-> 2 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
2 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
2.1 Термины и определения
Охранно-пожарная сигнализация (ОПС) — это получение, обработка, передача и представление в заданном виде потребителям информации о проникновении на охраняемые объекты и пожаре на них с помощью технических средств. Потребителем информации является персонал, на который возложены функции реагирования на тревожные и служебные извещения, поступающие с охраняемых объектов.
Извещением в технике ОПС называется сообщение, несущее информацию о контролируемых изменениях состояния охраняемого объекта или технического средства ОПС и передаваемое с помощью электромагнитных, электрических, световых и (или) звуковых сигналов. Извещения делятся на тревожные и служебные. Тревожное извещение содержит информацию о проникновении или пожаре, служебное — о «взятии» под охрану, «снятии» с охраны, неисправности аппаратуры и др.
Охраняемым объектом (ОО) называется отдельное помещение, содержащее материальные или другие ценности, оборудованное техническими средствами ОПС, или комплекс помещений, рассредоточенных в пределах одного или нескольких зданий, объединенных общей территорией и охраняемых подразделениями охраны.
Уловки застройщиков при приемке квартиры | Квартира в новостройке
Места возможного проникновения на ОО или отдельные охраняемые зоны оборудуются различными извещателями, которые включаются в шлейф сигнализации.
Охраняемая зона — это часть охраняемого объекта, контролируемая одним шлейфом ОПС или их совокупностью.
Комплекс охранно-пожарной сигнализации — это совокупность совместно действующих технических средств охранной, пожарной и (или) охранно-пожарной сигнализации, установленных на охраняемом объекте и объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций.
Извещатель охранный (пожарный) — техническое средство ОПС для обнаружения проникновения (пожара), попытке проникновения или физического воздействия, превышающего нормированный уровень, и формирования извещения о проникновении (пожаре). В охранно-пожарном извещателе совмещены охранная и пожарная функции.
Шлейф охранной (пожарной, охранно-пожарной) сигнализации — это электрическая цепь, соединяющая выходные цепи охранных (пожарных, охранно-пожарных) извещателей, включающая вспомогательные (выносные) элементы (диоды, резисторы, конденсаторы и т. п.) и соединительные провода, предназначенные для передачи на прибор приемно-контрольный извещений о проникновении, попытке проникновения (пожаре) и неисправности, а в некоторых случаях и для подачи электропитания на извещатели.
Прибор приемно-контрольный (ППК) -это техническое средство охранно-пожарной сигнализации для приема извещений от извещателей (шлейфов сигнализации) или других ППК, преобразования сигналов, выдачи извещений для непосредственного восприятия человеком, дальнейшей передачи извещений и выдачи команд на включение оповещателей.
К выходу ППК в зависимости от системы охраны, в которую входит комплекс ОПС, может подключаться другой ППК (в случае автономной охраны при наличии пункта автономной охраны) или объектовое устройство оконечное (в случае централизованной охраны).
Временное разделение каналов (запись вебинара)
Охранно-пожарный оповещатель — это техническое средство ОПС, предназначенное для оповещения людей о проникновении, попытке проникновения и (или) пожаре.
Система автономной охраны состоит из комплексов ОПС с выходом на оповещатели и (или) другой ППК, устанавливаемый в пункте автономной охраны.
Пункт автономной охраны (ПАО) — это пункт, расположенный на охраняемом объекте или в непосредственной близости от него, обслуживаемый службой охраны объекта и оборудованный техническими средствами отображения информации о проникновении и (или) пожаре в каждом из контролируемых помещений (зон) объекта для непосредственного восприятия человеком.
Система передачи извещений (СПИ) — это совокупность совместно действующих технических средств для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о проникновении на охраняемые объекты и (или) пожаре на них, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также для передачи и приема команд телеуправления (при наличии обратного канала).
СПИ предусматривает установку устройств оконечных (УО) на объектах, ретрансляторов (Р) на кроссах АТС, в жилых домах и других промежуточных пунктах и пультов централизованного наблюдения (ПЦН) в пунктах централизованной охраны.
УО, Р, ПЦН являются составными частями СПИ. УО устанавливается на охраняемом объекте для приема извещений от ППК.
Пункт централизованной охраны (ПЦО) — это диспетчерский пункт централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов от проникновения и пожара с использованием СПИ.
В зависимости от характеристик ОО (протяженность, количество помещений, этажность и т.п.) и величины материальных ценностей, размещенных на объекте, его охрана может быть реализована посредством одного или нескольких шлейфов сигнализации. В том случае, если структура охраны объекта включает несколько шлейфов, размещенных таким образом, что при проникновении на ОО нарушителя и движении к материальным ценностям, ему необходимо преодолеть несколько охраняемых зон, контролируемых различными шлейфами с выходами на отдельные номера ПЦН, охрану следует рассматривать как многорубежную. Таким образом, шлейф или совокупность шлейфов, контролирующих охраняемые зоны на пути движения нарушителя к материальным ценностям ОО и имеющих выход на отдельный номер ПЦН, называется рубежом сигнализации, а совокупность охраняемых зон, контролируемых рубежом сигнализации, представляет собой рубеж охраны.
Источник: naoxrane.ru
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы и правила распространяются на все законченные строительством объекта независимо от источников финансирования и функционального назначения зданий и сооружений, а также форм собственности и организационно-правовых форм участников строительства и устанавливает правила приемки и ввода в эксплуатацию объектов после окончания их строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения (далее — строительство) на территории г.Москвы.
1.2. Объекты, для которых существуют ведомственные нормативные документы по приемке, согласованные с Госстроем России, принимаются в эксплуатацию по правилам, предусмотренным этими документами.
1.3. Настоящие нормы и правила не распространяются на объекты федеральной собственности, железные дороги, метрополитены, объекты военного и специального назначения.
1.4. Временные некапитальные сооружения, возведенные юридическими и физическими лицами, принимаются по правилам, установленным Распоряжениями Мэра Москвы от 30.03.1998 № 299-РМ и от 10.05.2000 М95-РМ.
2. Нормативные ссылки
В настоящих нормах использованы ссылки на документы, приведенные в приложении А.
3. Термины и определения
В настоящих нормах применены термины и определения в соответствии с приложением Б.
4. Общие положения
4.1. Законченный строительством объект предъявляется подрядчиком к приемке заказчику в составе и в объеме, предусмотренном утвержденным в установленном порядке проектом и договором подряда (контракта).
4.2. Принятый от подрядчика законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект предъявляется заказчиком к приемке в эксплуатацию инвестору.
Оценка соответствия законченного строительством объекта проекту и требованиям нормативных документов может осуществляться посредством приемочной комиссии или без нее по решению инвестора с учетом требований настоящих норм.
4.3. Законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие (использование по назначению) до окончания строительства объекта в целом, вводятся при полной готовности в эксплуатацию заказчиком с участием органов государственного надзора и соответствующих территориальных эксплуатационных служб.
Указанные здания, сооружения и помещения далее принимаются в составе объекта в целом в общем порядке.
4.4. Предъявляемый к приемке в эксплуатацию объект должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, утвержденной градостроительной и проектной документации, требованиям строительных, санитарных, экологических и других норм.
Перечень основных документов, предъявляемых при приемке и вводе в эксплуатацию объектов строительства, представлен в приложении Д (Е и Ж).
4.5. Соответствие законченного строительством объекта утвержденному проекту и требованиям нормативных документов подтверждается также первичными документами о соответствии, состав которых определяется строительными нормами и правилами в установленном порядке и проектом (акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ).
Эти первичные документы комплектуются генеральным подрядчиком и контролируются техническим надзором заказчика. Документы передаются генподрядчиком заказчику по перечню, который является приложением к перечню основных документов, согласно приложению Д ( Е и Ж).
Комплект первичной документации после ввода объекта в эксплуатацию передается заказчиком в установленном порядке эксплуатирующей организации для постоянного хранения.
Дополнительный комплект исполнительных чертежей на подземные сооружения и сети в обязательном порядке передается Мосгоргеотресту по установленным правилам.
4.6. Все изменения к проекту должны быть оформлены в установленном порядке заказчиком и проектной организацией до момента предъявления объекта к приемке.
4.7. На объектах, принимаемых в эксплуатацию в зимнее время по решению приемочной комиссии, допускается переносить сроки выполнения работ по устройству верхнего слоя мягкой кровли на весенне-летний период, а по озеленению, устройству верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданию и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установке малых архитектурных форм, а также отделке и расколеровке элементов фасадов зданий — на ближайший весенне-летне-осенний период, но не позднее октября месяца. Сдача этих работ осуществляется подрядчиком заказчику с участием эксплуатирующей организации по акту с полным восстановлением благоустройства и озеленения прилегающих к объекту территорий.
При приемке объекта без комиссии данное решение принимает орган исполнительной власти.
Оплата перенесенных видов работ осуществляется заказчиком только после их выполнения с оформлением акта освидетельствования этих работ.
Выполнение перенесенных работ осуществляется по ордеру органа административно-технических инспекций (ОАТИ). При этом продление разрешения Госархстройнадзора не требуется.
За органами государственного надзора сохраняются права и обязанности по реализации надзорных функций за производством работ, перенесенных на весенне-летне-осенний период.
4.8. При приемке объекта в эксплуатацию в отапливаемый период года заказчик, подрядчик сдают системы отопления эксплуатирующей организации с обеспечением постоянного нормативного температурного режима помещений.
4.9. Приведение в порядок прилегающих к благоустраиваемой зоне площадок, пешеходных дорожек, внутриквартальных дорог, малых архитектурных форм и т.д., нарушенных подрядчиком за период строительства, входит в безвозмездную обязанность подрядчика.
4.10. Жилые здания секционного типа, при количестве секций 4 и более, могут приниматься в эксплуатацию посекционно при условии окончания монтажа и подключения отопления смежной секции, а при двухэтапной приемке — не позднее чем через 2 месяца с момента утверждения акта приемочной комиссии по принятой секции (раздел 6). Не допускается посекционный ввод в эксплуатацию общежитии и специализированных квартирных жилых домов для престарелых и семей с инвалидами.
4.11. Жилые дома городского заказа, в которых квартиры и встроенно-пристроенные помещения реализуются на коммерческой основе, принимаются в эксплуатацию в соответствии с условиями договоров подряда (контрактов) и требований настоящих норм.
4.12. Договором подряда (контрактом) должны быть учтены условия инвестора по степени готовности квартир и помещений, предназначенных для коммерческой реализации, доводимых до полной готовности будущими владельцами (собственниками) в соответствии с перечнем работ, приведенным в приложении В.
Условия данного пункта не распространяются на объекты муниципального, переселенческого (по программе комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки и ветхого жилищного фонда) жилья и муниципальной доли квартир в домах смешанного назначения, которые должны вводиться в эксплуатацию с полной готовностью под заселение.
Инвестор обязан представить перечень квартир муниципального и коммерческого назначения в жилых домах смешанной собственности приемочной комиссии.
4.13. На основании заявления инвестора (приложение Л), акта приемочной комиссии или двустороннего акта (заказчик-инвестор) и итогового заключения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (если приемочная комиссия не назначалась) с перечнем основных документов, согласно приложению Д, в обоих случаях орган исполнительной власти принимает правовой акт на эксплуатацию объекта (приложение Г).
Правовой акт на эксплуатацию объектов государственного и городского заказа принимается только на основании акта приемочной комиссии.
4.14. До принятия правового акта на эксплуатацию законченных строительством объектов запрещается их использование по назначению, в том числе заселение жилых домов, секций и помещений, использование общественных зданий и сооружений, выпуск продукции, оказание услуг на объектах производственного назначения в объемах или продолжительностью более, чем необходимо на период пробной эксплуатации в целях проверки пригодности объектов для использования их по назначению.
4.15. Для помещений неполной готовности (п.4.12) полученный правовой акт на эксплуатацию объекта является основанием на проведение работ по доведению этих помещений до полной готовности их владельцами (собственниками) в соответствии с техническими условиями, выданными инвестором.
Примечание. Инвесторы могут предусматривать в договорах купли-продажи (в порядке соинвестирования) квартир и встроенно-пристроенных помещений:
— качественные характеристики предмета договора с перечнем работ, подлежащих выполнению средствами покупателей (соинвесторов) после приобретения ими права собственности в установленном законом порядке;
— обязанность будущих владельцев (собственников) жилых и нежилых помещений соблюдать прилагаемые к договорам купли-продажи технические условия и иные нормативные требования при выполнении строительно-монтажных работ по доведению до окончательной готовности квартир и помещений.
4.16. В обязательный состав приемочной комиссии включаются представители инвестора, заказчика, органов исполнительной власти, подрядчиков, проектировщиков, эксплуатирующей организации, Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Госархстройнадзора, специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и др. органов государственного надзора и контроля, которым подконтролен объект. Председателем приемочной комиссии назначается представитель органа, назначившего комиссию.
Инвестор вправе включить в состав приемочной комиссии представителей других заинтересованных организаций с правом совещательного голоса.
Акт о приемке объекта в эксплуатацию должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в пределах своей компетенции. Акт приемки утверждается органом, назначившим приемочную комиссию.
Приемочная комиссия слагает свои полномочия после утверждения акта приемочной комиссии либо в установленный срок окончания работы комиссии, если приемка объекта не состоялась.
4.17. Обязанности и взаимная ответственность субъектов инвестиционно-строительной деятельности (инвестора, заказчика, исполнителей работ, в т.ч. проектировщиков и подрядчиков), а также эксплуатирующей организации (пользователя) объекта по его проектированию, строительству, а также приемке и вводу в эксплуатацию с учетом гарантий качества, определяются действующим законодательством и соответствующими договорами между ними.
Примечание. Субъект инвестиционной деятельности, имеющий соответствующие лицензии вправе совмещать функции двух и более субъектов.
При этом руководство организации официально возлагает на подразделения или должностных лиц обязанности и ответственность по реализации этих функций.
4.18. Органы государственного надзора и контроля в соответствии с предоставленными им правами осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства, строительных, экологических, санитарных, пожарных, промышленных и других правил и норм, а также требований охраны труда при проектировании, строительстве и вводе объектов в эксплуатацию.
Участие государственных органов в работе по приемке и вводу объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе. Не допускается обуславливать это участие проведением каких-либо хоздоговорных работ.
Участие органов государственного надзора и контроля всех уровней в приемке и вводе объектов в эксплуатацию определяется компетенцией, установленной в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами соответствующих органов государственной власти.
4.19. Расходы по организации приемки объектов в эксплуатацию несет инвестор, если иное не установлено договорами (контрактами) между участниками инвестиционной деятельности.
4.20. Датой ввода в действие объекта является дата утверждения акта приемочной комиссии.
4.21. При приемке в эксплуатацию объекта без приемочной комиссии датой ввода в действие объекта является дата принятия правового акта на эксплуатацию.
4.22. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищного назначения городского заказа предусматриваются особым порядком приемки в эксплуатацию, приведенным в разделе 6.
5. Общий порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта
5.1. Заказчик не позднее чем через 5 дней после получения письменного сообщения подрядчика о готовности к сдаче законченного строительством объекта обязан приступить к организации его приемки в соответствии с договором подряда.
5.2. Заказчик после приемки объекта от подрядчика по акту (приложение К) обязан подготовить его к вводу в эксплуатацию, обеспечив:
— выполнение индивидуального и комплексного опробования инженерно-технического оборудования, производство пусконаладочных работ с пробной эксплуатацией и выпуском продукции, передачу территориальным или другим эксплуатационным организациям внешних коммуникаций и инженерных сооружений на обслуживание, получение заключений, специальных разрешений на эксплуатацию объектов и оборудования в соответствующих органах государственного надзора, укомплектование объекта аттестованными эксплуатационными кадрами, сырьевыми и другими материально-техническими ресурсами.
5.3. Законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект заказчик предъявляет инвестору для приемки в эксплуатацию с представлением 3 экземпляров документации в соответствии с перечнем, приведенным в приложении Д, и акта приемки от подрядчика. Один экземпляр документации передается в Инспекцию госархстройнадзора, один — эксплуатирующей организации для постоянного хранения, один остается у инвестора.
5.4. При приемке объекта в эксплуатацию посредством приемочной комиссии инвестор не позднее чем за 30 дней до начала работы комиссии должен установить персональный состав приемочной комиссии по согласованию с органами, представители которых включаются в ее состав в соответствии с п.4.16.
Одновременно определяются сроки работы приемочной комиссии, но не более одного месяца.
5.5. Территориальные органы государственного надзора и органы исполнительной власти, другие заинтересованные организации обязаны в течение 10 дней после получения письменного заявления инвестора о готовности законченного строительством объекта к эксплуатации назначить своих полномочных представителей для работы в составе приемочной комиссии или приступить к подготовке заключений.
5.6. Порядок работы приемочной комиссии и распределение обязанностей ее членов определяются председателем комиссии.
Результатом работы приемочной комиссии является акт о приемке объекта в эксплуатацию по форме приложения М, подписанный всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в соответствии с компетенцией и распределением обязанностей, в установленный срок работы приемочной комиссии указанный акт, подписанный председателем комиссии, передается инвестору.
5.7. В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи в акте они должны представить председателю комиссии заключения соответствующих органов, представителями которых они являются, с изложением замечаний по вопросам, входящим в их компетенцию и имеющим отношение к исполнению требований проектной документации принимаемого объекта и нормативных документов.
Указанные замечания должны быть сняты с участием органов, выдавших заключение.
Объекты, по которым такие замечания не сняты в установленный для работы комиссии срок, должны быть признаны комиссией не подготовленными к вводу в эксплуатацию.
5.8. Приемочная комиссия при установлении неготовности объекта к вводу в эксплуатацию должна составить мотивированное заключение и в установленный для работы комиссии срок представить его инвестору и заказчику.
5.9. Объекты, по которым акты приемки в эксплуатацию не подписаны в установленный для работы комиссии срок, считаются не подготовленными к вводу в эксплуатацию, и по ним должна быть назначена приемочная комиссия повторно.
5.10. Акт приемки объектов в эксплуатацию, оформленный в установленном порядке, в недельный срок утверждается органом, назначившим приемочную комиссию, и представляется инвестором со всеми приложениями в Инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора для архивного хранения.
5.11. При приемке объекта без назначения приемочной комиссии соответствующие территориальные органы государственного надзора, которым подконтролен объект, обязаны в течение 15 дней после получения заявления заказчика о готовности объекта к эксплуатации подготовить и выдать заключение о соответствии законченного строительством объекта проекту и требованиям нормативных документов или иные документы о соответствии объекта и входящих в его состав отдельных элементов, узлов и оборудования, выдача которых предусмотрена действующим законодательством. В случае несоответствия эти органы должны в указанный срок направить заказчику мотивированный отказ с изложением замечаний по вопросам, входящим в их компетенцию. Указанные замечания должны быть сняты с участием органов, выдавших замечания.
Заказчик после устранения обоснованных замечаний соответствующего территориального органа государственного надзора направляет ему повторное заявление о готовности объекта к эксплуатации для получения заключения.
5.12. При приемке в эксплуатацию объекта без приемочной комиссии инвестор совместно с заказчиком на основании положительных заключений органов государственного надзора, акта приемки объекта заказчиком от подрядчика с необходимыми приложениями оформляют акт приемки объекта в эксплуатацию по форме, приведенной в приложении К-1.
Указанные документы с заявлением о готовности объекта к эксплуатации представляются инвестором в Инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора для подготовки итогового заключения о достаточности представленных материалов и соблюдении правил приемки объекта в эксплуатацию.
5.13. Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора в недельный срок после получения заявления инвестора с необходимыми приложениями выдает инвестору итоговое заключение о достаточности представленных материалов и соблюдении правил приемки объекта в эксплуатацию. Инспекция вправе отказать в выдаче положительного заключения только в случае выявления нарушений норм и правил, относящихся к компетенции инспекции.
5.14. Инвестор в 5-дневный срок после получения утвержденного акта приемочной комиссии или (при приемке без приемочной комиссии) положительного итогового заключения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора представляет его с перечнем основных документов, согласно приложению Д, в соответствующий орган исполнительной власти.
5.15. Соответствующий орган исполнительной власти в недельный срок после получения заявления инвестора обязан принять правовой акт на эксплуатацию или дать письменный мотивированный отказ. Отказ в принятии правового акта на эксплуатацию возможен только в случае нарушения норм и правил приемки объекта в эксплуатацию.
6. Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта жилищного назначения городского заказа
6.1. Приемка и ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта жилищного назначения осуществляется два этапа:
первый этап — приемка законченного производством строительно-монтажных работ объекта приемочной комиссией с оформлением акта приемки законченного производством строительно-монтажных работ объекта жилищного назначения с приложением документов, согласно перечню приложения Е.
второй этап — подготовка объекта к эксплуатации с оформлением документов, согласно приложению Ж, и передачей объекта эксплуатирующей организации с оформлением «ключевой справки» (в 4 экземплярах) по форме приложения 3. При этом ввод в эксплуатацию муниципальных жилых домов городского заказа осуществляется с полной готовностью «под ключ».
6.2. Первый этап приемки и ввода в эксплуатацию.
6.2.1. Инвестор обязан за 30 дней до установленного планового срока ввода объекта в эксплуатацию письменно уведомить заказчика о назначении эксплуатирующей организации, которая будет принимать участие в работе приемочной комиссии и оформлять необходимую документацию для заключения договоров с городскими коммунальными службами в установленном порядке.
6.2.2. Заказчик в 5-дневный срок после получения письменного сообщения подрядчика о готовности объекта к сдаче обязан приступить к организации его приемки.
Подрядчик совместно с заказчиком комплектует три экземпляра подлинных документов в соответствии с перечнем, приведенным в приложении Е, для предъявления приемочной комиссии.
6.2.3. Для осуществления приемки объекта префект соответствующего административного округа за 15 дней до установленного срока приемки объекта по представлению заказчика назначает приемочную комиссию и определяет срок работы комиссии, но не более одного месяца.
6.2.4. Состав приемочной комиссии определяется, согласно п.4.16 председателем приемочной комиссии назначается представитель префекта.
6.2.5. Приемка законченного производством строительно-монтажных работ объекта жилья оформляется актом (приложение Н), составленным в четырех подлинных экземплярах.
6.2.6. Встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения, подлежащие продаже, принимаются в особом порядке, установленном Правительством Москвы*. При этом конкретное назначение помещений определяется требованиями МГСН 3.01-96 и согласовывается с органами исполнительной власти в установленном порядке до сдачи объекта в эксплуатацию.
Встроенные нежилые помещения, расположенные над жилыми этажами или в мансардах (мастерские для художников и архитекторов, конторские, офисные помещения) вводятся в эксплуатацию одновременно с жилой частью здания.
6.2.7. К акту приемки по первому этапу прилагается составленный и утвержденный заказчиком по согласованию с инвестором и эксплуатирующей организацией график производства работ по второму этапу подготовки и передачи объекта под заселение, а также график устранения замечаний приемочной комиссии с исполнением работ в сроки, не превышающие двух месяцев с момента утверждения акта приемки.
6.2.8. Акт приемки в четырех подлинных экземплярах, утвержденный префектом соответствующего административного округа, передается:
— префектуре соответствующего административного округа;
— Инспекции госархстройнадзора г.Москвы.
* Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 29.06.95 № 572-РЗП.
6.2.9. Акт приемки по первому этапу является разрешением на производство испытательных и пусконаладочных работ по данному объекту. При этом продление разрешения Инспекции госархстройнадзора не требуется.
6.2.10. Исполнительная техническая документация по перечню, согласно приложению Е, передается подрядчиком в трех экземплярах заказчику для последующей передачи 1-го экземпляра Инспекции госархстройнадзора и 1-го экземпляра эксплуатирующей организации.
6.2.11. Заказчик на период подготовки объекта к эксплуатации предусматривает финансовые средства на эти цели и производит оплату после завершения работ.
6.3. Второй этап приемки и ввода в эксплуатацию.
6.3.1. Подготовку к эксплуатации объекта жилищного назначения осуществляет заказчик, совместно с подрядчиком и эксплуатирующей организацией в сроки, установленные утвержденным графиком.
6.3.2. В период подготовки объекта к эксплуатации заказчик совместно с подрядчиком при участии эксплуатирующей объект организации выполняют испытательные, пусконаладочные и иные необходимые работы, согласно приложению И, с оформлением соответствующих документов, согласно приложению Ж.
6.3.3. Передаваемый под заселение или эксплуатацию объект жилья и все объекты его инженерного обеспечения (РТП, ТП, ЦТП, ИТП и ОДС) должны быть переведены на постоянное инженерное обеспечение от городских источников, в том числе на постоянное электроснабжение. ОДС и лифты должны быть переданы эксплуатирующей организации и зарегистрированы в Госгортехнадзоре.
6.3.4. Заказчик передает эксплуатирующей организации соответствующие разделы проекта по эксплуатации и необходимую приемочную документацию.
Эксплуатирующая организация обязана обеспечить объект жилья аттестованным эксплуатационным персоналом и (после получения необходимой документации) заключить договоры с городскими коммунальными службами.
6.3.5. По заказу заказчика служба технической инвентаризации обязана в установленные договорные сроки произвести необходимые обмеры объекта и передать их, в том числе эксплуатирующей организации.
6.3.6. Готовность объекта к эксплуатации на втором этапе подтверждается приведенными в приложении Ж документами городских коммунальных служб и органов государственного надзора, в компетенцию которых входит оформление этих документов, и итоговым заключением Инспекции госархстройнадзора.
6.3.7. Техническим документом, обязательным для подтверждения готовности жилого дома к заселению является «ключевая справка», подписанная (заверенная печатью) инвестором, заказчиком, эксплуатирующей организацией, генподрядчиком (приложение 3).
Водоразборная арматура, электроплиты, электро-водосчетчики и комплекты пожарных рукавов передаются с перечислением стоимости установки приборов эксплуатирующей организации до оформления «ключевой справки».
6.3.8. Не допускается по дому в целом доступ жильцов и других пользователей квартир (помещений) до оформления «ключевой справки».
6.3.9. В период подготовки объекта к эксплуатации за органами государственного надзора и контроля сохраняется право и обязанность в реализации надзорно-контрольных функций с применением мер административной ответственности.
6.3.10. Инвестор (заказчик) на основании положительного итогового заключения Инспекции госархстройнадзора получает в установленном порядке правовой акт на эксплуатацию объекта.
6.3.11. Правовой акт на эксплуатацию жилого дома, независимо от источников финансирования и форм собственности, выдает префект соответствующего административного округа при подтверждении эксплуатирующей организацией наличия аттестованного эксплуатационного персонала и договоров с городскими коммунальными службами.
6.3.12. Перенесение срока ввода объекта в эксплуатацию на втором этапе на срок более 2 месяцев допускается при использовании зоны благоустройства объекта для производства строительно-монтажных работ на рядом строящихся объектах.
Решение по данному вопросу принимает орган исполнительной власти.
6.3.13. Оплата работ по подготовке и вводу в эксплуатацию объекта жилья на втором этапе осуществляется инвестором (заказчиком) в пределах твердой договорной цены, определенной договором подряда (контракта).
6.3.14. Окончательный расчет заказчика с подрядной организацией за работы по подготовке объекта к эксплуатации (второй этап) по принятому приемочной комиссией объекту производится после оформления «ключевой справки» эксплуатирующей организацией и акта приемки работ второго этапа оформленного в установленном порядке.
6.3.15. Функции технического надзора заказчика на подконтрольном объекте заканчиваются после решения всех вопросов по подготовке его к эксплуатации и не ранее чем через два месяца после получения разрешения на эксплуатацию.
В настоящих нормах даны ссылки на следующие нормативные документы:
1. Законодательство Российской Федерации:
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая.
1.2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
1.3. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
2. Временное положение по приемке законченных строительством объектов (приложение к письму Госстроя России от 09.07.93 № БЕ-19-11/13).
3. Нормативно-правовые акты, принятые органами власти г.Москвы:
3.1. Закон города Москвы «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы». Принят Московской городской Думой 29 сентября 1999г. № 37.
3.2. Распоряжение Мэра Москвы от 30 марта 1998г. № 299-РМ «О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов на территории г.Москвы».
3.3. Распоряжение Мэра Москвы от 10.05.00 № 495-РМ «О предпроектной подготовке размещения объектов некапитального строительства и нестационарных объектов малого предпринимательства».
3.4. МГСН 3.01-96. Жилые здания.
3.5. Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 13.09.95 № 849-РЗП «Об ускорении сроков передачи сдаваемых жилых домов под заселение».
3.6. Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 29.06.95 № 572-РЗП «О сдаче в эксплуатацию встроенно-пристроенных, пристроенных и отдельно стоящих объектов соцкультбыта, подлежащих продаже».
3.7. Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 16.11.92 № 2695-РЗП «О поэтапной сдаче в эксплуатацию инженерных сооружений и дорог, входящих в комплексные проекты».
3.8. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 23.06.98 № 663-РП «Об ускорении строительства и реконструкции автозаправочных комплексов».
3.9. Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 27.04.99 № 355-РЗП «О Государственной комиссии по приемке объектов технического сервиса автомототранспортных средств и торгово-сервисных услуг в г.Москве».
При исключении нормативных документов, на которые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться нормами, введенными взамен исключенных.
Термины и определения
1. Городской заказ — составная часть городской инвестиционной программы, включая объекты, строительство которых признано Правительством Москвы приоритетным. Финансирование работ, выполняемых по городскому заказу, гарантируется Правительством Москвы в пределах установленных им лимитов.
2. Заказчик — юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта.
3. Законченный строительством объект — комплекс зданий и сооружений, отдельное здание и сооружение или его автономная часть в составе, допускающем возможность ее самостоятельной эксплуатации, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все предусмотренные договором подряда строительно-монтажные работы.
4. Законченный строительством и подготовленный к эксплуатации объект — объект, на котором в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом выполнены все строительные работы, произведён монтаж инженерных систем и технологического оборудования, проведен требуемый комплекс испытательных и пусконаладочных работ, проведен в пробном режиме выпуск продукции (оказание услуг) в установленном проектом объеме для окончания пускового периода. Обеспечена передача территориальным или другим эксплуатационным организациям внешних коммуникаций на обслуживание, получены специальные разрешения на эксплуатацию объекта и оборудования в соответствующих органах государственного надзора.
5. Инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций на строительство и обеспечивающее их целевое использование.
6. Исполнитель работ (подрядчик) — юридическое или физическое лицо, выполняющее строительно-монтажные работы и оказывающее другие услуги по договору подряда с заказчиком.
7. Техническая «ключевая справка» — документ, подписанный (заверенный печатью) заказчиком, подрядчиком, инвестором и эксплуатирующей организацией, подтверждающий приемку от подрядчика и заказчика готового к эксплуатации объекта.
8. Пользователь объекта (эксплуатирующая организация) — юридическое или физическое лицо, осуществляющее на правах собственности или по поручению собственника (инвестора) эксплуатацию построенного объекта.
9. Приемочная комиссия — временный коллегиальный орган специалистов, устанавливающий и документально подтверждающий соответствие законченного строительством объекта утвержденной в установленном порядке проектной документации, требованиям нормативных документов, а также готовность его к вводу в эксплуатацию либо готовность к производству испытательных и пусконаладочных работ в режиме пробной эксплуатации.
10. Приемка законченного строительством объекта заказчиком от подрядчика — юридическое действие, в результате которого подтверждается соответствие принимаемого объекта предъявляемым к нему требованиям.
11. Приемка в эксплуатацию — юридическое действие, в результате которого подтверждается готовность законченного строительством и принятого объекта к использованию по назначению.
12. Правовой акт на эксплуатацию объекта — юридическое действие, в результате которого разрешается использование законченного строительством и подготовленного к эксплуатации объекта по назначению и включение его в территориальную среду специально уполномоченным органам исполнительной власти.
13. Зимнее время приемки объектов в эксплуатацию (ноябрь-апрель) как неблагоприятный период производства работ по устройству мягкой кровли, отделке фасадов и благоустройству территории.
Перечень работ по доведению до полной готовности квартир и помещений, подлежащих коммерческой реализации.
Вариант №1 — при наличии в реализуемых квартирах предусмотренных проектом внутриквартирных не несущих стен и перегородок владельцами выполняются работы:
1. Установка внутриквартирных дверей.
2. Установка подоконников.
3. Окончательная отделка квартир (включая устройство полов с теплозвукоизоляцией, штукатурку дверных откосов, окраску стен и потолков).
4. Внутриквартирная разводка водопровода и канализации с установкой сантехприборов и сантехфаянса.
5. Внутриквартирная разводка сетей TV , телефонизация, радиофикация, домофонная сеть с установкой оконечных устройств.
6. Установка автономных дымовых пожарных извещателей.
7. Установка электроплит и электрозвонков.
8. Устройство встроенной мебели и антресолей.
Вариант №2 — при отсутствии в реализуемых квартирах внутриквартирных перегородок владельцами выполняются работы:
1. Устройство межкомнатных перегородок.
2. Установка внутриквартирных дверей.
3. Установка подоконников.
4. Отделка квартир, включая устройство стяжек, полов с теплозвукоизоляцией, штукатурку, шпаклевку (за исключением несущих конструкций), окраску стен, потолков.
5. Внутриквартирным разводкам водопровода и канализации с установкой сантехприборов и сантехфаянса.
6. Внутриквартирная электроразводка с установкой оконечных устройств, электрозвонков и электроплит.
7. Внутриквартирная разводка TV , телефонизация, радиофикация, домофонная сеть с установкой оконечных устройств.
8. Установка автономных дымовых пожарных извещателей.
9. Устройство встроенной мебели и антресолей.
1. Устройство перегородок в соответствии с утвержденным проектом.
2. Установка дверей.
3. Установка подоконников.
4. Отделочные работы, включая устройство стяжек, полов с теплоизоляцией, штукатурку, шпаклевку и окраску стен и потолков.
5. Монтаж систем противопожарной автоматики и дымоудаления, охранно-пожарной сигнализации.
6. Внутренние разводки водопровода и канализации с установкой сантехприборов, сантехфаянса и запорной арматуры.
7. Установка приборов учета тепла, воды и электроэнергии.
8. Внутренние электроразводки с установкой оконечных устройств и светильников.
9. Внутренние разводки TV , телефонизация, радиофикация, домофонная сеть с установкой оконечных устройств.
10. Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха и других инженерных систем, предусмотренных проектом.
11. Монтаж технологического оборудования.
Примечание: Принятая схема договорных взаимоотношений между подрядчиком монтирующей тепло-, водосчетчики организацией и эксплуатацией предусматривает своевременную их установку по заявке владельца квартиры.
Правовой акт на эксплуатацию объекта.
Документ органа исполнительной власти о вводе законченного строительством объекта в эксплуатацию и использовании его в соответствии с функциональным назначением, предусмотренным проектом, утвержденным в установленном порядке
Конкретный текст документа с учетом особенностей объекта
(наименование инвестора (заказчика)
(наименование объекта, основные его показатели)
расположенного по адресу:_________________________________________________
заявление инвестора (заказчика) от __ № ___;
акт приемочной комиссии от____ с приложением (или 2- сторонний акт без комиссии)
итоговое заключение Инспекции госархстройнадзора
проверка соблюдения правил приемки, выполнена
(фамилия, имя, отчество, должность)
(первый заместитель префекта) __________ ____________
Перечень основных документов, предъявляемых приемочной комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию объектов строительства.
по_____________ ул., пер., №_____________ округа____________________________
Источник: www.standartov.ru
II. Приемка резервуаров в эксплуатацию
2.1 Приемку резервуара после сооружения, монтажа технологического оборудования, подводящих трубопроводов осуществляет рабочая комиссия, в состав которой входят представители заказчика, генерального подрядчика, субподрядных организаций, генерального проектировщика, органов государственного санэпиднадзора, органов государственного пожарного надзора, службы охраны окружающей среды, Госгортехнадзора, технической инспекции труда, профсоюзной организации заказчика или эксплуатационной организации, других заинтересованных органов надзора.
2.2 До начала испытаний резервуаров РВС генеральный подрядчик должен предъявить заказчику всю техническую документацию на резервуар и прочие документы, удостоверяющие качество металла и сварочных материалов; сертификаты, содержащие данные о сварочных работах и результаты проверки качества сварных соединений; акты на скрытые работы по подготовке основания и устройству изолирующего слоя; результаты контроля сварных соединений смонтированного резервуара, предусмотренного СНиП 3.03.01.
Для резервуаров, покрытых с внутренней стороны защитным антикоррозионным покрытием, должны быть представлены технические характеристики нанесенного материала покрытия, карта-схема покрытия и результаты испытаний на адгезию.
2.3 Испытания конструкции резервуара должны быть проведены в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01 и ВСН 311 «Монтаж стальных вертикальных цилиндрических резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов от 100 до 50000 м3».
2.4 Комплекс технических мероприятий по подготовке и проведению приемочных испытаний РВС представлен в Приложении Г.
2.5 До начала испытаний резервуаров ЖБР генеральный подрядчик (строительно-монтажная организация) представляет заказчику документацию в соответствии со СНиП 3.01.04 и СНиП 3.03.01: сертификаты, технические паспорта на качество бетона, класс арматуры, железобетонных элементов конструкций; результаты контроля качества антикоррозионных покрытий сварных соединений, закладных и соединительных деталей; акты на скрытые работы при устройстве грунтового основания с отражением сведений о сохранении естественной плотности грунта и об устройстве водоотвода, бетонной подготовки, слоя скольжения, гидроизоляции днища, днища и фундамента стен с указанием об отсутствии дефектов (трещин, раковин, обнаженной арматуры и т.п.); акты на скрытые работы при монтаже сборных элементов, замоноличивании стыков между железобетонными элементами, навивке кольцевой арматуры, торкретных работах; акты на монтаж и испытания технологического оборудования.
При пропитке или покраске готовой конструкции защитными составами или нанесении облицовочных покрытий заказчику должны быть представлены технические характеристики нанесенного материала покрытия, карта-схема покрытия.
Антикоррозионная защита должна соответствовать СНиП 2.03.11.
2.6 Испытания и приемка в эксплуатацию ЖБР должны быть выполнены в соответствии со СНиП 3.03.01 и СН 383 «Указания по производству и приемке работ при сооружении железобетонных резервуаров для нефти и нефтепродуктов».
2.7 Комплекс технических мероприятий по подготовке и проведению приемочных испытаний ЖБР представлен в Приложении Д.
2.8 Документация, оформляемая при приемке резервуаров и резервуарных парков в эксплуатацию.
2.8.1 На законченный строительством вертикальный стальной резервуар должна быть передана в эксплуатирующую организацию следующая техническая документация:
- проектно-сметная документация на резервуар с внесенными в процессе строительства изменениями (исполнительная документация);
- паспорт резервуара (Приложение Е);
- заводские сертификаты на изготовление стальных конструкций;
- документы, удостоверяющие качество металла, электродов, электродной проволоки, флюсов и прочих материалов, примененных при монтаже;
- заключение по контролю сварных соединений стенки физическим методом со схемами расположения мест контроля;
- копии удостоверений о квалификации сварщиков, выполнявших сварку, с указанием присвоенных им цифровых или буквенных знаков;
- акт на скрытые работы по устройству изолирующего слоя под резервуар;
- акт на приемку основания резервуара под монтаж (ВСН 311);
- акт на испытание сварных соединений днища резервуара (ВСН 311);
- акт на испытание сварных соединений стенки резервуара;
- акт на испытание резервуара наливом воды (ВСН 311);
- акт на испытание сварных соединений кровли резервуара на герметичность (ВСН 311);
- акт на испытание резервуарного оборудования;
- журнал сварочных работ (СНиП 3.03.01);
- акт испытания задвижек резервуара;
- заключение на просвечивание швов гамма — лучами, (только для резервуаров вместимостью 2000 м3 и более, изготовленных из отдельных листов);
- документы о согласовании отступлений от проекта при строительстве;
- ведомость расхода металла при строительстве резервуара (необходимо заполнять только для резервуаров, изготовленных из отдельных листов);
- акт на испытания герметичности сварного соединения стенки с днищем (ВСН 311);
- акт на просвечивание вертикальных монтажных стыков стенки резервуара (ВСН 311);
- градуировочная таблица;
- схема и акт испытания заземления резервуара;
- схема нивелирования основания резервуара;
- акт рабочей комиссии о приемке законченного строительством резервуара в соответствии со СНиП 3.01.04 и «Временным положением о приемке законченных строительством объектов» (Приложение к письму Госстроя России от 09.07.93 г. № БЕ — 19-11/13).
2.8.2 Для резервуара РВС с понтоном или плавающей крышей должны быть также приложены:
- акт испытания сварных соединений центральной части понтона или плавающей крыши на герметичность;
- акт заводских испытаний коробов понтона или плавающей крыши на герметичность и акт испытания их после монтажа;
- акт проверки заземления понтона или плавающей крыши;
- документы, удостоверяющие качество материалов, использованных для уплотняющего затвора;
- ведомость отклонений от вертикали направляющих понтона, патрубков направляющих и наружного борта понтона или плавающей крыши.
2.8.3 Если за давностью строительства техническая документация на резервуар отсутствует, то паспорт должен быть составлен предприятием, эксплуатирующим резервуар, и подписан главным инженером. В этом случае паспорт составляется на основании детальной технической инвентаризации всех частей и конструкций резервуара, а при необходимости — обследования и дефектоскопии (раздел 6).
2.8.4 При приемке железобетонных резервуаров в эксплуатацию после окончания строительства передаваемая заказчику исполнительная документация на строительство резервуара должна содержать:
- комплект рабочих чертежей резервуара, его оборудования и защитных устройств;
- акт на скрытые работы по устройству основания резервуара и изоляции днища;
- акт приемки основания и его нивелировки;
- акты на арматурные и бетонные работы, монтаж и замоноличивание стыков железобетонных конструкций;
- акт на навивку кольцевой предварительно напряженной арматуры в цилиндрических резервуарах;
- акт на торкретирование наружных и внутренних поверхностей резервуара;
- акт на устройство гидроизоляции;
- документы о согласовании отступлений от проекта (в т.ч. журнал производства работ);
- справка лаборатории о содержании в примененном для бетона цементе трехкальциевого алюмината и четырехкальциевого алюмоферрита, введении в бетон специальных добавок, если они требуются по условиям агрессивности грунта;
- журналы производства всех видов работ, а в случае выполнения работ в зимнее время -листы, отражающие значения температуры электропрогрева бетона и тепловой обработки торкретного покрытия;
- сертификаты, технические паспорта, удостоверяющие качество сборных железобетонных конструкций, марку бетона, класс арматуры;
- акты натяжения арматуры;
- журнал производства сварочных работ;
- акты проведения геодезических работ;
- акты монтажа и испытания технологического оборудования;
- акт проверки заземляющих устройств;
- акт замера сопротивления растеканию тока;
- акт готовности резервуара к испытаниям;
- акты испытаний резервуара на прочность, герметичность и на газонепроницаемость покрытия;
- акты приемки резервуара в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04 и «Временным положением о приемке законченных строительством объектов» (Приложение к письму Госстроя России от 09.07.93 г. № БЕ — 19-11/13);
- градуировочная таблица;
- журнал производства строительных и монтажных работ с указанием атмосферных условий в период строительства резервуара;
- паспорт резервуара (Приложение Ж).
Все акты должны быть оформлены в соответствии со:
- СНиП 3.03.01 «Несущие и ограждающие конструкции»;
- СНиП 3.01.01 «Организация строительного производства»;
- СНиП 3.01.03 «Геодезические работы в строительстве»;
- СНиП 3.02.01 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»;
- СНиП 3.01.04 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов».
2.8.5 После завершения строительства резервуар должен подвергаться следующим видам испытаний:
- испытание на прочность стенки и основания;
- испытание на герметичность стенки, кровли и днища;
- испытание на герметичность плавающей крыши и понтона.
2.8.6 Порядок проведения испытания резервуара изложен в Приложении Г и Д настоящих «Правил. ».
В этом же разделе:
Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Для получения информации об условиях сотрудничества, пожалуйста, обращайтесь к сотрудникам компании «Газовик».
Бесплатная телефонная линия: 8-800-2000-845
Источник: gazovik-neft.ru
Временное положение по приемке законченных строительством объектов: Письмо Минстроя России от 09.07.93 № БЕ-19-11/13.
3. Управление проектами/Подред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1996.
4. Управление проектами. Зарубежный опыт/Подред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.
5. Монахов Н.И. Справочное пособие заказчика-застройщика.— М.:Стройиздат, 1990.
6. Управление проектами:Толковый англо-русский словарь-справочник / Под ред. В.Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2000.
7. Управление инвестициями.В 2т. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. — М.: Высшая школа, 1998.
Знание некоторых принципов легко возмещает
Незнание некоторых фактов.
К. Гельвеций
Часть IV. ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
Глава 17.Управление работами по проекту
Глава 18.Менеджмент качества проекта
Глава 19.Управление ресурсами проекта
Глава 20.Управление командой проекта
Глава 21.Управление рисками
Глава 22. Управление коммуникациями проекта
Глава 23. Специальные задачи управления проектами
Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести
к обозначению тремя словами: ЛЮДИ, ПРОДУКТЫ, ПРИБЫЛЬ.
На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды,
то из остальных факторов мало что удастся сделать.
Глава 17. УПРАВЛЕНИЕ РАБОТАМИ ПО ПРОЕКТУ
17.3.Взаимосвязь объемов, продолжительности и стоимости работ.
17.5.Структура и объемы работ.
17.6.Принципы эффективного управления временем.
17.7.Состав и анализ факторов потерь времени.
17.8.Формы контроля производительности труда.
Контрольные вопросы и задания
17.1. Основные понятия
Работа определяется как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение желаемого результата за намеченный (заданный) интервал времени (к определенному сроку). Работа наследует основные черты проекта — сроки, объем, бюджет, ресурсы, риск и т. д. — и является его составной частью. В этом смысле проект может быть представлен как совокупность взаимосвязанных работ.
В п. 13.9 рассматривались основы сетевого планирования работ проекта и давались основные понятия. Напомним основные понятия, необходимые для понимания материала данной главы.
Объем работы относится к важнейшим ее характеристикам и может выражаться в разных величинах: трудоемкости, продолжительности, стоимости и т. д.
Планируемая стоимость работ в общем случае определяется на основании планируемой потребности в ресурсах, необходимых для ее выполнения, и стоимости единицы ресурса. Возможны ситуации, когда нецелесообразно или трудно оценивать потребность в конкретных ресурсах на работу (административные работы, услуги и т. д.). В этом случае планируемая стоимость определяется либо по нормативам на данные виды работ, либо на основании заключенных договоров, либо в результате экспертных оценок и предыдущего опыта.
Продолжительность работы, планируемые потребность в ресурсах и стоимость являются взаимосвязанными показателями: изменение одного из них приведет к изменению остальных показателей.
Определение работ включает в себя идентификацию и документальное оформление действий, которые должны быть осуществлены для достижения целей проекта.
Основные понятия методологии управления проектами приведены в гл. 2. В настоящем разделе отдельные понятия рассмотрены в контексте работ проекта.
Целенаправленность является важнейшей и неотъемлемой характеристикой проекта. Определению целей проекта предшествует разработка его миссии (стратегии). Уже на основе сформулированной миссии определяются цели и устанавливаются конкретные задачи проекта.
» контроль над изменением содержания.
Инициирование является процессом выявления необходимости реализации нового проекта или того факта, что проект должен перейти в новую фазу. Результатами инициирования служат:
» комплект документов (контрактов, приказов, постановлений и т. д.), формально подтверждающих существование проекта. Он должен включать непосредственно или в виде ссылок на другие документы:
• описание цели, для удовлетворения которой был предпринят проект;
• описание продукта проекта;
• определение/назначение руководителя (менеджера) проекта;
» ограничения по срокам реализации проекта, его финансированию и т. д. При осуществлении проекта по контракту ограничениями обычно являются условия контракта;
» предположения как элементы, возникающие в результате прогнозирования тех или иных факторов в проекте. В общем случае, предположения несут в себе определенную степень риска.
Планирование содержания проекта включает в себя декомпозицию целей проекта на более мелкие и управляемые компоненты для того, чтобы:
» определить оценки по стоимости, времени и ресурсам проекта;
» создать базис (основу) для измерения и контроля хода выполнения проекта;
» распределить права и обязанности по проекту, определить степень ответственности.
Результатом планирования содержания служит структура разбиения работ проекта, на основе которой, как расширение, составляется список работ проекта. Он должен содержать описание каждой работы для того, чтобы их исполнители понимали, что от них требуется и каким образом им выполнять свои функции.
В результате анализа разработанной структуры разбиения работ проекта может возникнуть необходимость в корректировке или дополнении целей проекта, что в свою очередь отразится на изменении содержания проекта.
17.3. Взаимосвязь объемов, продолжительности и стоимости работ
Объемявляется одной из важнейших характеристик проекта (отдельно взятой работы) и определяется после разработки СРР на основе нормативов, экспертных оценок или имеющегося опыта. Понятие «объем» может использоваться для описания величины трудоемкости, продолжительности, стоимости и т. д.
Продолжительностьпроекта и составляющих его работ ограничивается фиксированной/желаемой датой его завершения, установленной либо контрактом с заказчиком, либо другими внешними условиями (например, выходом конкретного продукта на рынок). С другой стороны, продолжительность работы может быть определена из ее объема и производительности ресурсов, требующихся для ее выполнения:
В общем случае объем работы является величиной фиксированной и продолжительность ее выполнения на практике определяется общей производительностью управляющих ресурсов. Управляющим считается ресурс, время работы которого непосредственно влияет на продолжительность работы. Например, в строительстве вначале определяют продолжительность механизированных работ, ритм которых определяет все построение графика реализации проекта, а затем рассчитывают продолжительность работ, выполняемых вручную.
Стоимость работы напрямую зависит от количества ресурсов, назначенных для ее выполнения. Ввиду того, что наиболее значимым и невосполнимым элементом проекта является время его выполнения, то именно за счет эффективного планирования ресурсов и затрат проекта можно добиться оптимального срока его
завершения. Поэтому на этапах инициации и разработки графика проекта необходимо учесть следующее:
» можно ли обеспечить завершение работ и проекта в целом за более короткие сроки при наличии дополнительных ресурсов и финансирования?
» стоит ли применять новые технологии при выполнении работ и как это отразится на времени реализации проекта и его затратах?
» правильно ли рассчитана потребность в ограниченных ресурсах и оптимально ли они распределены между работами проекта?
Сущность затрат работ и проекта в целом проиллюстрирована на рис. 17.3.1.
Рис. 17.3.1. Зависимость затрат проекта от его продолжительности
Общие затраты проекта для каждого периода определяются как сумма прямых и косвенных затрат (накладных расходов). Последние связаны с обеспечением процесса реализации проекта и включают в себя административные расходы, затраты, связанные
с организацией работ, отчисления на рекламу, платежи по кредитам, арендную плату и т. д. Накладные расходы напрямую не связаны ни с одним из пакетов работ или конкретной работой. Любое сокращение сроков реализации проекта приведет к их уменьшению. Как следствие, если данный вид затрат составляет существенную долю общих затрат проекта, то сокращение его продолжительности выразиться в экономии финансовых средств.
Прямые затраты связаны с расходом денежных средств на оплату труда рабочих, закупку материалов, оборудования, обязательствами по субдоговорам. Они могут быть назначены на пакеты работ и отдельные работы. В идеальном случае длительность работы планируется таким образом, чтобы прямые затраты на ее выполнение были минимальны.
Но как только появляются ограничения, возникает необходимость сокращения длительности. Природа прямых затрат такова, что они увеличиваются в объеме при сокращении длительности выполнения работы. Поэтому, если необходимо сократить сроки реализации проекта при минимальном увеличении прямых затрат, следует прежде всего уменьшать длительность тех критических работ, стоимость которых «сравнительно мало» зависит от продолжительности либо является наименьшей при одинаковых сроках сокращения длительности.
В результате кривая общих затрат по проекту имеет точку, в которой для реализации проекта требуется минимальный бюджет.
Таким образом, данные по расписанию (продолжительность), ресурсы и затраты как основные элементы управления проектами являются взаимозависимыми — изменения в одном приводят к изменениям в других (рис. 17.3.2).
Рис. 17.3.2. Треугольник управления проектами
» работы для выполнения;
» потребность в ресурсах и стоимость работ.
Определение работ включает в себя идентификацию и документальное оформление отдельных работ, которые должны быть выполнены для достижения целей проекта, определенных в структуре разбиения работ. В данном процессе необходимо определять работы таким образом, чтобы цели проекта могли быть достигнуты.
Инструментарий для определения работ включает:
» декомпозицию, которая представляет собой разделение элементов проекта на более мелкие и управляемые компоненты. Основная разница между применением декомпозиции и определением содержания проекта состоит в том, что результаты здесь описываются в терминах работ, а не целей;
» список работ или часть подобного списка из предыдущего проекта часто используется как шаблон для нового проекта. Список работ для элемента СРР из текущего проекта может быть использован как шаблон для схожих элементов СРР.
Результатом определения работ являются:
» список работ, который должен включать в себя все работы, которые будут выполнены в ходе проекта. Он должен быть оформлен как расширение СРР для удостоверения в том, что он является полным и не включает работы, которые не требуются для реализации содержания проекта;
» дополнительные детали для списка работ (например, ограничения), которые должны быть задокументированы для их дальнейшего использования;
» модернизация структур разбиения видов деятельности. При использовании СРР для определения работ, команда проекта может определить отсутствующие предметы цели или выявить необходимость в корректировке описания целей.
Планирование (описание) ресурсов включает в себя определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта. Планирование ресурсов непосредственно связано с составлением сметы (гл. 14).
Планирование потребности в ресурсах осуществляется на основании:
» определения содержания проекта;
» опыта ранее реализованных проектов;
» нормативной или проектной документации;
» описания существующих в организации запасов ресурсов. Описание включает в себя определение потенциально имеющихся ресурсов в организации, которые будут учитываться при планировании ресурсов;
» политики в отношении набора персонала, закупки материалов, аренды оборудования и т. д.
Методы управления планированием ресурсов сводятся к методам, позволяющим оптимально планировать потребность и распределение ресурсов между работами (см. гл. 13).
На рис. 17.4.1 показан процесс планирования ресурсов.
Рис. 17.4.1. Пример процесса планирования ресурсов
Возможны ситуации, когда ресурсы, назначаемые на конкретную работу, являются основным фактором, определяющим сроки ее начала и окончания. В этом случае ресурсы имеют собственные ресурсные календари, согласно которым осуществляется выполнение работы.
При назначении работам ограниченных ресурсов необходимо учитывать их пределы потребления, что в дальнейшем позволит проводить анализ профилей их использования. Существующие программные продукты для календарно-сетевого планирования поддерживают от одного до двух пределов потребления: нормальный и максимальный. Нормальный предел потребления характеризует то количество ресурса, которое может быть предоставлено для выполнения работы при нормальных условиях в единицу времени (например, для работника это 8 чел./часов в день). Максимальный предел потребления характеризует то количество использования ресурса в единицу времени, которое при дополнительных затратах может быть обеспечено (10—12 чел./часов в день) (рис. 17.4.2).
Рис 17.4.2. Пределы потребления ресурсов
При анализе профилей использования ограниченных ресурсов определяется соответствие между пределами их потребления (возможностью) и потребностью для выполнения работы. В ряде случаев возникает ресурсный конфликт, когда потребность в каком-либо ресурсе превышает его максимальный предел потребления (например, одновременно выполняемые работы используют один и тот же ресурс (рис. 17.4.3).
Рис, 17.4.3. Пример ресурсного конфликта
Для оптимизации распределения ресурсов и, в частности, разрешения ресурсных конфликтов, используются методы выравнивания, которые учитывают пределы потребления ресурсов и позволяют использовать их наиболее эффективно. Выравнивание ресурсов устраняет пики в использовании ресурсов и устанавливает уровень использования ресурсов ниже максимального предела, смещая выполнение некоторых работ на более поздние даты (рис. 17.4.4).
Как правило, используются следующие методы выравнивания:
» нормальное — работа планируется на более поздний срок за счет резерва времени до появления необходимого количества ресурса;
» разбиение — работа разбивается на несколько частей, для выполнения каждой из которых необходимо требуемое количество ресурса;
» растяжение — уменьшение интенсивности использования ресурса за счет увеличения продолжительности работы;
» сжатие — в случае избытка ресурса — уменьшение продолжительности выполнения работы за счет увеличения интенсивности использования ресурса.
Рис. 17.4.4. Пример ресурсного выравнивания
17.5. Структура и объемы работ
Под структурой работы подразумеваются следующие параметры работы:
» идентификатор — уникальный код, однозначно определяющий работу в проекте;
» описание — краткая характеристика, используемая в сетевой диаграмме (графике) проекта. Обычно описывает суть работы;
» исходную длительность (продолжительность). Оценка времени (в часах, днях, неделях, месяцах, годах), требуемого для выполнения работы с учетом ее характера и необходимых ресурсов. На оценку продолжительности работ оказывают влияние ограничения по времени, предположения потребности в трудовых ресурсах, их квалификация и опыт выполнения предыдущих проектов (фрагменты проектов). Основными методами для оценки продолжительности работ являются:
• оценка по аналогам, называемая также оценкой сверху вниз, подразумевает использование истинной продолжительности имевшей место ранее работы в качестве базы для оценки продолжительности похожей работы в будущем. Этот метод часто используется при оценке продолжительности проекта при ограниченном объеме детальной информации, например на ранних стадиях. Данная оценка наиболее надежна, когда проекты являются однотипными, и лица, осуществляющие оценку, имеют необходимый опыт;
• имитация (моделирование). Имитация представляет собой расчет продолжительности при различных наборах предположений. Наиболее распространен анализ Монте-Карло, в котором распределение возможных результатов определяется для каждой работы и используется в качестве расчета распределения возможных результатов для проекта в целом;
» процент выполнения — доля завершенной части работы в процентах (4);
» оставшаяся длительность для выполняемых работ. Рассчитывается либо исходя из процента выполнения, либо путем оценки;
» календарь — список рабочих и нерабочих периодов, принятый для выполнения работы в проекте;
» ранние начало и окончание, поздние начало и окончание;
» резервы времени — свободный и полный. Свободный резерв определяет время, на которое можно задержать выполнение работ, не изменяя раннего начала всех последующих работ. Полный резерв определяет время, на которое может быть задержано выполнение работы без изменения продолжительности или сроков окончания всего проекта. Определяется как разность между поздним и ранним сроками окончания работы
» фактические начало и окончание — фактические даты начала и окончания работы;
» предшествующая работа — работа, от которой зависят сроки выполнения данной работы, являющейся технологически (логически) предшествующей ей;
» последующая работа — работа, сроки выполнения которой зависят от выполнения данной работы, технологически (логически) следующая за данной.
Основными методами для определения последовательности работ являются:
» ограничения — характеризуют внешние или внутренние условия по отношению к работам проекта, влияющие на срокиих выполнения. Например, отчитаться о финансовой деятельности предприятия нужно не позднее заранее известной даты и т. д.;
» код СРР — код, определяющий, к какому пакету работ в рамках СРР принадлежит данная работа;
» ресурсы — оборудование, материалы, людские ресурсы, необходимые для выполнения работ;
» затраты/бюджет — выраженные в денежных измерителях затраты на выполнение работ.
17.6. Принципы эффективного управления временем
Принципы управления — общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы.
Эффективное управление временем связано с достижением результатов деятельности. Схема деятельности с ориентацией на результат (рис. 17.6.1) является важным инструментом осуществления управления по результатам. Схема деятельности с ориентацией на результат отличается от традиционной — с ориентацией на задание. Она охватывает годичный отрезок времени и составляется на каждый отчетный период путем установки новых целей.
Схема связана со всеми стадиями управления по результатам. Это часть процесса определения результатов — она используется постоянно в процессе контроля за результатами, при котором дается оценка результатам деятельности в истекшем отчетном периоде и ставятся новые конечные цели деятельности. Важнейшим звеном схемы с точки зрения управления индивидуальной работой и использованием времени является определение ключевых результатов деятельности в предстоящем отчетном периоде. Ключевые результаты определяются индивидуально, в порядке их значимости и с оценкой их взаимного влияния. На основе ключевых результатов составляются личный план деятельности и календарный план работы на предстоящий год (годовое распределение времени).
На основе годового плана работы время распределяется помесячно и понедельно на ближайшие месяцы и недели, а в рамках недели составляется точный план на каждый рабочий день.
Рис. 17.6.1. Система управления собственной деятельностью и использованием времени
В ходе осуществления деятельности в определенных временных интервалах производится контроль полученных результатов и использования времени. На основе этих оценок составляется план повышения эффективности работы и использования времени как в краткосрочной перспективе, так и в течение года. Кроме того, в системе управления собственной деятельностью и использованием времени (УСДИВ) рекомендуется проводить по крайней мере один раз в год анализ использования времени на основе 2—3-недельного периода. Это окажет дополнительную помощь в управлении использованием времени.
Для каждого ключевого результата четко определяются цели, необходимое время для их достижения и методы контроля за этим процессом. Происходят большие потери времени по причине того, что цели проекта либо не существуют, либо не четко сформулированы или недостижимы. Цели определяют направление развития проекта и выполнения работ. Четко и ясно заданные цели становятся стандартом, используемым для проработки индивидуальных целей и работ по их достижению.
Цели по ключевым результатам могут быть количественными, качественными и привязанными ко времени. Их нужно сравнивать с текущей ситуацией, если таковая существует для данной цели (табл. 17.6.1).
Пример определения целей
Ключевые результаты деятельности | Цели по ключевым результатам |
Рентабельность | Улучшение нынешнего уровня на 25% |
Доля на рынке | Увеличение нынешней доли с 10 до 18% в каждом районе |
Эффективность персонала | Увеличение объема выполненных работ па 25% |
Мотивированность персонала | Сохранить хороший уровень мотивации |
Степень использования связанных групп | Эффективнее работать с клиентами |
Затем в плане деятельности определяются моменты контроля процесса достижения целей, по чьей инициативе он осуществляется и в какой форме производится. При этом необходимо основное внимание уделять именно осуществлению поставленных целей, а не отдельным мероприятиям.
Значение бюджета времени заключается в том, что он характеризует время, необходимое для достижения ключевых результатов. Бюджет времени обычно составляется в процентном выражении и показывает, какая часть общего времени уходит на мероприятия по достижению каждого ключевого результата. Иногда он составляется не в процентах, а в днях или неделях. При этом, оценивая его количественно, не нужно стремиться к более чем 5%-ной точности.
17.7. Состав и анализ факторов потерь времени
Потери времени в ходе реализации проекта выражаются в:
» дополнительных затратах времени на перепланирование графика выполнения работ. Это может быть связано с тем, что:
• допущены ошибки ключевых участников проекта на стадии определения содержания работ, выражающиеся в неучете некоторых целей проекта, неточностях в определении участников проекта, основных вех выполнения проекта и разработке структуры разбиения работ;
• процесс планирования основывается на неполных данных;
• на оценку показателей проекта отводится мало времени;
• при выполнении оценок не учитываются исторические данные и предыдущий опыт;
• планирование графика работ проводится исключительно группой планирования, тогда как в этом процессе обязательно должны участвовать те, кто будет выполнять график;
• неправильно спланированы потребности в ресурсах. Например, не определено, будет ли доступен персонал определенной квалификации в конкретные периоды времени. То же касается планирования потребности в финансовых ресурсах, поставках материалов и т. д.;
• никто не знает последних целей и задач;
• при планировании графика работ не учтены риски;
• план проекта не содержит необходимой детальной информации. Когда такое случается, трудно предусмотреть возможные проблемы;
• фактическое состояние проекта не находит отражения в текущем графике выполнения работ. Это может быть связано с нечеткой организацией обмена информацией между исполнителями работ и проектным офисом, с тем, что при возникновении проблем люди могут впасть в панику и вообще забыть о существовании плана. В результате не отслеживаются расхождения между текущим и базовым графиками работ, не принимаются необходимые для проекта решения — «план и проект существуют отдельно друг от друга»;
» устранении брака. Потери времени на устранение брака возникают в результате выполнения работ не в соответствии с требованием качества, например, при использовании неквалифицированных человеческих ресурсов или их чрезмерной загрузке, некачественных материалов и т. д.;
» простоях/задержках в выполнении работ, которые связаны, прежде всего, с отсутствием условий для их выполнения. Это может выражаться либо в нерабочих погодных условиях, либо в перебоях с поставками материалов и оборудования по вине поставщиков и т. д.
17.8. Формы контроля производительности труда
Производительность представляет собой отношение между количеством продукции, произведенной данной организационной системой, и количеством затрат, использованных в той же организационной системе для выпуска этой продукции (энергия — газ, электричество и т. п.; труд — прямые затраты и накладные расходы; материалы; капитал — земля, оборудование и т. п.).
Производительность труда — плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, т. е. способность конкретного труда создавать в единицу рабочего времени определенное количество продукции.
Управление производительностью включает в себя следующие процессы:
1. Измерение и оценку производительности;
2. Планирование контроля и повышения производительности на основе информации, полученной в процессе измерения и оценки;
3. Осуществление мер контроля и повышения производительности;
4. Измерение и оценку воздействия этих мер.
В качестве примера для разъяснения терминов, применяемых при управлении производительностью, может служить использование хронометражных карт (время как признак) для измерения затрат труда (переменная затрат) на различные работы (процесс или преобразование). Эти работы можно измерить в отношении качества, своевременности и т. д. (все это признаки). В результате выполнения работ получается продукция (переменная продукция), которая в свою очередь поддается измерению в отношении количества, качества, своевременности и совокупных издержек.
Формы контроля производительности тесно связаны с методами ее измерения. Измерение производительности — отбор физических, временных и иных показателей для оценки затрат и конечной продукции и вычисление количественного отношения между ними.
Компоненты исчисления и повышения производительности, а также планирования производительности представляют собой элементы обратной связи. В процессе управления производительностью обратная связь используется по крайней мере два раза. Во-первых, в результате оценки системы измерения может быть модифицирована сама система — возможно, измерения производятся некорректно или же неудовлетворителен состав показателей. Во-вторых, оценка системы измерения может стимулировать планирование производительности. Другими словами, результаты оценки способны побудить руководство предусмотреть и осуществить мероприятия по повышению производительности.
Существуют две основные группы измерителей производительности (рис. 17.8.1):
» статистические коэффициенты производительности. Это измеритель продукции, деленный на измеритель затрат за определенный период времени;
» динамические индексы производительности. Это статистическийкоэффициент производительности за определенный период, деленный на аналогичный коэффициент за некий предшествующий период. Получается безразмерный коэффициент, характеризующий динамику уровня производительности.
Внутри каждой группы имеются три типа измерителей производительности. Каждый из измерителей характеризует отношение продукции к затратам, но отличаются они тем, сколько элементов затрат учитывается:
» частный фактор — один элемент затрат (труд, материалы и т. п.);
» многофакторный измеритель — учитывается несколько элементов затрат;
» совокупный фактор — учитываются все элементы затрат.
Производительность труда измеряется тремя методами:
Наиболее распространенным является стоимостной метод, при котором количество продукции учитывается по сметной стоимости или договорной цене. Уровень производительности труда при этом характеризуется сметной стоимостью работ, приходящихся на одного рабочего.
Рис. 17.8.1. Компоненты измерения производительности в процессе управления производительностью
Натуральный метод производительности труда позволяет определять выработку рабочих по профессиям в натуральных показателях по видам работ (м 3 кирпичной кладки и т. д.), либо в целом в единицах измерения конечного продукта, приходящегося на одного работающего (км трубопровода и т. д.). По видам работ натуральный показатель (выработка рабочего в натуральных показателях) можно определить как отношение объема отдельного вида работ в натуральном измерении (м 3 , км) к численности рабочих по данному виду работ.
Натуральная выработка является наиболее объективным и достоверным показателем производительности труда. Показатели выработки в натуральных измерителях позволяют определять и сравнивать производительность труда отдельных рабочих, планировать их численность, профессиональный и квалификационный состав.
Нормативный метод измерения производительности труда показывает соотношение фактических затрат труда на определенный объем работ с затратами труда, полагающимися по норме. Нормативный показатель представляет собой отношение трудоемкости работ по норме (чел./дни) к фактической трудоемкости работ (чел./дни). Показатель трудоемкости не подвержен влиянию посторонних для каждого конкретного процесса факторов. Поэтому фактическая трудоемкость работ более правильно, чем показатель стоимостной выработки, характеризует уровень и динамику производительности труда.
Работа является центральным, базовым понятием дисциплины управления проектами наряду с понятием «ресурсы» в широком смысле. Управление проектом основывается на разбиении проекта как целого на отдельные взаимосвязанные комплексы и пакеты работ, увязке их с возможными диапазонами сроков и продолжительностей, с потребными ресурсами с учетом всевозможных ограничений и требований по стоимости и качеству. Таким образом, нахождение оптимального баланса работ, которые требуется выполнить, с ресурсами, сроками завершения, качеством и стоимостью проекта является сутью процессов управления проектом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое работа? Какая работа называется фиктивной?
2. Что такое миссия и цели проекта? В чем состоит различие между миссией и целями проекта?
4. На основании чего осуществляется планирование потребности в ресурсах? Приведите пример процесса планирования ресурсов.
5. Приведите примеры ситуаций, когда может возникнуть ресурсный конфликт.
6. Какие существуют методы выравнивания потребности в ресурсах?
7. Что понимают под структурой работы, и из чего она состоит?
8. В чем состоит различие между схемой деятельности с ориентацией на результат и схемой деятельности с ориентацией на задание?
9. Приведите примеры факторов потерь времени в ходе реализации проекта.
10. Какими методами измеряется производительность труда, и в чем заключается особенность каждого метода?
11. Как можно классифицировать затраты проекта?
12. Опишите зависимость между продолжительностью и стоимостью выполнения работ. Каковы пути сокращения длительности проекта?
Задание.Исходная длительность проекта, приведенного на рис. 1 равна 16 дням. Сократите длительность проекта до 12 дней с учетом того, что Вы можете рассчитывать на дополнительное финансирование в размере не более 700 руб. При этом известно,
v что: на работах С и D планируется использовать рабочих одной профессии и квалификации, причем на работе С работают 4 человека, а на работе D — 8 человек;
v стоимость сокращения длительности работы D равна 200 руб./день;
v стоимость сокращения длительности работы В равна 400 руб./день.
Ответ представьте в виде диаграммы Ганта или же назовите работы
нового критического пути проекта.
Критический путь: A-B-C-D-E-G
1. Мазур И.И.и др. Управление проектами.Справочное пособие/Под ред. И.И.
Мазура. — М.: Высшая школа, 2001.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Источник: zdamsam.ru