Гражданский кодекс РФ (ст.219) и п.1 с. 25 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее «Закон от регистрации») п.1 ст.25 содержат понятие «создаваемый объект недвижимого имущества». Использование в этих случаях слова «создаваемый», а не «созданный» не случайно. Очевидно, что этим термином, в данном случае, охватывается как объект, строительство которого закончено, так и объект, находящийся в процессе строительства.
Подтверждением этому служат п.п. 2-4 ст. 25 Закона о регистрации, в которых говорится о регистрации прав на объект незавершенного строительства. Однако регистрация прав на незавершенный объект обладает существенной спецификой, в связи с чем вопрос о понятии объекта незавершенного строительства в данной статье не рассматривается.
Речь пойдет о понятии вновь созданного объекта недвижимости, т.е. объекта, строительство которого завершено. Вопрос о понятии такого объекта практически сводится к тому, с какого и до какого момента объект недвижимости может считаться вновь созданным.
Стройка Для Чайников | Ответы На Вопросы | Строительство Домов
Первая часть вопроса состоит в том, когда объект теряет статус незавершенного строительства и становится вновь созданным объектом недвижимости. Дело в том, что строительные работы на объекте (в частности, отделка, благоустройство территории и т.п.) могут продолжаться весьма длительное время после того, как объект фактически начинает использоваться по установленному проектом назначению. В то же время с момента окончания всех строительных работ, предусмотренных проектом, до момента начала использования объекта, может пройти весьма значительный промежуток времени. Таким образом, момент создания объекта недвижимости, как представляется, нельзя связывать ни с моментом начала его фактического использования, ни с моментом фактического окончания строительных работ. Для этой цели должен использоваться иной, формальный критерий, состоящий в удостоверении возможности эксплуатации объекта компетентным субъектом.
До введения в действие нового Градостроительного кодекса РФ (1 января 2005 года) такое удостоверение осуществлялось путем приемки объекта в эксплуатацию уполномоченными на это комиссиями. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 года № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов» (в редакции Постановления Совмина СССР от 30.12.1988г., № 1485), приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов производилось государственными приемочными комиссиями. Этим же постановлением был установлен порядок формирования и состав этих комиссий в зависимости от принимаемых объектов.
В соответствии с п.8 указанного Постановления, датой ввода объекта в эксплуатацию считалась дата подписания акта государственной приемочной комиссией. Таким образом, юридически объект считался созданным с даты подписания такого акта. До подписания акта, независимо от его фактического состояния, объект относился к незавершенным, а проведение каких-либо работ после даты подписания акта не могло влиять на юридическое определение срока окончания строительства.
Как купить участок с не достроенным домом? | Покупка земельного участка с не достроенным домом
Последнее положение имеет весьма существенное значение для определения круга лиц, которые приобретают первичное право на вновь созданный объект. Основанием возникновения права собственности на вновь созданный объект является участие в деятельности по его созданию. Деятельность же по созданию объекта может иметь место лишь до того момента, когда объект юридически создан. Поэтому не могли быть признаны участниками создания объекта лица, которые приняли участие в тех работах, которые проводились после приемки объекта в эксплуатацию.
Следует отметить, что, несмотря на то, что новым Градостроительным кодексом порядок удостоверения факта окончания строительства весьма существенно изменен, в отношении объектов, принятых в эксплуатацию до 1 января 2005 года, документом, который может свидетельствовать о юридическом окончании создания объекта недвижимости остается акт приемки в эксплуатацию. Регистратор не вправе требовать документы, предусмотренные новым Градостроительным кодексом, если производится регистрация прав на новый объект, принятый в эксплуатацию до введения в действие этого кодекса.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса документом, свидетельствующим о возникновении нового объекта недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой «документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации». Этот документ выдается органом исполнительной власти или местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство объекта.
Для получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязан приложить ряд документов, в числе которых указан акт приемки объекта капитального строительства (подпункт 4 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса). Однако такой акт требуется лишь в случае осуществления строительства или реконструкции на основании договора, и свидетельствует лишь о том, что отношения между заказчиком (застройщиком) и подрядчиком урегулированы.
Таким образом, в настоящее время моментом юридического окончания строительства объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вторая часть вопроса состоит в определении момента, до которого объект должен считаться вновь созданным. Законодательство также не содержит прямого ответа на данный вопрос, однако анализ положений закона позволяет достаточно легко определить момент, когда объект перестает быть в юридическом понимании вновь созданным. Этим моментом является возникновение права на объект у первичного правообладателя. Понятие вновь создаваемого объекта недвижимости (ст.219 ГК РФ, ст.25 Закона о регистрации) и более общее понятие «новой вещи» (п.1 ст.218 ГК РФ) используются в законодательстве лишь применительно к вопросу о возникновении права на такие объекты. Исходя из этого, после того как право на объект возникло, он не может считаться вновь созданным, а приобретает статус «имущества, которое имеет собственника», приобретение прав на которое регулируется иными нормами (п.2 ст.218 ГК РФ).
Итак, объект считается вновь созданным с момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо с момента его приемки в эксплуатацию в установленном законодательством порядке (если соответствующий акт утвержден до 1 января 2005 года) до момента возникновения права на него у первичного правообладателя.
Здесь момент утраты объектом статуса вновь созданного связан с именно возникновением права на объект, а не с регистрацией этого права по нескольким причинам. Во-первых, возникновение права на новый объект связано с регистрацией только в отношении объектов, созданных позднее 1994 года.
Во-вторых, осуществление регистрации права лица на новый объект в некоторых случаях может не означать возникновения у него этого права. В соответствии со ст.2 Закона эта регистрация может быть признана недействительной судом. И если это произойдет, то право на объект не может считаться возникшим. После аннулирования записи о регистрации объект вновь приобретает статус вновь созданного.
Мы определили временной период существования объекта как вновь созданного. Второй аспект проблемы определения данного понятия — установление, каким образом могут возникать новые объекты. И здесь все вновь созданные объекты можно разделить на две группы:
1.объекты нового строительства и
2.объекты, созданные в результате преобразования ранее существовавших объектов.
Отнесение объектов недвижимости к новому строительству особых проблем не вызывает. Для классификации объекта как вновь построенного достаточно установить, что он был возведен без использования каких-либо конструктивных элементов ранее существовавших объектов недвижимости.
Что же касается второй группы объектов, то здесь вариантов значительно больше, а главный вопрос состоит в том, в каком случае изменение ранее существовавшего объекта превращает его в объект, имеющий статус вновь созданного. Гражданский кодекс, к сожалению, не содержит ответа на этот вопрос применительно к недвижимому имуществу. Применительно к движимым вещам имеется понятие переработки (ст.220 ГК РФ), однако, предлагаемые в этой статье критерии не могут быть применены в большинстве случаев создания недвижимого имущества.
Вместе с тем, очевидно, что новым может быть признан лишь такой объект, который образовался в результате существенного видоизменения ранее существовавшего. Критерии же существенности изменений должны носить технический характер и находиться в сфере таких отраслей, как архитектура и строительство.
В документах, регламентирующих строительную и архитектурную деятельность, различаются такие два понятия, как капитальный ремонт и реконструкция. При этом в результате осуществления реконструкции всегда возникает новый объект, а капитальный ремонт к появлению нового объекта не приводит.
Проводя грань между понятиями капитального ремонта и реконструкции, Главгосархстройнадзор России определял реконструкцию как «комплекс строительных работ и организационно-строительных мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и качества квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг». Таким образом, в отличие от капитального ремонта, который направлен на сохранение объекта в его прежнем качестве ( «ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного обеспечения, а также поддержки эксплуатационных показателей»), реконструкция направлена на создание новых качеств объекта (изменение основных технико-экономических показателей).
В настоящее время Градостроительным кодексом РФ (п. 14 ст. 1) определены понятия строительства и реконструкции, которая определяется как «изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения».
Представляется важным отметить, что, по нашему мнению, установление факта реконструкции, независимо от ее объема и стоимости, во всех случаях должно влечь требование о регистрации права на объект, как на вновь созданный. Даже если изменение параметров объекта в результате реконструкции незначительно по сравнению с прежними характеристиками объекта, следует признать, что прежний объект перестал существовать и возник новый.
Однако нельзя во всех случаях, когда изменились указанные в законе характеристики объекта, требовать регистрации прав на новый объект. Практика показывает, что такие изменения могут происходить не только в результате реконструкции, но и в процессе капитального или даже текущего ремонта. Например, общая площадь здания может измениться за счет снятия (или установки) обшивки стен, внутренней перепланировки и пр. В этих случаях изменения характеристик здания не свидетельствуют о создании нового объекта, а сведения об этом могут быть внесены в ЕГРП как записи об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода права (раздел VII Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Вместе с тем, поскольку изменение технических характеристик объекта может свидетельствовать о произведенной реконструкции, регистрирующий орган во всяком случае установления изменения характеристик объекта должен установить, в результате чего эти изменения произошли, т.к. от этого зависит порядок действий как заявителя, так регистрирующего органа. Источником же такой информации могут быть документы, выдаваемые органами технической инвентаризации и кадастрового учета, которые во всех случаях изменения характеристик объекта должны указывать причины этих изменений. Изучение практики в Санкт-Петербурге показало, что основным критерием для признания объекта вновь созданным при изменении его характеристик является изменение внешних границ объекта. При этом объект считается созданным вновь во всех случаях, когда его внешние границы изменились, независимо от значительности этих изменений. Данный критерий применяется как к зданиям и сооружениям, так и к помещениям.
В целом такой подход следует признать правильным, но с некоторыми оговорками. Не вызывает возражений утверждение, что при всяком изменении внешних границ объект должен признаваться вновь созданным.
Однако был бы неверен обратный тезис, что объект, созданный в результате реконструкции, не может сохранить те же внешние границы, поскольку не исключено, что в рамках этих границ будет осуществлена полная реконструкция объекта. Примером может служить реконструкция домов старого фонда, которая, как правило, проводится при сохранении внешнего облика (а значит и внешних границ) здания. При реконструкции объектов производственного и складского назначения весьма широко практикуется увеличение используемых площадей здания за счет их внутреннего объема путем возведения так называемых антресолей и формирования двух этажей в пространстве, занимаемом одним этажом и т.п. Вполне очевидно, что и здесь мы имеем дело с реконструкцией и созданием нового объекта.
Кроме того, следует отметить, что не всегда однозначно трактуется само понятие «внешних границ». По нашему мнению, под внешними границами следует понимать не только границы объекта на плоскости земельного участка, но и его объемные границы. Так, вполне очевидно, что как пристройка, так и надстройка здания влекут возникновение нового объекта.
Выводом из всех предшествующих рассуждений является необходимость закрепления в нормативных актах критериев существенности изменения объектов, позволяющих отнести преобразованный объект к вновь созданным. Данный вопрос вряд ли относится к предмету гражданского законодательства. Его решение должно содержаться в Законе «О техническом и кадастровом учете объектов недвижимости», с конкретизацией в специальных документах Правительства и Госстроя РФ. Формулировка закона при этом могла бы выглядеть следующим образом:
«Объект недвижимого имущества признается вновь создаваемым, если он создается без использования конструктивных элементов ранее существовавших объектов недвижимости, либо создается в результате реконструкции ранее существовавшего объекта.
Объект недвижимости признается вновь создаваемым во всяком случае изменения его внешних границ по сравнению с ранее существовавшим объектом.»
Автором не разделяется точка зрения, согласно которой вновь созданный объект недвижимости существует только с момента регистрации права на него.
Существует также мнение, что это относится только к объектам, которые созданы после 31.01.1998 г. — даты введения в действие Закона о регистрации. Однако данная позиция представляется неправильной, поскольку, с одной стороны, норма ст.219 ГК РФ действовала с 1995 г., а, с другой стороны, Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 21.10.1994 г., в статье 8 установил, что до введения в действие Закона о регистрации применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Таким образом, если право на объект, созданный в 1995г. и позже, не зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации, либо в порядке, действовавшем в месте нахождения объекта, то право на такой объект не может считаться возникшим.
Инструктивное письмо от 28.04.94г. № 18-14/63 Главной инспекции государственного архитектурного строительного надзора Российской Федерации (в настоящее время документ не действует, как не прошедший регистрацию в Минюсте там же.
Алексеев В. А., руководитель адвокатского агенства «Алексеев, Загараев и партнеры»,
Источник: alekseev-adv.ru
Тема: Является ли здание, строительство которого завершено, объектом капстроительства?
Новичок Регистрация 01.03.2011 Сообщений 6
Является ли здание, строительство которого завершено, объектом капстроительства?
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; ?
Здание, строение, сооружение являются объектами капитального строительства когда строительство которых не завершено?
Здание, строение, сооружение являются объектами капитального строительства вне зависимости от завершенности строительства?
А объекты строительство которых не завершено, являются иными (другими) объектами, но никак не такими объектами как здание, строение, сооружение?
Является ли здание, строительство которого завершено, объектом капитального строительства?
Администратор Регистрация 28.07.2009 Сообщений 104
Письмо Минэкономразвития России от 18.01.2008 г. № Д04-97 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ»
Департамент стратегии социально-экономических реформ рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон), и сообщает свое мнение.
Определение понятия «объект капитального строительства» содержится в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Закон указанного понятия не раскрывает, и при определении его содержания следует руководствоваться Кодексом.
Относительно возможности размещать заказ на выполнение капитального ремонта объектов завершенного строительства и строительство вновь возводимых (с нулевого уровня) объектов отмечаем следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Кодекса объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Исходя из содержания статьи 52 Кодекса, а также принимая во внимание, что строительство предполагает создание зданий, строений, сооружений (пункт 13 статьи 1 Кодекса), определение «объект капитального строительства» (пункт 10 статьи 1 Кодекса) следует читать как «здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». В данном случае сокращение «(далее — объекты незавершенного строительства)» относится только к слову «объекты».
С 1 января 2008 года вступает в силу часть 4.1 статьи 10 Закона (статья 4 Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ), в которой установлено, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе автомобильных дорог общего пользования, а также временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.
Таким образом, размещение заказов на выполнение указанных работ будет осуществляться только путем проведения аукциона. Положения данной статьи, касающиеся выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования исключительно путем проведения аукциона не применяются в части размещения заказа до 1 января 2009 года.
Заместитель директора
Департамента стратегии
социально-экономических реформ
А.Т.КАТАМАДЗЕ
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Новичок Регистрация 01.03.2011 Сообщений 6
Спасибо. Я был в курсе этого письма.
Юридическая сила этому письму не более личного мнения вашего или моего.
Если бы это было письмо Минрегиона, хотя опять любые письма пусть даже высоких ведомств, не обладают признаками нормативности (обязательности).
Буду благодарен за любую судебную практику, предпочтительно судебно-арбитражную, а лучше окружную.
Больший интерес представляет любое мнение пусть даже самого нижестоящего судьи (пусть мирового), чем письмо минэкономразвития. Минэкономразвития высказался за пределами своих законных полномочий. Предполагаю что в интересах лоббирования строительных СРО. А дальше думайте какова цена этого письменного ответа.
Администратор Регистрация 28.07.2009 Сообщений 104
maximpn, если предположить, что объектами капитального строительства являются только строящиеся объекты, то как можно объяснить фразу: «реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт», а также то, что здание, строение, сооружение — указаны в единственном числе, а объекты — во множественном?
Новичок Регистрация 01.03.2011 Сообщений 6
maximpn, если предположить, что объектами капитального строительства являются только строящиеся объекты, то как можно объяснить фразу: «реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт»,
Строительство объекта — это создание нового, т.е. с нуля, с нулевого цикла. А реконструкция — это только изменение параметров (конструктивных) объекта. Не более.
. а также то, что здание, строение, сооружение — указаны в единственном числе, а объекты — во множественном?
Указаны определенные типы различных объектов. Здание — один тип, сооружение -другой, строение — третий. А все остальные объединены как бы в четвертый тип.
Администратор Регистрация 28.07.2009 Сообщений 104
Можно ещё посмотреть, Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, там предусмотрено, что объект уже сдан в эксплуатацию:
18. Раздел, открываемый по каждому объекту учета (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), включает в себя сведения из следующих источников:
л) год строительства (ввода в эксплуатацию) объекта учета;
Кроме того, в госдуме на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в ГрК, в котором есть статья:
Статья 5524. Градостроительные требования к эксплуатации зданий и сооружений
1. Эксплуатация зданий и сооружений представляет собой использование здания или сооружения в соответствии с его разрешенным использованием (назначением).
2. Эксплуатация здания или сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев указанных в части 3 настоящей статьи), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также после получения акта, разрешающего эксплуатацию здания или сооружения.
3. В случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
4. Эксплуатация здания или сооружения осуществляется собственником объекта капитального строительства или лицом, владеющим объектом капитального строительства на ином законном основании.
5. Эксплуатация объектов капитального строительства должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В процессе эксплуатации здания или сооружения должна обеспечиваться возможность безопасного использования такого объекта в соответствии с его разрешенным использованием (назначением).
6. В целях обеспечения безопасности здания и сооружения в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание здания или сооружения, эксплуатационный контроль, работы по поддержанию здания или сооружения в надлежащем техническом состоянием (в том числе посредством текущего ремонта).
7. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания или сооружения проводится в период эксплуатации такого здания или сооружения путем осуществления периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания или сооружения, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
8. Под надлежащим техническим состоянием понимается поддержание параметров устойчивости, надежности и долговечности зданий и сооружений, а также исправность и функционирование строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
9. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения.
10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами.
11. В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения здания или сооружения (орган местного самоуправления муниципального района в случае нахождения здания или сооружения на межселенной территории) заявлений физических или юридических лиц о нарушении градостроительных требований эксплуатации зданий и сооружений, о возникновении аварийных ситуаций на зданиях и сооружениях органы местного самоуправления осуществляют проверку соответствия работ по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, работ по поддержанию таких здания или сооружения в надлежащем техническом состоянии требованиям технических регламентов, предъявляемых к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объекта, требованиям проектной документации, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами за эксплуатацией зданий и сооружений осуществляется государственный надзор (контроль). Порядок проведения указанной проверки устанавливается представительным органом местного самоуправления.
12. Государственный надзор (контроль) при эксплуатации зданий и сооружений осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Новичок Регистрация 01.03.2011 Сообщений 6
По строительству, о создании нового объекта строительством. Само ПОНЯТИЕ такого объекта как здание, сооружение в том смысле в каком оно заложено в ГрК, появляется ТОЛЬКО после окончания его строительства (завершении строительства) и последующем принятии этого объекта в эксплуатацию. Не ранее. Пока строительство объекта не завершено, здания ещё нет, есть только объект капитального строительства, не более.
По строительству (реконструкции) завершенного строительством объекта. Здание, сооружение построено, принято в эксплуатацию. Соответственно, ТОЛЬКО после этого законченный строительством объекту капитального строительства присваивается статус здания (сооружения) и теряется статус объекта капитального строительства.
Далее появилась необходимость его реконструкции либо капитального строительства. После получения разрешение на реконструкцию либо капитальный ремонт статус здания (сооружения) несколько меняется. С этого момента зданию сооружению присваивается (появляется) статус объекта капитального строительства. Можно сказать и так, применительно к формулировке понятия «объкт капитального строительства» (ст.1 п.10 ГрК)
Источник: forum.sro.su