Споры вокруг Великого Княжества Литовского не утихают по сей день. Какая столица древнего государства настоящая? Кем по национальности были Гедимин и Альгерд? Как правильно определить государственный строй ВКЛ и где можно увидеть следы его присутствия? Об этом и многом другом читайте ниже.
Что такое ВКЛ?
Полное название ВКЛ — Великое Княжество Литовское, Русское и Жамойтское. В него входили территории современных Беларуси и Литвы, частично Украины, России и Латвии.
ВКЛ просуществовало с 1235 по 1569 год как самостоятельное государство, а с 1569 по 1795 год — в унии с Польшей. Во времена расцвета ВКЛ его территории простирались от берегов Балтийского моря до берегов Чёрного. Княжество было одним из самых больших государств в Европе. Его существование легло в основу генезиса беларусского и литовского народов.
Новогрудок: начало Великого Княжества Литовского
Возникло ВКЛ именно на белорусских землях. Согласно летописям, новогрудская знать пригласила литовского князя Миндовга на княжение. Так начинается история Великого Княжества Литовского, государства, которому суждено было стать одним из лидеров в регионе и занять большую территорию в Центральной и Восточной Европе.
Рабочие машины летят спасать! Развивающие мультики про машинки-помощники Брудер
От Минска до Новогрудка — около 150 километров. Два часа на автомобиле по трассе М1, чуть больше — на автобусе и маршрутке, и вот вы в первой столице ВКЛ.
Новогрудок — город небольшой. Он был сильно разрушен во время Второй мировой войны, поэтому сейчас в его облике мало что напоминает о богатой истории. Советская застройка прерывается домиками начала XX века в самом центре, а ближе к окраине (примерно 20 минут пешком от главной площади) многоэтажки сменяются деревенскими хатами.
Ваш ориентир — площадь Ленина. От неё удобно добираться до всех основных достопримечательностей. Начните путешествие с историко-краеведческого музея. Он находится в пяти минутах ходьбы от площади Ленина. Там вам расскажут об истории города, известных людях, с которыми была связана его история.
Новогрудский музей стоит посетить, чтобы лучше понять важность других исторических мест. Адрес музея — г. Новогрудок, ул. Гродненская 1.
После экскурсии по музею отправляйтесь посмотреть на один из самых важных памятников истории ВКЛ — Новогрудский замок. На пути из музея до замка прогуляйтесь по скверу возле дома-музея Адама Мицкевича.
К сожалению, сегодня от Новогрудского замка, некогда могучего и богатого, остались только руины. Замок не пощадило время и войны, которые проходили по территории Новогрудка. Некоторые его стены были разрушены до фундамента во время войны между Речью Посполитой и Московским царством в XVII веке. Во время Северной войны шведы окончательно разрушили укрепления. В 1802 году гродненский губернатор приказал разобрать остатки замка, чтобы вымостить его кирпичами улицы города.
Однако в 20-е годы XX века польские археологи законсервировали руины замка. Затем его восстановлением занимались советские археологи. Сегодня на территории замка ежегодно проводятся рыцарские турниры.
Часть 9. Великое княжество Литовское/Кирилл Назаренко и Егор Яковлев
К горе Миндовга ваш путь лежит через Фарный костел. Он считается одним из самых красивых в Беларуси. Полюбовавшись на Фарный костел, идите по улице 1 мая, заверните направо и увидите гору Миндовга. Узнать её можно благодаря памятному знаку и скульптуре, изображающей Миндовга. Согласно одной версии в этом холме в центре Новогрудка был похоронен Миндовг.
Согласно другой версии на горе, возможно, происходила его коронация. Популярность гора Миндовга обрела благодаря уроженцу Новогрудка Адаму Мицкевичу.
Новогрудок — город для холмистый, поэтому если вы утомитесь от долгих прогулок по его улицам, рекомендуем поесть в местных кафешках. Один из лучших ресторанов Новогрудка — «Валерия». Он находится сразу возле вокзала и отличается высоким уровнем сервиса. Правда, цены там тоже самые высокие в городе. Более дешёвый вариант, он же более «советский», — кафе «Свитязь».
Молодёжи должно понравиться кафе, которое так и называется — «Молодёжное». А в центре города найдете кафе «Легенда» и бар «Рим».
Лучшим отелем Новогрудка считается отель «Крокус», который находится в считанных минутах ходьбы от городского парка. Кроме комфортабельных номеров посетители хвалят вкусные завтраки. Более дешёвый вариант — гостиница на базе Спортивно-биатлонного комплекса «Селец» находится в тихой лесной зоне в пригороде Новогрудка. К услугам гостей предоставляются многоместные, двухместные, полулюкс и люкс номера с телевидением.
Ссылка на сайт «Туризм и отдых на Новогрудчине».
Крево: древний замок и уния
Сегодня Крево — это небольшое местечко в Гродненской области, где живет чуть больше 700 человек. Тем не менее в Средние века в Крево происходили события, которые изменили ход европейской истории.
Небольшой экскурс в историю. После смерти Альгерда, который правил вместе со своим братом Кейстутом, в 1377 году в Великом Княжестве Литовском началась династическая война между сыновьями Альгерда и Кейстута: Витовтом и Ягайло. Эпицентром этой борьбы стал Кревский замок. Здесь в 1382 году в ходе междоусобной борьбы один из претендентов на престол Ягайло задушил своего дядю Кейстута.
Витовту же удалось бежать из замка. Как гласит легенда, он обменялся одеждой со своей женой и таким образом смог спастись. Ягайло же стал королем польским, женившись на тамошней принцессе. В итоге он подписал в 1385 году унию, которая положила начало долгому процессу объединения Великого Княжества Литовского и Польского королевства.
Сегодня напоминанием тех событий служит Кревский замок. Находится он в самом центре. Правда, сегодня от него остались одни лишь руины. Главным образом он был разрушен во время Первой мировой войны — через Крево более трёх лет проходила линия фронта, и замок не выдержал боев.
Если ехать по трассе М7 из Минска (в сторону Вильнюса), то, немного завернув направо, вы сами увидите замок. Он горделиво стоит чуть поодаль от главной дороги, в окружении трёх домов. Около него кажется, будто время остановилось: просёлочная дорога, деревенские хаты вокруг, изредка проезжают местные жители на телегах.
Кревский замок впечатляет, даже будучи комплексом руин. Мощь 700-летнего здания заряжает атмосферу и воздух вокруг. Из-за того, что вокруг замка стоят лес, кажется, что он еще строится. Но, к сожалению, сил активистов и волонтёров, которые изо всех сил стараются восстановить Кревский замок, не хватает.
Инфраструктура Крево не слишком сильно развита. Единственное кафе — «Уют» (находится буквально через дорогу от замка) своим интерьером напоминает советские времена. Однако ближайшая альтернатива находится в 20 километрах, в Сморгони.
Самый простой способ доехать до Крево — на машине по трассе М6/Е28. Оптимальный вариант — добраться из Минска на одной из маршруток, которые проходят через Крево (например, Минск – Сморгонь).
Кревский замок
Мирский замок
Как уже упоминалось выше, ВКЛ было вынуждено много воевать. Поэтому княжество было покрыто сетью крепостей. Одна из визитных карточек Беларуси — Мирский замок,
Это одна из самых известных достопримечательностей Беларуси. Он был возведен в 1395 году и стал первым «частным» замком на территории Беларуси. Замок участвовал практически во всех войнах, проходивших на беларусских землях.
Мирский замок был очень мощным укреплением. При его строительстве использовались практически все известные на то время средства укрепления. Своего расцвета замок достиг в XVII веке, когда его владельцами были одни из богатейших людей ВКЛ семья Радзивиллов.
Здесь постоянно проходят экскурсии, проводятся рыцарские фестивали и фестивали реконструкции. До 2015 года замок был изображен на купюре 50 тысяч белорусских рублей.
Между Минском и Миром нет железнодорожного сообщения. Однако каждый час от автовокзала отправляются маршрутки и автобусы. Национальный аэропорт «Минск» оказывает услуги трансфера к Мирскому замку прямо из аэропорта. На личном автомобиле из Минска добирайтесь к замку по трассе М1/Е30 до поворота на Мир, а потом сверните на Р64.
Если позволяют финансы, то переночевать можно прямо в замке. Также рекомендуем гостиницу «Мир».
У замка есть кафе «Мирум», а возле гостиницы «Мир» можно поесть в ресторане «Рогнеда».
Лида и Лидский замок
Лида — второй по величине город Гродненской области. Она была основана великим князем Гедимином. Вначале кроме замка здесь ничего не было — из-за своего географического положения Лида и окрестности страдали от нападений крестоносцев. Но потом город начал активно развиваться и расти.
Лида находилась на пересечении торговых путей, недалеко от столицы ВКЛ Вильно и Минска. Поэтому город вскоре стал одним из важнейших населенных пунктов исторической Виленщины. А в XVI веке Лида получила Магдебургское право — право на самоуправление, что поспособствовало активному развитию города.
Главная достопримечательность Лиды — это замок. Он был построен еще в 1330-е годы, напомним — для защиты от крестоносцев. Однако им удалось захватить его только раз. Сокрушительное поражение Лиде нанесли русские войска в войне 1654–1667 годов — они сожгли и разрушили замок. Его начали восстанавливать только в начале XX века.
Сейчас в замке отреставрированы башни, можно попасть внутрь и пройтись по нему с экскурсией.
А ещё в Лиде варят отличное пиво. Оно так и называется — Лидское. Сотрудники пизавода проводят экскурсию, во время которой вы можете узнать, как оно готовится. Ну и, конечно, продегустировать напиток.
Где перекусить: Обязательно посетите бар при заводе «Лидского пива». Кроме алкоголя там подают очень вкусные блюда беларусской кухни.
Две лучшие гостиницы Лиды: «Экватор» и «Континет». Однако самый выгодный вариант — снять квартиру посуточно. Благо, предложений достаточно и условия проживания будут лучше, чем в местных отелях.
Доехать до Лиды из Минска очень просто. Между городами налажено хорошее железнодорожное и автобусное сообщение. Практически каждый час отправляется или маршрутка, или поезд, которые связывает столицу Беларуси с древним городом.
Если же вы едете на автомобиле, выбирайтесь на трассу М6. Два часа дороги — и вот он, Лидский замок.
Лидский замок
Гродно — Второй город Великого Княжества Литовского
Гродно тоже был одним из самых важных городов ВКЛ. Он находился на границе с территорией Тевтонского ордена, и замок, который сейчас называется Старым, считался одним из основных форпостов на западной границе ВКЛ.
В 1384 году Гродно стал Второй столицей Великого Княжества Литовского: об этом договорились между собой соперничавшие тогда за власть Витовт и Ягайло.
Чуть позже здесь была заключена одна из уний между ВКЛ и Польшей. Очень любил город король Речи Посполитой Стефан Баторий, здесь его и похоронили.
Сегодня главным напоминанием о славной истории Великого княжества Литовского в Гродно служит Старый замок. Он был построен еще в XI веке, но до нашего времени дошёл в том виде, который принял в XVIII веке.
Как добраться: из Минска в Гродно регулярно ходят поезда и маршрутки. С другими городами Беларуси Гродно также связан железной дорогой. На автомобиле в сторону Минска нужно ехать по трассе М6. Расстояние между двумя городами — 280 километров.
Где остановиться: лучшая гостиница Гродно (она же самая дорогая) — «Кронон Парк Отель». Она находится в живописном парке на берегу Немана, славится уютом и отличным сервисом. В самом центре можно остановиться в «Семашко» через дорогу от автовокзала. Актуален и вариант с посуточной арендой квартир.
Где поесть: отличные десерты и завтраки подают в «Раскоше», основные блюда рекомендуем в «Корчме у причала», а за кофе отправляйтесь в кофейню «Я».
Источник: ru.belarus.travel
Инженерная подготовка территорий строительства (вкл. устройство крановых путей)
Для обеспечения строительной площадки всеми видами энергоресурсов необходимо как в ПОС, так и в ППР произвести расчёт потребности будущей стройки в воде, электроэнергии, тепле, сбросе возможных стоков ливневой и производственной канализации, связи и др. Для этого необходимо выполнить специальный расчёт для инженерного обеспечения стройки на период строительных, монтажных и пусконаладочных работ.
Источники временного водоснабжения
Выбор временных источников водоснабжения обуславливается местными гидрогеологическими, топографическими, санитарными и другими местными условиями.
Временными источниками водоснабжения могут быть действующие водопроводы, природные открытые и закрытые водоёмы, искусственные резервуары, заполняемые привозной водой.
В зависимости от области применения вода в каждом отдельном случае должна удовлетворять требованиям ГОСТа.
Для приготовления бетонов и растворов непригодна болотная и торфяная вода (содержит органические соединения жиров), морская вода (соединения солей снижают прочность бетона). Промывка инертных должна производиться водой, не содержащей глинистых частиц.
Воду для хозяйственно-питьевых нужд можно использовать только после лабораторных исследований и с разрешения органов санитарного надзора и бассейновой инспекции (если идёт речь об эксплуатации артезианских скважин).
Расчёт потребности во временном энергоснабжении
Для электроснабжения строительных площадок используют трансформаторные подстанции организаций Минэнерго. В строительстве в основном применяют подстанции, снижающие напряжение с 35; 10 или 6 кВ до 0,4 кВ (400 В).
Для подачи напряжения на отдельные объекты стройки монтируют инвентарные комплектные трансформаторные подстанции (КТП), от которых по низковольтной воздушной или подземной (кабельной) сети напряжение подаётся на специальные распределительные пункты (РП) заводского изготовления. Промышленность выпускает несколько типов комплектных трансформаторных подстанций в готовом виде со смонтированным оборудованием, ошиновкой и проводкой. Информацию о типах подстанций можно получить в любой справочной литературе, в частности в «Справочнике строителя» (под ред. В. Шахпоронова, М.: Стройиздат, 1987).
В тех случаях, когда осуществляется пионерное строительство и отсутствует возможность подачи электроэнергии по линиям электропередач, в подготовительный период строительства используют мобильные инвентарные электростанции, работающие на бензине. Это могут быть дизельные электростанции, а на крупных стройках, где и в первоначальный период строительства требуется большое количество электроэнергии, применяются газотурбинные установки с мощностью до 2500 кВт.
Для крупных строек в неосвоенных районах могут применяться энергопоезда с паро- или газотурбинными электростанциями мощностью до 5000 кВт, размещёнными в специальном железнодорожном составе.
Для включения потребителей в сеть применяют специальные инвентарные устройства, позволяющие повысить электробезопасность работ и снизить трудозатраты при монтаже. При монтаже установок для прогрева бетона, переносных сварочных постов, осветительных устройств применяют также специальные инвентарные устройства.
Различают следующие виды сетей временного электроснабжения:
– по напряжению: высоковольтные и низковольтные;
– по роду тока: постоянные и переменные;
– по назначению: питательные и переменные;
– по виду схемы: кольцевые (замкнутые) и радиальные;
– по характеру потребления: силовые и осветительные;
– по конструктивному исполнению: воздушные и кабельные.
На строительной площадке в основном используют переменный ток напряжением 220/380 В. По условиям электробезопасности в необходимых случаях (работа во влажных местах) напряжение понижается до 12–36 В.
Кольцевая электросеть имеет дополнительную надёжность двухстороннего питания: при выходе из строя одного ТП или участка сети снабжение осуществляется через неповреждённый участок.
При проектировании сетей временного энергоснабжения прежде всего нужно найти точку оптимального расположения КТП, которая должна совпадать с центром нагрузок. Это позволит сократить протяжённость сетей, уменьшить массу проводов и снизить потери в сети (расстояние от источника питания до потребителя не должно превышать 200–250 м). При больших расстояниях приходится увеличивать сечение проводов. Воздушные кабельные линии следует устраивать вдоль проездов, что позволит использовать опоры и для временного наружного освещения.
Временные опоры делают деревянными, длиной 7–9 м, диа- метром в отрубе 14–18 см. Семиметровые брёвна устанавливают на железобетонных пасынках. Глубина заложения опоры 1/5 длины столба. Расстояние между опорами зависит от массы про- водов и составляет не более 30 м.
Электроэнергию в строительстве расходуют на производ- ственные нужды (питание электродвигателей строительных ма- шин и механизмов, электросварочные работы, электропрогрев бетона и др.) и на освещение строительной площадки, мест производства работ, производственных, административных и хозяйственных зданий.
По сетевому графику устанавливают период строительства, когда расходуется максимальное количество электроэнергии, а затем определяют её расход по отдельным потребителям
и в целом по строительной площадке.
Зная мощность силовых установок механизмов, расход электроэнергии на наружное и внутреннее освещение, определяют общую потребляемую мощность.
Определив потребляемую мощность, подбирают соответствующий трансформатор.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 181 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
В МГИМО оценили перспективы создания газопровода в Африке для спасения Европы
Строительство газопровода в Африке, который может пройти из Нигерии в Марокко, не станет спасением для Европы. Об этом 11 октября «Известиям» сказал заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, основатель Telegram-канала IG Energy Игбал Гулиев.
Накануне Bloomberg написало о том, что газопровод в Африке может спасти Европу от энергетического кризиса.
«В принципе сейчас, когда Европа в таком состоянии, каждая страна, даже небольшая, хочет заявить о своей важности на энергетической карте Европы. Реализуемо ли это? Теоретически да», — сказал Гулиев.
Однако он подчеркнул, что «сейчас это Европе никак не поможет», потому что строительство газопровода в Африке — вопрос дорогостоящий и долгосрочный.
«Это $20-25 млрд. Кто готов инвестировать? Вопрос большой. Сроки строительства — насколько мне известно, это несколько этапов. Это очень долго для Европы — ей нужно решение здесь и сейчас. Хотя бы в горизонте трех лет.
Этот проект — он на перспективу, но перспективы туманны», — пояснил Гулиев.
При этом для Нигерии важен этот проект, подчеркнул эксперт. Он сообщил, что в этой стране есть большие объемы газа, «но в основном его сжигают и некуда его реализовать».
«Но насколько страна готова увеличить объемы добычи газа? Это всё в горизонте пяти лет, не раньше. Надо посмотреть, сколько газа в итоге дойдет до Европы, потому что по дороге к ней Нигерия намерена еще несколько стран обеспечить газом. Это несравнимо с объемами, которые поставляет Россия», — сказал он.
В Европе не стоит задача полностью заменить Россию одним поставщиком, основная цель — это диверсификация, чтобы не зависеть ни от кого, заключил Гулиев.
Ранее во вторник глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол сообщил, что страны Евросоюза (ЕС) могут пережить грядущую зиму без серьезных перебоев в поставках и отключений электричества благодаря заполненности хранилищ, однако не исключены возможные проблемы с запасами газа к концу 2023 года.
При этом, согласно материалам Института проблем энергетики, запасы газа в Европе могут закончиться уже в январе, если поставки из России прекратятся. По мнению аналитиков, спасти страны ЕС могут закупки сниженного природного газа, но при росте потребления газа Китаем он может перехватить дополнительные объемы этого сырья.
9 октября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Европа будет ощущать негативные последствия отказа от российских энергоресурсов в ближайшие 10-20 лет. Он отметил, что в настоящее время США наживаются на энергокризисе в Европе, продавая ей газ по тройной цене.
Страны Запада решили снизить зависимость от российских энергоресурсов на фоне спецоперации РФ по защите Донбасса, о начале которой было объявлено 24 февраля. Однако всё это уже обернулось экономическими проблемами в Европе, вызвав резкий рост цен на топливо, продукты и коммунальные услуги.
Больше актуальных видео и подробностей о ситуации в Донбассе смотрите на телеканале «Известия».
Источник: iz.ru
Инженерная подготовка территории строительства (вкл. устройство крановых путей)
До начала производства строительных работ необходимо провести ряд обязательных подготовительных мероприятий.
В этот период решаются вопросы обеспечения строительства проектно-сметной документацией, отвод и закрепление площадки под строительство, обеспечение объекта подъездными путями, водой электроэнергией, анализ рынка и подведение подготовительных переговоров с поставщиками конструкций, материалов и оборудования, заключение договоров с субподрядными организациями, оформление разрешений и допусков.
Инженерно-геологические изыскания включают в себя:
— инженерную оценку грунтов и их несущей способности;
— определение уровня грунтовых вод на территории строительной площадки;
Инженерная оценка грунтов выполняется заблаговременно и определяет собой оценку строительных и физико-химических свойств грунтов (плотность, влажность, разрыхляемость).
Определение уровня грунтовых вод позволяет при проектировании производства работ разработать мероприятия по понижению уровня вод в процессе строительства и, если это необходимо, дать предложения по понижению уровня вод на период эксплуатации объекта.
Опорная геодезическая основа включает в себя:
— создание опорной геодезической сети, разбивку площадки на квадраты с закреплением вершин реперами, поверочные нивелирование территории;
— разбивка зданий и сооружений на местности, привязка зданий к опорной геодезической сети или к существующим соседним зданиям;
— устройство обноски вокруг здании, закрепление осей.
Необходимые геодезические измерения выполняют нивелирами, теодолитами, зенит-приборами, лазерными построителями.
На стадии подготовки площадки к строительству должны быть создана опорная геодезическая разбивочная основа, главное назначение которой — привязать продольные и поперечные оси здания на местности. Это основа служит геодезическому обеспечению на всех стадиях строительства и после его завершения и позволяет элементарно находить необходимые отметки на плане, так и по вертикали. Исходными материалами для разбивки служат стройгенплан, рабочие чертежи сооружения и разбивочные чертежи.
Геодезическую разбивочную основу для определения положения объектов строительства в плане создают преимущественно в виде:
— строительной сетки — продольных и поперечных осей, определяющих расположение на местности основных зданий и сооружений и их габаритов.
-красных линий продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности и габариты здания
Строительную сетку выполняют в виде квадратов и прямоугольников, которые подразделяют на основные и дополнительные.
При геодезической съемке и оформлении на местности строительной сетки должны быть обеспечены следующие условия:
Ш основные здания и сооружения должны и оказаться внутри фигур сетки;
Ш линии сетки должны проходить параллельно основным осям возводимых зданий и по возможности ближе к ним;
Ш должны быть преодолены препятствия, мешающие непосредственным линейным измерениям
разбивку строительной сетки начинают с выноса в натуру исходного направления, для чего используют имеющуюся в пределах строительной площадки геодезическую сеть. Осуществляется привязка к этой геодезической сети в горизонтальной плоскости и в высотной. Затем на исходных направлениях на всей площадке разбивают строительную сетку и закрепляют ее в местах пересечений знаками.
Разбивка зданий и сооружений на местности — разбивка котлована под фундаменты зданий производят по рабочим чертежам, где оси координат принято пересечение взаимно-перпендикулярных осей здания.
Вертикальную привязку здания производят к геодезическому реперу Государственной сети. Отметку репера переносят на строительную площадку с помощью нивелира и закрепляют на ближайшем существующем здании или на металлической трубе.
Производство земляных работ на строительной площадке разрешается только после выполнения геодезических работ по разбивке земляных сооружений и установке соответствующих разбивочгных знаков.
Устройство обноски, закрепление осей. Для детальной разбивки осей здания, обозначения контура котлована и закрепления их на местности служит строительная обноска. Она может быть сплошной по всему периметру и прерывной.
Все данные с разбивочного чертежа выносят на обноску. На обноске отмечают основные оси здания и закрепляют их гвоздями; сами оси, продольные и поперечные, реализуют с помощью натянутой проволоки или шнура.
Расчистки и планировка территории включает в себя:
— пересадка или защита зеленых насаждений;
— расчистка площадки от ненужных деревьев кустарников, корчевка пней;
— снятие плодородного слоя почвы;
— снос или разборка ненужных строений;
— отсоединение или перенос с площадки существующих инженерных сетей.
Пересадка зеленых насаждений требует от строителей бере6жного отношения к природе. Ценные деревья, кустарники выкапывают и пересаживают на новое место или в охранную зону.
Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке или пересадке, обносят оградой.
Расчистка от ненужных деревьев производится с помощью механических или электрических пил, тракторами. Трактора с трелевочно-корчевальными лебедками или бульдозеры с высоко поднятыми отвалами валят деревья корчуют пни и т.д.
Сразу после уборки территории от пней и стволов деревьев выбираются обрывки корней из растительного слоя. Со строительной площадки убирают валуны.
Плодородный слой почвы подлежащий снятию, срезают и перемещают бульдозерами в специально выделенные места, где складируют для последующего использования.
Снос зданий и сооружений, фундаментов и т.д, выполняют путем их членения на части или обрушением. Деревянные строения разбирают, отбирая здоровые или целые элементы для последующего их использования.
Монолитные ж/б или металлические строения разбирают по разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения в целом.
Отсоединение или перенос с площадки существующих инженерных сетей является важным и обязательным элементом подготовки строительной площадки. В отдельных случаях на подготавливаемой строительной площадке могут быть расположены не только локальные, но и магистральные сети электроснабжения, водопровода, фекальной и ливневой канализации, газопровода, теплосети, телефонизации и тел6евидения. В этих случаях до начала строительства вышеназванные сети должны быть вынесены с территории застройки и проложены за пределами площадки.
Отвод поверхностных и грунтовых вод включает в себя:
— устройство нагорных и водоотводных каналов, обваловывание;
— открытый или закрытый дренаж;
— планировку поверхности складках и монтажных площадок
Нагорные и водоотводные каналы или обваловывание устраивают вдоль границ строительной площадки с нагорной стороны для предохранения от поверхностных вод. Территория площадки должны быть защищена от поступления поверхностных вод. Водоотводные каналы обеспечивают пропуск ливневых и талых вод понижение точки местности за пределы строительной площадки. В зависимости от планируемого дебита воды, водоотводные канавы устраивают глубиной не менее 0,5 м, шириной 0,5-0,6м, с высотой боровки над расчетным уровнем воды не менее 0,1-0,2м.
Свои поверхностные воды отводят путем придания соответствующего уклона при вертикальной планировке площадки и устройства сети открытого или закрытого водостока, а также принудительным способом через водоотводные трубопроводы посредством электрических насосов.
Дренажные системы открытого или закрытого типов используют при сильном обводнении площадки грунтовыми водами с высоким уровнем горизонта. Дренажные системы предназначены для улучшения общесанитарных и строительных условий и предусматривают понижение уровня грунтовых вод.
Открытый дренаж применяют в грунтах с малым коэффициентом фильтрации при необходимости понижения уровня грунтовых вод на небольшую глубину порядка 0,3-0,4 м. Дренаж устраивают в виде канав глубиной 0,5-0,7 м, на дно которых укладывают слой крупнозернистого песка, гравия или щебня толщиной 10-15 см.
Закрытый дренаж — это обычно траншей глубокого заложения с устройством колодцев для ревизии системы и с уклоном в сторону сброса воды, заполняемые дренируемым материалом. Поверху дренажную канаву закрывают местным грунтом.
Подготовка площадки к строительство и ее обустройство включает в себя:
— сооружение временных дорог и подъездов к строительной площадке;
— прокладку временных коммуникаций;
— устройство площадок для стоянки строительных машин;
— ограждение строительной площадки;
— подготовка временных бытовых помещений
Устройство временных дорог основная часть инженерного обеспечения строительной площадки. Устраивают однополосные и двух полосные дороги с устройством кольцевого движения. Ширина проезжей части 6м, при одностороннем движении 3,5м, ширина обочин не менее 1 м. В стесненных условиях строительной площадки ширина обочины может быть уменьшена до 0,5м. Минимальный радиус дорог на строительных площадках допускается 15м, а уклон 8%. В подготовительный период прокладывают сети временных коммуникаций (водопровод, теплоснабжение, электроснабжения) Прорабская должна быть обеспечена телефонной и диспетчерской связью. На строительной площадке оборудуют площадку для стоянки и ремонта машин, устраивают временные здания (раздевалки, столовые, душевые, санузлы, склады)
Первоначальная планировка строительной площадки производится для выравнивания территории после производства всех выше указанных подготовительных работ.
Проектирование объектных стройгенпланов
Исходными данными для проектирования стройгенпланов являются: проектно-сметная документация объекта, календарный или сетевой график, график поставки материалов и конструкций, графики работы машин и оборудования.
Объектный стройгенплан составляется только на площадку, непосредственно прилегающую к конкретному зданию или сооружению, и определяет расположение временных зданий, инженерных сетей, строительных машин и устройств, необходимых для возведения отдельного объекта строительства.
При разработке стройгенплана на подготовительный период особое внимание следует уделять геодезической разбивке территории, прокладке трасс временных и постоянных дорог и инженерных сетей, ограждению строительной площадки размещению инвентарных зданий и сооружений, пунктов очистки и мойки колес.
При разработке строительных генеральных планов на период выполнения работ по возведению подземной части объектов основное внимание следует уделять конкретизации решений по устройству ограждений и обноски котлована и других мест производства работ, подготовке площадок для работы строительных, монтажных и других машин, установок и средств механизации, размещение площадок для складирования строительных конструкций.
При разработке надземной части на стройгенплане должны быть даны необходимые привязки, основные размеры строящегося строения, зданий и сооружений, примыкающих к зоне монтажа и влияющих на основные решения по организации площадки и производству работ. Размещение грузоподъемных машин следует производить с учетом требований техники безопасности, для чего на стройгенплане необходимо показывать монтажную зону, зону работы кранов, опасную зону.
В составе стройгенплана на монтаж многоэтажного здания должны быть (рис. 3.1): 1 — прорабская; 2 — инвентарные бытовые помещения для рабочих; 3 — столовая; 4 —душевая, помещения для сушки одежды; 5 — туалет; 6 — материальный склад; 7 — склад лифтового оборудования; 8 — склад сантехнического оборудования; 9 — площадка для грузозахватных приспособлений и тары; 10 — площадка для приема раствора и бетона; 11 — площадки для разгрузки автотранспорта; 12 —противопожарный водопровод с гидрантами; 13 —кран; 14 — подкрановые пути; 15 — площадка складирования конструкции; 16 —площадка для стоянки строительных машин и механизмов; 17 — временные автомобильные дороги; 18 — временный забор с двумя воротами и проходными; 19 — строящееся здание; 20 — временная трансформаторная подстанция; 21 — вводы и сети постоянных и временных коммуникаций; 22 — осветительные мачты; 23 — зона мойки автомобилей; 24 — монтажные подъемники; 25 — площадка мусорных контейнеров; 26 — знаки закрепления основных осей здания.
Источник: studbooks.net
Деревянное зодчество
В широком смысле жилье охватывало не только жилые помещения, но и подсобные, каждое из которых выполняло определенные функции в системе усадьбы, образуя единый жилищно-бытовой комплекс. Последний в традиционном варианте строительства составлял жилые комнаты (дом), сени, клеть, варовня (стопка), подвал (погреб), навес, сарай (клуня, сарай), риги (ёвня), баня, сараи, ремесленная мастерская и др.
В 13-18 в. подавляющее большинство этих построек было известно на всей Беларуси. При этом важную роль играли исторические традиции в том или ином регионе (Подвинье, Поднепровье, Понеманье, Полесье и др.), а также тип поселения (город, деревня, застенок, фольварк) и социальный состав жителей.
У ремесленников жилье обычно совмещало в себе специализированную мастерскую, у торговца — магазин. Жилые помещения существовали при замках, монастырях, постоялых домах, трактирах. Магнаты строили для себя дворцы оборонительного типа. Те же устремления наблюдались у горожан, жилые дома которых имели ворота и небольшой внутренний двор. Замкнутые(Веночные) дворы с компактной застройкой и закрытыми воротами были присущи и сельским усадьбам, особенно в Подвинье и Поднепровье.
На селе наиболее распространенным видом строительства было двухкамерное жилье (дом + сени). В сенях иногда имелось место для кладовой. В 16-18 в. нередким было и 3-камерное жилье (дом + сени + клеть; дом + сени + варовня). Клеть, кроме хранения здесь зерна, мясных и других припасов, служило жилым помещеним и могло быть, как и сени, приспособлено к жилью.
По этнографическим материалам 19 в., которые можно ретроспективно относить к 17-18 в., в ведении семьи полесского крестьянина было несколько клетей — по количеству женатых мужчин. Аграрная реформа 1557 г. привела к перестройке множества сельских поселений в западной части Беларуси и образованию новых деревень уличного типа. Деревни с жилыми помещениями, клетью, кухней, сараями располагались на одной стороне улицы, а хозяйственные (гумно, сараи для сена, колодец) — на второй. В 17-18 в. расширилось строительство многокамерных усадебно-парковых комплексов (ансамблей), сначала деревянных, чуть позже — каменных в стиле барокко.
Большинство деревенских домов были курными. Они имели высокие сводчатые потолки, которые заканчивались в центре небольшим отверстием (верхник, дымник, душник), и 3 или 4 небольших окна. В стороне при входе — глинобитная печь без дымохода; если ее топили, дым шел в дом и выходил через верхник. На Полесье были известны печи, выходившие устьем в сени.
Жар в печах (неугасимый очаг) поддерживался всегда. Огнем дорожили как семейной святыней, что олицетворяло дух предков (считалось, что домовой живет за печью). Символический очаг — горшок с горячими углями при новоселье вместе с иконами переносили из старого дома в новый.
Около печи вдоль глухой стены на высоте около 1 м устраивали спальный помост с матрасом (сенник), подушками, одеялом; выше над ним на уровне лежанки печи — более узкий и короткий помост — полати. Ниже окон вдоль двух стен делали широкие лавки, сходящиеся в углу. Угол — самое почтенное место в доме, эпицентр духовной жизни.
Здесь висели иконы, облаченные чистыми узорчатыми полотенцами (набожники). В углу стоял стол, накрытый скатертью, на столе всегда оставляли хлеб, завернутый в полотенце, и соль. Дом освещали лучиной, которую закрепляли в специальной стойке — Лучник. В праздничные дни жгли восковые свечи.
Их широко использовали в храмах, шляхетских усадьбах и трактирах, ставя в художественно оформленные люстры и подсвечники. В помещичьих имениях устраивали камины. Здесь, как и в домах зажиточных горожан, распространялись «белые» печи, облицованные художественным кафелем.
Основным материалом для строительства жилья на территории Беларуси было дерево — сосна, реже ель, дуб, осина. Из дуба делали основу фундамента. Строительная конструкции — срубная и срубнокаркасная, которая имела ряд типологических вариаций и переходных форм.
В более архаичном варианте стены подсобных построек в системе усадьбы представляли собой каркас из жердей, который заплетался гибкими ветвями ивы, утеплялся соломой, камышом или обмазывался глиной. Со давних времен жилье делалось из целых круглых (предварительно обработанных) бревен (кругляка), которые подгонялись друг к другу продольным пазом и соединялись по углам в прочный замок.
Такая техника строительства бытовала на территории славянского расселения и в Прибалтике. В западных районах Беларуси в 17-18 в. уже нередко (особенно в городах и фольварках) встречались постройки из брусковых бревен с углами «в лапу» в 2 разновидностях — с остатком и без остатка (гладкий, или «прусский» угол).
В имениях состоятельной и средней шляхты жилье строили на каменном фундаменте или на высокой подклети; вход в него вел через высокое крытое крыльцо. Двухэтажные деревянные жилые здания были известны уже в 14 в. Завершение строительства жилья было связано с несущей основой (срубной, столбовой, каркасной) и формой крыши (двухскатной, четырехскатной, вальмовой, «ломаной» др). Крыши покрывались соломой, тростником, досками, дранкой, реже — черепицей. В строительстве жилья выделялось несколько этапов: выбор места, заготовка древесины, закладка первого венца, возведение крыши, кладка печи, новоселье, которые сопровождались соответствующими обычаями, торжественно-обрядовыми действиями, оберегами, поверьями.
Типы тогдашнего городского жилья по архитектурно-планировочным решениям были разнообразными. В его основе — дом и однокамерная клеть. Сочетание ее с прирубам, расположенными по осевой линии основания сруба или под прямым углом к нему, создавало различные планировочные модификации дома.
Строительная техника, материалы и конструктивные детали повторяли деревенское зодчество, но на более высоком техническом и качественном уровне. Дома ремесленников и торговцев сочетали в себе традиционное жилье и мастерскую или магазин. У состоятельных горожан дома имели развитую планировку, сложные архитектурные формы.
Некоторые из них были 2-этажные, имели открытые галереи, башнеобразное крыльцо, печи с дымоходами. На замковых территориях располагались жилые дома крупной знати, городской администрации, богатых ремесленников и торговцев. На слободах селились ремесленники и мелкие торговцы. Зажиточные мещане строили двухкамерные дома под двухскатной крышей.
Беднейшая часть городского населения жила в небольших курных домах с земляным полом. В 18 в. в городах основывались разнообразные мануфактуры. Для наемных ремесленников мастеров (в Гродно, Поставах и др.) строились дома почти квадратные в плане (8×9 м), в которых скромно, упрощенно использованы барочные формы. Это была первая попытка комплексной застройки города малометражным жильем. Для администрации и обслуживающего персонала строили двух и трехэтажные дома.
Источник: drevox.com