Роль, задачи и организация государственной вневедомственной экспертизы
Экспертиза охватывает сложный комплекс сфер строительного производства и жизнедеятельности общества. Сюда относятся: жилищно-гражданское и производственное строительство; планирование и организация больших территорий (района, региона, республики и т.п.); проектирование и строительство протяженных инфраструктур (дорог, трубопроводов, ЛЭП), объектов агропромышленного комплекса и т.д. Рассматриваются как типовые, так и индивидуальные проекты. Экспертиза является одним из средств управления строительной и территориальной деятельностью для обеспечения эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов и формирования высококачественной среды жизнедеятельности населения.
Объектами экспертизы в строительстве являются инвестиционные программы, бизнес-планы, градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений и т.п.
«Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Субъекты экспертизы — специально уполномоченные Правительством РФ органы государственной вневедомственной экспертизы; отраслевые, ведомственные экспертные органы министерств и ведомств; предприятия, учреждения, организации, получившие в установленном порядке лицензию на проведение экспертно-консультационных услуг, специально создаваемые комиссии, группы, отдельные эксперты.
В соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга 26 октября 2004 года Положением о Службе государственного строительного надзора и экспертизы оно является государственным учреждением Санкт-Петербурга — структурным подразделением Администрации Санкт-Петербурга, осуществляющим государственную политику и управление в области проектирования и строительства посредством проведения государственной экспертизы градостроительной и проектно-сметной документации.
Государственная вневедомственная экспертиза — одна из основных форм государственного контроля за качеством научно-технической продукции для градостроительства и строительства, эффективностью вложений инвестиций во вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды. В своей деятельности государственная вневедомственная экспертиза руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативными актами, а также постановлениями, приказами и указаниями Госстроя РФ. Государственная вневедомственная экспертиза образована в соответствии с постановлением Правительства РФ и представляет собой систему экспертных органов Госстроя РФ, в которую входят: Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ (Главгосэкспертиза России), 79 территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы в республиках, входящих в состав РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Система государственной экспертизы существует в Санкт-Петербурге с 1706 года.
Как работает Центр экспертиз в строительстве?
В соответствии с положением, утвержденным Правительством, Управление государственной вневедомственной экспертизы (УГВЭ) осуществляет организационное и методическое руководство работой территориальных организаций, ведет методическое обеспечение министерств и ведомств РФ, определяет принципы их взаимодействия, как между собой, так и с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, осуществляющими функции согласования проектной документации и выдачи соответствующих требований и исходных данных для проектирования.
Государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке, независимости, научной обоснованности и объективности выводов, учета общественного мнения, ответственности за обоснованность экспертного заключения и рекомендаций и осуществляется путем анализа и комплексной оценки проектов и программ. Ее функции возложены на следующие органы:
— Экспертный совет при Правительстве РФ;
— Главное управление государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизу России);
— организации государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге;
— государственную экологическую экспертизу Минприроды РФ;
— государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России;
— государственную экспертизу условий труда;
— отраслевые экспертные подразделения министерств и ведомств;
другие специально уполномоченные на то государственные органы.
В основу правовых отношений субъектов строительной деятельности положен Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (в ред. № 19-ФЗ от 09.02.2007г.). Под правонарушением в области строительства понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства и промышленности строительных материалов, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных строительных материалов, конструкций и изделий, а также действие, нарушающее установленный организационно-правовой порядок строительства объектов и приемки их в эксплуатацию.
Заказчики, проектировщики, строители, эксперты, виновные в ущербе, причиненном строительству или здоровью людей, обязаны возместить его в порядке, установленном законодательством РФ и республик в ее составе. Государственная вневедомственная экспертиза несет ответственность за объективность, полноту и обоснованность экспертного заключения, сроки проведения экспертизы и оценку положения дел в исследуемой области. При обнаружении правонарушения Главэкспертизе РФ предоставлено право составлять по установленной форме и направлять органам надзора представления о правонарушениях в области строительства для принятия решения об административной ответственности, а также участвовать в рассмотрении дела. Заключение экспертизы и санкции, применяемые ею в области строительства, могут быть обжалованы в вышестоящих органах экспертизы. В случаях, если ненадлежащим исполнением своих обязанностей органами экспертизы причинен ущерб предприятию, оно вправе обратиться в суд с иском к соответствующему органу экспертизы о возмещении потерь.
Управление государственной вневедомственной экспертизы при комплексном рассмотрении проектной документации взаимодействует со своими территориальными органами, государственной экологической экспертизой, государственной экспертизой условий труда, а также отраслевой экспертизой министерств, ведомств и организаций. Сводное экспертное заключение подготавливается с учетом мнения этих органов или с их участием. Заключение этой организации является обязательным документом при утверждении проектной документации и получении разрешения на производство строительно-монтажных работ.
Надзор за проектированием и строительством экспертными органами осуществляется в виде оперативного и выборочного контроля; экспертного сопровождения того или иного проекта (программы). Экспертиза тесно взаимодействует с проектными организациями, которым предоставлены права авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений; с заказчиками-застройщиками, осуществляющими технический надзор; государственным архитектурно-строительным надзором, на который возложен контроль за качеством строительства и обеспечение эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений; лицензионными центрами, для которых заключение экспертизы является основой при выдаче разрешений на проведение проектно-строительной, экспертно-консультативной деятельности. По этим вопросам систематически готовятся методические документы организационно-правового порядка. Экспертиза при анализе проектных решений, экспертном сопровождении программ и проектов, выборочном контроле также взаимодействует с Федеральным горным и промышленным надзором (Госгортехнадзор России), Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), службами пожарной безопасности и другими заинтересованными организациями.
Одна из главных задач экспертизы — дать экспертные оценки всем составляющим исходных данных, что предопределяет правильность предпроектных обоснований инвестиций, а в дальнейшем — успех и экономичность строительства.
Главными задачами Управления государственной вневедомственной экспертизы являются:
— проведение комплексной экспертизы обоснований инвестиций, бизнес- планов, технико-экономических обоснований (проектов) строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений и градостроительной документации в целях обеспечения конструктивной надежности, высокого качества архитектурных и градостроительных решений, эксплуатационной безопасности, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, соответствия государственным нормам, стандартам, правилам, включая требования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также осуществление контроля за соблюдением в проектах строительства основных направлений государственной инвестиционной и градостроительной политики, за комплексным решением вопросов строительства производственных объектов, жилых домов, других объектов социальной сферы и охраны окружающей среды, развития инженерной инфраструктуры;
— проведение совместно с архитектурно-градостроительными органами, центром лицензирования строительной деятельности, инспекциями Государственного архитектурно-строительного надзора, центрами ценообразования в строительстве, работы, направленной на повышение качества проектирования строительства;
— обобщение результатов экспертной деятельности, изучение и творческое применение зарубежного опыта осуществления экспертизы, анализ качественного уровня проектирования и на их основе подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании проектно-сметного дела и экспертной деятельности.
УГВЭ в соответствии с возложенными на нее задачами также:
— рассматривает программы, предпроектные обоснования инвестиций, бизнес-планы, осуществляемые в форме капитальных вложений в строительство предприятий, зданий и сооружений;
— анализирует задания на разработку градостроительной документации, проектов строительства крупных и сложных предприятий, зданий и сооружений;
— разрабатывает и утверждает методические документы по вопросам экспертизы, взаимодействия экспертных органов, организует обучение ее работников;
— участвует в общественной экспертизе;
— рассматривает заявки организаций и физических лиц на получение лицензий экспертно-консультационной деятельности;
— готовит материалы по аудиту и приватизации предприятий;
— участвует в проведении торгов (тендеров) на проектно-изыскательские и строительные работы;
— осуществляет экспертное сопровождение программ и проектов;
— рассматривает проекты основных прогрессивных показателей технического уровня производства и строительных решений, отраслевых норм технологического проектирования;
— анализирует результаты деятельности экспертных органов в России, качественный уровень проектирования, практику применения законодательства по вопросам проектно-сметного дела и экспертизы проектной документации, разрабатывает предложения по совершенствованию правовой основы экспертной деятельности;
— является арбитром в решении спорных вопросов при рассмотрении проектной документации.
Управлению государственной вневедомственной экспертизы предоставлено право:
— рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать заказчикам на доработку градостроительную документацию и проекты строительства по результатам их экспертизы;
— получать от министерств и ведомств РФ, объединений, концернов и ассоциаций, территориальных органов РФ материалы по вопросам проектирования, перспективам развития отраслей и регионов и другие данные, характеризующие технико-экономический уровень отраслей народного хозяйства, а также другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на Глав- госэкспертизу России задач;
— вносить, при необходимости, в соответствующие органы исполнительной власти предложения о применении к заказчикам и проектным организациям мер экономического воздействия, о наказании в установленном порядке должностных лиц, виновных в низком качестве разработанной проектной документации, а также о лишении предприятий и организаций права выполнения проектных и изыскательских работ;
— привлекать для проведения экспертизы проектные, научно-исследовательские и другие организации, ученых и специалистов, создавать в необходимых случаях временные экспертные коллективы;
— приглашать для участия в рассмотрении проектной документации работников проектных организаций и организаций-заказчиков;
— проводить в установленном порядке конференции, совещания и семинары по вопросам, входящим в компетенцию государственной вневедомственной экспертизы.
Т.о., сегодня основной задачей Управления является осуществление экспертизы строительной, предпроектной и проектной документации на новое строительство, ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение объектов вне зависимости от форм собственности, стоимости объектов, источника финансирования. Основной задачей является обеспечение строительной безопасности строящихся и реконструируемых объектов. Последними нормативными документами, в частности, постановлением Правительства от 27.12.2000 № 1008, которое так и называется: «О проведении государственной экспертизы…» установлено, что без заключения госэкпертизы нельзя:
— утверждать проектно-сметную документацию;
— выдавать разрешение на начало строительства и реконструкции;
— начинать сами работы;
— утверждать акты Госкомиссии.
Заключения госэкспертизы являются действительными для любых государственных органов, в том числе для суда и прокуратуры.
Законодательная база экспертизы включает законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Сюда могут быть отнесены международные соглашения, ратифицированные законодательной властью страны. Характер подзаконных документов носят отраслевые нормативы.
Руководящим началом при экспертизе являются Строительные нормы и правила (СНиП) по организации и экономике строительства, основаниям и фундаментам, строительным конструкциям, планировке и застройке населенных пунктов, жилым и общественным зданиям, промышленным предприятиям и другие. Все это носит характер закона, обязательного для исполнения. К этому надо добавить Ведомственные строительные нормы (ВСН) и Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП).
Основной нормативный документ УГВЭ — «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства» — РДС 11-201-95 — введена в действие 07 января 1995 г. Инструкции носят характер подзаконных актов, обязательных для исполнения. СНиПы (Строительные нормы и правила) и другие нормативно-методические материалы систематически уточняются и дорабатываются. В них вносятся изменения, которые обычно публикуются в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). В других случаях пользователям рассылаются соответствующие информационные письма.
Надзор за проектированием и строительством экспертными органами осуществляется в виде оперативного и выборочного контроля; экспертного сопровождения того или иного проекта (программы). Экспертиза тесно взаимодействует с проектными организациями, которым предоставлены права авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений; с заказчиками-застройщиками, осуществляющими технический надзор; государственным архитектурно-строительным надзором, на который возложен контроль за качеством строительства и обеспечение эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений; лицензионными центрами, для которых заключение экспертизы является основой при выдаче разрешений на проведение проектно-строительной, экспертно-консультативной деятельности. По этим вопросам систематически готовятся методические документы организационно-правового порядка. Экспертиза при анализе проектных решений, экспертном сопровождении программ и проектов, выборочном контроле также взаимодействует с Федеральным горным и промышленным надзором (Госгортехнадзор России), Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), службами пожарной безопасности и другими заинтересованными организациями.
Одна из главных задач экспертизы — дать экспертные оценки всем составляющим исходных данных, что предопределяет правильность предпроектных обоснований инвестиций, а в дальнейшем — успех и экономичность строительства.
На основе обобщений результатов экспертизы проектно-сметной документации Главгосэкспертиза РФ систематически вырабатывает предложения, направленные на совершенствование проектного и экспертного дела, его стадийности, состава и содержания.
Таким образом, экспертиза в строительстве проводит анализ и оценку эффективности и качества выполненных обоснований инвестиций, программ, проектов, архитектурно-строительных, конструкторских и научно-исследовательских работ, относящихся к строительству, модернизации, реконструкции, перепрофилированию и сносу зданий и сооружений, к организации и использованию территорий. Эту работу ведут эксперты-специалисты высшего уровня, способные дать оценки и выработать рекомендации, советы, предостережения, необходимые для минимизации риска принимаемых решений. Эксперт не повторяет и не должен повторять путь проектировщика. В его задачу в соответствии с установленным порядком входит оценка инженерных, экономических, экологических, социальных и прочих Последствий строительства. Такой подход требует использования в качестве средства труда специфического информационного инструмента, позволяющего достаточно быстро производить укрупненные оценки проектов и соизмерять их с задачами и целями государственной политики в этой или иной области.
Качество и надежность экспертизы зависят от:
— качества и обоснованности норм и правил, стандартов, эталонов, работ-аналогов;
— полноты и комплексности материалов, представленных на заключение;
— эрудиции и объективности экспертов, уровня организации экспертной работы.
Без активности, высокой квалификации, ответственности за положение дел в инвестиционной политике экспертиза не будет выполнять своего предназначения. Экспертиза гарантирует качество проектной продукции и несет ответственность за свои рекомендации.
Источник: studbooks.net