Возникновение строительства как деятельности

Неолитической революцией или неолитизацией (от греческого «неолит» — «новый каменный век») называется переворот в хозяйственной деятельности древних общин людей, трансформация примитивного присваивающего вида хозяйства, в основе которого охота и собирательство, к производящему хозяйству в виде земледелия и скотоводства.

Неолитическая революция представляет собой начало цивилизации, считается первым этапом последовательного процесса преобразований в системе устройства общества. Феноменальный скачок в развитии человечества, связанный с одомашниванием животных и окультуриванием растений, значительно отличается по масштабу последствий от результатов любого открытия, сделанного за последние 10 тысяч лет.

Кто ввел понятие

Впервые термин «неолитическая революция» ввел австралийско-английский археолог Чайлд Гордон в 1923 году. В те времена уже существовало марксистское понятие «промышленной революции». Исследователь провел аналогию определений и представил название важного периода развития человеческой цивилизации, которое обрело поддержку в научном сообществе и используется в настоящее время.

Как , когда и кем был построен Московский кремль ..

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Многие научные деятели современности считают термин «неолит» нечетким, что порождает споры вокруг понятия «неолитическая революция». Подобные разногласия объясняются неодновременностью и разными областями мира, которыми характеризуются эпоха неолита и революция в хозяйстве. Исследователи заявляют, что переход к производству выполнялся независимо от эпохи.

Причины зарождения революции

Резкий переворот в хозяйственной деятельности человека объясняется множеством факторов. В настоящее время существуют разные теории и гипотезы на этот счет. Наиболее распространенными из них являются:

  1. Согласно утверждению Чайлда Гордона, глобальные изменения начались более 12 тысяч лет назад с таяния ледника, покрывающего большую территорию суши, и изменений климатических параметров планеты. Засуха привела к вымиранию многих животных, на которых охотился человек, таких, как мамонты. Миграция людей в оазисы привела к освоению земледелия и скотоводства. Однако данная теория была опровергнута после определения времени окончания ледникового периода. Исследователи выяснили, что земледелие зародилось намного позже.
  2. Демографический фактор спровоцировал переход к производящему хозяйству. Увеличение численности населения Земли привело к освоению земледелия и скотоводства, так как в результате хозяйственной деятельности получалось прокормить большее количество людей, но рацион стал менее разнообразным по сравнению с прошлыми источниками пропитания.
  3. Благоприятный и предсказуемый климат, который установился на планете после ледникового периода, стал причиной активного развития земледелия.
  4. Разнообразие флоры и фауны предоставило массу возможностей для человека одомашнивать животных и окультуривать растения. В сочетании с благоприятными климатическими параметрами данный факт послужил основной причиной развития хозяйственной деятельности.
  5. Продолжительная эволюция, в течение которой человек приспосабливался к природе и в результате стал заниматься культивированием растений.

Когда и где началась неолитическая революция

Начиная с осознанного выращивания растений, человек приобрел новые навыки обработки почвы с помощью разнообразных инструментов. Вначале использовались ручные приспособления, а с одомашниванием диких животных появилась возможность возделывать землю с использованием тягового скота. Хозяйство развивалось неоднородно. В каких-то областях люди полностью отошли от охоты и собирательства, где-то данные виды деятельности совмещались с ведением хозяйства, а на определенных территориях они представляли собой более эффективный источник пропитания по сравнению с земледелием и скотоводством.

ОДИН ИЗ САМЫХ ТРУДОЕМКИХ ОБЪЕКТОВ АЗБУКИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Временной период

По оценкам ученых примерно 12-14 тысяч лет назад люди объединялись в небольшие общины. Пропитание человек добывал путем охоты, рыболовства, собирательства, то есть с помощью активной эксплуатации природных ресурсов. Существование человека полностью зависело от следующих факторов:

  • полученная добыча;
  • природные условия;
  • миграции диких животных;
  • индивидуальные навыки и успехи в охоте.

Приблизительно 10-12 тысяч лет назад людьми было открыто земледелие и скотоводство. Последствия перехода к хозяйственной деятельности выражались в следующем:

  1. Окультуривание растений, включая выведение новых сортов.
  2. Одомашнивание животных.

В результате степень зависимости человека от природы снижалась. Люди производили пищу самостоятельно. Гордон и другие историки-марксисты назвали данный вид хозяйствования «производящим».

Главной чертой неолитизации является внезапный, резкий, революционный характер. Это объясняет определение неолитической революции, которая повлекла развитие технологий и человеческого общества.

В каких регионах планеты

В ХХ веке советским ученым Н.И. Вавиловым были выявлены центры происхождения культурных растений в регионах:

  • Ближнего Востока;
  • северного Средиземноморья и северной Африки;
  • Абиссинского (эфиопского) центра;
  • Средней Азии;
  • полуострова Индостан;
  • Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии;
  • Южной Америки (главным образом, на ее западе) и Центральной Америки.

К первым культурным растения исследователи относят ячмень, пшеницу и другие злаковые. Позднее человек стал окультуривать плодовые деревья.

В настоящее время исследователям удалось более точно определить области развития земледелия и скотоводства. Раньше всего люди той эпохи перешли к хозяйственной деятельности в районе «Плодородного полумесяца»:

  1. Юго-запад Азии, Левант на западе региона.
  2. Закавказье, горы Тавра на юго-востоке современной Турции.
  3. Северная Месопотамия и Иранское нагорье на востоке.

К благоприятным характеристикам данных областей относились следующие условия, способствующие развитию земледелия и скотоводства:

  • оптимальный климат;
  • разнообразная флора и фауна;
  • плодородная почва.

С территории «Плодородного полумесяца» новый уклад жизни распространился на области Ближнего Востока, включая Междуречье, Кавказ, Малую Азию, а также Египет, Эфиопию, Средиземноморье и Западную Европу. По некоторым предположениям хозяйственная деятельность из данных регионов перешла в Среднюю Азию и Индию. Параллельно сельское хозяйство по мере своего развития охватило западные и южные территории Индостана и Индокитая, новогвинейское высокогорье Океании. В Новом Свете революция произошла примерно 5 тысяч лет назад. Земледельческая культура распространялась из Центральной и северо-западного побережья Южной Америки, охватывая чуть позднее северные территории материка, включая среднее течение Миссисипи.

Как протекала революция, основные черты

Согласно современным исследованиям, технологические характеристики разрастания производящего хозяйства и последовательность социально-экономических изменений существенно отличаются в зависимости от народов и культур. Основные этапы неолитической революции:

  1. Кочевой образ жизни охотников и собирателей трансформируется в оседлый, что приводит к изменениям окружающей среды путем вспахивания почвы и строительства специальных сооружений для хранения запасов продовольствия.
  2. С ростом производительности труда наблюдается демографический взрыв.
  3. Появляется необходимость охранять территории от врагов, создаются вооруженные отряды.
  4. Активно развивается товарообмен.
  5. Формируются первые собственники и централизованные административные центры.
  6. Возникают предпосылки к разложению общинного строя.
  7. По средствам новых систем знаний информация передается следующим поколениям в устной и письменной форме.

Некоторые исследователи отмечают огромное значение неолитизации для человечества. Период породил классовое общество, что имеет более масштабное значение для мировой истории, чем промышленная революция в XVIII-XIX веков.

Переход к земледелию, животноводству

После освоения человеком способов сверления, шлифования и распиливания наладилось производство новых орудий из камня, древесины и костей, а также глиняной посуды. Появились простейшие средства транспортировки в виде лодок, саней и лыж. Охота и собирательство постепенно изживали себя, а новые приспособления пригодились в земледелии и скотоводстве. В процессе воспроизводства пищевых запасов и ресурсов, люди уменьшили степень зависимости от природных условий. Доминирующая позиция человека позволила подстраивать окружающую среду под собственные потребности, что послужило причиной принципиально иной формы устройства общества и непрерывного процесса внедрения новых орудий труда:

  • массовая миграция населения в районы с наиболее благоприятными условиями для жизни и хозяйства;
  • уменьшение свободной площади территорий, подходящих для охоты и собирательства;
  • дисбаланс между числом жителей и природными ресурсами привел к продовольственному кризису;
  • снижению рисков глобального голода способствовал переход к земледелию.

Развивалась интенсивная экономика. С помощью инновационных орудий труда и новых изобретений с одного участка земли удавалось получить больше продовольствия. С накоплением опыта и навыков изменения в укладе жизни кардинально трансформировались в системе материального производства.

По историческим свидетельствам первым одомашненным злаком являлся ячмень. В X-VIII вв. до н.э. выращивание культуры наблюдалось в регионе Иранского нагорья и на западе реки Иордан. Переселяясь в долины рек субтропиков, в течение 4 тысяч лет земледельцы распространились по территории Европы. Одомашнивание, или доместикация, мелкого рогатого скота активно развивалось в период VII-VI вв.до н.э. в областях Северной Африки, Ближнего Востока, Балканского полуострова. Позднее человек стал разводить тягловых животных.

Признаки неолитической революции впервые появлялись на территориях со сложными условиями для охоты и собирательства. К таким регионам относились и местности с высокой плотностью населения.

Оседлый образ жизни

Ранее человеку для поиска пропитания было необходимо покидать место обитания или следовать за кочующими животными. С активным развитием скотоводства и выращивания культурных растений необходимость в таких перемещениях была утрачена. Люди делали запасы пищи, которых могло хватить всей семье до следующего урожайного сезона. Появилась потребность в создании условий для оседлого образа жизни.

С помощью биоархеологического исследования останков древних людей эпохи неолита ученым удалось установить факты существования первых постоянных поселений. Наиболее ярким примером такого уклада жизни является Чатал-Хююк, который располагался на территории древней Анатолии или современной Турции. Район был населен в период с 7100 по 5950 год до н.э. и вмещал до 10 тысяч человек. В поселке археологами были обнаружены жилые строения без каких-либо культовых и общественных объектов. Поселение характеризовалось плотной застройкой и сложной материальной культурой, которая выражалась в настенной росписи, каменных статуэтках, могилах и других атрибутах развивающегося сложного общества.

Хранение запасов пищи

Продовольствие, полученное в результате земледелия и скотоводства, обрабатывалось копчением, солением и другими способами, чтобы сохранить питательные свойства в течение длительного времени. Широкое распространение получила керамическая посуда. В глиняных приспособлениях осуществлялось приготовление пищи. Также в обиходе были изделия из коры, древесины, корзины из прутьев, удобных для хранения припасов.

Исходя из исследований древнего поселения Чатал-Хююк, земледельцы производили и употребляли в пищу:

  • пшеницу двузернянку или полбу;
  • зандури;
  • ячмень;
  • рожь;
  • горох;
  • чечевицу и другие растения.

Зерновые, как продукты длительного хранения, представляли основу рациона человека эпохи неолита. Среди домашнего скота доминировали овцы и в меньшей степени козы. Кроме того, рацион человека включал мясо зайцев, оленей, рыбу и моллюсков.

Основные итоги неолитической революции

Возникновение земледелия, как одного из основных направлений хозяйственной деятельности человека, привело к развитию оседлого образа жизни. Так появились первые крупные поселения, которые располагались около пастбищ и полей. Доступность пропитания и стабильный уклад жизни привели к демографическому взрыву. Кроме того, человек столкнулся с наличием большого количества свободного времени в периоды между сборами урожая. Стали развиваться такие направления деятельности, как:

  • рукоделие;
  • гончарное искусство;
  • деревообработка;
  • изготовление ювелирных украшений;
  • производство деревянной утвари и других изделий.

Спектр деятельности людей существенно увеличился, что привело к разделению труда. При этом на каждого представителя общества возлагались определенные обязанности. Подобные изменения послужили в дальнейшем причиной социального расслоения, стратификации и возникновения «раннеклассовых обществ». С развитием сельского хозяйства преобразовывалось общество. Небольшие поселения с течением времени трансформировались в города, где зародились:

  • искусство;
  • архитектура;
  • письменность.

Ученые считают появление письменности свидетельством окончания доисторического периода развития человечества и начала цивилизации. В связи со сменой содержания хозяйственной деятельности человек стал в оппозицию природе. Способы взаимодействия с окружающей средой приобретали все более агрессивный характер. Специфические особенности дальнейшего развития общества заключались в следующем:

  • Племена, ведущие более примитивное присваивающее хозяйство, были воинственно настроены, ориентировались в основном на защиту собственных территорий.
  • Более цивилизованные земледельцы сталкивались с проблемами роста населения и нехватки хозяйственных ресурсов, что служило причиной для перемещений на другие территории, сопровождающихся агрессивным захватом земель.

Древние города активно разрастались, их влияние увеличивалось, что приводило многочисленным экспансиям и созданию целых империй. Неолитическая революция является масштабным процессом перехода древнего общества к цивилизации. Основные достижения того периода послужили толчком для значимых преобразований в жизни всего человечества.

Источник: wiki.fenix.help

История строительства из дерева

Из всех строительных материалов, именно дерево можно назвать одним из самых древних. Из дерева стали строить первые подобия жилищ. И в течение времени, именно деревянное строительство приобрело оптимальное сочетание красоты и функциональности, которое потом было отражено в строительстве зданий из камня и кирпича. Деревянное строительство совершенствовалось на протяжении многих веков, и на данный момент, прекрасно сочетается и с современными технологиями и с современными тенденциями. Деревянные загородные дома под ключ предлагают множество строительных фирм, и они пользуются постоянной популярностью и востребованностью.

Как стройматериал, дерево начали использовать примерно на 10 000 лет раньше, чем камень. Первые дома представляли собой примитивные сооружения из веток, листьев, шкур животных и их костей, и прочих подручных материалов. Такие дома были похожи на странный гибрид шалаша и землянки, но тем не менее, люди в них жили и при их постройке совершенствовали свое мастерство строительства.

Следующим этапом в деревянном строительстве является постройка домов на сваях. В прибрежных водах водоемов в грунт забивались сваи, на которые водружалась деревянная платформа, на которой в свою очередь строился жилой дом, склад или другое хозяйственное здание. Такая странная тенденция была не лишена оснований.

В те времена основная масса поселений находилась в непосредственной близости от водоемов. Расположение зданий на сваях обеспечивало безопасность в случае неожиданного наводнения и хорошо защищало от нападения диких животных. Со временем, при использовании такого метода было построено множество поселков.

Читайте также:  Согласие на строительство при долевой собственности

В Средиземноморье, деревянное строительство стало привычным и общераспространенным примерно в 8 тысячелетии до нашей эры. Одним из первых городов, здания в котором были построены из дерева принято считать Иерихон. Этот город упоминается в текстах Ветхого завета. Из дерева строились не только жилые дома, а и храмы, общественные и хозяйственные постройки, склады и другие сооружения. В конечном итоге, такое массовое употребление дерева как стройматериала привело к такому неожиданному результату как его дефицит.

Реакция на ограничение в использовании дерева наступила незамедлительно. В Древнем Египте появились первые каркасные дома, при строительстве которых стали использовать фахверковые материалы с заполнителем. В Древнем Риме начинают осваивать возведение зданий с использованием бетона, а в Древней Греции, вовсю развивается строительство из камня.

Строительство из дерева постепенно перемещается в северные регионы, богатые лесными ресурсами. Преимущественно, деревянные дома строят в Альпах, Баварских лесах, в Карпатах. В центральной Европе деревянные дома пользовались неоспоримым преимуществом очень долгое время. На территории Польши был обнаружен деревянный поселок, которому примерно 2.5 тысячи лет. Но в средние века даже на таких богатых левом территориях начинает ощущаться дефицит сырья, что заставляет перейти на более экономичные материалы, а то и вовсе наложить запрет на строительство из дерева в целях сохранения ресурсов, например как в Польше.

На Руси традиции деревянного зодчества представлены в полном объеме. Первоначально, деревянная изба представляла собой строение, частично углубленное в землю и отапливаемое с помощью дыма, который выходил через дверной проем и небольшие отверстия в потолке. В таком доме не было ни окон, ни дымохода ни полов. Такое строение получило название «курная изба» из-за способа обогрева, который был вреден для людей и не эстетичен, за что в 18 веке царь Петр специальным указом запретил строительство таких изб в Петербурге.

На смену им пришла «изба по белому», которая поначалу была доступна только высшей знати. Возле избы пристраивалась в обязательном порядке баня. В 15 веке такие избы можно было встретить только в больших городах и то в небольшом количестве. С развитием технологии они совершенствовались. В 18 веке, у изб появились стеклянные окна и они все больше и больше начали походить на привычные для нас современные дома в русском стиле, которые популярны на данный момент.

Источник: allbeton.ru

История возникновения проектной деятельности и метода проектов

В настоящее время метод проектной деятельности – неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта. Предпосылки возникновения метода проектов можно проследить, начиная с V века до нашей эры.

Сократ создал искусство под названием “майевтика”, в котором предлагалось с помощью наводящих вопросов через диалог извлекать скрытые в каждом человеке знания.

В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые его собеседник формулирует ранее неизвестные ему утверждения (рождает истину). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её.

Суть майевтического искусства состоит в противопоставлении внешнего софистического знания (ложного высказывания) внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть [1].

А XVI век знаменуется как период предпосылок зарождения метода проектов. В этот период появился сам термин проект в деятельностях техников и архитекторов. Позднее ученые обратили внимание на внутренние способности и задатки ребенка. Предложили на основе этих задатков обучать и воспитывать детей. При этом процесс обучения должен происходить на самоуровне, когда ученик, выполняя задания, познает мир, и этим он осуществляет процесс самовоспитания и саморазвития на практике.

В Римской высшей школе искусств понятие проект появилось в связи с попыткой итальянских архитекторов профессионализировать свою деятельность. Учащиеся ориентировались на получение знаний в ходе самостоятельного осуществления проекта, на действительность, в ходе реальных условий, а продукт, который предусматривал применений различных знаний для получения конечного результата.

В Парижской королевской архитектурной академии проектом пользовались студенты для участия в конкурсах, на основе которых они получали возможность поступать в академию и получать титулы архитекторов. Лучшие проекты засчитывались студентам как вступительные экзамены.

Говоря о проектной деятельности, нельзя не вспомнить слова известного французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня. Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бывает лишь собственной мудростью. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг наполненный. Именно эти слова как нельзя лучше описывают метод проектной деятельности. В процессе исследования темы и создания продукта школьник не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к получению новых знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки в процессе групповой работы.

Еще с давних времен Томмазо Кампанелла мечтал о школе, которая не сводилась бы к наполнению ребенка знаниями и дрессировке его правильного поведения, а давала бы нечто большее для его души и разума. У ребенка должна быть возможность проявлять свои способности и задатки в процессе деятельности.

В трактате Город Солнца большое внимание уделялось умственному образованию. Т. Кампанелла указывал, что оно должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Следует подчеркнуть, что все первоначальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую сенсуалист Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания о всех вещах и явлениях, во время прогулок, рассматривая изрисованные на стенах города картины, на которых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда[2].

-Жак Руссо в своем романе-трактате Эмиль, или о воспитании призывает не давать ребенку никаких словесных уроков, предлагает, чтобы ребенок приобретал знания из своего собственного опыта и практики. Жан-Жак Руссо ставит Эмиля в позицию исследователя, создавая на его пути проблемно-поисковые ситуации[3].

  • Природа;
  • Люди;
  • Предметы.

Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы. Природа, говорят нам, есть не то, что иное, как привычка, — писал Руссо; люди помогают использовать это развитие; предметы действуют на нас и дают опыт.

Руссо утверждает, что ребенка нужно воспитывать с интересом, и это хорошо видно на примере Эмиля. Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственный который ведет и далеко.

Жан-Жак Руссо считал, что обучение ребенка должно быть, по возможности, максимально наглядным и основываться на примерах.

И.Г. Песталоцци активно проводил идею о том, что только лишь соединение обучения с трудом в должной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к разнообразной деятельности. Основной задаче школы, по мнению И.Г. Песталоцци, было развитие умственных, физических и нравственных задатков, учащихся на природосообразной основе. Он считал, что детям в первую очередь необходимо дать чёткую и логичную картину мира, формировать полезные навыки и умение делать выводы, и лишь после этого вооружать детей конкретной информацией[4].

В XVIII веке в Европе метод проектов получил распространение в высших технических и промышленных школах Франции, Германии, Австрии и Швейцарии.

В середине XIX века в США в технических вузах инженеры начали рассматривать проект как инструмент приобретения знаний и навыков на практической деятельности.

Джон Дьюи — американский философ и педагог, представитель философского направления, прагматизм понимал под целью воспитания, воспитание личности, которая умеет приспосабливаться к различным ситуациям. Накопление опыта ведет к воспитанию личности. Джон Дьюи выдвинул идею создания инструментальной педагогики.

Согласно данной концепции обучение сводится к трудовой и игровой деятельности, где действие ребёнка является инструментом его познания через личное открытие и является способом постижения истины. Итогом данного обучения должна была стать выработка навыков мышления. Под навыками мышления понималась способность к самообучению[6].

Е. Коллингс в своей книге Опыт работы по методу проектов отмечает, что детей особенно привлекает в проектировании стремление добиться новой для них, неизведанной цели, а также испытать определенные переживания в самом процессе деятельности.

По мнению Е. Коллингса основная идея заключалась в получении знаний при работе над проектами, главным в данной работе являлась самостоятельная деятельность детей, которая заинтересовывала их. Учитывая личностные особенности каждого ребенка, создавался стимул к получению знаний через самостоятельную работу[7].

Во Франции также были последователи метода проектов. Метод центра интересов бельгийца О.Декроли, близкий к методу проектов У. Килпатрика, применялся на практике Ж.Бертье в сочетании с методом главного учителя, когда один учитель преподавал все предметы и одновременно являлся классным руководителем. Данный метод применялся в начальной школе.

Согласно методу центра интересов объявлялся, например, годом средневековья. Ученики изучали историю народов, трудовые процессы, виды собственности, государства и иные социальные институты, литературу и т.д. Ж.Бертье считал, что такой учебный год активно стимулирует учение и преподавание.

Также работа с детьми строилась вокруг тем, которые разрабатывались с учетом интересов и потребностей детей. В школах и детских садах изучение дисциплин заменялось, дети наблюдали, писали, читали, лепили, рисовали только то, что связано с определенной темой. Таким образом уроки теряли последовательность и обучающее значение.

Учителя не давали детям новых знаний, дети сами добывали их в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь помогал и консультировал детей. Для проработки тем предлагался психологический порядок: наблюдение, ассоциация, выражение[8].

В 1920-1930 годы метод проектов активно внедрялся в практику на научной основе. В данный период происходило переосмысление идей и использование некоторых из них в качестве компонентов новых методов и форм обучения.

Елена Паркхерст (Дальтон-план) выдвигала основной идеей свободу для ребенка при выполнении любого задания, которая сохраняла энергию и желание, ведущее к получению результата. Дальтон-план основывался на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Выделялось также три основных элемента: дом — основное место ученика в школе; задания — даются ученику для выполнения за определенный срок; лаборатория — место, где ученики могли получить консультации у учителей-предметников[9].

В Англии Р.Бертран открывает школу Бекон Хилл совместно с Д.У. Блэк. Школа была направлена преимущественно на проблемных детей младшего возраста. Практиковалось свободное воспитание и безотметочная система обучения[11].

В первой половине XX века П. Петерсен представил педагогической общественности оригинальную концепцию школы Йен-план. Учебный материал основан на индивидуальных способностях, учащихся и их интересах. Идея разработана Дж. Дьюи. В основу Йен-плана входило научить детей уважению к личности, свободе и самостоятельности детей и их взаимозависимости в жизни, учебе, труде.

Классы заменялись группами, которые делились по возрасту. Учащиеся старших групп выступали помощниками для младших. Обучение строилось на индивидуальном продвижении ученика с возможностью перехода из одной группы в другую, выполнение индивидуальных и групповых проектов и заданий, сочетание самостоятельной работы и взаимопомощь в группе.

Урок заменялся на различные виды учебной работы. Ученики работали над заданиями-проектами, результатом которых становились какие-либо экспозиции, модели, учебные игры и т.д. Каждую неделю в школе подводились итоги, отчетные выставки и различные общешкольные собрания и сборы[12].

Для советской школы метод проектов имеет огромное значение, потому что в период его зарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированная педагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степенью самостоятельности и преобладанием практической деятельности.

Основной идеей Л.Н. Толстой считал развитие личности ученика и его качеств, при помощи учителя или воспитателя. Чехов Н.В. считал отказ от традиционных форм и методов в образовании и воспитании в сочетании с планируемой и организованной учебно-воспитательной деятельностью. Вентцель К.Н. считал, что должна быть полная свобода самостоятельного развития ребенка с основой на совместный план преподавания в воспитании альтруизма, чувства гармонии человека с человеком с преобладанием ручного труда[13].

В начале XX века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Одним из разработчиков этого метода в России был Станислав Теофилович Шацкий, который в 1905 году вместе с архитектором Александром Устиновичем Зеленко создали первые в России детские клубы. В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень активно и широко. Видимо, тогда идеологи образования видели в нем преодоление академизма классической гимназии.

Работа в классе происходит между учителем и одной группой, весьма небольшой, учеников. Остальные являются участниками — наблюдателями этой работы в большей или меньшей степени. С.Т. Шацкий считал, что организация занятий в классе носит неэнергичный характер. Он предлагает организовать работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи[14].

В России в 1920-е годы появился бригадно-лабораторный метод. Особенностью метода являлось соединение коллективной работы всего класса с индивидуальной. Бригадой называли часть класса, группу, состоящую из нескольких человек. При использовании метода на общих занятиях осуществлялось обсуждение заданий, планирование работы, установление сроков выполнения и обязательный минимум. После чего каждая бригада занималась самостоятельным выполнением задания, за которое лидер бригады — бригадир отчитывался перед учителем.

Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК КПСС(б), с тех пор среди отечественных педагогов при упоминании данного метода часто возникает реакция отвержения.

  • Трудовая школа — выявление индивидуальных особенностей ребенка, введение их в трудовую деятельность.
  • Метод учебного исследования (1920-е гг.) — при помощи учителя исследовать уже известные факты на теории и практике.
  • Студийная работа — превосходство самостоятельной работы и проработка материала отдельной группой, в лаборатории, без четко установленного расписания в присутствии учителя.
  • Комплексный метод (1923 год) — бессистемность изучения дисциплин, выдвижение центральных тем, практическая направленность.
  • Звеньевой метод — разделение труда в детском коллективе при работе с определенной темой и организация их самостоятельной работы.
  • Летняя школа (1931) — приобретение трудовых навыков политехнического воспитания и развития практических навыков[15].
Читайте также:  Код вида мощности строительства что это

Во всем мире с 30-х по 60-е годы о методе проектов практически молчали, в литературе по этому вопросу данные отсутствуют. Возможно им и пользовались педагоги и учителя, но никакой информации не обнаружено.

Повторный интерес к методу проектов возник в 1960-1990-е годы XX века. Учителя вновь начинают прибегать к данному методу. Постепенно ослабевает социальная значимость проектной деятельности и возрастает индивидуализация и личностное участие в работе. В 1960-е годы метод направлен на прогрессивное воспитание, шла речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование.

В конце 70-х -начале 80-х годов XX века в Великобритании начинается проективность, в которой объединяются два направления гуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастных особенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ученику. В 1987 году в США возникает Школа без стен, то есть прибегают к альтернативному образованию. Деятельность школы базировалась на методе проектов и предусматривала продуктивное обучение[16].

В России в 60-е годы XX века основной идеей Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Целью обучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию и учился применять ее правильно.

В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В основу системы легли результаты исследований детей младшего школьного и подросткового возрастов, которые провел Л.С. Выготский и его последователи. Особенностью системы развивающего обучения является: изменение предметного содержания обучения.

В основу изучения дисциплин положена система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенных способов действия.

С помощью этой задачи учащиеся учатся решать большое количество задач за короткий промежуток времени. Учителя и учащиеся переходят на коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимися творческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремление открытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей[17].

В 70-80-х годах XX века в педагогике появился большой отряд педагогов-новаторов. Они выступали под девизом: Творчество учителя — творчество ученика. Они считали, что главными признаками истинного учителя является заинтересованность предметом, способность провести урок с максимальным участием учеников в нем, умение любить и уважать личность ученика.

Педагоги-новаторы начали развитие направления педагогика сотрудничества, которое строилось на воспитательном подходе к обучению. Педагоги-новаторы были убеждены что, определять ребенка необходимо по его отношению к людям, жизненным ценностям, моральным качествам, отношению к труду, а не по его знаниям. В.Ф.

Шаталов смог разработать подход, в котором охватывались сразу все ученики, он заключался в создании творческой работы и увлеченной атмосферы вокруг учащихся. Шаталов говорил, что в детей необходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в его деятельности и учебе. Для этого В.Ф.

Шаталов предельно ясно, четко, доступно, с наглядным использованием блок-схем объяснял материал. На дом ученикам давались аналогичные задания. Результатом такого обучения являлось то, что даже самые слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов. После того, как ученики в достаточной степени овладевали материалом, они самостоятельно могли находить творческие решения и самостоятельно исправлять ошибки[18].

И.П. Волков, учитель труда и черчения, создал свободную мастерскую, в которой ребята самостоятельно могли выбирать инструменты и дело, которым им хотелось заняться, при этом учитель не ограничивал детей. В его мастерской существовало лишь одно правило: Научился сам, научи товарища[19].

В процессе работы педагоги-новаторы стремились к преодолению нерешительности школьного классного мира и не связанности обучения с жизнью. Идеи, предложенные педагогами-новаторами, дают пользу в процессе обучения.

В 1984 году Д.Колб ввел представление об обучении через опыт. В данном обучении выделяется четыре этапа:

Опыт, проживание некоторой ситуации.

Рефлексия произошедшего.

Обобщение результатов рефлексии, формирование понятий, концепций.

Проектирование — создание ситуаций нового опыта [20].

В идеях Дьюи, Килпатрика и Колба речь идет о личном участии в процессе обучения, фактически о различении учения и обучения.

В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта.

Источник: urok.1sept.ru

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента — справочник студента

Для начала, скажем, что история развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции и шумеров. Сама история становления и развития менеджмента довольно путана на первых этапах, но неоспоримо важна для современности.

Как возник менеджмент?

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должно существовать разделение труда для достижения высоких результатов.

Затем Сократ внес свою лепту, отметив, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковы, главное – правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда процесс производства будет гораздо эффективнее.

Позднее Катон Старший описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами.

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

  • развивалось общественное, а потом и промышленное производство;
  • появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;
  • начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.

Историческое развитие менеджмента

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками.

Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты.

С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

  1. Древний период. Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.
  2. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.
  3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах.
  4. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего для. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента - Справочник студента

Менеджмент как наука

Менеджмент с точки зрения науки решает такие задачи:

  • объясняет природу управленческого труда;
  • устанавливает причинно-следственные связи в работе;
  • выявляет факторы и условия, необходимые для совместного труда;
  • разрабатывает эффективные методы управления и стратегии;
  • прогнозирует возможные дальнейшие события.

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми трудами и направлениями, это связанно с быстрым развитием человечества во всех отраслях.

Японская модель менеджмента Можно сколько угодно рассматривать стратегии управления персоналом, которыми славят другие, но без должного адаптации модели менеджмента к культуре своей страны и образу жизни сотрудников получится мало что. Ни это ли является главным принципом организации работы в Японии? На сегодняшний день активно эксплуатируется такое понятие, как политический менеджмент, но при этом мало кто знает, что скрывается за этим названием и какие функции выполняет именно этот вид менеджмента. Давайте же займёмся самообразованием!
Конфликты в деловом общении Деловые отношения строятся не только на умении найти общий язык и достичь определённых результатов, иногда партнёрам и коллегам приходиться находить выход из конфликтных ситуаций. Вот о том, как справиться с подобной проблемой на рабочем месте мы вам сейчас и расскажем. В этой статье речь пойдет о менеджменте и его принципах, систематизированных и классифицированных Анри Файолем, который является основателем классической школы административного управления.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

С момента существования первобытного общества говорится об управлении, понятие менеджмент является относительно молодым. Его возникновение знаменовалось временем промышленной революции и индустриального развития европейской цивилизации.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента характеризуются появлением рыночных отношений, индустриального способа организации производства, а также появлением акционерной собственности.

Капиталистическая система исторически складывалась на основе ручной техники, истоками чего было господствовавшее многие века феодальное хозяйство. Первоначально она была утверждена в виде мануфактурной организации производства, но к концу 18 века из-за промышленного капитализма произошел переворот в старых методах организации производства.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента - Справочник студента

Развитие менеджмента

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента формировались на основе тех задач и проблем, которые были выдвинуты очередной исторической эпохой (условия развития менеджмента).

В соответствии с трактовкой, которую предложил известный специалист в сфере управления И. Ансофф, история развития менеджмента происходила за три эпохи: эпоха массового производства, массового сбыта и постиндустриальной эпохи.

На сегодняшний день проявляются новые проблемы, которые отражают значительную роль интеллектуального капитала в факторах производства, а также активное вытеснение людей из производственного процесса.

Современному менеджменту также приходится решать проблемы в сфере инноваций, глобализации экономики, инновационных технологий и этики бизнеса.

Необходимость поиска эффективных решений по соответствующим вопросам появляется благодаря новым условиям развития менеджмента.

Ответы на данные вопросы были оформлены в научные труды, посредством которых сложились различные школы и подходы к управлению (менеджменту).

Объединяя имеющиеся к настоящему времени взгляды и учения в области истории менеджмента авторитетных исследователей, можно говорить о том, что менеджмент в качестве науки и искусства, а также в качестве вида профессиональной деятельности имеет различный возраст.

Возникновение менеджмента

Менеджмент в качестве искусства управления и постановки четких и верных целей уже достаточно стар. Как пример здесь как нельзя лучше подойдет строительство египетских пирамид. При этом тех людей, которые руководили этим строительством, можно по праву назвать великими менеджерами.

Менеджмент в качестве вида деятельности значительно моложе, поскольку появляется во времена четвертой управленческой революции. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента проявились в процессе формирования рыночного хозяйства, индустриального типа производства и внедрению акционерной (корпоративной) собственности.

Менеджмент как наука и учебная дисциплина также относительно молод. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента как науки были обусловлены объективной необходимостью систематизации накопленных знаний и практического опыта для последующей передачи действующим владельцам и управляющим.

Менеджмент в качестве научной дисциплины формируется в то время, когда в обществе стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о лучших способах управления. В конечном итоге появляются теории, которые преподаются и изучаются.

Основа менеджмента как науки

В 1886 году Г.Таун на собрании Американского общества инженеров-механиков прочитал доклад «Инженер в роли экономиста». Этот момент считается началом и основой менеджмента как учебной дисциплины, так как данный доклад многие считают первой лекцией по менеджменту.

Успешная практика управления — не просто достояние ее авторов, являющихся известными управляющими с соответствующим багажом эффективного управления за спиной.

Авторами был систематизирован позитивный и негативный опыт, который впоследствии становится знанием тех, кто стремился к созданию своего бизнеса.

То есть опыт был материализован в теорию менеджмента, которая преподается, публикуется, читается.

Примеры решения задач

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации.

Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении.

Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента.

Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность.

Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений.

Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную «нишу» для его существования.

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э.

Читайте также:  Красная линия в строительстве это определение

, суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами.

Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

2. Светско-административная.Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей.

Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.

Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная.Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества.

Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления.

Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении.

  • Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.
  • Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.
  • В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике.
  • Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».
  • Рационализм в менеджменте понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.

Концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели становится все более ограниченным правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение.

Бюрократия как важнейшая область использования этих правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии.

Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

Интернациональное управление имеет различные уровни, направления и формы. Практика сотрудничества по упорядочению усилий для удовлетворения общественных интересов формируется между государствами, муниципалитетами, организациями (предприятиями).

В свою очередь эти интересы возникают в любой сфере жизнедеятельности. Они порождают сотрудничество как на глобальном уровне, региональном, субрегиональном (на двухсторонней основе), так и на точечном.

К формам международного менеджмента относятся международные организации, конференции, совещания, консультации и др. Самой крупной международной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г.

При ней функционирует ряд специализированных организаций, осуществляющих управление по различным направлениям деятельности государств.

Наряду с универсальными международными органами существуют региональные, членами которых являются государства определенных географических районов. К ним относятся Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОAГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Форма управления на международном уровне — ежегодные совещания семи наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады, впервые встреча состоялась во Франции в 1975 г. Авторитетными международными организациями являются Совет Европы и Европейский Союз (ЕС).

Совет Европы создан в 1949 г. и объединяет более 30 государств. Его цель – сотрудничество по правам человека, культуры, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения и др.

В Европейском Союзе, часто называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его цель – углублять интеграцию входящих в него стран для образования экономического, таможенного и политического союза.

Страны ЕС осуществляют активную интеграционную политику на различных направлениях и, прежде всего, в экономике.

Важнейшим шагом на пути образования федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999 г. новой единой денежной единицы – евро с одновременным упразднением национальных валют.

Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г. Она предусматривает возможность принадлежать к международным ассоциациям местных властей, что должно быть признано законодательством в каждом государстве.

Международный менеджмент развивается и на уровне предприятий и организаций. К ним относятся транснациональные корпорации, совместные предприятия и др.

К 90-м годам ХХ века в менеджменте как науке сформировались ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается в масштабах многих стран, приобретает интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становится получение практических навыков.

В последнее время стало выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента – управление производством в Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции и др. К примеру, стали бестселлерами книги Ли Якокка «Карьера менеджера», К. Татенси «Вечный дух предпринимательства», Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения», Ж-Л. Сулицер «Зеленый король» и т.д.

Анализ этих работ и попытки применить их на практике позволяют избежать многих ошибок в сфере менеджмента, быстрее и точнее находить пути решения управленческих проблем. Особенно важны апробированные знания о том, как надо работать в сфере управления, для российских руководителей предприятий, организаций, фирм.

Классические произведения менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров, содержат фундаментальные идеи теории и практики управления, на их основе создаются новейшие достижения менеджмента.

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Менеджер, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов.

Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей.

И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке), между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве), внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.

Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.

  1. Существуют следующие стратегии поведения в конфликте:1) уход от взаимодействия;2) сглаживание;3) борьба;4) сотрудничество и решение проблемы;
  2. 5) поиск компромисса.

Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта.

В группу этих методов входят: – методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.

) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);

– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называютфункциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер.Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Код 287882
Дата создания 04 октября 2014
Страниц 17
Мы сможем обработать ваш заказ 23 марта в 10:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Заключение Новый этап интернационализации хозяйственной жизни обозначен внедрением информационно-коммуникационных технологий и формированием в планетарных масштабах нового типа экономики. Экономики, которую называют новой, невещественной, информационной и, наконец, интеллектуальной. Как следствие, рациональный менеджмент начал уступать место менеджменту на основе информатизации. В информационном обществе прибыль организации растет не путем специализации функциональных навыков, что было присущим индустриальному обществу, а благодаря гибкости и интегрированности бизнес-процессов, которая достигается более тесным общением между его участниками.

На мой взгляд, можно предусматривать, что в XXI ст. старую организационную модель, которая базируется на иерархии (вертикали), заменит новая — гори …

Содержание Введение 3 Условия и факторы возникновения и развития менеджмента 4 Заключение 14 Список использованной литературы 15 Введение Менеджмент как наука возник и развивается в связи с необходимостью объяснить, почему и в результате чего процветают или разрушаются организации. Ученые в области менеджмента путем испытаний и практики в области управления методом проб и ошибок отвечают на вопрос: Чем обусловлен успех организации?

Ответ на этот вопрос позволяет ответить на более прагматический вопрос: Что может сделать руководитель для успешной организации? Организации составляют основу мира менеджеров, именно в них наблюдаются процессы и состояния, которые являются причиной существования менеджмента.

Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Эволюция развития менеджмента тесно взаимосвязана с развитием общества, науки о методах управления, ф инансах, с возникновением новых явлений в экономике, технике, мире финансов, денег, международной интеграции и др.

Изучение эволюции менеджмента имеет большое значение для управления деятельностью любой фирмы. Так как почти каждый хозяйствующий субъект становится перед дилеммой, как в соответствующих условиях обеспечить возможности успешного функционирования, активного воздействия на конечные результаты своей деятельности. Цель реферата – рассмотрение условий и факторов возникновения и развития менеджмента. Задачи реферата: — рассмотреть основные этапы в становлении менеджмента; — проанализировать факторы и условия возникновения и развития менеджмента.

Тейлора, Г. Ханта, Ф. и Л. Гилбрейтов и др. Однако, если указанные предшественники за цель научного анализа считали поиск и нахождение «единственно правильного решения», то послевоенный менеджмент отыскивает из множества альтернативных решений и вариантов те, которые будут оптимальными (4).

Я считаю что, как старые, так и новые, концепции рассматривают управление на единственной основе — прорабатывании научных методов для определения наилучшего из возможных управленческих решений.

Однако, полностью очевидной является и определенная разница между ними, которая заключается в том, что современный научный менеджмент не столько развивает теоретические принципы, сколько выискивает возможности применять науку в практической управленческой деятельности.

Это дало возможность усовершенствовать иразвить концепцию управления на основе использования математических методов и компьютерной техники, которая и получила название “количественная (управленческая) школа”.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления.

Источник: school16rostov.ru

Рейтинг
Загрузка ...