Выбор и предоставление земельного участка для строительства

Москва с начала 2021 года предоставила 13 земельных участков общей площадью 11,4 га для строительства социальных объектов и сопутствующей инфраструктуры в рамках Адресной инвестиционной программы.

За счет городского бюджета на этих участках появится 12 различных учреждений образования и социального обслуживания населения. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Москва ежегодно возводит за счет средств городского бюджета большое количество социальных объектов. Для таких проектов город предоставляет застройщикам земельные участки в безвозмездное пользование. С начала 2021 года заключено 13 договоров аренды участков для строительства соцобъектов и дополнительной инфраструктуры. Они выделены для строительства образовательных учреждений, пожарных депо, административных зданий, центра социального обслуживания», – сообщил Владимир Ефимов.

Он уточнил, что работы включают не только строительство самого здания, но и всей сопутствующей инфраструктуры: перенос и прокладку коммуникаций, создание парковок, подъездных дорог, выполнение благоустройства. В этом случае застройщики получают дополнительные земельные участки.

🌎 Участок для строительства. ТОП-10 ошибок при выборе земли.

«Новые объекты, для которых город предоставил в 2021 году землю, появятся в восьми административных округах. Больше всего – четыре – на территории ТиНАО. По два – на севере и юге Москвы, и по одному объекту социальной инфраструктуры – на востоке, юго-востоке, северо-западе и в центре столицы», – отметил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества города Москвы Максим Гаман.

В частности, на территории ТиНАО планируется построить пожарное депо, для размещения которого город выделил два участка, а также три образовательных учреждения: школу, блок начальных классов и учебный корпус с детским садом.

Еще одну школу площадью 7,6 тысячи квадратных метров построят в Южном Чертанове (ЮАО), она рассчитана на 550 учеников. В здании разместятся учебные классы, мастерские, столовая, спортивный и зрительный залы. Помимо этого, планируется оборудовать информационный центр, библиотеку и медиатеку.

В Южнопортовом районе в Дубровском проезде (ЮВАО) на месте устаревшего детского садика появится современное и комфортное дошкольное образовательное учреждение, рассчитанное на 200 человек. Общая площадь трехэтажного здания превысит 3 тысячи квадратных метров. В учреждении разместятся групповые ячейки для детей, столовая, медицинский кабинет, а прилегающая территория будет благоустроена: предусмотрены детские игровые площадки с навесами для прогулок, а также общая физкультурно-оздоровительная зона.

Чтобы оформить землю в безвозмездное пользование, застройщики, которые возводят объекты по заказу города, могут обратиться за соответствующей государственной услугой в Департамент городского имущества. С 1 марта 2021 года сделать это можно бесплатно и только онлайн на портале Мэра и Правительства Москвы mos.ru. Срок предоставления госуслуги «Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование» составляет 15 рабочих дней, без учета приостановок.

Главная ошибка в выборе земельного участка про которую никто не говорит!

Источник: nashesilino.ru

Формирование и предоставление участка, частично расположенного на землях общего пользования // Анализ постановления президиума ВАС

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13 по делу N A12-3669/2012 «Если земельный участок, испрашиваемый для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, расположен в двух территориальных зонах, частично расположен на землях общего пользования, то это влечет невозможность его формирования и является достаточным основанием для отказа в выборе и предоставлении земельного участка»

1. Суть спора

ООО «Шеврон-Авто» (далее — общество) обратилось в орган местного самоуправления (далее — администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объектов с предварительным согласованием места их размещения (далее — ПСМРО) и получило отказ по причине отсутствия проекта планировки данной территории.

Отказ администрации являлся предметом судебного разбирательства по делу N А12-8891/2010 в Арбитражном суде Волгоградской области. Постановлением суда кассационной инстанции по данному делу отказ администрации был признан незаконным, как не соответствующий требованиям ст. 30, п. 2 ст. 31 ЗК РФ.

В обоснование своей позиции суд кассационной инстанции указал, что действующие городские правила землепользования и застройки не содержат каких-либо ограничений или запретов на предоставление земельных участков с ПСМРО при отсутствии проектов планировки территории, межевания земельного участка и данные обстоятельства не являются препятствием для выбора земельного участка. Для восстановления нарушенного права суд обязал администрацию осуществить выбор земельного участка по заявлению общества и принять соответствующее решение.

Постановлением главы администрации города в удовлетворении заявления обществу было повторно отказано, что явилось основанием для обращения последнего в суд.

Отказ был мотивирован тем, что в нарушение ст. 30 ГрК РФ испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. Участок частично находится в зоне отдыха на территориях зеленых насаждений общего пользования, в зоне общественно-деловой застройки, а также на землях общего пользования (проезда, разделяющего данные территориальные зоны). Кроме того, земельный участок запрашиваемой площади не может быть предоставлен, так как получено несколько заявок на предоставление части данного участка для строительства объектов недвижимости, в связи с чем администрацией принято постановление о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о правомерности отказа обществу в выборе и предоставлении земельного участка для строительства с ПСМРО при условии нахождения данного земельного участка в двух территориальных зонах, на землях общего пользования, а также наличия других заявок на предоставление земельного участка.

2. Вопрос об основаниях для отказа в выборе и предоставлении земельного участка для строительства с ПСМРО

Земельным кодексом РФ предусмотрено два способа предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности: с ПСМРО и без такового (ст. 30 ЗК РФ).

+ См. Порядок предоставления земельного участка с ПСМРО. Краткая информация:

Порядок предоставления земельного участка с ПСМРО урегулирован ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ. Исходя из п. 5 ст. 30, п. п. 2, 6, 8 ст. 31, п. 1 ст. 32 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица (либо по обращению уполномоченного исполнительного органа государственной власти):

— обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— принимает решение о ПСМРО, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта;

— на основании решения о ПСМРО принимает последующее решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Толкуя нормы о предоставлении земельного участка с ПСМРО, арбитражные суды указывают: прохождение процедур согласования для предоставления земельного участка с ПСМРО не означает, что данный земельный участок в обязательном порядке будет предоставлен заявителю и что ему будет выдано разрешение на строительство. Такое согласование также не является актом по распоряжению земельным участком (см., к примеру, Определение ВАС РФ от 15.09.2010 N ВАС-14399/09 по делу N А14-12465/2008/419/10, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.07.2013 по делу N А82-8341/2012, от 15.03.2011 по делу N А82-3520/2010, Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу N А33-17423/2010).

Из приведенных правовых норм также следует, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.

2.1. Нахождение испрашиваемого земельного участка (его части) на землях общего пользования как основание для отказа в его выборе и предоставлении для строительства с ПСМРО

Если испрашиваемый земельный участок (его часть) расположен на землях общего пользования, то это является основанием для отказа в его предоставлении для строительства с ПСМРО (см., например, Определение ВАС РФ от 07.12.2011 N ВАС-15158/11 по делу N А53-20871/2010, Постановления ФАС Поволжского округа от 02.12.2010 по делу N А12-20545/2009, ФАС Уральского округа от 20.08.2013 N Ф09-7684/13 по делу N А71-13798/2012).

+ См. Земли общего пользования. Общая информация:

К территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые включают в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пп. 12 ст. 1 ГрК РФ).

Границы данных территорий обозначаются красными линиями, под которыми понимаются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пп. 11 ст. 1 ГрК РФ).

Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории (гл. 5 ГрК РФ), а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (п. 6 ст. 23 ГрК РФ, п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30).

Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Данная позиция единообразно применяется судами (Определения ВАС РФ от 12.05.2010 N ВАС-5414/10, от 30.07.2009 N ВАС-9018/09, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.04.2010 по делу N А43-39155/2009, ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2010 N Ф03-5326/2010, ФАС Московского округа от 29.09.2010 N КГ-А41/11316-10 по делу N А41-2372/08, ФАС Уральского округа от 16.02.2010 N Ф09-412/10-С1). В частности, это означает, что если установлено наложение границ земельного участка, испрашиваемого для строительства, на красные линии, такой участок не может быть предоставлен (см., к примеру, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.09.2012 по делу N А63-14523/2009).

В ряде случаев арбитражные суды дополнительно отмечают, что при наличии такого препятствия в предоставлении земельного участка формальное несоблюдение уполномоченным органом процедуры выбора само по себе не имеет принципиального значения. Кроме того, если заявитель просит предоставить определенный земельный участок с указанием его конкретного размера, то это лишает уполномоченный орган возможности представить ему предложения по вариантам выбора месторасположения земельного участка (см., к примеру, Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А62-1170/2013, от 17.07.2013 по делу N А62-1169/2013. В последних двух Постановлениях суды сослались на Определение коллегии судей ВАС РФ по рассматриваемому делу).

Читайте также:  Кто министр строительства и ЖКХ РД

Следует отметить, что аналогичный подход был изложен Президиумом ВАС РФ в настоящем Постановлении .

2.2. Нахождение испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах как основание для отказа в его выборе и предоставлении для строительства с ПСМРО

При предоставлении земельного участка с ПСМРО следует учитывать положения п. 2 ст. 85 ЗК РФ, п. 4 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

+ См. Территориальные зоны. Общая информация:

Согласно пп. 7 ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В частности, таковыми являются общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры.

Примерный перечень территориальных зон содержится в п. 1 ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 ГрК РФ. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (п. 2 ст.

85 ЗК РФ).

Последнее требование является крайне важным, что можно проиллюстрировать следующим примером. Вступление в силу Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» привело к тому, что земельный участок, в отношении которого проводилось межевание, стал относиться к различным территориальным зонам, а это является существенным изменением обстоятельств и основанием для расторжения договора на выполнение работ по межеванию земельного участка. Таким образом, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.03.2011 по делу N А56-39542/2009 сделал вывод, что данный договор не мог быть исполнен в силу упомянутой ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, согласно которой формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

См. пример картографического изображения территориальной зоны >>>

См. картографическое изображение территориальных зон: Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»(http://gov.spb.ru/law?dprevDoc=891804215

— если испрашиваемый участок частично расположен на землях общего пользования (к примеру, в проезде, который разделяет две территориальные зоны);

— если имеются другие заявки о предоставлении части испрашиваемого земельного участка для строительства объектов недвижимости.

Так как заявитель просил предоставить ему определенный земельный участок указанного размера в указанном месте (определен адресно и на схеме), то приведенные обстоятельства являются достаточным основанием для отказа в выборе и предоставлении земельного участка и свидетельствуют об отсутствии у органа местного самоуправления возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать заявителю другие варианты посредством изменения места расположения и (или) изменения площади испрашиваемого земельного участка, в том числе путем ее уменьшения.

Комментарий: Назван ряд обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выборе и предоставлении земельного участка для строительства с ПСМРО. Подтверждена правовая позиция Президиума ВАС РФ, содержащаяся в Постановлениях N 4224/10 и N 7638/11. Правовая позиция, изложенная в настоящем Постановлении, в целом закрепляет подход, применяемый арбитражными судами при разрешении данной категории споров.

5. Оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу

В рассматриваемом Постановлении Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

В силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

Источник: zakon.ru

Статья 31. Выбор земельных участков для строительства

1. Данная статья имеет отношение к предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов. По смыслу рассмотренного выше п.

5 ст. 30 ЗК принятие решения о предоставлении земельных участков по данной процедуре состоит из четырех этапов (см. соответствующий комментарий). Статья 31 посвящена реализации первого этапа — выбору земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

При этом данная статья регулирует в основном процедурные вопросы осуществления данного этапа. Некоторые иные связанные с этим вопросы (о допустимых видах предоставляемых по данной процедуре прав на землю, случаях, когда предварительное согласование места размещения объекта неприменимо, и т.д.) регулируются в иных статьях ЗК — прежде всего в ст. 30 (п. п. 3, 11).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает заявительный порядок выбора земельных участков для строительства. В этом состоит одно из отличий от процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта, при которой заявление заинтересованного лица — физического или юридического — не является обязательным (см. п. 4 ст. 30 ЗК). Рассматриваемый пункт отвечает на вопросы о том, в какие органы следует обращаться с заявлением и каким оно должно быть по содержанию.

Говоря об органах, в которые заявителю надлежит обращаться, закон упоминает исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные в ст. 29 ЗК. С учетом положений указанной статьи (см. комментарий к ней) можно сделать вывод, что заявление должно подаваться в орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельного участка, т.е. уполномоченный действовать от имени собственника земельного участка (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования).

Однако с учетом того, что при обращении с заявлением заинтересованное лицо не всегда обладает информацией о том, в отношении каких именно земельных участков будет осуществляться процедура выбора (поскольку право определения вариантов выбора участка, как будет показано далее, принадлежит не заявителю, а уполномоченным органам), не исключена в дальнейшем передача заявления по подведомственности, с извещением об этом заявителя. В случае обращения заявителя в ненадлежащий орган принявший заявление орган должен передать его по подведомственности либо уведомить заявителя о том, в какой именно орган ему следует обращаться.

— назначение объекта. Заявителю следует наиболее точно отражать желаемое назначение объекта, поскольку именно оно, в случае его соответствия разрешенному использованию земельного участка согласно зонированию территории, будет согласовываться соответствующими органами и в дальнейшем должно стать основной для окончательного определения разрешенного использования участка;

— предполагаемое место размещения объекта. Заявитель должен предложить уполномоченному органу вариант(-ы) размещения будущего объекта, однако должную степень точности указания на потенциальное место закон не определяет, в связи с чем предложение заявителя может сводиться к указанию как на конкретный участок, имеющий границы, так и на более неопределенную территорию (квартал, микрорайон, район); однако более детальные требования в данном вопросе могут быть установлены законодательством субъекта РФ или нормативными актами органов местного самоуправления;

— обоснование примерного размера земельного участка. Требований к форме и содержанию такого обоснования Кодекс не содержит, в связи с чем оно может быть составлено в произвольной форме, если иное не следует из региональных (субъектов РФ) или местных нормативных актов;

— испрашиваемое право на участок.

Возможные для приобретения заявителем виды прав на землю по процедуре предварительного согласования места размещения объекта указаны в п. 3 ст. 30 ЗК.

Каких-либо требований к форме заявления заинтересованного лица комментируемый пункт почти не содержит. Единственным положением, которое на основании данного пункта можно рекомендовать к применению при составлении подобных заявлений, является целесообразность озаглавить документ следующим образом: «Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта». Однако даже при отсутствии данного текста в заглавии из содержания заявления должна вытекать именно эта его суть. В противном случае не исключена квалификация соответствующими органами заявления как инициирующего иную процедуру приобретения прав на землю, например без предварительного согласования места размещения объекта.

2 — 4. Пункты 2 — 4 комментируемой статьи посвящены мероприятиям, осуществляемым в рамках выбора земельного участка до составления акта о выборе земельного участка для строительства. Примечательным и важным для понимания данных и ряда последующих пунктов является то, что независимо от формы собственности на земельные участки и адресата заявления заинтересованного лица мероприятия по выбору земельного участка осуществляют органы местного самоуправления. В случае непосредственного обращения к ним физического или юридического лица данные органы обеспечивают выбор участка на основании заявления указанного лица, а в случае обращения к ним исполнительного органа государственной власти, в который поступило заявление, — на основании данного обращения. Соответственно, государственные органы не вправе заниматься выбором земельных участков (за исключением принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в таком размещении) и должны передавать такие вопросы на исполнение органам местного самоуправления.

Единственное исключение из данного правила имеет место в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в силу п. 10 комментируемой статьи.

На основании рассматриваемых пунктов можно условно выделить три стадии выбора земельного участка (до составления акта о выборе).

I. Определение возможных вариантов размещения объекта.

Несмотря на то что ст. 31 ЗК неоднократно упоминает не о варианте, а о вариантах (т.е. во множественном числе) выбора земельного участка и размещения объекта, все же буквальный анализ соответствующих положений не дает оснований однозначно полагать, что орган местного самоуправления обязан разработать более одного варианта размещения объекта и не вправе ограничиться лишь одним вариантом. Вместе с тем независимо от количества разрабатываемых в каждом случае вариантов все они должны соответствовать градостроительным, экологическим и иным требованиям, применимым к рассматриваемой территории, и учитывать действующую документацию государственного кадастра недвижимости и землеустройства (т.е. не противоречить ранее утвержденным границам земельных участков, охранных зон, проектам межевания и иным документам по планировке территории, данным о разрешенном использовании и ограничениях/обременениях в использовании земельных участков и т.д.).

Читайте также:  Промышленное или гражданское строительство вузы

В результате осуществления данной стадии орган местного самоуправления получает документацию, содержащую проекты границ земельных участков, потенциально пригодных для размещения на них планируемого объекта строительства, а также собственно варианты размещения данных объектов в пределах границ земельных участков. Таким образом, определяется также и разрешенное использование земельного участка.

II. Проведение процедур согласования.

Согласование документации, разработанной на первой стадии, производится с органами и организациями, перечень которых является различным в зависимости от ряда факторов — назначения будущего объекта, его параметров, правового режима предполагаемых к предоставлению земельных участков и т.д., и регулируется актами законодательства: земельного, градостроительного, экологического, о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иных отраслей как федерального, так и регионального и местного уровня.

Например, в Москве соответствующие вопросы регулируются распоряжением мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. N 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории города Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей», Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ, некоторыми иными нормативными актами.

Одновременно с согласованием документации должно производиться определение технических условий подключения будущего объекта к инженерно-техническим сетям и платы за такое подключение.

Немаловажным положением, затрагивающим первую и вторую стадии выбора земельных участков, является закрепленное в п. 2 правило, обязывающее государственные органы, а также органы местного самоуправления и муниципальные организации бесплатно, по запросам обеспечивающих выбор органов местного самоуправления предоставлять последним в двухнедельный срок различную документацию и информацию, которая может быть необходима для выбора участков или их согласования, включая технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Соблюдение данного положения могло бы в значительной мере упростить, ускорить и удешевить процедуру приобретения заинтересованными лицами прав на земельные участки. Однако в настоящее время практика применения данных положений Кодекса во многих регионах России такова, что очень часто будущим застройщикам предлагается самостоятельно и за свой счет получить технические условия, иную документацию и информацию и пройти процедуру согласования границ участка и размещения на нем планируемого объекта. И происходит это зачастую с грубейшими нарушениями установленных законом сроков — вся процедура может занимать в среднем до нескольких месяцев. Добиваясь же применения положений ЗК, будущие застройщики нередко встречаются с «контрмерами» со стороны органов власти и организаций: например, такими как выдача технических условий с крайне невыгодными параметрами, делающими реализацию проекта изначально невыгодной.

III. Информирование о планируемом предоставлении земельных участков для строительства и изъятии земельных участков.

Обязанность органов местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства следует из п. 3 комментируемой статьи. Аналогичная обязанность возникает при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей строительства в силу п. 4 данной статьи.

Декларируя право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы, ЗК не раскрывает формы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей), сроки и процедуры такого участия. Равно как и не говорит о формах и сроках информирования населения органами местного самоуправления. В этой связи решение соответствующих вопросов осуществляется в настоящее время в основном на региональном и местном уровне. В качестве примера можно привести акты московского законодательства: Закон города Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» или распоряжение мэра Москвы от 22 января 1998 г. N 54-РМ «О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий». Следует отметить, что указанные акты, равно как и акты федерального законодательства, не придают мнению населения, общественных или религиозных организаций решающего значения, т.е. не требуют обязательного получения согласия указанных лиц на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывают органы власти и застройщиков своевременно предоставлять информацию о будущем строительстве, обеспечивать возможность участия указанных лиц в ее обсуждении, а также принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения.

С информированием о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд дело обстоит иначе — эти вопросы урегулированы ст. ст. 279 — 283 ГК, а также ст. ст. 49 и 55 ЗК. В частности, ст. ст. 279 и 283 ГК предусматривают уведомление субъекта прав на изымаемый участок о предстоящем изъятии не менее чем за один год до него.

Законами субъектов РФ также могут быть предусмотрены нормы, посвященные информированию об изъятии земельных участков для указанных нужд.

5 — 7. Формальной целью осуществления предусмотренных п. п. 2 — 4 комментируемой статьи мероприятий является составление органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка для строительства (по необходимости — также и для установления охранной или санитарно-защитной зоны), на основании которого сам орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, по обращению которого выбор участка производился, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

Форма данного акта федеральным законодательством не утверждена, в связи с чем некоторые органы местного самоуправления утвердили ее самостоятельно. Например, типовая форма акта о выборе земельного участка утверждена Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 5 сентября 2005 г. N 1447 «Об утверждении типовых форм распоряжений главы муниципального образования город Краснодар по вопросам предоставления земельных участков, договора аренды земельного участка, договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, акта выбора земельного участка». Постановлением администрации Великого Новгорода от 2 августа 2002 г. N 127 «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов границ земельных участков» также утверждена форма акта о выборе земельного участка для строительства, значительно отличающаяся от формы, утвержденной в Краснодаре.

Земельный кодекс выдвигает лишь одно требование к акту о выборе земельного участка — к нему должны прилагаться определенные материалы. Во-первых, это утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельных участков согласно разработанным вариантам их выбора, а во-вторых, это расчеты убытков субъектов прав на землю, но только в тех случаях, когда предполагается изъятие у них земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом требование о необходимости предварительного согласования данных расчетов с указанными субъектами отсутствует, хотя это может способствовать возникновению споров по поводу изъятия земли. До 1 января 2008 г. также действует правило о необходимости расчетов потерь сельскохозяйственного производства, они тоже прикладываются к акту.

Уполномоченный государственный или муниципальный орган, рассмотрев акт выбора земельного участка, вправе принять одно из двух решений: о его утверждении или об отказе в размещении объекта. Причем в случае, если к акту прикладывалось более одного варианта размещения объекта, утверждение акта производится лишь по единственному варианту, который выбирается по усмотрению утверждающего органа.

8. Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, составляющий три года, императивен и не может быть изменен законодательством субъектов РФ или местными нормативными актами. Случаи досрочного прекращения действия данного решения либо его изменения закон не рассматривает, что представляется значимым пробелом. О возможности продления действия решения упоминается лишь вскользь — см. последний абзац п. 8.

Большая часть комментируемого пункта связана с возможным изъятием земельных участков для публичных нужд в связи с потенциальным решением о предоставлении выбранного земельного участка для целей строительства. При этом абз. 2 данного пункта, относящий риски улучшений земельного участка после информирования о его возможном изъятии на его правообладателя, почти идентичен положению ст. 280 (в совокупности со ст. 283) ГК, с той лишь разницей, что ЗК расширяет круг таких субъектов, включая в него, помимо обладателей вещных прав на землю, также арендаторов и лиц, которым участок принадлежит на праве безвозмездного (срочного) пользования.

9. Данный пункт обоснованно допускает возможность обжалования в суд любого решения уполномоченного органа, связанного с выбором земельного участка, — как положительного (о предварительном согласовании места размещения объекта), так и отрицательного (об отказе в размещении объекта). Это выгодно отличает данный пункт, например, от п. 9 ст. 30 ЗК, предусматривающего возможность обжалования лишь отказного решения о предоставлении земли для строительства. Последствия признания судом недействительным положительного решения уполномоченного органа сводятся к компенсации всех расходов заявителя, обоснованно понесенных им для получения указанного решения и документально им подтвержденных.

10. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург руководствуются исключительными правилами в силу закона не только в данном случае. В связи с особенностями организации местного самоуправления на территориях данных субъектов РФ, установленными ст. 79 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований определяются законами данных субъектов РФ, в интересах сохранения единства внутригородского хозяйства.

В этой связи мероприятия по выбору земельных участков для строительства входят в этих городах в компетенцию соответствующих государственных органов до тех пор, пока данные полномочия не переданы законами Москвы и Санкт-Петербурга органам местного самоуправления. Аналогичное регулирование имеет место также, например, в вопросах распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК), осуществления градостроительной деятельности (ст. 63 Градостроительного кодекса) в Москве и Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Финансовая оценка проектов в строительстве

Источник: scicenter.online

Статья 31. Выбор земельных участков для строительства

1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. 2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов. 4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. 7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.

В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр. 8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков. 9. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. 10. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

Консультации юриста по ст. 31 Земельного кодекса

Проживаю в квартире соц. найм.По нормам ЖК нехватает 9 метров. Имею ли я право для получения земельного участка под строительство жилого дома в районе проживания ?Заранее благодарю.

Как получить земельный участок под строительство Получение земельного участка в целях строительства регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Существует два варианта получения земельного участка: с предварительным согласованием.

Как взять в аренду участок у администрации города в МО, под ИЖС или под строительство например автомойки?. Кто сталкивался напишите пож-ста алгоритм, пошагово, что, куда, с чем ?

Выигрывает аукцион!Статья 31 ЗК РФ. Выбор земельных участков для строительства1.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.Для начала вам нужно обратиться в Министерство государственного имущества и написать заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года с последующим предоставлением земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Перечень документов необходимых для заявление на ИЖС: • ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика) • Справка о регистрации гражданина по месту жительства ( месту постоянного проживания) • Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, с предъявлением подлинника (Ксерокопия страниц паспорта 2-3, 4-5, 6-7) • Справка органа местного самоуправления муниципального района (городского округа), подтверждающая, что указанным гражданином ранее не было реализовано право однократного бесплатного предоставление земельного участка в собственность. • Справка об инвалидности.

Собрав все необходимые документы, вы снова обращаетесь в Мингосимущество, подписываете заявление о предоставлении земельного участка под ИЖС и ждёте своей очереди. Приведу несколько важных нюансов: Во-первых, первоочередное право на землю под ИЖС на данный момент имеют многодетные семьи (3 и более детей) и семьи, в составе которых, состоят дети-инвалиды. Во-вторых, вначале земля сдаётся вам в аренду, вы должны начать строительство на ней в течение 3 лет, в противном случае по истечению этого времени, у вас могут изъять эту землю, и вы потеряете своё право однократного бесплатного предоставление земельного участка в собственность. После того, как вы начали строительство на земельном участке, вы сможете оформить его в свою собственность. Внимание, после того как вы оформите участок в собственность, вам придётся заплатить налог на прибыль 13% от стоимости предоставленного вам земельного участка..

Можно! Но не реально! Если у семьи 3 и более детей. Смотря где. Если в черте городских поселений, то та даже могилу вырыть бесплатно не дадут, зато будут верещать что земля и недра принадлежат народу. некоторым категориям дают

Источник: www.jurinspection.ru

Рейтинг
Загрузка ...