Строительство является процессом построения зданий или инфраструктур. Масштабное строительство требует совместной работы по нескольким дисциплинам. Архитектура является технической наукой и искусством для строительства зданий и других строительных конструкций.
Профессия архитектора включает в себя в Читать далее севозможные виды деятельности, связанные с проектированием и строительством зданий или групп зданий и окружающего их пространства, предназначенного для размещения или использования людьми. В широком смысле архитектура представляет собой не только проектирование и строительство зданий, но и различные крупномасштабные виды деятельности — планирование целых регионов и стран (территориально — пространственное планирование), проектирование населенных пунктов и открытых пространств, таких как улицы, площади, парки и сады. Архитектурная деятельность требует рассмотрения широкого спектра функциональных, технических, социальных и эстетических факторов и ограничений, которые влияют на конечный продукт. В данном справочнике вы ознакомитесь с историей строительства и архитектуры, процессами безопасности, а также рассмотрите многие другие темы. Свернуть
Мини дом шалаш за 600 тыс. Обзор дома A-Frame. Треугольный дом. Загородный дом. Современный дом
Источник: spravochnick.ru
Cловарь строительных терминов на букву – А
Абак (греч. Abax — доска) — верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.
Акант, аканф (греч. akanJoV) — декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.
Акротерий (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаномпортала, закомары, и т.д.)
Алтарь (лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами.
В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.
Каркас деревянного дома А-фрейм своими руками (Подробная пошаговая инструкция)
Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi — с обеих сторон, и prostulos — имеющий колонны с передней стороны) — тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.
Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) –
1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме.
2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).
Ансамбль (франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) — группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.
Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на негофриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.
Антефикс (лат. Antefix, от ante – спереди и fixus – прикрепленный) — украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.
Анты (лат. Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название “храм в антах”.
Анфилада (франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.
Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.
Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
- плинтус
- импост
- лоб арки
- пята арки
- замковый камень
- архивольт
- килевидная
- коробовая
- многолопастная
- подковообразная
- ползучая
- полуциркульная
- стрельчатая
Арка триумфальная – монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями.
Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов).
Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.
Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.
Астрагал (от греч. Astragalos, букв. – шейный позвонок) – гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.
Аркбутан (франц. Arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания. Система аркбутанов, контрфорсов и нервюрсоставляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.
Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.
Архитектоника (от греч. Architektonike – строительное искусство) – художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
Архитрав (от греч. Archi – главный и лат. Trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частейантаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; вионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.
Аттик (от греч. Attikos — аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Атриум, атрий (лат. аtrium) – закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.
Источник: www.topdom.ru
Определения терминов на букву «А»
Абак – элемент, представляющей собой верхнюю плиту капители. Слово происходит от греческого ábax – доска. Абак в архитектурных ордерах классической направленности имеет квадратную форму. В коринфском ордере используются вогнутые края, а в ионическом и дорическом ордерах ориентируются на прямые края.
Аканта или аканф – декоративная форма, которая напоминает рисунок листьев растения акант, дающего форме соответствующее название. Травянистый мотив, активно использующийся в античном искусстве, является базой для соответствующего орнамента или определяет конфигурацию композитных и коринфских капителей, акротериев и модульонов. Акантовый орнамент нередко используется для украшения карнизов и фризов.
Акведук – термин, происходящий от латинского слова аquaeductus (веду воду). Представляет собой водовод (трубу, канал), предназначенный для подачи воды к гидроэнергетическим и оросительным системам и населенным пунктам от источников, расположенных выше. Также, под термином «акведук» может подразумеваться часть водовода, выполненная в форме арочного моста над дорогой, рекой или оврагом, где днище и стенки трубы или лотка являются пролетными несущими конструкциями.
Акротерий – особое скульптурное украшение (пальметта, статуя), которое располагается над фронтонными углами, над тимпаном закомары, портала и т.д.
Алтарь – термин, произошедший от латинского слова altus (высокий). Представляет собой жертвенник или важнейшую часть любой христианской церкви. Изначально под словом «алтарь» все же подразумевалось место на открытом воздухе, где совершались жертвоприношения. В Древнем Риме и Древней Греции алтарями называли отдельные сооружения с рельефами и декором из мрамора.
Что касается христианских храмов, то алтарем здесь называют престол (стол) для свершений священных таинств. В католических храмах это, чаще всего, украшенные скульптурой и живописью декоративные стенки. В обиходе под алтарем подразумевают всю восточную часть церкви, которая отделена от остальной территории алтарной преградой. В православных церквях с 14 по 15 век под алтарем подразумевался иконостас. С 8 века начали появляться первые переносные складни алтари, на створках которых была роспись.
Альков – арабское слово, означающее углубление в стене. Чаще всего используется для кровати. Альков не подразумевает использования естественного освещения.
Амфипростиль (от греческого amphipróstylos – «передние колонны с обеих сторон») – представляет собой тип храма прямоугольной формы в Древней Греции, на торцовых фасадах которого располагаются колонные портики. У амфипростиля колонные стены изготавливались из гладких каменных блоков без какого-либо декора.
Амфитеатр – несмотря на греческое происхождение слова, под ним подразумевают монументальное древнеримское здание для всевозможных зрелищ, в том числе театрализованных представлений, травли зверей или гладиаторских болев. Амфитеатры – грандиозные сооружения эллипсовидной формы без крыши, посредине которых располагалась арена.
Вокруг арены – зрительские места, которые возвышаются над ней уступами. Этим амфитеатр напоминает две подковообразные формы греческих театров, соединенные вместе. Трибуны для зрителей поддерживаются сложнейшей системой арок и столбов, со сводчатыми галереями между ними. Галереи использовались в качестве фойе. Также, между арками находились лестницы.
Самым крупным амфитеатром Древнего Рима является Колизей. Под амфитеатром нередко подразумеваются зрительские места в закрытых помещениях, которые располагаются незамкнутыми дугообразными ярусами (в аудиториях, кинотеатрах, театрах), либо в цирке вокруг арены.
Ансамбль (от французского еnsemble – стройное целое, совокупность) – группа построек, имеющих историческое, функциональное или художественное объединение, гармонично сочетающиеся с природным ландшафтом, в который они вписываются. Композиция, в большинстве случаев, подчиняется определенным художественным принципам, которые были свойственны периоду возникновения ансамбля. Чаще всего определяется взглядами заказчиков и архитекторов.
Антаблемент (от французского еntablement и table – доска, стол) – горизонтальная верхняя часть сооружения, в большинстве случаев лежащая на колоннах. Антаблемент, являющийся составным элементом архитектурного классического ордера, разделяется на несущий компонент (архитрав), опирающийся фриз, а также на венчающую часть (карниз). Если в композиции нет фриза, то ее называют неполным антаблементом. Основой для возникновения современного антаблемента стало балочное деревянное перекрытие, которое отражает структуру элемента в своих формах.
Антефикс (от латинского аntefixum – спереди прикрепленный) – мраморное или терракотовое украшение в виде щита с рельефом или пальметты. В большинстве случаев размещалось по краям кровли античного храма, вдоль его продольной стороны.
Анты – элемент, представляющий собой ограждающие вход выступы продольных стен дома. Чаще всего анты можно увидеть в конструкциях храмов Древней Греции, которые даже получили соответствующее название – «греческий храм в антах».
Анфилада (от французского еnfilade – нанизывать на нитку) – ряд помещений, примыкающих одно к другому с определенной последовательностью. Дверные проемы анфилады должны находиться на одной оси, что позволяет создать в интерьере сквозную перспективу.
Абсида или апсида (от греческого hapsis – свод) – алтарный выступ, находящийся в восточной части христианской церкви. Имеет полукруглую, прямоугольную или граненую форму, с перекрытием сомкнутым полусводом или конхой. Впервые апсиды замечены в древнеримских храмах, термах и базиликах.
Арка (от латинского arcus – изгиб, дуга) – криволинейное проемное перекрытие в стене. Может использоваться для перекрытия пространства между опорами. В зависимости от назначения арки, нагрузки и размера пролета конструкция может быть изготовлена из дерева, металла, железобетона или камня.
Впервые арки начали использовать в древневосточной архитектуре, откуда они распространились и на Древний Рим. Составляющими частями арки являются: архивольт, замковый камень, пята и лоб арки, импост и плинтус. Арки могут быть коробовыми, килевидными, стрельчатыми, полуциркульными, ползучими, подковообразными, многолопастными.
Арка триумфальная – сооружение монументального типа, представляющее собой торжественное оформление проезда в честь знаменательных событий, в том числе и военных побед. Триумфальные арки, в большинстве случаев, характеризуются одним или тремя симметричными пролетами, с завершением аттиком и антаблементом. Могут украшаться памятными надписями и скульптурой.
Первые триумфальные арки начали обустраиваться в Древнем Риме. Они использовались для торжественных церемоний въезда победителя (арка Септимия Севера, арка Тита, арка Константина и т.д.). Аналогичный принцип использовался при возведении арки на площади Каррузель и на площади Шарля де Голля в Париже. Триумфальные арки в России в честь военных побед строились еще с петровских времен. Это знаменитые Триумфальные ворота на Кутузовском, Москва (архитектор О. Бове), а также Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург (архитектор В. Стасов).
Аркада – ряд схожих по размеру и форме арок, опирающихся на столбы или колонны. Зачастую используется при обустройстве галерей открытого типа.
Аркатура – немецкий термин, обозначающий ряд ложных декоративных арок, обустраиваемый на внутренних стенах помещения или на фасаде здания. Аркатура может иметь форму пояса, с дополнением колонками на специальных кронштейнах.
Аркбутан – каменная наружная полуарка, использующаяся в готической архитектуре. Аркбутан передает сводный распор от главного нефа к контрфорсам (опорным столбам), находящимся за пределами основной площади здания. Система нервюр, контрфорсов и аркбутанов – это конструктивная основа практически любого храма в готическом стиле. Использование аркбутанов позволяет сильно уменьшить габариты внутренних опор, увеличить пролеты сводов, оконные проемы и освободить пространство внутри храма.
Архивольт (от латинского arcus volutus – обрамляющая дуга) — обрамление декоративного типа, выступающее из стеновой плоскости, использующееся для арочного проема.
Архитектоника (от греческого аrchitektoniké – строительное искусство) – художественный термин, обозначающий выражение закономерностей структурной конструкции здания. Может выявляться во взаиморасположении и взаимосвязи несомых и несущих частей, а также в ритмичном форменном строе, который делает более наглядными все конструктивные статические усилия. Архитектоника частично проявляется в цветовой палитре, пропорциях и т.д. В широком смысле термина, архитектоника представляет собой композиционное построение произведений искусства, определяющее соотношение главных и дополнительных элементов.
Архитрав (от греческого аrchi – главный, и латинского trabs – балка) – термин, обозначающий балку в архитектурных ордерах, которая является нижней из трех основных горизонтальных частей антаблемента. Чаще всего архитрав лежит на колонных капителях. В тосканском и дорическом ордерах архитравом называют гладкую широкую балку. В коринфском и ионическом ордерах, архитрав состоит из трех фасций (горизонтальных уступов небольшого размера).
Астрагал (от греческого аstragalos – шейный позвонок) – обработанный в форме бус или гладкий валик, который выступает в роли сочленения капители или базы со стволом колонны.
Атрий или атриум – внутренний двор закрытого типа, располагающийся в средней части древнеримского или древнеиталийского дома, куда можно было попасть из остальных помещений. В центральной части атриума располагался имплювий (бассейн), над которым оставляли отверстие для дождевой воды (комплювий).
Аттик (от греческого аttikós – аттический) – стена, которая возводится над карнизом, венчающим то или иное архитектурное сооружение. Аттик зачастую украшается надписями или рельефами. В античной архитектуре аттик выступает завершением триумфальной арки.
Источник: domisad.org