Временная подъездная дорога
Форум
Института госзакупок
(Москва)
Согласно аукционной документации, участнику закупки необходимо наличие опыта по выполнению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Закупка: Выполнение работ по объекту «Автомобильная дорога сезонного действия (автозимник)
У нас есть контракт на подходящую сумму на устройство другого автозимника
Что является объектом капитального строительства ? Определение объекта капитального строительства дано в ст.1 Градостроительного кодекса РФ. Также определение ОКС в строительстве дает ГК РФ. … Что такое объект капитального строительства : определение и виды по Градостроительному кодексу. Градостроительный кодекс дает определение объектов капитального строительства и четко характеризует эту категорию сооружений, так что сомнений возникать не должно. Но бывают спорные случаи, когда постройка по всем признакам к ОКС не относится , а тем не менее признается таковой. … автодороги ; железные дороги ; туннели; трубопроводы.
Является ли временная автодорога объектом капитального строительства
Наша организация разрабатывает проектную документацию на строительство опасного производственного объекта в составе действующего объекта. Для доставки грузов на период строительства имеются необходимость в строительстве временной подъездной дороги.
- Является ли обязательным включение временной дороги в состав проектной документации для предоставления на ГГЭ (главгоэкспертизу) или достаточно разработка РД с прохождением региональной экспертизы.
- Требования НТД на дороги общего пользования в полной мере распространяются также на дороги временного пользования?
1. Проектная документация для предоставления в ГГЭ должна соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 28.07.2015) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [1].
Согласно п. 23. «… Раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать: … … л) обоснование потребности строительства в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче-смазочных материалах, а также в электрической энергии, паре, воде, временных зданиях и сооружениях…
…ц) строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений…». Следовательно, включение временной дороги в состав проектной документации является обязательным.
2. Основные нормативно-технические документы по строительству автомобильных дорог общего пользования СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» [2], СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» [3] не распространяются на временные дороги.
ИсточникОсобенности отнесения объектов к объектам капитального строительства . При строительстве объектов необходимо соблюдать требования действующего гражданского и градостроительного законодательства РФ, в частности получить разрешение на строительство . Однако такое разрешение не является обязательным в случае возведения объекта некапитального строительства . В связи с этим возникает вопрос, как оценить, является ли конкретный строящийся объект объектом капитального строительства , нужно ли в этом случае получать разрешение на строительство и проводить государственную экспертизу проектной документации в соответствии со ст. ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ.
асфальтированная площадка не является самостоятельным объектом недвижимого имущества
Минфин России в письме от 13 ноября 2019 г. N 03-05-05-01/87416 изложил свою позицию по спорному вопросу: может ли асфальтированная площадка признаваться самостоятельным объектом недвижимости и облагаться налогом
Вопрос: Относится ли асфальтированная площадка на территории организации к категории основных средств? Если да, то в целях налога на имущество организаций она является движимым или недвижимым имуществом?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 22.10.2019 по вопросу применения законодательства в отношении земельного участка (находящегося на территории предприятия), покрытого асфальтом (асфальтированная площадка), и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 Кодекса установлено, что не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Согласно статьям 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Кроме того, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) определено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).
Поэтому вопрос о том, является ли объект недвижимостью, должен решаться с учетом положений ГрК РФ на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов (письмо Минэкономразвития России от 22.04.2019 N Д23и-13390).
По мнению Департамента, при решении вопроса признания асфальтированной площадки для целей налогообложения объектом недвижимого имущества необходимо учитывать также различную правоприменительную практику по данному вопросу.
На основании пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638, пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
В то же время из мотивировочной части Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5 следует, что производственная площадка может признаваться объектом недвижимости.
Поэтому, если асфальтированная площадка не является самостоятельной недвижимой вещью (сооружением — объектом капитального строительства), а является только замощением земельного участка (улучшениями земельного участка), покрытый асфальтом земельный участок (асфальтированная площадка), по мнению Департамента, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 374 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
ИсточникЯвляется ли дорога самостоятельным объектом недвижимого и имущества? Сейчас есть две позиции относительно того, относится ли дорога к объекту недвижимости, или нет. … Для квалификации автодороги как отдельного объекта недвижимости необходимо исходить из следующих признаков: — характер дорожного полотна (замощения) с точки зрения возможности его перемещения без причинения несоразмерного ущерба; — создавалась ли дорога изначально как самостоятельный объект недвижимости с соблюдением строительных норм и правил или она имеет вспомогательную функцию, улучшая полезные свойства земельного участка.
Дорога к арендованной недвижимости: об учете затрат на обустройство
Иногда арендатор сталкивается с ситуацией, когда для проезда к арендованным им зданиям нужно обустроить дорогу. Но как поступить с затратами на ее обустройство и как отражать их в бухгалтерском учете, если земельный участок, по которому она пролегает и на котором расположены арендованные строения, арендодателю не принадлежит и, соответственно, не арендуется? Об этом рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сергей Родюшкин и Светлана Овчинникова.
Организация применяет общий режим налогообложения. В целях обеспечения подъезда для производственного транспорта подрядным способом обустроена подъездная дорога с щебеночно-асфальтовым покрытием к арендованным производственным помещениям (гараж, цех по производству раствора, административно-бытовой комплекс). Земельный участок, на котором находятся арендованные здания, не арендуется, так как у арендодателя документы на отвод земли не оформлены (в собственности только здания). Как правильно отразить в бухгалтерском учете затраты на обустройство подъездной дороги к арендованным зданиям?
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, разрешать строительство на своем участке другим лицам (п. 1 ст. 263 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Таким образом, для производства на земельном участке строительных работ необходимо получить согласие собственника земельного участка.
Следует учесть, что в ситуации, когда у организации отсутствуют правоустанавливающие документы как на земельный участок, так и на строительство (возведение, обустройство) на нем объектов капитального строительства, можно говорить о том, что имеет место самовольная постройка.
Самовольная постройка — это недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ). Создание объекта самовольной постройки влечет определенные правовые последствия. В силу п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ.
В отношении бухгалтерского учета асфальтированной подъездной дороги, прежде всего, нужно определиться с вопросом, является ли заасфальтированная дорога самостоятельным объектом недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ недвижимым имуществом являются земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Исходя из норм ст. 130 ГК РФ, представляется, что заасфальтированные дороги также можно считать недвижимым имуществом, т. к. в ст. 130 ГК РФ нет конкретного перечня недвижимого имущества, а только указано, что общим критерием отнесения имущества к недвижимости является прочная связь с землей. Кроме того, в данной норме указано, что к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В свою очередь, в соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на объект недвижимости возникает с момента его государственной регистрации.
В связи с изложенным обратимся к имеющейся арбитражной практике по вопросу признания недвижимым имуществом такого объекта, как обустроенная подъездная дорога (площадка) с асфальтовым покрытием.
Мнение судей об отнесении подъездных путей (площадок) с асфальтовым или бетонным покрытием, используемых для размещения автостоянок или иных целей, в большинстве постановлений сводится к тому, что для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. В противном случае объект фактически не относится к недвижимому имуществу. Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для проезда и стоянки автомобилей или его благоустройство не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу и не должно препятствовать использованию такого земельного участка для иных целей (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2012 N Ф01-5218/12 по делу N А43-44310/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 N Ф08-2485/12 по делу N А53-19718/2011, ФАС Поволжского округа от 24.02.2012 N Ф06-481/12 по делу N А57-6778/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 N 10АП-3331/13, Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 N 01АП-2432/12, Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 02АП-8082/11 и многие другие).
Но существуют и более ранние решения судов, в которых асфальтированные площадки были признаны самостоятельными объектами недвижимости (например, постановления ФАС Центрального округа от 30.07.2010 N А48-3663/08-1, ФАС Поволжского округа от 07.12.2009 N А57-19930/2007).
Таким образом, с учетом последней арбитражной практики (применительно к рассматриваемой ситуации) полагаем, что обустройство на земельном участке подъездной дороги с асфальтовым покрытием, произведенное с целью обеспечения проезда автомобилей к производственным и офисным зданиям, не может быть признано самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации или могут быть зарегистрированы, а является неотделимыми улучшениями земельного участка, на котором выполнены данные работы.
Абзацем 2 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) предусмотрено, что в составе основных средств (ОС) учитываются капитальные вложения в арендованные объекты ОС.
В пунктах 3, 10, 35 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н), уточняется, что капитальные вложения в арендованное имущество учитываются в составе ОС арендатора в том случае, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.
В решении ВАС РФ от 27.01.2012 N 16291/11 отмечено, что необходимость отражения капитальных вложений, законченных строительством, в составе основных средств организации-арендатора согласуется с принципами и правилами формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, поскольку учет такого имущества производится у лица, для которого этот актив соответствует определенным условиям, позволяющим отнести его в состав основных средств (пункт 4 ПБУ 6/01). Поскольку до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов, именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств.
В анализируемом случае земельный участок, в отношении которого произведены улучшения полезных свойств (асфальтирование), не является объектом аренды (субаренды), поскольку не принадлежит арендодателю на праве собственности (ином праве).
Однако полагаем, что к рассматриваемой ситуации применимы правила бухгалтерского учета затрат на неотделимые улучшения объекта недвижимости, полученного в пользование, в том случае, когда собственник объекта недвижимости не компенсирует данные затраты пользователю земельным участком. Повторим, что для производства на земельном участке строительных работ (во избежание негативных последствий) целесообразно получить согласие собственника земельного участка.
К сведению:
Отнесение затрат на асфальтирование подъездной дороги к отдельному объекту движимого имущества представляется спорным, а в целях исчисления налога на имущество (с учетом изменений с 2013 года) — небезопасным для налогоплательщика.
Так, в письме Минфина России от 14.03.2013 N 03-05-05-01/7760 даны следующие разъяснения: «произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества (стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества), учитываемые им на балансе в качестве объектов основных средств, до их выбытия признаются объектом обложения налогом на имущество». Таким образом, представители финансового ведомства не считают, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств являются отдельным объектом движимого имущества, а относят их к суммам, увеличивающим первоначальную стоимость объекта основных средств, в отношении которого произведено улучшение.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что затраты на обустройство асфальтированной дороги (предназначенной для проезда производственных транспортных средств), произведенные с согласия собственника земельного участка, но им не возмещаемые, можно учесть в бухгалтерском учете как неотделимые улучшения в земельный участок (полученный в пользование). Такие неотделимые улучшения должны быть включены арендатором производственных помещений в состав собственных ОС в качестве самостоятельного объекта ОС, по которому в течение срока пользования земельным участком начисляется амортизация.
В анализируемой ситуации указанный объект используется в деятельности организации по своему прямому назначению, организация понесла расходы из собственных средств на его создание (обустройство), следовательно, он должен учитываться на балансе организации. По нашему мнению, такой факт, как отсутствие у арендодателя производственных помещений договора аренды на земельный участок, расположенный под обустроенной дорогой, не препятствует учету объекта на балансе организации в качестве ОС.
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 для принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве ОС требуется одновременное выполнение следующих условий:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на сооружение объекта (п. 7, 8 ПБУ 6/01). Согласно п. 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, законченные капитальные вложения в арендованные объекты ОС зачисляются организацией-арендатором в собственные ОС в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды. К таким затратам в рассматриваемом случае относятся суммы, уплаченные в соответствии с договором подрядной организации, которая выполняла работы по укладке асфальта, а также иные расходы, непосредственно связанные с сооружением объекта.
Стоимость объектов ОС в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации, которая начинает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения его стоимости либо списания с бухучета (п. 17, 21 ПБУ 6/01).
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при его принятии к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта производится исходя из:
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срока аренды).
Для определения срока полезного использования и размера амортизации может применяться постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
ИсточникАвтомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты , элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального. … На основании п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства не относятся временные постройки.
Является ли временная автодорога объектом капитального строительства
Несколько лет назад организацией была построена дорога. Неизвестно, был ли соблюден установленный законом порядок строительства дороги. К какому имуществу — движимому или недвижимому, можно отнести дорогу, покрытую цементными плитами? Нужно ли регистрировать право собственности на такую дорогу?
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон об автомобильных дорогах)).
В соответствии со ст. 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, указанным Законом. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются на основании соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (часть 1 ст. 51 ГК РФ).
На основании п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства не относятся временные постройки. Таким образом, для ответа на вопрос, является ли конкретная дорога недвижимым имуществом, необходимо установить, может ли такая дорога быть отнесена к объектам капитального строительства и не является ли она временным сооружением. Для этого следует оценить назначение этой дороги, наличие у нее признаков, квалифицирующих дорогу как объект капитального строительства, таких как, например, наличие основания дороги (Строительные нормы и правила СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»).
Если дорога фактически является объектом капитального строительства, но разрешение на ее строительство не выдавалось либо дорога создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то такая дорога будет являться самовольной постройкой (п. 1 ст. 222 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Единственное исключение из этого случая, вытекающее из п. 3 указанной статьи, — это признание права собственности судом за лицом, которое самовольно возвело объект недвижимости на принадлежащем ему на праве собственности, пожизненно наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельном участке.
Если же дорога, являющаяся объектом капитального строительства, была создана с соблюдением закона и иных правовых актов, то лицо, построившее такую дорогу для себя, приобретает на нее право собственности (ст. 218 ГК РФ).
Следовательно, в тех случаях, когда дорога является объектом капитального строительства и была возведена в установленном законе порядке либо право собственности на нее было признано в судебном порядке, право собственности на дорогу подлежит государственной регистрации, как того требует ст. 131 ГК РФ. Если же дорога является временным сооружением, то регистрировать право собственности на нее не нужно.
ИсточникЯвляется ли заасфальтированная открытая автостоянка объектом капитального строительства и требуется ли на её строительство разрешение». Ответ. Практика исходит из того, что заасфальтированная открытая автостоянка не является объектом недвижимости. … В Постановлении ФАС СЗО от 03.12.2012 №№ А56-9063/2012, Ф07-6897/2012 № А56-9063/2012 суд указал: «…Как установлено судами по результатам исследования собранных по делу доказательств, открытая автостоянка относится к объектам внешнего благоустройства, представляет собой площадку с асфальтобетонным покрытием и установленными на ней четырьмя железобетонными опорами уличного освещения.