При работе с памятниками архитектуры, представляющими культурное наследие, и промышленными сооружениями, имеющими важное значение для исторического облика города, выделяют три основных направления мероприятий по восстановлению строительных конструкций зданий — усиление, реставрацию и реконструкцию.
Усиление строительных конструкций
К усилению в основном относятся работы по повышению эксплуатационных характеристик и несущей способности уже построенных объектов, а также защите от воздействия негативных факторов. Здания и сооружения со временем неизбежно изнашиваются от осадков, перепадов температуры, солнечного излучения.
Интенсивность современной застройки и развитие дорожной инфраструктуры ведут к повышенным нагрузкам. Например, когда рядом со старинным домом прокладывают линию метрополитена или многополосную скоростную трассу. После появления таких шумных «соседей» конструктивные элементы начинают испытывать повышенные вибрации, трескаться и терять несущую способность. Такие нагрузки не закладывались на стадии проекта конструкций, поэтому сейчас они требуют усиления.
Элементы русского зодчества. Современное воссоздание // FORUMHOUSE
Методы усиления и материалы
Чтобы компенсировать воздействие естественного износа и защитить строения от новых негативных факторов, применяют такие методы усиления, как армирование, в том числе углеволокном, торкретирование и гидроизоляцию.
Армирование. Для данного метода чаще всего применяется стальная и композитная арматура, сварные сетки и различный металлопрокат — швеллеры, уголки, двутавр. Дополнительные элементы усиления монтируются снаружи, для создания внешнего армопояса или закладываются внутрь несущих конструкций — стены, перекрытия, колонны, балки.
Особняком стоит технология армирования, когда ламели углеволокна наклеиваются на участки силового каркаса здания, радикально повышая его прочностные характеристики.
Торкретирование. Метод изобретен сравнительно недавно относительно других строительных технологий, на сегодня считается одним из самых эффективных и экономичных способов усилить сооружения из бетона, камня и кирпича.
Торкретирование позволяет оперативно обрабатывать большие поверхности и бетонировать конструкции любой пространственной сложности, в том числе и в условиях ограниченного пространства. Это особенно важно при работе с «возрастными» зданиями, конфигурация которых не рассчитана на габариты современной строительной техники.
Гидроизоляция. Такой метод усиления в первую очередь актуален для защиты фундаментов, подвалов и цокольных этажей от контакта с водой. В подобных случаях применяется антифильтрационная гидроизоляция. Кроме этого существует антикоррозийная гидроизоляция, ограждающая конструкции от воздействия влаги и иных химически агрессивных веществ, провоцирующих коррозию бетона и арматуры.
Реставрация
Реставрация позволяет восстановить исходную архитектуру обветшавших со временем памятников архитектуры, исторических жилых и промышленных зданий.
При реставрационных работах, помимо возвращения конструктивной целостности несущих элементов, происходит точное воссоздание оригинальной внешней и внутренней отделки, включая облицовку фасадов и декоративные элементы.
Для кого в Мариуполе строят новые дома и кто покупает уцелевший жилой фонд?
Методы реставрации и материалы
С точки зрения применяемых методов работы реставрация существенно отличается от усиления. В последнем главная задача — это повышение прочности сооружения и продление срока его эксплуатации, а значит актуальны самые передовые технологии и строительные материалы. Тогда как при реставрации во главу угла поставлена точность воспроизведения не только внешнего вида, но и оригинальных материалов и зодческих приемов. В 1964 году даже была принята отдельная Венецианская хартия, закрепившая стандарты по охране и реставрации материального наследия человечества.
Конечно, при реставрации исторических зданий возрастом более 100 лет применить те же материалы, что использовались при их строительстве, крайне сложно или порой невозможно. Архитекторы и мастера-реставраторы подолгу и очень тщательно занимаются подбором подходящих ремонтных составов и смесей, чтобы добиться предельного правдоподобия и вместе с тем прочности. И здесь особенно важно высокое качество современных материалов, которое обеспечивают надежные поставщики, к примеру, такие как Sika.
В мировой практике крайне редко встречаются примеры первоклассной реставрации, одобрительно встреченной мировым сообществом. Одним из таких редких образчиков профессионального восстановления считается проект по реставрации Триумфальной арки в Москве, удостоенной престижной награды на Европейской выставке в Лейпциге (Германия).
Реконструкция
Реконструкция — наиболее масштабный из методов восстановления утраченных памятников культурного наследия, промышленных зданий и сооружений. Зачастую облик объекта, разрушенного до основания, воссоздается на основании архивных фотографий, картин художников или же описаний из книг и мемуаров современников.
Особенно масштабно процесс реконструкции развернулся во второй половине XX века, когда целые города, разрушенные в результате Второй мировой войны, начали возрождаться из руин. Так Варшава (Польша), Дрезден (Германия), Минск (Белоруссия) и Калининград, уничтоженные почти полностью в результате бомбардировок и военных действий, были отстроены заново. Причем многие здания возводились в точном соответствии со своей изначальной архитектурой.
Методы реконструкции и материалы
При реконструкции, насколько это позволяют возможности, используются обломки изначального строения. Недостающие конструкции изготавливаются из тех же самых материалов, что и оригинал — блоки песчаника, кирпичи и клинкер, гранит, мрамор. Или заменяются на современные, но с максимальным соответствием внешнего вида и эксплуатационных характеристик.
Например, отдельные кварталы разрушенного старого города в Варшаве строились заново из современных строительных материалов (силикатного кирпича, бетона, цементных смесей с добавлением полимеров), но стилизовались под архитектуру XVIII-XIX века.
Источник: rus.sika.com
Виды реставрационных работ
В силу естественных и искусственных причин все здания и сооружения со временем разрушаются. Это может быть вызвано климатическими факторами, действиями природной стихии и человека, интенсивной эксплуатацией. Для поддержания объекта в безопасном состоянии организуют ремонтно-реставрационные работы. Они могут быть направлены на решение нескольких задач:
- устранение повреждений, дефектов, процессов разрушения;
- приспособление объекта для современного использования;
- устранение опасных участков и предотвращение аварийных состояний.
Одно из базовых направлений реставрационных работ направлено на сохранение памятников истории и культуры. Это комплекс проектных, научно-методических, научно-исследовательских, производственных, изыскательских мероприятий, авторского и технического надзора.
Различают следующие виды реставрационных работ:
- Консервация – противоаварийные, производственные, научно-изыскательские и иные мероприятия, которые помогают предотвратить дальнейшее ухудшение состояния памятника. Отличительная особенность работ заключается в том, что они не изменяют текущий облик объекта, а лишь помогают его сохранить.
- Реставрация – мероприятия, направленные на выявление и сохранение значимости сооружения с точки зрения культуры и истории. Работы сводятся к восстановлению внешнего вида наиболее значимых художественных живописных элементов.
- Ремонт – мероприятия по поддержанию сооружения в хорошем эксплуатационном состоянии. При этом работы не затрагивают значимые художественные элементы памятников.
- Реконструкция – мероприятия, направленные на частичное или полное восстановление утраченного памятника культуры и истории. Результат в разной степени может быть приближен к оригиналу. Для воссоздания опираются на гипотетический прообраз, истинные или аналогичные характеристики сооружения.
Выделяют научно-музейную и производственную реконструкцию. В первом случае специалисты не ставят перед собой задачу полностью воспроизвести подлинник. Напротив, они дополняют оригинальные элементы искусственными деталями таким образом, чтобы можно было сразу опознать внесенные дополнения. Для этого они используют инородные материалы, отказываются от детализации (внедряют макеты, схемы), минимизируют применение декоративных средств.
Цель производственной реконструкции – восстановить утраченные и поврежденные детали с применением материалов и технических приемов, идентичных оригинальным. Пример: изготовление лепнины, арки, вазы, фонтана, камина. В процессе производственной реконструкции специалисты могут работать над целым объектом или его крупными, наиболее значимыми элементами.
Выделяют также приспособление памятников для современного использования. Это любые мероприятия, в том числе реставрация, консервация, ремонт, которые не меняют характеристики значимых деталей и позволяют адаптировать объект для эксплуатации в текущих условиях.
Реставрационный процесс требует комплексного подхода и осуществляется в пять стадий:
- Предварительный осмотр и обследование объекта, фиксация поврежденных и аварийных участков, разработка плана ремонтно-реставрационных работ.
- Противоаварийные работы (в случае необходимости).
- Разработка научно-реставрационной документации, выбор материалов и технологии для проведения реставрационных работ.
- Консервация.
- Реставрация: устранение повреждений на сохранившихся элементах, воссоздание отдельных деталей для приведения сооружения к экспозиционному виду.
Выбор подходящего вида реставрационных работ зависит от характера и источника разрушения, типа объекта (его значимости), внешних факторов, экономической целесообразности. Причиной дефектов и повреждений многих памятников культуры становятся дорожное, промышленное и гидротехническое строительство, антропогенное вмешательство, распашка, естественные силы природы.
Получить лицензию на реставрационные работы
Для оказания услуг в области сохранения ценных исторических и культурных сооружений компания должна получить лицензию на реставрационные работы в Министерстве культуры. Это официальный документ, который указывает на высокую компетентность фирмы в вопросах воссоздания и воспроизведения архитектурных памятников.
Для чего в России установлено требование по обязательному лицензированию? Главная цель реставрации ценных архитектурных памятников – сохранение культурной, исторической и технологической информации, которая заложена в художественный образ объекта. Для реализации задачи часто приходится использовать нестандартный подход.
К специалистам предъявляют высокие квалификационные требования. Им предстоит подобрать такие материалы и технические приемы для реставрации памятника, которые не искажают исходный художественный замысел художника и не препятствуют повторным работам в случае возникновения такой необходимости.
Таким образом, первое и базовое условие получение лицензии в Министерстве культуры – наличие специалистов с соответствующей квалификацией. В штате должны числиться минимум три специалиста на должности руководителя, которые уже успели в течение трех из последних 10 лет поработать в области сохранения ценных исторических и культурных сооружений. Дополнительно необходимо предоставить документы, что они успешно прошли аттестацию в Министерстве культуры.
Лицензирование состоит из четырех стадий:
- Предварительная стадия. На данном этапе необходимо изучить законодательные требования к соискателю, подготовить все документы и выполнить иные условия для успешного прохождения проверки, указанные в нормативно-правовых актах. Важно уточнить перечень сведений (оригиналы, копии, количество), запрашиваемых ответственным ведомством. Полный список документов можно найти на официальном сайте Министерства культуры.
- Все документы необходимо сформировать в лицензионное дело. При заполнении заявления следует отметить все направления реставрационной деятельности, на которые вы претендуете. Чем больше видов услуг будет указано в лицензии, тем проще получить крупный контракт. Перед регистрацией заявления и документов необходимо оплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей. Документы в территориальный отдел Минкультуры можно передать лично или через законного представителя.
- Рассмотрение заявления и проверка соискателя продолжается 45 рабочих дней.
- Получение лицензии или мотивированного отказа.
Если соискатель предоставил все документы, грамотно заполнил заявление и обеспечил выполнение требований нормативно-правовых актов, ему будет выдана лицензия, а информация о ней внесена в единый реестр.
Подавляющее большинство самостоятельных попыток получить лицензию на реставрационные работы заканчиваются отказом по одной из следующих причин:
- неправильно заполнено заявление;
- предоставлены не все документы;
- предоставлены недостоверные сведения;
- штат организации не соответствует квалификационным требованиям.
Компания «КАСЛ» предлагает оформление лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты выполнят подготовительные работы в сжатые сроки, будут сопровождать на всех этапах проверки. Обсудить условия сотрудничества и узнать стоимость можно по телефону.
Источник: kaslpro.ru
Воссоздание в строительстве это
- Главная
- Историческая реконструкция и реставрация – возможность сохранить наше наследие
Историческая реконструкция и реставрация – возможность сохранить наше наследие
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Актуальность. Исторические памятники и памятники культуры, такие как исторические города, старые кварталы, здания являются мировым культурным наследием, достоянием нации и средством увековечивания культурной и инженерной деятельности человека к тому времени, к которому они принадлежат. Сохранение таких памятников — это сложный процесс, который требует наличия специальных навыков и умений, а так же определенных техник в области архитектуры, строительства и инженерной мысли. Несмотря на всеобщий интерес к проблеме сохранения памятников истории и культуры, в нашей стране практике реставрации и реконструкции объектов материальной культуры уделяется не достаточно внимания.
Цель моей работы заключается в том, что бы более подробно осветить способы сохранения культурного наследия нашей страны на примере известных и мало известных исторических памятников культуры и архитектуры.
Узнать что такое реконструкция и методы реконструкции.
Реконструкция как воссоздание материальной и духовной культуры кубанских казаков на Кубани.
Привести пример реконструкции.
Узнать что такое реставрация.
Как реставрируются исторические здания.
Реставрация исторических памятников на Кубани.
Реставрация исторических памятников в ст. Староминской.
Реставрация исторических памятников в Москве
Для начала необходимо дать определение реконструкции.
Предмет исследования – способы сохранения культурного наследия нашей страны на примере известных и мало известных исторических памятников культуры и архитектуры.
Гипотеза – я надеюсь, что моя работа поможет мне лучше узнать способы сохранения культурного наследия нашей страны на примере известных и мало известных исторических памятников культуры и архитектуры.
Методология исследования:
Опиралась в своей работе на личностно-ориентированный научный подход.
Использовала гуманистические принципы.
Методы исследования:
Эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности и документацию, различные виды опросов.
2. Метод качественного (конкретных фактов) анализа.
Этапы исследования:
Изучение теоретического материала.
Работа с живыми носителями информации.
Обобщающий, связанный с оформлением самой работы.
В своей работе я использовал документы архивов, материалы станичного музея, монографическую, художественную, энциклопедическую литературу.
Историческая реконструкция.
Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
Реконструкция исторических зданий позволяет вдохнуть в сооружение новую жизнь. Реконструкция предполагает комплекс работ, которые направлены на изменение экономических и технических показателей здания, а также повышение его эффективности. Потребность в проведении подобных работ возникает в том случае, если собственник приобрел или взял в аренду ветхое или старинное сооружение.
Основная сложность при ремонте исторических зданий заключается в том, чтобы максимально сохранить первоначальный облик здания, его архитектурные особенности и характерные черты эпохи, культуру и историю которой оно представляет. По этой причине многие виды работ, особенно реконструкционных, проходят предварительную экспертизу и согласование с государственными органами власти, осуществляющими надзор за сохранностью исторических зданий и объектов культурного наследия [1] (см. приложение I рис.1).
Только настоящие профессионалы смогут вдохнуть жизнь в старый объект недвижимости. Особенно осторожно нужно работать с таким объектом, который представляет историческую, архитектурную или религиозную ценность. Реконструкция в данном случае будет являть собой достаточно трудоемкий процесс, требующий не только определенных знаний, но также высокого профессионализма и опыта.
Реконструкция исторических зданий и сооружений будет включать в себя такие этапы:
Анализ планировки и состояния помещений;
Изменение габаритов помещения при необходимости;
Оформление соответствующей документации;
Усиление и укрепление всех несущих конструкций;
Капитальное строительство надстройки и постройки;
Реконструкция всех инженерных коммуникаций и сетей;
Изменение внешней и внутренней отделки.
При использовании современных и высокотехнологических инструментов, оборудования и материалов можно добиться желаемого результата. Конечно, нужно учитывать также знание и опыт архитекторов, инженеров и дизайнеров, с чьей легкой руки устаревшее и обветшалое сооружение получит право на новую жизнь. Благодаря современным технологиям работы по восстановлению зданий выполняются в максимально короткие сроки, причем обновляется не только фасад, но и внутреннее убранство помещений.
Все работы начинаются с фундамента. Со временем может существенно ослабеть кладка фундамента, а также увеличиться на него нагрузка, снизиться несущая способность грунта. Часто именно по причине слабого грунта происходит деформация зданий и сооружений. Именно по этой причине восстановительные работы включают обязательно укрепление фундамента.
Особое внимание сосредоточено также и на реконструкции фасадов, поскольку это «лицо здания», а значит, посетители и простые прохожие именно этому уделяют особое внимание. Работы предполагают сохранение исторического облика. Внутреннее убранство также должно быть максимально по стилистике приближено к той эпохе, когда возводилось сооружение [2].
Этнографический комплекс «Атамань» (см. приложение I рис.2).
Этнографический комплекс «Атамань»- прекрасный пример реконструкции материальной и духовной культуры кубанских казаков на Кубани. Это крупнейший и единственный в своем роде музей под открытым небом, который перенесёт Вас на сотни лет в прошлое и позволит почувствовать дух казачества, несгибаемой воли и бескрайней свободы. Свежий и чистый воздух, щебетание птиц, шум моря, красивая казачка, встречающая гостей с хлебом-солью, уютные курени с домоткаными ковриками на полу и старинными прялками в углу.
Знаменитые исторические поселения Гермонасса, Тмутаракань, расположенные близ станицы Тамань, входят в список мирового наследия ЮНЕСКО. Эта земля вошла в историю: 200 лет назад на берегу Таманского залива Черного моря, у подножия горы Лысой, высадились первые черноморские казаки. На этой земле был построен первый православный храм и началась история Кубани.
Основываясь на этих фактах, было решено создать точную копию казачьей станицы именно здесь, на лысой горе в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Создан этнографический комплекс на основании постановления главы администрации Краснодарского края в августе 2009 года. Общая площадь музея составляет 68 га. И как когда-то казаки строили всем миром хаты, так и сейчас было принято решение: сообща, всем краем, возвести этническую станицу.
Три месяца, не покладая рук, всем миром возрождали не только уклад жизни кубанского казачества XIX-XX веков, но и фактически жизнь всех деревень юга России. Сначала землянка, затем хата мазанка, а вокруг уже хозяйственные постройки. Такие подворья просуществовали до 60х годов ХХ века (см. приложение II рис.1-2).
Идея создания этнографического комплекса «Атамань»: популяризация и распространение старожильческих традиций и традиционной народной культуры – культуры кубанского казачества; приобщение населения к культурно-историческим ценностям, а также информационное обеспечение туристической деятельности в Краснодарском крае; организация и проведение конференций, совещаний, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и других мероприятий по вопросам туристической деятельности, содействие развитию туризма в области традиционной народной культуры. ГУ КК «Атамань» предоставляет физическим и юридическим лицам комплекс платных услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в области культуры.
В музее под открытым небом проводятся фестивали живой фольклорной музыки, обучение ремеслам и народным танцам, самые разные виды тематических выставок. Есть возможность принять участие в игровых программах, шуточных конкурсах и веселых забавах.
Да к тому же можно искупаться в теплом море, попробовать чудесного местного вина, походить по музеям и открыть для себя все тайные тропы Тамани. Всё это полностью воссоздаёт неповторимую атмосферу кубанского казачьего быта. Это помогает отвлечь людей от рутины повседневной жизни, насладится природой [3] (см. приложение II рис.3).
Объекты «Атамани» — это реконструкция, полностью воспроизводящая двор казака: курень, погреб, амбар, конюшня, баз для скотины, сельскохозяйственный инвентарь под навесом. Особенность этого двора в том, что вы можете перенестись на столетия назад и почувствовать на себе подлинную обстановку казачьего быта, приняв участие в хлопотах по хозяйству: подержаться за чапиги плуга, покосить траву, помолотить цепами. Инфраструктура этнографического комплекса «Атамань» являет собой единую систему: комплекс историко-этнографических, археологических и природных достопримечательностей.
Все районы Краснодарского края принимали участие в создании данного объекта, в том числе и наш Староминский район. Наш курень и сейчас находится на Атамани [4] (см. приложение II рис.4).
3.Что такое реставрация?
Реставрация — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников.
Как реставрируют исторические здания?
Процесс реставрации объекта включает в себя несколько последовательных этапов. Начинается он с комплексного и всестороннего исследования памятника, которое предусматривает как внешний осмотр здания, так и тщательное изучение разнообразных архивных материалов.
Также очень важно вести постоянный мониторинг сооружения, для того чтобы вовремя выявлять все его «болезни» и повреждения.
Следующий этап реставрационных работ – это проектирование. На основе результатов комплексного исследования памятника составляется детальный проект его реставрации. В дальнейшем он рассматривается и утверждается (либо не утверждается) соответствующей комиссией.
В современной реставрации применяется ряд специальных материалов и красок:
Левкас — название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла;
Скипидар — бесцветная или желтоватая жидкость с едким запахом, добываемая перегонкой смолы хвойных деревьев с водой и применяемая в медицине и в лакокрасочном производстве;
Шеллак — природная смола;
Пастель — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи;
Сусальное золото — тончайшие листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота;
Это не последние материалы, используемые для реставрации.
Существует множество методов реставрации и усиления фундаментов зданий.
Приемы усиления оснований и фундаментов разделяются на следующие группы:
Упрочнение конструктивной системы фундамента;
Увеличение прочности и уменьшение деформируемости грунтов основания;
Какими бывают фасадные ремонты?
Ремонт фасада здания — это целый комплекс работ по оценке уровня повреждений и дефектов, подготовке плоскостей, реконструкции инженерных сооружений и покрытий.
Существует два вида ремонта:
Последний вариант предполагает частичное восстановление облика здания без внесения изменений в систему гидро и теплоизоляции здания. Фасады которых смотрят на дорогу, с течением времени темнеют из-за выхлопных газов автомобильного транспорта, выгорают на солнце и портятся порывами ветра [5].
При капремонте разрушается минимум треть всего фасада. К таким работам обращаются при замене профиля назначения здания, сооружении пристроек и перепланировке. При этом удаляются старые покрытия, и осуществляется полный комплекс монтажных, подготовительных и ремонтных мероприятий.
Когда работы по очищению фасада завершены, можно приступать к реставрационным мероприятиям:
Заполнение трещин и пустот. Если в кладке наблюдаются пустоты и открытые трещины, их заполняют специальным раствором;
Ремонт швов. В случае нарушения целостности швов между камнем или кирпичом, поводится механическое удаление старого раствора на глубину не меньше двух сантиметров. Затем швы заполняются растворами на основе минералов.
Восстановление разрушенных кирпичей. Реставрация фасадов зданий также предполагает замену полностью разрушенных кирпичей на новые.Если здание представляет историческую ценность, и подобрать кирпич нужной формы и цвета не представляется возможным, допускается заполнение пустого места ремонтным известково-цементным раствором;
Выравнивание цвета. Если оттенок отреставрированных участков сильно отличается от основного цвета стены, допускается выравнивание цвета с помощью специальной полупрозрачной силиконовой краски;
Защита фасада от влаги путем консервации кладки. Это финальный этап ремонтных и восстановительных работ. Для защиты фасада от намокания и последующего разрушения используется специальная смесь. Она защищает стены не меньше пятнадцати лет.
После реконструкции, фундамент помещения будет внешне очень сильно напоминать существовавший изначально и обладать прочностными свойствами, не хуже новых современных, но нельзя увлекаться или получится как с Михайловым храмом [6] (см. приложение III рис.1-2).
4.Из истории реставрации исторических объектов.
А) В Москве.
Церковь Пахомия в Москве.
Надвратная церковь во имя преподобного Пахомия Великого выстроена по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Пахомия в стиле елизаветинского барокко (см. приложение III рис.3). В 2016 году осуществлен новый масштабный комплекс работ по возвращению церкви исторического облика.
Реставраторы восстановили лицевую и внутреннюю кирпичную кладку стен – с расчисткой, вычинкой, докомпоновкой и воссозданием. В интерьере церкви был отреставрирован свод перекрытия четверика. Заново выполнена деревянная стропильная система крыши апсиды. Воссоздан штукатурный, обмазочный и лепной декор стен.
Для изготовления оконных и дверных заполнений реставраторы использовали образцы столярных заполнений нескольких построек периода московского барокко середины XVIII века. При реставрации и воссоздании белокаменного декора фасадов верхнего яруса и белокаменной облицовки фасадов нижнего яруса максимально сохранялись подлинные детали [7]. (см. приложение IV рис.1).
Церковь Живоначальной Троицы в Москве.
До конца 19 века храм находился в запущенном состоянии. После революции храм разграбили, а потом и вовсе переоборудовали под жильё и котельную. В советские годы здесь также размещался антирелигиозный музей искусств, во время войны – склад. В 2010-2011 годах по просьбе настоятеля церкви игумена Феофилакта началась реставрация.
В результате укрепили деревянные элементы декора, воссоздали позолоту, а также удалили сколы и шелушение краски. Все работы были направлены на возращение храму его первоначального вида. По архивным описаниям начала 19 века и по фотографии 30-х годов прошлого века. Сегодня церковь Живоначальной Троицы– действующий православный храм [8].
Б) Краснодар.
Александровская триумфальная арка была построена в 1888 году к приезду в Екатеринодар Александра III и Августейшей семьи. Она была своеобразным подарком императору от городского купечества и казаков. годы советской власти арку решено было снести под предлогом того, что она мешает проезду трамваев, даже несмотря на то, что трамваи проходили под аркой с 1900 года. В 1928 году арку все же снесли.
В 2007 году Краснодарской городской Думой была принята целевая программа «Воссоздание исторических памятников города Краснодара». В списке объектов, подлежащих воссоздание, значилась и Александровская триумфальная арка. Руководителем проекта восстановления арки стал архитектор Сергей Снисаренко. В ходе разработки проекта восстановления был выполнен анализ триумфальных арок, возведенных в регионах России, произведен сбор исторического материала (фотографии, открытки, текстовые описания), произведены вычисления основных габаритов триумфальной арки, так как чертежи не сохранились. В апреле 2009 года состоялось открытие восстановленной Александровской триумфальной арки [9] (см. приложение IV рис.1).
В) Станица Староминская.
Из старых, еще дореволюционных строений в станице до настоящего времени сохранились здания: бывшего атаманского правления, построенное в 1914году (сейчас в нем располагаются детская школа искусств и Староминский музей), конюшня для войсковых лошадей ныне — ДЮСШ, а также жилые дома бывших станичных атаманов Кислого (ныне здание службы социальной защиты), Уса (детсад по улице Петренко), купцов Туманова (ныне налоговая инспекция), Бородина (магазин «Ткани») Смыслова (административное здание районной больницы), винная лавка Костенко (вневедомственная охрана).
Здание бывшего атаманского правления, построенное в 1914году (сейчас в нем располагаются детская школа искусств и Староминский музей). Здание за все свои 104 года не подвергалось капитальному ремонту, лишь сотрудники музея приводили в порядок внутреннее убранство. Своими силами они красили стены, заменяли окна и т.д [10]. (см. приложение V рис.1-2).
Дом староминского купца Смыслова (ныне административный корпус центральной районной больницы) (см. приложение V рис.3-4). Построен в 10-е годы 20-го века. После капитального ремонта открыто левое крыло хирургического отделения Центральной районной больницы.Сегодня в хирургическом отделении отремонтированы палаты, душевые и санузлы.
Полностью заменены системы электроснабжения и отопления, водопровод и канализация, заменены оконные и дверные блоки, пожарная лестница и пожарная сигнализация. На эти цели израсходовано порядка 4 млн.рублей в рамках программы «Развитие здравоохранения». Общая площадь отремонтированных помещений составляет 380 кв.метров.
7 помещений будут использоваться в качестве палат для пациентов круглосуточного и дневного стационаров. В 3 кабинетах разместятся диагностические службы (кабинеты УЗИ, фиброгастроскопии и колоноскопии). Остальные помещения будут использоваться для размещения процедурной, перевязочной и материальной.Теперь в хирургическом отделении будет обеспечено не только комфортное пребывание пациентов, но и их качественное обследование с помощью современного медицинского оборудования, Но внешний облик строения претерпел значительные изменения после ремонта, что не позволит потомкам любоваться оригинальным обликом здания.
4 февраля 2011 года детский сад был закрыт на долгосрочный капитальный ремонт и реконструкцию для увеличения мест в детском саду (см. приложение V рис.5). Из трех зданий детского сада 26 декабря 2012 года зафункционировали 2 здания, а 31.05. 2013 года открыли третье здание после капитального ремонта, а 17.06 2013 года стали принимать детей. Преобразились не только три здания детского сада и территория, но и появился музыкальный зал. Хочется отметить, что при ремонте и детского сада 32 и налоговой инспекции внешний облик не изменился и радует своим видом староминчан [11] (см. приложение V рис.6).
Мне понравилось писать эту работу. Я узнала в чем различие между реконструкцией и реставрацией, определила виды и методы, научилась искать информацию и правильно излагать свои мысли.
Я поняла, что памятники архитектуры это наше культурное наследие. Любое, даже безупречно построенное и надежное здание, рано или поздно, подвергается процессам разрушения, которые проявляются в потере внешней привлекательности, появлении трещин, деформации конструкций, нарушении работы внутренних систем здания.
Самое трудное в работе было найти информацию. Я познакомилась со многими сотрудниками музея и газеты. Они помогли мне, как могли рассказали всё, давали советы по написанию.
Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал. Проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Итак, мне хочется отметить, что данная работа несёт в себе элементы научной новизны.
Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.
Список источников и использованной литературы:
1. Историческая реконструкция
2. Этапы реконструкции
3. Выставочный комплекс Атамань http://www.atamani.
4.На подворье в Атамани. http://adm.starominska.ru
5.Как реставрируют исторические здания
6. Реставрация https://ru.wikipedia.org/wiki/Реставрация
7.Храм с большой историей: реставрация главного собора Высоко-Петровского монастыря почти завершена. https://www.mos.ru
8. Разрушенные и восстановленные церкви. http://www.vidania.ru
9. Александровская Триумфальная арка https://ru.wikipedia.org/wiki/Царские_ворота_(Краснодар)
10. Материалы муниципального бюджетного учреждения культуры «Староминский историко-краеведческий музей» муниципального образования Староминский район.
11. Материалы Староминского архива администрации муниципального образования Староминский район.
Рис.1 Восстановление цельности ансамбля (строительство взорванных в 1812 г. башен Московского Кремля )
Рис.2 Этнографический комплекс «Атамань».
Рис.1-2 Строительство «Атамани».
Рис.3 Музей под открытым небом открыт для всех.
Рис.4 Вид на Староминское подворье.
Рис.1-2 Пример радикальной «реставрации» рубежа XIX—XX вв.: Мстиславов храм до и после реставрации.
Рис.3 Церковь Пахомия в Москве.
Рис.1Церковь Живоначальной Троицы в Москве.
Рис.2-3 Александровская триумфальная арка, 1909 год. Арка в 2014 году.
Рис.1-2 Здание бывшего атаманского правления.
Рис.3-4 Дом староминского купца Смыслова.
Рис.5-6 Дом атамана Уса Е.И. (детский садик № 2). Дом купца Туманова ( налоговая инспекция)
Источник: school-science.ru