Взыскание с прежней управляющей компании неизрасходованных средств на ремонт дома как неосновательное обогащение. Судебная практика
Собственники помещений многоквартирного жилого дома решили сменить управляющую компанию (УК) на другую или создать ТСЖ, отказавшись от договора управления с той же управляющей компанией.
О том, как сменить управляющую компанию, отказаться от договора управления в одностороннем порядке рекомендуем публикации:
-
и, в частности, статьи: . Судебная практика . Судебно-арбитражная практика
Оставшиеся неосвоенными денежные средства собственников помещений управляющая компания вернуть отказывается, либо оставляет без ответа претензии с требованиями вернуть деньги.
Можно ли вернуть неизрасходованные
управляющей компанией деньги собственников?
Данный вопрос порой вызывает затруднения. Также граждане ищут ответы и на другие взаимосвязанные вопросы:
- На основании какого закона собственники при отказе от договора управления вправе требовать вернуть неизрасходованные управляющей компанией деньги?
- Кто вправе требовать вернуть неосвоенные деньги: созданное ТСЖ, любой из собственников, все собственники?
- Могут ли собственники помещений получить деньги с управляющей компании наличными «на руки»?
- В какой суд обращаться с требованием о возврате неосвоенных денежных средств?
Возврат средств управляющей компанией. Нормы закона
Жилищный кодекс РФ не содержит норм об обязанности управляющей компании вернуть неосвоенные денежные средства собственникам помещений в случае прекращения договора управления МКД. Однако это не означает, что такая обязанность отсутствует.
Все о возврате налога за строительство дома Как вернуть деньги за строительство дома #3
Правовым основанием для требования о возврате средств будет являться норма статьи 1102 Гражданского кодекса РФ. По смыслу указанной нормы права, с управляющей компании в качестве неосновательного обогащения подлежат взысканию денежные средства при доказывании следующих обстоятельств:
- факта сбережения управляющей компанией денежных средств собственников помещений дома (доказательства перечисления и получения денег на счета управляющей компании);
- отсутствие оснований для приобретения (невыполнение работ или услуг для целей оплаты которых перечислялись денежные средства);
- размер неосновательного обогащения.
В чью пользу суд должен взыскать деньги?
Могут ли собственник получить их «на руки»?
Средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, в том числе на ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании. Этой аксиомой руководствуются суды при разрешении подобных споров.
Однако указанные средства, как указано выше, носят целевой характер и не могут быть возвращены собственникам «на руки». Данные денежные средства могут быть перечислены на расчетный счет вновь избранной управляющей компании, или созданного ТСЖ, либо иной организации, имеющей статус исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, фактически суд взыскивает деньги в пользу всех собственников , но в резолютивной части решения указывает, что деньги подлежат перечислению на счет управляющей компании и должны быть зачислены на лицевой счет дома.
Кто вправе требовать с УК вернуть неосвоенные средства?
Полномочия на обращение в суд
Рассмотрим три варианта: с претензией и иском в суд о взыскании обращается:
- созданное в доме ТСЖ;
- вновь избранная управляющая компания;
- уполномоченное общим собранием собственников лицо (например, гражданин — собственник помещения дома).
В доме создано ТСЖ, которое после расторжения договора с управляющей компанией само занялось управлением дома. Вправе ли ТСЖ обратиться с иском в суд о взыскании с управляющей компании неизрасходованных денежных средств? Нужно ли проводить общее собрание собственников? Примеры из судебной практики:
В многоквартирном жилом доме создано ТСЖ, решением общего собрания собственников также приняты решения о расторжении договора управления, ранее заключенного с управляющей компанией.
Однако управляющая компания продолжает выставлять собственникам счета на оплату коммунальных услуг, мотивируя, например, тем, что у собственников имеется задолженность по оплате услуг компании за прошлые периоды. Правомерны ли действия управляющей компании?
Коммунальные услуги включают услуги видов коммунальных услуг. Кто может являться исполнителем коммунальных услуг? С какого момента управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг (приступает к предоставлению КУ)? ТСЖ – исполнитель коммунальных услуг с момента создания. Примеры из судебной практики
в) Пример иска: уточнение иска ТСЖ о взыскании с управляющей компании незаконно собранных средств за коммунальные услуги (управляющая компания прекратила предоставление коммунальных услуг жителям дома, но продолжила выставление счетов на оплату коммунальных услуг)
Разрешая подобные споры, суды руководствуются постулатом: средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, в том числе на ремонт, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании. Полномочия на обращение в суд. Решение общего собрания. Примеры из судебной практики
С иском о взыскании неосвоенных средств на ремонт дома может и один из собственников помещений дома, которого общее собрание собственников помещений также должно наделить полномочиями. Кто истец? Наделить полномочиями собственника или управляющую компанию? Примеры из судебной практики
Взыскание с УК штрафа по закону с ЗПП
Должен ли суд взыскать с управляющей компании штраф в соответствии с положением п. 6 статьи 13 закона о защите прав потребителей в размере 50% от присужденной суммы? Применяется ли закон о защите прав потребителей к отношениям собственников и управляющей компании? Понимание нормы п. 6 статьи 13 закона применительно к отказу вернуть неизрасходованные средства в судебной практике.
Источник: logos-pravo.ru
Как проводится возврат субсидий в бюджет
Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.
Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет. За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии?
Посмотреть ответ
Процедура возмещения субсидий в бюджет
Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.
СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.
При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.
Вопрос: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ на модернизацию полностью самортизированного в бухгалтерском и налоговом учете объекта основных средств (ОС) и возврат неиспользованной части полученной субсидии в текущем отчетном году?
Посмотреть ответ
Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:
- ресурсы не были израсходованы;
- деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.
Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.
Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.
ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.
Условия возврата
Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:
- До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
- При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.
В проверочных актах указывается комплекс данных:
- обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
- тематика проверки;
- круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
- сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
- общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
- перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
- нормативная база;
- направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
- список фактических расходов по субсидии;
- сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
- оценка эффективности осуществленных мероприятий;
- признание использования денег целевым или нецелевым.
При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.
Как отразить в учете
При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:
- Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
- Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
- Перечисление средств на казначейский счет бюджета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.
При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:
- Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
- в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).
В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.
В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.
В учетной документации бюджетные организации формируют записи:
- между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
- при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).
Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).
В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:
- по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
- по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.
Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям
Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.
Источник: assistentus.ru
Возврат стройматериалов надлежащего качества и бракованных – порядок действий
Возврат товаров
Если при начале ремонта или строительства вы не составили смету, а после окончания работ обнаружили, что часть материалов осталась неиспользованной, можно попытаться вернуть излишки в магазин.
Возврат строительных материалов по закону возможен далеко не во всех случаях. Бракованные приобретения продавец обязан принять, если вы обратитесь своевременно, а вот если изделие качественное, но по какой-то причине не подошло покупателю, вернуть его можно только в определённый срок, при условии, что категория товара не включена в перечень безвозвратных покупок.
Возврат качественных материалов
Статьёй 25 ЗоЗПП предусмотрен обмен качественных изделий в первые две недели после покупки, но это правило касается только штучных товаров. Материалы, отпускаемые на метраж, магазин не обязан принимать обратно.
- электрические провода;
- кабели;
- строительные шнуры;
- напольные покрытия, отрезаемые из рулонов и другие виды материалов, выделяемые по размерам потребителя.
Если качество указанных изделий соответствует стандартам, то продавец имеет право отказаться от возвращения средств за такую покупку. Однако некоторые торговые сети идут навстречу клиентам, поэтому стоит попытаться договориться с сотрудниками магазина. Вполне возможно, что даже ограниченные перечнем материалы примут обратно, законом не запрещены такие сделки. Если вы хотите обменять отрезные изделия на другие с доплатой, то шансы на удачные переговоры возрастают.
При отказе от качественной покупки потребуется написать заявление на возврат стройматериалов надлежащего качества. Крупные магазины предлагают заполнить фирменные бланки в точках продажи, поэтому сложностей с составлением обращения обычно не возникает.
Чтобы без проблем получить назад денежные средства, необходимо возвращать материалы в товарном виде, с сохранением упаковки и заводских ярлыков. К заявлению рекомендуется прикладывать документы, подтверждающие приобретение товара в данной точке продажи и произведённую оплату:
- товарные накладные;
- чеки;
- квитанции;
- договора;
- гарантийные талоны;
- инструкции по эксплуатации и прочее.
Если в процессе ремонта документы утеряны, можно обратиться без них, но в этом случае может потребоваться свидетельское подтверждение совершения покупки именно в этом магазине в соответствующую дату.
Отказ от некачественной покупки
При обнаружении недостатков, возврат стройматериалов производится на общих основаниях. Потребитель имеет право вернуть любую покупку, которая не соответствует стандартам качества.
Обратиться к продавцу можно в течение гарантийного срока или не позднее двух лет со дня продажи. При явных недостатках изделия магазины принимают товары обратно по заявлению покупателя, если же возникает спор о качестве материала, то продавец может дополнительно назначить проведение экспертизы.
Претензия о ненадлежащем качестве составляется в письменном виде в двух экземплярах, один из которых передаётся сотруднику магазина, а второй остаётся у покупателя. При передаче заявления на отказ от покупки требуйте, чтобы специалист поставил отметку о дате приёма обращения. Эта мера позволит подтвердить намерения при разногласиях, если придётся решать вопрос в судебном порядке.
Заявление составляется в свободной форме, необходимо указать следующие моменты:
- паспортные и контактные данные заявителя;
- информацию о товаре и дате его приобретения;
- обнаруженные недостатки;
- требования о возврате денежных средств.
- дату обращения.
Магазины редко отказываются принимать претензии, но если не удаётся вручить документ представителю строительного супермаркета лично под роспись, можно направить его по почте.
Результаты и сроки
Законом «О защите прав потребителей» установлены сроки ответа на претензию, в течение которых продавец обязан рассмотреть обращение покупателя и вернуть деньги за товар.
Таблица. Сроки выполнения требований потребителя
Требования | Законный период исполнения требований |
Расторжение сделки купли-продажи и возвращение полной суммы, уплаченной продавцу за бракованные материалы | При отсутствии разногласий – 10 дней |
При необходимости проведения экспертной проверки – 20 дней | |
Обмен качественных стройматериалов на аналогичные в течение 14 дней после покупки | Незамедлительно, если аналог имеется в продаже на момент обращения, или по договорённости сторон, в разумные сроки |
Возврат денег, если товар для обмена отсутствует в ассортименте магазина | 3 дня |
Если магазин отказывается возвращать деньги в законные сроки, либо продавец не согласен с доводами гражданина о ненадлежащем качестве стройматериалов, решить проблему можно в судебном порядке. Исковое заявление можно составить самостоятельно, но гораздо проще доверить это дело грамотным юристам. Существует множество общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей. Специалисты этих структур помогают взыскать с недобросовестных продавцов деньги за стройматериалы, а также штрафы, предусмотренные законом.
При обращении в юридические организации расходы потребителя по делу о взыскании возмещаются в полном объёме, т.к. включаются в исковое заявление. Сотрудники обществ могут не только грамотно подготовить документы, но и представить интересы потребителя в судебных заседаниях. Такой порядок значительно упрощает процедуру и предоставляет потребителям возможность возврата денег без потери времени и дополнительных финансовых затрат.
Источник: zpp.guru
Когда безвозвратный грант подлежит возврату
Начинать бизнес по производству сельхозпродукции без поддержки государства нелегко. Из бюджета выделяются средства для финансовой помощи юрлицам и гражданам для открытия и развития сельхозпредпринимательства. Суммы на покупку активов – немаленькие.
Предпринимателям и крестьянско-фермерским хозяйствам даются субсидии, гранты на безвозмездной и безвозвратной основе при условии, если они будут выполнять взятые на себя обязательства. Поэтому профильное ведомство, выдающее средства, контролирует, на что тратятся деньги. Если условия не соблюдаются, получатель обязан вернуть средства. В противном случае, сумму взыщут через суд и обяжут выплатить немалую госпошлину на судебные издержки.
Минсельхоз Карелии обратился с иском к крестьянско-фермерскому хозяйству «Пионер», чтобы взыскать 1,75 млн руб. Из них – 1,5 млн грантовых денег и 0,25 млн единовременной помощи.
Ранее Министерство сельского и рыбного хозяйства Карелии в рамках госпрограммы по поддержке сельхозпредпринимателей заключило соглашение с начинающим фермерским хозяйством «Пионер». Принято решение выделить хозяйству грант и единовременную помощь для возмещения части расходов на реализацию проекта по разведению племенного мясного крупного рогатого скота. Минсельхоз выдвинул такие условия для пользования средствами:
- Получатель гранта обязан направлять деньги исключительно на цели развития своего хозяйства;
- Единовременная помощь должна быть направлена на улучшение бытовых условий;
- Средства распределяются и тратятся в соответствии с планом расходов;
- Активы, закупаемые на выделенные средства, должны использоваться на территории Карелии и только для деятельности получателя гранта;
- Животные закупаются только племенные, что подтверждается их регистрацией в специальном племенном реестре;
- Покупка мясных животных производится при участии специалиста профильного управления администрации поселения, на территории которого будут разводиться животные;
- Запрещается покупка скота у близкой родни;
- На протяжении 10 лет запрещается любое отчуждение имущества, купленного на средства гранта и единовременной помощи;
- На протяжении 5 лет должны быть созданы не менее 3 рабочих мест;
- 10% каждой покупки оплачивается получателем гранта за счет собственных средств.
Кроме того, по условиям соглашения, фермерское хозяйство обязано вести деятельность не меньше 5 лет и отчитываться перед Минсельхозом, на какие цели расходуются средства. Также получатель гранта обязан обеспечить достижение плановых результатов. Показатель выполнения требования – прирост прибыли не меньше 10% в год на протяжении 5 лет.
Нельзя думать, что средства, полученные от государства в качестве поддержки, можно расходовать по своему усмотрению. Получатель гранта полностью возвращает деньги, если предоставил недостоверную информацию или поддельные документы. Нельзя использовать грант на цели, не предусмотренные соглашением. Неисполнение обязательств, принятых на себя при получении гранта, также влечет закономерное последствие – возврат денег.
План расходов
К соглашению между Минсельхозом и КФХ «Пионер» предусмотрен план расходов. В него включены наименования покупаемой продукции, услуг, активов, их количество и стоимость. Так, КФХ «Пионер» планировало потратить средства на покупку следующих активов:
- Трактор Беларус;
- Сенокосилка;
- Навесное оборудование – грабли;
- Племенной КРС (30 голов);
- Стройматериалы на строительство вольеров, зданий для скота;
- Грузовой автомобиль.
Чтобы отчитаться по расходам, стороны соглашения разработали форму отчета. Доказательством приобретения сельхозтехники являются паспорта, платежные документы, акты приема-передачи.
Покупку КРС подтверждают договора, платежные документы, акты приема-передачи, племенные свидетельства. Документы должны быть согласованы с Управлением сельского хозяйства администрации поселения. Обязательна также справка от ветеринара о состоянии животных, их количестве.
Ведение фермерского хозяйства по разведению животных невозможно без подсобных строений для хранения сельхозпродукции, кормов, ремонта и обслуживания техники. Их строительство подтверждают следующие документы:
- Смета;
- Акты приема-передачи строительных работ;
- Договор с подрядчиком;
- Платежные документы.
Все покупки, план расходов были согласованы хозяйству Минсельхозом Карелии. После согласования «Пионер» получил 1,75 млн руб. В течение двух лет хозяйство 8 раз отчитывалось перед грантодателем, подтвердив полное освоение денег.
Основание для возврата гранта
В 2018 году в Минсельхоз от Минтранса республики поступила информация о том, что трактор Беларус, принадлежащий КФХ «Пионер», снят с учета. Это стало основанием для внеплановой проверки получателя гранта со стороны министерства. Контрольное мероприятие выявило, что на территории хозяйства отсутствует скот. Согласно ветеринарной справке, КФХ «Пионер» не проводило ветеринарно-профилактические мероприятия.
Кроме того, при проверке специалисты Минсельхоза не обнаружили на территории КФХ ни сенокосилку, ни трактор, ни следов разведения скота. Хозяйство оказалось заброшенным, деятельность не ведется. Следовательно, получатель гранта нарушил условия соглашения и не выполнил свои обязательства.
В феврале 2019 года министерство обратилось к КФХ «Пионер» с требованием вернуть деньги в течение месяца. Однако ответ от руководства хозяйства не поступил.
Государственные гранты предоставляются юрлицам и гражданам безвозмездно и безвозвратно для компенсации расходов при ведении хозяйственной деятельности. Сельхозпредприятиям такие средства выдаются на основании программы поддержки сельхозпроизводителям, принятой постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717. Если условия получения гранта нарушены, то средства должны быть возвращены в бюджет.
Когда выдаются гранты
При создании и для развития крестьянских и фермерских хозяйств гранты и единовременная помощь выдаются на следующие цели:
- Покупка скота;
- Покупка техники и оборудования;
- Приобретение или строительство зданий.
Обязательным условием для получения помощи от государства является наличие подробного плана расходов. Кроме того, получатель финансовой поддержки должен взять на себя 10% затрат за счет своих средств. Если условия соглашения получатель гранта не соблюдает, он обязан их вернуть за месяц, несмотря на то, что средства выдаются на безвозвратной основе.
Кому положено
Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 №717 определило получателей средств. К ним относятся:
- Производители сельхозпродукции – субъекты малого предпринимательства, производящие молоко, несущие расходы на агротехнические работы, повышение экологического качества работ и продукции;
- Хозяйства по разведению племенного скота;
- Производители сельскохозяйственных культур, занятые элитным семеноводством, несущие расходы на закупку семян для посева, на агротехническую обработку почвы.
Финансовую поддержку также получают научно-образовательные организации по производству и продаже сельхозпродукции.
В данном случае, КФХ «Пионер» является хозяйством по разведению племенного скота и имело право на господдержку в виде субсидии.
Грант из бюджета КФХ «Пионер» получил в 2015 году. На начало 2016 года средства освоены полностью. При этом согласно отчетам от хозяйства и прилагаемым документам, для ведения работ были куплены трактор, сенокосилка, 30 голов скота, построены и отремонтированы здания. Расходы подтверждаются актами приема-передачи, платежными документами. По животным имеется справка от ветеринара, запись о согласовании от Управления сельского хозяйства администрации поселения.
По условиям соглашения, хозяйство должно было вести деятельность не меньше 5 лет и не отчуждать активы в течение 10 лет, чтобы не возвращать полученные от государства деньги. Однако уже в 2019 году Минсельхоз получил сигнал о прекращении деятельности КФХ «Пионер». Таким образом, КФХ нарушило запрет на отчуждение имущества, купленного на средства гранта. То есть хозяйство не вправе ни продавать, ни дарить технику, оборудование, скот и здания кому-либо. В данном случае получать гранта распродал все имущество.
Средства гранта – вернуть в бюджет
Изучив материалы дела, суд согласился с выводами Минсельхоза и вынес решение – обязать КФХ «Пионер» вернуть средства гранта в сумме 1,75 млн руб. в бюджет. При этом судебный орган доказательств ведения деятельности от ответчика не получил. Кроме гранта и единовременной помощи, суд возложил на фермерское хозяйство госпошлину в размере 30 тыс. руб.
Предпринимательство в сфере сельского хозяйства связано с немалыми рисками. Порой фермеры не могут получить доход, остаются в минусе. Во многом успех их работы зависит от погодных условий.
Неурожай из-за засухи, невозможность заготовки кормов из-за проливных дождей, падеж скота, отсутствие рынков сбыта – успех дела завит от множества факторов, которые необходимо учитывать при открытии бизнеса, связанного с сельским хозяйством. Если фермер видит, что дело не приносит прибыль, следует вовремя перепрофилироваться или изменить политику ведения хозяйства.
КФХ, тем более в климатических условиях Карелии, трудно обеспечить себя кормами для разведения скота. Один из выходов – закупка готовой продукции. Немаловажно наладить также каналы сбыта. И все эти нюансы фермер должен предусмотреть на стадии разработки бизнес-плана до заключения соглашения на получение бюджетных средств.
Источник: business-planner.ru