Временные работы в строительстве это

Как известно нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений разрабатываются расчетным методом на основе принципа усреднения по перечню титульных временных зданий и сооружений по объектам-представителям для различных видов строительства. Но когда от социалистической модели хозяйствования перешли на рыночную модель хозяйствования все чаще возникает необходимость введения дифференциации при общем сохранении принципа усреднения. Думается, что пришло время введения дифференциации и при нормировании затрат на строительство временных зданий и сооружений, иначе все чаще и чаще заказчики и подрядчики будут переходить на определение затрат на временные здания и сооружения на основе ПОС и расчеты за фактически выполненные работы при строительстве временных зданий и сооружений и их разборке.

Думается, что в первую очередь следовало бы ввести дифференциацию одним и тем же видам строительства в зависимости от крупности объекта и его стоимости. Ведь не секрет, чем крупнее объект, тем он дороже стоит. И стоимость, к примеру, 22-х этажного жилого дома не сравнима со стоимостью жилого дома в шесть этажей. А временная дорога на стройплощадку требуется одна и та же.

Как заработать пару тысяч: проверяем работы на себе

И протяженность временных сетей на стройплощадке не зависит от крупности объекта и его стоимости (а за прокладку временных сетей и коммуникаций за пределами строительной площадки дополнительные затраты надлежит включать в сметную документацию и оплачивать дополнительно сверх процентной нормы). А процентная норма для жилых домов единая и не зависит от их этажности и сметной стоимости. Так же единая процентная норма и для газовых компрессорных станций и газораспределительных станций и т.д.

Наверное, пора ввести дифференциацию таких норм — в зависимости от сметной стоимости основных объектов строительства. Первый шаг в этом направлении сделан в Москве, и опыт московских строителей заслуживает изучения.

Но ограничиваться только дифференциацией по сметной стоимости основных объектов строительства, наверное, будет недостаточно. Рассмотрим перечень титульных временных зданий и сооружений, на основе которого и разрабатываются сметные нормы на строительство временных зданий и сооружений. (Приложение 2 к ГСН 81-05-01-2001).

1. Временное приспособление вновь построенных постоянных зданий и сооружений для обслуживания работников строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.

2. Аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств.

3. Временное приспособление вновь построенных и существующих постоянных зданий и сооружений для производственных нужд строительства, восстановление и ремонт их по окончании использования.

4. Перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей па склад

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? И ЧТО ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ?

5. Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарно-бытового обслуживания, учтенных в составе норм накладных расходов).

6. Временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и неотапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки.

7. Временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ.

8. Временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотничные и др.).

9. Электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные и т.п. здания (сооружения) временного пользования, включая пусконаладочные работы.

10. Временные станции для отделочных работ.

11. Временные установки для очистки и обеззараживания поверхностных источников.

12. Временные камнедробильно-сортировочные установки, бетонорастворные узлы и установки для приготовления бетона и раствора с обустройствами или передвижные на линейном строительстве.

13. Временные установки для приготовления грунтов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими, временные цементно-бетонные и асфальтобетонные заводы для приготовления бетонных и асфальтобетонных смесей с битумохранилищами и т.п.

14. Полигоны для изготовления железобетонных и бетонных изделий и доборных элементов с пропарочными камерами.

15. Площадки, стенды для укрупнительной и предварительной сборки оборудования.

16. Звеносборочные базы для сборки звеньев железнодорожного пути.

17. Здания и обустройства во временных карьерах, кроме дорог.

18. Временные конторы строительных участков, поездов, строительно-монтажных управлений и подобных организаций.

19. Временные лаборатории для испытаний строительных материалов и изделий на строительных площадках.

20. Временные гаражи.

21. Временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями.

22. Устройство оснований и фундаментов под машины и механизмы (кроме устройства оснований для обеспечения устойчивой работы сваебойного оборудования при забивке свай и подкрановых путей для грузоподъемных кранов).

23. Специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах.

25. Устройство временных подвесных дорог и кабель-кранов для перемещения материалов и деталей, а также разборка их.

26. Устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройплощадке.

Нетрудно убедиться, что в перечне титульных временных зданий и сооружений отсутствуют временные мосты. Думается все же, что при строительстве железнодорожных и автодорожных мостов длинной более 50 м (поз. 3.7,. прил.

1, ГСН 81-05-01-2001) временные мосты сметной нормой учтены, поскольку размер нормы — 10,1% от итога глав 1-7 достаточно велик, чтобы позволить сделать такое допущение, да и возведение опор и пролетных строений мостов без временных мостов представляется затруднительным. А вот при строительстве зданий гражданского назначения (поз.

4.2., прил.1, ГСН 81-05-01-2001) строительство временных мостов наверняка не учтено, они там просто не нужны, как правило, а исключения при нормировании не должны рассматриваться, хотя при реконструкции и реставрации дворцово-паркового ансамбля в Стрельне возводились временные мосты через существующие каналы, а впоследствии демонтировались и разбирались. Но размер норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при возведении объектов гражданского строительства — 2,7% от итога глав 1-7 — не позволяет утверждать о том, что этой нормой учтены затраты на строительство временных мостов. Также сомнительно, что строительство временных мостов учтено нормами затрат на строительство временных зданий и сооружений при строительстве линейной части газопроводов и нефтепроводов (поз. 5.6.2.2., прил. 1, ГСН 81-05-01-2001), думается, что норматив 1,8% от итога глав 1-7 не может учитывать затрат на строительство временных мостов, которые возводятся, наверное, при прохождении линейной части газопроводов и нефтепроводов через водные преграды.

А вот что наверняка приходиться возводить при строительстве линейной части газопроводов и нефтепроводов — это временные трубосварочные базы. Без них никак не обойтись, также как и при строительстве газокомпрессорных и газораспределительных станций, нефтяных насосных станций, но в перечне титульных временных зданий и сооружений они отсутствуют.

Возможно процентной нормой на строительство временных зданий и сооружений при строительстве как площадочных сооружений газопроводов и нефтепроводов, так и их линейной части, затраты на эти трубосварочные базы учтены, но об этом нигде не говорится. Также нигде не говорится, учтены ли затраты по устройству временных балконов в связи с применением фарватеров при строительстве мостов, учтены ли затраты по устройству временных причалов для организации разгрузки строительных материалов и конструкций с водного транспорта и т.д. Наверное, пришла пора ввести дифференцированный подход и к перечню титульных временных зданий и сооружений, оговорив основной перечень титульных временных зданий и сооружений для всех видов строительства и введя дополнительные перечни титульных временных зданий и сооружений для некоторых видов строительства. Ведь не может быть такого, что абсолютно для всех видов строительства применяются всегда одни и те же временные здания и сооружения по единому перечню титульных временных зданий и сооружений — разрыв в размерах процентных норм на временные (титульные) здания и сооружения, от 1,1% до 10,1% не позволяет так считать. А значит, установив единый перечень титульных временных зданий и сооружений, следует ввести дополнительные перечни титульных временных зданий и сооружений отдельно от газопроводов и нефтепроводов, отдельно для железных дорог и отдельно для автомобильных дорог, отдельно для мостов и т.д.

Читайте также:  Справочник цен на геологические изыскания для строительства

В соответствии с установленным порядком размер затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ надлежит определять:

— по объектам жилищно-гражданского назначения — по нормам, приведенным в таблице 1 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ — ГСНр-81-05-01-2001.

— при составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений — по нормам, приведенным в приложении 1 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений — ГСН 81-05-01-2001 (п.2.1. ГСН 81-05-01-2001).

Следует отметить нечеткость фраз. Получается, что нормы сборника ГСНр-81-05-01-2001 следует применять при ремонтно-строительных работах на объектах жилищно-гражданского строительства, нормы сборника ГСН-81-05-01-2001 разработаны для условий нового строительства и эти нормы, с коэффициентом 0,8 можно применять при ремонте производственных зданий, а про ремонт сооружений ничего не говориться, говориться только о применении коэффициента 0,8 к нормам сборника ГСН-81-05-01-2001 при реконструкции и расширении действующих предприятий, зданий и сооружений, а что делать при ремонте действующих предприятий, зданий и сооружений, по какой процентной норме, и по какому сборнику и в каком порядке следует определять затраты на строительство временных зданий и сооружений при ремонте сооружений — ничего не сказано. А ведь к сооружениям в первую очередь относятся дороги и мосты и именно по этим сооружениям — дорогам и мостам, работы по ремонту проводятся значительно чаще, чем работы по реконструкции, но порядок определения размера затрат на строительстве временных зданий и сооружений при ремонте дорог и мостов нигде четко не оговорен, приходиться догадываться, но у нас в нашей стране догадываться не любят, везде требуют бумагу, требуют документ, и отсутствие четкого трактования в официальных документах порождает большое количество разногласий и споров.

Наверное, текст, приведенный в п.2.1 ГСН 81-05-01-2001 должен распространяться и на работы по ремонту действующих предприятий, зданий и сооружений, а не только на их реконструкцию. Но даже если такая запись будет введена, это не решит все вопросы. Рассмотрим, к примеру, те же мосты пролетом более 50 м (поз. 3.7, прил. 1, ГСН 81-05-01-2001).

Сметная норма на строительство временных зданий и сооружений при строительстве нового моста составляет 10,1% от размера затрат по главам 1-7 сводного сметного расчета на строительство самого моста. А сметная норма на строительство временных зданий и сооружений при ремонте и реконструкции того же самого моста составляет приблизительно 0,81% от размера затрат по главам 1-7 на строительство нового моста, а это очень мало. Ведь при ремонте, да и при реконструкции моста как правило 95% всех работ сводятся к ремонту (реконструкции) дорожного покрытия моста, его ограждения, а также освещения. Работа по ремонту или реконструкции опор и пролетных строений проводятся крайне редко, мосты строятся надежно и надолго, с большим запасом прочности. Напрашивается вопрос, а почему бы в данном случае не ввести дифференциацию при ремонте и реконструкции мостов:

— при ремонте и реконструкции автодорожного покрытия мостов размер средств на строительство временных зданий и сооружений принимать по поз. 3.5.1 и по поз. 3.5.2 с коэффициентом 0,8;

— при ремонте и реконструкции железнодорожного полотна мостов размер средств на строительство временных зданий и сооружений принимать по поз. 3.7 без применения понижающего коэффициента, поскольку нормы поз. 3.7 разработаны, в том числе и на реконструкцию железных дорог, включая усиление отдельных участков и направлений;

— при ремонте и реконструкции мостового освещения размер средств на строительство временных зданий и сооружений принимать по поз. 3.2, табл. 1, ГСНр-81-05-01-2001 без применения понижающих коэффициентов;

— при ремонте и реконструкции пролетных строений мостов, опор либо мостов в целом — по п. 3.7, ГСН-81-05-01-2001 с коэффициентом 0,8.

Думается, что при такой дифференциации размеры сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений будут в большей степени приближены к размерам фактических затрат на строительство временных зданий и сооружений.

При этом, если говорить о ремонте и реконструкции опор и пролетных строений мостов, размер нормы на строительство временных зданий и сооружений при ремонте городских мостов, приведенный в поз. 3.5, табл. 1, ГСНр-81-05-01-2001 представляется незначительным.

Наверное и по другим видам строительства, реконструкции и ремонта можно подобрать варианты дифференциации сметных норм на строительство временных зданий и сооружений, позволяющие более точно определять размеры затрат на строительство временных зданий и сооружений.

* к п. 24 — Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства.

Источник: www.stroysmeta.ru

Как учесть и рассчитать временные здания?

Учет временных зданий и сооружений в настоящее время недостаточно регламентирован. Есть противоречия как между действующими положениями по бухгалтерскому учету, так и между нормативными документами, регулирующими процессы в строительной отрасли, и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Разобраться во всех этих вопроса предлагает Союз инженеров-сметчиков.

Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.

Согласно п. 154 Методики 421/пр размер средств, предназначенных на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, определяется одним из способов:

а) по сметным нормативам, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);

б) по расчету на основании данных ПОС, в соответствии с указанным в нем перечнем и характеристиками титульных временных зданий и сооружений.

Согласно п. 156 Методики 421/пр одновременное использование указанных способов не допускается за исключением случаев, приведенных в положениях сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

Читайте также:  Срок строительства частного дома по закону

Неотражение построенных титульных временных зданий и сооружений в бухгалтерском учете заказчика не должно свидетельствовать о неправомерной оплате за счет средств бюджета невыполненных строительных работ по возведению титульных временных зданий и сооружений.

В учете заказчика временные здания и сооружения, предусмотренные сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства, отражаются в составе общих строительно-монтажных работ и оплачиваются в соответствии с доведенными ассигнованиями (лимитами бюджетных обязательств) по данным объектам. В рассматриваемом случае подрядчик передает заказчику затраты на возведение временных зданий и сооружений в процентном отношении, а не сами объекты. В этом случае данные затраты будут относиться по п. 1 ст. 257 НК РФ в состав первоначальной стоимости возводимого объекта по договору подряда.

Следует учесть, что лимиты бюджетных обязательств на расходование бюджетных средств для строительства временных зданий и сооружений как отдельных основных средств, как правило, не предусматриваются, между тем, первоначальная стоимость временных зданий и сооружений в учете заказчика должна формироваться обособленно от затрат по возведению основного объекта строительства (п. п. 3.1.2, 3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций).

Так, при проведении контрольных проверок заказчикам зачастую вменяется, что «… в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не оформлены первичные учетные документы (акт приема-передачи) на фактически переданные подрядчику возведенные титульные временные здания и сооружения. Это стало следствием того, что в нарушение подпункта «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, заказчики не учитывали указанные титульные временные здания на балансе в составе основных средств обособлено по стоимости работ, оплаченных подрядной организации».

Таким образом, для целей налогового учета, расходы на возведение временных титульных и нетитульных зданий и сооружений заказчику на основании актов выполненных работ (КС-2) необходимо относить в состав первоначальной стоимости строящегося объекта основных средств. (Прим. В налоговом учете аналогично бухгалтерскому учету не имеет значения, каким образом передаются затраты на возведение временных титульных зданий и сооружений от подрядчика к заказчику. В обоих случаях затраты будут списаны на первоначальную стоимость строящегося объекта по договору подряда: в случае передачи затрат в процентном соотношении расходы будут формировать первоначальную стоимость предмета договора подряда напрямую, в случае передачи по объектам — через амортизацию этих объектов).

То обстоятельство, что временные здания и сооружения не были зачислены в основные средства Заказчика (учреждения), не должно отменять того факта, что соответствующие работы фактически были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком.

Если договором подряда, государственным (муниципальным) контрактом, контрактом установлена твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены средства на временные здания и сооружения на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, то при расчетах за выполненные работы оплата затрат на временные здания и сооружения должна также осуществляться по указанной процентной норме, при этом дополнительная расшифровка сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.

Между тем, если в ходе контрольной проверки будет установлено, что подрядчику были оплачены затраты по возведению временных зданий и сооружений, без документов, подтверждающих принятие на учет заказчиком в период строительства временных зданий и сооружений, то подрядчик не может ссылаться на отсутствие необходимости подтверждения расходов на возведение и разборку временных зданий и сооружений (когда средства на временные здания и сооружения определены на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ).

С учетом позиций органов контроля, судов, отраженных в конкретных решениях, обязательными условиями расчетов между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения по процентной норме без детальной расшифровки затрат являются:

— установленный в государственном (муниципальном) контракте порядок взаиморасчетов, предусматривающий их оплату по процентной норме;

— наличие Проекта организации строительства (ПОС), в котором предусмотрены временные здания и сооружения и приводится перечень (состав) временных зданий и сооружений;

— ФАКТИЧЕСКОЕ ВОЗВЕДЕНИЕ в ходе выполнения условий государственных контрактов титульных временных сооружений (оплата которых производится в соответствии с условиями заключенных контрактов по установленному нормативу (процентной норме), подтвержденное при проведении строительного контроля (приемке работ) исполнительной технической документацией – журналы работ, акты, исполнительные схемы и др.

Источник: ancb.ru

Временные здания и сооружения (титульные и нетитульные)

— здания и сооружения, применяемые для осуществления строительства (для размещения рабочих, подготовки строительных материалов и конструкций, обеспечения подъездов строительной техники, снабжения строительства энергией, водой и т.д.). По окончании строительства, временные здания и сооружения ликвидируются, либо приспосабливают для иных целей.

Комментарий

Термин «временные здания и сооружения» применяется в строительстве. Временные здания и сооружения используются в течение хода строительства для его обеспечения. По окончании строительства временные здания и сооружения ликвидируются или меняют свое назначение. Временные здания и сооружения в просторечии называют «времянки», а также ВЗС.

Примеры ВЗС

Пункт мойки колес

Здание трансформаторной подстанции

В нормативных документах по бухгалтерскому учету термин «временные здания и сооружения» практически не встречается, но он часто встречается в нормативных документах по строительству (например, документ Строительные нормы и правила (СНиП) ГСН 81-05-01-2001 «СБОРНИК СМЕТНЫХ НОРМ ЗАТРАТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ» .

В старом плане счетов ( «План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению» (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56) ) для учета временных зданий и сооружений был предусмотрен отдельный бухгалтерский счет 30 «Некапитальные работы», к которому были предусмотрены субсчета:

30-1 «Возведение временных (титульных) сооружений

30-2 «Возведение временных (нетитульных) сооружений»

30-3 «Прочие некапитальные работы» и др.

Но в новом Плане счетов бухгалтерского учета такого счета уже нет. Связано это с тем, что с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения временные здания и сооружения это либо Основные средства, либо материально производственные запасы. Главная особенность ВЗС, как основных средств в том, что они создаются и используются на период строительства.

Если по окончанию строительства ВЗС ликвидируются, то в бухгалтерском учете, целесообразно устанавливать срок полезного использования этих объектов исходя из сроков строительства (а не исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы). Такая возможность предусмотрена нормативными актами (ПБУ 6/01). Но в налоговом учете может применяться только Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (т.е. в налоговом учете нельзя устанавливать срок полезного использования исходя из сроков строительства, что влечет разницу между двумя видами учетов).

Если ВЗС продолжает использоваться по окончании строительства, то такие ВЗС называют приспосабливаемыми. В таком случае срок полезного использования ВЗС определяется в общем порядке (а не на период строительства). Особеность учета амортизации приспосабливаемых ВЗС в том, что в период строительства амортизация, как правило, включается в первоначальную стоимость создаваемого объекта. Амортизация не приспосабливаемого ВЗС после окончания строительства начислается на затраты исходя из того, для чего используется объект.

Пример

Организация (заказчик офисного здания) построила здание для размещения трансформаторной подстанции на период строительства. После окончания строительства здание стали использовать как склад для хранения товаров.

Читайте также:  Демонтаж это в строительстве расшифровка что такое

В период строительства амортизация учитывается как капитальные вложения в объект основных средств (счет 08). По окончании строительства амортизация признается расходом по основной деятельности.

Учет временных зданий и сооружений, как объектов основных средств, как правило, ведется подрядчиком (тот кто выполняет строительные работы) или заказчиком, если он выполняет работы собственными силами (так называемый, хозяйственный способ строительства).

В то же время, ВЗС относящиеся к строительству в целом (так называемые, титульные ВЗС) могут учитываться на балансе застройщика (заказчика). Например, капитальные ВЗС (здания, дороги, мосты), как правило учитываются на балансе заказчика. В большинстве случаев, такие ВЗС продолжают использоваться по окончании строительства (приспосабливаемые ВЗС).

Заказчик, осуществляющий строительство подрядным способом (заключив договор со строительным подрядчиком), не учитывает у себя на балансе ВЗС, как объекты основных средств (если эти объекты на балансе подрядчика — нетитульные ВЗС). Подрядчик включает стоимость затрат на временные здания и сооружения в смету строительства и для заказчика эта сумма учитывается в составе капитальных расходов, связанных со строительством объекта. Для заказчика сумма в смете на временные здания и сооружения показывает обоснование части стоимости строительства. Эти суммы не являются основанием для учета отдельных объектов основных средств заказчиком.

Временные здания и сооружения могут указываться в смете на строительство в виде определенного процента от части стоимости сметы или в виде фиксированной суммы (например, для временных мостов).

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения неприспосабливаемых временных зданий и сооружений

Неприспосабливаемые ВЗС возводятся на период строительства, а по его окончании разбираются и утилизируются или ликвидируются. Как правило, срок их полезного использования — два-три года (срок строительства).

Для бухгалтерского и налогового учета такие ВЗС признаются основными средствами. Их короткий срок полезного использования и предопределяет особенности учета и налогообложения.

В бухгалтерском учете рекомендуется срок полезного использования временных зданий и сооружений устанавливать исходя из предполагаемых сроков строительства. В этом случае, к окончанию использования таких сооружений их стоимость будет полностью списана на расходы через амортизацию. Такой подход соответствует нормативным документам по бухгалтерскому учету, так как определение срока полезного использования производится исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью (ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

В налоговом учете ситуация несколько иная. НК РФ устанавливает, что срок полезного использования определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. НК РФ не предусматривает сокращение срока полезного использования объекта до периода строительства. Так, на основании классификации срок полезного использования многих ВЗС (зданий, дорог, мостов), составляет более 10 лет.

Таким образом, к окончании срока строительства, в налоговом учете, большая часть стоимости временных зданий и сооружений числится в составе основных средств. По окончании строительства, эти основные средства ликвидируются. Сумма недоначисленной амортизации может быть списана на расходы по налогу на прибыль как внереализационные расходы (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Такой порядок налогового учета предусмотрен, в частности, в Письме Минфина РФ от 13.01.2012 N 03-03-06/1/12 .

Ввод в эксплуатацию титульного временного сооружения оформляется актом о приеме-передаче здания (сооружения) по форме ОС-1а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 ). Для ввода в эксплуатацию временных нетитульных сооружений предусмотрена специальная унифицированная форма № КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения» (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 ).

В бухгалтерском учете операции с временными зданиями и сооружениями отражаются также как и с другими основными средствами:

Такие объекты учитываются по дебету счета 01 Основные средства, в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Амортизация временных зданий и сооружений учитывается по дебету счетов затрат (например, 20 «Основное производство» или 08 «Капитальные вложения») и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

В случае ликвидации объекта до его полного списания, в учете отражается ликвидация объекта и недоамортизированная стоимость признается расходом.

Титульные и нетитульные временные здания и сооружения

Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные. Первые предназначены для нужд строительства в целом. Нетитульные здания и сооружения предназначены для обеспечения нужд отдельного объекта.

К нетитульным сооружениям относятся леса, стремянки, временные разводки от сетей электроэнергии, воды, пара, газа, воздуха и т.д. Данные сооружения предназначены для использования только на каких-то отдельных участках строительства.

Обычно, титульные ВЗС учитывает на своем балансе заказчик строительства, а нетитульные ВЗС на своем балансе учитывает подрядчик. Но это правило не является универсальным, а зависит от договора. Так большинство титульных ВЗС используется по окончании строительства объекта (например, здание склада), поэтому обычно, договором, предусмотривается включение строительства таких объектов в смету и учет на балансе заказчика. Большинство нетитульных ВЗС нужно только на период строительства и ликвидируются по окончании строительства (например, пункт мойки колёс). Такие ВЗС обычно учтывает на своем балансе подрядчик, а заказчик уплачивает расходы на возведение и ликвизацию таких ВЗС в составе сметы строительства.

Пример

Заказчик заключил договор с подрядчиком на строительство комплекса административных зданий.

Для строительства объекта были возведены временные сооружения для размещения штаба подрядчика и его сотрудников. Такие сооружения ликвидируются по окончании строительства.

В смету строительства включено возведение здания склада для хранения материалов. Заказчик планирует использовать это здание для складирования товаров, по окончании строительства.

Временные сооружения для размещения штаба подрядчика и его сотрудников являются нетитульными ВЗС. Такие объекты ОС учитывает на своем балансе подрядчик.

Здания склада для хранения материалов является титульным ВЗС. Такой объект ОС учитывает на своем балансе заказчик.

Историческая справка

1) До 2011 года учет временных нетитульных сооружений предусматривался в составе средств в обороте (а не как основные средства). Это правило было указано в п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н ). Однако Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н этот пункт был признан утратившим силу.

2) В старом плане счетов («План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению» (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 )) для учета временных зданий и сооружений был предусмотрен отдельный бухгалтерский счет 30 «Некапитальные работы», к которому были предусмотрены субсчета:

30-1 «Возведение временных (титульных) сооружений

30-2 «Возведение временных (нетитульных) сооружений»

30-3 «Прочие некапитальные работы» и др.

Но в новом Плане счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н ) такого счета уже нет.

Рубрики:

Советуем прочитать

Титульные и нетитульные здания и сооружения — Титульные здания и сооружения — временные здания и сооружения, предназначеные для нужд строительства в целом. Нетитульные здания и сооружения — временные здания и сооружения, предназначеные для обеспечения нужд отдельного объекта.

Источник: taxslov.ru

Рейтинг
Загрузка ...