ЖБО объектов, не присоединенных к ЦСВ: сточные воды или отходы?
Если говорить о таком способе удаления сточных вод как передача вод организации, эксплуатирующей централизованную систему водоотведения, то нужно признать, что Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» практически не содержит положений, регулирующих порядок вывоза хозяйственно-бытовых сточных вод, образуемых на объектах, не имеющих непосредственного присоединения к централизованной системе водоотведения.
Закон предусматривает единственное упоминание ситуации, указывающей на особенности «канализования» лиц, объекты которых не подключены к ЦСВ.
И в этом упоминании используется фраза «вывоз жидких бытовых отходов».
В соответствии с ч. 5 ст. 7 указанного Федерального закона:
[…]. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Локальные очистные сооружения. История одной мистификации.
Дальше мы сталкиваемся с широким полем для толкований. Главным образом, важна при этом идентификация «жидких бытовых отходов» в качестве отходов или сточных вод.
Понятие «жидкие бытовые отходы» — категория собирательная — и статус таких спорных веществ в законодательстве не решен (несмотря на наличие на подзаконном уровне определения этого понятия, о чем речь пойдет ниже).
По этой причине лица, в процессе деятельности которых образуются хозяйственно-бытовые сточные воды (они же жидкие бытовые отходы), задаются такими вопросами как:
- Является ли вывоз жидких бытовых отходов, аккумулируемых в септиках, выгребных ямах и прочих объектах-приемниках, накопителях сточных вод, видом обращения со сточными водами в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»?
- Может ли вывоз жидких бытовых отходов быть признан видом обращения с отходами какого-либо класса опасности?
- Является ли обращение с жидкими бытовыми отходами обращением с отходами как таковыми?
Эти вопросы актуальны также для тех, кто осуществляет вывоз хозяйственно-бытовых сточных вод по договору на вывоз жидких бытовых отходов, и, к сожалению, на сегодняшний день остаются предметом дискуссии и противоречивых толкований.
В первую очередь, отметим, что рассмотрение понятийного аппарата, используемого законодательством о водоснабжении и водоотведении или законодательством об отходах производства и потребления, однозначного ответа на поставленные вопросы не дает.
Понятийный аппарат указанных федеральных законов не учитывает некоторые нюансы, связанные с вывозом хозяйственно-бытовых сточных вод, образуемых на объектах, не имеющих непосредственного подключения к ЦСВ.
При этом законодательство об отходах производства и потребления не отвечает на вопрос: являются ли жидкие бытовые отходы (в том числе образуемые в процессе деятельности юридических лиц) отходами, обращение с которыми регулируется положениями ФЗ «Об отходах производства и потребления»?
Проектирование очистных сооружений: примеры реальных ошибок и рекомендации по их исправлению
И хотя всем понятно, что от объективного ответа на него зависит наличие/отсутствие обязанностей, возлагаемых на лиц, участвующих в цепочке обращения с жидкими бытовыми отходами, тем не менее, вопрос так и не решен по настоящее время.
А обязанности эти, ни много ни мало, заключаются в:
1) отнесении соответствующих отходов к конкретному классу опасности;
2) разработке и утверждении паспортов отходов;
3) разработке и утверждении НООЛР в отношении соответствующих отходов;
4) осуществлении учета в области обращения с отходами в отношении соответствующих отходов;
5) оформлении лицензии на деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности (в случае если отходы обладают I-IV классом опасности).
Напомним, что ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, как таковой, прием жидких бытовых отходов в ЦСВ. Причём в этом ключе под ЖБО понимаются, по сути, сточные воды, образуемые у абонента ЦСВ, объекты капстроительства которого не подключены к ЦСВ.
Иначе получается серьезное логическое противоречие: по умолчанию в ЦСВ принимаются сточные воды, а не отходы. Прием/сброс в ЦСВ отходов законодательством не предусмотрен.
Значит, ЖБО, о которых идет речь в части 5 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», — это не отходы?
Тем не менее, на практике, вероятно, для подстраховки исполнители услуги по вывозу ЖБО, понимая, что они потенциально имеют дело с отходами, а не сточными водами, оформляют лицензии на транспортирование отходов.
Непонятно только, куда исполнители планируют передавать вывозимые от населения, организаций отходы. Вопрос, конечно, риторический, учитывая, что широко известно: такие отходы-воды так или иначе передаются в ЦСВ. Даже если они сначала передаются на очистные сооружения, то стоит учитывать, что, как правило, такие очистные сооружения — объекты ЦСВ.
При таком подходе (ЖБО — это отходы, при транспортировании которых надо получать лицензию), получается, что самим организациям ВКХ надо обеспечивать наличие лицензии на деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности.
Все ли водоканалы имеют такую лицензию? Все ли водоканалы готовы такую лицензию получать?
В первую очередь, в зоне риска такие виды деятельности, как транспортирование ЖБО, обработка ЖБО, очистка ЖБО, обезвреживание и обеззараживание ЖБО. На наш взгляд, проводить параллели с лицензируемыми видами деятельности по обращению с отходами излишне.
Полагаем, что сложившаяся ситуация окончательно разрешится только тогда, когда в законодательство будут внесены изменения:
1) исключающие использование категории «жидкие бытовые отходы» применительно к хозяйственно-бытовым сточным водам (как канализованных, так и не канализованных объектов;
2) уточняющие, что законодательство об отходах производства и потребления не применяется к отношениям по обращению с хозяйственно-бытовыми сточными водами (как канализованных, так и не канализованных объектов).
ИсточникОбязательно ли для предприятия строительство очистных сооружений?
Обязательно ли для предприятия строительство очистных сооружений?
Вид документа:
Консультация
Принявший орган: Эксперт
Тип документа: Ответ на частный запрос
Дата начала действия: 15 июля 2014 г.
Опубликован:
-
Федеральный закон Федеральный закон Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ
Обязательно ли для предприятия строительство очистных сооружений?
На предприятии в процессе производственной деятельности образуются сточные воды в объеме более 200 куб.м./сутки , которые в дальнейшем передаются на очистные сооружения водоканала по договору.
Согласно п.116 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения», абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать ЛОС и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в ЦСВ, в случае:
- если абоненты отнесены к определенным Правительством РФ категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются НДС загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов;
- или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению № 4 .
Согласно п.11 Приложения № 4 к Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, если на предприятии осуществляются производственные процессы, в ходе которых используются или образуются кислоты и щелочи, а также их растворы, восстановленные серные соединения и пр., то предприятие обязано иметь ЛОС.
На предприятии осуществляются вышеупомянутые производственные процессы.
1. Значит ли это, что строительство ЛОС обязательно для нашего предприятия (учитывая, что сточные воды передаются на очистные сооружения водоканала, проходят там очистку и только потом сбрасываются в водный объект)?
2. Если заведомо известно, что соблюдение НДС при существующей технологии производства для нашего предприятия невозможно, можем ли мы для получения лимитов при разработке плана снижения сбросов предусмотреть другие мероприятия (кроме строительства ЛОС), направленные на улучшение качества сточных вод, например, реконструкцию ХВО, реконструкцию систем оборотного водоснабжения, сокращение продувок и т.д.?
1. Согласно п.6 ст.27 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (далее ЦСВ) с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).
В целях реализации положений Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ нормативы допустимых сбросов нормируемых абонентов и лимиты на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 1 января 2015 года .
До 1 января 2015 года абоненты, указанные в п.1 ст.27 Федерального закона от 7.12.2011 г. № 416-ФЗ, обеспечивают ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разрабатывают планы снижения сбросов и утверждают такие планы в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ.
Таким образом, требование о предварительной очистке сточных вод нормируемых абонентов перед передачей их в ЦСВ установлено Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ. Поскольку Ваше предприятие относится к категории нормируемых абонентов Вам необходимо в срок до 01.01.2015 г. обеспечить ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений. Срок ввода в эксплуатацию может быть перенесен на основании разработанного и согласованого Плана снижения сбросов.
План снижения сбросов разрабатывается на срок до 7 лет (п.4 Положения).
План снижения сбросов включает в себя (п.5 Положения):
а) мероприятия по снижению сбросов — строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию , модернизацию и техническое перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения , а также централизованных и локальных очистных сооружений , установок по очистке сточных и (или) дренажных вод;
б) сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов;
в) сроки выполнения мероприятий по снижению сбросов;
г) объем расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов;
д) сведения об ответственных за выполнение мероприятий по снижению сбросов должностных лиц.
Следовательно, при разработке плана снижения сбросов, кроме строительства ЛОС, Вы вправе предусмотреть другие мероприятия, направленные на улучшение качества сточных вод (реконструкцию ХВО, реконструкцию систем оборотного водоснабжения и т.п.).
Источник