Дорожная сеть в сельском хозяйстве – неотъемлемая часть технологического процесса и имеет определённые особенности.
Ускоренное развитие дорожного строительства в сельской местности – одна из главных мер по борьбе с потерями в сельском хозяйстве.
К проектированию внутрихозяйственной дорожной сети необходимо подходить обоснованно.
Дорожная сеть в сельском хозяйстве должна обеспечивать:
1. удобные транспортные связи с наибольшим экономическим эффектом;
2. круглосуточное и своевременное выполнение транспортных работ;
3. рациональное использование земли и охрану окружающей среды;
4. минимум капитальных вложений в строительство и эксплуатацию дорог и дорожных сооружений;
5. удовлетворение культурно-бытовых и других социальных потребностей.
Ускоренное развитие дорожного строительства в сельской местности – одна из главных мер по борьбе с потерями в сельском хозяйстве.
Согласно строительным нормам и правилам (СниП от 1985 года) дороги подразделяются на пять категорий. Дороги первой, второй и третьей категорий принято называть дорогами высокой категории федерального значения. Внехозяйственные дороги сельскохозяйственных предприятий относятся к четвёртой категории, к пятой категории относятся дороги муниципального значения. Муниципальные или местные дороги – это дороги с интенсивным движением, менее 200 автомобилей в сутки, но которые перевозят в основном сельскохозяйственные грузы.
Дорога 2022. Перспективы дорожного строительства
В зависимости от назначения их делят на две группы:
1. Внехозяйственные дороги общего пользования, которые соединяют центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий с административными центрами, автодорогами федерального значения, железнодорожными станциями и пристанями, предприятиями по переработке.
2. Внутрихозяйственные дороги, которые служат для обеспечения транспортных связей внутри предприятия.
Внутрихозяйственные дороги подразделяются на магистральные и полевые. Магистральные дороги соединяют усадьбы производственных подразделений и другие населенные пункты между собой, с севооборотными массивами, животноводческими фермами, комплексами, пунктами заготовки и переработки продукции, со складскими помещениями, строительными площадками, карьерами и другими объектами. Полевые дороги необходимы для обслуживания производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевая дорожная сеть является естественным продолжением и разветвлением магистральных дорог.
При размещение внутрихозяйственных магистральных дорог учитываются следующие требования:
1. Возможность круглосуточных подъездов;
2. Увязку сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными и федеральными), элементами инженерной инфраструктуры (линии электропередачи, связи и т.п.);
3. Наличие минимальных капитальных вложений на строительство дорог и дорожных сооружений;
4. Снижение транспортных расходов и эксплуатационных затрат;
Началось строительство дороги от улицы Шишкова до улицы Тимирязева
5. Создание наилучших условий для правильной организации территории и рационального использования земли;
6. Обеспечение выполнения СниПа в части проектирования и строительства, магистральных дорог соответствующих категорий и групп.
Последовательность составления проекта:
1. Изучают материалы обследования существующей дорожной сети.
2. Составляют схемы транспортных связей, направлений и месторасположения дорог.
3. Определяют грузонапряжённость дорог на перспективу, устанавливают категории и группы дорог.
4. Размещают трассы дорог и дорожные сооружения.
5. Определяют экономическую эффективность проекта.
Также необходимо определить направление магистральной дорожной сети, определяют размещение грузооборотных пунктов, грузообразующих и грузопотребляющих, направление которых осуществляют грузовые и пассажирские перевозки.
Грузооборотные пункты делят на три группы:
1. Административные и социально-культурные центры, железнодорожные станции, аэропорты, пристани.
2. Межхозяйственные предприятия, комплексы и базы, местные, промышленные, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия и организации осуществляющие транспортные связи с пунктами первой группы.
3. Хозяйственные центры, имения, животноводческие фермы, комплексы, другие крупные производственные объекты, массивы севооборотов, многолетних насаждений и кормовых угодий в хозяйстве.
Направление трассы дороги должно идти максимально по прямой линии, с учётом размещения границ полей севооборотов, лесных полос, мелиоративных каналов, линий электропередачи, телеграфной связи, внутрихозяйственных дорог смежных хозяйств. Для примыкания к дорогам общего пользования используются имеющиеся перекрёстки и съезды. При размещение новых магистральных дорог стремятся соблюдать условия минимума затрат на строительство, минимума расстояния между пунктами.
Трассы магистральных дорог размещают на устойчивых к размыву грунтах, по наиболее высоким местам, с минимальным количеством препятствий, требующих устройства специальных сооружений.
Главные внутрихозяйственные дороги имеют в основном твёрдое покрытие. Дорожная сеть районных, межселенных и полевых дорог, проходящих по территории хозяйства, обеспечивают хорошую связь центральной усадьбы с районными и областными центрами, пунктами сдачи продукции, полевыми массивами и летними лагерями (таблица 8).
Характеристика внутрихозяйственных дорог
Направление дороги и её значение | Категории дороги, тип покрытия | Ширина полосы отвода, м | Отведённая площадь, га | Примечание |
Внутрихозяйственная полевая дорога, северо-восточное направление | V категория, грунтовое покрытие | Укрепление щебнем | ||
Дорога автотранспорта, федерального значения, северное направление | III категория, грунтовая | Ремонт и реконструкция дороги и дорожных сооружений | ||
Автодорога, северо-западного направления | IV категория, грунтовая | Укрепление дороги | ||
Автодорога районного значения юго-западного направления | IV категория, грунтовая | Реконструкция дороги |
Внутрихозяйственное землеустройство предусматривает проектирование новых дорог, что отражено в таблице 9.
Характеристика проектируемых дорог
Направление дороги | Категория дороги | Общая протяженность, км | Ширина земляного полотна, м | Ширина проезжей части | Дорожное покрытие |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,2 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,3 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,2 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,2 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,2 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,8 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,8 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 3,3 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
Внутрихо-зяйственная полевая | Iс | 1,6 | 6,0 | 3,0 | грунтовое |
2.2 Расчёт грузонапряжённости, определение категории дорог
Под среднегодовой грузонапряжённостью дороги понимают суммарное количество грузов, перевозимых по ней за год. Для определения грузонапряжённости каждого отрезка дороги, перевозимые грузы делят на четыре группы:
1 группа – с полей усадьбы и с них на поле;
2 группа – с полей усадьбы на погрузочные пункты и этих пунктов на поля;
3 группа – из усадеб на погрузочные пункты и с них в усадьбы;
4 группа – транзитные грузы соседних хозяйств и предприятий.
Для определения объёма перевозимых грузов среднее расстояние необходимо умножить на объём грузоперевозок (таблица 10).
Годовая грузонапряжённость находится как сумма грузов всех групп перевозимых по каждому отрезку дороги. Для установления технической категории дорог необходимо определить интенсивность движения, характеризующаяся числом машин, проходящих по дороге.
Затраты на грузоперевозки рассчитываются по формуле:
T – тариф за 1 км = 2,0 руб;
Rср – среднее расстояние;
W – объём грузоперевозок.
Суточную интенсивность движения определяют по формуле:
Q – годовая грузонапряжённость, т/год;
C – коэффициент сезонности (c = 3-6;)
λ – коэффициент перевозок (λ = 1,3-1,4);
T – число дней грузовых перевозок (360 дней);
η – коэффициент грузоёмкости автомобиля (η = 0,8-0,9);
β – коэффициент пробега автомобилей (0,8-0,9);
p – средневзвешенный тоннаж (3-4т).
По интенсивности движения все дороги делятся на пять категорий: к 1 категории относятся дороги с интенсивностью движения 6 тысяч машин; ко 2 категории – от 3 до 6 тысяч машин; к 3 категории – от 1 до 3 тысяч машин; к 4 категории – от 200 до 1 тысячи машин в сутки.
Объём грузов по вариантам организации севооборотов
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .
Источник: studopedia.org
Добиться организации подъездных путей к участку КФХ
В Ленинградской области на участке для ведения КФХ ведем деятельность и круглый год проживаем более 8 лет.
Благоустроенного подъезда к участку нет — есть только тракторная колея пробитая через поле местными трактористами для вспашки огородов. Колея идет абы как без всякой привязки к границам участков, поэтому местами пересекает чужие купленные, но еще не обрабатываемые участки КФХ и сельхозземли — потенциально возможен конфликт с хозяевами этих участков, если продолжать пользоваться этой колеей для проезда.
В осенне-зимне-весеннее время проезд в принципе не возможен — колея или превращается в непролазную грязь или засыпана метровым слоем снега.
По сути — дороги нет.
От ближайшей улицы ближайшей деревни — около 300 метров поля.
Врачей и ветеринаров уже возил на снегоходе и заставлял триста метров по грязи ходить.
При обращении в местную администрацию с просьбой обозначить границы подъездной дороги и обустроить эту дорогу — были посланы в район, т.к. мы находимся вне границ населенных пунктов.
Администрация района ответила, что денег на строительство дорог в бюджете 2015-2017 нет в связи с плохой наполняемостью бюджета, хотя отказа как бы и не прозвучало.
На какие законы можно опираться, чтобы добиться:
1. Обозначения границ подъездных путей к нашему участку КФХ;
2. Организации строительства подъездных путей;
3. Обеспечения круглогодичного содержания подъездных путей в рабочем состоянии?
Все эти вопросы находятся в ведении мунициплитета. нужно получить оф. отказ письменный и обжаловать его в суде.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
Статья 15. Осуществление дорожной деятельности
3. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статья 17. Содержание автомобильных дорог
1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
2. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Содержание дорог ведётся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 N 928 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения»
Источник: pravoved.ru
ТЕМА: Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог
Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог и дорожных сооружений — основная задача данной части проекта, так как организация производства и территории невозможна без обеспечения транспортных связей, включающих грузовые и пассажирские перевозки внутри хозяйства и за его пределы.
Согласно Строительным нормам и правилами (СНиП — 85) дороги подразделены на пять категорий: I. III —дороги федерального значения, IV. V —дороги местного (муниципального) значения.
Местными называют дороги при интенсивности движения менее 200 автомобилей в сутки, по которым перевозят в основном сельскохозяйственные грузы.
В зависимости от назначения их подразделяют: на внехозяйственные дороги общего пользования, которые соединяют хозяйственные центры сельскохозяйственных предприятий с административными центрами, автомобильными дорогами федерального значения, железнодорожными станциями и пристанями. В эту же группу включают дороги, соединяющие центральную усадьбу сельскохозяйственных предприятий с усадьбами производственных подразделений, также последние с предприятиями по доработке и переработке сельскохозяйственной продукции. Эти дороги являются дорогами муниципального значения; внутрихозяйственные дороги, обеспечивающие транспортные связи внутри отдельного сельскохозяйственного предприятия. Они находятся в ведении тех хозяйств или администраций, на землях которых расположены.
Внутрихозяйственные дороги подразделяют на магистральные и полевые.
Магистральные дороги обеспечивают удобную транспортную связь между хозяйственными центрами производственных подразделений, населенными пунктами, животноводческими фермами и комплексами, севооборотными массивами, другими производственными объектами, автомобильными дорогами общего пользования и создают благоприятные условия для перевозки грузов, передвижения техники и людей.
Полевые дороги необходимы для обслуживания производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевая дорожная сеть является естественным продолжением и разветвлением магистральных дорог.
При размещении внутрихозяйственных магистральных дорог учитывают:
- возможность круглогодичных перевозок;
- увязку сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными, федеральными), элементами инженерной инфраструктуры (линиями электропередачи, связи, магистральными каналами и др.);
- минимальность капитальных вложений на строительство дорог и дорожных сооружений;
- снижение транспортных расходов и эксплуатационных затрат;
- создание наилучших условий для правильной организации территории и рационального использования земель;
- обеспечение выполнения Строительных норм и правил в части проектирования и строительства магистральных дорог соответствующих категорий и групп.
Проекты составляют в такой последовательности:
- изучают материалы обследования существующей дорожной сети;
- составляют схемы транспортных связей, направлений и местоположения дорог;
- определяют грузонапряженность дорог на перспективу, устанавливают категории и группы дорог;
- размещают трассы дорог и дорожные сооружения;
- определяют экономическую эффективность проекта.
На основании полевого землеустроительного обследования или специального дорожного обследования составляется схема размещения существующей дорожной сети. При этом на плановый материал наносятся все магистральные дороги, как государственного, так и внутрихозяйственного значения, указываются их техническое состояние и основные характеристики: ширина проезжей части, тип покрытия и др. По отдельным участкам дорог местного значения отражаются необходимые мероприятия по ремонту и реконструкции, а также необходимость строительства или ремонта дорожных сооружений: мостов, трубопереездов, водоотводных каналов и т. п.
Составляется схема транспортных связей между грузооборотными пунктами. К грузооборотным пунктам, между которыми осуществляются перевозки грузов, относятся животноводческие фермы, места складирования, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, поля севооборотов и другие участки сельскохозяйственных угодий.
Направление магистральной дорожной сети определяет размещение грузооборотных пунктов (грузообразующих и грузопотребляющих), между которыми осуществляют грузовые и пассажирские перевозки. Грузооборот — сумма внутрихозяйственных и внешних перевозок людей и грузов.
Грузооборотные пункты делят на три группы:
- первая — административные и социально-культурные центры, железнодорожные станции, аэропорты и пристани, межхозяйственные предприятия, комплексы и базы;
- вторая — местные промышленные, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия и организации, осуществляющие транспортные связи с пунктами первой группы;
- третья — хозяйственные центры, селения, животноводческие фермы и комплексы, другие крупные производственные объекты, а также массивы севооборотов, многолетних насаждений и кормовых угодий в хозяйстве.
При установлении направления движения грузов в каждом конкретном хозяйстве определяют их вид, объем, распределение продукции на товарные и внутрихозяйственные цели, объемы завозимых в хозяйство материалов и оборудования, топливно-смазочных материалов, минеральных удобрений и другой продукции. Учитывают также пассажирские перевозки, как в пределах хозяйства, так и на пункты первой и второй групп.
Для обоснования местоположения, категорий и групп дорог определяют грузонапряженность дорог.
Среднегодовая грузонапряженность дорог- это суммарное количество грузов, перевозимых по дорогам за год. Для определения грузонапряженности в проекте делают соответствующие расчеты, результаты которых используют при установлении категории и групп внутрихозяйственных магистральных дорог. При установлении категории или группы дорог необходимо определить суточную интенсивность движения, которая характеризуется числом машин, проходящих по дороге в сутки за период интенсивных автоперевозок, ширину земляного полотна, проезжей части, тип покрытия.
Суточная интенсивность движения (автомобилей в сутки):
Дороги V категории, в которую входят магистральные внутрихозяйственные дороги, в зависимости от расчетных объемов грузовых перевозок подразделяют на три группы: I-е, П-с, Ш-с.
- дороги группы I-е соединяют центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и организаций с усадьбами их производственных подразделений, животноводческими комплексами, фермами, дорогами общего пользования, пунктами заготовки, хранения и переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами; расчетная грузонапряженность их в месяц пик более 10 тыс. т.
- дороги группы П-с соединяют усадьбы производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования, между собой и другими внутрихозяйственными объектами, за исключением полевых и вспомогательных дорог; их грузонапряженность составляет до 10 тыс. т.
- дороги группы Ш-с вспомогательные: они предназначены для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий и массивов севооборотов.
На внутрихозяйственных магистральных дорогах применяют следующие типы дорожных покрытий:
I -е — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием (цементобетонные, монолитные или сборные, железобетонные сборные, асфальтобетонные одно- или двухслойные, из щебеночного или гравийного материала, обработанные вязким битумом и др.);
П-с — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием, а также переходные из фракционного щебня, из щебеночного, гравийного, местных строительных материалов и песка (обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами);
III-c — переходные, а также низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками из местных строительных материалов, вяжущими материалами).
Ширина земляного полотна для дорог группы 1-е составляет 10м, II-с-8, Ш-с-6,5м.
При проектировании дорог:
- трассы их намечают по кратчайшему направлению (лучше всего по прямой линии) с наименьшим пересечением естественных преград (оврагов, балок, рек и др.), чтобы затраты на строительство дорог, дорожных сооружений и их эксплуатацию были минимальными;
- пересечение их с водотоками и тальвегами устраивают по возможности в наиболее узких местах, продольные уклоны дорог не должны превышать 9 %, а при движении автомобилей с прицепом — 7 % (предпочтительны уклоны до 4 %);
- трассы дорог совмещают с хорошо продуваемыми сухими местами, водоразделами, а в целях предупреждения дробления участков — с границами земельных массивов производственных подразделений, полей севооборотов, лесополосами, каналами;
- проектируемые дороги должны пересекаться с существующими дорогами под прямым или близким к нему углом, чтобы создать удобные участки правильной формы;
- если возникает необходимость установления лучшего варианта строительства дороги, например при анализе устройства объезда препятствия (оврага, балки, ручья), что требует удлинения и искривления дороги или строительства моста, проводят экономические расчеты и определяют лучший вариант.
При реконструкции дорог вводят поправочный коэффициент для определения нормативов удельных капиталовложений.
Дорожные сооружения (мосты, трубы, броды, лотки, придорожные пруды) проектируют одновременно с дорогами. Мосты и трубы капитального типа (железобетонные, каменные, бетонные) должны гарантировать пропуск автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин.
Трубы укладывают для пропуска небольших расходов воды (до 6. 10 м3/с), преимущественно на периодически действующих водотоках и тальвегах.
Мосты проектируют различных размеров: малые (длиной до 25 м), средние (25. 100м) и большие (длиннее 100м). Малые мосты пролетом 2. 3 м можно проектировать и строить без расчетов.
Расчетная нагрузка мостов для магистральных дорог составляет для автомобилей 8. 10 т, гусеничной техники — 30. 60 т.
При определении местоположения трасс дорог и дорожных сооружений проводят примерный расчет стоимости строительства по каждому инженерному объекту в отдельности.
Источник: studopedia.ru
СНиП 2.05.11-83 (1984) Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
Разработаны Союзпромтрансниипроектом
Госстроя СССР (руководитель темы: С. Д. Чубаров, исполнители: В. И. Поляков, Н.
И. Провоторов, В. С. Порожняков, Б.Н. Павлов); с участием: Главного управления
капитального строительства, Главного управления землепользования и землеустройства
и Гипронисельхоза Минсельхоза СССР; Союздорнии Минтрансстроя; Гипронисельпрома
Минплодоовощхоза СССР, Московского автомобильно-дорожного института Минвуза
СССР; Ростовского инженерно-строительного института и Калининского
политехнического института Минвуза РСФСР; Белдорнии Минавтодора Белорусской
ССР.
Внесены Союзпромтрансниипроектом
Госстроя СССР.
Подготовлены к утверждению Отделом технического нормирования и стандартизации
Госстроя СССР (исполнитель И. Д. Демин).
по делам строительства
Строительные нормы и
правила
СНиП 2.05.11-83
Внутрихозяйственные
автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных
предприятиях и организациях
Настоящие нормы и правила распространяются
на проектирование новых и реконструкцию существующих внутрихозяйственных дорог
в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях
независимо от их ведомственной принадлежности.
1. Общие
положения
1.1. Внутрихозяйственные
автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных
предприятиях и организацациях* в зависимости от их назначения и расчетного
объема грузовых перевозок следует подразделять на категории согласно табл. 1 .
* В дальнейшем тексте настоящих норм и правил вместо
термина «внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и
других сельскохозяйственных предприятиях и организациях» применен термин
«внутрихозяйственные дороги».
Расчетный
объем грузовых перевозок, тыс. т нетто, в месяц «пик»
Дороги,
соединяющие центральные усадьбы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных
предприятий и организаций с их бригадами и отделениями, животноводческими
комплексами, фермами, полевыми станами, пунктами заготовки, хранения и
первичной переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами, а
также автомобильные дороги, соединяющие бригады, отделения и фермы колхозов и
совхозов и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования
и между собой, за исключением полевых вспомогательных и внутриплощадных дорог
Дороги полевые
вспомогательные, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных
сельскохозяйственных угодий или их составных частей
1.2. Если в связи с
предполагаемым транзитным движением, массовыми перевозками легковесных грузов (объемной
массой менее 0,8 т/м 3 ), а также движением автобусов, легковых
автомобилей и сельскохозяйственных машин общая расчетная интенсивность движения
в обоих направлениях на дорогах, относящихся по расчетному объему перевозок к
дорогам II-с категории, превышает 150 физических транспортных единиц в
среднемесячные сутки наиболее напряженного в году месяца (месяца
«пик»), то указанные в табл. 1 внутрихозяйственные дороги следует
проектировать по нормам, установленным для дорог I-с категории.
1.3. Внутриплощадочные
дороги, располагаемые в пределах животноводческих комплексов, птицефабрик,
ферм, тепличных комбинатов и других подобных объектов, в зависимости от их
назначения следует подразделять на:
производственные,
обеспечивающие технологические и хозяйственные перевозки в пределах площадки
сельскохозяйственного объекта, а также связь с внутрихозяйственными дорогами,
расположенными за пределами ограждения территории площадки;
Государственного комитета СССР
по делам строительства
от 30 декабря 1983 г. №
344
1 января 1985 г.
вспомогательные,
обеспечивающие нерегулярный проезд пожарных машин и других специальных
транспортных средств (авто- и электрокаров, автопогрузчиков и т. п.).
1.4. Расчетный объем
грузовых перевозок суммарно в обоих направлениях в месяц «пик» для
установления категории внутрихозяйственной дороги следует определять в
соответствии с генеральными схемами развития внутрихозяйственных дорог или
планами развития колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и
организаций на перспективу (не менее чем на 15 лет), исходя из:
грузообразующих и
грузопоглощающих площадей и производственных объектов, тяготеющих к каждой
дороге;
проектной производительности
или мощности животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм, тепличных
комбинатов и других объектов сельскохозяйственного производства;
намечаемого увеличения
обрабатываемых площадей, совершенствования структуры посевов и повышения
урожайности сельскохозяйственных культур;
объемов перевозок кормов,
навоза (помета), минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, а также
строительных грузов, связанных со строительством сельских населенных пунктов,
объектов основного и вспомогательного производства, внутрихозяйственных дорог;
объемов перевозок
(транзитных) других предприятий и организаций, предполагаемых по проектируемым
(или реконструируемым) дорогам.
1.5. Внутрихозяйственные
дороги и их отдельные участки должны:
располагаться в комплексе с
размещением полей севооборота, садово-ягодных участков, пастбищ, сенокосов и
других сельскохозяйственных угодий, усадеб бригад и отделений, полевых станов
на основе генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог, а при их
отсутствии — на основе комплексных перспективных планов
социально-экономического развития административных районов,
сельскохозяйственных предприятий и организаций, схем и проектов землеустройства
и районной планировки административных районов;
с наибольшим экономическим
эффектом обеспечивать производственные, пассажирские и культурно-бытовые
перевозки, удобную связь с сельскими населенными пунктами, с существующими и
планируемыми автомобильными дорогами общего пользования и путями других видов
транспорта;
максимально использовать
благоприятные рельефные, инженерно-геологические и гидрогеологические условия,
избегая по возможности участков с бессточными понижениями, высоким уровнем
грунтовых вод;
отвечать требованиям рационального
использования земель и охраны окружающей природной среды, предусматривая
мероприятия по предотвращению затопления, заболачивания или чрезмерного
осушения сельскохозяйственных угодий, водной и ветровой эрозии почвы,
образования или развития оврагов и оползней, а также других неблагоприятных для
сельского хозяйства процессов;
учитывать возможность
рациональной организации сельскохозяйственного производства, размещение полей
севооборота и других сельскохозяйственных угодий, положение лесных полезащитных,
водорегулирующих, приовражных и других насаждений, водоемов, направление
мелиоративных каналов, линий электропередач и связи, сложившуюся сеть
внутрихозяйственных дорог смежных сельскохозяйственных предприятий и
организаций.
1.6. Площадь сельскохозяйственных
угодий, занимаемая внутрихозяйственной дорогой, должна быть минимальной и
включать полосу, необходимую для размещения земляного полотна, водоотводных
канав и предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги,
откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки
откоса водоотводной канавы.
В случае когда для
обеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды, размещения
дорожных сооружений и устройств (автобусных остановок, съездов, уширений дороги
для формирования автопоездов, устройства дорожных ограждений и др.) требуется
проведение инженерных мероприятий, связанных с занятием дополнительных
площадей, их размер должен устанавливаться и обосновываться проектом.
Земельные участки, временно
занимаемые на период строительства дороги, после его завершения должны быть
приведены в состояние, соответствующее требованиям Основных положений по
восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных
ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ,
утвержденных ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.
При этом выбранный вариант
проектного решения должен обеспечивать:
комплексность конструктивных
решений земляного полотна, дорожной одежды, систем водоотвода поверхностных и
грунтовых вод, агротехнических мероприятий;
прочность, устойчивость и
долговечность земляного полотна, дорожной одежды и других дорожных сооружений;
экономное расходование
металла и вяжущих материалов;
широкое использование
местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов
производства;
сохранность перевозимых
грузов;
рациональное использование
сельскохозяйственных угодий, лесов, водоемов и других природных ресурсов;
сохранение окружающей
природной среды;
возможность механизации и
индустриализации строительных и ремонтных работ; сокращение продолжительности
строительства;
оптимальные эксплуатационные
качества дорог и их отдельных элементов;
минимально необходимые
единовременные капитальные вложения на строительство внутрихозяйственных дорог
с учетом стадийного их сооружений и усиления;
1.8. Очередность и сроки
строительства или реконструкции внутрихозяйственных дорог в составе проекта следует
предусматривать в увязке с генеральными схемами развития этих дорог, исходя из
возможности и целесообразности сооружения отдельных дорог или их участков и
элементов в целях обеспечения на первой стадии нормальной деятельности
сельскохозяйственного предприятия или организации. При этом в первую очередь
надлежит обеспечивать транспортную связь центральной усадьбы с бригадами и
отделениями, животноводческими комплексами, птицефабриками, фермами и другими
важными объектами, а также предусматривать сооружение (реконструкцию) участков
дорог, являющихся трудно проезжаемыми, с устройством необходимых водопропускных
сооружений.
На первой стадии допускается
предусматривать покрытия менее капитальных видов (чем установленные для дороги
данной категории) при условии обеспечения их нормальной работы до планового
капитального ремонта, а для дорог с двухполосной проезжай частью
предусматривать устройство дорожной одежды для одной полосы движения (с
асимметричным ее размещением); при этом земляное полотно должно быть возведено
на всю ширину, установленную для двухполосной проезжей части.
При стадийном строительстве
дорог проектно-сметная документация должна разрабатываться одновременно на все
стадии.
1.9. Мосты, путепроводы,
водопропускные трубы следует проектировать в соответствии с главой СНиП
II-Д.7-62*, а расчет их конструктивных элементов производить по СН 200-62 и СН
365-67.
При выборе типа
водопропускного сооружения предпочтение следует отдавать трубам. При
технико-экономическом обосновании допускается устройство затопляемых подходов с
незатопляемыми или затопляемыми мостами, переливных лотковых сооружений,
бродов, фильтрующих насыпей, дюкеров, а также паромных и ледовых переправ.
При возведении насыпей через
глубокие лога в проектах следует рассматривать (для нужд сельского хозяйства)
целесообразность устройства водоемов с применением водоподпорных сооружений.
1.10. Дороги, соединяющие
центральные усадьбы с автомобильными дорогами общего пользования, следует
проектировать в соответствии с главой СНиП II-Д.5-72.
Проектирование дорог
(проездов, подъездов), располагаемых на территории предприятий (баз) для
технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственных машин и
транспортных средств; складов общего назначения; промышленных предприятий по
переработке сельскохозяйственной продукции; карьеров местных строительных
материалов; предприятий по изготовлению строительных конструкций, изделий и
деталей; энергетических и других объектов промышленного назначения, включаемых
в состав агропромышленного объединения, должно осуществляться в соответствии с
главой СНиП II-Д.5-72.
При проектировании участков
внутрипоселковых дорог, располагаемых в пределах селитебной территории
центральных усадеб и других сельских населенных пунктов, в том числе в зоне
перспективной их застройки, должны соблюдаться требования главы СНиП II-60-75*.
1.11. Проекты вновь
строящихся и реконструируемых внутрихозяйственных дорог и их отдельных
элементов должны содержать мероприятия по обеспечению безопасности и
организации движения, включая схемы расстановки дорожных знаков и указателей, в
том числе разрешающих или запрещающих знаков для проезда гусеничных тракторов
или широкогабаритных сельскохозяйственных машин на дорогах I-с и II-с
категорий, указателей для ориентирования водителей о наличии площадок для
разъезда, а также схемы установки ограждений и рекомендации по разметке
проезжей части.
Проекты дорог I-с и II-с
категорий подлежат согласованию с органами Госавтоинспекции МВД СССР.
2. Основные
технические нормы, параметры и показатели
Расчетные скорости
2.1. Расчетные скорости
движения транспортных средств для проектирования элементов плана, продольного и
поперечных профилей внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл. 2 .
Источник: sniprf.ru