Захватка в строительстве дорог это

Определение составов специализированных отрядов и оптимальной длины захватки при выполнении подготовительных работ и работ по строительству водопропускных труб

Процессу определения составов специализированных отрядов для выполнения различных видов работ предшествует определение одного из важнейших показателей организации строительства — общей продолжительности строительства проектного объекта. Указанная величина определяется в соответствии с требованиями СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений».

После установления общей нормативной продолжительности строительства проектируемого участка автомобильной дороги, от которой зависит общий темп выполнения дорожно-строительных работ, становится возможным осуществлять определение составов отряда и оптимальной длины захватки по отдельным видам работ. Состав отряда для выполнения любого вида работ зависит от специфики этого вида работ, его объема и необходимой продолжительности выполнения работ, увязанной с общей последовательностью и продолжительностью строительства объекта в целом. Следует также иметь в виду, что продолжительность выполнения вида работ обусловлена погодно-температурными условиями, позволяющими или не позволяющими осуществлять производство работ этого вида.

Планирование инфраструктурных объектов особенности инструменты практика

Подготовительные работы, выполненные до начала основных работ по строительству участка автомобильной дороги, включают разнообразные работы, в числе которых работы по восстановлению и закреплению трассы автодороги, переустройству пересекаемых коммуникаций, расчистке дорожной полосы от леса, кустарника, пней и корней, а также снос попадающих в зону строительства строений и др.

Ниже в табл. 13.1 приведены примерные составы специализированных отрядов и потребность в их работе на 1 га при расчистке дорожной полосы от леса. В табл. 13.2 приведены примерные составы специализированных отрядов и их трудозатраты на 1 га при расчистке дорожной полосы от пней и кустарника.

Составы специализированных отрядов и их трудозатраты на 1 га при расчистке дорожной полосы от леса

Наименование Количество при типе залесенности местности
крупный диаметр ствола, более 32 см средний диаметр ствола, до 32 см мелкий диаметр ствола, до 24 см очень мелкий диаметр ствола, до 12 см
Личный состав (чел.)
Лесорубы 10 10 10 10
Мотористы и водители машин 1 1 1 1
Машины и оборудование (шт.)
Механические пилы «Дружба» 2 2 2
Кусторезы (на тракторе 110-170 л.с.) 1
Тракторы трелевочные (110-170 л.с.) 1 1 1 1
Затраты труда (отрядо-смена)
Специализированного отряда на 1 га для леса:
густого 8 7 6 3
средней густоты 5 5 4 2
редкого 2 2 2 1

3 9 2 Основы организации работ при строительстве автомобильных дорог

Составы специализированных отрядов и их трудозатраты на 1 га при расчистке дорожной полосы от пней и кустарника

Наименование Количество при
корчевке пней и расчистке площадей с перемещением до 10 м очистке площадей от кустарника и мелколесья
крупных диаметром более 34 см средних диаметром до 34 см мелких диаметром до 26 см очень мелких диаметром до 18 см
Личный состав (чел.)
Рабочие 4 3 2 2 6
Водители машин 11 8 5 5 4
Машины и оборудование (шт.)
Корчеватели-собиратели (на тракторе 95-170 л.с.) 4 3 2 2 1
Кусторезы (на тракторе 110-170 л.с.) 1
Грабли кустарниковые (на тракторе 95-110 л.с.) 2
Бульдозеры (на тракторе 110-170 л.с.) 1 1 1 1
Экскаваторы (емкость ковша 0,65 м 3 ) 3 2 1 1
Автомобили-самосвалы для доставки грунта и для засыпки подкорневых ям Потребность определяется расчетом в зависимости от дальности возки грунта
Затраты труда (отрядо-смена)
Специализированного отряда на 1 га для леса:
густого 2 2 2 2 1
средней густоты 2 2 2 2 1
редкого 2 2 2 2 1

В состав работ по расчистке дорожной полосы от леса, кустарника, пней и корней включены следующие работы: подготовка площади под расчистку от леса, вырубка кустарника и подлеска, уборка сухостойных и зависших деревьев; валка леса и обрубка сучьев; расчистка полосы от порубочных остатков; трелевка хлыстов; корчевка пней и удаление корней; засыпка подкорневых ям; сборка и сжигание порубочных остатков. (Трелевка спиленных хлыстов предусмотрена на расстояние 30 м до мест раскряжевки. Дальнейшую вывозку деловой древесины автотранспортом следует учитывать дополнительно.)

В табл. 13.3- 13.8 даны примерные составы специализированных отрядов для строительства различных водопропускных труб, а также трудозатраты при работе таких отрядов на 1 пог. м трубы и на два оголовка.

Специализированные отряды по строительству искусственных сооружений, приведенные ниже, выполняют полный комплекс работ по устройству водопропускных труб, включающий устройство котлована; устройство основания трубы; монтаж звеньев трубы и оголовков; устройство гидроизоляции; засыпку труб с уплотнением грунта; укрепление русел и откосов земляного полотна.

Составы специализированных отрядов для строительства круглых и овоидальных железобетонных труб

Наименование Количество при размере отверстий, м
1 1,5 2
Личный состав (чел.)
Водители дорожных машин и мотористы 4 4 4
Строительные рабочие 6 6 6
Машины и оборудование (шт.)
Автокраны, грузоподъемностью:
6 т 1 1
10 т 1
Бульдозеры (на тракторе 95-110 л.с.) 1 1 1
Каток прицепной на пневматических шинах массой 25 т (с трактором) 1 1 1
Передвижная электростанция (мощн. 4,5-9 кВт) 1 1 1
Электровибраторы глубинные 3 3 3
Экскаватор, оборудованный прямой и обратной лопатой емкостью ковша 0,3 м 3 1 1 1
Передвижной битумный котел 1 1 1
Электротрамбовки (массой 80-160 кг) 2 2 2

Трудозатраты специализированных отрядов по строительству круглых и овоидальных железобетонных труб

Размеры отверстий труб, м Потребность в работе отряда, смены
на 1 пог. м трубы на 2 оголовка
1. Бесфундаментные трубы
0,75 0,06 0,68
1 0,06 4,20
2?1 0,13 5,8
3? I 0,20 7,3
1,25 0,07 4,9
2?1,25 0,14 6,4
3?1,25 0,21 7,9
1,5 0,09 5,7
2?1,5 0,18 7,9
3?1,5 0,27 12,5
II . Трубы с фундаментом
1 0,15 4,1
2?1 0,33 5,8
3?1 0,5 7,2
1,25 0,22 4,8
2?1,25 0,46 6,3
3?1,25 0,72 7,8
1,5 0,25 5,5
2?1,5 0,53 7,7
3?1,5 0,9 12,4
2 0,33 6,9
2?2 0,66 11
3?2 1,2 12,5

Необходимое количество специализированных отрядов по выполнению подготовительных работ и строительству водопропускных труб определяют в соответствии с проектными объемами работ, возможной календарной продолжительностью выполнения этих работ, общей продолжительностью строительства участка автодороги, а также продолжительностью и сроками выполнения последующих строительных работ и возможностью доставки строительных материалов и конструкций к местам производства работ.

В приведенных таблицах не учтены работы по укреплению русел и откосов земляного полотна. Потребность в отрядо-сменах на выполнение указанных работ следует дополнительно определять в зависимости от проектной конструкции укрепления по «Расчетным показателям для составления проектов организации строительства». Часть X .

Составы специализированных отрядов для строительства прямоугольных труб из сборного железобетона

Наименование Количество при размере отверстий труб.
2-2,5 3-4
Личный состав (чел.)
Машинисты 5 6
Монтажники конструкций 5 5
Строительные рабочие 2 2
Машины и оборудование (шт.)
Автокраны грузоподъёмностью:
6 т 1 1
16 т
Экскаватор, оборудованный прямой и обратной лопатой емкостью ковша 0,3 м 3 1 1
Бульдозеры (на тракторе 95-110 л.с.) 1 1
Каток прицепной на пневматических шинах массой 25 т (с трактором) 1 1
Передвижная электростанция (мощн. 6-9 кВт) 1 1
Передвижной битумный котел 1 1
Электровибраторы глубинные 3 3
Электротрамбовки (массой 80-160 кг) 2 2

Трудозатраты специализированного отряда по строительству прямоугольных труб из сборного железобетона

Параметры трубы Потребность в работе отряда, смен
тип оголовка отверстие трубы, м на 1 пог. м трубы на 2 оголовка
при сборных фундаментах при монолитных фундаментах
Входной 2 0,32 5,8 6,08
2?2 0,47 7,5 8,04
2,5 0,36 6,3 8,12
2?2,5 0,57 8,56 9,4
3 0,45 6,48 8,35
2?3 0,63 7,88 8,65
4 0,57 6,88 8,87
2?4 0,85 9,16 10,16
Выходной 2 0,32 2,84 2,98
2?2 0,47 4,74 5,08
2,5 0,36 4,7 6,06
2?2,5 0,57 5,32 5,84
3 0,45 4,83 6,23
2?3 0,63 5,87 6,45
4 0,57 5,13 6,62
2?4 0,85 6,83 7,58

Составы специализированных отрядов для строительства круглых труб из гофрированного металла

Наименование Количество при строительстве труб с размером отверстий, м
1,5-2,3 3
Личный состав (чел.)
Машинисты 5 5
Монтажники конструкций 7 7
Строительные рабочие 3 3
Машины и оборудование (шт.)
Автокраны грузоподъемностью:
10 т 1
16 т
Бульдозер (на тракторе 95-110 л.с.)
Передвижная электростанция (мощностью 9 кВт)
Каток прицепной на пневматических шинах массой 25 т (с трактором)
Передвижной компрессор
Передвижной битумный котел
Окрасочный агрегат для нанесения грунтовки
Гайковерты электрические 2 2
Электротрамбовки (массой 80-160 кг) 2 2

Трудозатраты специализированного отряда по строительству круглых труб из гофрированного металла

Источник: bau-enginer.ru

Что такое захватка в строительстве дорог

Способы построения потоков дорожно-строительных работ

Выполняющие работы подразделения, объединенные вместе, на­зывают потоком. По составу и назначению различают частные, спе­циализированные, объектные и комплексные потоки.

Частный поток — поток, выполняющий какой-либо один вид или элемент сооружения, например дополнительный слой основания, основание или покрытие или даже один слой покрытия.

Специализированный поток — совокупность частных потоков, объединенных единой системой параметров и схемой потока, а так­же общей строительной продукцией в виде части дороги или соору­жения, например земляного полотна, дорожной одежды и т. п.

Читайте также:  Долевое строительство что это такое простыми словами

Объемный поток — совокупность специализированных потоков (по строительству земляного полотна, труб, мостов, дорожной одеж­ды и т. д.), совместной продукцией которых является полностью законченная автомобильная дорога определенного протяжения

Комплексный поток — группа организационно-связанных объект­ных потоков, объединенных обшей организационной структурой дорожно-строительной организации (ряд автомобильных дорог, строи­тельство которых осуществляет данное строительное управление или размещенных в пределах области, края).

Для организации работы поточным способом необходимо рабо­ты, включаемые в специализированный поток, расчленить на со­ставляющие его частные потоки, для выполнения которых подби­рают механизированные звенья.

Каждый частный поток состоит из отдельных участков, на ко­торых специализированные подразделения — звенья машин — вы­полняют определенные рабочие процессы и операции. Такие участ­ки носят название захватки.

Захватка— участок работы, занимающий такое протяжение до­роги (в м), на котором специализированное звено машин выполня­ет данный рабочий процесс или рабочую операцию или их техноло­гически неразделимый комплекс,

Рис. 129. Схема специализированного потока по строительству дорожной одежды:

/ — частный поток по строительству дополнительного слоя основания; // — частный поток по строительству основания; /// — частный поток по строительству дорожного покрытия; 1—8 —захватки;

3.П. — земляное полотно; О.П.—организационный перерыв; Т.П. — технологический перерыв;

Г.ДО. — готовая дорожная одежда

Сменная захватка — это участок дороги (в м), на котором звено машин определенного состава выполняет один или несколько тех­нологически тесно связанных рабочих процессов (операций). Ра­бочий процесс может быть выполнен за половину смены, тогда зах­ватка называется полсменной. Иногда на рабочий процесс в зави­симости от сложности расходуют две и даже три смены, тогда зах­ватки называют двух- и трехсменными.

Специализированный поток по строительству дорожной одежды в общем случае будет состоять из трех частных потоков: первый, впереди идущий, частный поток по строительству дополнительного слоя основания может быть из двух и более захваток; второй част­ный поток по строительству дорожного основания — из двух и более захваток; третий поток по строительству дорожной одежды (рис. 129). Между частными потоками, а иногда и между отдельными захватками в частном потоке могут быть разрывы, вызываемые не­обходимостью перерывов во времени. Их измеряют числом смен или протяжением между потоками. Так как захватка—это участок, на котором выполняют работу в смену или в период, кратный смене, также измеряют и разрывы между частными потоками.

Технологический перерыв (tт) — перерыв в работах на участке протяжением в несколько захваток, вызванный характером работ (выдерживание бетона, цементогрунта и т. д.).

Организационный перерыв (to) — перерыв между смежными частными потоками или захватками одного потока, вызванный не­обходимостью подготовки участка для последующего потока или захватки.

Участок автомобильный дороги, подлежащей строительству, со­стоит из ряда захваток.

Первое механизированное звено, выполнив первый рабочий про­цесс, переходит на вторую захватку, уступая первую захватку вто-‘— рому звену; так продолжается до тех пор, пока на первую захватку не придет последнее звено для выполнения последнего рабочего процесса. С момента, когда все звенья приступят к работе, закан­чивается период развертывания потока.

Период действия потока Тп — время от начала работы первого звена на первой захватке до окончания работы последнего звена на последней захватке.

Период развертывания потока Тр следует применять главным об­разом для частных потоков. Он составляет время от начала работы первого звена на первой захватке до начала работы на этой захват­ке l3 последнего звена. В течение этого времени в работу включают­ся все составляющие звенья частного потока. Применительно к специализированному потоку период развертывания составляет время от начала работы первого звена первого частного потока на первой захватке до начала работы на этой захватке последнего звена пос­леднего частного потока.

Для расчета элементов потока и длины захваток необходимо принять ряд основных определений параметров, характеризующих поток.

Скорость потока (иногда называют время и интенсивность пото­ка) за единицу времени, преимущественно за смену, измеряемая в метрах готовой дороги; для частных потоков в натуральных по­казателях их продукции: в кубических метрах земляных работ, метрах или квадратных метрах основания или слоя покрытия в смену и т. д.

Скорость потока целесообразно принимать равной длине смен­ной захватки. В этом случае механизированное звено получает в свое распоряжение захватку, на которой в течение смены выпол­няют рабочий процесс.

Длина специализированного потока представляет собой сумму длин частных потоков (Lч.п) и технологических разрывов между ними (lт.р), т. е.

Определив длину специализированного потока LС.П, проверяют скорость и продолжительность работы потока, сверяя ее с необхо­димой скоростью для выполнения строительства в установленные директивные сроки.

Существуют два варианта задания на проектирование техноло­гического плана потока: проектирование специализированного по­тока исходя из заданного срока строительства (директивного сро­ка), проектирование по заданной мощности строительной органи­зации.

В первом варианте необходимо установить состав и оптимальное количество механизированных звеньев для выполнения работ в за­данные сроки, во втором — определить продолжительность действия специализированного потока при работе механизированных звеньев, которыми располагает строительная организация.

Разработка технологии работ по второму варианту на основании имеющихся оптимальных составов рабочих звеньев и машин сво­дится к определению сроков строительства объекта.

Составление потока по первому варианту проводят в следующем порядке: намечают технологическую схему специализированного потока и выбирают основную (ведущую) машину для выполнения наиболее трудоемкой рабочей операции; устанавливают перечень частных потоков в составе специализированного потока в зависимости от выбранной основной машины. Количество и назначение част­ных потоков в специализированном потоке зависит от вида выпол­няемых работ. Устанавливают необходимость технологических и ор­ганизационных перерывов между смежными частными потоками и их продолжительностью в сутках; определяют объемы работ по каждому частному потоку на протяжении всей строящейся дороги или при равномерном распределении работ по длине дороги на 1 км; по заданному сроку строительства определяют даты начала и окон­чания специализированного потока и вычисляют продолжитель­ность его действия; подбирают оптимальный состав механизирован­ных звеньев для выполнения каждого частного потока.

Исходными данными для составления проекта потока являются; категория дороги; климатическая зона, определяющая продолжи­тельность действия специализированного потока и технологические условия работ; календарные сроки строительства и протяженность дороги; конструкции земляного полотна и дорожной одежды; пред­полагаемое число смен работы в сутки; намеченные типы машин, автомобилей и оборудования для применения на данном строитель­стве; предложенные к применению дорожно-строительные материа­лы, полуфабрикаты, изделия и детали.

При этом следует иметь в виду, что первым решением исходных данных является поперечный профиль земляного полотна и дорож­ной одежды, определяющий технологию работ, состав отрядов, чис­ло захваток и другие организационные элементы потока.

Основным элементом является план потока как результативное и наглядное отображение принятой организации работ.

По существу все остальные составляющие, как текст, так и таб­лицы и детализирующие их схемы, и чертежи преимущественно обо­сновывают этот документ.

Лекция 8: Параметры строительных потоков: участок, захватка, объект

1. Необходимые условия для создания строительных потоков

2. Частные и специализированные потоки

3. Пространственные и временные параметры строительных потоков

Для создания строительного потока необходимо:

1) Разбить процесс строительства здания (комплекса зданий) на ряд частичных строительных процессов (зданий);

2) Поручить выполнение каждого частичного процесса специализированной рабочей единицы;

3) Разделить фронт работ на захватки с одинаковой продолжительностью выполнения каждого частичного процесса (создать производственный ритм работы);

4) Обеспечить максимальное совмещение выполнения разнородных частичных процессов во времени и в пространстве.

Разделение и совмещение строительных процессов, разделения труда и обеспечения ритма в работе зависят от вида и назначения здания, их конструктивной схемы и условий строительства.

При поточном методе выполнения работ здания и сооружения разбиваются на захватки, т. е. участки, которые имеют одинаковые объемы работ.

Захватка – это часть здания, объемы работ по которой выполняются бригадой (звеном) постоянного состава с определенным ритмом, обеспечивающих поточную организацию строительства объекта в целом. В качестве захватки могут быть приняты этаж, секция, прогон, часть дома, отдельный объект.

По структуре и виду продукции различают следующие разновидности строительных потоков: частные, специализированные, объектные и комплексные.

А) Частный поток– это элементарный строительный поток, представляющий собой один или несколько строительных процессов, выполняемых одним ко-лективом (бригадой, звеном). Продукцией частного потока могут быть земляные работы, устройство фундаментов, кирпичная кладка стен, монтаж дома, штукатурные работы и проч.

Б) Специализированный поток состоит из нескольких частичных потоков. Их продукцией могут быть законченные виды работ, конструктивные элементы и часть здания (подземная часть здания, крыша, здоблювальні работы, сантехнические и электромонтажные работы и проч.). Могут быть сочетание специализированных потоков, например, электрики и сантехники.

Частные и специализированные потоки могут иметь различные направления развития, которые зависят от объемно-планировочного и конструктивного решения здания, видов выполняемых работ и их этапов, используемых строительных машин и механизмов. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными и смешанными (комбинированными).

Читайте также:  Назовите основные принципы жд строительства

Различают пространственные и временные параметры строительных потоков.

На линейно-протяженных объектах могут выделяться условные захватки по длине сооружения. При строительстве сборных объектов выделяют также монтажные участки, которые обслуживаются одним краном и состоят из одной или нескольких захваток.

Временные параметры потоков: ритм потока, шаг потока (внутренний и внешний); продолжительность устойчивого потока; периоды развертывания и свертывания потока; показатель равномерности потока во времени; общая продолжительность потока.

В связи с тем, что максимальная производительность труда достигается при длительном постоянном загрузке бригад (в периоды развертывания и свертывания потока производительность снижается, что обусловлено перебазированием строительных машин, организационными недостатками и др.), при проектировании потока следует стремиться, чтобы показатель равномерности потока по времени а был как можно больше. Это может быть достигнуто (при неизменном количестве выполняемых технологических процессов) увеличением количества захваток, например, при строительстве большого количества однотипных жилых домов или крупных промышленных предприятий.

Анализ объемно-планировочных и конструктивных решений промышленно-гражданских объектов свидетельствует, что организация поточного строительства целесообразная при массовой застройке жилых массивов, строительстве крупных промышленных сооружений, а также линейно-протяженных объектов (дорог, трубопроводов, линий электросетей и тому подобное).

Вопросы для закрепления материала:

1. Какие бригады называют комплексными?

2. Какие бригады называют специализированными?

ЗАХВАТКА

ЗАХВАТКА участок фронта работ, на котором бригада непрерывно ведёт один или несколько видов работ

(Болгарский язык; Български) — участък (от работен фронт)

(Чешский язык; Čeština) — záběr

(Немецкий язык; Deutsch) — Arbeitsabschnitt; Takt

(Венгерский язык; Magyar) — befogás

(Монгольский язык) — хэсэглэл; үе шатны ажил

(Польский язык; Polska) — działka robocza

(Румынский язык; Român) — sector de lucru

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — zahvat

(Испанский язык; Español) — tajo; taller de obra

(Английский язык; English) — division

(Французский язык; Français) — emplacement de travail et matériel

участок строящейся дороги с повторяющимися производственными процессами, составом и объемом работ, на котором расположены основные производственные средства, выполняющие одну или несколько совмещенных по времени рабочих операций специализированного потока. Обычно длина захватки определяется скоростью (производительностью) частного потока.

Смотреть что такое «ЗАХВАТКА» в других словарях:

Захватка — – объем бетона монолитной конструкции или ее части, уложенный при непрерывном бетонировании одной или нескольких партий БСГ за определенное время. [ГОСТ 18105 20103.1, ГОСТ Р 53231 2008] Захватка (Bay, section of concreting area) –… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

захватка — сущ., кол во синонимов: 3 • захват (39) • захватывание (40) • рука (49) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

захватка — Участок фронта работ, на котором бригада непрерывно ведёт один или несколько видов работ [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительство в целом EN division DE ArbeitsabschnittTakt FR… … Справочник технического переводчика

захватка — 8 захватка Часть монолитных конструкций (здания, сооружения), которая бетонируется в едином цикле (одновременно) и на которую целиком выставляется опалубка Источник: ГОСТ Р 52086 2003: Опалубка. Термины и определения оригинал документа 3.1.21… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗАХВАТКА — В захватку. Новг. То же, что в захват. НОС 3, 85. На захватки. Курск.

То же, что в захват. СРНГ 11, 145 … Большой словарь русских поговорок

Захватка — [dog] передний закованный конец прутка, трубы или проволоки для захватывания их перед волочением. Длина захватки на крупных прутках составляет обычно 100 150 мм, на крупных трубах достигает 250 300 мм. Обычно захватку изготовляют в холодном… … Энциклопедический словарь по металлургии

захватка — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

захватка (в опалубке) — захватка Часть монолитных конструкций (здания, сооружения), которая бетонируется в едином цикле (одновременно) и на которую целиком выставляется опалубка [ГОСТ Р 52086 2003] Тематики опалубка … Справочник технического переводчика

захватка (объем бетона) — захватка: Объем бетона монолитной конструкции или ее части, уложенный при непрерывном бетонировании в течение не более суток, одной или нескольких партий БСГ. [ГОСТ Р 53231 2008] Тематики бетон … Справочник технического переводчика

захватка траншеи — 3.9 захватка траншеи: Фрагмент траншеи, разрабатываемый для последующего бетонирования или заполнения сборными элементами с омоноличиванием, Источник: СП 45.13330.2012: Земляные сооружения, основания и фундаменты 3.11 захватка траншеи : Фрагмент… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник: dom-srub-banya.ru

Технология устройства насыпей и выемок

Для возведения земляного полотна применяют бульдозеры, скреперы, экскаваторы, автогрейдеры и др.

В настоящее время практически все земляные работы выполняют механизированным способом. Наиболее распространенным механизмом в лесных организациях является бульдозер.

Технологический процесс производства земляных работ включает рыхление, разработку разрыхленного грунта, перемещение грунта, разравнивание, уплотнение и планировку. Перемещать грунт на короткие расстояния можно отвалом дорожной машины, а на большие — с помощью транспортных средств. В этом случае процесс перемещения грунта включает погрузку, перевозку и выгрузку. В зависимости от дальности перемещения, видов грунта и степени концентрации земляных работ используют различные машины.

Бульдозеры применяют для отсыпки невысоких насыпей (до 1 м) из расположенных вдоль дороги резервов, а также для разработки выемок и траншей. Наиболее эффективно он работает совместно со скреперами или экскаваторами. Продольное перемещение грунта бульдозерами целесообразно на расстояние до 100—120 м.

Скреперы применяют для копания, перевозки и послойного разравнивания грунта при дальности перемещения 100—700 м (в зависимости от емкости ковша). Особенно эффективно их применение для разработки выемок, вскрытия карьеров и планировки площадок. Легкие грунты скреперы разрабатывают без предварительного рыхления, а тяжелые — после рыхления. Для возведения невысоких насыпей и планировочных работ применяют автогрейдеры, для отрывки глубоких канав и выемок и при разработке карьеров — экскаваторы.

При строительстве лесохозяйственных дорог для возведения земляного полотна большей частью используют грунт из боковых резервов и реже из притрассовых карьеров. Поэтому на земляных работах используют в основном бульдозеры, но при расстояниях перемещения грунта более 80—100 м — скреперы или экскаваторы с самосвалами.

В механизированных бригадах (или звеньях) по возведению земляного полотна обычно требуется следующий комплект машин: 3—4 бульдозера на тракторе (типа Т-100), корчеватель, 2—3 катка на пневмоколесном ходу или прицепных кулачковых, автогрейдер (или прицепной грейдер), поливочная машина (для увлажнения укатываемого грунта), канавокопатель и 1— 2 трактора для буксировки применяемых орудий. Число рабочих в бригаде в зависимости от типа машин должно быть 5—9.

При удовлетворительных грунтах земляное полотно в насыпях наиболее дешево и просто возводить бульдозерами из притрассовых резервов. Большей частью насыпи устраивают из двусторонних резервов, так как в этом случае сокращается расстояние перемещения грунта. Небольшая ширина полотна лесохозяйственных дорог позволяет применять односторонние резервы, при которых уменьшается ширина требуемой просеки и, следовательно, количество вырубаемой древесины. Резервы не следует устраивать глубиной менее 0,3 м; наиболее целесообразная глубина 0,75—1 м. На косогорных участках (при уклоне больше 1 :10) грунты следует разрабатывать только из односторонних резервов, устраиваемых с нагорной стороны. При резании и транспортировке грунта под уклон производительность бульдозеров значительно повышается — на 15—40%.

Технология работ по возведению насыпи (высотой до 1,5 м) бульдозерами с использованием вспомогательных механизмов из боковых резервов. Длина захваток определяется сменной или кратной ей линейной производительностью бульдозеров, выполняющих основные работы. Обычно она бывает равна 100—150 м. Фронт работы состоит из четырех захваток. На I захватке грунт разрабатывают в резервах и перемещают в нижний слой насыпи; на II уплотняют нижние слои насыпи; на III разрабатывают грунт в резерве и перемещают в верхние слои насыпи и обочины; на IV уплотняют верхний слой насыпи, планируют полотно, дно резервов и отделывают откосы.

Устройство бульдозером насыпей высотой больше 1,5 м на значительном протяжении экономически неэффективно. На коротких участках (до 200 м) такие насыпи можно отсыпать и бульдозером, например из сосредоточенных резервов, перемещая грунт под углом 40—45° к оси насыпи, а затем вдоль оси. При значительном протяжении участков насыпи высотой больше 1,5 м обычно нижнюю часть (до 1,2 м) возводят бульдозерами, а верхнюю досыпают скреперами.

В лесных условиях грунт в резервах часто бывает в переувлажненном состоянии, поэтому резервы следует разрабатывать по траншейно-полосной схеме. Грунт в резерве срезают в результате движений бульдозера полосами-траншеями по ширине отвала бульдозера (траншеи 1, 2, 3, 4 и т. д.).

Читайте также:  Методика по расчету количества образования отходов при строительстве зданий и проведении ремонтных работ

Между траншеями оставляют стенки-полосы шириной 0,8—1 м, которые разрабатывают в последнюю очередь, после просыхания грунта. Перемещаемый из траншеи на подошву насыпи переувлажненный грунт не разравнивают, а укладывают поперечными валами-полосами с разрывом 10—20 см, оставляют для просушки, по мере достаточного просыхания разравнивают продольными проходами бульдозера и уплотняют. Затем срезают в резервах просохшие стенки и из них отсыпают верхние слои насыпи или досыпают обочины. В случае длительного перерыва работ по устройству земляного полотна поверхность незаконченной насыпи необходимо уплотнить и тщательно спланировать с приданием ей двустороннего уклона 20—30‰. Резервы и водоотводные канавы следует спланировать и прочистить для беспрепятственного отвода воды от земляного полотна.

При отсыпке насыпей способом продольного перемещения грунт берут из смежных выемок и реже из специальных карьеров. Особенно выгодно использовать грунт из смежных выемок. В этом случае можно сразу отсыпать грунт на полную высоту насыпи крутонаклонными слоями или осуществлять продольную отсыпку пологими слоями.

Первый способ более производителен, но лучшее уплотнение насыпи достигается при 2-м способе. Первый способ целесообразен при отсыпке насыпи на болото. Толщина слоев зависит от вида применяемых для уплотнения машин. Перед уплотнением отсыпаемые слои грунта следует разравнивать и грубо планировать бульдозером или автогрейдером.

В жаркий период отсыпанный грунт следует возможно быстрее укатать, пока он сохраняет естественную влажность и достаточно хорошо уплотняется. При необходимости отсыпки насыпей на болотах зачастую грунт приходится транспортировать на значительное расстояние, тем более что требуются дренирующие грунты — песчаные или гравелистые. В этом случае грунт разрабатывают в карьере или выемке экскаватором с рабочим оборудованием в виде прямой лопаты или драглайна.

Для снижения стоимости возведения земляного полотна необходимо использовать такие дорожные машины, которые в данных условиях могут работать наиболее эффективно. Приведен разработанный в тресте «Оргтехлесстрой» график себестоимости земляных работ с учетом расстояния перемещения грунта для основных землеройных машин. Из графика видно, что при использовании бульдозеров стоимость земляных работ минимальна (до 4 коп./м 3 ), если расстояние перемещения грунта не превышает 50 м. При большей дальности перемещения наименьшую себестоимость обеспечивает использование скреперов, но и в этом случае при расстоянии 500 м и емкости ковша 2,25 м 3 или 900 м и 8 м 3 себестоимость возрастает до 20 коп./м 3 . При еще большей дальности перемещения более выгодно разрабатывать грунт в карьерах или выемках экскаваторами с рабочим оборудованием в виде прямой лопаты или драглайна с перевозкой грунта на самосвалах. В этом случае себестоимость 1 м 3 грунта составляет 25—30 коп.

Выемки наиболее целесообразно разрабатывать по ярусно-траншейной схеме, обеспечивающей минимальные потери грунта при перемещении бульдозером. Верхний ярус выемки в плане разделяют в продольном направлении на полосы, равные по ширине отвалу бульдозера, между которыми оставляют стенки-полосы шириной 1 м. Эти стенки препятствуют потере грунта при перемещении по траншее.

Разработку выемки начинают с траншей, примыкающих к бровкам. После перемещения грунта из траншей 1-го яруса оставшиеся стенки срезают участками косым движением бульдозера (под углом 35—40°), а после наполнения отвала грунт сдвигают в оставшуюся траншею и перемещают вниз; так же разрабатывают и следующие ярусы. При перемещении на расстояние не больше 25—30 м грунт срезают и перемещают в насыпь за один прием; при большем расстоянии его перемещают в траншее до тех пор, пока нет значительных потерь (на 25—30 м), а затем оставляют в виде промежуточного вала. После накопления в промежуточном валу грунт перемещают дальше примерно на такое же расстояние или отсыпают в насыпь.

Разработку выемок с перемещением грунта в кавальер осуществляют редко, — если грунт непригоден для возведения насыпей или большая длина выемок. При отвале грунта в кавальеры бульдозером можно разрабатывать только неглубокие, открытые выемки. Разработку обычно ведут поперечными ходами челночным способом по ярусно-траншейной схеме.

Дальность перемещения грунта бульдозерами не должна превышать 100—120 м, при большем расстоянии необходимо применять скреперы. Кроме того, их используют для возведения высоких насыпей из резервов или из специальных грунтовых карьеров. На заболоченных участках, в сыпучих песках и на участках, не очищенных от кустарников, корней, пней и валунов, скреперы применять не следует.

При использовании скреперов в лесных условиях грунты необходимо предварительно разрыхлить и очистить от корней. Однако излишне мелкое рыхление ухудшает наполнение ковша и снижает производительность скреперов. Наиболее целесообразно такое рыхление грунтов, при котором образуются комки диаметром в поперечнике 5—10 см.

В условиях лесхозов наиболее часто применяют совместно скрепер и бульдозер: верхнюю часть выемок отрывают бульдозером и далее разрабатывают скреперами. При возведении насыпей нижнюю часть устраивают бульдозерами, а верхнюю (высотой более 1,2 м) — скреперами. В этом случае необходимо бульдозером устраивать для них въезды и съезды с уклонами соответственно не более 20 и 50‰.

Расстояние между въездами составляет обычно 60—120 м в зависимости от емкости скреперов, высоты насыпи и местных условий. На болотах грунт из карьеров подвозят скреперами, а первоначально укладывают в насыпь бульдозерами. По достижении высоты 0,3—0,4 м дальнейшую отсыпку насыпи снова выполняют скреперами.

При разработке выемок скрепер набирает грунт в пределах выемки, а затем, двигаясь вдоль полотна, укладывает в прилегающую насыпь. В выемках грунт срезают слоями по 25—30 см. Загружать и разгружать скреперы следует только при движении на прямых участках. Образующиеся на откосе выемки (уступы) срезают грейдером или выравнивают поперечными проходами бульдозера. Дно забоев, в которых работают скреперы, должно иметь продольный уклон не менее 3‰, что обеспечивает водоотвод и осушение забоев.

Для уменьшения ширины просеки в лесном массиве и количества вырубаемого леса, а также в случае, если устройство резервов вдоль дороги нежелательно по эстетическим соображениям (в зонах отдыха), для насыпей можно использовать грунт из сосредоточенных резервов или грунтовых карьеров, скрытых от дороги лесом и расположенных в стороне на полянах или вырубках. Путь движения скреперов от карьеров к дороге должен иметь возможно меньше поворотов, причем при движении на повороте, как правило, ковш скрепера должен быть разгружен. Дорогу от карьера к месту возведения насыпи следует хорошо спланировать и систематически грейдировать.

На участках дороги, проходящих вне лесной территории, а также на хорошо очищенных от корней грунтах для устройства невысоких насыпей (до 0,7 м) используют грейдеры и автогрейдеры. При этом переломы продольного профиля на трассе необходимо предварительно сгладить бульдозером. При возведении насыпи грейдером из боковых резервов длина захватки обычно 400—800 м. На лесных грунтах со значительными остатками корневой системы работы по вырезанию грунта следует выполнять тяжелыми автогрейдерами или прицепными грейдерами; перемещение и разравнивание грунта — автогрейдерами среднего типа. Насыпь возводят последовательными круговыми проходами грейдера с послойной вырезкой грунта, начиная от внутренней бровки резерва, затем проходами для перемещения грунта и укладки в насыпь. Каждый слой грунта, разравниваемый грейдером, необходимо уплотнять катками.

Качество земляного полотна зависит от степени уплотнения, которое следует производить сразу после отсыпки и послойного разравнивания. Каждый слой надо уплотнять равномерно по всей площади и на всю толщину. Если грунт очень сухой, то для хорошей укатки его следует поливать до слегка влажного состояния.

При использовании катков на пневматических шинах на связанных (глинистых и суглинистых) грунтах требуется по 6—8 проходов по одному следу, на песчаных — по 4—6. Обычно насыпи плохо уплотнены в местах, непосредственно прилегающих к мостам. В таких неудобных местах можно использовать трамбующие плиты (железобетонные плиты или блоки), поднимаемые вверх экскаваторами, или трамбовки и самоходные машины ударно-трамбующего действия.

Несмотря на применение уплотняющих машин с течением времени наблюдается самоуплотнение насыпей. Поэтому желательно отсыпать земляное полотно за год до устройства дорожной одежды. При этом необходимо обеспечить сохранность подготовленного земляного полотна, так как в образовавшихся на его поверхности колеях от тяжелых машин скапливается вода и размачивает земляное полотно, которое настолько насыщается водой, что может расплыться, а иногда в средней части образуются ямы, наполненные водой и жидкой грязью.

Подготовленное земляное полотно после укатки следует спрофилировать, его поверхность должна иметь уклон в стороны крутизной 20—30‰ (2—3 см на 1 м). После дождей и в сырые периоды проезд по такому земляному полотну должен быть полностью закрыт, а в сухое время года или при замерзшей верхней части движение машин даже полезно, так как способствует уплотнению грунта. В зимний период на подготовленном к укладке дорожной одежды земляном полотне снег разгребать не следует, чтобы уменьшить промерзание грунтов и зимнее влагонакопление.

Источник: www.activestudy.info

Рейтинг
Загрузка ...