Закупка работ по строительству реконструкции объекта капитального строительства что это

Закупки строительных работ по 44-ФЗ, 223-ФЗ: новые изменения 2022 г.

С 27 июня 2019 года, в соответствии с Федеральным законом 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Данный регламент обязателен для всех заказчиков в рамках 44-ФЗ и на часть заказчиков по 223-ФЗ (автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

Особенности закупки проектно-изыскательских, ремонтных и строительных работ

При этом в статье 110.2 44-ФЗ прописана специальная норма, запрещающая использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

1. Появление «контрактной сметы»

Итак, вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки, называемая «контрактной сметой».

Данная контрактная смета составляется заказчиком без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Но тогда возникает законный вопрос: на основании чего составляется контрактная смета?

В обновленной редакции части 7 статьи 110.2 44-ФЗ на этот вопрос отвечают так: контрактная смета составляется на основании методики составления сметы контракта, которую будет разрабатывать Министерство строительства, и которой, естественно, не существует, и когда она родится, никому неизвестно.

В данных обстоятельствах все без исключения заказчики по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, становятся нарушителями существующего законодательства.

Выбирать бедному заказчику приходится из двух зол.

1) Составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы, надеясь, что Бог не выдаст и ФАС не съест.

2) Как законопослушный гражданин, дожидаться рождения методики составления сметы контракта, порожденной в недрах Минстроя, невзирая на срыв сроков строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Закупки в сфере строительства в 2022. Развитие или постановка на паузу. День 2 (16.12.2021)

Есть ли какой-то разумный выход из этого тупика?

Есть: применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов можно, если это прописано в контракте:

1) заказчикам по 223-ФЗ при строительстве;

2) заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

2. Введение произвольного графика оплаты строительных работ

Согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, при осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Как будут работать подрядчики при подобном графике оплаты, закон безмолвствует.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

3. Новый способ формирования НМЦК

С июля 2019 года сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам по новому законодательству будет формироваться на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком в соответствии с ценовым предложением подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должно создать и утвердить Министерство строительства РФ.

При этом, в соответствии с новой редакцией 44-ФЗ в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия в обязательном порядке должно быть положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.

У независимых экспертов появляется по этому поводу вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Читайте также:  Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества объектах незавершенного строительства ф 0503190

Ответ узнает тот, кому хватит терпения дочитать эту статью до конца.

4. Изменение способа оплаты исполненных строительных контрактов

То есть, отныне заказчик, в соответствии с регламентом 44-ФЗ, принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

По мнению независимых экспертов, чиновники Минстроя России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов сочинили новую схему освоения бюджетных средств, при которой ни заказчик, ни подрядчик в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По итогам, данная реформа сильно усложнит жизнь и заказчикам, и подрядчикам, и проверяющим их контрольным органам, подсчитывающим размеры убытков, понесенных государством в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Источник

ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКУПОК РАБОТ В СФЕРЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА С ПРИМЕНЕНИЕМ IT-РЕШЕНИЯ IPM

Мониторинг ключевых показателей Контрактной системы Российской Федерации заставляет говорить о том, что система закупок излишне зарегулирована и регламентирована. Понимание проблемы привело к тому, что с 1 июля 2019 года вступили в силу значительные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), упрощающие процесс закупок. В статье мы затронем изменения 44-ФЗ, которые касаются строительной сферы.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

Одним из главных нововведений 44-ФЗ в части работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия стало изменение в процедуре электронного аукциона: срок подачи заявок сократился до 7 календарных дней, если начальная (максимальная) цена договора до 2 млрд рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 2 млрд рублей. Для остальных закупок сроки подачи заявок сокращаются до 7 календарных дней, если начальная максимальная) цена договора до 300 млн рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 300 млн рублей.

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

• Техническое задание теперь должно быть частью проектной документации и размещено в Единой информационной системе (ЕИС) www.zakupki.gov.ru;
• Первая часть заявки теперь представлена в виде согласия поставщика;
• В первой части заявки заказчик обязан указать «конкретные» показатели;
• Рассмотрение первых частей заявки должно осуществляться заказчиком не более 3 рабочих дней;
• Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При
этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации
проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе;
• Срок рассмотрения вторых частей заявки составляет 3 рабочих дня после публикации протокола аукциона;

• Сметы, дефектные ведомости, перечни материалов и оборудования должны быть указаны со словами: «или эквивалент и характеристиками»;
• Заказчик может отклонить поставщика за «конкретные показатели», «химический состав» и прочее.

Это очень нужные и важные изменения в 44-ФЗ, но есть одно очень спорное изменение. Так, с 1 июля 2019 если заказчик включает проектную документацию в состав документации о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, то электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе. Теперь заказчик для уменьшения конкуренции может поставить срок окончания подачи заявок в 00 часов и 00 минут, и аукцион состоится в 4 часа утра.

Рассмотрим статистику размещений извещений электронного аукциона в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) (данные приводятся с 01.07.2019 по 12.07.2019).

По состоянию на 12.07.2019 в ЕИС было опубликовано 2 051 извещение на проведение электронных аукционов, из них 1 249 электронных аукционов на строительство. Корректная дата проведения электронного аукциона была указана в 1 189 процедурах, а некорректная фигурировала в 60 случаях, что составляет 4,8 % от общего количества размещенных извещений.

По данным федерального казначейства в течение трех недель с момента вступления в силу изменений заказчики освоили нововведения: документация о проведении электронного аукциона размещается без нарушений действующего законодательства. Предоставление поставщику возможности согласиться с требованиями заказчика — решение, на наш взгляд, спорное, т. к. эти изменения приведут на рынок компании без опыта работы, что может привести к срыву, а в лучшем случае — к затягиванию строительного процесса.

Читайте также:  Основные объекты строительства состав

Отдельного внимания заслуживает государственная поддержка субъектов малого предпринимательства (далее СМП): с 12 мая 2019 года вступила в силу ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ; теперь срок оплаты заказчиком исполненного по контракту (срок оплаты заказчиком исполненных по контракту обязательств) должен быть не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Оплата для СМП или социально ориентированной некоммерческой организации должна происходить в течение 15 рабочих дней с даты
подписания документа о приемке.

Еще одно нововведение: при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года СМП и СОНКО в соответствии с частью 8.1. 96 статьи 44-ФЗ с 1 июля 2019 года освобождаются от обеспечения исполнения контракта.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С 01.07.2019

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 и части 1 статьи 96 № 44-ФЗ заказчик обязан включить в проект контракта обязательное условие о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Размер такого обеспечения не может превышать 10 % НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику новое обеспечение гарантийных обязательств взамен ранее предоставленного в соответствии с частью 7 статьи 96 № 44-ФЗ.

При исполнении контракта документ о приемке поставленных ТРУ оформляется только после предоставления поставщиком такого обеспечения/

Срок обеспечения гарантийных обязательств составляет: гарантийный срок + 1 месяц.

С одной стороны, эта мера призвана защитить заказчиков, а с другой — дополнительное бремя на поставщиков, что, в конечном счете, отразится на начальной (максимальной) цене контракта и может привести к оттоку поставщиков на торгах и, как следствие, к снижению конкуренции.

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА

Часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дополнена двумя основаниями для изменения условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия:

1. Если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию:
• контракт заключен на срок не менее одного года, а его цена равна предельному размеру цены, установленному Правительством РФ или превышает предельный размер;
• имеется обоснование производимого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
• изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. В указанный срок не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

2. Допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначальный, если контракт не был исполнен в установленный срок по вине подрядчика или по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Приведем пример: у заказчика был заключен контракт с поставщиком на 1 год на строительство детского сада, но в силу прошедшего торнадо поставщик не смог его достроить.

Стороны должны будут согласовать новый срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта, если обеспечение исполнения контракта вносилось деньгами.

Это очень важное изменение, позволяющее заказчику избежать ситуаций, когда из-за неучтенных работ заказчик должен был проводить дополнительную конкурентную процедуру.

Представим себе ремонт помещения в больнице, где рабочие вскрыли полы и поняли, что надо их полностью менять. В силу того, что сумма увеличившегося объема работ выросла более чем на 10 %, заказчик вынужден был проводить конкурентную процедуру и у него могла сложиться такая ситуация, когда на одном объекте часть работ делает одна компания, а часть — другая.

ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКУПАТЬ РАБОТЫ «БЕЗ ОБЪЕМА»

С 1 июля 2019 года у заказчика появилась возможность осуществлять закупку работ «без объема» или рамочный договор. Рамочное соглашение — это договор, в котором определяется какая-то часть условий поставок, устанавливаются принципы сотрудничества, но могут быть не определены отдельные существенные условия (конкретные объемы закупок, цены, сроки и т. д.).

Рамочное соглашение не должно нарушать антимонопольное законодательство, а лицо, его заключающее, должно иметь соответствующие полномочия. Рамочный договор заключается в соответствии со статьей 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК).

К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе, в случае незаключения сторонами отдельных договоров, применяются общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.

При использовании рамочного договора заказчик обосновывает единичные расценки, начальную (максимальную) цену контракта. В результате конкурентной процедуры максимальная цена контракта остается неизменной, понижаются только единичные расценки, все они снижаются на единый коэффициент снижения.

Несомненно, рамочный договор — это большой плюс для заказчика в части осуществления своих непосредственных обязанностей.

Читайте также:  График строительства объекта это

Самой частой ошибкой при использовании рамочного договора является то, что заказчик не ведет накопительную ведомость, вследствие чего может наступить следующая ситуация: «подписанный акт приемки без действующего госконтракта — не основание для оплаты».

Давайте рассмотрим Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2018 г. по делу № А04–8753/2017.

Стороны заключили контракт, установив предельную цену, по достижении которой он считается расторгнутым. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 432 ГК Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ существенными условиями договора является: цена, срок договора или предмет. И очень часто при закупке «без объема» у заказчика остается неизрасходованный лимит, а срок договора заканчивается. Так было и в данном случае: лимит был исчерпан, исполнитель продолжил оказывать услуги, а заказчик их принимал, но не оплачивал.

Заказчик и поставщик в досудебном порядке не могли урегулировать свои финансовые разногласия, т. к. для оплаты требовался действующий договор, а в данном случае договор был не действителен в виду окончания срока действия.

Суды решили, что услуги оказаны за рамками договора и исполнитель знал об этом. Заказчик платить не должен, иначе нарушит законодательство о закупках.

Для того чтобы застраховать себя от риска неуплаты по государственному контракту, рекомендуем поставщикам вести «накопительную» ведомость, и, прежде чем увеличить объем обязательств, убедиться, что новое соглашение соответствует Закону 44-ФЗ.

Изменения, которые произошли в строительной сфере в 44-ФЗ, затрагивают только проведение процедур, они не учитывают затраты. Однако затраты — это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов. Классифицирование затрат позволяет верно рассчитать себестоимость продукции, проанализировать эффективность использования ресурсов по всем направлениям деятельности организации. Анализ и группировка затрат позволяют принимать правильные управленческие решения. Таким образом, затраты — это ключевой элемент, показывающий результативность и эффективность деятельности региона за определенный период.

Управление затратами позволяет регионам оптимизировать затраты или достигнуть такого их уровня, который обеспечит требуемый финансовый результат.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА — IPM

В целях контроля исполнения договоров и лимитов предельной цены по ним часто используется бухгалтерский метод учета фактически выполненных работ, что приводит к возникновению ситуации с превышенными лимитами, описанными выше. Недостаток бухгалтерского учета состоит в том, что зачастую имеется значительная временная задержка между фиксацией факта исполнения работ на строительной площадке и приемкой этих работ заказчиком для последующей оплаты. За это время на объекте, как правило, продолжаются работы в соответствии с планом-графиком, и момент превышения лимита по договору можно упустить.

Один из способов контроля в подобных случаях — внедрение и использование цифровых технологий по управлению проектами капитального строительства, которые объединяют всех участников проекта и всю цепочку поставок в едином цифровом пространстве на единой цифровой платформе. Современные IT-системы для управления объектами капитального строительства позволяют не только осуществлять приемку работ в целях учета исполнения обязательств по договорам в момент их возникновения, но и связать данные календарно-сетевого графика объекта, договора любого уровня кооперации, платежи и информацию о физических объемах поставок и работ на строительной площадке, что обеспечивает возможность своевременно фиксировать объемы работ и материалов, проводить план-фактный анализ и контролировать ход выполнения договорных обязательств.

Потенциал интеграции с системами банковского сопровождения контрактов и электронными закупками обеспечивают дополнительный контроль над исходящими платежами и лимитами расходования денежных средств, а также за ценовой политикой расходов в рамках объекта капитального строительства. Использование цифровых технологий по формированию единого каталога МТР в привязке к техническим условиям, производимой продукции, еще на этапе формирования проектной документации и использование каталога как единого в IT-решении по управлению капитальным строительством, в том числе, при формировании спецификации и потребности в закупке, договоре, закрывающих документах дополнительно повышает прозрачность всего процесса.

Цифровые технологии IPM базируются на четырех основных потоках данных, охватывающих весь жизненный цикл инвестиций в капитальное строительство:
• Данные о плановых показателях — как должно быть. Сбор данных начинается на самом раннем этапе жизненного цикла строительно-
го проекта.
• Данные о конкурентной закупке по освоению планового бюджета — открытая система для выбора поставщиков и подрядчиков в цифровой конкурентной среде. Сбор данных идет на электронной торговой площадке.
• Данные о фактических физических объемах — результате работы подрядчиков. Сбор данных приемка работ происходит непосредственно на строительной площадке с помощью цифровых инструментов строительно-инженерного контроля.
• Данные о платежах за выполненные работы. Сбор данных автоматизирован за счет интеграции с сервисом банковского сопровождения.

Подводя итоги, стоит отметить, что несмотря на изменения в 44-ФЗ в части строительства —возможность изменения условия договора, закупки работы «без объема» — начинает складываться практика нарушений, которая заключается в неумышленном превышении объемов закупаемой продукции. Для решения проблемы необходим постоянный контроль в виде накопительной ведомости, которую ведет заказчик и поставщик самостоятельно или используя IPM. Накопительная ведомость позволит заказчикам получить дополнительный механизм для контроля за строительством и, как следствие, — экономию бюджетных средств. ■

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Источник
Рейтинг
Загрузка ...