5. Выбор монтажных кранов для производства работ
При разработке технологии возведения зданий из сборных конструкций необходимо предусматривать комплексную механизацию монтажных работ, когда все основные и вспомогательные операции (транспортировка, разгрузка. складирование, укрупнительная сборка, подъем и установка сборных элементов в проектное положение) выполняются с помощью соответствующих машин, механизированного инструмента и приспособлений, обеспечивающих заданные темпы выполнения работ.
Ведущей машиной, определяющей общую производительность монтажных работ, является монтажный кран.
Выбор типа крана зависит от принятого метода монтажа конструкций, объемно-конструктивного решения здания, массы, габаритов и расположения сборных элементов в здании и способа их установки.
Для обеспечения эффективности механизации монтажных работ выбор комплекта кранов осуществляется в два этапа.
Первый этап включает:
определение принципиальной схемы (метода) монтажа конструкций;
Установка смесителя на мойку за 10 минут.
выбор типов кранов и определение их основных технических параметров;
разработку возможных вариантов механизации монтажных работ (не менее двух) с использованием кранов различной грузоподъемности или их различного количества.
На втором этане предусматривается определение основных техникоэкономических показателей по вариантам механизации монтажных работ и выбор наиболее эффективного из них.
5.1. Определение грузовысотных характеристик башенного крана
Башенные краны, как правило, используют при монтаже надземной части многоэтажных зданий.
Поскольку одним краном приходится монтировать все разновидности сборных конструкций здания, то он подбирается по максимальным расчетным параметрам: требуемая высота подъема крюка определяется исходя из необходимости подъема элемента на наиболее высокий монтажный горизонт; требуемый вылет стрелы крана определяется исходя из условия монтажа наиболее удаленного от оси крана элемента; требуемая грузоподъемность определяется на расчетных вылетах крюка крана.
Требуемая высота подъема крюка башенного крана Hкр определяется по формуле
,
где — расстояние от уровня стоянки крана до опоры монтируемого элемента. м;
— превышение нижней части монтируемого элемента над уровнем опоры, необходимое по условиям монтажа для заводки конструкции к месту установки (не менее 0.5 м);
— высота строповки в рабочем положении от верха монтируемого элемента до крюка крана, м.
Требуемая грузоподъемность определяется по формуле:
где
Q0 — масса установленной на элементе оснастки и грузозахватного приспособления, т;
— коэффициент запаса, равный 1,2.
Требуемый вылет крюка крана
где в — расстояние от оси вращения крана до выступающих в сторону подкрановых путей частей здания, м;
— максимальное расстояние от центра тяжести монтируемого элемента до выступающей части здания со стороны крана, м.
Радиаторные краны. Какую запорно-регулирующую арматуру лучше использовать для подключения радиаторов
Значение «в» зависит от конкретной схемы установки башенного крана у здания.
При установке башенного крана с нижним расположением противовеса после обратной засыпки котлована расстояние «в» определяется по формуле
где
Определение высоты подъема крюка башенного крана Hкр
Определение требуемой грузоподъемности
Определим расстояние в
Определим требуемый вылет крюка крана
В результате расчетов подобран башенный кран КБ-405-1А-01
ИсточникКнига: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ
3.1.1. Подбор крана производится по трем основным параметрам: грузоподъемности, вылету и высоте подъема, а в отдельных случаях и по глубине опускания.
3.1.2. Машинисту крана должен быть обеспечен обзор всей рабочей зоны. Зона работы башенного крана должна охватывать по высоте, ширине и длине строящееся здание, а также площадку для складирования монтируемых элементов и дорогу, по которой подвозятся грузы.
3.1.3. При выборе крана для производства строительно-монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы вес поднимаемого груза с учетом грузозахватных приспособлений и тары не превышал допустимую (паспортную) грузоподъемность крана. Для этого необходимо учитывать максимальный вес монтируемых изделий и необходимость их подачи краном для монтажа в наиболее отдаленное проектное положение с учетом допустимой грузоподъемности крана на данном вылете стрелы.
3.1.4. Для монтажа конструкций или изделий, требующих плавной и точной установки, выбираются краны, имеющие плавные посадочные скорости. Соответствие крана высоте подъема крюка определяется исходя из необходимости подачи на максимальную высоту изделий и материалов с учетом их размеров и длине стропов. При выборе крана для строительных работ пользуются рабочими чертежами возводимого объекта, при этом учитываются размеры, форма и вес сборных элементов, подлежащих монтажу. Затем, с учетом места установки крана, определяется наибольший требуемый вылет стрелы и необходимая максимальная высота подъема.
3.1.5. Грузоподъемность крана — груз полезной массы, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. У стреловых поворотных кранов обеспечивается возможность подъема груза при всех положениях поворотной части. У некоторых импортных кранов в массу поднимаемого груза включается также масса крюковой обоймы, на что необходимо обращать внимание при разработке ППР.
Требуемая грузоподъемность крана на соответствующем вылете определяется по массе наиболее тяжелого груза со съемными грузозахватными приспособлениями (грейфера, электромагнита, траверс, стропов и т.п.). В массу груза включаются также масса навесных монтажных приспособлений, закрепляемых на монтируемой конструкции до ее подъема, и конструкций усиления жесткости груза.
Грузоподъемность крана () должна быть больше или равна массе поднимаемого груза , плюс масса грузозахватного приспособления , плюс масса навесных монтажных приспособлений , плюс масса конструкций усиления жесткости поднимаемого элемента .
Для кранов с переменным вылетом грузоподъемность зависит от вылета.
3.1.6. Необходимый рабочий вылет определяется расстоянием по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа как показано на рисунке 1.
— отметка высоты подъема;
— необходимый рабочий вылет;
— наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле;
— высота здания (сооружения);
— высота поднимаемого (перемещаемого) груза;
— длина грузозахватного приспособления;
— колея пути крана;
— минимальное расстояние от выступающей части здания до оси рельса, ;
— размеры между осями здания;
— размер зоны, в которой запрещается нахождение людей, определяется в ППР;
— расстояние от оси здания до его наружной грани (выступающей части);
— расстояние от оси крана до оси здания;
— отметка головки рельса;
— основные высотные отметки;
* В связи с возможным отклонением от вертикали поворотной башни высотой более двух секций и грузового полиспаста габарит приближения следует принимать 800 мм вместо 400 мм по всей высоте.
** От наиболее выступающей части крана.
Рисунок 1 — Привязка башенного крана к зданию
3.1.7. Требуемая высота подъема определяется от отметки установки грузоподъемных машин (кранов) по вертикали и складывается из следующих показателей: высоты здания (сооружения) от нулевой отметки здания с учетом отметок установки (стоянки) кранов до верхней отметки здания (сооружения) (верхнего монтажного горизонта) , запаса высоты, равной 2,3 м из условий безопасного производства работ на верхней отметке здания, где могут находиться люди, максимальной высоты перемещаемого груза (в положении, при котором производится его перемещение) с учетом закрепленных на грузе монтажных приспособлений или конструкций усиления, длины (высоты) грузозахватного приспособления в рабочем положении как показано на рисунках 1, 2, 3.
где — разность отметок стоянки кранов и нулевой отметки здания (сооружения).
Источник