Водопроводные сети являются объектами капитального строительства
Объект проектирования «Реконструкция системы противопожарного водоснабжения» представляет собой противопожарный водовод, который будет реконструирован (изменен расход, диаметр, конфигурация) для работы по следующей схеме:
- трубопровод от существующего речного водозабора (не ОПО) по территории отведенных земель до ООПО № 1;
- в границах территории ООПО № 1 вдоль межцеховых проездов, с подключением к сущ. установкам, для обеспечения требуемого расхода и давления, выполнения кольцевых сетей водоснабжения, с частичным использованием существующих сетей;
- направление воды – от реконструируемого водовода во вновь проектируемые резервуары противопожарного запаса воды, с вновь проектируемой повысительной противопожарной насосной (ИЛО) на территории ООПО № 1;
- от территории ООПО № 1 по территории отведенных земель до отдельно стоящих ОПО № 2, 3, 4 (склады готовой продукции).
Основания для вопроса:
Экскурсия по месторождению Джеруй!
- Объект не является ООПО в соответствии с пунктом 1 статьи 48.1 ГрК РФ.
- Объект не обладает признаками ОПО в соответствии с 116-ФЗ.
- Объект не является объектом проведения государственной экспертизы в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.
- Как следствие, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 495 от 25 ноября 2016 г. – не классифицируется.
- Объект берет начало от объекта, не являющегося ОПО, используется для нужд нескольких ООПО и ОПО, при этом не имеет признаков ОПО, сомнение вызывает только нахождение на территории объекта других ОПО.
Как идентифицировать описанный объект, а именно:
- Является ли объект линейным объектом?
- Является ли объект особо опасным производственным объектом (ООПО) или опасным производственным объектом (ОПО)?
- Необходимо ли объект рассматривать как часть ООПО, ОПО по территории которых он (водовод) располагается?
- Необходимо ли разрешение на строительство объекта?
1. Рассматриваемый объект относится к линейным объектам, так как имеет основной признак линейного объекта – он обеспечивает более двух объектов капитального строительства (см. подробнее информацию по адресу: https://www.normacs.info/answers/3599, https://www.normacs.info/answers/1675) и часть 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса).
2. В нормативно-правовых актах, определяющих правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, понятие «особо опасный производственный объект» не содержится (см. также информацию по адресу: https://www.normacs.info/answers/3232).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, при этом согласно статье 3 Федерального закона № 116-ФЗ , опасные производственные объекты подразделяются на четыре класса опасности в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
Проект с нуля. Наружные сети водопровода. Часть 1.
Перечень типовых опасных производственных объектов и особенности их идентификации приведены в Требованиях к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов.
Учитывая изложенное, объекты реконструируемой системы противопожарного водоснабжения (водопровод, резервуары, насосная), проектируемые для обеспечения функционирования ОПО и на их территории, не являются опасными производственными объектами.
3. а) Перечень случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется, содержится в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса:
«Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
- 1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
- 1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
- 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
- 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
- 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
- 4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
- 4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
- 4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
- 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
в) Возможность избежать необходимости получения разрешения на строительство в случае № 3 вызывает сомнения в связи с отсутствием официального определения термина «строения и сооружения вспомогательного использования» и, соответственно, различным его трактованием (подробнее см. информацию по адресу:
ИсточникК вопросу о подключении объектов капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях
Вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью, наиболее обсуждаемые в стране за последнее время. Данный институт достаточно развит в демократических странах, новый он для России. Вместе с тем его рассматривают как один из эффективных механизмов экономического развития, в том числе и на муниципальном уровне.
В Российской Федерации инвестиционная деятельность, прежде всего, связана с капитальным строительством, которое фактически осуществляется на территориях муниципальных образований. В период строительства основные проблемы связаны с подключением уже готовых объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения. Полагаем, что проблемы вытекают из неоднозначного и чрезмерно перегруженного законодательного регулирования правоотношений в этой сфере. Вместе с тем федеральное законодательство существенно ограничивает экономическую деятельность органов местного самоуправления по вопросам подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в рамках решения вопросов местного значения.
Деятельность муниципальных предприятий по оказанию услуг по подключению построенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения вытекает из вопросов местного значения и связана с обязанностью местных властей по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения. При этом правовая природа такой услуги недостаточно ясна. Вступивший в силу Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заставляет задуматься, относится ли услуга по подключению объектов капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения к муниципальным услугам, предоставление которых регулируется данным Законом.
———————————
В данной статье под муниципальными предприятиями следует понимать и иные юридические лица, созданные исполнительными органами муниципального образования, которые оказывают такие услуги.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.
В соответствии с п. 8, 10 ст. 48 Градостроительного кодекса России , п. 1 и 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства России от 13 февраля 2006 г. N 83 , муниципальные предприятия обязаны в соответствии с выданными техническими условиями и информацией о плате за подключение правообладателю земельного участка обеспечить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, заключив публичный договор о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
———————————
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст.
16.
Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920.
Следует отметить, что правомерное возложение обязанности по созданию (строительству) за собственные денежные средства сетей инженерно-технического обеспечения, с целью их последующей безвозмездной передачи в муниципальную собственность на лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возможно только в рамках тех правоотношений, которые устанавливаются на основе технических условий, которые заключаются в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ между органами местного самоуправления и лицами, осуществляющими строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 7 и 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, в случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с п. 7 настоящих Правил.
Стороной обязательства, в пользу которой лицо, осуществляющее строительство, обязано произвести плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (системам водоснабжения и водоотведения), по сути, является не организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а орган местного самоуправления, являющийся собственником и учредителем такой организации, поскольку органы местного самоуправления через созданные ими предприятия и учреждения реализуют публичную функцию по оказанию монопольных услуг населению по водоснабжению и водоотведению.
Если следовать определению муниципальной услуги, которое дано в ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, то можно сказать, что деятельность муниципальных предприятий по подключению объектов капитального строительства к системам коммунального водоснабжения и водоотведения является муниципальной услугой, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Поскольку подключение новых объектов капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования вытекает из функциональных обязанностей муниципальных органов власти по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, можно сказать, что органы местного самоуправления оказывают данную муниципальную услугу через создаваемые ими муниципальные предприятия.
———————————
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» плата за подключение к системам водоснабжения и канализации рассчитывается двумя способами, в зависимости от нагрузки, обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры.
———————————
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст.
36; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 2). Ст.
3518.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры, утвержденного органом местного самоуправления, и размера заявленной потребляемой нагрузки, обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта;
2) произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры, утвержденного органом местного самоуправления, и размера увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта, обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» размер тарифа организации коммунального комплекса на подключение определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, к присоединяемой нагрузке.
Кроме того, в соответствии с пп. 2 п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360, при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка.
Таким образом, плата за подключение к системам водоснабжения и канализации определяется раздельно по каждой системе коммунальной инфраструктуры и рассчитывается следующим образом.
Финансовые потребности, финансируемые за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, определяются как величина тарифа на подключение, умноженная на размер заявленной потребляемой нагрузки, обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Финансовые потребности, финансируемые за счет тарифов организаций коммунального комплекса, на подключение определяются как величина тарифа на подключение, умноженная на размер увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта, обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Финансовые потребности финансируются за счет платы, определяемой исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Обязательство лица, осуществляющего строительство, по оплате услуг подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (системам водоснабжения и водоотведения) изначально возникает в силу выполнения технических условий, которые являются необходимым условием не только для подготовки проектной документации, строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства, но и ввода в эксплуатацию. Порядок действий организаций коммунального комплекса по оказанию публичных услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения (системам водоснабжения и водоотведения), в случае неоплаты лицом, осуществляющим строительство, услуг по подключению, должен быть установлен нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 360, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то плата за подключение не взимается.
Таким образом, существует как минимум три правовых режима, которые регулируют отношения между муниципальными предприятиями и заинтересованными лицами по подключению объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования.
Первый правовой режим предусматривает бесплатное подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если для этого не требуется увеличение мощности и (или) пропускной способности такой сети.
В рамках второго правового режима подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (системам водоснабжения и водоотведения) осуществляется за плату.
Третий правовой режим устанавливает, что в случае отсутствия у муниципального предприятия утвержденной инвестиционной программы подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (системам водоснабжения и водоотведения) должно осуществляться бесплатно, но только если лицо, осуществляющее строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, создает за собственные денежные средства сети инженерно-технического обеспечения и безвозмездно их передает в муниципальную собственность.
Несмотря на то что первый и третий правовые режимы, исключающие плату за подключение объектов капитального строительства, не укладываются в требования, установленные в ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , установление платы за подключение новых объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (системам водоснабжения и водоотведения) согласуется с ч. 3 ст. 8 данного Федерального закона.
———————————
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.
Учитывая положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», полагаем, что предоставление муниципальными предприятиями муниципальной услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (системам водоснабжения и водоотведения) должно осуществляться в соответствии с административным регламентом, в котором устанавливается порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги с обязательным указанием размера платы за подключение и способа ее взимания с заявителя. Кроме этого, услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна быть включена в реестр муниципальных услуг муниципального образования. Поскольку муниципальные предприятия подведомственны органам местного самоуправления, то порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг, порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг должны устанавливаться местной администрацией конкретного муниципального образования.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник