Водохозяйственное строительство и мелиорация что это

Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в государственной и муниципальной собственности [1] .

К полномочиям Российской Федерации в области мелиорации земель относятся:

  • • определение государственной политики в области мелиорации земель;
  • • владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  • • финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  • • определение в установленном порядке федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию;
  • • утверждение и реализация федеральных программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
  • • утверждение стандартов, норм и правил в области мелиорации земель.

Государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент России, Правительство России, органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель.

НЕ РУБКА, А МЕЛИОРАЦИЯ?

Положение о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, утверждается Правительством России.

Основными направлениями деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области мелиорации земель являются:

  • — разработка и реализация федеральных и региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель;
  • — организация финансирования мелиорации земель;
  • — организация эксплуатации государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
  • — паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
  • — организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель;
  • — организация разработки стандартов, норм и правил в области мелиорации земель;
  • — организация и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области мелиорации земель;
  • — проведение государственной экспертизы проектной документации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
  • — контроль за состоянием мелиорированных земель.

Порядок проведения паспортизации мелиоративных систем и

Мелиорация почвы. AGROSPHERA

гидротехнических сооружений и порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Приемка в эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами.

Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений организуют в отношении государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

К полномочиям субъектов РФ в области мелиорации земель относятся:

  • • владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов РФ государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  • • разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области мелиорации земель;
  • • финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к собственности субъектов РФ государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, и участие в финансировании мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  • • разработка, утверждение и реализация региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением.

Органы местного самоуправления могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:

  • • владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
  • • обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;
  • • координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:

  • • владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • • разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
  • • осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
  • • организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
  • • установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
  • • утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
  • • определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
  • • гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;
  • • установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;
  • • установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
  • • территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;
  • • утверждение правил использования водохранилищ;
  • • установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;
  • • определение порядка осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
  • • определение порядка резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • • установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;
  • • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;
  • • утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;
  • • определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
  • • утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
  • • установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений относятся:

  • • владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • • установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, порядка расчета и взимания такой платы;
  • • участие в деятельности бассейновых советов;
  • • разработка, утверждение и реализация программ субъектов РФ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов РФ;
  • • резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • • осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;
  • • утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
  • • утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;
  • • участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
  • • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ;
  • • осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ;
  • • утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
  • • установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Читайте также:  Как высчитать количество кирпича для строительства дома

Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ следующие полномочия:

  • • предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;
  • • осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ;
  • • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

Высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ):

  • — назначают на должность и освобождают от должности руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия;
  • — утверждают по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • — организуют деятельность по осуществлению переданных полномочий;
  • — вправе утвердить временные административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий;
  • — обеспечивают своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также о нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

  • • владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
  • • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
  • • осуществление мер по охране таких водных объектов;
  • • установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Источник: bstudy.net

ГИДРОТЕХНИЧЕСКАЯ МЕЛИОРАЦИЯ

Гидротехническая (водная) мелиорация включает в себя три элемента техники полива, в том числе способ полива, приемы распределения оросительной воды по территории полива и организацию полива. Все эти составляющие имеют важное значение для обеспечения эффективной работы оросительных систем в целом [14].

В практике гидротехнических мелиораций приняты следующие способы орошения: поверхностные поливы, дождевание, аэрозольное (мелкодисперсное), внугрипочвенное и капельное увлажение почв, субиригация.

Независимо от применяемого способа, территория орошаемого поля должна быть подготовлена к его проведению. Такими подготовительными мероприятиями являются культуртехнические и агромелиоративные работы.

Для организации орошения особое значение имеет тщательная планировка (выравнивание) поверхности будущего орошаемого поля. Планировка необходима практически для всех способов полива, но особенно актуальна она для поверхностного орошения. Требования к проведению планировочных работ в значительной мере определяются проектируемым способом орошения.

Для выполнения планировочных работ разрабатывают специальные проекты на крупномасштабной топографической основе с масштабом 1:2000, 1:1000 с шагом горизонталей 0,10 или 0,25 м. Для выполнения планировок используют бульдозеры, скреперы, а для окончательного выравнивания поверхности — длиннобазовые планировщики или длиннобазовые автогрейдеры. Важным условием качества планировочных работ является сохранение гумусового горизонта и плодородия почвенного покрова.

Гидротехническая мелиорация обеспечивает насыщение и аккумуляцию влаги в почвах в необходимом количестве и в нужное время, а также сброс избыточной поверхностной или грунтовой влаги за пределы границ рассматриваемой территории или промывку засоленных почв. Основной задачей гидротехнической мелиорации является регулирование водного и водно-солевого режимов почв. Это регулирование достигается увлажнением, осушением или промывкой почв.

Гидротехническая мелиорация издревле использовалась человечеством на практике на разных территориях Земли. Так, оросительные каналы строили еще древние египтяне, догадавшиеся таким способом повышать плодородие почв.

Водная мелиорация (орошение и осушение) является основным путем повышения урожайности сельскохозяйственных угодий, занимающих на планете 10 % площади суши. Шестая часть этих земель мелиорирована и с них получают от 40 до 50 % всех производимых сельскохозяйственных продуктов питания и потребления.

Орошение обеспечивает решение следующих задач в землепользовании:

  • — улучшение снабжения корневой системы растений влагой и питательными веществами, содержащимися в ней;
  • — снижение температуры приземного (припочвенного) слоя воздуха;
  • — увеличение влажности почвы и приземных слоев воздуха;
  • — исключение зависимости плодородия почв от влияния изменений погодных условий (в районах недостаточного естественного увлажнения);
  • — получение устойчивых урожаев многих сельскохозяйственных культур (в зонах недостаточного естественного увлажнения).

Развивая приемы орошения, в их основу закладывают водосберегающие технологии полива, способствующие резкому увеличению эффективности этого вида мелиорации. Но до сих пор коэффициент полезного использования поливной воды в оросительных сетях остается невысоким. Так, в оросительных системах Северного Кавказа только в межхозяйственных каналах потери воды составляют до 30 % от общего объема се забора. Значительные потери воды при водной мелиорации возникают в ходе подачи по магистральным распределительным каналам, устроенным в грунтах, и связаных с дополнительными расходами её на фильтрацию в эти грунты.

Существенным резервом нормированного использования воды является правильный выбор и рациональное применение различных способов полива сельскохозяйственных угодий. За последние годы в сельских хозяйствах России площади полива угодий методом дождевания возросли до 75 %, что привело к потребительному снижению оросительных норм на 25-30 %.

В конце XX в. появились более прогрессивные способы полива, в том числе капельные и аэрозольные, обеспечивающие до 50 % экономии воды. Так, оросительная норма полива дождеванием в сочетании с мелкодисперсным увлажнением озимой пшеницы становится ниже в среднем на 30 %, чем при использовании только дождевания [9].

С развитием и освоением новых площадей орошаемых земель увеличивается объем вновь возникающих грунтовых верховодных коллекторно-дренажных вод. Они накапливаются в подстилающих почвенных слоях в результате периодических поливов, когда отмечается избыточный сток вод, а также в ходе работ при рассолении почв промывкой. В этих случаях повышается степень минерализации речных вод, тогда они становятся непригодными для орошения земель.

Так, например, дренажные воды в больших объемах сбрасываются с полей в Амударью. За последние 45 лет уровень минерализации воды в Амударье увеличился в два раза. Только с территории Таджикистана в реку и ее притоки ежегодно направляют 3 км 3 коллекторно-дренажных и сбросных вод с минерализацией в пределах от 1 до 4 г/л [14].

Снижение степени минерализации воды осуществляют путем применения рациональных схем использования дренажного стока для различных народнохозяйственных целей, в том числе на обводнение пастбищ, выращивание солеустойчивых и очищающих воду растений, водоснабжение на основе опреснения, снижение расходов воды при промывке засоленных земель, снижение удельных оросительных норм, повышение эффективности работы гидромелиоративных систем.

В современной России массовому развитию орошения препятствует высокая стоимость обустройства систем орошения и, как следствие, — длительный период окупаемости единовременных затрат в сроки от 10 до 12 лет, трудности хода проектирования и сооружения гидротехнических сооружений, согласований с различными проверяющими и контролирующими организациями, а также нехватка квалифицированных работников.

На практике для каждого способа орошения земель поливом, в том числе для поверхностного орошения земель, разработаны и апробированы свои технологии.

Источник: studme.org

Какие предприятия оказывают услуги по мелиорации земель? Аккредитованные фирмы

Всё о дренаже

Использование земель в сельскохозяйственных целях подразумевает эффективное применение почвы, которая должна соответствовать определённым характеристикам. Может быть избыточная влага, или же неудовлетворительный химический состав. Для повышения продуктивности слоя почвы используются организационные, технические мероприятия по мелиорации.

Мелиорация – с латинского языка «улучшение», т.е. положительное воздействие на землю. Комплекс мер по мелиорации осуществляют аккредитованные предприятия, которые оказывают свои услуги по всей стране.

Читайте также:  Глинобитные дома технология строительства своими

Организации, занимающиеся мелиоративными работами

Какие предприятия оказывают услуги по мелиорации земель? Аккредитованные фирмы

Производительность и рентабельность участка земли зависит от многих факторов (осадки, температура воздуха). Компании, которые реализуют проект мелиорации, позволяют полностью минимизировать риски, устранить недостатки.

В зависимости от поставленной цели предприятия по мелиорации предоставляют услуги:

  • работа с сельскохозяйственными объектами;
  • улучшение лесных угодий;
  • ввод в эксплуатацию дренажных систем, которые позволяют удалить избыточную влагу на земельном участке.

Предприятия осуществляют:

  • оценку экологического состояния грунта;
  • составление комплекса мероприятий по улучшению качества почвы;
  • проектирование систем мелиорации;
  • создание проектной документации;
  • эксплуатацию и обслуживание спецтехники;
  • оформление планов агротехнических работ;
  • поддержание качества мелиоративных почв.

В результате работы такой специализированной фирмы заказчик получает полностью готовый проект, а также консультирование в процессе работы системы.

Основные аккредитованные заводы и фирмы

Какие предприятия оказывают услуги по мелиорации земель? Аккредитованные фирмы

  1. «Поливпроект». Месторасположение: Россия. Москва.
  2. «Мелиоратор». Месторасположение: Россия. Краснодарский край.
  3. «Благоустройство». Месторасположение: Россия. Муром.
  4. «Институт Крымгипроводхоз». Месторасположение: Россия. Республика Крым. Симферополь.
  5. «Новый век агротехнологий». Месторасположение: Россия. Батайск.
  6. Компания «Фортис». Месторасположение: Россия. Волгоград.
  7. «Зелёный город». Месторасположение: Россия. Астрахань.
  8. «Завод дождевальных машин». Месторасположение: Россия. Волжский.
  9. «Татмелиорация». Месторасположение: Россия. Казань.
  10. «Калугаводопроект». Месторасположение: Россия. Калуга.
  11. «Мордовагровод». Месторасположение: Россия. Республика Мордовия. г.Саранск.
  12. «Волговодпроект». Месторасположение: Россия. г.Волгоград.
  13. ВНИИ «Орошаемого земледелия». Месторасположение: Россия. г.Волгоград.

Характеристика компаний

  • «Поливпроект». Предприятие выполнит весь комплекс работ, которые связаны с автоматическим поливом и ландшафтного освещения участка на высокопрофессиональном уровне. Находится в Москве. На рынке услуг уже 18 лет.
  • «Мелиоратор». Компания занимается строительством водных сооружений Год основания 2003.
  • «Благоустройство». Сфера деятельности: мелиоративные работы, ландшафтный дизайн, садовые центры. Год основания 2012.
  • «Институт Крымгипроводхоз». Основные услуги: системы водоснабжения, канализации, отопления. Проектные организации, инжиниринг.
  • «Новый век агротехнологий». Компания специализируется на капельном орошении более 10 лет. Оказывает услуги проектирования, подбором необходимого оборудования, монтажными работами. Осуществляет постоянную поддержку клиентов на протяжении всей работы системы.
  • Компания «Фортис». Занимается разработкой футбольных полей как с искусственным так и с натуральным газоном. Основная сфера деятельности – ландшафтный дизайн. В основные работы входит: проектирование, автоматический полив, жидкостный подогрев. Также, разрабатывает многофункциональные спортивные площадки.
  • «Зелёный город». Является муниципальным бюджетным учреждением города Астрахани. Создано с целью благоустройства, озеленения, ландшафтного строительства города. Выполняет работы по обследованию зелёных насаждений, декоративное оформление территории. Также, по заказам юридических лиц устанавливает теплицы, парники, павильоны для выращивания декоративных растений.
  • «Завод дождевальных машин». Завод был образован в 2014 году, производит спецтехнику по европейским стандартам.

Срок эксплуатации оборудования свыше 25 лет, что обеспечивает конкурентоспособность на рынке.

  • доступная цена;
  • долговечность техники;
  • консультирование и помощь в проектировании орошаемых массивов.
  • буровые работы;
  • строительство гидротехнических объектов;
  • мелиорация земель;
  • производство земляных строительных работ.

Важные моменты

Какие предприятия оказывают услуги по мелиорации земель? Аккредитованные фирмы

При выборе предприятия, которое оказывает услуги по мелиорации необходимо обратить внимание на несколько важных нюансов. К таким аспектам относятся:

  • доступные цены (нужно выбрать фирму, которая оказывает качественные услуги, но при этом не увеличивает необоснованно стоимость);
  • профессионализм (при заключении договора следует обратить внимание то, как долго компания находится на рынке услуг, запросить рекомендации, изучить отзывы);
  • полный спектр услуг (всегда удобнее, когда организация предоставляет услуги в комплексе).

После заключения договора организация должна провести оценку площади и типа грунта. Затем выявить существующие проблемы и разработать план решения, эффективной ликвидации рисков. В большинстве случаев предприятие проводит комплексные работы, которые включают несколько видов мелиорации для достижения необходимого эффекта.

Также важную роли играет площадь земельного участка. Не каждая компания готова работать с большой территорией. На это стоит обратить внимание. Фирмы работают с начальной площадью от 1 га.

Современность и исправность спецтехники – важный момент. Сегодня предоставляется высокофункциональное и долговечное оборудование. Ведение проектной документации, поддержка и консультирование на всем этапе работ также большой плюс.

Мелиорация – важный комплекс мероприятий, который позволяет улучшить качество земельных участков для эффективного хозяйственного использования территории.

Существует множество предприятий, оказывающих услуги мелиорации. География компаний обширна. Каждая организация имеет преимущества, но при выборе компании нужно обратить внимание на ряд факторов.

Источник: blog.ost-drain.ru

Мелиорация земель

Для того чтобы растения чувствовали себя хорошо и в полной мере проявляли свои декоративные и плодовые качества, необходимо придать почве такие свойства, которые бы были наиболее благоприятны для роста и развития, создать оптимальные по сравнению с естествен­ными (исходными) водный, тепловой и солевой режимы.

Последствия переувлажнения почвы.

Бывает так, что весной или после обильных дождей вода долго стоит на поверхности почвы. Избыточное увлажнение губительно действует на растения. Оно ухудшает доступ воздуха к корням, вследствие чего растения испытывают кислородное голодание, хилеют и гибнут. От переувлажнения выпревают газонные травы и травянистые многолетники.

Зимой в понижениях посадки зачастую страдают от вымокания. Растения чувствуют себя угнетенно, дают слабый прирост, теряют декоративные качества. Все это свидетельствует о неблагоприятном водном режиме, сложившемся на данной территории.

Мелиорация земель

Для улучшения качества почв и создания наиболее благоприятных условий для роста и развития растений, для отвода излишней влаги проводят мелиорацию земель.

Мелиорация (от лат. melio — улучшать) — это система меро­приятий по улучшению свойств и режима почв в благоприятных производственном (сельскохозяйственном, лесохозяйственном и др.) и экологическом направлениях. При этом всегда следует иметь в виду, что эффект мелиорации в полной мере проявляется только на фоне высо­кой культуры земледелия.

Наиболее целесообразны в Нечерноземной зоне следующие виды мелиораций:

Агрономические мелиорации (агромелио­рации) — это комплекс мероприятий, направленных на изменение (улучшение) рельефа и физических свойств почв. Это может быть решено путем планировки поверхности, глубокое рыхление почвы. Агромелиоративные мероприятия обеспечивают организацию и ускорение поверхностного стока, улучшают распределе­ние влаги на поверхности орошаемого поля.

Культуртехнические мелиорации — комплекс тех­нических мероприятий, обеспечивающих приведение в благопри­ятное для возделывания культурных растений состояние поверхно­сти и корнеобитаемых горизонтов почвы. Это достигается путем уборки поверхностных и внутрипочвенных камней, удаления кустарника, пней, кочек, мелколесья, засыпки ям, разборки валов выкорчеван­ной древесины, извлечения погребенной древесины и др.

Гидротехнические мелиорации обеспечивают аккумуляцию влаги в необходимом количестве и в нужное время, сброс избыточной гра­витационной влаги за пределы рассматриваемой территории. Гидротехнические мелиорации имеют своей основной задачей регули­рование водного режима почв. Это достигается осуше­нием, двусторонним регулированием водного режима почв и т.п.

Тепловые мелиорации направлены на изменение теп­лового режима почв с помощью мероприятий по трансформа­ции гранулометрического состава поверхностных горизонтов (на­пример, внесение мелких камней в пахотные слои северных почв с целью уменьшения их теплоемкости и повышения температу­ры, систематического снегозадержания, мульчирования поверхно­сти и др.).

Так как мелиорация — это система определенных технических и иных мероприятий, направленных на улучшение свойств и режи­мов почв, то обычно наибольший эффект удается достигнуть при комплексном применении различных видов мелиорации. Например, при осушении тяжелых заболоченных почв — сочетанием аг­ромелиорации, гидротехнических и культуртехнических мелиора­ций.

Задача мелиорации заключается в том, чтобы улучшить свой­ства и режим (или режимы) почвы в слое мощностью 1-2 м, т.е. в горизонтах почвенного профиля. По­этому непосредственным и основным объектом мелиорации всегда является почвенный покров.

Из истории мелиорации

Конструктивный разрез дренажной траншеи

Осушительные мелиорации начали проводить еще в глубокой древности: в течение ряда тысячелетий население Египта, Бирмы, Индии, Вьетнама, Китая сооружало в долинах крупных рек дамбы для за­щиты пойм от наводнений. Греческий историк Геродот более 2000 лет назад описал одну из первых дренажных систем в долине Нила.

Дренаж как мелиоративное мероприятие получил широкое распространение в античный период в Греции. Позднее римский писатель Катон (I в. до н.э.) в трактате «О земледелии» описал открытые дренажные системы, применявшиеся в Древнем Риме для осушения почв на виноградниках и оливковых плантациях. Многие из этих систем действуют до настоящего времени.

В Х в. в Европе начались работы по устройству осушительных систем в бассейне Северного моря. Особенно интенсивными они были в XII- XIV вв. Осушались круп­ные болота, приморские низменности, дельты рек, приозерные понижения.

В Англии в 1252 г. при короле Генрихе III был принят первый закон об осушении сельскохозяйственных земель, который стал основой для развития мелиорации в последующие столетия. Пер­вая система закрытого дренажа в Европе была построена, по-види­мому, в этой стране при Генрихе V в конце XV в.

Появление гончарного дре­нажа относится примерно к 1810 г. В 1846 г. парламентским актом дре­наж сельскохозяйственных земель был признан национальным до­стоянием.

За период 1846-1873 гг. в Англии было осушено 4 млн. га. В 1880 г. площадь осушенных земель в стране составила 6,2 млн. га. В настоящее время общая площадь ежегодного строительства дренажа (включая объекты реконструк­ции) составляет около 100 тыс. га.

Интенсивное развитие работ по осушению в России первона­чально было связано с деятельностью Петра I. Он предпринял осу­шение болот в связи с освоением побережья Финского залива, строительством Петербурга и других городов, крепостей, заводов. Действие открытых осушительных систем было описано М.В. Ло­моносовым в работе «Лифляндская экономика» (1738). В конце XVIII в. А.Т.

Читайте также:  Речной или карьерный песок для строительства

Болотов разработал вопросы осушения северных рай­онов России. Однако в послепетровский период до второй полови­ны XIX в. работы в области осушения почв в России велись в весь­ма ограниченных масштабах. Отмена крепостного права и бурное развитие капитализма явились движущим фактором мелиорации почв.

В 1873 г. Министерство государственных имуществ в целях использования обширных болот северо-западных губерний под сенокосы и пастбища, улучшения государственных лесов и оздоров­ления местности организовало две экспедиции по осушению болот под руководством И.И. Жилинского.

К этому времени относится и строительство двух первых закрытых осушительных систем гончар­ного дренажа в России. Они сыграли в дальнейшем важную роль в развитии этого прогрессивного способа осушения в нашей стране. Первая такая система закрытого дренажа была построена в 1853 г. на территории современной Белорусской сельскохозяйственной академии А.Н.

Козловским через 10 лет после того, как в Англии в 1843 г. Д. Рид впервые изобрел гончарную дренажную трубу. Вторая система закрытого гончарного дренажа была создана в Смоленской губернии в имении А.Н. Энгельгардта, близкого друга и соратника В.В. Докучаева. В начале XX в. в России создается система мелиоративных опытных станций и опытных полей по культуре болот (Архангельская, Яхромская, Сарненская и др.).

Защита территории от воды и задачи дренажа

Основными методами регулирова­ния и защиты территории от воды яв­ляются водоотведение и устройство дренажа. Защита участка от обводнения при помощи водоотвода требуется, если:

  • если он расположен на не слишком кру­том склоне, по которому сверху посто­янно поступает вода (т.е. выше участка имеется пруд или заболоченный участок);
  • когда вода, собирающаяся по всему склону, во время дождя успевает, про­текая, насыщать грунты.

Конструктивный разрез дренажного колодца

При уклонах участков более трех градусов защита требуется в основном от смыва плодородного слоя. Во­доотвод с защитой от поверхностных вод рекомендуется проводить двумя основными способами:

  1. обваловкой защищаемой зоны валами из лю­бых насыпных материалов (за исклю­чением песчаных пылеватых) со сто­роны подтока воды;
  2. посредством перехвата воды и устройства неглубоких нагорных ка­нав или лотков, расположенных попе­рек склона на верхней и нижней гра­ницах территории, с отводом в лив­невую канализацию.

Задачи, возлагаемые на дренаж:

  • быстрый отвод талых вод, что позволяет использовать участок почти сразу после оттаивания почвы;
  • понижение уровня грунтовых вод;
  • отвод избыточных вод после продолжительных осадков, в основном на тяжелых глинистых грунтах.

Проектирование и строительство дренажа лучше всего доверить специалистам, которые смогут учесть особенности осушаемого участка и гарантировать нормальную работу дренажа. На небольших участках проект дренажа может быть выполнен без расчета. При этом учитывается ряд необходимых для устройства дренажных систем параметров:

  1. уклон и диаметр дрен;
  2. расстояние между дренами;
  3. глубину залегания дрен;
  4. плановое расположение дрен;
  5. устройство устьевой части, смотровых колодцев и др.

Устройство дренажа

Дренажная система — это комплекс инженерных сооруже­ний, состоящий из водоприем­ника, проводящей сети, регулирую­щей сети и ограждающей сети, ко­торые располагаются на осушаемой территории. Водоприемником может служить река, ручей, овраг или кана­ва вдоль дороги, то есть любое мес­то, куда можно отвести воду с осушаемой территории. Водопроводящая осушающая сеть — это система открытых каналов и закрытых коллекторов, по которым вода поступает с осу­шаемой территории в водоприемник.

Регулирующая сеть состоит из дре­нажа – открытого, в виде сети канав, он устраивается на больших территориях или по границам участка, вдоль улиц, или закры­того, вертикального и горизонтального, либо смешанного типа.

Чаще всего используется закрытый горизонтальный дренаж, состоящий из траншей глубиной 1-1,2 (1,5) м, на дне ко­торых располагаются дрены — специаль­ные дренажные трубы или любой проводящий воду материал: щебень, битый кирпич, хворост, жерди, засыпан­ные сверху землей. Цель устройства дренажа — собрать избыток грунтовых и поверхностных вод и отвести их за преде­лы участка. Таким образом, дренаж регулирует влаж­ность в поверхностном слое почвы, в котором располагается корневая система ра­стений. Дренажные траншеи должны иметь уклон в сторону водоприемни­ка, от этого зависит скорость убыва­ния воды.

Ограждающая сеть каналов, глубиной 1-1,5 м, перехватывает поверхностные и грунтовые воды, по­ступающие с расположенных выше соседних территорий. Ограждающая сеть обычно прокладывают по периметру застроенной территории.

Последовательность устройства дренажа

Строительство дренажа начинается с водоприемника. После того, как будет сделан водоприемник, прокладывают траншею под закрытый коллектор, по которому вода будет поступать из дрен в водоприемник. Затем выкапывают траншеи для дрен. Диаметр дрены 6-9 (10) см, а коллекто­ра, в случае если он собирает воду от большого количества дрен на боль­шом пространстве, — 9-10 см. На небольших участках (менее 50 соток) диаметры коллектора и дрен могут быть одинаковыми.

Ширина траншей под дрены и кол­лектор — 35-40 см, а глубина – 1-1,2 м. Коллектор нужно располагать ниже дрены, что­бы вода самотеком шла из дрен в кол­лектор, а из коллектора — в водопри­емник. Открытые каналы могут иметь различную глубину ­в зависимости от рельефа. На ровном участке с минимальными уклонами глубина канала составляет 1,5 м, на более рельефном — менее 1,5 м. Эти нормы применимы для всех типов по­чвы. Дре­нажная система должна иметь уклон: 0.002-0.005 м на 1 м (2-5 мм на 1 м) для труб диаметром 90 (100) мм, а для труб с большим диаметром уклон делается больше.

Дренажную систему распо­лагают не ближе чем в 0,5 м от за­бора и 1 м от отмостки дома. Расстояние между дренами на участках с тяжелыми глинисты­ми почвами примерно 7-10 м, с легкими пес­чаными, хорошо проницаемыми для воды почвами — до 15-20 м.

Бывают ситуации, когда участок расположен в низине или на склоне, и во­доприемник находится выше осу­шаемой территории (т.е. воду отводить некуда). В этом случае в качестве водоприемника делают дренажный коло­дец глубиной 2-3 м. В него устанавливают дренажный насос, который автоматически будет выкачивать собирающуюся в колодце воду в расположенную выше канаву или овраг. Дренажный коло­дец укрепляют железобетонными кольцами диаметром 1 м.

Дренажные трубы необходимо обмотать фильтрующим материалом (геотекстилем) для защиты труб от попадания глинистых частиц (заиления), но обычно их можно купить уже с обмоткой. Кроме геотекстиля используют объемные дренаж­ные фильтры.

Их изготавливают из отходов текстильного производства, соломы злаковых (главным образом из ржаной соломы), волокнистого торфа, волокон кокосового ореха и других материалов. Объемные фильтры не только защищают пластмассовую дрену от заиле­ния, но улучшают и усиливают приточность воды. Фильтры из органических материалов (например, из ржаной соломы) перспек­тивны еще и потому, что они длительно не снижают своей водо­проницаемости в условиях интенсивного заиления благодаря способности к авторегенерации, к восстановле­нию пористости в результате постепенного разложения материа­ла фильтра. Такие фильтры особенно эффективны на тяжелых глинистых и суглинистых почвах.

На дно дренажной траншеи насыпают слой щебня 5 см, затем на щебень под определенным уклоном укладывают трубы, трубы обсыпают щебнем или гравием слоем 30-40 см. Щебень используют фракцией 8-32 мм, чистый, промытый, нельзя брать известковый щебень. Далее можно насыпать крупнозернистый песок слоем 10-30 см, а поверх песка укладывается плодородный грунт.

Дренажная система с применением дренажных труб является наиболее эффективной при проведении осушительных мелиоративных мероприятий. Дренаж, созданный только из щебня, битого кирпича, жердей, будет хорошо отводить воду лишь в течение 5-7 лет, а после потребует ремонта или полной замены.

При правильной эксплуатации дренажная система из труб будет служить достаточно долго — до 50 лет. Это возможно лишь при соблюдении некоторых условий:

  1. после того, как проложены трубы, тяжелой технике по участку ездить нельзя. В случае крайней необходимости лучше построить временную дорогу;
  2. если верхний слой почвы уплотнен колесами автомашин, то следует провести глубокое рыхление, чтобы придать почве необходимую степень рыхлости и водопроницаемости. Иначе дренажная система не будет работать;
  3. Раз в 2-3 года дренаж­ные трубы желательно промывать в целях предупреждения их заиления и закупорки отверстий гидроокисью железа. Для этого к открытому краю коллектора (тому, что впадает в водоприемник) подсоединяют водопроводный шланг и стру­ей воды под напором промывают дренажную систему.

Если все работы выполнены правильно, то в ходе функционирования дренажной системы на участке устанавливается благоприятный гидрологи­ческий режим, что создает оптимальные условия для развития растений. Но нужно помнить, что растения будут хорошо расти и плодоносить лишь при сочетании всех необходимых для их жизнедеятельности факторов, т.е. оптимальных свойств и режимов почвы (водного, теплового, воздушного) с высоким уровнем агротехники, с хорошим уходом за посадками.

Источник: europlast-ltd.ru

Рейтинг
Загрузка ...