насыпи. Как правило, более экономичным является вариант снятия старой дорожной одежды с дальнейшим использованием ее материалов а дорожных конструкциях. Но в некоторых случаях при разборке гравийных или щебеночных покрытий материалы оказываются настолько измельченными, слабопрочными и загрязненными, что затраты на их переработку и обогащение превышают стоимость строительства новой дорожной одежды В этом слае дорожную одежду не разбивают, а засыпают грунтом (хоронят в земляном полотне).
При небольшом повышении насыпи (до 40-50 см) работы производят путем отсыпки слоя грунта на обочины после снятия растительного слоя с обочин и верхней части земляного полотна.
Работы выполняют в такой последовательности:
• снятие растительного слоя с обочин и верхней части откосов на высоту 0.5-0.6 м;
• послойная разборка и удаление материалов слоя старой одежды;
• послойная засыпка корыта грунтом и его уплотнение;
• отсыпка песчаного слоя, устройство новой дорожной одежды;
• досыпка обочин и их укрепление.
Если старая одежда остается как основание новой, то поднятие земляного полотна, по существу, сводится к досыпке грунта на обочины и его уплотнению.
При необходимости увеличить высоту насыпи более чем на 0.5 м работы ведутся снизу вверх от подошвы насыпи так же, как и при уширении земляного полотна. После снятия растительного слоя с откосов насыпи, кюветов и поверхности прилегающей полосы, где будет
размещена подошва новой насыпи, засыпают кюветы или боковые канавы с послойным уплотнением грунта.
Затем так же, как и при уширении, послойно отсыпают новые откосные части насыпи с рыхлением старого откоса или нарезкой уступов.
Если ширина отсыпаемого откоса достаточна для работы бульдозера, автогрейдера и катков, то каждый уступ нарезают шириной 0.3- 0,5. м, высотой равной высоте отсыпаемого слоя (0.25-0.35 м). Отсыпаю и уплотняют грунт. Затем нарезают второй снизу уступ и так отсыпают откосную часть до бровки старой насыпи.
Если ширина отсыпаемого откоса Меньше 1.5-2.0 м, то может быть принят один из двух вариантов:
а) увеличивают ширину уступа так, чтобы обеспечить возможность работы дорожных машин при послойной отсыпке откосной части земляного полотна;
б) увеличивают ширину вновь отсыпаемых слоев, которые после
возведения насыпи срезают, а грунт перемещают на другие участки работы.
Таким образом отсыпается новая откосная часть насыпи до уровня бровки земляного полотна существующей дороги.
дальнейшее повышение насыпи выполняется по обычной техно— логии возведения земляного полотна.
Следует отметить, что при увеличении высоты насыпей необходимо соблюдать тё же требования к грунтам, их взаиморасположению и степени уплотнения, что и при уширении земляного полотна.
Увеличение глубины существующих выемок производится значительно реже, чем увеличение высоты насыпей, что объясняется более сложными условиями осуществления таких работ.
дело в том, что изменение проектной линии в выемке влечет за собой изменение проектной линии и на подходах к ней (рис.7).
При этом можно выделить ряд характерных участков изменени$ продольного профиля:
• участок увеличения глубины выемки — 1;
• участок уменьшения глубины выемки — II
• участок где выемка заменяется насыпью — 111;
• участок увеличения высоты насыпи на подходе к выемке -IУ.
В реальных условиях некоторые из названных участков могут отсутствовать, но все равно организация работ по реконструкции выемок остается сложной. При увеличении глубины выемок неизбежны увеличение ее ширины по верху, снятие существующей дорожной одежды, перестройка системы водоотвода и дренажа (рис.8).
В ряде случаев одновременно с углублением выемки для повышения устойчивости откоса или обеспечения снегонезаносимости увеличивают заложение откосов, т.е. уполаживают их. Увеличение ширины выемки по верху с одной стороны в этом случае составит
b = m2*h2 – m1*h1
где m2 m1 -заложение откоса до и после реконструкции;
h2 h1 — глубина выемки до и после реконструкции, м.
Если крутизна откоса после реконструкции остается такой же, как и до реконструкции, увеличение ширины выемки по верху с одной стороны составит
b = m*(h2 – h1)
где m — заложение откоса.
Работы по углублению выемок начинаются, как правило, с устройства объезда, снятия растительного слоя с откосов выемки и поверхности земли на полосе уширения.
После этого производят уширение выемки до отметки бровки существующей дороги сначала с одной, а затем с другой стороны или с обеих сторон одновременно.
движение автомобилей в этот период может осуществляться по обеим полосам проезжей части без перерыва.
Рис6. Схема определения геометрических размеров земляного полотна при увеличении высоты насыпи
Рис.7. Схема расположения смежных участков изменения глубины выемки и высоты насыпи при смягчении продольного уклона:
— участок увеличения глубины выемки; II — участок уменьшения глубины выемки; III — участок, где выемка заменяется насыпью; IУ — участок увеличения высоты насыпи; 1 — линия поверхности земли; 2 — положение красной линии до реконструкции; 3 — то же после реконструкции;
2 максимальный продольный уклон до и после реконструкции
Рис8. Схема определения геометрических размеров углубляемой выемки.
При величине уширения более 2 м разработку откосов выемки можно выполнять бульдозером с продольным перемещением грунта. При меньшей величине уширения разработку откосов выемки выполняют экскаватором-драглайн или экскаватором с обратной лопатой! который устанавливается наверху откоса и разрабатывает грунт с погрузкой в транспортные средства или в отвал.
Экскаватор может быть использован и для разработки откосов при большой величине уширения и большой глубине выемки. В этом случае может быть использован экскаватор с прямой лопатой! который разрабатывает откос ярусами с погрузкой грунта в транспортные средства.
При уширении и углублении больших и глубоких выемок этот метод широко применяется. В частности, таким способом разрабатывались многие выемки при реконструкции Московс
Источник: poisk-ru.ru
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
Автомобильные дороги. Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Организации распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила выполнения земляных работ при сооружении земляного полотна с использованием средств механизации.
Стандарт является модифицированным по отношению к стандарту Национального объединения строителей СТО НОСТРОИ 2.25.23-2012.
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Механизация работ при сооружении земляного полотна
4.1 Общие положения
4.2 Грейдерные работы
4.3 Бульдозерные работы
4.4 Скреперные работы
4.5 Экскаваторные работы
4.6 Уплотнение грунтов
4.7 Уплотнение в стеснённых местах и особых случаях
4.8 Гидромеханизация земляных работ
4.9 Особенности организации работ на косогорных участках
5 Контроль качества земляных работ и правила их приемки
Приложение А (справочное). Распределение немёрзлых грунтов по группам в зависимости от трудности их разработки механизированным способом
Приложение Б (справочное). Выбор типоразмеров машин для выполнения земляных работ
Приложение В (рекомендуемое). Методика пробного уплотнения грунтов
Приложение Г (пример). Технологическая карта 1. Возведение насыпи с разработкой грунта экскаваторами и транспортировкой автомобилями-самосвалами
Приложение Д (пример). Технологическая карта 2. Устройство земляного полотна автомобильной дороги в выемке
01.01.2021 |
01.09.2013 |
01.01.2021 |
Организации:
Разработан | ОАО СоюздорНИИ |
Разработан | ООО МАДИ-плюс |
Утвержден | НП СРО ССК УрСиб |
Roads. Construction of the road subgrade. Part 1. The mechanization of earthworks for the construction of road subgrade
- СНиП 3.01.01-85*Организация строительного производства
- СНиП 2.05.02-85*Автомобильные дороги
- СНиП 3.06.03-85Автомобильные дороги
- ГОСТ 5180-84Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик. Заменен на ГОСТ 5180-2015.
- ГОСТ 25100-95Грунты. Классификация. Заменен на ГОСТ 25100-2011.
- СНиП 12-03-2001Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
- СНиП 12-04-2002Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство
- Федеральный закон 184-ФЗО техническом регулировании
- ГОСТ 22733-2002Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности. Заменен на ГОСТ 22733-2016.
- СНиП 12-01-2004Организация строительства
- Технический регламентТехнический регламент о безопасности зданий и сооружений
- СП 48.13330.2011Организация строительства
- СТО НОСТРОЙ 1.0-2010Система стандартизации Национального объединения строителей. Основные положения
- ГОСТ 20522-2012Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний
- СТО НОСТРОЙ 2.25.23-2011Автомобильные дороги. Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог
- Показать все
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Страница 1
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ УРАЛА И СИБИРИ»
Автомобильные дороги
СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Часть I. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных
дорог
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23- 2012
Страница 2
1 ПОДГОТОВЛЕН и ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ
Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири»
Решением общего собрания НП СРО «ССК
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
УрСиб» (дата и номер протокола)
Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к стандарту Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.25.23-2012. Модификация осуществляется путем внесения уточняющих пунктов в положения стандарта и оформлена методом выделения вновь вводимого текста- жирный стиль оформления
Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных Некоммерческим партнерством «Соморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири»
Страница 3
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23*2012
Содержание
1 Область применения. 6
2 Нормативные ссылки. 7
3 Термины и определения. 8
4 Механизация работ при сооружении земляного полотна. 12
4.1 Общие положения. 12
4.2 Грейдерн ые работы. 15
4.3 Бульдозерные работы. 16
4.4 Скреперные работы. 20
4.5 Экскаваторные работы. 24
4.6 Уплотнение грунтов. 28
4.7 Уплотнение в стесненных местах и особых случаях. 35
4.8 Гидромеханизация земляных работ. 39
4.9 Особенности организации работ на косогорных участках. 45
5 Контроль качества земляных работ и правила их приемки. 46
Приложение А (справочное). Распределение немерзлых грунтов по группам в зависимости от трудности их
разработки механизированным способом. 53
Приложение Б (справочное). Выбор типоразмеров машин для выполнения
земляных работ. 59
Приложение В (рекомендуемое). Методика пробного уплотнения
Приложение Г (пример). Технологическая карта № 1.
Возведение насыпи с разработкой грунта экскаваторами и
транспортировкой автомобилями-самосвалами. 73
Приложение Д (пример). Технологическая карта № 2. Устройство земляного полотна автомобильной дороги в выемке. 87
Страница 4
СТО 030 НОСТРОИ 2.25.23-2012
Библиография
Страница 5
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
Введение
Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей на 2010 — 2012 годы, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 года.
Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.
Коран Р.А. к.т.н., руководитель разработки, ОАО «СоюздорНИИ»;
1 опии О.Б. инженер, ОАО «С ‘оюздорНИИ»;
Басурманова И.И. инженер, ОАО «С ‘оюздорНИИ»
СТАНДАРТ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
Страница 6
«САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ УРАЛА И СИБИРИ»
Автомобильные дороги СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Часть 1. Механизация земляных работ при сооружении земляного полотна автомобильных дорог
Construction of the road subgrade Part 1. The mechanization of earthworks for the construction of road subgrade
1 Область применении
1.1 Настоящий стандарт организации распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила выполнения земляных работ при сооружении земляного полотна с использованием средств механизации.
1.2. Теист, выделенный курсивом, носит рекомендательный характер.
1.3. Текст, выделенный жирным шрифтом, является модифицированным по отношению к тексту стандарта Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.25.23 — 2011.
2 Нормативные ссылки
Страница 7
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик (взамен ГОСТ 5180-75, ГОСТ 5181-78, ГОСТ 5182-78, ГОСТ 5183-77).
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.
СНиП 2.05.02.85* Автомобильные дороги.
СНиП 3.06.03-85* Автомобильные дороги.
СНиП 12.01-2004 (СП 48.13330-2011) Организация строительства.
СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах Национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на I января текущего года. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
Страница 8
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответству ющи м и он редел ен и я м и:
3.1.1 влажность грунта оптимальная: Влажность грунта, при которой его уплотнение определенными уплотняющими средствами обеспечивает максимальную плотность.
3.1.2 выемка: Земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.
3.1.3 высота насыпи: Расстояние по вертикали от естественного уровня земли до низа дорожной одежды, определяемое по оси земляного полотна.
3.1.4 высота откоса: Расстояние по вертикали от верхней бровки откоса до нижней бровки.
3.1.5 грунт растительный: Верхний слой почвы, который пригоден для озеленения.
3.1.6 грунтовые воды: Подземная вода первого от поверхности водоносного горизонта, расположенного над первым от поверхности земли водонепроницаемым слоем;
3.1.7. гидромеханизация: непрерывный технологический комплекс механизированных процессов и технических приемов земляных работ, связанных с разработкой грунтов, их транспортированием и укладкой в тело сооружений, в штабеля или в отвал гидравлическими методами
3.1.7 дорожная конструкция: Комплекс, состоящий из дорожной одежды и земляного полотна (включая основание насыпей и выемок).
3.1.8 дорожная одежда: конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий
ее на земляное полотно.
Страница 9
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
3.1.9 дренаж: Конструкция, устраиваемая для перехвата грунтовых вод или понижения их уровня (УГВ).
3.1.12 земляное полотно: конструктивный элемент, служащий
основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
3.1.13 карта технологическая: Документ, устанавливающий для массовых, часто повторяющихся строительных или ремонтных процессов и операций рациональную организацию и технологию производства работ с применением современных, наиболее эффективных средств механизации выполнения отдельных видов работ, последовательность которых указывают в технологических схемах. Является составной часть проекта производства работ (ППР).
3.1.15 коэффициент уплотнения: Отношение фактической плотности скелета материала в конструкции к наибольшей плотности скелета материала, определяемой при стандартном уплотнении.
3.1.16 насыпь: Инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли (подстилающего грунта).
3.1.17 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
3.1.19 основание насыпи: Подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.
3.1.20 отсыпка грунта: Устройство насыпных слоев грунта
землеройно-транспортными или транспортными (самосвальными)
Страница 10
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
3.1.21 откос: Боковая наклонная поверхность, ограничивающая искусственное земляное сооружение (земляное полотно, дамбу и др.) или склоны естественного рельефа.
3.1.24 поверхность земляного полотна: Поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.
3.1.29 работы подготовительные: Работы, выполняемые в
соответствии с проектом организации работ до начала сооружения земляного полотна. К ним относят: восстановление и закрепление трассы, расчистку полосы отвода, разбивку элементов земляного полотна, водоотводные и осушительные работы и подготовку основания насыпи, постройку временных дорог и временных сооружений, линий связи и электроосвещения, энерго-, водо-, паро- и газоснабжения.
3.1.30 резерв: Территория, отводимая для разработки грунта
неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги. Резерв обычно закладывают вблизи строящейся дороги непосредственно у основания насыпи с одной или двух её сторон, а в случае невозможности — вдали от дороги на отведённом по проекту участке сосредоточенного грунтового карьера.
3.1.31 строительство земляною полотна (сооружение земляного полотна): комплекс земляных работ, подчиненный общей организации строительства автомобильной дороги и выполняемый специализированными подразделениями землеройно-транспортных машин вслед за строительством малых мостов и труб.
3.2.1 влажность: Отношение количества воды (по массе или объёму), содержащейся в грунте, к массе (объёму) абсолютно сухого грунта, выраженное в долях (процентах).
Страница 11
CTO 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
3.2.2 влажность грунта относительная: Отношение влажности грунта к влажности на границе текучести, выраженное в процентах.
3.2.3 гидромеханизация: Механизированный способ производства земляных работ путем их разработки, перемещения в отвал (гидротранспортирование) или укладка грунта в тело земляного полотна с использованием энергии струи и потока воды с частичным отводом воды.
3.2.4 карьер грунтовый: Производственное предприятие
строительства временного типа для разработки грунта, его погрузки и доставки к месту укладки, а также для механизированного приготовления в установке смеси грунтов с вяжущим материалом, их выдачи в транспортные средства и доставки к месту укладки в слои дорожной одежды.
3.2.5 машины землеройные: Дорожные машины, предназначенные для производства всех видов работ при строительстве автомобильных дорог (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры и др).
3.2.6 машины уплотняющие: Машины для уплотнения
конструктивных слоев земляного полотна. Различают: виброуплотняющие, трамбующие, укатывающие машины.
3.2.7 механизация возведения земляною полотна: Комплекс
технологических процессов на основе применения отрядов машин для сооружения земляного полотна, рационально подобранных, с учетом типов машин и транспортных средств и объемов работ.
3.2.8 плотность грунта: Отношение массы грунта, включая массу воды в его порах, к занимаемому этим грунтом объёму.
3.2.9 разработка грунта в боковых резервах с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта, разрабатываемого в боковых резервах и перемещаемых в насыпь.
3.2.10 разработка грунта в выемках с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта.
Страница 12
разрабатываемого в выемках землеройно-транспортными машинами с продольным перемещением в насыпь.
3.2.11 разработка грунта в карьерах с перемещением в насыпь: Технологический процесс сооружения насыпи земляного полотна из грунта, разрабатываемого в карьере с транспортировкой в насыпь.
3.2.12 технологический процесс сооружения земляного полотна: Способы, приемы и последовательность выполнения видов работ определенным типом машин и их типоразмером с рациональными режимами.
3.2.13 типоразмер машин: Значение главного параметра машины (или интервал значений), определяющего ее техническую характеристику, по которой из выпускаемой номенклатуры машин данного типа устанавливают рациональную область се применения.
4 Механизация работ при сооружении земляного полотна
4.1 Общие положения
4.1.1 При производстве земляных работ должны применяться способы и средства механизации, обеспечивающие выполнение заданных объемов работ в установленные сроки с требуемым качеством.
4.1.2 Механизация должна быть комплексной и охватывать все процессы и виды работ, связанные с устройством земляных сооружений или их отдельных конструктивов.
На вспомогательных операциях в целях сокращения ручного труда необходимо широко применять различное сменное оборудование к основным машинам и средства малой механизации. Особенно это касается уплотняющих средств (трамбовки, виброплощадки, виброплиты, катки с малой базой).
Страница 13
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
4.1.3 При выборе средств механизации и схем работ следует учитывать физико-механические свойства грунтов с точки зрения их пригодности для сооружения земляного полотна (приложение А).
4.1.4 При разработке вариантов механизации отряды машин составляют таким образом, чтобы обеспечить их максимальную загрузку на всех технологических процессах сооружения земляного полотна. Рекомендуется предусматривать двух- и трехсменную работу средств механизации.
4.1.5 При строительстве земляного полотна организацию работы по захваткам осуществляют с учетом темпов работы, мощности и вида применяемой техники, а также сезона и погодных условий.
Выбор типоразмеров машин для выполнения земляных работ следует осуществлять в соответствии с приложением Б.
4.1.6 Сооружение земляного полотна из грунта боковых резервов, в предусмотренных проектом случаях, выполняется с применением автогрейдеров, бульдозеров, скреперов. Для устройства глубоких резервов, работы на косогорах рационально применение экскаваторов с автовозкой.
4.1.7 Разработка выемок землеройно-транспортными машинами с продольным перемещением грунта в насыпь в едином технологическом процессе рекомендуется во всех случаях, когда грунт из выемки пригоден для отсыпки насыпи. В случае отрицательного грунтового баланса и неблагоприятных грунтов следует отдавать предпочтение более длинным захваткам при укладке грунта из выемки с последующей досыпкой другими грунтами из сосредоточенных резервов и карьеров.
4.1.8 Разработку грунта в карьерах с транспортировкой в насыпь следует выполнять во всех случаях, предусмотренных проектом.
4.1.9 Минимальные требовании к* рабочим, необходимым для выполнении работ по устройству землиного полотна автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек приведены в таблице 0.1.
Страница 14
.VIа ш и и ист бул ьдозера
Маши и и с г са моход но го катка с гладкими вальцами
Машинист жскаватора одноковшового
Машинист катка самоходного и иолуирицеиного на пневматических шинах
Лаборант по физико-механическим испытаниям
* Профессии 1,2,3,4,6,8 полна д шрны органам Гостехнадзора. Для права работы на данных машинах, кроме документа о присвоении рабочей профессии, необходимо наличие удостоверения тракторнста-машиннста с особой отметкой о профессии н соответствующей категорией.
Все указанные работники должны иметь:
документ о присвоении соответствующей рабочей профессии;
Страница 15
СТО 030 НОСТРОЙ 2.25.23-2012
— документ, подтверждающий присвоение соответствующего разряда;
— удостоверение тракториста-машнннста с особой отметкой о профессии н соответствующей категории.
Не реже одного раза в пять лет профессиональные рабочие должны пройти курсы повышения квалификации по виду выполняемой профессиональной деятельности.
4.2 Грейдерные работы
4.2.1 Автогрейдеры применяют:
— для разработки и перемещения грунта при возведении насыпи высотой до 0,8 м из боковых односторонних и двухсторонних резервов;
— на вспомогательных работах в комплексе с другими землеройными машинами:
о на послойном разравнивании грунтов в насыпях; о при планировке откосов, обочин, резервов с приданием им поперечных и продольных уклонов; о при содержании временных грунтовых дорог, въездов, съездов; о для устройства водоотводных канав.
Для выполнения перечисленных работ используют автогрейдеры тяжелого и среднего типа, снабженные в необходимых случаях откосниками и удлинителями отвалов.
Разработка грунта автогрейдерами при перемещении из резерва в насыпь может быть рекомендована для дорог низших категории.
4.2.2 Вырезание грунта грейдером в резерве и поперечное перемещение его в насыпь осуществляют круговыми проходами машины. Для сокращения потерь времени на развороты машины в концах рабочей захватки ее длина должна быть не менее 400-500 м.
Страница 16
Работы рекомендуется вести двумя захватками: на одной вырезать грунт из резерва и перемещать его в насыпь, на другой планировать и уплотнять ранее отсыпанный еюи грунта.
4.3 Бульдозерные работы
4.3.1 Бульдозеры наиболее эффективно применять при возведении насыпей высотой от 1 до 2 м из грунта боковых резервов. Они позволяют механизировать практически весь комплекс работ, за исключением уплотнения и окончательной планировки поверхности земляного полотна, включая откосы и выработанных боковых резервов, которые обычно выполняются автогрейдером.
4.3.2 Разработка резерва ведется поперечными проходами бульдозера с максимально-возможным для устойчивой работы машины заглублением отвала, начиная от дальней бровки. При этом между образуемыми траншеями зарезания целесообразно оставлять перемычки шириной около 1 м, убираемые последующими проходами. Собранный отвалом объем грунта перемещают в насыпь при двусторонних резервах до оси дороги. Обратным ходом выполняется грубое выравнивание слоев насыпи. Отсыпка слоя завершается по достижении требуемой толщины по условию уплотняемости.
Контроль толщины и ровности слоя ведется инструментально в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03. Следующий слой укладывается после полного уплотнения предыдущего.
Сечение бокового резерва должно быть сбалансировано с сечением насыпи с учетом возможных различий бытовой и требуемой плотности.
4.3.3 После выработки проектного сечения резерва все поверхности должны быть незамедлительно спланированы с приданием предусмотренных проектом уклонов для стока дождевых и талых вод. Рекультивация боковых
Страница 17
СТО 030 ПОСТРОЙ 2.25.23-2012
резервов выполняется сразу после окончания сооружения земляного полотна на данном участке (или задела).
4.3.4 Разработку бульдозером неглубоких выемок с продольным перемещением грунта в насыпь (или в отвал) следует осуществлять при расстоянии перемещения до 100 м. Разработку выемки начинают с ближнего к насыпи конца с перемещением грунта в дальний конец насыпи. Разработку ведут послойно на глубину рационального зарезания отвала (рисунок 1).
1 — ярусы; 2 — слон отсыпанной насыпи; 3 — траншен яруса; 4 — стенки Рисунок I — Ярусно-траншейная схема разработки грунта
Зарезание в месте разработки следует производить с учётом группы грунтов по трудности их разработки (приложение А) способом, обеспечивающим более полное и производительное использование мощности двигателя трактора бульдозера без перегрузок (рисунок 2 и приложение Д).
а — прямоугольная; б — клиновая» в — гребенчатая Рисунок 2 — Схемы зарезания грунта бульдозером
Страница 18
CTO 030 НОСТРОЙ 2.2S.23-2012
4.3.5 Для уменьшения потерь грунта при перемещении разработку выемки или резерва ведут отдельными проходами с образованием «траншей» и сохранением между ними гребней шириной около 1 м. Гребни между траншеями срезают, начиная с дальнего от насыпи участка, движением бульдозера под углом с перемещением грунта по ранее выработанной траншее (рисунок 3).
1-7 — траншеи первого яруса; 8 — стенка, 9 — полка откоса (срезается при доработке откоса); Б -участок выемки; В — участок насыпи Стрелками показано направление перемещения грунта Рисунок 3 — Последовательность разработки промежуточных стенок при разработке первого яруса выемки После окончания разработки и перемещения грунта одного слоя выемки
в таком же порядке разрабатывают и перемещают грунт нижележащих слоев. При разработке нижнего слоя выемки сохраняют стенки крайних боковых
траншей с целью перемещения по ним грунта, срезаемого с полок на откосах выемки (рисунок 4).
Страница 19
1-3 — ярусы; 4 — крайняя стенка (стенки разрабатывают одновременно с разработкой полок откоса); 5 — траншея; 6 — полки; а — ширина захвата при проходе бульдозером Рисунок 4 — Последовательность разработки стенок при разработке нижнего яруса выемки и полок откосов выемки
4.3.6 В целях снижения потерь грунта при его перемещении по насыпи следует применять бульдозеры с открылками на отвале или с отвалами совкового типа.
Дня повышения производительности бульдозеров тяжёлые и сухие глинистые грунты в резервах следует предварительно разрыхлять рыхлителем.
При больших объёмах работ целесообразна спаренная работа бульдозеров, при которой вырезание грунта и его перемещение по двум смежным траншеям в выемке производится одновременно двумя бульдозерами. После окончания операции резания бульдозеры должны сблизиться так, чтобы расстояние между отвалами составляло от 15 до 20 см, и в таком положении они на одной скорости должны производить дальнейшее перемещение грунта общим валом к месту его укладки.
4.3.7 При дальности перемещения грунта бульдозером с отвалом без боковых открылков на расстояние более 25 м резко возрастают потери грунта в пути. И таких случаях рекомендуется последовательное перемещение грунта с образованием промежуточных накопительных валов.
Страница 20
СТО 030 НОСТРОЙ 2.2S.23-2012
в которых бульдозер может осуществить полный набор грунта для дальнейшего перемещения.
Отсыпку каждого сдоя в насыпи следует начинать с крайних боковых полос с последующим приближением полос отсыпки к оси дороги. При этом толщина слоя отсыпки должна соответствовать заданной толщине технологического слоя с запасом на уплотнение от 10 до 20 %. Отсыпанный слой следует планировать автогрейдером или отдельным бульдозером с уширенным отвалом. К концу смены должен быть, как правило, полностью отсыпан, выровнен и уплотнен слой грунта по всему поперечному сечению земляного полотна и по всей длине установленной захватки, что обеспечивает сток воды в случае выпадения атмосферных осадков.
4.4 Скреперные работы
4.4.1 Скреперы применяют при выполнении следующих видов земляных работ:
— разработка грунта в выемке с перемещением его в насыпь;
— разработка грунта в резервах и карьерах с перемещением его в насыпь.
4.4.2 Скреперы рекомендуется применять при возведении из боковых резервов насыпей высотой до 2,5-3 м. При этом рационально нижние слои на высоту от I до /,5 м возводить бульдозерами.
4.4.3 Скреперы рекомендуется применять при следующей дальности перемещения грунта: для прицепных скреперов до 300 м, для самоходных скреперов до 3000-4000 м.
Типы применяемых скреперов должны соответствовать заданным темпам и объемам земляных работ.
Источник: standartgost.ru
Землеройная техника: виды и сферы применения
Землеройная техника – это линейка спецмашин, без которых не обойтись при осуществлении следующих видов работ:
- Возведение зданий и сооружений;
- Строительство автодорог;
- Устройство коммуникаций и инженерных сетей;
- Разработка грунта;
- Добыча полезных ископаемых и многое другое.
Данная спецтехника выпускается как отечественными, так и зарубежными производителями. К качеству ее изготовления предъявляются особые требования, поскольку от надежности землеройной техники напрямую зависит скорость и качество выполняемых работ.
Высококачественная землеройная техника способна быстро и результативно выполнять операции по разработке абсолютно любых грунтов, включая заболоченные и мерзлые почвы. Эти машины активно применяются при разработке полезных ископаемых, поскольку легко справляется как с тяжелыми грунтами, так и с горными породами. Кроме этого, без землеройных машин не обходится ни одна стройплощадка – ее применяют для устройства котлованов, траншей и пр.
Механическая выемка грунта — это вспомогательный процесс при прокладке траншей, рытье котлованов, канав, и других строительных мероприятий.
Землеройная техника: основные виды
Классификация машин для земляных работ осуществляется по таким параметрам:
- назначение;
- тип привода;
- количество двигателей;
- мощность;
- разновидность ходовой части;
- климатическое исполнение.
Землеройная техника представлена в широком ассортименте. К основным и наиболее востребованным необходимо отнести:
- грейферы;
- драглайны;
- одноковшовые экскаваторы.
К вводным машинам принадлежат выкорчеватели, разрыхлители на основе гусеничных и колёсных модификаций тракторов, кусторезы и спецтехника для упрочнения и водопонижения.
Чтобы разрезка грунта, погрузка и его перемещение выполнялось при помощи одной единицы техники, рационально использовать землеройно-транспортные машины. Они комплектуются всем необходимым для обеспечения максимальной функциональности. Могут состоять из состоят из скреперов, автогрейдеров и бульдозеров, в том числе техники с добавочным перевозочным инструментом.
Для бестраншейной прокладки трубопровода и для монтажа столбов линий связи применяются сваезабивные механизмы. Все представленные машины для земляных работ выполняют и другие функции.
Машины для разработки грунта могут быть вибрационными, ударными, статическими и комбинированными. Гидромониторы и земляные снаряды входят в число средств гидромеханизации.
Вот основные виды землеройной техники.
Грейдеры
Применяются при строительстве автомобильных дорог. Предназначаются для работы практически с любыми грунтами, что делает их универсальными и достаточно популярными среди потребителей.
Современные грейдеры способны заменить сразу несколько видов спецмашин, таких как бульдозер, снегоуборочная техника, экскаватор.
Экскаваторы
Выпускаются модели на колесном и гусеничном ходу. Бывают как одно-, так и многоковшовыми. Рабочее оборудование устанавливаются на платформы (полноповоротные либо неполноповоротные). Данная техника нужна там, где существует необходимость в спецмашинах, обладающих отличной маневренностью и достаточной скоростью передвижения. Также экскаваторы нашли широкое применение при разработке скальных пород.
Бульдозеры
Незаменимы при проведении строительных работ в сложных условиях, а также при необходимости транспортировки стройматериалов и грунта на большие расстояния и так далее.
Бульдозеры бывают колесными и гусеничными, могут комплектоваться рабочим элементом – отвалом и прочими видами дополнительного навесного оборудования, благодаря чему эту единицу техники можно использовать для осуществления самых разнообразных работ
Скреперная техника
Предназначается для послойной разработки и последующей отсыпки, а также транспортировки грунта. На такие машины можно устанавливать дополнительное рабочее оборудование, например, элеватор скребковый.
Траншейный экскаватор
Траншейный экскаватор позволяет:
- создавать систематизированные канализации и теплофикации;
- обустраивать рвы под фундаментные основания ленточного типа для различных построек;
- прокладывать кабели для телефонной связи и подачи электричества;
- оконтуривать котлованные соединения.
Траншейные экскаваторы — это непрерывно функционирующие самодвижущиеся машины, снабженные многоковшовыми приборами или скребковыми механизмами.
Грунтоуплотняющие машины
Грунтоуплотняющие машины — это группа из трамбовочных и вибротрамбовочных машин, в которую входят виброкатки и виброплиты.
Со временем земля меняет плотность, провоцируя осадку строения. После отсыпки грунт уплотняют укаткой, трамбованием, вибрацией и виброукаткой. Обычно эти способы применяются в комплексе. Частички грунта смешиваются и кучно укладываются благодаря вытеснению воды и газов.
Представленное оборудование востребовано при заполнении пазух фундаментов, возведении тротуаров, обустройстве внутриквартальных подъездов и других работ.
Купить землеройную технику любой сложности от отечественных и зарубежных производителей можно в нашей компании. Дилерский центр «Гангут» предлагает лучшие цены на спецтехнику в Крыму! Доставка продукции осуществляется силами компании в кратчайшие сроки.
Источник: gngteh.ru