Затраты на охрану в строительстве

от 25 июля 1995 года N 678-РЗП

О нормативе средств
на охрану строящихся объектов

(с изменениями на 18 января 2002 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 18 января 2002 года N 17-РЗМ.
____________________________________________________________________

Распоряжением правительства Москвы от 17.10.91 N 561-РЗП установлен порядок и размер возмещения подрядным организациям затрат, связанных с охраной строящихся и реконструируемых по городскому заказу объектов силами Управления по предупреждению правонарушений на стройобъектах и других специализированных организаций.

В связи с тем, что фактические затраты на эти цели значительно ниже утвержденных нормативов и в целях упорядочения нормирования и расходования средств на усиленную охрану объектов:

1. Утвердить норматив затрат на организацию усиленной охраны объектов строительства в размере 2,2% от стоимости строительно-монтажных работ по главам 1-8 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта.

Затраты на кладку двухэтажного дома 6*11 метров / Строительство дома в 2022 году с ценами

Указанные затраты подлежат включению в главу 9 (графы 7, 8) сводного сметного расчета стоимости строительства объектов (строек).

2. АО «Москапстрой» и другим заказчикам возмещать подрядным организациям фактические затраты по охране вновь строящихся и реконструируемых объектов, подтвержденные бухгалтерскими справками в пределах норматива, установленного в п.1 настоящего распоряжения.

4. Внести соответствующие изменения в пункт 9 приложения к распоряжению Премьера Правительства Москвы от 23.01.97 N 62-РП «О перечне прочих работ и затрат, учитываемых при составлении сметной документации объектов городского заказа» (пункт дополнительно включен распоряжением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 18 января 2002 года N 17-РЗМ).

Пункт 4 предыдущей редакции считается пунктом 5 настоящей редакции — распоряжение заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 18 января 2002 года N 17-РЗМ.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Департамента строительства А.И.Воронина.

Источник: docs.cntd.ru

Письмо 09/8833 «О затратах на охрану строительного объекта и объекта городского хозяйства»

В рамках реализации полномочий по экономическомуобоснованию расходов бюджета Санкт-Петербурга Комитет экономического развития,промышленной политики и торговли (далее — Комитет) информирует о следующем.

Письмо Комитета экономики ипромышленной политики от 26.10.1999 № 39/5061 «Об учете затрат на охранустроящихся жилых домов и объектов соцкультбыта» является недействующим.

Для определения стоимости затратпо охране объектов строительства, осуществляемого за счет средств бюджетаСанкт-Петербурга, следует руководствоваться распоряжением Комитета от27.05.2009 № 357-р «Об утверждении предельных нормативов затрат бюджетаСанкт-Петербурга на услуги по охране объектов городского хозяйства на 2009 год»(далее — предельные нормативы затрат).

Охрана окружающей среды при строительстве. Выполнение мероприятий по уменьшению пылеобразования

Стоимость денежных затрат бюджета Санкт-Петербургана услуги по охране строительного объекта рассчитывается на основе:

— стоимости работы сотрудникаохраны за час, определяемой с учетом суточного режима охраны и вида охраны(вооруженной, невооруженной), указанной в распоряжении;

— количества сотрудников охраны,необходимых для охраны объекта в течение суток;

— необходимой продолжительностиохраны, которая определяется в соответствии с календарным планом строительстваобъекта.

Согласно письму Министерстварегионального развития РФ от 13.08.2008 № 20070-СК/08 затраты на охрану объектовгородского хозяйства учитываются в сводном сметном расчете в главе 9 «Прочиеработы и затраты».

При взаиморасчетах за выполненныеработы фактическая стоимость услуг по охране объекта городского хозяйстваопределяется в соответствии с условиями заключенного государственного контрактана охрану объекта городского хозяйства.

Председатель Комитетаэкономического развития,

промышленной политики и торговли С.Д. Бодрунов

Примеры расчета денежных затрат бюджетаСанкт-Петербурга на услуги по охране объектов строительства, осуществляемого засчет средств бюджета Санкт-Петербурга

Пример расчета № 1:

Требуется рассчитать денежныезатраты бюджета Санкт-Петербурга на услуги по вооруженной охране объекта строительства.Продолжительность строительства объекта по календарному плану — 16 месяцев.Режим охраны — круглосуточно. Необходимое количество охранников в сутки на объекте- 2.

В соответствии с распоряжениемКомитета от 27.05.2009 № 357-р предельный норматив затрат на вооруженную охранупри режиме работы 24 часа составляет 101,13 руб. в час работы 1 охранника.

1. Рассчитываем стоимость услугпо охране в сутки:

101,13 ´ 24 часа ´ 2 сотрудника = 4854,24 руб. в сутки.

2. Рассчитываем стоимость услугпо охране в месяц:

4854,24 ´ 30,5 дней в месяц = 148054,32 руб. в месяц.

3. Рассчитываем денежные затратыбюджета Санкт-Петербурга на услуги по вооруженной охране объекта строительства:

148054,32 ´ 16 месяцев = 2368869,12 руб. (без учета НДС).

Пример расчета № 2:

Требуется рассчитать денежныезатраты бюджета Санкт-Петербурга на услуги по невооруженной охране объектастроительства. Продолжительность строительства объекта по календарному плану -16 месяцев. Режим охраны — 12 часов. Необходимое количество охранников в суткина объекте — 1.

В соответствии с распоряжениемКомитета от 27.05.2009 № 357-р предельный норматив затрат на невооруженнуюохрану при режиме работы 12 часов в сутки составляет 111,07 руб. в час работы 1охранника.

1. Рассчитываем стоимость услугпо охране в сутки:

111,07 ´ 12 часов ´ 1 сотрудника = 1332,84 руб. в сутки.

2. Рассчитываем стоимость услугпо охране в месяц:

1332,84 ´ 30,5 дней в месяц = 40651,62 руб. в месяц.

3. Рассчитываем денежные затратыбюджета Санкт-Петербурга на услуги по невооруженной охране объекта строительства:

Источник: ohranatruda.ru

Учет затрат на охрану труда в строительных организациях

Организация и выполнение работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда. Об этом сказано в п.4.1. Постановления от 23.07.2001 г. №80 «О принятии строительных норм и Правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие положения. СНиП 12-03-2001».

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 ТК РФ).

Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

К таким затратам можно отнести:

  • расходы, связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • расходы на проведение периодических медицинских осмотров;
  • расходы компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • расходы, связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;
  • приобретение молока и других равноценных продуктов.

Строительная организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав материальных расходов, расходов на оплату труда и прочие расходы.

Согласно пп.3 п.1 ст.254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом №90-ФЗ в ТК РФ, с 06.10.2006 г. работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами.

Постановлением Минтруда РФ от 30.12.1997 г. №69 утверждены Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

Постановлением Минтруда РФ от 18.12.1998 г. №51 утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Правила).

П.2 указанных Правил установлено, что действие Правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, распространяются на работников всех организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм.

В письме Минфина РФ от 23.04.2007 г. №03-04-06-01/128 указано, что расходы, связанные с приобретение спецодежды, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации.

Документами, подтверждающие расходы на выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, могут быть формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. №71а.

Ст.163, 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда.

НК РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ?

По данному вопросу существует несколько мнений.

УМНС по г. Москве в письме от 29.09.2003 г. №26-12/54118 указало, что расходы на приобретение питьевой воды не поименованы в ст.163 ТК РФ как затраты по обеспечению нормальных условий труда, следовательно, указанные расходы не уменьшают сумму доходов, полученных организацией при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Читайте также:  Разрешительная документация для строительства газопровода

Отметим, что положения гл.25 НК РФ не предусматривает наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды.

Кроме того, ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечить бытовые нужды работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (ст.22 ТК РФ).

При учете затрат на приобретение питьевой воды в строительной организации можно сослаться на п.2.19 Постановления Минтруда РФ от 27.02.1995г. №11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда»:

«Приобретение и монтаж сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков — в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04».

Следовательно, для обеспечения нормальных условий работникам строительной площадки для норм выработки, при отсутствии водопроводной сети, расходы на приобретение питьевой воды можно включить в состав расходов для целей налогообложения на основании пп.7 п.1 ст.264 НК РФ.

В отношении расходов, связанных с проведением периодических медицинских осмотров работников строительной организации отметим следующее.

В ст.213 ТК РФ приведен перечень работников, которые в обязательном порядке должны проходить обязательные медицинские осмотры.

Согласно указанной статье в обязательном порядке должны проходить обязательные медицинские осмотры, следующие работники:

  • работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • работники, чья деятельность связана с движением транспорта;
  • работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
  • работники водопроводных сооружений;
  • работники лечебно-профилактических и детских учреждений.

Однако полный перечень списков работ и факторов, предусматривающих медосмотры, изложен в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 г. №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Кроме того, в разделе 13 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 г. №141 «О введении в действие санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.3. 1384-03» (вместе с «Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ) указано, что в целях предупреждения заболеваний, связанных с условиями труда, работники, занятые в строительном производстве, должны проходить обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (освидетельствования).

Руководству строительной организации при принятии решения о медосмотрах необходимо руководствовать вышеназванными документами.

Обратите внимание, что медицинское учреждение, которое будет проводить медосмотр работников должно иметь лицензию на проведение указанного вида деятельности.

В договоре на оказание медицинских услуг, связанных с проведение медосмотра должны быть оговорены все финансовые и медицинские аспекты.

Учитывая изложенное, в строительной организации расходы, связанные с проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров (обследований) работников строительной организации, проводимых в соответствии с действующими нормативными актами, относятся в соответствии с пп.7 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, учитываемым при налогообложении прибыли. При этом указанные расходы должны соответствовать положениям п.1 ст.252 НК РФ, согласно которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина РФ от 07.11.2005 г. 303-03-04/1/340.

Некоторые виды строительных работ связаны с применением вредных химических веществ.

Статьей 222 ТК РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стало возможным с 14.10.2007г., согласно внесенным изменениям в ст. 222 ТК РФ Федеральным законом от 01.10.2007г. №224-ФЗ.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда установлены Постановлением Минтруда РФ от 31.03.2003 г. №13.

Перечень равноценных молоку пищевых продуктов утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002г. №849.

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть признаны, если эта сумма определена исходя из норм количества молока и его рыночной цены, действовавшей в периоде выплаты денежной компенсации.

Указанные затраты должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ (обоснованы, документально подтверждены).

Согласно п. 3 ст.255 НК РФ все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда.

В соответствии с п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

Согласно п. 3 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.

Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ.

Кроме того, такие выплаты не облагаются ЕСН (пп.2 п.1 ст.238 НК РФ), взносами на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ).

Источник: www.intercom-audit.ru

Учет расходов на охрану

Расходы на оплату каких видов охранных услуг можно учесть в целях налогообложения прибыли? Какими документами подтвердить произведенные затраты? О чем следует помнить, вступая во взаимоотношения с предприятиями, оказывающими такие услуги ? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Налог на прибыль

– учитываются ли расходы на оплату охранных услуг, оказанных сторонней фирмой, если у налогоплательщика имеется собственное подразделение охраны;

– можно ли учесть расходы на охрану жизни сотрудников;

– можно ли уменьшить прибыль на сумму затрат, если у охранного предприятия отсутствует лицензия и т. д.

Опытный бухгалтер знает, что любая недостаточно четко прописанная норма налогового законодательства на практике неизбежно обернется спорами с инспекторами и необходимостью аргументировать ту или иную точку зрения в зале арбитражного суда. Очевидно, что проблема признания охранных расходов не является исключением. Именно поэтому предлагаем читателям ознакомиться с позицией арбитров разных округов и инстанций по названным выше вопросам.

По мнению автора, весьма показательным в данном случае является Постановление ФАС СЗО от 19.07.2007 № А56-35010/2006. Сыр-бор возник из‑за представления в инспекцию уточненной декларации по налогу на прибыль, в которой предприятие включило в состав прочих расходов стоимость услуг по охране директора и находящегося при нем имущества. По результатам проверки декларации инспекция доначислила организации налог на прибыль. Спорящие стороны встретились в суде.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что бухгалтер уменьшил прибыль на суммы затрат, связанных с охраной:

– жизни и здоровья генерального директора и находящегося в его распоряжении имущества предприятия, включая автомобили, которые использовались директором для перемещения;

– имущества и материальных ценностей организации, находящихся в распоряжении ее уполномоченного представителя (референта генерального директора), в том числе при его сопровождении.

Суд решил, что предусмотренные ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» услуги по защите жизни и здоровья граждан могут быть отнесены к иным услугам охранной деятельности, которые поименованы в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. В обоснование экономической оправданности затрат, связанных с охраной генерального директора и находящегося у него, а также у референта имущества, организация указала, что эти затраты направлены на снижение риска ее финансовых потерь, риска порчи имущества (автомобилей, телефонов, ноутбуков), используемого в производственной деятельности генеральным директором и референтом, а также обусловлены контрактом с генеральным директором.

Суд отметил, что налоговое законодательство не содержит понятия экономически оправданных затрат. Следовательно, экономическая обоснованность тех или иных расходов относится к оценочной категории и самостоятельно определяется налогоплательщиком в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств и особенностей его финансово‑хозяйственной деятельности (см.

Определение КС РФ от 04.06.2007 № 320‑О-П). Поэтому в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость услуг, оказанных ему охранными предприятиями, которые он счел экономически обоснованными применительно к особенностям своей финансово‑хозяйственной деятельности. Заметим, что наличие в структуре организации собственной службы безопасности не помешало арбитрам отменить решение ИФНС о начислении недоимки.

Читайте также:  Образец заполнения декларации по долевому строительству

Рассмотрим другой пример – Постановление ФАС ВВО от 10.08.2006 № А29-4238/2005а. ОАО в целях дополнительного обеспечения безопасности при проведении общего годового собрания акционеров заключило договор с отделом вневедомственной охраны, включив затраты по оплате данных услуг в прочие расходы. Налоговый орган начислил недоимку по налогу на прибыль. Арбитры и на этот раз указали на невозможность оценки целесообразности оказанных услуг, решив, что налогоплательщик обоснованно уменьшил налогооблагаемую прибыль на сумму спорных расходов. Причем наличие в штате организации собственной службы безопасности, по мнению ФАС ВВО, не означает, что затраты являются экономически необоснованными.

Вердикт в пользу налогоплательщика вынесли и арбитры ФАС ВСО (см. Постановление от 07.08.2006 № А19-14994/05-40‑Ф02-3415/06‑С1, 19-14994/05-40‑Ф02-4016/06‑С1). На этот раз, исключив расходы на оплату услуг, предоставленных органами милиции, инспекторы сослались на наличие в составе организации собственной службы безопасности, а также на оказание услуг частным охранным предприятием. Суд, исследовав представленные налогоплательщиком документы (копии Устава службы безопасности организации, договора на оказание услуг с ЧОП и органами милиции), сделал вывод о том, что оказанные услуги не дублируют друг друга. Следовательно, нет оснований считать расходы необоснованными.

Обратите внимание: Столичные налоговики в Письме от 01.04.2004 № 26-12/22902 разъяснили, что документами, подтверждающими понесенные организацией расходы на оплату услуг по охране имущества, могут являться договор об оказании услуг, акт приемки-передачи услуг, отчет охранного агентства о результатах предоставленных услуг, счета и т. п.

По мнению автора, организации реально доказать правомерность уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы затрат по оплате услуг сторонней фирмы даже при отсутствии лицензии на осуществление охранной деятельности. В частности, арбитры ФАС СЗО неоднократно подчеркивали, что положениями пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ право налогоплательщика отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, затраты на оплату услуг охранной деятельности не ставится в зависимость от наличия лицензии у лица, оказывающего эти услуги (см., например, постановления от 10.08.2007 № А42-3793/2006 и от 01.12.2006 № А52-1227/2006/2). Добавим, что инспекции не удалось обжаловать первый из названных судебных актов (Определением от 07.12.2007 № 16076/07 ВАС РФ отказал в передаче данного дела в свой Президиум для пересмотра в порядке надзора).

Арендные проблемы

Если организация арендует либо сдает в аренду помещения, то при обосновании затрат на охрану она может столкнуться с дополнительными трудностями. Дело в том, что налоговики, преследуя фискальные интересы, не оставляют без внимания эти нюансы. Арендатору они могут заявить о том, что затраты на охрану должен осуществлять собственник имущества.

В свою очередь, арендодателя они могут упрекнуть в том, что он несет расходы на охрану не используемых им помещений. В целях избежания доначислений по итогам проверки необходимо позаботиться о том, чтобы в договоре аренды было однозначно прописано, какая сторона несет эти расходы. При наличии такого пункта налогоплательщику не составит труда доказать обоснованность расходов.

Вместе с тем даже наличие закрепленной в договоре обязанности арендодателя производить охрану имущества не означает, что арендатор не вправе уменьшить прибыль на сумму затрат по оплате услуг охранной фирмы. Во-первых, собственник помещений может не исполнить возложенной на него обязанности обеспечения охраны.

Во-вторых, могут различаться объекты охраны и функции (виды) охранных услуг. В качестве примера рассмотрим ситуацию, ставшую предметом анализа арбитров ФАС ПО (Постановление от 01.11.2007 № А12-6720/07). Инспекторы признали экономически необоснованными расходы арендатора на оплату услуг охранной фирмы.

Основанием для этого вывода стало наличие в договорах аренды условия о том, что стоимость арендной платы включает в себя охрану периметра и организацию пропускного режима. Как справедливо отметили судьи, порядок определения арендной платы, указанной в договоре, не означает фактического осуществления арендодателем охранных услуг. Арбитры указали, что налоговым органом не использованы предоставленные законом полномочия по проведению встречной проверки арендодателя на предмет установления факта осуществления охранных услуг, определения объектов охраны и сопоставления их с объектами, охраняемыми по спорному договору, заключенному арендатором. Осмотр территории с целью подтверждения факта двойной охраны одних и тех же объектов сотрудниками разных организаций инспекцией также не производился.

Суд принял во внимание, что в спорных договорах об охране объектов и приложениях к ним подробно определены объекты охраны: контрольно-пропускные пункты с прилегающей десятиметровой зоной, ограждение периметра, дислокации постов. У налогоплательщика имеются документы, подтверждающие факт оказания услуг, и надлежащим образом оформленные счета-фактуры.

В результате суд пришел к выводу, что налоговым органом в нарушение п. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано, что расходы арендатора по оплате услуг охраны являются экономически необоснованными, а также то, что данные услуги охраны и услуги по охране периметра, входящие в стоимость арендной платы, являются идентичными. Исходя из вышеизложенного, ФАС ПО отменил решение ИФНС о начислении недоимки по налогу на прибыль и НДС. Добавим, что Определением ВАС РФ от 28.02.2008 № 2266/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Очевидно, что в аналогичной ситуации налогоплательщику при оспаривании решения инспекции есть смысл использовать перечисленные аргументы (в первую очередь недоработки инспекторов по сбору доказательств).

Заметим, что арбитры ФАС ВСО также встали на сторону арендатора, указав, что инспекция, исключив затраты из состава его налоговых расходов, тем не менее не представила доказательства обеспечения арендодателем охраны переданных в аренду объектов (Постановление от 16.10.2008 № А33-14100/07‑Ф02-5023/08).

И еще одна практическая ситуация, когда наличие в договоре аренды обязанности арендодателя обеспечить охрану не помешало суду вынести решение в пользу налогоплательщика-арендатора. Арбитры ФАС МО (Постановление от 09.07.2008 № КА-А40/5861-08) не согласились с доводами ИФНС, указав, что в рамках заключенного договора арендодателем представляются услуги охраны, которые представляют собой услуги по контролю за доступом и фиксации лиц, входящих в принадлежащее арендодателю здание, где заявителем арендуются только его части. Спорный договор, заключенный арендатором с частным охранным предприятием, предусматривает охрану имущества на объекте и в ходе его транспортировки. Таким образом, сохранность имущества арендатора обеспечивалась не арендодателем, а охранной фирмой, а налоговый орган не доказал дублирования охранных услуг.

Обратите внимание: Минфин не возражает против включения в состав налоговых расходов затрат по охране арендованного недвижимого имущества, понесенных до начала его фактического использования в деятельности арендатора, например в периоде ремонта помещений (Письмо от 20.08.2007 № 03‑03‑06/2/155).

Сторожевые собаки

– Постановление ФАС МО от 16.08.2006 № КА-А40/7454-06: затраты на приобретение продуктов для кормления собак являются документально подтвержденными и экономически оправданными, поскольку необходимы для охраны;

– Постановление ФАС ПО от 16.06.2005 № А55-10934/04-1: расходы по приобретению и содержанию трех собак породы туркменского «Алабая» соответствуют положениям пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ и правомерно учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Собаки приобретены с целью охраны материальных ценностей. Использование собак для указанных целей подтверждено документами;

– Постановление ФАС ВВО от 17.05.2006 № А29-11853/2005а: приобретение налогоплательщиком по договору купли-продажи двух сторожевых собак обусловлено необходимостью охраны производственной базы и другого недвижимого имущества, поэтому расходы по приобретению собачьих аксессуаров и питания обоснованны.

Конфликты с чужими охранниками…

…возникают, к сожалению, довольно часто и по разным поводам. Поэтому арбитражные суды нередко рассматривают иски охранных предприятий о взыскании задолженности за оказанные услуги и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных ввиду несвоевременной оплаты, а также иски строительных организаций о взыскании ущерба, причиненного хищением материальных ценностей с охраняемого объекта.

Коротко скажем о каждом из оснований, ведущих к судебным разбирательствам. Первое – оплата охранных услуг. Строительной организации следует иметь в виду, что при наличии документов, подтверждающих факт оказания услуг (актов сдачи-приемки, отчетов исполнителя, подписанных заказчиком без замечаний), суд обяжет ее погасить задолженность. Причем суды удовлетворяют иски исполнителей даже при отсутствии договора на охрану либо в случае признания его судом незаключенным. В частности, ФАС ДВО в Постановлении от 30.04.2008 № Ф03‑А73/08-1/1438[1] указал, что отсутствие письменного договора на оказание услуг по охране объекта не свидетельствует о том, что заказчик не пользовался охранными услугами. (Заметим, что в этих ситуациях при наличии оформленных актов сдачи-приемки оказанных услуг заказчик в общеустановленном порядке вправе учесть затраты в целях налогообложения прибыли.)

Весьма поучительная для строителей ситуация рассматривалась арбитрами ФАС СЗО в Постановлении от 01.12.2008 № А13-12188/2007. Охранное предприятие требовало произвести оплату услуг, заказчик, не отрицая факт их оказания, настаивал на том, что задолженность погашена, поскольку директор фирмы-исполнителя получил спорную сумму наличными.

Читайте также:  Строительство на землях какого вида использования

Факт выдачи денежных средств из кассы заказчик услуг подтвердил расходным кассовым ордером и показаниями свидетеля. Однако суд встал на сторону охранного предприятия. Почему? Дело в том, что представленный заказчиком расходный кассовый ордер был оформлен с нарушением требований, предъявляемых к оформлению кассовых документов – в нем отсутствовала роспись директора охранной фирмы, подтверждающая получение денег. Суд решил, что названный документ не может быть признан надлежащим доказательством оплаты спорной задолженности.

Далее перейдем ко второму поводу для конфликтов – кража основных средств и материалов со строительной площадки и, как следствие, желание заказчика услуг призвать к ответу нерадивого исполнителя. Обычно все споры в арбитражных судах развиваются по одному сценарию. Строительная организация, ссылаясь на положения договора о полной материальной ответственности охранного предприятия, требует взыскать причиненный в результате ненадлежащего исполнения обязательств ущерб. Охранная фирма, для того чтобы избежать ответственности, приводит доказательства своей невиновности или нарушения договорных обязательств заказчиком услуг.

Скажем сразу, судьи часто отказывают строительным организациям в удовлетворении исков. Что становится причиной столь неблагоприятных судебных решений? Почему, даже предусмотрев в договоре условие о полной материальной ответственности исполнителя, потери от кражи несет строительная организация? Для ответа на эти вопросы рассмотрим, например, Постановление ФАС ПО от 02.09.2008 № А57-23859/07-1, которое является весьма типичным в данной ситуации.

В соответствии с заключенным договором ЧОП обязалось организовать и обеспечить сохранность материальных ценностей, находящихся на строящемся объекте, путем выделения одного сотрудника с режимом работы с 17.00 до 08.00, суббота, воскресенье, праздничные дни – круглосуточно. На строительную площадку были завезены строительные материалы, часть из которых была впоследствии похищена. По факту хищения было возбуждено уголовное дело, предварительное расследование по которому было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Один из пунктов договора предусматривал, что исполнитель обязан возмещать полный материальный ущерб, причиненный в результате краж, хищений и любых других умышленных действий третьих лиц из‑за невыполнения или неправильного выполнения сотрудниками исполнителя своих обязанностей согласно инструкции. Данная инструкция, регламентирующая круг обязанностей сотрудников ЧОП, неисполнение которых влечет ответственность по возмещению материального ущерба, в материалы дела не представлена.

ЧОП, возражая против иска, сослалось на пункт договора, предусматривающий, что исполнитель не несет ответственности за утрату ценностей, если условия их хранения не были согласованы и документально оформлены участниками договора, а также при допущении заказчиком нарушений, которые могут привести к утрате охраняемых материальных ценностей либо затруднить выполнение обязательств по договору.

Во исполнение данного условия договора ЧОП неоднократно сообщало заказчику услуг о наличии на объекте нарушений и недостатков, в частности о необходимости отремонтировать въездные ворота, повесить на них замки, назначить ответственных лиц для связи с исполнителем и др.

Работники ЧОП, допрошенные в качестве свидетелей, показали, что строительные материалы должны были сдаваться под охрану по описи, но фактически этого не происходило. Неоднократные обращения к руководителю строительной фирмы с предложением описать имущество и передавать под охрану должным образом положительного результата не дали.

Строительная организация не представила суду доказательства передачи материалов под охрану по описи и под роспись.

Арбитры также учли, что заказчик охранных услуг в нарушение условий договора не пригласил представителя исполнителя для участия в инвентаризации имущества по факту хищения. Таким образом, суд посчитал недоказанным не только факт наличия на момент кражи на объекте стройматериалов в ассортименте и количестве, указанном истцом, но и размер ущерба и отказал строительной организации в удовлетворении исковых требований.

На обязанности строительной компании провести инвентаризацию сразу после обнаружения кражи, причем при обязательном участии представителя охранной организации, хотелось бы акцентировать внимание читателей. Иногда только несоблюдение истцом этого требования становится основанием для проигрыша в суде. Причем в данном случае – исключений нет.

Так, ФАС ВВО в Постановлении от 16.08.2007 № А28-2840/2006-173/9[2] рассматривал иск о возмещении ущерба от кражи товаров из автомобиля, договор на сопровождение которого во время поездки был заключен с охранной фирмой. По данному факту также было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии приостановлено в связи с невозможностью установления лиц, совершивших кражу.

В подтверждение размера убытков в материалы дела представлены расходные накладные, перечень недостающего товара и акт инвентаризации. Суд посчитал, что этих документов недостаточно для установления размера ущерба, поскольку представленные документы носят односторонний характер; перечень недостающего товара и акт инвентаризации составлены не в день совершения хищения, а спустя несколько дней. В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, какой именно товар, в каком количестве, на какую сумму находился в автомобиле на момент совершения кражи, а также двухсторонний акт снятия остатков товара непосредственно после обнаружения хищения. При указанных обстоятельствах суд отказал заказчику услуг в удовлетворении иска в полном объеме.

И еще одна возможная на практике ситуация. Нередко строительные организации после факта хищения охраняемого имущества и отказа исполнителя возместить ущерб в добровольном порядке отказываются от подписи актов сдачи-приемки оказанных услуг, представленных охранной организацией, и от оплаты задолженности по договору. Не исключено, что такие действия могут обернуться для заказчика услуг дополнительными денежными расходами. Как следует из Постановления ФАС СЗО от 21.08.2008 № А42-6141/2007, ЧОП обратилось в арбитражный суд с иском к заказчику о взыскании задолженности за оказанные услуги охраны объектов ответчика и пеней за просрочку оплаты этих услуг, право на взыскание которых предусмотрено договором.

Ответчик, в свою очередь, сослался на то, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения охранным предприятием своих обязательств по договору, в результате чего было похищено принадлежащее заказчику охранных услуг имущество.

Арбитры исходили из следующего. Истец составил акты об оказании услуг охраны, которые вместе со счетами направил ответчику. Факт получения этих документов заказчиком не отрицается. Последний акты не подписал, своих возражений по их содержанию истцу и в суд не представил, составленный ЧОП расчет исковых требований не оспорил. Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования охранного предприятия по оплате оказанных заказчику услуг подлежат удовлетворению.

Арбитры отклонили ссылку ответчика на то, что ЧОП ненадлежащим образом исполнило свои обязательства по договору и отказалось возместить ущерб, указав, что суд предоставлял заказчику услуг время, необходимое для предъявления встречного иска, однако ответчик своим правом не воспользовался. Кроме того, вынесение данного решения в пользу ЧОП не лишает заказчика возможности обратиться к исполнителю с самостоятельным иском о возмещении ущерба. Как видим, в данном случае заказчику услуг пришлось оплатить не только их стоимость, но и пени за нарушение сроков погашения задолженности.

Попробуем извлечь уроки из рассмотренных нами спорных ситуаций. Во-первых, условие договора о полной материальной ответственности охранной фирмы отнюдь не гарантирует того, что причиненный в результате кражи ущерб исполнитель возместит строительной организации.

Во-вторых, договор на оказание охранных услуг (либо дополнительное соглашение к нему) должен содержать перечень материальных ценностей, подлежащих охране. В-третьих, передача имущества под охрану должна подтверждаться документально (например, записями в журналах приема‑сдачи товарно-материальных ценностей под охрану).

В-четвертых, при совершении кражи, грабежа, разбоя и тому подобного необходимо обратиться в милицию и получить соответствующие документы (постановление следственных органов о возбуждении уголовного дела, протокол осмотра места происшествия и др.). В-пятых, следует помнить, что практически все договоры с охранными предприятиями устанавливают обязанность заказчика услуг проводить инвентаризацию в присутствии представителя исполнителя.

Это условие нужно неукоснительно соблюдать. Кроме того, все документы о проведении инвентаризации надо оформлять надлежащим образом. В-шестых, бухгалтер строительной организации должен представить суду документальное обоснование размера понесенных убытков. И, наконец, в‑седьмых, обязанность доказать вину лиц, оказывающих услуги по охране имущества, возложена законом на строительную организацию.

Таким образом, чтобы привлечь охранную фирму к ответственности, сотрудникам строительной компании придется приложить максимум усилий. Однако, учитывая тот факт, что размер причиненного ущерба часто составляет значительную сумму, в этом есть смысл. Ведь в противном случае (если суд откажет строительной фирме в удовлетворении иска к охранному предприятию) придется списать эти суммы на убытки.

[1] Определением ВАС РФ от 22.08.2008 № 10813/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

[2] ВАС РФ Определением от 06.11.2007 № 14887/07 отказал строительной организации в передаче данного дела в свой Президиум для пересмотра в порядке надзора.

Источник: delovoymir.biz

Рейтинг
Загрузка ...