ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 декабря 2018 г. N 89-КГ18-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 декабря 2018 г. гражданское дело по иску администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области к Горюнову Николаю Николаевичу о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности
по кассационной жалобе Горюнова Н.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 февраля 2018 г., которым решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области 17 ноября 2017 г. обратилась в суд с иском к Горюнову Н.Н. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Взыскание компенсации за строительные недостатки с Застройщика
В обоснование заявленных требований истец указал, что Горюнов Н.Н. с составом семьи из 3 человек (Горюнов Н.Н., Горюнова Е.С. — жена, Горюнова А.Н. — дочь) на основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 4 апреля 2016 г. N 280-п были включены в сводный список молодых семей (молодых специалистов) — участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598.
25 апреля 2016 г. между администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области (администрация), Горюновым Н.Н. (получатель) и государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум» отделение с. Большое Сорокино (далее также — Ишимский многопрофильный техникум, работодатель) был заключен трехсторонний договор об обеспечении молодой семьи (молодого специалиста) жильем с использованием на эти цели социальной выплаты, предметом которого являлась реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (далее также — федеральная целевая программа), путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями названного постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. N 106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе — участникам мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года».
Компенсация за некачественную отделку
Согласно условиям федеральной целевой программы и условиям заключенного между администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области, Горюновым Н.Н. и государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум» отделение с. Большое Сорокино договора Горюнову Н.Н. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 1 217 008 руб. 79 коп. на строительство индивидуального жилого дома в Сорокинском муниципальном районе Тюменской области, в том числе за счет средств федерального бюджета — 380 749 руб. 89 коп., за счет средств областного бюджета — 836 258 руб. 90 коп. При этом Горюнов Н.Н. обязался работать по трудовому договору, заключенному с Ишимским многопрофильным техникумом, не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности на территории Сорокинского муниципального района в случае досрочного расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев со дня расторжения трудового договора, возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае невыполнения указанных условий.
24 января 2017 г. Горюнов Н.Н. был уволен из Ишимского многопрофильного техникума по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).
Администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области, ссылаясь на условия федеральной целевой программы и условия трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты, считала, что Горюнов Н.Н. утратил право на пользование денежными средствами, предоставленными ему в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, поскольку после досрочного расторжения трудового договора он в течение 6 месяцев не трудоустроился к иному работодателю и не организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе либо в сфере социального обслуживания.
В связи с изложенным администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области просила суд взыскать с Горюнова Н.Н. в бюджет администрации Сорокинского муниципального района социальную выплату, полученную Горюновым Н.Н. в качестве участника федеральной целевой программы на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности от 25 апреля 2016 г. N 0600, в размере 1 217 008 руб. 79 коп.
Горюнов Н.Н. в суде иск не признал.
Решением Сорокинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2017 г. в удовлетворении исковых требований администрации Сорокинского муниципального района к Горюнову Н.Н. о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 февраля 2018 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области удовлетворены.
С Горюнова Н.Н. в пользу администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области взыскана социальная выплата в размере 1 217 008 руб. 79 коп., предоставленная в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года».
В кассационной жалобе, поданной Горюновым Н.Н. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 февраля 2018 г., как незаконного.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 17 августа 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 17 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела стороны спора, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 15 марта 2012 г. Горюнов Н.Н. состоял в трудовых отношениях с государственным автономным образовательным учреждением начального профессионального образования Тюменской области «Профессиональное училище N 51», работал в качестве сторожа, с ним был заключен трудовой договор на неопределенный срок.
Распоряжением правительства Тюменской области от 11 июня 2015 г. N 949-рп «О реорганизации государственных автономных профессиональных образовательных учреждений Тюменской области» государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Тюменской области «Профессиональное училище N 51» было реорганизовано в форме слияния с государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Тюменской области «Ишимский политехнический техникум» в государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум».
7 июля 2014 г. Горюнов Н.Н. обратился в администрацию Сорокинского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении его с составом семьи из 3 человек (Горюнов Н.Н., Горюнова Е.С. — жена, Горюнова А.Н. — дочь) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья» для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома в с. Большое Сорокино.
Распоряжением администрации Сорокинского муниципального района от 18 июля 2014 г. N 182 Горюнов Н.Н. с семьей в составе 3 человек был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» на 2016 год.
На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 4 апреля 2016 г. N 280-п Горюнов Н.Н. с семьей в составе 3 человек был включен в сводный список молодых семей (молодых специалистов) — участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» на очередной финансовый 2016 год.
25 апреля 2016 г. между администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области (администрация), Горюновым Н.Н. (получатель) и государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум» отделение с. Большое Сорокино (работодатель) был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (далее также — договор), предметом которого согласно пункту 1.1 является реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. N 106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе — участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года».
Пунктом 1.2 данного договора установлено, что социальная выплата получателю предоставляется администрацией на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1 738 583 руб. 99 коп.
Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 380 749 руб. 89 коп. Доля средств, выделяемых за счет средств областного бюджета, составляет 836 258 руб. 90 коп. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере 521 575 руб.
20 коп. должна быть привлечена получателем за счет собственных или заемных средств, при этом доля собственных, в том числе заемных, средств должна составлять не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
В разделе 2 договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора.
Так, получатель социальной выплаты обязуется использовать социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) — участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. N 106-п. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает (пункт 2.1.2 договора); работать по трудовому договору, заключенному с работодателем (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании), на территории Сорокинского муниципального района не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (пункт 2.1.4 договора); заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на территории Сорокинского муниципального района в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) в срок, не превышающий 6 месяцев со дня расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности). При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного пунктом 2.1.4 данного договора (пункт 2.1.5 договора); возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае расторжения трудового договора с работодателем (прекращения индивидуальной деятельности) в течение двух месяцев со дня окончания срока, установленного в пункте 2.1.5 названного договора для заключения трудового договора с другим работодателем (организации иной индивидуальной предпринимательской деятельности) в сельской местности (пункт 2.1.6 договора).
В свою очередь, администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области обязалась оформить и выдать получателю свидетельство (пункт 2.3.2 договора); предоставить получателю социальную выплату в размере, указанном в разделе 1 названного договора, в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) — участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. N 106-п (пункт 2.3.3 договора).
Согласно пункту 2.4.1 договора администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области имеет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
Пунктом 2.5 договора установлены обязанности работодателя — Ишимского многопрофильного техникума, а именно: работодатель обязуется предоставлять получателю работу, обусловленную трудовым договором, выплачивать в полном размере причитающуюся ему заработную плату в установленные сроки (пункт 2.5.1); в случае расторжения трудового договора с получателем до истечения срока, установленного в пункте 2.1.4 договора, незамедлительно сообщить об этом администрации с указанием причин расторжения трудового договора (пункт 2.5.2).
25 апреля 2016 г. Горюнову Н.Н. выдано свидетельство N 0600 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 217 008 руб. 79 коп. на строительство индивидуального жилого дома в Сорокинском муниципальном районе Тюменской области, в том числе за счет средств федерального бюджета — 380 749 руб. 89 коп., за счет средств областного бюджета — 836 258 руб. 90 коп.
Приказом государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум» от 24 января 2017 г. N 34 «К» Горюнов Н.Н. был уволен с работы по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).
Согласно справке Ишимского многопрофильного техникума от 18 декабря 2017 г. N 19 перевести работника Горюнова Н.Н. с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья, не представлялось возможным.
25 сентября 2017 г. администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области в адрес Горюнова Н.Н. было направлено уведомление о том, что в связи с неисполнением Горюновым Н.Н. пункта 2 трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты от 25 апреля 2016 г. администрация Сорокинского муниципального района обращается в суд с иском о взыскании субсидии в размере 1 217 008 руб. 79 коп.
Из материалов дела также усматривается, что после увольнения из государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум» Горюнов Н.Н. с целью трудоустройства неоднократно обращался в различные учреждения социальной сферы Сорокинского муниципального района Тюменской области и организации агропромышленного комплекса, однако в связи с отсутствием вакантных мест ему было отказано в приеме на работу.
В частности, Горюнов Н.Н. в целях трудоустройства обращался в апреле 2017 г. в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областная больница N 4» объединенный филиал N 2 Сорокинская районная больница, в августе и сентябре 2017 г. — в АО «Агротехнический центр», в июле 2017 г. — в муниципальное автономное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Сорокинского района», в сентябре 2017 г. — в муниципальное автономное учреждение дошкольного образования «Сорокинский центр развития ребенка — детский сад N 1», в сентябре 2017 г. — в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Сорокинская средняя общеобразовательная школа N 1».
В период с 31 января по 10 ноября 2017 г. Горюнов Н.Н. состоял на учете в государственном автономном учреждении Тюменской области «Центр занятости населения Сорокинского района» в качестве безработного. 10 ноября 2017 г. Горюнов Н.Н. был снят с учета по причине самостоятельного трудоустройства.
2 ноября 2017 г. между Горюновым Н.Н. и АО «Тюменьэнерго» заключен трудовой договор N 51, по условиям которого Горюнов Н.Н. был принят на работу в АО «Тюменьэнерго» (Сорокинский участок по эксплуатации распределительных сетей Сорокинского района электрических сетей Ишимского территориального производственного отделения филиала АО «Тюменьэнерго» — «Тюменские распределительные сети») электромонтером по эксплуатации распределительных сетей 3 разряда, место работы: Сорокинский район электрических сетей, Тюменская область, с. Большое Сорокино, ул. Ленина, 103. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Разрешая спор и отказывая администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с Горюнова Н.Н. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, суд первой инстанции руководствовался положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. N 106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе — участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» и пришел к выводу о том, что Горюнов Н.Н. не утратил статус члена молодой семьи, имеет малолетнего ребенка, работает на предприятии в сельской местности, в связи с чем право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности у Горюнова Н.Н. сохраняется.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум» как работодатель, принявший на себя по условиям заключенного 25 апреля 2016 г. трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты обязанность предоставить Горюнову Н.Н. как получателю социальной выплаты работу, обусловленную трудовым договором, уволил Горюнова Н.Н. по сокращению штата организации, чем практически лишил его возможности добросовестно исполнять обязательства по этому договору. После увольнения из Ишимского многопрофильного техникума Горюнов Н.Н. не смог найти на территории Сорокинского муниципального района Тюменской области работу на предприятиях агропромышленного комплекса и в учреждениях социальной сферы ввиду отсутствия вакансий, в связи с чем трудоустроился в АО «Тюменьэнерго», которое обслуживает как предприятия агропромышленного комплекса, так и учреждения социальной сферы на территории Сорокинского муниципального района Тюменской области.
По мнению суда первой инстанции, сохранение за Горюновым Н.Н. права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отвечает целям и задачам федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области о взыскании с Горюнова Н.Н. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, суд апелляционной инстанции сослался на то, что Горюнов Н.Н. в нарушение пунктов 2.1.4, 2.1.5 трехстороннего договора от 25 апреля 2016 г. об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты был уволен с работы до истечения пятилетнего срока и по истечении шести месяцев со дня увольнения не заключил трудовой договор с другим работодателем или не организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, в связи с чем он обязан возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования.
Как указал суд апелляционной инстанции, трудоустройство Горюнова Н.Н. в АО «Тюменьэнерго» Ишимское территориальное производственное отделение филиала АО «Тюменьэнерго» Тюменские распределительные сети в качестве электромонтера на Сорокинский участок по эксплуатации распределительных сетей Сорокинского района электрических сетей Ишимского территориального производственного филиала АО «Тюменьэнерго» — «Тюменские распределительные сети» основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с него социальной выплаты являться не может, поскольку данная организация, по смыслу пункта 36 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), не относится ни к агропромышленному комплексу, ни к социальной сфере.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы — удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также — Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года».
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «г» названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»; под социальной сферой — организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственные товаропроизводители — это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления — в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт «а» пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» пункта 43 названного положения (пункт «б» пункта 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. N 106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе — участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) — участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» (далее — Положение).
Определенные этим положением условия и порядок предоставления в Тюменской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Вместе с тем с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи — получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения — без учета того, по чьей инициативе были прекращены трудовые отношения, и без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.
Следовательно, в случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе члена молодой семьи и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Однако суд апелляционной инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе по инициативе работодателя и по причинам, не связанным с нарушением членом молодой семьи норм трудового законодательства, пришел к неправильному выводу о том, что Горюновым Н.Н. были нарушены условия трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, поскольку он был уволен с работы до истечения пятилетнего срока и по истечении 6 месяцев со дня увольнения не заключил трудовой договор с другим работодателем или не организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, в связи с чем он обязан возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования. Данный вывод свидетельствует о формальном подходе суда апелляционной инстанции к разрешению настоящего спора и противоречит сути государственной программы по улучшению жизненных условий молодых семей, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами для приобретения жилого помещения.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что досрочное расторжение трудового договора с Горюновым Н.Н. имело место по инициативе работодателя — Ишимского многопрофильного техникума — и по причинам, не связанным с нарушением Горюновым Н.Н. трудового законодательства, а именно по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации), в то время как по условиям трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, заключенного между администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области, Горюновым Н.Н. и Ишимским многопрофильным техникумом, Ишимский многопрофильный техникум как работодатель Горюнова Н.Н. обязался предоставлять Горюнову Н.Н. работу, обусловленную трудовым договором, в том числе в течение пяти лет с момента получения Горюновым Н.Н. социальной выплаты на приобретение жилья.
Как установлено судом и следует из материалов дела, после увольнения 24 января 2017 г. из Ишимского многопрофильного техникума по инициативе работодателя Горюнов Н.Н. по объективным причинам (отсутствие вакантных мест) в течение 6 месяцев не смог найти на территории Сорокинского муниципального района Тюменской области работу на предприятиях агропромышленного комплекса и в учреждениях социальной сферы, в связи с чем трудоустроился в АО «Тюменьэнерго», которое, как указал суд первой инстанции, обслуживает как предприятия агропромышленного комплекса, так и учреждения социальной сферы на территории Сорокинского муниципального района Тюменской области.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции о соблюдении Горюновым Н.Н. условий для сохранения за ним права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, в том числе о том, что работодатель — Ишимский многопрофильный техникум, принявший на себя по условиям заключенного трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, обязанность предоставить получателю этой выплаты работу, обусловленную трудовым договором, ее не исполнил, тем самым практически лишил Горюнова Н.Н. возможности добросовестно исполнять обязательства по названному договору, не опровергнуты администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, не приняв во внимание, что изменение Горюновым Н.Н. места работы было вызвано обстоятельствами, от него не зависящими, в нарушение приведенных норм материального права взыскал с Горюнова Н.Н. денежные средства, предоставленные ему и его семье в качестве социальной выплаты, что противоречит основным целям и задачам как федеральной целевой программы, так и региональной программы по созданию надлежащих условий для закрепления молодых семей в сельской местности, целевому назначению предоставленной Горюнову Н.Н. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Ввиду приведенных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области о взыскании с Горюнова Н.Н. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также для принятия нового решения об удовлетворении этих исковых требований.
С учетом изложенного обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 февраля 2018 г. отменить.
Оставить в силе решение Сорокинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2017 г.
Источник: legalacts.ru
Взыскание компенсации за некачественный ремонт
В 70% случаев во время проживания счастливые обладатели нового жилья сталкиваются с:
По 214 ФЗ Вы можете требовать исполнения гарантийных обязательств застройщика по усмотрению дефектов после сдачи дома в любую секунду.
- приобрели вторичку
- согласились с качеством объекта по акту приема передачи
- поставили подпись в акте,где отсутствуют дефекты
По закону застройщик в течение пяти лет обязуется устранять все изъяны. На практике он уклоняется от обязательств или устраняет дефекты на сумму не более 15-20 тыс. руб. Когда как даже в самой, казалось бы, идеальной квартире наши специалисты находят дефектов на сумму от 300 000 руб.
Наши достижения
8 лет судебной практики
1 500 м2 помогаем принять
ежемесячно
Процент выйгранных
нами дел 98,9%
80% клиентов обращаются
к нам по рекомендации
Более 40 клиентов
ежемесячно
получают денежные
средства
Итак, Вы решили обратиться к специалистам и взыскать с застройщика компенсацию за дефекты. Как проходит процесс:
Проводится независимая экспертиза.
Выявляются все дефекты и подготавливается смета по их устранению.
Производится подача досудебной
Далее идет иск в суд, в котором Вы требуете:
Возмещение убытков, моральный вред, штраф в размере 50% от цены иска, компенсацию строительной экспертизы, возмещение оплаты услуг юриста, 1% пени в день от суммы компенсации за просрочку в её выплате.
На первом заседании судья назначает
На втором заседании
уже в присутствии судебного эксперта, который, как правило, насчитывает несколько меньше стоимость устранения дефектов, нежели в поданном нами иске. Ну и после выносится положительное решение по иску и сумма, которую необходимо взыскать.
Получив готовое решение
и исполнительный лист, наш специалист отправляется в банк застройщика и в течение 10-15 рабочих дней Вы получаете компенсацию на предоставленные Вами реквизиты.
Другая юридическая компания
Бесплатный выезд на объект для первичного осмотра.
Компетентные независимые эксперты, стоимость услуг которых возможна за наш счет.
Предлагают Вам сделать экспертизу самостоятельно.
Стоимость 20-40 тыс. руб. в зависимости от метража.
Профессиональный юрист, умеющий общаться с судебным экспертом «на одном языке», что не позволяет снизить сумму иска
в зависимости от выбранного тарифа (есть тариф без предоплаты в Lex Group)
Встреча с нашим юристом, где Вам удобно. Заключение договора.
Присутствие на осмотре квартиры.
Оплата наших услуг после получения компенсации от застройщика.
Встреча с менеджером/юристом
Самостоятельная независимая экспертиза и ее оплата.
Встреча с менеджером/юристом, заключение договора и взнос предоплаты.
В некоторых случаях возникают какие-то дополнительные скрытые платежи.
Встреча с менеджером/юристом для полной оплаты услуг.
Таким образом Lex Group берет на себя весь объем работ от первоначального общения с застройщиком до полной выплаты компенсации!
Рассчитайте возможный размер компенсации по своей квартире
В последнее время услуга «взыскание компенсации с застройщика за некачественный ремонт» получила широкое распространение. Что привело к образованию юридических фирм, которые якобы специализируются на этом направлении.
На самом деле уровень их подготовки оставляет желать лучшего. Ведь, чтобы добиваться действительно хороших результатов для своих клиентов мало знать юридическую сторону вопроса, очень важно понимать в принципе, о чем идет спор с застройщиком . К сожалению, такие знания у подобных организаций отсутствуют…
Завлекая клиентов пониженной стоимостью и рассказывая сказки о том, какие они «специалисты», такие юристы в результате не участвуют в полном цикле оказания данной услуги . Застройщики тоже не дремлют, их уже закидали подобными исками, и они вступают в борьбу. Просто так никто не хочет отдавать деньги!
Соответственно, сейчас очень важно принимать участие в судебной экспертизе. Мы это делаем всегда и на протяжении уже многих лет. Наши юристы помимо юридического образования, имеют и строительное либо высшее образование, либо прошли специальный курс обучения. Это позволяет нам общаться с судебными экспертами на «одном языке».
За счет этого сумма, рассчитанная по досудебной экспертизе, максимально приближена к сумме по судебной. Чем не может похвастаться ни одна другая юридическая компания, «специализирующаяся» на данной услуге.
Мы готовы предложить Вам несколько вариантов сотрудничества:
Тариф 30
- Предоплата 0 руб.
- Экспертиза 0 руб.
- Гонорар успеха 30 %
изучение представленных Заказчиком документов, устная консультация
подготовка мотивированных претензий в адрес застройщика
представление интересов Заказчика при проведении внесудебных исследований и судебной экспертизы на предмет определения стоимости устранения дефектов жилого помещения
подготовка процессуальных документов и направления их в судебные органы(заявления, ходатайство и др.)
представление интересов Заказчика в суде первой и второй инстанции
представление интересов Заказчика при ведении исполнительного производства до момента получения Заказчиком денежных средств
Тариф 15
- Предоплата 50 000 руб.
- Экспертиза 0 руб.
- Гонорар успеха 15 %
изучение представленных Заказчиком документов, устная консультация
подготовка мотивированных претензий в адрес застройщика
представление интересов Заказчика при проведении внесудебных исследований и судебной экспертизы на предмет определения стоимости устранения дефектов жилого помещения
подготовка процессуальных документов и направления их в судебные органы(заявления, ходатайство и др.)
представление интересов Заказчика в суде первой и второй инстанции
представление интересов Заказчика при ведении исполнительного производства до момента получения Заказчиком денежных средств
Тариф 0
- Предоплата 120 000 руб.
- Экспертиза 0 руб.
- Гонорар успеха 0 %
изучение представленных Заказчиком документов, устная консультация
подготовка мотивированных претензий в адрес застройщика
представление интересов Заказчика при проведении внесудебных исследований и судебной экспертизы на предмет определения стоимости устранения дефектов жилого помещения
подготовка процессуальных документов и направления их в судебные органы(заявления, ходатайство и др.)
представление интересов Заказчика в суде первой и второй инстанции
представление интересов Заказчика при ведении исполнительного производства до момента получения Заказчиком денежных средств
Гонорар успеха — это дополнительное вознаграждение в случае победы в деле. Выражается в % от всей просужденной суммы (за исключение затрат, понесенных клиентом) оплачивается только после денежных средств на расчетный счет Клиента.
Нет подходящего Вам тарифа? Звоните! Обсудим индивидуальные условия сотрудничества!
бесплатно проанализировать договор/соглашение или какой-то другой документ, который предлагают Вам подписать и предложить условия еще лучше, либо прокомментировать, почему Вам надо сотрудничать с нами.
Скрывать не будем, есть варианты, когда дело проходит «без сучка да без задоринки». И возможно, выбранный вариант сотрудничества с нами, отличный от стандартного «под ключ», может оказаться более выгодным для Вас .
Мы с большим уважением относимся к Вашему выбору и надеемся видеть в числе наших счастливых клиентов!
Какую сумму можно отсудить у застройщика?
Точную сумму сказать невозможно. Каждый случай уникален.
Если брать в среднем, то размер компенсации за дефекты жилья примерно такой:
— квартира без отделки — от 100 000 руб.
— квартиры с отделкой:
· студия — от 140 000 руб.
· однокомнатная — от 200 000 руб.
· двухкомнатная — от 300 000 руб.
· трехкомнатная — от 400 000 руб.
На чем зарабатывает Lex Group?
Наше вознаграждение за помощь в взыскании компенсации за дефекты жилья составляет 30% от выигранной суммы , т.е. суммы, взысканной от застройщика . Из чего складывается такой процент вознаграждения? Мы инвестируем свои средства в Ваше дело, беря все риски на себя. Мы оплачиваем абсолютно все : от почтовых переводов до независимой экспертизы.
Другие компании предлагают клиентам самостоятельно оплатить стоимость экспертизы (примерно 40 000 руб.) + сделать им предоплату (примерно 40 000 руб.) + примерно 10% от выигранной суммы. При этом им неважен результат — они уже получили свое вознаграждение и не потратили ни копейки!
Клиенты Lex Group после заключения соглашения спокойно продолжают свой привычный образ жизни, не переживая за «потраченные» средства, ведь наши услуги будут оплачены только после получения компенсации на счет клиента.
Какую сумму можно отсудить у застройщика?
Точную сумму сказать невозможно. Каждый случай уникален.
Если брать в среднем, то размер компенсации за дефекты жилья примерно такой:
— квартира без отделки — от 100 000 руб.
— квартиры с отделкой:
· студия — от 140 000 руб.
· однокомнатная — от 200 000 руб.
· двухкомнатная — от 300 000 руб.
· трехкомнатная — от 400 000 руб.
На чем зарабатывает Lex Group?
Наше вознаграждение за помощь в взыскании компенсации за дефекты жилья составляет 30% от выигранной суммы , т.е. суммы, взысканной от застройщика . Из чего складывается такой процент вознаграждения? Мы инвестируем свои средства в Ваше дело, беря все риски на себя. Мы оплачиваем абсолютно все : от почтовых переводов до независимой экспертизы.
Другие компании предлагают клиентам самостоятельно оплатить стоимость экспертизы (примерно 40 000 руб.) + сделать им предоплату (примерно 40 000 руб.) + примерно 10% от выигранной суммы. При этом им неважен результат — они уже получили свое вознаграждение и не потратили ни копейки!
Клиенты Lex Group после заключения соглашения спокойно продолжают свой привычный образ жизни, не переживая за «потраченные» средства, ведь наши услуги будут оплачены только после получения компенсации на счет клиента.
Какой срок взыскания?
От момента подачи претензии до получения решения суда проходит от трех до пяти месяцев .
Можно ли делать ремонт и самостоятельно устранять дефекты?
Для взыскания, лучше ремонт делать после проведения судебной экспертизы. Обычно это бывает по истечении 1-2 месяцев после судебного заседания. Если же у Вас уже сделан ремонт, то необходимо смотреть в какой степени и возможно ли, даже уже с имеющимся ремонтом, определить наличие тех или иных дефектов. Это бесплатно может сделать наш специалист, таким образом определив возможность взыскания.
Какая процедура взыскания?
Стандартная процедура взыскания следующая:
— подача претензии,
— ответ от застройщика,
— в случае неудовлетворения в добровольном порядке, подача искового заявления в суд,
— удовлетворение искового заявления,
— апелляционная инстанция,
— получение исполнительного листа,
— получение компенсации на расчетный счет
Можно ли взыскивать, если мы уже живем в квартире?
Непосредственно проживание в квартире не влияет на процесс взыскания. Если Вы живете в квартире, то может быть осложнено доказывание причинно-следственной связи дефектов, а именно: возникли ли дефекты от неправильной эксплуатации или от проведенного застройщиком ремонта. В любом случае проживание в квартире никаким образом не мешает проведению судебного процесса.
Какие могут быть дефекты?
К основным дефектам можно отнести нарушение геометрических параметров, т.е. неровные стены, потолки, ламинат, плитка, швы между плиткой, плохие швы в окнах (когда из них продувает).
Также часто встречаются:
— отслаивающиеся обои,
— разводы и откосы на окрашенных поверхностях,
— неправильно смонтированная сантехника,
— сколы и стыки на кафеле,
— отсутствие звукоизоляции и т.д.
Не сможет ли застройщик устроить какие-то негативные последствия от суда?
Не сможет . Необходимо четко понимать, что Вы взыскиваете именно стоимость устранения дефектов в ВАШЕЙ квартире. Заплатив деньги за квартиру, Вы должны получить квартиру, которая по качеству соответствует обязательным нормам. Если Вам сдали ее некачественную, то Вы взыскиваете именно то, что Вам и ДОЛЖНЫ были дать, а именно предоставить качественную квартиру. Поэтому в данном случае процесс полностью легитимен и Вы просто реализуете свои гражданские права.
Источник: lex24.ru