Возвратные материалы в строительстве это

В ПК «ГРАНД-Смета» версии 5.3 появилась возможность сформировать в составе локальной сметы перечень возвратных материалов – материалов, получаемых от разбор­ки строительных конструкций либо временных зданий и сооружений, и пригодных для повторного применения.

Согласно методическим указаниям стоимость возвратных материалов определяется по цене возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное для использования состояние. На основе номенклатуры и количества возвратных материалов определяются возвратные суммы , которые не исключаются из итога локального сметного расчета, но при подведении итогов по смете показываются отдельной строкой. При этом впоследствии возвратные суммы могут учитываться при расчетах между заказчиком и подрядчиком с целью уменьшения выделяемых заказчиком капитальных вложений.

Для того чтобы добавить в состав локальной сметы возвратный материал, требуется сначала стандартным образом добавить новую позицию сметы, ввести по позиции необходимые данные и стоимость. А затем, выделив позицию курсором, нажать кнопку Возврат материала на вкладке Работа с ресурсом.

Гранд-смета. Урок 6. Замена материалов. Виды работ. Материалы заказчика. Возврат материалов.

Кнопка Возврат материала активна только в тот момент, когда в локальной смете курсор установлен на позиции сметы, которая является материалом или оборудованием. Соответственно, и признак возвратного материала устанавливается только для таких позиций.

Возвратный материал обозначается буквой В в колонке Обоснование. При этом позиция сметы с признаком возвратного материала автоматически становится неучитываемой.

Как известно, любую позицию сметы можно сделать неучитываемой нажатием кнопки Не учитывать на вкладке Документ. А повторное нажатие этой кнопки позволяет вернуть такую позицию в расчет сметной стоимости. Но если попытаться проделать эту операцию с возвратным материалом, то он автоматически переходит в категорию материалов заказчика.

Таким образом, позиции с признаком возвратного материала в принципе не способны оказывать влияние на сметную стоимость и всегда представляют собой совершенно отдельный расчет.

Заметим, что даже после снятия признака возвратного материала (при повторном нажатии кнопки Возврат материала) позиция сметы остается неучитываемой, и для того чтобы восстановить активность позиции, необходимо воспользоваться кнопкой Не учитывать на вкладке Документ.

В ходе работы с возвратными материалами существует возможность установить (снять) соответствующий признак сразу для группы позиций сметы. Для этого необходимо сначала стандартным образом выделить нужную группу позиций, а затем нажать кнопку Возврат материала.

Если в разделе сметы имеются возвратные материалы, то в конце раздела вслед за итоговой стоимостью по разделу формируется заголовочная строка Возврат материалов, где показывается итоговая стоимость всех возвратных материалов, включенных в данный раздел.

Возвратные материалы

Можно раскрыть «плюс» на левом крае этого заголовка, и тогда вслед за ним в документе будут перечислены все возвратные материалы из данного раздела. Для каждого из них показывается общая стоимость материала, а в едином текстовом поле можно увидеть обоснование, наименование, единицу измерения и количество материала. Номер соответствующей позиции сметы заключен здесь в фигурные скобки. Если дополнительно раскрыть «плюс» для какого-либо материала, то отдельной строкой будет показана также стоимость единицы.

Аналогично в конце локальной сметы вслед за итоговой стоимостью по смете формируется заголовочная строка Возврат материалов, где показывается итоговая стоимость всех возвратных материалов, включенных в данную смету.

Замечание: При формировании итоговой стоимости возвратных материалов не учитываются поправочные коэффициенты к позициям сметы, заданные в окне с дополнительной информацией о позиции либо в параметрах сметы в режиме Коэффициенты к итогам.

В ситуации, когда нужно отразить итоговую стоимость возвратных материалов (возвратные суммы) в параметрах сметы на закладке Лимитированные затраты, следует использовать в колонке Значение идентификатор Возврат. Это позволяет, например, вычесть возвратные суммы из итоговой сметной стоимости либо наглядно показать возвратные суммы в документе для правильного взаиморасчета между заказчиком и подрядчиком.

Для того чтобы строка с возвратной суммой не влияла на итоговую сметную стоимость, необходимо при помощи специальной кнопки отметить соответствующую статью затрат как неактивную – и тогда она будет показана в итогах сметы лишь как справочное значение.

9. Расчет базисной цены ресурсов на основании текущей цены в ведомости ресурсов

Ранее в ПК «ГРАНД-Смета» при работе в окне с ведомостью ресурсов был реализован механизм автоматического расчета текущей цены ресурсов на основании базисной цены. Напомним, что для этого требуется ввести так называемый коэффициент удорожания , и в результате текущая цена ресурсов рассчитывается перемножением базисной цены на коэффициент удорожания.

Теперь в ПК «ГРАНД-Смета» версии 5.3 реализован аналогичный расчет в противоположном направлении – базисная цена на основании текущей цены.

Фактически это означает, что при работе в окне с ведомостью ресурсов предусмотрены два способа использования коэффициента удорожания.

Прежде всего, необходимо чтобы ведомость ресурсов находилась в режиме Базисные и текущие, когда можно одновременно видеть и базисную, и текущую цену каждого ресурса. Коэффициент удорожания в последней колонке рассчитывается делением текущей цены на базисную цену – в том случае, если имеются оба эти значения. А если известна какая-либо одна цена, то другую можно автоматически рассчитать.

Итак, первый способ – расчет текущей цены ресурсов на основании базисной цены. Если в данный момент выбран этот способ, то на панели инструментов в окне с ведомостью ресурсов отображается кнопка с формулой расчета ТЦ = БЦ * К, и такой же текст отображается в заголовке колонки с коэффициентом удорожания.

Второй способ, появившийся только в версии 5.3, – расчет базисной цены ресурсов на основании текущей цены. Если в данный момент выбран этот способ, то формула расчета на той же самой кнопке и в заголовке колонки с коэффициентом удорожания выглядит как БЦ = ТЦ / К.

Переключение между способами осуществляется нажатием кнопки с формулой расчета.

Для расчета по одному отдельно взятому ресурсу достаточно ввести значение коэффициента удорожания в последнюю колонку. А для расчета по выделенной группе ресурсов значение коэффициента следует ввести в специальном поле К-т удорожания на панели инструментов в окне с ведомостью ресурсов.

Немедленно после ввода коэффициента удорожания производится расчет. В зависимости от выбранного в данный момент способа – либо текущая цена ресурсов рассчитывается перемножением базисной цены на коэффициент удорожания, либо базисная цена рассчитывается делением текущей цены на коэффициент удорожания.

Замечание: Расчет базисной цены ресурсов на основании текущей цены может быть использован в ситуации, когда для каких-либо современных материалов или оборудования известна только их фактическая текущая цена, которая вводится на основании информации от производителя или по реальным платежным документам. Но при этом требуется представить на экспертизу итоговую сметную стоимость работ в базисном уровне цен.

Для получения нужного результата базисная цена рассчитывается на основании известной фактической текущей цены, а в качестве коэффициента удорожания используется средневзвешенный индекс – федеральный или по региону.

Источник: geum.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ПРИ РАЗБОРКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ВОЗВРАТ МАТЕРИАЛОВ)

При выполнении ремонтно-реконструктивных работ по разборке строительных конструкций и демонтажу инженерного оборудования, а также при сносе зданий и сооружений образуются возвратные ресурсы:

— материалы повторного использования (возвратные материалы) — бывшие в употреблении строительные материалы, детали, изделия и конструкции;

— вторичное сырье — утилизируемые в порядке попутной добычи отходы (лом кирпичный, бетонный, асфальтобетонный, стеклянный; кирпичный и каменный щебень; дрова; металлолом);

Повторно используемыми следует считать материалы и изделия, полученные от разборки строительных конструкций и демонтажа инженерного оборудования и применяемые вновь на объектах ремонта, реконструкции и строительства, в том числе после их восстановления или переработки в изделия. В ремонтно-строительном производстве проблема образования и использования возвратных материалов, получаемых от разборки конструкций, всегда была актуальной и трудноразрешимой.

В административно-командной системе управления проблема решалась на основе максимального использования на объектах реконструкции и капитального ремонта «старых», бывших в употреблении материалов, полученных при смене, замене, ремонте и разборке строительных конструкций на этом объекте ремонт. За счет расчетной сметной стоимости этих «возвратных материалов» уменьшался объем финансирования из бюджетных источников ассигнований на реконструкцию и капитальный ремонт жилых и общественных зданий и сооружений.

В условиях централизованного отраслевого управления ремонтно-строительным производством проблема «возвратных материалов» была решена административным путем, возложив на подрядчика все работы и затраты по получению и использованию материалов, полученных от разборки строительных конструкций и инженерного оборудования. Законодательно такое решение было закреплено в Инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (ВСН 55-87р) положением, когда за итогом объектной сметной стоимости ремонтно-строительных работ определяется нормативная стоимость возвратных материалов и на эту сумму уменьшается объем финансирования капитального ремонта конкретного объекта. Таким образом, подрядчик был поставлен в условия изыскивать ресурсы, которые не оплачивались заказчиком, и выполнять при этом несвойственные строителям функции производителя строительных материалов, деталей и конструкций.

В плановой централизованной экономике сметная стоимость строительства и ремонта была слабо связана с потребностью конкретного объекта строительства и ремонта в ресурсах. Финансовые ресурсы планировались и выделялись через систему «титульных списков» капитальных вложений и планов капитального ремонта, а материальные ресурсы на выполнение утвержденной программы работ подрядные организации получали по «фондам» — лимиту годовой потребности в ресурсах, рассчитанной по отраслевым нормам расхода материалов на 1 млн. руб. строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. В этих условиях обеспеченность материалами отдельного объекта не имела особого значения, а недостаток финансовых ресурсов на выполнения годовой программы подрядные ремонтно-строительные организации, компенсировали разными внеэкономическими приемами.

В плановой экономике возвратные материалы от разборки конструкций практически не использовались. Подрядчику было невыгодно отвлекать дефицитных рабочих-строителей на приведение возвратных материалов в годное к дальнейшему применению состоянию или организовывать подсобное производство по облагораживанию возвратных материалов, а попытки создать в административном порядке городские и региональные базы по сбору и переработке возвратных материалов оказались неудачны из-за отсутствия какой-либо нормативной базы функционирования таких предприятий.

Как правило, возвратные материалы, потенциально годные к дальнейшему хозяйственному обороту, уничтожались уже на этапе их получения — при разборке конструкций или сносе зданий. В лучшем случае, материалы от разборки нелегальными путями попадали населению и использовались как строительные материалы или как дрова, а предложения организовать официальную легальную продажу возвратных материалов населению не могли быть реализованы из-за прямого запрета властей на такую деятельность.

Основным нормативно-методическим документом по использованию возвратных материалов в строительстве продолжает оставаться «Инструкция по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве» — ВСН 39-83(р), утвержденная приказом Госгражданстроя от 26 декабря 1983 г. № 414 по согласованию с Госстроем СССР.

Инструкция устанавливает систему технических и организационных мероприятий по повторному использованию изделий, оборудования и материалов, получаемых от разборки строительных конструкций и демонтажа инженерного оборудования жилых, коммунальных и других общественных зданий при их капитальном ремонте, реконструкции и сносе. Показатели технических и организационных мероприятий в Инструкции содержат только описательные характеристики разбираемых конструкций и получаемых возвратных материалов с рекомендациями по их первичной переработке и направлениям использования материалов и изделий, полученных от разборки и демонтажа. При этом, — «целесообразность повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта и строительства должна устанавливаться на основе технико-экономического обоснования при разработке норм их выхода с учетом затрат на восстановление и переработку».

В соответствии с Инструкцией по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве: — «Сохранность повторно используемых материалов и изделий должна быть обеспечена на всех этапах подготовки и проведения работ, включающих: предпроектное техническое обследование; подготовку и передачу объекта подрядной организации; производство работ на объекте; транспортирование и хранение материалов и изделий; приведение материалов и изделий в годное состояние. Сохранность объекта, подлежащего капитальному ремонту, реконструкции или сносу, включая его конструктивные элементы, изделия, материалы и элементы систем инженерного оборудования, должна быть обеспечена эксплуатирующей организацией до приемки объекта подрядчиком. Сохранность материалов и изделий, получаемых от разборки конструкций и демонтажа оборудования, с момента передачи объекта заказчиком подрядчику должна быть обеспечена подрядчиком до завершения их повторного использования в ремонтно-строительном (строительном) производстве или возврата заказчику».

Инструкция ВСН 39-83(р) регламентирует порядок образования, учета, переработки и использования возвратных материалов: — «Материалы и изделия, повторное использование которых на объекте предусмотрено проектно-сметной документацией, должны быть подрядчиком или заказчиком (в соответствии с обязательствами сторон, определенными договорными условиями) приведены в состояние, годное для повторного применения в условиях строительной площадки, мастерских, либо на специализированных производственных предприятиях. Материалы и изделия, предназначенные для реализации населению, восстановлению и переработке не подлежат. Годные материалы и изделия, не используемые на данном объекте, подрядчик обязан передать заказчику или с его согласия использовать для своих нужд ».

При переходе на рыночные отношения в вопросе получения и применения возвратных материалов мало что изменилось. В основном методическом документе по ценообразованию в строительстве — Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), подход к проблеме возвратных материалов остался без изменений. Все прочие методические материалы административного характера, выпущенные Госстроем РФ с 1995 по 2005 г. или имели ссылки на положения Свода правил, или включали прямые цитаты из СП 81-01-94.

Следует также отметить, что все документы по сметному ценообразованию и нормированию в строительстве, разработанные и опубликованные Госстроем РФ после 1991 г. не прошли регистрацию в Минюсте РФ и в соответствии с законодательством не являются официальными нормативными актами межотраслевого действия, не могут служить основанием для регулирования соответствующих взаимоотношений и на них нельзя ссылаться при решении хозяйственных споров.

Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации, СП 81-01-94, п.13.2.9.:

Читайте также:  Что такое высота в строительстве

— «Если в соответствии с проектными данными осуществляется разборка конструкций (металлических, железобетонных или других), снос зданий и сооружений, в результате чего намечается получить конструкции, материалы и изделия, пригодные для повторного применения, или производится попутная строительству добыча отдельных материалов (камень, щебень, лес и др.), то за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений и другие работы справочно указываются возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений, не исключаемые из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ.

Эти суммы показываются отдельной строкой под названием в том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по свободным (рыночным) ценам за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использование состояние и доставке в места складирования. Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи, при невозможности использования их на данном строительстве, но при наличии возможности реализации учитывается по действующим в регионе ценам.

В случае невозможности (что должно быть подтверждено соответствующими документами) использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается».

Принципиально не меняя административных плановых решений проблемы возвратных материалов, формулировки СП 81-01-94 позволяют применять в договорных отношениях гражданско-правового характера (подрядных контрактах на реконструкцию и ремонт) решения рыночного характера. Это основывается, во-первых, на установлении справочного характера возвратных сумм в сметах и, во вторых, на необходимости обоснования применения возвратных материалов на конкретных объектах ремонта.

Современный подход к решению проблемы возвратных материалов, отражающий переход к рыночным отношениям, основан на новой концепции ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая устанавливает «гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации и соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию».

Сегодня отсутствуют какие-либо законодательные нормативные документы, определяющие обязательный или рекомендательный порядок определения количества возвратных материалов и уменьшения объемов финансирования ремонта на величину расчетной стоимости возвратных материалов. Кроме того, в современных условиях использование возвратных материалов на объекте их получения организационно нереально, технически недопустимо и практически невозможно.

Решение проблемы получения и использования возвратных материалов и вторичных ресурсов, полученных от разборки, демонтажа и сноса, в рыночных условиях хозяйствования возможно на основе реализации следующих концептуальных положений:

— все возвратные материалы, полученные при разборке и ремонте объекта, являются собственностью заказчика (собственника здания), а стоимость возвратных материалов при их реализации включаются заказчиком в объем финансирования капитального ремонта;

— взаимоотношения и взаиморасчеты заказчика и подрядчика сторон по получению (в номенклатуре и количестве) возвратных материалов является предметом отдельного договора (или специального раздела договора строительного подряда) без увязки со сметной стоимостью и договорной ценой ремонтных работ на объекте.

Договорные условия

Рыночное ценообразование предполагает разделение порядка определения количества возвратных материалов и расчета стоимости реализации возвратных материалов.

Правила определения номенклатуры, количество и качества возвратных материалов, получаемых при разборке конструкций и оборудования, обязательно включается в договор на выполнение подрядных работ по реконструкции, капитальному ремонту и сносу зданий и сооружений.

Порядок учета возвратных материалов устанавливается исходя из условия, что все возвратные материалы принадлежат собственнику ремонтируемого объекта (заказчику), а все затраты при получении возвратных материалов и вся прибыль от их реализации относятся на результаты его хозяйственной деятельности.

Во всех случаях стоимость возвратных материалов определяется как цена их реализации на региональном рынке и не должна увязываться с договорной сметной стоимостью подрядных ремонтно-строительных работ ремонта или сноса объекта, на котором получены эти возвратные материалы.

Отказ от учета возвратных сумм в договорной стоимости подрядных работ по ремонту объекта основан на применении современной технологии ремонтно-строительных работ, жестких технических условиях, предъявляемых к качеству используемых материалов и их сертификации, а также требований, установленных к долговечности, работоспособности и качеству отремонтированных конструкций.

В договоре строительного подряда на реконструкцию и ремонт рекомендуется фиксировать следующие условия и порядок взаимоотношений заказчика и подрядчика в системе определения и использования возвратных материалов:

— все возвратные материалы, получаемые на объекте ремонта, являются собственностью заказчика (владельца объекта) и используются им по своему усмотрению;

— стоимость возвратных материалов при формировании договорной цены подрядных работ и в определении размера финансирования подрядчика не учитывается;

— в сметной стоимости ремонта устанавливаются только затраты на образование, перемещение и вывозку с объекта возвратных материалов и строительного мусора;

— перечень и объем возвратных материалов определяется на основе «норм выхода возвратных материалов» к работам по разборке конструкций и оборудования;

— корректировка перечня и количества возвратных материалов, полученных сметным расчетом, допускается только по взаимному соглашению заказчика и подрядчика;

— применение возвратных материалов на объектах ремонт в любых конструкциях допускается только по специальному разрешению заказчика и с согласия подрядчика.

Рекомендации основаны на рыночной системе учета и использования возвратных материалов и определяют ответственность подрядчика за получение возвратных материалов и доставку их на склад заказчика ч перечне и объеме, установленном проектом, сметным расчетом или двухсторонним актом, и обязательством заказчика оплатить все работы по разборке конструкций и перемещению возвратных материалов и строительного и мусора в установленные места в соответствии со сметой.

Все существенные положения соглашения сторон в вопросах получения и использования возвратных материалов от разборки конструкций и оборудования обязательно включаются в текст подрядного договора на реконструкцию, ремонт или снос зданий и сооружений.

Порядок учета и реализации возвратных материалов рекомендуется принимать в зависимости от договорных условий:

— если в договоре и смете установлен объем получения и порядок передачи заказчику возвратных материалов, то эти материалы в номенклатуре и объеме доставляются на склад заказчика, а в смете отражаются все затраты на эти работы;

— если в подрядном договоре не установлен объем возвратных материалов отходов, то (по умолчанию) все материалы от разборки конструкций и оборудования учитываются как строительный мусор, а подрядчик может их перерабатывать и реализовывать по собственному усмотрению;

— если в договоре оговаривается передача заказчиком подрядчику возвратных материалов для использования на объекте ремонта и определена их договорная цена, то эта сумма не исключается из договорной стоимости подрядных работ, а расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются в соответствии с правилами учета поставок «материалов заказчика в строительстве.

Реализация материалов от разборки конструкций и оборудования осуществляется заказчиком (владельцем объекта) по договорным ценам в зависимости расчетных затрат на получение и переработку возвратных материалов и от конъюнктуры регионального рынка строительных материалов.

В настоящее время, на основе вышеуказанных принципов, подготовлены современные рекомендации по сметной работе с возвратными материалами в составе Сборника средних сметных норм и расценок — СНИР «Разборка строительных конструкций и инженерного оборудования», 2006 г. (сайт Интернет — www.a0.infostoy.ru).

Рекомендации по учету и использованию возвратных материалов в комплексе сметных норм и расценок СНИР «Разборка конструкций» являются справочной сметно-информационной базой и не могут использоваться как заказчиком, так и подрядчиком односторонне, в бесспорном порядке.

Объем выхода возвратных материалов

В сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт объемы выхода возвратных материалов и строительного мусора рассчитывается на физические единицы изменения материальных ресурсов, а также в массе (тоннах) возвратных материалов и выполняются отдельным расчетом за итогом локальных смет.

Объем выхода материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного оборудования возврат материалов) обуславливается наличием данного материала в разбираемой конструкции, теоретически возможным получением этого материала для повторного использования при принятой технологии разборки и техническим состоянием износом) материалов разбираемой конструкции.

Количество и номенклатура возвратных материалов на объектах ремонта, реконструкции и сноса определяется «прямым счетом» — на основе результатов натурного обследования объекта ремонта, или «нормативным методом» — по сметным нормам выхода материалов и объемам работ по разборке конструкций.

Определение объема получения возвратных материалов «прямым счетом» выполняется в составе предпроектного обследования строительных конструкций и инженерного оборудования ремонтируемого здания. Выявление количества, качества и номенклатуры возвратных материалов устанавливает комиссия в составе представителей заказчика и проектной организации с привлечением специалистов необходимых специальностей.

На основе обследования определяются сметные объемы получения возвратных материалов на объекте реконструкции или ремонта и принимается технология производства ремонтных работ, обеспечивающая предусмотренный документацией выход повторно используемых материалов и изделий.

Уточнение и корректировка объема получения возвратных материалов проводятся в процессе передачи объекта ремонта в работу от заказчика подрядчику. Обследование технического состояния разбиваемых конструкций и материалов от разборки, проводимое в процессе передачи объекта ремонта подрядчику может выполняться со вскрытием конструкций или разборкой их элементов, для уточнения объем выхода и качества возвратных материалов, а также возможности использования их на данном объекте. Результаты уточнений сметных объемов возврата материалов должны оформляться соответствующими актами, подписанными заказчиком, подрядчиком и проектной организацией.

Инструкция по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве — ВСН 39-83(р) устанавливает следующие правила определения объема возвратных материалов, учитываемого в сметной документации: — «Объем выхода и стоимость годных для повторного использования материалов и изделий должны устанавливаться в проектно-сметной документации на объекты капитального ремонта, реконструкции и сноса на основании норм выхода материалов и изделий. Объем выхода, предусмотренный нормами, может быть уточнен проектной организацией по данным предпроектного технического обследования. Из общего объема выхода должны быть выделены материалы и изделия, подлежащие повторному использованию на данном объекте».

Нормативное количество возвратных материалов на объекте ремонта рассчитывается на основе объемов работ по разборке строительных конструкций и инженерного оборудования и соответствующих нормы выхода возвратных материалов, разработанных составе сметно-нормативных баз на ремонтно-строительные работы.

Нормы выхода возвратных материалов и изделий от разборки конструкций и демонтажа оборудования разрабатываются для работ по разборке и демонтажу, на которых образуются материалы повторного использования, вторичное сырье и строительный мусор.

Базовые нормы разработаны в составе СН 436-72 — Нормы выхода материалов от разборки конструкций к сборнику № 8 ЕРЕР «Работы по реконструкции промышленных зданий и сооружений» и были использованы в сметно-нормативной базе 1984 г — ЕРЕР-84 с привязкой к соответствующим сметным работам Сборника 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений».

Нормы выхода материалов от разборки конструкций в составе ЕРЕР-84 и ВРЕР-87 на ремонтно-строительные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве представлены в двух вариантах отражающих техническое состояние разбираемых конструкций — «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Как правило, при неудовлетворительном состоянии конструкций выход годного к дальнейшему использованию материала составляет половину нормы при удовлетворительном состоянии.

При разработке проектно-сметной документации в нормах и расценках сметно-нормативной базы 1884 г. следует учитывать, что нормы выхода материалов могут выявить только часть материалов повторного применения. Основной объем возвратных материалов, используемых на этом же объекте, образуется при включении в сметы работ по смене, замене и ремонту конструкций и инженерного оборудования. Таких норм в сметно-нормативной базе ВРЕР-87 на ремонтно-строительные работы больше половины и в них предусмотрено использование «новых» и «старых» (возвратных) материалов одновременно в восстанавливаемой конструкции. Нормы выхода возвратных материалов для таких работ не разрабатывались, поэтому установить нормативный объем выхода материалов в сметах, разработанных с использованием сметных норм ВРЕР-87, не представляется возможным.

Применение нормативного метода предусматривает наличие профессионально разработанных сметных норм выхода материалов. Нормы выхода материалов и изделий для объектов капитального ремонта входили в состав элементных сметных норм на работы по разборке и смене строительных конструкций и инженерного оборудования. В настоящее время действуют и могут применяться в сметных расчетах нормативы следующих документов:

— нормативная база 1884 г. — Нормы выхода материалов от разборки конструкций к Сборнику 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений»;

— нормативная база 1991 г. — Сборник сметных ном и расценок на ремонтно-строительные работы СНиР-92р, утверждены приказом Минстроя РФ от 23.07.86. № 176;

— 2006 г. (без привязки к нормативным базам) — Сборник СНИР «Разборка конструкций», раздел «Нормы выхода возвратных материалов»,

При применении современных норм СНИР «Разборка конструкций» дополнительно при формировании объемов выхода возвратных материалов для работ по разборке и демонтажу конструкций вводится показатель — «коэффициент использования» возвратных материалов.

Коэффициент использования возвратных материалов (КИ — в диапазоне от 1 до 0) представляет собой оценку технического состояния материалов разбираемой конструкции с точки зрения их повторного использования по основным потребительским свойствам: при КИ = 1 — состояние материалов хорошее и объем выхода равен нормативному; при КИ = 0 — состояние материала неудовлетворительное и весь объем возврата составляет строительный мусор.

Уточнение номенклатуры и количества возвратных материалов проводится не только при передаче объекта подрядной организации, но и в ходе выполнения ремонтно-строительных работ, а при необходимости, должны проводиться повторные технические обследования строительных конструкций. Результаты обследования оформляются актами (подписанными заказчиком, подрядчиком и проектной организацией), на основе которых выполняются сметные расчеты по выявленным дополнительным работам.

Корректировка объемов выхода возвратных материалов, а также окончательное количество и номенклатура возвратных материалов (или коэффициент использования возвратных материалов) оформляются дополнительными соглашениями к подрядному договору на ремонт объекта, если в договоре имеется оговорка на внесение подобных изменений и дополнений.

Источник: mooml.com

Возвратные материалы в строительстве это

от 20 апреля 2011 года N 3

Об утверждении нормативных документов

(с изменениями на 24 августа 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях совершенствования системы сметного нормирования и ценообразования, повышения эффективности использования средств бюджета города Москвы, а также на основании пункта 4.2.14 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 года N 48-ПП

1. Утвердить и ввести в действие:

1.1. Указания о порядке включения возвратных сумм в сметную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы (приложение 1);

1.2. Нормы выхода материальных ресурсов при демонтаже лифтов и демонтаже систем отопления, водоснабжения, канализации и газоснабжения в жилых зданиях (приложение 2);

Читайте также:  Строительство водопонижения что это такое

2. Внести изменения в Общие указания по применению территориальных сметных нормативов ТСН-2001.12 согласно приложению 3.

3. Установить, что:

3.1. Для расчета возвратных сумм, учитывающих реализацию материалов, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, применяется цена лома черных металлов согласно Протоколу мониторинга текущих цен на лом черных металлов;

3.2. Пересмотр цены лома черных металлов осуществляется ежеквартально на основе результатов мониторинга, осуществляемого Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Приложение 1
к приказу Москомэкспертизы
от 20 апреля 2011 года N 3

Указания о порядке включения возвратных сумм в сметную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы

(с изменениями на 24 августа 2017 года)

Настоящие указания устанавливают порядок определения величины возвратных сумм, получаемых заказчиком строительства в результате реализации строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, полученных в результате полной или частичной разборки, демонтажа оборудования, строящихся, реконструируемых, ремонтируемых и сносимых зданий и сооружений, разборки временных зданий и сооружений, построенных за счет средств предусмотренных в главе 8 сводного сметного расчета стоимости строительства, а также материалов, полученных в результате попутной добычи.

Положения, приведенные в указаниях, обязательны для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство, реконструкцию и капитальный ремонт с привлечением средств бюджета города Москвы.

1. Термины и определения

Возвратные суммы — это суммы денежных средств, получаемых заказчиком строительства в результате реализации строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, полученных в результате полной или частичной разборки, демонтажа оборудования, строящихся, реконструируемых, ремонтируемых и сносимых зданий и сооружений, разборки временных зданий и сооружений, построенных за счет средств, предусмотренных в главе 8 сводного сметного расчета стоимости строительства, а также материалов, полученных в результате попутной добычи (далее — возвратных ресурсов).

Возвратные ресурсы — это материальные ресурсы, получаемые в результате разборки зданий и сооружений, пригодные для повторного применения и вторичное сырье.

Цена возможной реализации — это цена материалов, изделий, конструкций и оборудования, полученных в результате полной или частичной разборки, демонтажа оборудования, строящихся, реконструируемых, ремонтируемых и сносимых зданий и сооружений, а также разборки временных зданий и сооружений (возвратных ресурсов), установленная Москомэкспертизой по результатам мониторинга, утвержденная в установленном порядке.

Норма выхода материальных ресурсов — это количественное выражение объема материальных ресурсов, получаемых в результате полной или частичной разборки, демонтажа оборудования, строящихся, реконструируемых, ремонтируемых и сносимых зданий и сооружений. Нормы учитывают материалы повторного применения, вторичное сырье и строительный мусор.

Нормы выхода разрабатываются рабочей группой в составе представителей государственного заказчика и проектной организации при разработке проектной документации. Нормы выхода проверяются при проведении экспертизы проектной документации и утверждаются в составе проекта.

2. Порядок определения размера возвратных сумм

Размер возвратных сумм определяется расчетом в порядке, установленном для составления сметной документации по форме 4 приложения 5 к ТСН-2001.12.

Номенклатура и количество материальных ресурсов, учитываемых в локальных сметах по определению стоимости возвратных сумм, принимается по нормам выхода материальных ресурсов, и приводится в табличной форме, в виде приложения к локальной смете.

Стоимость материальных ресурсов в расчете принимается по ценам возможной реализации.

При этом в расчете при необходимости может учитываться стоимость работ по приведению их в пригодное для реализации состояние, стоимость транспортных расходов по доставке их к месту складирования или сдачи в переработку, заготовительно-складские расходы.

Затраты на зимнее удорожание работ, накладные расходы и сметная прибыль учитывается в локальных сметах только на работы по приведению материальных ресурсов в пригодное для реализации состояние в случае выполнения их подрядным способом по государственному контракту на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

3. Порядок учета возвратных сумм в сметной документации

Возвратные суммы указываются за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства справочно «в том числе, возвратные суммы».

В случае невозможности использования или реализации материалов полученных от попутной добычи их стоимость в возвратной сумме не учитывается.

4. Порядок расчетов

Приложение 2
к приказу Москомэкспертизы
от 20 апреля 2011 года N 3

Нормы выхода материальных ресурсов при демонтаже лифтов и демонтаже систем отопления, водоснабжения, канализации и газоснабжения в жилых зданиях

1. Нормы выхода материальных ресурсов при демонтаже лифтов, выполняемых в соответствии с программой Правительства Москвы по замене и модернизации лифтового оборудования в многоквартирных домах

Источник: docs.cntd.ru

Общие положения

При выполнении ремонтно-реконструктивных работ по разборке строительных конструкций и демонтажу инженерного оборудования, а также при сносе зданий и сооружений образуются возвратные ресурсы:

— материалы повторного использования (возвратные материалы) — бывшие в употреблении строительные материалы, детали, изделия и конструкции;

— вторичное сырье — утилизируемые в порядке попутной добычи отходы (лом кирпичный, бетонный, асфальтобетонный, стеклянный; кирпичный и каменный щебень; дрова; металлолом);

Повторно используемыми следует считать материалы и изделия, полученные от разборки строительных конструкций и демонтажа инженерного оборудования и применяемые вновь на объектах ремонта, реконструкции и строительства, в том числе после их восстановления или переработки в изделия. В ремонтно-строительном производстве проблема образования и использования возвратных материалов, получаемых от разборки конструкций, всегда была актуальной и трудноразрешимой.

В административно-командной системе управления проблема решалась на основе максимального использования на объектах реконструкции и капитального ремонта «старых», бывших в употреблении материалов, полученных при смене, замене, ремонте и разборке строительных конструкций на этом объекте ремонт. За счет расчетной сметной стоимости этих «возвратных материалов» уменьшался объем финансирования из бюджетных источников ассигнований на реконструкцию и капитальный ремонт жилых и общественных зданий и сооружений.

В условиях централизованного отраслевого управления ремонтно-строительным производством проблема «возвратных материалов» была решена административным путем, возложив на подрядчика все работы и затраты по получению и использованию материалов, полученных от разборки строительных конструкций и инженерного оборудования. Законодательно такое решение было закреплено в Инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (ВСН 55-87р) положением, когда за итогом объектной сметной стоимости ремонтно-строительных работ определяется нормативная стоимость возвратных материалов и на эту сумму уменьшается объем финансирования капитального ремонта конкретного объекта. Таким образом, подрядчик был поставлен в условия изыскивать ресурсы, которые не оплачивались заказчиком, и выполнять при этом несвойственные строителям функции производителя строительных материалов, деталей и конструкций.

В плановой централизованной экономике сметная стоимость строительства и ремонта была слабо связана с потребностью конкретного объекта строительства и ремонта в ресурсах. Финансовые ресурсы планировались и выделялись через систему «титульных списков» капитальных вложений и планов капитального ремонта, а материальные ресурсы на выполнение утвержденной программы работ подрядные организации получали по «фондам» — лимиту годовой потребности в ресурсах, рассчитанной по отраслевым нормам расхода материалов на 1 млн. руб. строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. В этих условиях обеспеченность материалами отдельного объекта не имела особого значения, а недостаток финансовых ресурсов на выполнения годовой программы подрядные ремонтно-строительные организации, компенсировали разными внеэкономическими приемами.

В плановой экономике возвратные материалы от разборки конструкций практически не использовались. Подрядчику было невыгодно отвлекать дефицитных рабочих-строителей на приведение возвратных материалов в годное к дальнейшему применению состоянию или организовывать подсобное производство по облагораживанию возвратных материалов, а попытки создать в административном порядке городские и региональные базы по сбору и переработке возвратных материалов оказались неудачны из-за отсутствия какой-либо нормативной базы функционирования таких предприятий.

Как правило, возвратные материалы, потенциально годные к дальнейшему хозяйственному обороту, уничтожались уже на этапе их получения — при разборке конструкций или сносе зданий. В лучшем случае, материалы от разборки нелегальными путями попадали населению и использовались как строительные материалы или как дрова, а предложения организовать официальную легальную продажу возвратных материалов населению не могли быть реализованы из-за прямого запрета властей на такую деятельность.

Основным нормативно-методическим документом по использованию возвратных материалов в строительстве продолжает оставаться «Инструкция по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве» — ВСН 39-83(р), утвержденная приказом Госгражданстроя от 26 декабря 1983 г. № 414 по согласованию с Госстроем СССР.

Инструкция устанавливает систему технических и организационных мероприятий по повторному использованию изделий, оборудования и материалов, получаемых от разборки строительных конструкций и демонтажа инженерного оборудования жилых, коммунальных и других общественных зданий при их капитальном ремонте, реконструкции и сносе. Показатели технических и организационных мероприятий в Инструкции содержат только описательные характеристики разбираемых конструкций и получаемых возвратных материалов с рекомендациями по их первичной переработке и направлениям использования материалов и изделий, полученных от разборки и демонтажа. При этом, — «целесообразность повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта и строительства должна устанавливаться на основе технико-экономического обоснования при разработке норм их выхода с учетом затрат на восстановление и переработку».

В соответствии с Инструкцией по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве: — «Сохранность повторно используемых материалов и изделий должна быть обеспечена на всех этапах подготовки и проведения работ, включающих: предпроектное техническое обследование; подготовку и передачу объекта подрядной организации; производство работ на объекте; транспортирование и хранение материалов и изделий; приведение материалов и изделий в годное состояние. Сохранность объекта, подлежащего капитальному ремонту, реконструкции или сносу, включая его конструктивные элементы, изделия, материалы и элементы систем инженерного оборудования, должна быть обеспечена эксплуатирующей организацией до приемки объекта подрядчиком. Сохранность материалов и изделий, получаемых от разборки конструкций и демонтажа оборудования, с момента передачи объекта заказчиком подрядчику должна быть обеспечена подрядчиком до завершения их повторного использования в ремонтно-строительном (строительном) производстве или возврата заказчику».

Инструкция ВСН 39-83(р) регламентирует порядок образования, учета, переработки и использования возвратных материалов: — «Материалы и изделия, повторное использование которых на объекте предусмотрено проектно-сметной документацией, должны быть подрядчиком или заказчиком (в соответствии с обязательствами сторон, определенными договорными условиями) приведены в состояние, годное для повторного применения в условиях строительной площадки, мастерских, либо на специализированных производственных предприятиях. Материалы и изделия, предназначенные для реализации населению, восстановлению и переработке не подлежат. Годные материалы и изделия, не используемые на данном объекте, подрядчик обязан передать заказчику или с его согласия использовать для своих нужд ».

При переходе на рыночные отношения в вопросе получения и применения возвратных материалов мало что изменилось. В основном методическом документе по ценообразованию в строительстве — Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), подход к проблеме возвратных материалов остался без изменений. Все прочие методические материалы административного характера, выпущенные Госстроем РФ с 1995 по 2005 г. или имели ссылки на положения Свода правил, или включали прямые цитаты из СП 81-01-94.

Следует также отметить, что все документы по сметному ценообразованию и нормированию в строительстве, разработанные и опубликованные Госстроем РФ после 1991 г. не прошли регистрацию в Минюсте РФ и в соответствии с законодательством не являются официальными нормативными актами межотраслевого действия, не могут служить основанием для регулирования соответствующих взаимоотношений и на них нельзя ссылаться при решении хозяйственных споров.

Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации, СП 81-01-94, п.13.2.9.:

— «Если в соответствии с проектными данными осуществляется разборка конструкций (металлических, железобетонных или других), снос зданий и сооружений, в результате чего намечается получить конструкции, материалы и изделия, пригодные для повторного применения, или производится попутная строительству добыча отдельных материалов (камень, щебень, лес и др.), то за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений и другие работы справочно указываются возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений, не исключаемые из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ.

Эти суммы показываются отдельной строкой под названием в том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по свободным (рыночным) ценам за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использование состояние и доставке в места складирования. Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи, при невозможности использования их на данном строительстве, но при наличии возможности реализации учитывается по действующим в регионе ценам.

В случае невозможности (что должно быть подтверждено соответствующими документами) использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается».

Принципиально не меняя административных плановых решений проблемы возвратных материалов, формулировки СП 81-01-94 позволяют применять в договорных отношениях гражданско-правового характера (подрядных контрактах на реконструкцию и ремонт) решения рыночного характера. Это основывается, во-первых, на установлении справочного характера возвратных сумм в сметах и, во вторых, на необходимости обоснования применения возвратных материалов на конкретных объектах ремонта.

Современный подход к решению проблемы возвратных материалов, отражающий переход к рыночным отношениям, основан на новой концепции ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая устанавливает «гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации и соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию».

Сегодня отсутствуют какие-либо законодательные нормативные документы, определяющие обязательный или рекомендательный порядок определения количества возвратных материалов и уменьшения объемов финансирования ремонта на величину расчетной стоимости возвратных материалов. Кроме того, в современных условиях использование возвратных материалов на объекте их получения организационно нереально, технически недопустимо и практически невозможно.

Решение проблемы получения и использования возвратных материалов и вторичных ресурсов, полученных от разборки, демонтажа и сноса, в рыночных условиях хозяйствования возможно на основе реализации следующих концептуальных положений:

— все возвратные материалы, полученные при разборке и ремонте объекта, являются собственностью заказчика (собственника здания), а стоимость возвратных материалов при их реализации включаются заказчиком в объем финансирования капитального ремонта;

— взаимоотношения и взаиморасчеты заказчика и подрядчика сторон по получению (в номенклатуре и количестве) возвратных материалов является предметом отдельного договора (или специального раздела договора строительного подряда) без увязки со сметной стоимостью и договорной ценой ремонтных работ на объекте.

Читайте также:  Как написать рекламу по строительству

Договорные условия

Рыночное ценообразование предполагает разделение порядка определения количества возвратных материалов и расчета стоимости реализации возвратных материалов.

Правила определения номенклатуры, количество и качества возвратных материалов, получаемых при разборке конструкций и оборудования, обязательно включается в договор на выполнение подрядных работ по реконструкции, капитальному ремонту и сносу зданий и сооружений.

Порядок учета возвратных материалов устанавливается исходя из условия, что все возвратные материалы принадлежат собственнику ремонтируемого объекта (заказчику), а все затраты при получении возвратных материалов и вся прибыль от их реализации относятся на результаты его хозяйственной деятельности.

Во всех случаях стоимость возвратных материалов определяется как цена их реализации на региональном рынке и не должна увязываться с договорной сметной стоимостью подрядных ремонтно-строительных работ ремонта или сноса объекта, на котором получены эти возвратные материалы.

Отказ от учета возвратных сумм в договорной стоимости подрядных работ по ремонту объекта основан на применении современной технологии ремонтно-строительных работ, жестких технических условиях, предъявляемых к качеству используемых материалов и их сертификации, а также требований, установленных к долговечности, работоспособности и качеству отремонтированных конструкций.

В договоре строительного подряда на реконструкцию и ремонт рекомендуется фиксировать следующие условия и порядок взаимоотношений заказчика и подрядчика в системе определения и использования возвратных материалов:

— все возвратные материалы, получаемые на объекте ремонта, являются собственностью заказчика (владельца объекта) и используются им по своему усмотрению;

— стоимость возвратных материалов при формировании договорной цены подрядных работ и в определении размера финансирования подрядчика не учитывается;

— в сметной стоимости ремонта устанавливаются только затраты на образование, перемещение и вывозку с объекта возвратных материалов и строительного мусора;

— перечень и объем возвратных материалов определяется на основе «норм выхода возвратных материалов» к работам по разборке конструкций и оборудования;

— корректировка перечня и количества возвратных материалов, полученных сметным расчетом, допускается только по взаимному соглашению заказчика и подрядчика;

— применение возвратных материалов на объектах ремонт в любых конструкциях допускается только по специальному разрешению заказчика и с согласия подрядчика.

Рекомендации основаны на рыночной системе учета и использования возвратных материалов и определяют ответственность подрядчика за получение возвратных материалов и доставку их на склад заказчика ч перечне и объеме, установленном проектом, сметным расчетом или двухсторонним актом, и обязательством заказчика оплатить все работы по разборке конструкций и перемещению возвратных материалов и строительного и мусора в установленные места в соответствии со сметой.

Все существенные положения соглашения сторон в вопросах получения и использования возвратных материалов от разборки конструкций и оборудования обязательно включаются в текст подрядного договора на реконструкцию, ремонт или снос зданий и сооружений.

Порядок учета и реализации возвратных материалов рекомендуется принимать в зависимости от договорных условий:

— если в договоре и смете установлен объем получения и порядок передачи заказчику возвратных материалов, то эти материалы в номенклатуре и объеме доставляются на склад заказчика, а в смете отражаются все затраты на эти работы;

— если в подрядном договоре не установлен объем возвратных материалов отходов, то (по умолчанию) все материалы от разборки конструкций и оборудования учитываются как строительный мусор, а подрядчик может их перерабатывать и реализовывать по собственному усмотрению;

— если в договоре оговаривается передача заказчиком подрядчику возвратных материалов для использования на объекте ремонта и определена их договорная цена, то эта сумма не исключается из договорной стоимости подрядных работ, а расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются в соответствии с правилами учета поставок «материалов заказчика в строительстве.

Реализация материалов от разборки конструкций и оборудования осуществляется заказчиком (владельцем объекта) по договорным ценам в зависимости расчетных затрат на получение и переработку возвратных материалов и от конъюнктуры регионального рынка строительных материалов.

В настоящее время, на основе вышеуказанных принципов, подготовлены современные рекомендации по сметной работе с возвратными материалами в составе Сборника средних сметных норм и расценок — СНИР «Разборка строительных конструкций и инженерного оборудования», 2006 г. (сайт Интернет — www . a 0. infostoy . ru ).

Рекомендации по учету и использованию возвратных материалов в комплексе сметных норм и расценок СНИР «Разборка конструкций» являются справочной сметно-информационной базой и не могут использоваться как заказчиком, так и подрядчиком односторонне, в бесспорном порядке.

Объем выхода возвратных материалов

В сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт объемы выхода возвратных материалов и строительного мусора рассчитывается на физические единицы изменения материальных ресурсов, а также в массе (тоннах) возвратных материалов и выполняются отдельным расчетом за итогом локальных смет.

Объем выхода материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного оборудования возврат материалов) обуславливается наличием данного материала в разбираемой конструкции, теоретически возможным получением этого материала для повторного использования при принятой технологии разборки и техническим состоянием износом) материалов разбираемой конструкции.

Количество и номенклатура возвратных материалов на объектах ремонта, реконструкции и сноса определяется «прямым счетом» — на основе результатов натурного обследования объекта ремонта, или «нормативным методом» — по сметным нормам выхода материалов и объемам работ по разборке конструкций.

Определение объема получения возвратных материалов «прямым счетом» выполняется в составе предпроектного обследования строительных конструкций и инженерного оборудования ремонтируемого здания. Выявление количества, качества и номенклатуры возвратных материалов устанавливает комиссия в составе представителей заказчика и проектной организации с привлечением специалистов необходимых специальностей.

На основе обследования определяются сметные объемы получения возвратных материалов на объекте реконструкции или ремонта и принимается технология производства ремонтных работ, обеспечивающая предусмотренный документацией выход повторно используемых материалов и изделий.

Уточнение и корректировка объема получения возвратных материалов проводятся в процессе передачи объекта ремонта в работу от заказчика подрядчику. Обследование технического состояния разбиваемых конструкций и материалов от разборки, проводимое в процессе передачи объекта ремонта подрядчику может выполняться со вскрытием конструкций или разборкой их элементов, для уточнения объем выхода и качества возвратных материалов, а также возможности использования их на данном объекте. Результаты уточнений сметных объемов возврата материалов должны оформляться соответствующими актами, подписанными заказчиком, подрядчиком и проектной организацией.

Инструкция по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве — ВСН 39-83(р) устанавливает следующие правила определения объема возвратных материалов, учитываемого в сметной документации: — «Объем выхода и стоимость годных для повторного использования материалов и изделий должны устанавливаться в проектно-сметной документации на объекты капитального ремонта, реконструкции и сноса на основании норм выхода материалов и изделий. Объем выхода, предусмотренный нормами, может быть уточнен проектной организацией по данным предпроектного технического обследования. Из общего объема выхода должны быть выделены материалы и изделия, подлежащие повторному использованию на данном объекте».

Нормативное количество возвратных материалов на объекте ремонта рассчитывается на основе объемов работ по разборке строительных конструкций и инженерного оборудования и соответствующих нормы выхода возвратных материалов, разработанных составе сметно-нормативных баз на ремонтно-строительные работы.

Нормы выхода возвратных материалов и изделий от разборки конструкций и демонтажа оборудования разрабатываются для работ по разборке и демонтажу, на которых образуются материалы повторного использования, вторичное сырье и строительный мусор.

Базовые нормы разработаны в составе СН 436-72 — Нормы выхода материалов от разборки конструкций к сборнику № 8 ЕРЕР «Работы по реконструкции промышленных зданий и сооружений» и были использованы в сметно-нормативной базе 1984 г — ЕРЕР-84 с привязкой к соответствующим сметным работам Сборника 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений».

Нормы выхода материалов от разборки конструкций в составе ЕРЕР-84 и ВРЕР-87 на ремонтно-строительные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве представлены в двух вариантах отражающих техническое состояние разбираемых конструкций — «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Как правило, при неудовлетворительном состоянии конструкций выход годного к дальнейшему использованию материала составляет половину нормы при удовлетворительном состоянии.

При разработке проектно-сметной документации в нормах и расценках сметно-нормативной базы 1884 г. следует учитывать, что нормы выхода материалов могут выявить только часть материалов повторного применения. Основной объем возвратных материалов, используемых на этом же объекте, образуется при включении в сметы работ по смене, замене и ремонту конструкций и инженерного оборудования. Таких норм в сметно-нормативной базе ВРЕР-87 на ремонтно-строительные работы больше половины и в них предусмотрено использование «новых» и «старых» (возвратных) материалов одновременно в восстанавливаемой конструкции. Нормы выхода возвратных материалов для таких работ не разрабатывались, поэтому установить нормативный объем выхода материалов в сметах, разработанных с использованием сметных норм ВРЕР-87, не представляется возможным.

Применение нормативного метода предусматривает наличие профессионально разработанных сметных норм выхода материалов. Нормы выхода материалов и изделий для объектов капитального ремонта входили в состав элементных сметных норм на работы по разборке и смене строительных конструкций и инженерного оборудования. В настоящее время действуют и могут применяться в сметных расчетах нормативы следующих документов:

— нормативная база 1884 г. — Нормы выхода материалов от разборки конструкций к Сборнику 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений»;

— нормативная база 1991 г. — Сборник сметных ном и расценок на ремонтно-строительные работы СНиР-92р, утверждены приказом Минстроя РФ от 23.07.86. № 176;

— 2006 г. (без привязки к нормативным базам) — Сборник СНИР «Разборка конструкций», раздел «Нормы выхода возвратных материалов»,

При применении современных норм СНИР «Разборка конструкций» дополнительно при формировании объемов выхода возвратных материалов для работ по разборке и демонтажу конструкций вводится показатель — «коэффициент использования» возвратных материалов.

Коэффициент использования возвратных материалов (КИ — в диапазоне от 1 до 0) представляет собой оценку технического состояния материалов разбираемой конструкции с точки зрения их повторного использования по основным потребительским свойствам: при КИ = 1 — состояние материалов хорошее и объем выхода равен нормативному; при КИ = 0 — состояние материала неудовлетворительное и весь объем возврата составляет строительный мусор.

Уточнение номенклатуры и количества возвратных материалов проводится не только при передаче объекта подрядной организации, но и в ходе выполнения ремонтно-строительных работ, а при необходимости, должны проводиться повторные технические обследования строительных конструкций. Результаты обследования оформляются актами (подписанными заказчиком, подрядчиком и проектной организацией), на основе которых выполняются сметные расчеты по выявленным дополнительным работам.

Корректировка объемов выхода возвратных материалов, а также окончательное количество и номенклатура возвратных материалов (или коэффициент использования возвратных материалов) оформляются дополнительными соглашениями к подрядному договору на ремонт объекта, если в договоре имеется оговорка на внесение подобных изменений и дополнений.

Нормы выхода возвратных материалов

В настоящее время подготовлены новые нормы выхода возвратных материалов в составе Сборника СНИР «Разборка конструкций» (сайт Интернет — www . a 0. infostoy . ru , раздел «Сметные нормы и расценки»).

Особенностью новых норм выхода возвратных материалов является значительное увеличение количества нормативов за счет работ по разборке строительных конструкций и оборудования промышленных зданий и привязка норм выхода к конструктивным элементам зданий и сооружений, а не к сметным ремонтно-строительным работам, как в предыдущих сметно-нормативных базах 1984 и 1991 г. В сметно-нормативной базе 2000 г. — ГЭСН -2001 нормы выхода возвратных материалов не разрабатывались, а вопросы образования и транспорта возвратных материалов и строительного мусора на объектах ремонта не рассматривались.

Замена измерителя нормирования показателей выхода возвратных материалов позволяет документально разделить расчеты количества возвратных материалов, определение возвратных сумм и расчеты сметной стоимости ремонта. Дополнительно новый формат норм выхода материалов позволяет корректировать нормативный объем получения возвратных материалов на конкретных объектах в зависимости от технического состояния разбираемых конструкций, физического износа возвратных материалов и планируемой технологии поэлементной разборки строительных конструкций и инженерного оборудования.

Нормы выхода материалов и изделий от разборки конструкций и демонтажа оборудования разработаны для работ, на которых образуются материалы повторного использования, вторичное сырье и строительный мусор. Отдельные нормы выхода материалов от разборки относятся к нескольким сметным работам, сметным таблицам или группе таблиц в сборниках элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы для всех действующих в настоящее время сметно-нормативных баз.

Проектирование норм выхода возвратных материалов в Сборнике СНИР «Разборка конструкций» выполнено расчетно-аналитическим методом с использованием результатов методических и практических разработок по этой проблеме. Данные об объеме возврата по источникам исходной информации приняты в качестве экспертных оценок, по которым на основе анализа и нормативного калькулирования проектируются сметные нормы выхода материалов от разборки строительных конструкций и инженерного оборудования.

Нормы выхода разработаны по разновидностям конструктивных элемента зданий и учитывают оптимальное количество возвратных материалов, получаемое от разборки при принятой технологии поэлементного демонтажа конструкций и оборудования, и при современном уровне организации ремонтно-строительного производства. Нормативные показатели выхода возвратных материалов составляют 20-50 % количества аналогичного материала в составе разбираемой конструкции, находящейся в хорошем техническом состоянии.

Всего в сметно-информационной базе СНИР «Разборка конструкций» разработаны нормы выхода возвратных материалов по более 500 видам конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий и сооружений жилищно-гражданского и промышленного назначения.

Нормы выхода возвратных материалов учитывают поэлементную разборку конструкций (по технологии, принятой в производственных нормах 1987 г. — сборник ЕНиР № 20 ремонтно-строительные работы, выпуск 1 — здания и промышленные сооружения), с первичной очисткой и складированием возвратных материалов и вторичного сырья на рабочем месте.

Кроме определения теоретически возможного выхода возвратных материалов для работ по разборке (разработка норм выхода материалов от разборки), необходимо установить механизм расчета реального выхода возвратных материалов для любого конструктивного элемента здания на конкретном объекте. Определение фактического объема выхода выполняется путем введения в расчет «коэффициента использования», отражающего техническое состояние (износ) возвратных материалов и возможность их повторного применения.

Коэффициент использования возвратных материалов (КИ) представляет собой оценку технического состояния материалов разбираемой конструкции с точки зрения их повторного использования по основным потребительским свойствам. Коэффициент КИ принимается в диапазоне от 1 до 0:

КИ = 1 — техническое состояние материалов разбираемой конструкции хорошее и все полученные после разборки возвратные материалы могу быть повторно использованы. Объем получения возвратных материалов на единицу разбираемой конструкции равен нормативному выходу возвратных материалов.

КИ = 0 — техническое состояние разбираемой конструкции неудовлетворительное, возвратные материалы при разборке не образуются, и весь объем выхода составляет строительный мусор. Количество строительного мусора на единицу разбираемой конструкции равно сумме показателей по строкам:

Источник: files.stroyinf.ru

Рейтинг
Загрузка ...