Заказчики строительства организации является

Государственный заказчик – это то юридическое лицо, ради обеспечения нужд которого была создана и постоянно изменяется существующая в настоящее время контрактная система.

Кто является государственным заказчиком и на основании каких нормативных актов они функционируют?

Понятие и нормативная основа действий государственного заказчика

Основное регулирование действий, которые могут осуществляться различного рода заказчиками при осуществлении государственных и муниципальных закупок, происходит с помощью Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В том случае, если заказчик имеет не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то его функционирование в части осуществления госзакупок будет осуществляться также и на основании Федерального закона №223-ФЗ.

Под государственным заказчиком следует понимать такой орган, который выступает в качестве юридического лица, отстаивающего интересы всей Российской Федерации или конкретного региона, а также получил в момент своего образования полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государства.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКАЗЧИК или ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯДЧИК

К числу государственных заказчиков в настоящее время относятся:

  • государственные органы, а также органы государственной власти;
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения федерального подчинения;
  • бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан Российской Федерации, а также защиты интересов самого государства;
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Данное определение государственного заказчика прямо сформулировано законодателем в рамках пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе».

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

Особенности закупки строительных работ по закону 44-ФЗ (28.09.2022)

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

закупки

  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

госзакупки

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.
Читайте также:  Кто составляет календарный план строительства

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

НМЦК

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).

Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок. Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Источник: zakonguru.com

Заказчики строительства организации является

Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения.

К строительству как отрасли материального производства относятся организации, осуществляющие строительные, монтажные, буровые, ремонтные, проектные и изыскательские работы.

Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и другие объекты.

Читайте также:  Куб что это в строительстве

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон № 39-ФЗ) под инвестициями понимаются денежные средства, имущество организации, имущественные права, имеющие денежную оценку, которые вкладываются в объекты предпринимательской либо иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Также в соответствии с указанной статей закона под инвестиционной деятельностью в капитальные вложения подразумеваются вложения имущества и имущественных прав в основные средства (основной капитал) организации, а именно: затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Под капитальными вложениями в строительство следует понимать инвестиции в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих хозяйствующих субъектов.

Субъектами инвестиционной деятельности, принимающими участие в строительстве, являются инвесторы, заказчики, подрядчики.

Согласно ст. 4 Закона № 39-ФЗ инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств (нового объекта строительства). Если финансовых возможностей одного инвестора недостаточно, то привлекаются субивесторы (соинвесторы).

Инвестор заключает договор со специализированной строительной организацией для осуществления процесса строительства — заказчиком, то есть это физическое или юридическое лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

Заказчик для осуществления будущего строительства должен иметь проектно-сметную документацию на возведение отдельно строящихся зданий или на комплекс зданий. С этой целью он обращается в проектную организацию с техническим заданием на возведение объекта. Проектная организация разрабатывает пакет проектно сметной документации, в который входит проект производства работ, проект организации строительства, и сметно-финансовые расчеты. На основе финансовых расчетов в дальнейшем определяется договорная стоимость объекта.

Деятельность заказчика лицензируется. Данная организация подбирает подрядные строительные организации, осуществляет технический и архитектурный надзор за строительством, должна принять и оплатить выполненные работы.

Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), под застройщиком понимается инвестор, а также иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству.

Аналогичное определение дано и в п. 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, согласно которому застройщиками осуществляются организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат.

Однако в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 39-ФЗ уполномоченное инвестором лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта, именуется заказчиком.

В договорах часто используется термин «заказчик-застройщик». Согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, выполнение функций заказчика-застройщика подлежит лицензированию в порядке, установленным данным Положением.

Однако Закон № 39-ФЗ предписывает именовать такую организацию только заказчиком, и никак не застройщиком и не заказчиком-застройщиком.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 214-ФЗ) застройщиком следует называть организацию, имеющую в собственности или на праве аренды земельный участок и получившую разрешение на строительство на этом участке мноквартирного жилого дома либо иного объекта недвижимости. При этом под иными объектами недвижимости понимаются гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, и т. д., за исключением объектов производственного назначения.

В связи с тем, что данные понятия применяются в различных отраслях права они не противоречат друг другу и по сути являются одним и тем же. Однако в договорах рекомендуется использовать понятие «заказчик», поскольку регулируется это гражданским правом, которым оно предусмотрено [12].

Выполнение строительно-монтажных работ производит строительная организация, которая согласно п. 4 ст. 4 Закона № 39-ФЗ именуется подрядчиком.

Подрядчик — юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством.

Читайте также:  Как рассчитать сколько нужно материала для строительства гаража

В соответствии с действующим законодательством в РФ применяются различные формы организации строительных работ, от которых в значительной степени зависят система организации бухгалтерского учета и методология выявления финансового результата каждого участника процесса строительства.

Деятельность подрядных строительно-монтажных организаций можно подразделить на два вида: генподрядную и субподрядную.

Строительство в форме генерального подряда подразумевает, что генеральный подрядчик несет комплексную ответственность за руководство строительными работами.

Заказчик (застройщик) может организовать строительные работы двумя способами: комплексного генподряда или долевого подряда.

В рамках комплексного генподряда заказчик (застройщик) заключает с генеральным подрядчиком (далее — генподрядчик) только один подрядный договор на строительство объекта. При этом следует иметь в виду, что генподрядчик организация может и не исполнять строительных работ, а суть ее функций может сводиться к координации деятельности субподрядных организаций; сбору и анализу экономической, управленческой или другой информации, связанной со строительством; организации, обеспечению ведения строительных работ и руководству процессом строительства. При необходимости генподрядчик заключает субподрядные договора с другими подрядчиками, которые отвечают за выполнение отдельных частей подряда.

Работодателем для субподрядной организации является генподрядная организация. Субподрядные организации являются непосредственным и исполнителями строительных работ. Они, как правило, имеют узкую специализацию по видам строительных работ [1, с. 21].

В результате осуществления долевого подряда объект делится на отдельные части, по каждой из которых заказчик (застройщик) заключает отдельный подрядный договор.

Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 39-ФЗ субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов.

Инвестор может одновременно быть и пользователем, и подрядчиком; заказчик может выполнять функции подрядчика и т.д. В жилищном строительстве застройщик может также исполнять функции других участников строительного процесса — заказчика и подрядчика.

Правовые и экономические отношения сторон в строительстве, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов строительной деятельности устанавливаются договором строительного подряда., в соответствии с которым подрядчик обязуется в установленные договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену [13].

Договор строительного подряда является главным документом, регламентирующим порядок и условия осуществления строительных работ (изготовления строительной продукции). В нем предусматриваются права, обязанности и ответственность участников процесса капитального строительства. По содержанию и охвату различных аспектов договор строительного подряда относится к сложным видам договоров.

По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию объекта строительства. Под инвентарной стоимостью объекта понимаются затраты застройщика по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию.

Согласно ПБУ 2/94 незавершенное строительство — затраты застройщика по возведению объектов строительства с начала строительства и до ввода объектов в эксплуатацию.

Завершенное строительство — затраты застройщика по введенному в эксплуатацию объекту строительства.

Незавершенное производство — затраты подрядчика на объектах строительства по незаконченным работам, выполненным согласно договору на строительство.

Строительную деятельность относят к долгосрочным инвестициям.

Согласно Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином РФ от 30.12.1993 г. № 160 под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение, а также приобретения внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи (за исключением государственных ценных бумаг, участия в уставном капитале других организаций).

Долгосрочные инвестиции связаны с осуществлением капитального строительства в виде нового; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и объектами не производственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом не являются издержками отчетного периода и относятся к капитальным вложениям. Также к долгосрочным инвестициям относятся приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, земельных участков и природопользование; приобретение и создание нематериальных активов.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
Загрузка ...