Существует 2 вида зданий для ведения бизнеса – капитальные и временные.
Капитальные сооружения обязаны получать разрешение на строительство, фундамент глубокого залегания. И подразумевают неподвижность и невозможность их разобрать и вновь собрать на новом месте.
Временные сооружения мобильны. Их можно перемещать в разные места и эксплуатировать на разных поверхностях (в том числе и не ровных). К такому типу сооружений можно отнести ангары для хранения спецтехники, надувные теннисные корты и прочее. Фундамент при этом не обязательно углублять, в некоторых случаях достаточно будет ровной поверхности. Самым большим плюсом временных зданий является отсутствие необходимости в согласовании и получении разрешения на строительство.
Временные сооружения
Временные здания и сооружения – ангары для спецтехники, складской терминал, спортивный комплекс и многое другое. Отличительной особенностью временных зданий предполагается возможность демонтажа с установкой на новом месте. К данной категории относятся каркасно-тентовые ангары.
ООО «ГСП ГСМ» вакансии вахтой на строительстве нефтегазовой отрасли
Основные критерии временных зданий:
- мобильность конструкции;
- сборно-разборный металлокаркас на болтовых соединениях;
Вместе с этим данные критерии являются основным отличием от объектов капитального строительства, а именно:
- Упрощенная система оформления, которая исключает необходимость брать разрешение на строительство и проходить государственную регистрацию.
- Быстровозводимый ангар временного назначения не привязан к какому-то конкретному участку, из-за чего данный тип сооружений стал единственным выходом в условиях аренды земли. Легкие сборно-разборные элементы каркаса на болтовых крепежах легко демонтируются и так же легко возводятся на новом месте.
- Размещение временных зданий и сооружений четко обозначено сроками, а по окончании эксплуатации конструкции разбираются. При необходимости демонтированную постройку можно возвести снова.
- Временные здания не нуждаются в фундаменте глубокого залегания в связи со своей легкостью и статусом некапитального строения. Часто конструкции монтируют прямо на асфальт или подготовленную забетонированную площадку.
Виды временных зданий по конструктивным особенностям
Временные конструкции подразделяют на:
- титульные сооружения (размещаются на стройплощадках в период возведения капитальных объектов);
- нетитульные (возводятся в качестве приобъектных построек для нужд отдельно стоящего объекта).
Титульные здания
Возводятся на период строительства сооружений производственного, социально-бытового или культурного назначения. Такие конструкции необходимы для строительно-монтажных работ и обслуживания персонала.
Согласно приложению 2 ГСН 81-05-01-2001 в эту группу включаются:
- Открытые и закрытые временные склады на стройплощадках, необходимые для хранения оборудования и материалов. При этом не имеет значения, отапливаются они или нет.
- Производственные мастерские (ремонтные, арматурные, столярно-плотничные).
- Временные котельные, компрессорные, насосные, электростанции.
- Временные конторы строительных участков.
- Временные лаборатории, предназначенные для проведения испытаний стройматериалов.
- Временные гаражи для укрытия техники от погодных условий.
- Сооружения для обеспечения мер пожарной безопасности.
Сюда же относят ангары и павильоны, возводимые на определенный срок.
Условия проживания на вахте Амурский ГПЗ
Нетитульные здания
Имеют несложную конфигурацию и невысокую стоимость установки. В эту категорию включают:
- Складские помещения и навесы при капитальном объекте.
- Конторы и кладовые для мастеров и прорабов.
- Душевые, уборные неканализационного типа и помещения-столовые.
- Хозяйственно-бытовые блоки.
Однако полный перечень подобных объектов на законодательном уровне не закреплен.
Преимущества временных зданий и сооружений
Преимуществ возведения временных конструкций несколько.
Экономия времени на сбор документов и получение разрешений. При этом качественные грамотно смонтированные каркасно-тентовые конструкции не уступают объектам капитального строительства и имеют широкую сферу применения. В них можно организовать склад для хранения зерна после его уборки с полей, укрыть спецтехнику сезонного использования, оборудовать склад стройматериалов и инструмента.
Мобильность. При необходимости их можно разобрать, чтобы в дальнейшем перевезти, повторно смонтировать и использовать. Либо продать в полном комплекте. Такие особенности реализуются за счет болтовых соединений, которые превращают ангары в строительный конструктор.
Кроме того, сам процесс возведения ангара оперативен и выгоден. Не нужно тратить время и финансовые ресурсы на подготовку фундамента, монтаж конструкции возможен в рекордно короткие сроки – 1-3 месяца.
Требования к строительству временных сооружений
Несмотря на то, что регистрировать временные здания не требуется, при их строительстве учитывается ряд требований:
- Монтаж электросети допускается при наличии эксплуатационного паспорта и акта проверки электропроводки.
- Расстояние временных конструкций до ближайших сооружений на объекте – от 15 метров.
- На здании указывается наименование юридического лица или ФИО ответственного специалиста.
- Для обеспечения пожаробезопасности устанавливаются огнетушители: на одно помещение – 2 огнетушителя.
- Организация печного отопления запрещена.
Проектирование временных зданий
Начальный этап любого строительства – разработка проекта, в котором будут определены назначение и особенности конструкции. При проектировании временных зданий:
- Составляется номенклатура временных помещений.
- Подсчитываются расходы и издержки на возведение ВЗС согласно ГСН 81-05-01-2001.
- Определяется назначение и конструктивные особенности постройки.
Законодательная база в отношении временных зданий и сооружений
Основное преимущество временных построек – нет необходимости получать разрешение на строительство.
В случаях, когда каркасно-тентовая конструкция будет использоваться для торговли, проведения спортивных и культурных мероприятий, в развлекательных целях необходимо, собрать пакет документов. Подобные объекты должны соответствовать требованиям безопасности людей.
Требуется ли разрешение на строительство временного здания
Если речь идет о каркасно-тентовом ангаре без фундамента или установленном на облегченном основании, то его установка проводится без получения разрешительной документации. Главное – указать в технических документах постройки, что она будет демонтирована для сборки в другом месте. Тогда постройка не будет признана капительной, получит статус временной и упрощенный порядок установки.
Однако следует помнить некоторые особенности, относящиеся ко временным зданиям:
- Мобильные ангары должны иметь болтовые крепления для признания их временными.
- Если площадь конструкции от 1500 м 2 , необходимо пройти государственную экспертизу.
Правовое регулирование
В Градостроительном кодексе РФ написано — получение разрешения на строительство не требуется, для строений:
- Не относящихся к капитальным.
- Имеющих вспомогательное назначение.
К этой категории относятся каркасно-тентовые ангары. Они не признаются объектами недвижимого имущества, следовательно, не нуждаются в разрешении на строительство.
В законе указано, что недвижимость – это определенный объект, имеющий нерушимую связь с землей под застройку, не способный к перемещению без ущерба. Именно поэтому сборно-разборные сооружения не могут быть признаны недвижимым имуществом.
Источник: air-dome.ru
Взис в строительстве перечень
«СП 514.1311500.2022. Свод правил. Временные здания и сооружения для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом МЧС России от 04.04.2022 N 307)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ВРЕМЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
TEMPORARY BUILDINGS AND STRUCTURES
FOR EVENTS WITH A LARGE NUMBER OF PEOPLE.
FIRE SAFETY REQUIREMENTS
Дата введения — 2022-06-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а правила применения сводов правил — Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 04.04.2022 N 307
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rst.gov.ru)
Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения МЧС России
Настоящий свод правил разработан в развитие положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1].
Пожарная безопасность временных зданий и сооружений обеспечивается соблюдением требований [1], нормативных документов по пожарной безопасности и настоящего свода правил.
Работа выполнена следующими специалистами: Д.В. Ушаковым, А.С. Барановским, С.В. Муслаковой, А.Н. Плотниковым, А.Н.
Полетаевым, С.В. Усолкиным, А.В. Забалуевым, А.В. Герасиным.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к проектированию системы обеспечения пожарной безопасности временных зданий и сооружений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, а также требования пожарной безопасности к подготовке и организации массовых мероприятий с использованием:
временных зданий и сооружений;
временных сооружений и помещений, возводимых в существующих зданиях и сооружениях.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на временные здания и сооружения высотой более двух этажей, за исключением сооружений для размещения оборудования, предназначенного для обеспечения проведения массовых мероприятий и мест работы операторов данного оборудования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы по стандартизации:
ГОСТ Р 12.2.143 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля;
ГОСТ Р 53294 Материалы текстильные. Постельные принадлежности. Мягкие элементы мебели. Шторы. Занавеси. Методы испытаний на воспламеняемость;
СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
СП 2.13130 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты;
СП 3.13130 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности;
СП 4.13130 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
СП 6.13130 Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности;
СП 7.13130 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности;
СП 8.13130 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности;
СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования;
СП 484.1311500 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования;
СП 485.1311500 Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования;
СП 486.1311500 Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности.
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил приняты термины и определения, приведенные в [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мероприятие с массовым пребыванием людей (массовое мероприятие): Мероприятие с участием 50 человек и более на объекте при его проведении.
Примечание — Массовые мероприятия подразделяются на следующие типы:
1-й тип — мероприятия с использованием отдельно стоящих временных зданий и (или) сооружений;
2-й тип — мероприятия, проводимые внутри существующих зданий различного назначения.
3.2 организатор массового мероприятия (организатор): Юридическое или физическое лицо, которое осуществляет общую координацию работы по подготовке, проведению массового мероприятия, возведению временных зданий и сооружений.
3.3 особый режим охраны: Совокупность действий, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно и (или) с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности и организаций и направленных на обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
3.4 временные здания и временные сооружения для проведения мероприятия с массовым пребыванием людей (временные здания и сооружения): Некапитальные строения, представляющие собой объемные, плоскостные или линейные строительные системы (или их совокупность), которые могут включать в себя помещения (помещение), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенные для обеспечения и (или) проведения массовых мероприятий. Срок эксплуатации временных зданий и временных сооружений не должен превышать срок проведения массового мероприятия.
Примечание — К временным сооружениям также относятся сцены, подиумы, рекламно-оформительские конструкции, стенды и навесы.
3.5 тентовые здания и сооружения: Здания и сооружения, полностью замкнутые (по объему) или навесного (только кровля или кровля в сочетании с ограждающими конструкциями, не полностью замыкающими объем) типа с ограждающими конструкциями в виде пленочного или тканевого материала, опирающегося на каркасную структуру.
3.6 временные перегородки: Вертикальные конструкции, предназначенные для разделения различных объемов временных зданий и сооружений, либо их зонирования, выполняемые из каркаса и обшивки.
3.7 тепловизионный мониторинг: Проведение тепловизионного контроля смонтированных во временных зданиях и сооружениях электропроводки и электрооборудования с целью своевременного обнаружения участков, на которых возможно возникновение скрытого аварийного нагрева, который может привести к возникновению пожара.
3.8 кабельный мост: Конструкция, служащая основанием для временно прокладываемых кабелей и проводов, являющаяся трассой для прохода кабелей и проводов и предназначенная для их защиты от механических повреждений, в том числе для защиты от несанкционированного прямого контакта с кабелями и проводами.
3.9 технический контроль в области пожарной безопасности: Осуществление организатором массового мероприятия (и/или уполномоченным им лицом или организацией) работ по проверке соответствия требованиям пожарной безопасности:
документации на возведение временных зданий и сооружений;
возводимых временных зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла.
3.10 стенд: Площадка (сооружение) для демонстрации товаров и услуг, в том числе предназначенная для обеспечения сопутствующих данному процессу функций (переговоры, прием посетителей, хранение и эксплуатация оборудования и материалов). Стенды могут быть возведены из специальных конструкций заводского изготовления, из иных конструкций и материалов, иметь в своем составе временные помещения и временные инженерные коммуникации, состоять из одного или двух уровней.
3.11 несущие элементы подвесного потолка: Конструктивные элементы, опоры, подвесы, иные детали, размещаемые за лицевыми элементами подвесного потолка и служащие для крепления лицевых элементов и их каркаса.
4 Общие требования
4.1 Определение возможности проведения мероприятия с массовым пребыванием людей
4.1.1 Возможность проведения массового мероприятия должна быть предварительно оценена организатором с учетом типа и особенностей проведения такого мероприятия.
4.1.2 Для массовых мероприятий 1-го типа организатором массового мероприятия (и/или уполномоченным им лицом или организацией) осуществляется выбор площадки для размещения временных зданий и сооружений с целью оценки возможности соблюдения требований пожарной безопасности.
4.1.3 Для массовых мероприятий 2-го типа организатором массового мероприятия (и/или уполномоченным им лицом или организацией) осуществляется оценка возможности соблюдения требований пожарной безопасности при проведении массового мероприятия с учетом особенностей возводимых временных зданий и сооружений в существующих зданиях и сооружениях.
4.1.4 Определение класса функциональной пожарной опасности временных зданий и сооружений следует проводить в соответствии с [1].
Требования пожарной безопасности к существующим зданиям и сооружениям должны применяться в соответствии с классом функциональной пожарной опасности, определяемым в зависимости от назначения данных зданий, сооружений и помещений на время проведения массового мероприятия.
4.1.5 Наличие дополнительных ограничительных требований, влияющих на обеспечение пожарной безопасности (особый режим охраны, специфика проведения массового мероприятия), должны учитываться организатором массового мероприятия, при этом уровень пожарной безопасности не должен быть снижен.
4.2 Особый режим охраны
4.2.1 Особый режим охраны назначается Федеральной службой охраны Российской Федерации в порядке, предусмотренном [2] и его подзаконными актами. При введении особого режима охраны могут вводиться дополнительные ограничения, связанные с особенностями эксплуатации объектов, а также их инженерных систем и направленные на устранение причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов. С учетом специфики временно вводимых ограничений организатором массового мероприятия и организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов или инженерных систем объектов, в отношении которых вводятся временные ограничения, в оперативном порядке должны быть предприняты действия по обеспечению пожарной безопасности при проведении массового мероприятия в соответствии с Перечнем мер, принимаемых для обеспечения пожарной безопасности временных зданий и сооружений, указанным в Приложении А.
Перечень мер, принимаемых для обеспечения пожарной безопасности временных зданий и сооружений при введении особого режима охраны, должен учитывать перевод временных и стационарных систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в режим позонного полуавтоматического управления, позонного ручного, позонного дистанционного и позонного местного включения (алгоритм позонного управления системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре определяется Федеральной службой охраны Российской Федерации).
При введении особого режима, по требованию Федеральной службы охраны Российской Федерации временные здания и строения следует дополнительно укомплектовать переносными огнетушителями с рангом тушения модельного очага не менее 6A и 233B с учетом специфики вводимых ограничений.
4.2.2 Исключение из пользования части эвакуационных выходов при особом режиме охраны допускается при условии расчетного подтверждения возможности безопасной эвакуации людей по утвержденным методикам [3, 4] (с учетом временной застройки, предусмотренной для проведения массового мероприятия) и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных [1].
4.2.3 Закрытие (демонтаж) указателей «Выход», установленных над исключаемыми из пользования эвакуационными выходами, и указателей направления движения, указывающих на исключаемые из пользования эвакуационные выходы, допускается при условии оборудования путей эвакуации дополнительными знаками направления движения с целью предотвращения дезориентации людей.
5 Требования пожарной безопасности к размещению временных зданий и сооружений. Проезды и подъезды для пожарной техники. Наружное противопожарное водоснабжение
5.1 Размещение временных зданий и сооружений для проведения мероприятий 1-го типа следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 4.13130. Допускается уменьшение расстояний от временных зданий и сооружений до существующих зданий I — III степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности С0 — С1 при условии расчетного подтверждения возможности безопасной эвакуации людей в соответствии с требованиями пункта 7.1.7 СП 1.13130 и оборудовании временных зданий и сооружений автоматическими установками пожаротушения модульного типа или автономными устройствами пожаротушения (за исключением порошковых установок и устройств), предназначенными для тушения пожаров классов A, B, C, E. Противопожарные расстояния до временных зданий и сооружений не нормируются (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники), если стена существующего здания, обращенная к временному зданию (сооружению), является противопожарной 1-го типа.
5.2 Не допускается проектировать все эвакуационные выходы непосредственно наружу из временных зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, обращенными в сторону одного и того же существующего здания, в случае уменьшения нормативного противопожарного расстояния между ними.
5.3 Временные здания и сооружения допускается размещать над крышками колодцев пожарных гидрантов при одновременном выполнении следующих условий:
наличие других пожарных гидрантов (не менее одного) на расстоянии не более 100 метров от закрываемого пожарного гидранта;
установка пожарной колонки или монтаж временного пожарного гидранта надземного типа внутри временного здания или сооружения с выводом пожарных рукавов с пожарными рукавными разветвлениями за пределы временных зданий или сооружений. Места установки пожарных рукавных разветвлений и пожарных колонок должны быть обозначены соответствующими знаками.
5.4 К временным зданиям и сооружениям, расположенным на открытой территории, должны быть обеспечены подъезды и проезды для пожарной техники в соответствии с требованиями СП 4.13130.
5.5 При организации проездов и подъездов с характеристиками, отличающимися от указанных в нормативных документах по пожарной безопасности, должна обеспечиваться возможность эффективного проведения аварийно-спасательных работ, что должно подтверждаться документом предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ с учетом особенностей и характеристик объектов и используемой пожарной техники. При соотношении длины сторон временных зданий и (или) сооружений не более 4:6 и протяженности продольной стороны здания и (или) сооружения не более 20 м допускается предусматривать подъезд с одной любой стороны временного здания и (или) сооружения.
5.6 При отсутствии в населенном пункте, где размещаются временные здания и сооружения, системы противопожарного водоснабжения допускается использование пожарных водоемов или пожарных резервуаров с запасом воды на нужды пожаротушения, располагаемых на расстоянии не более 200 м от временных зданий и сооружений. Запас воды в указанных резервуарах допускается предусматривать из расчета проведения работ по тушению в течение не менее 1 часа.
6 Требования пожарной безопасности к конструктивным, объемно-планировочным решениям и материалам
6.1 Требования к конструктивным решениям и материалам
6.1.1 Допустимую площадь <1)>временных зданий и сооружений следует определять в зависимости от их функционального назначения и степени огнестойкости в соответствии с требованиями СП 2.13130. В случае если степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности здания не определены, данные объекты следует относить к V степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности С3.
<1)>При отсутствии наружных ограждений площадь определяется как площадь проекции покрытия на горизонтальную поверхность.
Превышение установленных в СП 2.13130 показателей площади для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф2 и Ф3 (не более 5000 м2) возможно при одновременном выполнении следующих условий:
1) расчетное время эвакуации подтверждает возможность безопасной эвакуации людей до достижения опасными факторами пожара критических значений, с учетом положений пункта 7.1.7 СП.1.13130;
2) места размещения электротехнического и электромеханического оборудования обеспечиваются автономными устройствами пожаротушения, предназначенными для тушения пожаров классов A, B, C, E, смонтированными в соответствии с документацией предприятий-изготовителей;
3) размещение точечных пожарных извещателей должно быть выполнено из расчета площади, контролируемой одним пожарным извещателем, уменьшенной на 25% по сравнению с нормативным значением, а размещение линейных пожарных извещателей должно быть выполнено с уменьшением на 25% расстояний между оптическими осями извещателей, расположенных смежно.
6.1.2 Для ограждающих конструкций тентовых зданий и сооружений площадью более 500 м2 следует применять материалы, которые не должны относиться к группам Г4 по горючести, В3 по воспламеняемости и Т4 по токсичности продуктов горения. Применение тентовых материалов с группой горючести выше Г1 в качестве ограждающих конструкций временных сооружений при проведении массовых мероприятий 2-го типа не допускается.
Тросы и канаты, обеспечивающие устойчивость тентовых конструкций площадью более 500 м2, должны быть из негорючих материалов.
6.1.3 Пожарная опасность тентовых материалов, используемых в качестве ограждающих конструкций отдельно стоящих зданий и сооружений без постоянного пребывания людей площадью не более 50 м2, не нормируется.
6.1.4 Конструкции лестниц, устраиваемых на перепадах высот пола или в конструкциях этажерок, ярусов (уровней), амфитеатров, трибун и сооружений, при условии отсутствия под ними пожарной нагрузки (как временной, так и постоянной) допускается выполнять с ненормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности, при этом в случае если данные лестницы предназначены для связи более двух уровней (площадок и ярусов), несущие конструкции данных лестниц должны быть выполнены из негорючих материалов.
6.1.5 Палатки и тентовые сооружения, трейлеры, кабины, контейнеры допускается устанавливать группами площадью застройки (включая незастроенную площадь между ними) не более 1200 м2, а при возведении в их составе сооружений в 2 уровня площадь застройки не должна превышать 800 м2. Расстояние между данными объектами внутри группы не нормируется.
6.1.6 Для защиты телевизионного и иного оборудования, в том числе размещенного на конструкциях этажерок, от атмосферного или акустического воздействия допускается применение материалов с показателями пожарной опасности не выше, чем Г1, В1, РП1, достижение которых допускается выполнять посредством огнезащитной обработки. При этом предел огнестойкости и класс пожарной опасности ограждающих конструкций, а также конструкций, разделяющих уровни данных этажерок, не нормируется. Данные этажерки не должны быть высотой более чем 4 яруса (уровня). В случае если горючие материалы по своим техническим свойствам не могут быть подвержены огнезащитной обработке, допускается применение данных материалов при условии их защиты автономными устройствами пожаротушения, предназначенными для тушения пожаров классов A, B, C, E.
6.1.7 Для временных зданий и сооружений, как правило, следует использовать негорючие материалы в составе строительных и отделочных конструкций. Допускается применение материалов с показателями пожарной опасности не выше Г1, В1, РП1 (В2, РП1 для ковролиновых покрытий), достижение которых допускается выполнять посредством огнезащитной обработки. Также допускается применение тканей, не относящихся к легковоспламеняемым в соответствии с ГОСТ Р 53294, или горючих тканей, подверженных огнезащитной обработке до достижения данного показателя. В случае если горючие материалы по своим техническим свойствам не могут быть подвержены огнезащитной обработке, допускается применение данных материалов при условии их защиты автономными устройствами пожаротушения, предназначенными для тушения пожаров классов A, B, C, E.
6.1.8 При размещении временных сооружений (в том числе аналогичных помещений) внутри существующих зданий и сооружений предел огнестойкости и класс пожарной опасности строительных конструкций, из которых возводятся временные сооружения, не нормируется при применении материалов в соответствии с положениями пункта 6.1.7 данного свода правил.
В случае размещения временных сооружений высотой более одного яруса (уровня) внутри существующих зданий несущие конструкции данных сооружений должны быть из негорючих материалов, а ограждающие конструкции должны быть выполнены из материалов группы горючести не выше Г1.
6.1.9 Не допускается использовать средства огнезащиты в местах, исключающих возможность периодической замены или восстановления, а также контроля их состояния.
6.1.10 Выбор вида огнезащиты осуществляется с учетом режима эксплуатации объекта защиты и установленных сроков эксплуатации огнезащитного покрытия. Не допускается повторное применение материалов для устройства временных зданий и сооружений, ранее подверженных огнезащитной обработке, без подтверждения сохранения огнезащитных свойств непосредственно перед началом работ по застройке.
6.1.11 Несущие элементы подвесного потолка, за исключением подвесов, допускается выполнять из горючих материалов, подверженных огнезащитной обработке до показателей не выше, чем Г1, В1, РП1.
6.2 Требования к объемно-планировочным решениям
6.2.1 Для временных зданий и сооружений допускается использование внутренних перегородок и перекрытий с ненормируемым пределом огнестойкости и классом пожарной опасности при условии выполнения положений пункта 6.1.7 настоящего свода правил.
6.2.2 Использование трансформируемых перегородок в зальных помещениях не должно ухудшать условий эвакуации людей и функционирования систем противопожарной защиты здания.
6.2.3 При использовании для проведения массового мероприятия части существующего здания объемно-планировочные решения указанной части здания не должны снижать пожарную безопасность остальных частей здания (использование путей эвакуации и эвакуационных выходов, работу систем противопожарной защиты). В противном случае эксплуатация указанных частей здания на время проведения мероприятия с массовым пребыванием людей не допускается.
6.3 Требования пожарной безопасности к обеспечению эвакуации людей.
Эвакуационные пути и выходы
6.3.1 Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам следует предусматривать в соответствии с [1] и СП 1.13130, за исключением специально оговоренных в настоящем своде правил случаев.
6.3.2 При наличии в помещениях временных перегородок, используемых для зонирования пространства, расстояние по путям эвакуации для указанных помещений следует выполнять в соответствии с требованиями СП 1.13130 как для зальных помещений.
6.3.3 Для временных зданий и сооружений длина пути эвакуации из любой точки до ближайшего выхода наружу не должна превышать 25 м или должна определяться в соответствии с пунктом 7.1.7 СП 1.13130.
6.3.4 При проведении массовых мероприятий количество людей во временных зданиях следует принимать:
при наличии посадочных мест — в соответствии с количеством посадочных мест, увеличенным на 5%;
из расчета 1,35 м2 свободной площади на одного человека или в соответствии с информацией организатора о количестве одновременно приглашенных на массовое мероприятие людей (в случае если по регламенту проведения массового мероприятия ограничивается количество людей).
6.3.5 Для доступа людей (не более 5 человек) на конструкции кабельных мостов и иные временные конструкции для прокладки кабелей на высоту не более 3 м допускается использовать вертикальные лестницы из негорючих материалов.
6.3.6 Параметры эвакуационных путей и выходов, а также их количество следует определять в соответствии с объемно-планировочными решениями с обязательным учетом ограничительных мероприятий и расстановки оборудования (особый режим охраны, технология проведения массового мероприятия). Учитывать эвакуационные пути и выходы с ограниченной возможностью использования не допускается. При расстановке технологического и выставочного оборудования в помещениях должна быть обеспечена ширина эвакуационных путей и выходов, обеспечивающая безопасную эвакуацию людей, что должно подтверждаться соответствующими расчетами.
6.3.7 Время эвакуации людей из зальных помещений зданий и сооружений IV и V степени огнестойкости непосредственно наружу определяется расчетом с учетом принятого количества, расположения и ширины эвакуационных выходов, но должно составлять не более (мин), вне зависимости от расчетного времени блокирования путей эвакуации для зданий и сооружений объемом:
до 5 тыс. м3 — 1,0;
до 10 тыс. м3 — 1,5;
до 20 тыс. м3 — 1,7;
до 25 тыс. м3 — 1,8;
до 40 тыс. м3 — 2,0;
до 60 тыс. м3 — 2,2;
более 60 тыс. м3 — 3,0.
6.3.8 Эвакуационные выходы со 2-го этажа блок-контейнеров и других временных зданий и сооружений, предназначенных для размещения кладовых, технических и офисных помещений, а также эвакуационные выходы из сооружений для размещения оборудования, предназначенного для обеспечения проведения массовых мероприятий и мест работы операторов данного оборудования, допускается предусматривать по наружным открытым галереям и наружным лестницам, размещаемым вдоль галерей с расстоянием между ними не более 60 м.
6.3.9 Уклон пандусов на путях эвакуации людей не должен превышать 1:6.
7 Системы противодымной защиты
7.1 Транзитные воздуховоды (каналы) и воздушные коллекторы (далее — транзитные воздуховоды) в составе систем общеобменной вентиляции, смонтированные в зданиях и сооружениях IV степени огнестойкости, должны быть предусмотрены с пределом огнестойкости не менее EI 15. Необходимость установки противопожарных нормально открытых клапанов на транзитных воздуховодах в узлах пересечения противопожарных преград и строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости, при подключении к вертикальным и горизонтальным коллекторам, должна определяться по СП 7.13130. Предел огнестойкости воздуховодов в зданиях V степени огнестойкости не нормируется, необходимость установки противопожарных нормально открытых клапанов не регламентирована.
7.2 В случае применения временных воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования из тканевых материалов следует предусматривать ткани, не относящиеся к легковоспламеняемым по ГОСТ Р 53294, или горючие ткани, подверженные огнезащитной обработке до достижения данного показателя. Временные воздуховоды должны подключаться к стационарным воздуховодам в существующих зданиях через противопожарные нормально открытые клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 15 (в случае пересечений ограждающих строительных конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости обслуживаемых помещений воздуховодами).
7.3 Пылеуловители для сухой очистки пожароопасной пылевоздушной смеси в составе систем общеобменной вентиляции следует размещать вне зданий и сооружений IV, V степеней огнестойкости на расстоянии не менее 10 м от ограждающих конструкций таких зданий и сооружений.
7.4 Из помещений с массовым пребыванием людей, площадью 200 м2 и более, без естественного проветривания при пожаре в зданиях и сооружениях IV степени огнестойкости следует предусматривать удаление продуктов горения через автоматически и дистанционно открываемые дымовые люки, установленные в покрытии или в наружных ограждениях защищаемого помещения. Требования к управлению, параметрам и характеристикам таких дымовых люков, в том числе к естественному проветриванию при пожаре, установлены СП 7.13130. Для указанных целей могут предусматриваться системы вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги, соответствующие требованиям, установленным СП 7.13130.
Из помещений офисного назначения, в том числе переговорных помещений, не обеспеченных естественным проветриванием, площадью 50 м2 и более, с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1 м2 площади помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера, следует предусматривать устройство системы вытяжной противодымной вентиляции.
7.5 Из коридоров (холлов) длиной 15 метров и более без естественного проветривания при пожаре, расположенных на втором и выше этажах в зданиях и сооружениях IV степени огнестойкости, следует предусматривать удаление продуктов горения через автоматически и дистанционно открываемые дымовые люки, установленные в покрытии или в наружных ограждениях защищаемого коридора. Требования к управлению, параметрам и характеристикам таких дымовых люков, в том числе к естественному проветриванию при пожаре, установлены СП 7.13130. Для указанных целей могут предусматриваться системы вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги, соответствующие требованиям, установленным СП 7.13130.
7.6 Способ открывания оконных или иных проемов, предназначенных для естественного проветривания помещений и коридоров, не регламентируется.
7.7 Для определения необходимости устройства систем противодымной вентиляции во временных помещениях выставочного назначения вместимость данных помещений следует принимать в соответствии с пунктом 6.3.4 настоящего свода правил.
Допускается не предусматривать устройство вытяжной противодымной вентиляции для помещений и коридоров (холлов), указанных в пунктах 7.4 и 7.5 настоящего свода правил, при условии, что пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных [1].
7.8 Для определения необходимости устройства систем противодымной защиты во временных помещениях выставочного назначения вместимость данных помещений следует принимать в соответствии с пунктом 6.3.4 настоящего свода правил.
Для определения необходимости устройства систем противодымной защиты по пункту 7.4 настоящего свода правил в помещениях конференц-залов вместимость данных помещений следует принимать по количеству посадочных мест в данных помещениях, увеличенному на 5%.
Для определения необходимости устройства систем противодымной защиты по пункту 7.4 настоящего свода правил в офисных помещениях и в помещениях переговорных вместимость данных помещений следует принимать по количеству посадочных мест в данных помещениях, увеличенному на 5%, а при отсутствии информации по количеству мест — из расчета 6 м2 площади помещения на 1 человека.
8 Система пожарной сигнализации
8.1 Временные здания и сооружения для обеспечения и проведения мероприятий с массовым пребыванием людей должны быть оснащены системой пожарной сигнализации (далее — СПС), спроектированной в соответствии с требованиями СП 484.1311500 и СП 486.1311500, а также технической документацией предприятий-изготовителей и требований настоящего свода правил.
На СПС объекта должна быть разработана проектная документация.
8.2 Помещение пожарного поста, в котором размещен приемно-контрольный прибор временных систем противопожарной защиты, должно быть обеспечено возможностью обмена информацией с пожарным постом существующего здания, в котором размещаются временные здания и сооружения для проведения массового мероприятия.
8.3 В случае если временные конструкции препятствуют эффективному функционированию пожарных извещателей СПС существующего здания, следует предусматривать установку дополнительных пожарных извещателей, обеспечивающих своевременное обнаружение пожара независимо от места его возникновения.
8.4 Допускается не устанавливать дополнительные пожарные извещатели в случае, если потолочные и иные конструкции временного сооружения будут иметь перфорированную периодическую структуру с перфорацией, равномерно распределенной по площади соответствующей конструкции, при этом суммарная площадь перфорации составит не менее 40% от площади потолочных и иных конструкций (препятствующих эффективному функционированию пожарных извещателей СПС здания), при этом минимальный размер каждой перфорации в любом сечении должен быть не менее 10 мм, а толщина потолочной и иной конструкции не должна превышать более чем в три раза минимальный размер ячейки перфорации.
8.5 При расстоянии 0,6 м и менее от потолка до верха временно возводимых стен, перегородок, выставочных и иных конструкций необходимо обеспечивать наличие дополнительных пожарных извещателей СПС.
8.6 Расширители, антенны и другие технические средства СПС допускается подключать к существующим электрическим сетям зданий и сооружений. Указанные технические средства могут быть размещены как внутри, так и снаружи зданий и сооружений.
9 Внутренний противопожарный водопровод
9.1 Внутренний противопожарный водопровод в отдельно стоящих временных зданиях и сооружениях допускается не предусматривать при условии обеспечения первичными средствами пожаротушения в количестве, увеличенном на 25% от норм положенности.
9.2 В случаях, когда размещение временных конструкций, сооружений в существующих зданиях и сооружениях, оборудованных системой внутреннего противопожарного водопровода, влияет на обеспечение нормативного расхода воды на пожаротушение (вследствие невозможности прокладки рукавов по кратчайшему маршруту), необходимо предусмотреть дополнительные пожарные рукава в пожарных шкафах. Дополнительные пожарные рукава, как правило, должны быть подключены к существующим рукавам до начала проведения массовых мероприятий. В случае если габариты пожарных шкафов не позволяют размещение дополнительных пожарных рукавов внутри шкафа, допускается размещение дополнительных пожарных рукавов в непосредственной близости от пожарного шкафа.
9.3 Для определения местоположения пожарных кранов системы внутреннего противопожарного водопровода в существующих зданиях и сооружениях, прямая видимость которых перекрывается временными конструкциями или сооружениями, необходимо предусматривать установку дополнительных временных указателей.
10 Автоматическое пожаротушение
10.1 Для временных помещений и сооружений, при наличии потолочных конструкций и (или) подвесных и иных конструкций над данными помещениями и сооружениями, в случае перекрывания указанными конструкциями зоны действия имеющихся в существующем здании и (или) сооружении автоматических установок пожаротушения необходимо предусматривать монтаж автономных устройств пожаротушения, предназначенных для тушения пожаров классов A, B, C, E. При этом монтаж дополнительного оборудования в составе стационарной автоматической установки пожаротушения не требуется. Допускается не обеспечивать наличие указанных устройств пожаротушения, если потолочные и (или) подвесные и иные конструкции будут иметь перфорированную периодическую структуру с перфорацией по площади не менее 40% от площади потолочных и (или) подвесных и иных конструкций, при этом минимальный размер каждой перфорации в любом сечении должен быть не менее 10 мм, а толщина потолочной и иной конструкции не должна превышать более чем в три раза минимальный размер ячейки перфорации.
10.2 При расстоянии 1 м и менее от потолка до верха временно возводимых перегородок, выставочных и иных конструкций в случае если наличие временно возводимых перегородок, выставочных и иных конструкций будет нарушать зоны действия оборудования стационарных автоматических установок пожаротушения, необходимо обеспечивать наличие дополнительных автономных устройств пожаротушения, предназначенных для тушения пожаров классов A, B, C, E, без монтажа дополнительного оборудования стационарной автоматической установки пожаротушения.
11 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
11.1 Выбор типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее — СОУЭ) для объекта защиты осуществляется в соответствии с таблицей 2 свода правил СП 3.13130. Для временных зданий и сооружений необходимо предусматривать СОУЭ не ниже 3 типа. В случае если временные здания и сооружения не имеют покрытия или потолочных конструкций, они оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями разделов 4 и 5 свода правил СП 3.13130.
11.2 При проведении массового мероприятия с особым режимом охраны и при наличии ограничений в части использования эвакуационных выходов текст оповещения должен это учитывать.
11.3 При проведении международных мероприятий с массовым пребыванием людей следует предусматривать трансляцию текста оповещения на русском языке и языке, предусмотренном протоколом проведения массового мероприятия.
11.4 Расстановка речевых пожарных оповещателей должна быть предусмотрена в каждом временном помещении с наличием потолочных конструкций.
11.5 Световые и речевые пожарные оповещатели допускается закреплять на строительных конструкциях при помощи стяжек.
11.6 При проектировании СОУЭ в одну зону пожарного оповещения допускается объединять несколько зданий и сооружений при условии обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
11.7 Параметры СОУЭ при проведении массовых мероприятий внутри существующих зданий и сооружений не должны быть нарушены (видимость указателей, необходимый уровень звука). Для выполнения требований к указанным параметрам необходимо предусматривать установку временных указателей, дополнительных громкоговорителей и предусматривать иные мероприятия в соответствии с СП 3.13130.
11.8 Для оперативного нахождения эвакуационных выходов в существующих зданиях и сооружениях, прямая видимость которых из каких-либо мест может перекрываться временными сооружениями, необходимо предусматривать установку (на высоте не менее 2 м от пола) временных указателей, указывающих направление движения к эвакуационному выходу (плоскостные знаки в фотолюминесцентном исполнении) или эвакуационные знаки пожарной безопасности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, монтируемой с учетом наличия временной застройки.
12 Требования к электроснабжению и электрооборудованию
12.1 При прокладке кабельных линий по поверхности земли в местах наличия возможного механического воздействия, в том числе от автомобилей и иной техники, необходимо предусматривать защитные конструкции, обеспечивающие сохранность кабельных линий.
12.2 Открытая воздушная прокладка кабельных линий должна быть выполнена в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок или, в случае применения кабельных мостов, по конструкциям данных мостов, которые должны быть выполнены из негорючих материалов.
Расстояние от поверхности земли или покрытия земли до низа конструкций кабельных мостов необходимо предусматривать не менее 3,5 м, а в местах проездов пожарной техники — не менее 6 м, ширину проездов под кабельными мостами необходимо предусматривать не менее 3,5 м.
12.3 В системе электрического отопления на временных объектах запрещается применение высокотемпературных нагревателей. Температура оболочки электрического отопительного прибора не должна превышать 75 °C.
В качестве отопительных приборов могут применяться системы обогрева в соответствии с технической документацией изготовителя:
электротепловентиляторы с блокировкой от отсутствия обдува нагревательных элементов воздухом;
греющие кабели, с элементами регулирования температуры и защиты от короткого замыкания и перегрузки;
низкотемпературные сухие радиаторы;
устройства распределенного обогрева (греющие панели, пленки);
негорючие конструктивные элементы зданий со встроенными низкотемпературными нагревательными элементами;
иные приборы, пожарная безопасность которых подтверждена в установленном порядке.
Допускается применение масляных радиаторов при условии их жесткого закрепления на несущем основании, исключающем изменение его положения в процессе эксплуатации. Масляный радиатор должен иметь терморегулятор и термовыключатель, ограничивающие температуру и отключающие прибор от сети при превышении температуры прибора свыше 90 °C, а также сигнализацию включенного состояния. На верхней поверхности отопительных электрических нагревательных приборов должны быть нанесены предостерегающие надписи: «НЕ НАКРЫВАТЬ».
12.4 Для стационарной прокладки следует применять кабели и провода с медными жилами.
12.5 Электрические сети временных зданий и сооружений должны иметь защиту от сверхтоков и токов утечки. Автоматические выключатели и устройства защитного отключения дифференциального тока (УЗО-Д) устанавливаются во вводных и групповых щитках. Ток утечки установки УЗО-Д не должен превышать 30 мА, а для сырых помещений 10 мА.
12.6 В местах пересечения проводов и кабелей с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть установлены кабельные проходки до включения электросети под напряжение.
12.7 Дизельгенераторные установки (далее — ДГУ) допускается использовать для энергоснабжений зданий любого назначения. В зависимости от мощности, времени направленной работы и длительности сезона эксплуатации ДГУ может устанавливаться как в помещении, так и вне помещения (наружная установка) с соблюдением требований пожарной безопасности и в соответствии с документацией завода-изготовителя.
12.8 Застройку временных зданий и сооружений следует осуществлять с учетом обеспечения возможности проведения тепловизионного мониторинга.
12.9 В период проведения работ по возведению, эксплуатации и демонтажу временных зданий и сооружений организатором мероприятия должен осуществляться тепловизионный мониторинг в соответствии с Приложением А.
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВО ВРЕМЕННЫХ
ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ
Документация по обеспечению пожарной безопасности при подготовке и проведении массовых мероприятий во временных зданиях и сооружениях должна содержать:
1. Регламент технического контроля в области пожарной безопасности при подготовке и проведении массовых мероприятий.
2. Перечень мер, принимаемых для обеспечения пожарной безопасности временных зданий и сооружений, с учетом специфики проводимого массового мероприятия, в том числе полученной от Федеральной службы охраны Российской Федерации информации о необходимости проведения технических и организационных мероприятий для подготовки площадки проведения массового мероприятия в рамках особого режима охраны.
3. Инструкция по действиям обслуживающего персонала организатора массового мероприятия в случае пожара.
4. Регламент взаимодействия организатора массового мероприятия со службами, эксплуатирующими инженерные системы существующих зданий и сооружений.
5. Регламент тепловизионного мониторинга.
6. Письмо организатора мероприятия о проведении мероприятия, направленное перед началом работ по возведению временных зданий и сооружений в территориальный орган МЧС России, с информацией о датах проведения мероприятия с массовым пребыванием людей, его специфике и перечне мер, принимаемых для обеспечения пожарной безопасности временных зданий и сооружений.
[1] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
[2] Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране»
[3] Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденная приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. N 382
[4] Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. N 404
Ключевые слова: массовое мероприятие, временные здания и сооружения, особый режим охраны, организатор массового мероприятия, временные перегородки, тентовые конструкции, несущие элементы подвесного потолка, тепловизионный мониторинг, кабельный мост
Источник: legalacts.ru
Временные здания и сооружения
Титульные (перечень в МДС 81-35.2004) (условно: требующие значительных затрат) – те, которые предусмотрены в смете на строительство объекта либо в виде перечня объектов, либо как процент от СМР. Если в смете установлен процент, то титульные временные здания и сооружения перечислены в ПОС (проекте организации строительства). Например:
— специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения из сборных железобетонных или металлических конструкций,
— временное тепло-, водо-, электроснабжение;
— временные железные, автомобильные и землевозные дороги и проезды;
— подвесные дороги и кабель-краны;
Обязанность по возведению титульных временных зданий и сооружений несет застройщик. Если указанные работы выполняет подрядчик, то застройщик:
а) или закрывает на эти работы отдельные формы и оплачивает их подрядчику,
б) или включает процент на временные здания и сооружения в акты на выполненные работы (КС-2).
К нетитульным временным зданиям и сооружениям относятся:
— приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров,
— складские помещения и навесы при объекте строительства,
— душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих,
— настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания,
— сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности,
— леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ,
— временные разводки от магистральных разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметров зданий или осей линейных сооружений),
— расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий вместо строительства указанных выше временных (нетитульных) зданий и сооружений.
1) если «времянки» титульные, то они принадлежат застройщику в виде выполненных работ, поэтому их можно учитывать за балансом, а расходы по их сооружению относить на прямые расходы по договору в обычном порядке;
2) если «времянки» нетитульные, то это – имущество подрядчика и его надо учитывать как основные средства или инвентарь (в зависимости от срока полезного использования и стоимости).
Источник: amnagency.ru
Временные здания и сооружения: учет и налогообложение
Особенностью любого строительства является использование временных зданий и сооружений, возводимых на строительных площадках. Как учитывать такие объекты?
Временные быстровозводимые здания и сооружения по назначению подразделяются на титульные (для обеспечения нужд строительства в целом) и нетитульные (для обеспечения нужд отдельного объекта, учитываемые в составе накладных расходов).
Перечень работ и затрат, относящихся к временным титульным зданиям и сооружениям, приведен в приложении № 7 постановления Госстроя России от 05.03.04 № 15/1. Перечень работ и затрат, относящихся к временным нетитульным сооружениям, приведен в приложении № 3 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 07.05.01 № 45).
Учет затрат на возведение временных титульных зданий и сооружений
Временные здания и сооружения (предназначающиеся для нужд строительства в целом) могут возводиться как застройщиками (заказчиками), так и подрядчиками в зависимости от способа осуществления строительства и исходя из условий договора. Если они возводятся за счет заказчика, то и принадлежат заказчику, когда — за счет подрядчика, становятся собственностью подрядной организации.
Порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения устанавливается в договоре подряда и должен применяться от начала до окончания строительства. Расчеты могут производиться по установленным сметным нормам в соответствии с договорными условиями или за фактически построенные временные здания и сооружения.
Выбор способа расчета за титульные временные здания и сооружения (по процентной норме, предусмотренной сводным сметным расчетом стоимости строительства, или на основе проектно-сметной документации за фактически построенные временные здания и сооружения) оговаривается в договоре подряда (письмо Минрегионразвития России от 13.05.08 № 11402-СК/08).
Учет временных зданий и сооружений
Порядок учета затрат по строительству временных зданий и сооружений заказчиком (застройщиком) отражается в учетной политике.
Независимо от способа осуществления строительства (подрядный, хозспособ) первоначальная стоимость формируется заказчиком на соответствующем субсчете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы”. Подрядчик формирует затраты на счете 20 «Основное производство».
Затраты по возведению временных титульных сооружений учитываются отдельно от затрат по строительству основного объекта по дебету счета 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» по каждому временному сооружению.
По окончании работ готовые к эксплуатации временные титульные сооружения и устройства принимаются к учету застройщиком в качестве объектов основных средств (расходы переносятся с соответствующего субсчета второго порядка счета 08, субсчет 3 на отдельный субсчет счета 01 «Основные средства”). Исключение составляют временные автомобильные дороги, подъездные пути и архитектурно оформленные заборы.
Если стоимость объектов выражена в процентном отношении от сметной стоимости строительных работ, которая также отражается в актах выполненных работ (ф. КС-2) без конкретизации объекта титульного здания и сооружения, указанные затраты также будут отражаться на счете 08 до передачи заказчику конкретных объектов. Затем они будут учтены на счете 01.
Построенные временные титульные здания и сооружения должны вводиться в эксплуатацию с оформлением актов ввода в соответствии с порядком, установленным для основных средств, с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости путем начисления амортизации или износа (письмо
Минрегионразвития России от 20.10.09 № 34541 -ИП/08). Для этих целей, как правило, применяется ф. КС-14, вместе с тем организация может самостоятельно разработать форму первичного документа по учету временных титульных зданий и сооружений, отразив ее в своей учетной политике.
Построенные временные титульные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в состав основных средств заказчика и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (письма Минрегионразвития России от 13.05.08 № 11402-СК/08, 18.12.08 № 34146- ИМ/08).
Временные титульные здания и сооружения переданы застройщиком в аренду подрядчику
В этом случае сумма арендной платы и начисленные амортизационные отчисления отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Арендная плата взимается в размере амортизационных отчислений. При прекращении необходимости в их эксплуатации, временные титульные здания и сооружения демонтируются (ликвидируются) или приобретаются подрядной организацией (например, сборно-разборное здание и т. п.) как основное средство.
Когда временные титульные здания и сооружения не передаются в аренду подрядчику, но при этом в договоре предусмотрена обязанность заказчика по созданию необходимых условий для выполнения работ и нормального функционирования процесса строительства (в частности, предоставление подрядчику временных титульных зданий и сооружений в пользование на период строительства без взимания с него платы), начисленная амортизация списывается на затраты по строительству объекта, т. е. на счет 08 (например, производится запись: Д-т сч. 08, субсч. 3, К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»).
Обоснованность затрат
Затраты на оплату временных зданий и сооружений, отраженные в актах ф. КС-2 и КС-3, при отсутствии доказательств их действительного строительства не могут быть признаны обоснованными (определение ВАС РФ от 24.02.10 № ВАС-1651/10).
Если организация учитывает временные здания и сооружения на период строительства на соответствующем субсчете, открытом к счету 01, в целях исклю-чения возможных налоговых рисков бухгалтеру следует уточнить, какие именно временные титульные здания и сооружения определены в проекте организации строительства (ПОС). На наш взгляд, достаточно направить служебную записку в соответствующий отдел.
Когда принимаемое к учету временное титульное здание или сооружение предусмотрено в ПОС, имеются первичные документы, в обоснованности произве-денных расходов на оплату временных зданий и сооружений сомнений не возникнет.
В налоговом учете затраты на возведение временных зданий и сооружений формируют первоначальную стоимость объекта. Стоимость временного титульного сооружения погашается в течение срока полезного использования (например, на срок осуществления строительства) путем начисления амортизации.
Определение срока полезного использования
В бухгалтерском учете срок полезного использования временного титульного здания и сооружения определяется организацией при принятии объекта к учету, исходя из ожидаемого срока его использования (на пример, на период осуществления строительства, исходя из графика строительства) или нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
В налоговом учете срок полезного использования устанавливается при вводе основного средства в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с их техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (ст. 258 НК РФ).
Соответственно, различия в сроках начисления амортизации приводят к возникновению временных разниц, которые учитываются в соответствии с ПБУ 18/02. Данные временные разницы приводят к образованию отложенного налогового актива и на основании бухгалтерской справки или расчета отражаются в бухгалтерском учете записью по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы” и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».
Ликвидация временных зданий и сооружений
Списание основного средства оформляется приказом руководителя предприятия и актом (ф. ОС-4), подписанным членами ликвидационной комиссии, в котором отражается год создания объекта, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей.
В момент ликвидации временного здания и сооружения (например, после окончания строительства) происходит погашение накопленного ОНА и производится запись по дебету счета 68 и кредиту счета 09 (на основании бухгалтерской справки или расчета).
На основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), и другие аналогичные работы учитываются в составе внереализационных расходов.
Учет затрат на временные нетитульные здания и сооружения
Фактические расходы по возведению временных нетитульных сооружений (для обеспечения нужд отдельного объекта строительства) относятся на затраты по строительству основных объектов в общем порядке и отдельно на счете 08 не выделяются. Затраты по сооружению нетитульных временных сооружений предусматриваются у подрядчика в смете в составе норм накладных расходов. Соответственно, указанные затраты заказчиком отражаются на счете 08 и формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
Для учета приемки законченного строительством временного (нетитульного) сооружения предусмотрен акт о сдаче его в эксплуатацию (ф. КС-8), который составляется в трех экземплярах. Материалы, подлежащие возврату, указываются в таблице акта.
Против каждого вида материала показывается количество и процент годности материалов, предполагаемых к возврату после разборки данного объекта. В графе 6 указывается цена материалов с учетом процента годности. Данные о предполагаемом возврате материалов применяются в дальнейшем для контроля за их возвратом при разборке временных (нетитульных) сооружений.
Подрядчик или организация, осуществляющая строительство объекта хозспособом, затраты на возведение временных нетитульных сооружений отражает на соответствующем субсчете счета 23 «Вспомогательное производство». Сформированная стоимость оформляется актом о сдаче временного (нетитульного) сооружения (ф. КС-8) и отражается на соответствующем субсчете счета 10. При передаче в эксплуатацию стоимость такого объекта списывается на счет 26.
В соответствии со ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ (в том числе и компенсация прочих работ и затрат) производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, установленном законом или договором строительного подряда. Поэтому заказчик должен осуществлять контроль за соблюдением лимита средств, выделенных на возведение временных зданий и сооружений, а также за целевым использованием этих средств (письмо Минрегионразвития России от 21.08.09 № 27329- ИП/08).
Если по окончании строительства временные здания и сооружения (титульные и нетитульные) подлежат разборке, то материалы и конструкции, оставшиеся после разборки, приходуются застройщиком по цене возможной реализации и могут быть реализованы в том числе и подрядной организации. Разборку временных зданий и сооружений при их ликвидации может осуществлять подрядная организация. Матери-алы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и реализуются, в том числе могут быть реа-лизованы подрядчику по рыночной стоимости на дату списания.
Унифицированная форма первичного учетного документа для оформления разборки предусмотрена только для нетитульных сооружений (акт о разборке ф. КС-9). Акт составляется комиссией, специально назначенной приказом (распоряжением) руководителя строительной организации или уполномоченного лица.
В нем отмечается количество и процент годности фактически полученных от разборки временных сооружений материалов, а также предполагаемый возврат материалов при возведении данного сооружения, который указывается на основании данных граф 5, 6 акта о сдаче в эксплуатацию временных (нетитульных) сооружений (ф. КС-8). В случае расхождений в количестве полученных от разборки материалов с количеством предполагаемого возврата, лицо, ответственное за возврат, письменно объясняет причину расхождения. Письменные объяснения являются приложением акта. Фактически полученные от разборки материалы передаются материально ответственному лицу, и в акте проставляется его подпись.
Возвратные суммы
В соответствии с п. 4.99 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать возвратные суммы, учитывающие стоимость от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования.
Размер возвратных сумм на этапе подготовки проектной документации для учета в сводном сметном расчете и последующих расчетах за выполненные работы допускается определять по экспертной оценке заказчика и отражать в задании на проектирование. Установленный размер возвратных сумм, предусмотренный в договоре подряда, может применяться и в расчетах за выполненные работы с последующим уточнением стоимости возвратных материалов после ликвидации временных зданий и сооружений на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком (письмо Минреги- онразвития России от 10.10.08 № 25826-СМ/08).
Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).
Налогообложение
Налог на добавленную стоимость
Если подрядчик, после передачи временных титульных зданий и сооружений заказчику, использует их безвозмездно для строительства объекта (т. е. без определения арендной платы в договоре подряда или при отсутствии договора аренды), налоговые органы, руководствуясь подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, могут произвести доначисление НДС к уплате в бюджет.
Однако если учесть, к примеру, что исходя из условий договора заказчик обязан обеспечить всем необходимым подрядчика для осуществления процесса строи
тельства, тогда передача временных зданий и сооружений не является безвозмездной, так как это лишь одно из условий для осуществления СМР подрядчиком.
Соответственно, заказчику и подрядчику следует на стадии заключения договора определить и зафиксировать данный момент в договоре.
Стоимость работ по монтажу и демонтажу временных объектов, учитываемых в стоимости работ (услуг), выполняемых (оказываемых) генподрядчиком, подлежит включению в базу по НДС (письмо Минфина России от 21.01.10 № 03-07-03/04). Согласно дополнениям, внесенным в п. 6 ст.
171 НК РФ, с 1 октября 2011 г. налогоплательщики могут принимать к вычету суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении ими ликвидации основных средств, а также при разборке и демонтаже таких объектов. Ранее аналогичное мнение выразил Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.04.10 № 17969/09 по делу № А56-41978/2008: использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости ликвидацию основного средства. При таких обстоятельствах налогоплательщик вправе был и ранее (т. е. до 1 октября 2011г.) заявить вычет по НДС по ликвидации объекта основных средств, при наличии соответствующего пакета документов (счет-фактура, первичные документы, отражение на счетах бухгалтерского учета, пр.). Соответственно, у налоговых органов отсутствовали основания для отказа в применении налогового вычета.
Налог на имущество
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Соответственно затраты на возведение временных зданий и сооружений формируют базу по налогу на имущество.
Налог на прибыль
Если построенные временные объекты отвечают критериям, установленным п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ, то они отражаются в составе амортизируемого имущества. Первоначальная стоимость временных сооружений формируется аналогично тому, как это происходит в бухгалтерском учете, — в сумме фактических затрат на приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию объекта. Амортизация по временным сооружениям, используемым при осуществлении строительства для собственных нужд, включается в фактические затраты на строительство, на основе которых формируется первоначальная стоимость строящегося объекта.
В налоговом учете порядок отражения операций, связанных с ликвидацией основных средств, учитывается следующим образом.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на ликвидацию имущества (затраты на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и др.).
Датой осуществления внереализационных расходов признается день предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (например, дата подписания акта выполненных работ), либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
В силу п. 13 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Их оценка проводится исходя из рыночных цен (п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ).
Таким образом, расходы, связанные с ликвидацией (сносом) недоамортизированных зданий и сооружений, отражаются застройщиком (заказчиком) в регистре внереализационных расходов и не включаются в первоначальную стоимость строительства новых объектов (письмо Минфина России от 11.09.09 № 03-05-05-01/55)
Источник: club.cnews.ru