Задачи решаемые при проектировании в строительстве

С учетом развития объекта во времени и пространстве необходимо построение так называемого «дерева целей», которое представляет собой способ прогнозирования, основанный на построении многоуровневых схем, охватывающих все необходимые сферы предполагаемой деятельности — от общих целей, ключевых направлений и блоков до частных задач, требующих самостоятельного решения.

Методика построения дерева целей используется при необходимости комплексного рассмотрения элементов проектной деятельности и по-операционного планирования исследований, связанных с решением конкретной проблемы, а также для увязки отдельных целей проектирования с действиями, которые необходимо предпринять в настоящем. Последовательность методической работы состоит: в выделении общей цели; выделении основных направлений работ; выделении группы частных задач; построении общей схемы «дерева» с учетом характера целей (в форме графических построений и текстовых пояснений).

В результате возникает необходимость фиксирования всех условий, сформулированных как непреложные особенности, связанные с конкретикой проектной задачи, технологические, функциональные и художественные аспекты решаемой проблемы в форме составления дизайн-программы.

🛑 Ошибки при проектировании дома | Топ ошибок в строительстве

Дизайн-программа — метод, соединяющий в целостный процесс разработку проектно-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой деятельности, реализующей эту концепцию. Программа объединяет конструктивно-технологическим единством продукцию и организованные средовые целостности мест ее использования, обеспечивая, таким образом, взаимосвязь системы продукции и системы потребления.

Дизайн-программа дает возможность формировать комплексные объекты дизайна, где эстетическая ценность основывается, прежде всего, на связях системы и уже затем на форме ее элементов, как бы растворенной в единстве более высокого порядка.

Ход развития метода проектного анализа, ведущего в конечном результате к выработке идеи проекта, ее реализации в процессе продуктивной проектной деятельности, состоит из целого ряда последовательных шагов — этапов работы над проектом.

ПЕРВЫЙ ЭТАП включает в себя сбор всех данных, касающихся будущего объекта, а именно: данные о месте строительства, качествах среды, объективные физические условия (рельеф, климат), знания об историческом развитии существующей, сложившейся среды, выраженные в форме обмеров, зарисовок, фотофиксаций, вычерчивании генерального плана местности, макетирования или графической фиксации подосновы, схематичного или подробного изображения инфраструктуры участка. К этому этапу относится и изучение социально-утилитарных условий.

Социально-утилитарный анализ факторов осуществляется с помощью анкетирования, метода «дельфы», опроса. Опрос — простой, часто единственно приемлемый метод прогнозирования с привлечением экспертов для сбора фактических данных по рассматриваемой проблеме и определения тенденций развития проектируемого объекта на основе их профессионального опыта и интуиции.

Основы применения BIM-технологий в проектировании и строительстве

Опросы делятся на две группы: элементарные (наблюдения, симуляционный метод, прямая анкета, интервью, свободная беседа, тест, психофизиологические исследования, изучение документов, анализ содержания) и синтетические (косвенная анкета). Выбор метода сбора данных зависит от программы исследований и наличия источников информации. Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны, те или другие ограничения. Дополнение одного метода другим дает возможность получить наиболее качественный результат.

Одновременно с этим происходит сбор данных, касающихся современности, существующих течений и направлений в архитектуре, дизайне и изобразительном искусстве в целом, попытка уловить и определить «дух сегодняшнего дня», изучение прототипов — проектов или реализованных объектов, подобных проектируемому по функциональному назначению, месту строительства или условиям проектирования.

Сбор данных осуществляется, в основном, через работу с литературой, библиографиями, историческими документами.

Работа с библиографией и иконографией провоцирует и развивает способности к поиску литературных источников, внимание, ориентацию, проверку полезности, просмотр, отбор и т.д. Она создает методику работы с источниками — определение цели чтения, метода осуществления процесса чтения, конспектирование, аннотирование, составление библиографии и картотек. Методы работы с иллюстрациями: составление иконографии параллельно с работой над литературой; постоянный сбор готовых иллюстративных материалов «впрок» (в том числе и личных работ); систематизация и обеспечение оптимальных условий хранения иллюстраций в иконотеке — зарисовок, негативов, фотографий, диапозитивов, проектов, графических подлинников.

Существенную роль в отборе нужного материала играет личность самого проектировщика. Личностный подход определяется уже на стадии предпроектного анализа и характеризуется выбором определенных аналогов, приоритетов, предпочтений в профессиональной области, эрудиции. Эрудиция архитектора-дизайнера выражается в объеме профессиональных знаний плюс знании проблем смежных дисциплин.

Личностный подход — взгляд на задачи творческого процесса, определяемый опытом, духовной культурой, системой понятий, оценок и предпочтений автора и, наконец, его творческой установкой.

Эта установка предваряет деятельность, определяет ее направленность и развертывание, концентрирует усилия для решения поставленной проектной проблемы. Она, в известном смысле, «сужает» пространство мышления, что согласуется с эвристическим правилом — ограничивать область поиска. Информация, поступающая извне, оценивается лишь в разрезе нужности для решения задачи. С другой стороны, личностный подход «отмечает» результат творческой работы неповторимыми особенностями авторской индивидуальности, способствует формированию художественного своеобразия результата проектной деятельности.

Результатом этапа анализа является выработка задания на проектирование (ТЗ на проектирование), которое составляется автором будущего проекта или является результатом совместной работы архитектора-дизайнера и заказчика, так как проектировщик видит проблему более широко, не только с утилитарной стороны, так как лучше оценивает архитектурно-пространственные и художественные возможности проектируемого объекта.

ВТОРОЙ ЭТАП — выработка творческой проектной установки авторской ориентации в системе целей и приоритетов при формировании архитектурно-дизайнерских объектов.

Предпроектная деятельность (анализ ситуации, опыт, эрудиция) формируют основу для проектирования нового объекта, отвечающего определенным требованиям. Системообразующим фактором, обеспечивающим свойство целостности условиям особенного функционирования архитектурной среды, выступает явление второго этапа в проектной деятельности — творческая, авторская установка.

  • ситуативный, если внимание проектировщика сосредоточено на ценности некоего преходящего состояния в особой эстетической ситуации, когда объект выступает как средство ее осуществления;
  • эстетизированный, характерный соотнесением объекта с художественным идеалом; нередко предусматривается эстетическая ценность будущего акта созерцания при относительной незаинтересованности иными сторонами ситуации;
  • прагматический, рассматривающий объект как средство удовлетворения определенной потребности, когда на первый план выступает конкретная полезность вещи;
  • профессиональный (противоположный прагматическому) — когда создание объекта ценно с точки зрения его «делания», а предметом интереса являются приемы организации функции и формообразования, конструктивная структура, архитектоника, использование средств символической значимости, форма соотнесения объекта с конкретной средой.

Исходными положениями собственно проектной установки являются комплекс функциональных требований и объективная ситуация, которые предопределяют деятельность.

Проектная установка реализуется, в первую очередь, в компоновке плана и общих объемных построениях. На практике эта задача чаще всего решается путем разделения пространства деятельности людей на зоны и размещения в них предметов, объектов и вещей в зависимости от их назначения, значимости, частоты использования и прочего. Зоны выделяются с помощью объемно-пространственных и композиционных построений компонентов среды. Однако зонирование как метод компоновки учитывает только требования определенной организации использования и взаиморасположения укрупненных функциональных, планировочных и других элементов архитектурной среды.

Пространство деятельности людей в его максимально возможных границах в практической деятельности человека обычно не используется. Значительно чаще человек имеет дело с отдельными функциональными пространствами, обладающими гораздо меньшими размерами. Последнее связано с различными целями использования многообразного предметно-пространственного окружения.

В конечном счете, самая первая стадия средового проектирования — осознание цели, условий и задач работы — приводит к ограничению числа возможных направлений проектного поиска наиболее перспективными и максимально интересными для автора, а дальнейшие разработки ведутся уже только в русле выбранного сектора направлений.

Функционально-образные установки, определенные на первых этапах работы, реализуются в прогнозе наиболее предпочтительных вариантов предметно-пространственной организации проектируемого объекта. При этом используется целая совокупность различного рода методических приемов и рекомендаций.

Архитектурно-дизайнерская деятельность — это комплексное использование знаний в различных аспектах, рассматривающих проблему существования человека в среде, предмета в комплексе взаимодействий элементов окружения и т.д.

В процессе проектирования осуществляются связи логико-методологического, теоретического мышления с творческим, конкретно-образным. Методика дизайна архитектурной среды, как и в архитектурном проектировании, опирается на методы и приемы творческой деятельности, использующие эвристическое мышление (поиски новых действий в необычных ситуациях).

Эвристический подход в проектировании необходим в проблемной ситуации, при недостаточной предпроектной информации, отсутствии имеющихся в опыте готовых схем решения поставленной задачи. В экспериментальной эвристике используются методы анкетирования, аналогии, перенесения приемов решения задач из смежных наук и другие.

Читайте также:  Строительство осташковской развязки когда

На начальном этапе процесс поиска проектной идеи и замысла материализуется в виде эскизов, набросков, моделей, раскрывающих ход мыслей автора, характеризующих творческий акт, не всегда еще осознанный до конца.

Рассмотрев системно все условия формирования будущего объекта проектирования, на этом этапе архитектор-дизайнер формирует веер определенных вариантов решений будущего проекта, удовлетворяющих большей сумме требований, определенных в техническом задании на предыдущем этапе, реализованных художественных формах и образах. Иногда выбор делается не на основании соответствия большему числу необходимых требований, а учитывая требования заказчика, которые он заявляет как непреложные.

Архитектор-дизайнер должен участвовать в составлении технического задания на проектирование, поскольку уже в техническом задании должны быть в общей форме определены требования к проектируемой среде. В ряде случаев техническое задание включает аналитический цикл, называемый циклом предварительного исследования. На этой стадии проектирования определяются причины и цели разработки проекта, место проектируемого объекта в инфраструктуре (города, района, комплекса или другого образования), место в комплексе объектов, функционально связанных с ним, и другие данные социально-экономического и эстетического характера.

На этой стадии проектировщик встречается с прототипами объекта, намечает его место в общей системе, формулирует общие задачи на основе анализа прототипов — первый вклад в создание нового.

ТРЕТИЙ ЭТАП — наиболее важный и определяющий в общей цепочке проектных работ — заключается в поиске проектной идеи (концепции), в нем сосредотачиваются наиболее специфичные методы и приемы, обеспечивающие максимальную эффективность всех последующих разработок.

В пределах выбранного варианта намечаются несколько, которые последовательно разрабатываются графически или с помощью рабочего макетирования или других форм проектирования (машинных или ручных). В процессе работы, уточняя объемно-пространственную композицию и проводя сравнение, приходят к определенному результату, в котором определена главная проектная идея, принятая к разработке.

По форме — это эскиз-идея, с предложением объемно-пространственного решения, выраженная разными средствами и в различных материалах, достаточно абстрактная по форме. Она может быть представлена в виде материальных подборов, картин, рельефов, макетов и т.п. Смысл подобных форм выражения — в специальном обострении сути проектной идеи. Именно привычка обострять идею определяет целенаправленный поиск на всех остальных этапах проектирования.

Поиск проектной идеи может быть либо процессом сугубо личностным, либо коллективным. Коллективная форма работы особенно продуктивна, когда проектирование касается прогностических проектов, большого по объему проектирования, не имеющего аналогов.

Малое количество аналогов и прототипов ведет к необходимости использования в проектировании целого ряда методик, идентифицирующих поиск проектных идей. Методики по характеру используемых средств могут быть «машинными» и «человеческими». К разряду «человеческих» относятся такие, как «мозговая атака», проектный семинар, коллективный поиск идей.

Когда проектирование на любой своей стадии заходит в тупик и возникает необходимость «возвращения» на стадию проектных предложений, можно пользоваться таким способом, как «инверсия» — взгляд со стороны, с непривычной точки зрения, смена творческой установки, что способствует активации нешаблонного мышления, приводит к оригинальным решениям проектных проблем. Сюда же можно отнести и метод ликвидации «тупиковых ситуаций». При ликвидации тупиковых ситуаций проектировщик ориентируется на участки пространства поиска, которые первоначально были исключены на основании ошибочных или утративших силу предположений о приемлемости возможных решений. При этом предполагается: использовать приемы уменьшения психологической инерции мышления и упорядочения перебора вариантов решения (например, метод контрольных «наводящих» вопросов); вести поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения; переоценивать проектную ситуацию заменой слов, характеризующих затруднение, их синонимами; принимать условия, что проблема решена и идти от последствий вновь к основной структуре; использовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку для решения творческой задачи; делать «дикие», произвольные предложения; принимать правдоподобное, но заведомо неправильное решение и предлагать специалистам раскритиковать его; принимать невозможное решение и анализировать его; предлагать за ограниченное время как можно больше решений (при «мозговой атаке» — М.А.) и т.д.

«Мозговая атака» (от англ. brein storming) — метод стимуляции творческой активности и продуктивности творческой деятельности за счет ее освобождения от ограничений, свойственных тривиальным условиям и рутинным приемам работы.

Как известно, в обычной ситуации стереотипы принятия решений, боязнь неудачи, страх показаться смешным тормозят возникновение всякого рода новаторских идей. Снятие «тормозящих факторов» при М.А. осуществляется путем работы в группе (коллективе), каждый член которой высказывается на заданную тему и выдвигает идеи, не оценивая их как истинные или ложные, какими бы «дикими» они ни казались, побуждая друг друга к поиску разного рода ассоциаций, вариантов усовершенствования. Затем все высказанные идеи анализируются и из них выбирают содержащие наиболее удачные решения.

Быстрота — важнейший фактор М.А., позволяющий в короткие сроки накопить массив предложений, достаточный для рассмотрения в качестве основы для дальнейшего серьезного поиска. Непосредственным ценным выходом «атаки» являются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются при классификации большого случайного множества.

Методом М.А. можно рассматривать любую проблему, если она просто и ясно сформулирована. Этот метод можно использовать на любом этапе проектирования — как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены конкретные подпроблемы. Его можно также использовать для генерирования информации или формулирования вопросов анкеты. Широкое применение метод М.А. получил в 1950-е годы, преимущественно при решении задач технологий, планирования и прогнозирования.

Проектный семинар (П.С.) — интенсивная краткосрочная коллективная работа над общей темой, предполагающая активный обмен проектными идеями и совместный анализ проделанного.

Это свободное от рутинности, эффективное средство творческого общения, использующее различные формы работы, которое обеспечивает деловой, дружеский уровень сотрудничества, включает и эксперимент, и обучение при разработке поставленных темой семинара задач. П.С. бывает двух видов: обучающий и чисто проектный. В первом случае приоритетным является демонстрация определенной методики работы, т.е. собственно сам процесс проектирования, во втором — получение проектного результата.

К задачам П.С. относятся: генерация проектных идей (так называемый «банк идей»), формирование концепции объекта проектирования, его проектного образа.

В ходе П.С. рекомендуется делить участников на проектные группы, причем наиболее продуктивен порядок, при котором в начале выполняется работа, условно называемая «конкурс» (на стадии выработки проектной концепции), а затем «союз» — при разработке конкретных решений по выбранной концепции.

Проектирование в воображаемых условиях — способ активизации творческого процесса за счет подстановки вместо реальных обстоятельств, задач и условий — экстремальных, неожиданных, либо недопустимых в обычной жизни.

Способствует нахождению нетривиальных, оригинальных — на уровне изобретения — решений проектной задачи. Важные методические этапы — выбор и представление в виде «документа» воображаемых условий и написания «сценария» их воздействия. Далее осуществляется проектирование объектов для этой искусственно запроектированной среды, анализ его результатов и «перевод» проектных предложений в заданные условия.

Машинные методики хороши на стадии оценки условий проектирования, выбора наилучшего варианта в палитре проектных идей, прогнозирования. Аналитический, оценочный характер подобных действий проектировщика максимально эффективен при работе с компьютером и характеризует научный подход к проектированию.

Сети взаимодействия (С.В. метод) — форма проведения и визуализации результатов системного поиска оптимальных взаимосвязей между элементами в границах рассматриваемой проектной проблемы. Состоит в графической фиксации элементов объекта, построении матриц графика взаимодействий, где точка изображает элемент, а линия — связь, и выявлении структуры сети при проектном изменении положения «точек» и сведении к минимуму числа пересечений «линий».

Метод С.В. применяется в сложных проектных ситуациях, где служит средством строгой, объективной проверки правильности решений, неосуществимой чисто мысленным или визуальным путем.

Комплекс всех этих действий направлен на оптимизацию проектирования и достижению в результате продуктивной проектной деятельности.

В П.П.Д. разработка нетривиальных задач сопряжена с выдвижением новых идей на методологическом уровне, выбором особого «угла зрения», выработкой новых пространственных концепций и нуждается в применении новых средств деятельности, соответствующих уровню научно-технического прогресса.

Дизайн-концепция (идея) средового произведения, отражая принцип функционально-образного построения будущего объекта, может быть выражена как изобразительно, графическими формами, так и вербально (описаниями, перечислением параметров и т.п.), но в любом случае смысл этой стадии работы — своего рода материализация выбранного решения.

Читайте также:  Скп в строительстве как расшифровывается

Наиболее законченной формой подачи концептуальных предложений является эскизный проект, который рождается в результате использования в проектной деятельности целого ряда проектных технологий. Среди них большую роль играют всякого рода сравнительные анализы возможных вариантов, так или иначе смоделированных, т.е. воплощенных в наглядных чертежах, макетах и т.д. Сравнивая проектные предложения, проектировщик должен разобраться в степени их рациональности, соответствия сформулированным в задании требованиям. Эскизный поиск осуществляется в согласовании эскизов с принципиальной схемой проектного предложения, конструктивными возможностями, наличием отделочных и строительных материалов и пр.

Практическая фиксация проектных замыслов, эскизов выполняется обычно на бумаге в черно-белом изображении или в цвете. Средства — карандаш, перо, кисть. Одним из основных методов поиска дизайнера является макетирование и моделирование, которые дают более правильное представление о проектируемом объекте, помогают лучше понять связи человека со средой.

Макетирование (М.) (от итал. macetto — эскиз, набросок) — условное или «натуральное» объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования.

М. дает возможность воссоздать и изучить различные явления в лабораторных условиях, способствует механизации процесса проектирования, позволяет оперативно получить приближенные к натуре дизайнерские объекты. Макеты различают: в зависимости от имитируемых сторон объектов дизайна (художественно-эстетических, конструктивных, технологических); в зависимости от этапа проектирования (рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных испытаний); по масштабу (в натуральную величину, уменьшенные в различном соотношении); по объемности (трехмерные — объемные, полуобъемные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные); по материалу изготовления (бумажные, ткань, дерево, условно передающие формы будущих объектов, до прямого воспроизведения задуманных материалов, фактуры, цвета).

Одновременный учет и решение на одной модели различных вопросов проектирования (например, функциональных, материально-конструктивных и эстетических) в сочетании с графическими материалами обеспечивают на практике реализацию комплексного подхода в проектировании.

Модель проектная (М.П.) — конкретная дизайнерская форма высказывания об объекте, фиксация научной или проектной мысли.

М.П. является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации между профессионалами и автором, заказчиком и потребителем. М.П. должны отличать три качества: адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) реальной действительности — т.к. модель есть более или менее точное подобие, аналог реального объекта; условность — т.к. модель не буквально повторяет реальный объект, а представляет собой условное, обобщенное, приближенное его отражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной задачи свойства; концептуальность — т.к. модель есть искусственный объект, создаваемый для решения определенных задач, и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию. Модели могут быть графические, объемные, словесные и т.д.

Визионерское предметное творчество (В.П.Т.) — особый вид проектирования, предваряющий создание реальных объектов (зданий, фрагментов среды) показом для широкого обсуждения специальных эскизов, коллажей, макетов с использованием совмещенных натурных и павильонных съемок с корректировкой масштабов, так что «игрушечные» люди, деревья и автомобили на монтажных фотографиях (в фильмах) кажутся вполне реальными. В.П.Т. — мощный прием моделирования возможных предметно-пространственных решений, имитирующий реальное воплощение объекта. В визионерских проектах подчеркивается острая соотнесенность реальности и проектного образа, или практически «натурального» объекта и художественно-условного окружения. Это делает проектирование концептуальным, превращает его в особый вид художественного творчества.

Все эти (и многие неназванные) методы реализации в проектных материалах авторских предложений так или иначе утверждаются (одобряются) либо профессиональным советом, либо заказчиком, после чего начинается новая стадия архитектурно-дизайнерского средового проектирования, которая в значительной степени отличается от аналоги^ых работ в архитектуре, т.к. здесь огромную, а часто решающую роль в формировании облика среды играют не ее архитектурнопространственные характеристики, а качество, форма, комбинации элементов предметного наполнения. Если при этом формирование и оборудование среды осуществляются по «типовым», уже выпускаемым промышленностью образцам, то завершающая стадия работ связана с большим объемом заданий по комбинаторике — соединению в целое, согласованию по цвету, масштабу, функции и т.д. готовых компонентов и форм. Если же эти элементы среды выпускаются по специальному — в соответствии с концепцией — проекту, то архитектору-дизайнеру приходится выступать в роли главного координатора огромного комплекса совершенно самостоятельных дизайнерских работ. Другими словами, ему приходится руководить уже названным комплексом проектных действий (выработка установки, концепции, эскизных предложений и т.д.), но уже расчлененных на массу отдельных заданий, на проектирование тех или иных устройств, вещей и пр., образующих среду.

При этом совершенно новой стороной деятельности проектировщика становится учет производственных и маркетинговых возможностей и особенностей реализации дизайнерских предложений.

Все вместе это делает завершающие этапы архитектурно-дизайнерского проектирования не рутинной (перевод в другой масштаб), а сложнейшей организационной творческой деятельностью, обладающей целым рядом методических особенностей, лишь частично участвующих в учебном процессе. Эта стадия содержит 2 этапа — технологическое и рабочее проектирование.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — проектная разработка (П.Р.), результатом которой является технический проект, в котором уже определены основные метрические и пространственные характеристики объекта, его габариты, пропорции, колористическое решение, стилистика, технология, материалы, способ функционирования. Эта стадия разработки выражена в виде графических наглядных изображений, чертежей, макетов, коллажей и т.п.

Здесь выбранный вариант эскизного предложения прорабатывается, в первую очередь, в техническом отношении, конструктивном, углубленном функционально-пространственном, планировочном и эстетическом. Идут поиски параметров и архитектурно-художественных характеристик элементов среды, адекватных задачам и условиям деятельности. П.Р. выступает как своего рода самостоятельная и осознанная деятельность, проявляющаяся в фиксации взаиморасположения отдельных зон относительно друг друга и определении их предметного наполнения, эстетики.

Технический проект — промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации, производства и последующей эксплуатации продукции.

Именно здесь определяются почти все мероприятия по комплексному завершению проектных работ (задачи производству, смежникам, технологические указания и т.д.).

Последний этап — разработка рабочих чертежей — есть подготовка всех материалов для возможной будущей реализации принятого проекта в конкретной форме и материалах. Представляет собой своеобразный творческий этап, на котором происходит классификация, выделение специальных проблем, обособление понятий технической эстетики — таких как массовость, технологичность, качество, проектирование отдельных предметов. Задача этого проектного этапа отвечает в рамках определенной выбранной системы всему комплексу требований, предъявляемых этому проекту в соответствии с техническим заданием на проектирование.

В реальной жизни этот этап сопряжен с большой долей работ, формально включенных в проектный процесс средового дизайна — взаимодействие со смежниками, производителями работ, строителями и т.д., которые осуществляют ту самую обратную связь — деформация принятых решений условиями действительности, которая завершает проектирование.

Их методическое обеспечение входит в компетенцию уже других дисциплин учебного плана специальности 2902.

Источник: www.arhplan.ru

Задачи, решаемые при проектировании поселка

А. Одна из главных особенностей сельских населенных мест — их малая величина — требует четкости и простоты организации территории, которая разделяется на зоны соответственно их функциональному на­значению.

Любой вид сельского населенного пункта состоит из четырех глав­ных структурных элементов:

1- производственная зона,

2- селитебная, включающая жилые территории, общественный центр, места отдыха,

3 — зона коммунального обслуживания (автостанция, рынок, хлебо­пекарня, пожарное депо, баня и др.),

4 — естественная природно-ландшафтная среда общего пользования.

В процессе проектирования планировки и застройки поселка после­довательно разрабатываются содержательные профессиональные вопросы этой тематики. Определенная смысловая последовательность соответству­ет методике (технологии) проектирования, которая составляет важную часть учебного действия. Методическая часть и профессиональная соеди­нены неразрывно, составляя единый проектный и учебный процесс. Учеб­ное действие будет более продуктивным в том случае, если проектирова­ние будет инициативным, самостоятельным и проводиться максимально во взаимодействии и при контроле преподавателя.

Также очень важно учиться выполнять курсовое проектирование в мастерской в творческом обсуждении с коллегами.

Взаимное размещение зон должно быть логически обоснованным с соблюдением нормативных рекомендаций в части противопожарных и са­нитарных разрывов, положения по отношению к господствующим ветрам, течению рек и водоемов увязанным с технологическими и специальными требованиями, обеспечивая при этом кратчайшие транспортные и пеше­ходные пути между селитебной зоной поселка и местами приложения труда, удобную связь с железными и автомобильными дорогами, возмож­ность расширения в перспективе основных территориальных зон с сохра­нением общего композиционного приема планировки поселка.

Читайте также:  Какие работы входят в строительство дома под ключ

Б. Важным показателем, характеризующим структуру поселка, яв­ляется степень концентрации его элементов — компактность или рас­члененность структуры. Компактность обеспечивает более экономичные транспортные и пешеходные связи, инженерное оборудование, благоуст­ройство и эксплуатацию поселка.

Расчлененность — нередко вынужденное решение, обусловленное топографическими особенностями площадки, различной возможностью использования ее территории. Но и в этих условиях необходимо стре­миться к компактности, рациональным связям для улучшения технико­экономических показателей застройки.

В. Структура поселка выявляется системой улиц, проездов и пе­шеходных путей, определяющей удобство взаимосвязи жилой застройки, производственной зоны, учреждений культурно-бытового обслуживания, а также обеспечивает выход на внешние коммуникации и связывает посе­лок с другими населенными пунктами в системе расселения.

Трассировка улиц и пешеходных путей должна учитывать местные особенности климата и ландшафта.

В условиях насыщения сельской местности общественным и личным транспортом решение сети улиц и проездов должно обеспечивать исклю­чение транзитного движения.

При реконструкции сложившихся сел и деревень организация транс­портно-пешеходных связей должна предусматривать максимальное ис­пользование сложившейся сети дорог.

В селитебной зоне (там, где позволяет градостроительная ситуация) должно быть предусмотрено разделение пешеходных путей, транспортно­хозяйственных проездов и скотопрогонов. Такая дифференциация связей должна быть выражена в планировочной структуре и, следовательно, должна найти отражение в объемно-пространственной компоновке более мелких элементов структуры жилой застройки.

Г. Стройность и композиционная целостность сети улиц и проез­дов достигается соподчиненностью ее элементов — выделением главной улицы, значимость которой определяется не абсолютными ее размерами и не зданиями ее формирующими, а местом в структуре поселка, направле­нием, соотношением ее ширины и высоты застройки, верно найденным решением архитектурных акцентов.

Одним из возможных композицион­ных средств для выявления главной улицы может быть контрастное по отношению к другим улицам в застройке решение ее пространств: устрой­ства бульвара, пешеходной эспланады, системы примыкающих площадей- курдонеров.

Д. Особое положение в структуре поселка и его объемно­пространственной композиции занимает общественный центр, играющий большую роль в формировании и развитии социальных отношений в селе и формировании архитектурно-художественного образа сельского поселка.

Градостроительная значимость центра выявляется его удобными связями со всеми структурными элементами поселка и внешними комму­никациями, архитектурно-планировочной организацией его пространства, созданием градостроительного ансамбля [45, 46]. Ведущая роль центра выражается в его индивидуальном архитектурном облике, масштабности, композиционном единстве, средовом дизайне.

Решение центра должно быть экономически целесообразным. Для малых поселков это достигается концентрацией различных элементов об­служивания в одном месте, применением в его застройке зданий блокиро­ванного и кооперированного типа. Функциональные требования к центру определяются составом объектов, призванных удовлетворять различные

потребности жителей в культурно-бытовом обслуживании.

Е. Творческий подход к проектированию жилой застройки пред­полагает определенную свободу выбора как приемов компоновки ее, так и

типов здании для различных градостроительных ситуации. В условиях проектирования застройки сельских населенных пунктов — это всегда осо­бая задача, осложненная ограниченными возможностями набора приме­няемых типов жилых домов.

Наиболее распространенный в практике проектирования принцип, основывающийся на делении территории поселка по этажности (и плотно­сти застройки), уменьшающейся от центра и главной улицы к периферии (соответственно размещаются дома секционные, блокированные, одно­квартирные с приусадебными участками и фермерские усадьбы), обуслов­ливает экономическую целесообразность последовательного осуществле­ния инженерного оборудования и благоустройства от центра к периферии поселка и способствует созданию упорядоченного силуэта застройки.

Наряду с этим приемом широко используется и прием создания ком­позиционно законченных отдельных жилых образований, состоящих из домов разных типов, этажности, с возможным включением производства.

При этом количество и типы квартир, входящих в состав каждой группы, определяется в соответствии с демографической структурой населения.

Эти приемы не исключают творческих поисков, направленных на отыскание иных приемов компоновки застройки. В настоящее время они становятся особо актуальными, вследствие новых условий, создавшихся в связи с социальным переустройством села [37].

Последние инструкции по застройке сельских населенных мест ре­комендуют преимущественное применение индивидуальных домов уса­дебного типа и многоквартирных блокированных жилых домов с приквар- тирными земельными участками площадью, достаточной для организации и ведения подсобного хозяйства, размещения на них соответствующих хо­зяйственных построек. Секционные жилые дома высотою не более 4-х этажей будут иметь ограниченное применение, но и здесь, для каждой квартиры должны быть предусмотрены необходимые хозяйственные по­стройки для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом появляется новый компонент при формировании за­стройки (хозяйственные постройки) и образуются новые пространственные соотношения в следствие больших площадей приквартирных участков. В связи с этим возникают новые задачи по планировке и застройке поселка, особенно при решении его центральной части и общего силуэта застройки, а так же создания и организации новых типов сельского жилища.

Ж. Тесная взаимосвязь и взаимопроникновение архитектурной среды и элементов окружающего природного ландшафта должны стать ведущей темой архитектурной композиции поселка.

Малые размеры сельского поселка обусловливают возможность вос­приятия природы изнутри (квартир, дворовых и уличных пространств). Эти визуальные связи должны быть не случайными, а композиционно ос­мысленными, развивающими основную художественную идею простран­ства поселка. В то же время малые размеры поселка позволяют, как пра­вило, обозревать всю застройку непосредственно на фоне ландшафта. В этих условиях важнейшее значение приобретают такие средства архи­тектурной композиции, как раскрытие внутренних пространств, образуе­мых в застройке, на привлекательные видовые планы, а в отдельных слу­чаях — непосредственное включение окружающего ландшафта в экстерье- ры жилых и общественных зданий.

И. Благодаря небольшим размерам сельского поселка его силуэт приобретает значение важной архитектурной темы. Пространственные ориентиры в поселке должны акцентировать местоположение основных структурных элементов застройки и тем самым обеспечивать хорошую читаемость общей композиционной идеи как с подступов к поселку, так и изнутри его. Здесь необходимо учитывать и тот факт, что в сельской ме­стности нередко элементы ландшафта (холмы, группы деревьев) уже сами по себе могут и должны использоваться как характерные пространствен­ные ориентиры.

Большую выразительность и образную характеристику силуэта и па­норамы сельских поселков могут придать сельскохозяйственные произ­водственные здания, а так же отдельные инженерные и коммунальные со-

оружения, имеющие ярко выраженный характер горизонтальных и верти­кальных форм. Поэтому к их размещению следует относиться не только с учетом функциональных, технологических и экономических требований, а также определять их положение в объемно-пространственном решении поселка.

К. Индустриальное строительство массового жилища, а оно, в от­дельных случаях, является наиболее прогрессивным и для застройки сель­ских населенных пунктов, оказывает прямое влияние на архитектуру как

отдельных сооружений так и застройки в целом. Здесь имеют существен­ное значение материал поверхности панелей, их размер, а многократное повторение стандартизированных элементов стимулирует более широкое применение цвета, материала, вариативности архитектуры в современной застройке.

Общим принципом к применению цвета должно стать полное соот­ветствие цветового решения композиционной идее, т. е. выделение глав­ного и подчинение ему второстепенного. В этом плане наиболее ответст­венным моментом является определение цветового отношения общей мас­сы застройки к окружающему ландшафту и выбор приемов цветового ак­центирования центра поселка и отдельных пространственных ориентиров.

Цвет крыш тоже является важным средством художественной выра­зительности сельской жилой застройки, способствуя выявлению компози­ционной идеи и внося определенное разнообразие, так необходимое при использовании типовых домов [16]. Специфическим здесь являются сами условия восприятия крыш. Во-первых, в зрительном кадре проекция крыш занимает значительную долю. Во-вторых, они воспринимаются в боль­шинстве случаев на фоне неба и дальних планов, и в-третьих, их воспри­ятие более динамично, т. е. с увеличением расстояния до объекта увели­чивается угол восприятия плоскости крыши. Все это говорит о том, что для крыш весьма оправданно применение более насыщенных по сравне­нию со стенами цветовых тонов.

Источник: provse.news

Рейтинг
Загрузка ...