Сводный сметный расчет определяет сметную стоимость строительства (реконструкции) автомобильной дороги и представляет собой сумму затрат, рассчитанных в локальных сметах на все работы, и затраты, предусмотренные проектом. Сводный сметный расчет составляется по форме №1. В ней приводится перечень объектов и затрат, на которые составлены локальные сметы и сметные расчеты со ссылками на номера этих документов. Распределение затрат в сводном сметном расчете производится с учетом технологической структуры капитальных вложений (строительные и монтажные работы, приобретение оборудования и производственного инвентаря, прочие затраты). Кроме того, форма №1 содержит удельные показатели стоимости отдельных конструктивных элементов и готовой продукции, позволяющие судить о степени экономичности принятых проектных решений в сравнении с ранее построенными объектами.
Сводный сметный расчет состоит из двенадцати глав и резерва на непредвиденные работы и затраты. Основанием для составления первых восьми глав являются локальные сметы на конструктивные элементы дороги. Затраты по главам IX, X, XI, XII определяются специальными сметными локальными расчетами, выполняемыми в произвольной форме.
Геотекстиль и геосетка в дорожном строительстве / Geotextiles and geogrids in the road building
В главе IX предусмотрены затраты на устройство временных зданий и сооружений. Величина этих затрат установлена в размере 6,4 % от суммарной стоимости строительно-монтажных работ при использовании передвижных АБЗ, ЦБЗ и 4,1 % при получении полуфабрикатов со стационарных подсобных
Сметный локальный расчет № 9
В ценах 2011 г. 1 011 699,62 х 0,041 = 41 479,68 тыс. руб.
Глава Х. Прочие работы и затраты.
В сводном сметном расчете учитываются следующие виды прочих работ и затрат:
• Дополнительные расходы строительных организаций, связанные с
производством работ в зимнее время, определяются по специальным нормам,
дифференцированным по температурным зонам и видам работ (прил. 19).
Нормами учтены все дополнительные затраты, необходимые для производства работ в зимнее время, в том числе доплаты к заработной плате рабочих, расходы на благоустройство рабочих мест, на изменение технологии выполнения работ и т.д. Нормы дополнительных затрат выражаются в процентах от стоимости строительно-монтажных работ по определенным конструктивным элементам дороги.
Источник: studik.net
Сметная стоимость в дорожном хозяйстве
В дорожном хозяйстве роль цены выполняет сметная стоимость. Сметная стоимость строительства – это сумма денежных средств, необходимая для осуществления всего комплекса работ по строительству, реконструкции и ремонту автодорог и сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией. Она является основой для определения капитальных вложений, финансирования, формирования свободных цен, расчетов за выполненные работы, ориентировочной потребности в ресурсах, приобретения оборудования, возмещения прочих затрат.
Системы автоматического нивелирования Trimble 3D в дорожном строительстве: установка и работа
Содержание
1.Введение ………………………………………………………с.1
2. Калькуляция транспортных расходов………………………с.2
3. Калькуляция стоимости материалов………………………..с.5
4. Локальная ресурсная ведомость…………………………….с.6
5. Локальные сметы……………………………………………..с.8
6.Сводный сметный расчёт……………………………………с.10
7.Список используемой литературы………………………….с.13
8.Приложение
Введение.
Цена является экономической категорией, представляет денежное выражение стоимости и отражает величину затраченного времени и ресурсов на производство продукции.
В дорожном хозяйстве роль цены выполняет сметная стоимость. Сметная стоимость строительства – это сумма денежных средств, необходимая для осуществления всего комплекса работ по строительству, реконструкции и ремонту автодорог и сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией. Она является основой для определения капитальных вложений, финансирования, формирования свободных цен, расчетов за выполненные работы, ориентировочной потребности в ресурсах, приобретения оборудования, возмещения прочих затрат. В сметной стоимости выделяются:
-затраты на выполнение строительно-монтажных работ (СМР);
-затраты на приобретение оборудования и инвентаря;
В дорожном строительстве объём СМР составляет около 90%, оборудование и инвентарь-1-2%, прочие затраты-8-10%.
По экономическому содержанию сметные затраты складываются из 3 групп: прямых затрат(ПЗ), накладных расходов(НР) и сметной прибыли(СП). Первые две группы образуют сметную себестоимость продукции.
ПЗ включают в себя расходы, непосредственно связанные с производством СМР (основное производство). К ПЗ относятся:
-основная заработная плата рабочих (ОЗП);
-стоимость материалов, изделий и конструкций;
-стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов(ЭМ).
НР — затраты, которые не могут быть отнесены к конкретным видам работ, но которые связаны с управлением, обслуживанием и организацией строительства. Размер НР определяется в зависимости от вида выполняемых работ в процентах от фонда оплаты труда (основная заработная плата + заработная плата машинистов).
СП – сумма средств, необходимых для покрытия отдельных расходов строительных организаций, не относящихся к себестоимости работ. СП является минимальной нормативной прибылью и заранее планируется в сметной документации.
На основе сметной документации также осуществляется учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков.
калькуляция транспортных расходов.
Расчёт начинаем с определения величины транспортных расходов для чистых материалов и смесей, используемых в конструктивных слоях дорожной одежды.
Транспортные расходы — затраты на перевозку 1 т груза с учетом погрузо-разгрузочных расходов, подачи вагонов, содержания железнодорожного пути и т.п. Определенная их часть может быть внесена в отпускную цену.
По виду перевозок транспортные расходы делятся на:
-перевозки железнодорожным транспортом;
В курсовой работе составляем калькуляцию транспортных расходов, включающую 2 раздела: материалы на трассу и материалы на базу.
Провозная плата за перевозку грузов, сметные цены на погрузо-разгрузочные работы, тару, упаковку и реквизит, районные коэффициенты на увеличение заработной платы в труднодоступных районах приводятся в сборнике СНиП «Автомобильные и железнодорожные перевозки» ч.I [2].
Сметные цены на погрузо-разгрузочные работы предусматривают средние условия, включающие весь цикл работ не зависимо от способов их выполнения (механизированный или ручной), а также накладные расходы в размере 66% от фонда оплаты труда.
Часть погрузо-разгрузочных работ может быть учтена в отпускной цене в зависимости от ее вида.
Сметные цены на разгрузку чистых, навалочных грузов для оснований и покрытий автодорог при перевозке автосамосвалами входят в стоимость устройства этих слоев и в расчетах не учитываются.
В данной курсовой работе материалы перевозятся автомобильным и железнодорожным транспортом.
Тарифы за перевозку грузов автомобильным транспортом установлены на 1 т строительных грузов независимо от грузоподъемности транспортных средств и класса дорог, по которым осуществляется перевозка. В тарифах также учтено время простоя автотранспорта в пунктах погрузки и выгрузки в пределах установленных норм.
Величина провозной платы при автоперевозках зависит от дальности перевозки, класса груза и поясного коэффициента:
Т0 — тариф на автоперевозку, руб.;
кп — поясной коэффициент;
L — дальность перевозки, км.
К тарифу, определенному в соответствие со СНиП [2], могут применяться поправочные коэффициенты: коэффициент на бездорожье и коэффициент повышения тарифа:
Т0 — тариф на автоперевозку;
Кб – коэффициент бездорожья, учитывающий удельный вес грунтовых дорог;
Кпт – коэффициент повышения тарифа.
Коэффициент бездорожья рассчитывается по формуле:
К1 — коэффициент повышения тарифа на период бездорожья;
К2 — удельный вес грунтовых дорог;
Д- продолжительность распутицы, месяцы;
Коэффициент повышения тарифа применяется при перевозки грузов специализированным подвижным составом.
Район строительства – Липецкая область, поясной коэффициент КП=1 (прил. 1 раздела За ФССЦ). Все перечисленные материалы относятся к 1 классу груза (прил. 2 раздела За ФССЦ).
В соответствие с заданием в период бездорожья тариф на автоперевозки повышается на 20%, следовательно, коэффициент повышения тарифа на период бездорожья К1=1,2. Продолжительность распутицы D=2,33 мес. Удельный вес грунтовых дорог – 50%, следовательно, К2=0,5.
Т. о., коэффициент бездорожья равен:
Транспортные расходы на железнодорожные перевозки предоставляются заказчиком с видом отпускной цены «франко-вагон-станция назначения» , рассчитываются по прейскурантам или базисным ценам 1991 г с учетом изменения стоимости железнодорожных тарифов на 1.01.2000 г.
Тарифы на перевозку 1 т строительных грузов по железной дороге принимаются по разделу IV СНиП «Автомобильные и железнодорожные перевозки» [2]. Они рассчитаны на перевозки по путям общего пользования и зависят от вида отправки, тарифной схемы, весовой нормы загрузки вагона и дальность перемещения грузов:
Тсх – номер тарифной схемы;
Рваг – весовая норма загрузки;
Вотпр- вид отправки;
L – дальность перемещения грузов.
Для железнодорожных перевозок существует три класса грузов, К первому классу относятся массовые, навалочные грузы, сырье; ко второму классу- продовольственные товары, товары первой необходимости, нефтепродукты; к третьему классу – в основном готовая продукция.
Железнодорожный тариф принимается по кратчайшему маршруту независимо от того, как перевозится груз в действительности.
Тарифные расстояния перевозки грузов исчисляются:
а) по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся с грузовой скоростью;
б) по кратчайшему направлению с добавлением одного тарифного пояса, если грузы перевозятся с большой скоростью.
Стоимость подачи и уборки вагонов на подъездные пути общего пользования на станциях назначения должна учитываться для всех материалов, поступающих по железной дороге, независимо от вида франко-оптовой цены в размере 0,5 руб. за 1 т с коэффициентом пересчета 21.
КАЛЬКУЛЯЦИЯ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛОВ.
После составления калькуляции транспортных расходов составляем калькуляцию стоимости материалов, конструкций и изделий, составленной по элементам её затрат. Стоимость материалов определяется в базисном и текущем уровне цен.
Стоимость материалов включает следующие элементы:
-стоимость тары, упаковки и реквизита;
-наценки снабженческо- сбытовых организаций.
Отпускная цена — это усредненная оптовая цена, по которой материалы, оборудование и инвентарь могут быть приобретены у поставщиков в соответствии с действующими нормативами и временными положениями о порядке применения договорных цен и тарифов. Вид отпускной цены обозначается международным термином франко и указывает на условное место передачи материала от поставщика к заказчику, т.е. указывает на то, какие затраты учтены в отпускной цене, в т.ч. и транспортные расходы. Для определения отпускной цены смесей составляется калькуляция стоимости приготовления отдельно каждой смеси.
Расчет ведется по двум разделам:
а) Материалы до баз переработки для приготовления смесей;
б) Материалы на трассу.
Вес единицы измерения брутто и отпускные цены на материалы принимаются по федеральному сборнику сметных цен ч. IV. Транспортные расходы принимаются по калькуляции транспортных расходов с учетом веса единицы измерения брутто.
Наценки снабженческо-сбытовых организаций в работе не учитываются.
Стоимость тары и реквизита принимается только для минерального порошка по СНиПу «Железнодорожные и автомобильные перевозки» раздел 2а.
Просуммировав элементы затрат, входящие в стоимость материалов, получаем новый вид отпускной цены франко-приобъектный склад.
Для материалов, вывозимых на трассу, добавляются заготовительно-складские расходы в размере 2% от стоимости материалов «франко-приобъектный склад».
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ.
Локальная ресурсная ведомость служит основой локального сметного расчёта.
В локальной ресурсной ведомости подсчитывается общее количество трудовых ресурсов (затраты труда рабочих и машинистов, чел-ч), потребность в маш-ч эксплуатации строительных машин, количество материалов отдельно по каждому типу в физических единицах выражения.
Приложением локальной ресурсной ведомости является ведомость потребности ресурсов.
В данной курсовой работе приводится локальная ресурсная ведомость на устройство дорожной одежды.
Общее количество работ по устройству подстилающих слоев из песка (или песчано-гравийной смеси) определяется по проектным профилям в уплотненном состоянии.
Объем работ по устройству дорожных покрытий и оснований определяется по площади каждого конструктивного слоя.
Ведомость потребности ресурсов удобна для расчета в текущих ценах. В ней производится суммирование всех затрат осуществляемых при выполнении каждого вида работ по 3 разделам:
Рис.1 Конструкция дорожной одежды
Оценка выделенных ресурсных показателей производится в локальном сметном расчете. Локальные сметные расчеты составляются вместо локальных смет в тех случаях, когда объемы работ еще окончательно не определились и подлежат уточнению при разработке рабочей документации или в том случае, когда объемы работ и их характер не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
По мере разработки рабочей документации на соответствующую часть проекта, привязке типовых проектов к местным условиям строительства стоимость, определенная локальными сметными расчетами, уточняется в локальных сметах.
Локальная смета – первичный сметный документ, который составляется на отдельные конструктивные элементы дороги и укрупненные работы.
Составление локальных смет в базисных ценах может производиться двумя способами:
- Ресурсным методом (по ГЭСН);
- Базисным методам (по ФЕРам).
В данной работе ресурсным методом составляется смета на устройство дорожной одежды, по ФЕРам – на устройство земляного полотна.
Источник: www.myunivercity.ru
2. Структура себестоимости работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог
Сметная стоимость объекта включает в себя все общественно необходимые затраты на создание этого объекта, в том числе затраты на выполнение строительно-монтажных работ, приобретение и монтаж оборудования, проектно-изыскательские pаботы, накладные расходы, а также плановые накопления. В отличие от сметной стоимости себестоимость строительно-монтажных работ является лишь частью общественно необходимых издержек, включая в себя затраты, произведенные дорожными организациями при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Себестоимость строительно-монтажных работ по отношению к их сметной стоимости отражает экономичность использования денежных и материальных ресурсов и являемся одним из основных показателей, характеризующих эффективность работ организаций.
В дорожном хозяйстве, как и во всех других отраслях строительства, планирование и учет издержек производства осуществляются по так называемым комплексным калькуляционным элементам, номенклатура которых почти полностью совпадает с группировкой затрат по элементам в составе сметной документации.
Разница между сметной стоимостью строительно-монтажных работ и их себестоимостью состоит из плановых накоплений и экономии от снижения себестоимости. Связь между сметной стоимостью и себестоимостью строительно-монтажных работ может быть выражена формулой:
,
где С – себестоимость, Н — накопления, предусмотренные в сметах (8 % суммы прямых затрат и накладных расходов);Э — экономия от снижения себестоимости, достигнутая в результате осуществления строительных работ с меньшей суммой затрат по сравнению с суммой затрат, предусмотренных на эти цели сметой;К-расходы, производимые строительной организацией за счет компенсаций, выплачиваемых сверх сметной стоимости. Наличие компенсаций, выплачиваемых сверх сметной стоимости, объясняется тем, что фактически действующие в народном хозяйстве цены, тарифы, условия оплаты труда периодически пересматриваются, в связи с чем фактические расходы по ряду статей оказываются выше затрат, предусмотренных сметой, составленной в неизменных нормах и ценах. Эти затраты компенсируются заказчиками отчасти за счет средств по сводному сметному расчету, например дополнительные затраты в связи с применением сдельно-премиальной системы оплаты труда, доплаты за разъездной характер работ.
Сметная стоимость строительно-монтажных работ устанавливается на основе сметных норм и цен, учитывающих усредненные условия и методы строительства, а не конкретные по какому-либо объекту. Поэтому при определении себестоимости необходимо учитывать ежегодный рост производительности труда и снижение себестоимости работ, достигаемое на его основе в конкретных организациях.
Плановая себестоимость ежегодно определяется при разработке годовых планов и отражает запланированную величину издержек дорожной организации с учетом мероприятий по их снижению.
Фактическая себестоимость выполненных работ отражает все затраты в том числе и покрываемые в порядке компенсаций. Компенсации включают в себестоимость работ по установленным нормам и распределяют по видам затрат с учетом их целевого назначения, т. е. на основную заработную плату, стоимость материалов и т. д.
Структура себестоимости строительно-монтажных работ, т. е. соотношение между затратами по отдельным статьям, различна по отдельным подотраслям строительного комплекса и зависит от целого ряда факторов, характеризующих конкретные условия деятельности организаций.
При этом часть факторов по отношению к дорожной организации носит объективный характер и определяется природно-климатическими условиями, прогрессивностью принятых в техническом проекте инженерных решений, дислокацией строительных организаций (в частности ее удаленностью от организаций-поставщиков строительных материалов и конструкций) и др. Другая часть факторов зависит непосредственно от организационно-технического уровня производства, прогрессивности применяемых форм организации труда, развития производственной базы строительной организации, ее обеспеченности средствами механизации и транспортом, уровня сборности и т. д. Вследствие этого структура себестоимости строительно-монтажных работ при строительстве автомобильных дорог претерпевает существенные колебания даже в рамках одной дорожной организации.
В среднем прямые затраты в составе себестоимости строительно-монтажных работ в организациях дорожного хозяйства составляют около 85%. Высокая материалоемкость работ определяет существенный удельный вес затрат по статье «Материалы, полуфабрикаты, конструкции, детали» (более 50 % в общей сумме прямых затрат).
Более высокий удельный вес (до 20%) в составе прямых затрат, чем в среднем по строительству, имеют расходы на эксплуатацию машин, что объясняется высоким уровнем механизации дорожных работ. Применяемая в строительстве методика планирования и учета издержек производства (себестоимости строительно-монтажных работ) основана на сопоставлении фактических затрат с суммами, предусмотренными сметой. Этим объясняется и применяемый в строительстве порядок учета затрат по укрупненным (комплексным) калькуляционным элементам, совпадающим с группировкой сметных затрет. Однако такой порядок учета затрудняет проведение анализа издержек производства с целью выявления резервов их снижения.
Источник: studfile.net
ВВЕДЕНИЕ
Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог (далее — Методические указания) подготовлены Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.
Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минэкономразвития России, Минфина России, Госстроя России, Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.
Методические указания являются отраслевым документом, отражающим специфику дорожного хозяйства. В них изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее — дорожные работы).
Методические указания следует применять в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.
В Методических указаниях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 01.06.2002 г.
Методические указания предназначены для определения стоимости финансируемых за счет (при участии) средств федерального бюджета дорожных работ в текущем и прогнозном уровне цен; для использования при составлении инвесторских смет; для определения стартовых цен при подготовке и проведении подрядных торгов, а также оплате работ, контракты на выполнение которых в соответствии с действующим законодательством заключались без проведения конкурса.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цены на дорожные работы являются свободными (договорными). Основным направлением ценовой политики в дорожном хозяйстве является определение объективной стоимости (цены) выполняемых дорожных работ и обеспечение эффективного использования дорожных средств.
1.2. Работы, проводимые на сети автомобильных дорог общего пользования и финансируемые за счет средств федерального бюджета и территориальных дорожных фондов, являются работами, выполняемыми для государственных нужд. Их проведение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим поставку товаров для государственных нужд.
1.3. Окончательная стоимость работ устанавливается по результатам торгов на их выполнение.
2. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ
2.1. Нормативно-методическая база для определения стоимости дорожных работ состоит из нормативных и методических документов федеральных органов государственного управления, принятых в пределах их компетенции.
2.2. Порядок формирования системы ценообразования и сметного нормирования приведен в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94) (письмо Минстроя России от 29.12.94 № ВБ-12-276) и в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).
2.3. В связи с особенностями формирования федерального бюджета учет новых методических и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в области сметного ценообразования производится при формировании программы работ на финансовый год, следующий за годом введения документа.
2.4. Определение стоимости дорожных работ следует производить с использованием автоматизированных (компьютерных) систем. К использованию допускаются только программные комплексы, отвечающие соответствующим стандартам и прошедшие сертификацию Госстроя России. Целесообразно использование одинакового программного обеспечения всеми участниками инвестиционного процесса (инвестором, заказчиком, подрядчиком и проектной организацией).
3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ
3.1. Стоимость дорожных работ определяется на основании сметных расчетов (смет). Для определения сметной стоимости дорожных работ должна разрабатываться следующая документация: локальные и объектные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты (сметы) на отдельные виды работ или затрат; сводный сметный расчет и, при необходимости, сводка затрат.
3.2. Результаты расчетов по определению стоимости дорожных работ оформляются в соответствии с формами приложения 3 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99).
3.3. Стоимость дорожных работ должна определяться в текущем (в ценах, действующих на момент расчета) уровне цен. При формировании программы дорожных работ на очередной финансовый год стоимость работ определяется в прогнозном (с учетом ожидаемого изменения цен на ресурсы) уровне цен. Конкретная дата расчета определяется заказчиком по согласованию с Росавтодором и указывается в задании на проектирование.
При составлении смет в текущем или прогнозном уровне цен должен применяться ресурсный или ресурсно-индексный метод определения стоимости. Ресурсный метод является приоритетным.
3.4. При определении текущей (прогнозной) стоимости работ и исчислении потребности в ресурсах в натуральных измерителях, как правило, должны применяться утвержденные в установленном порядке Госстроем России Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (ГЭСН). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России, утвержденных в установленном порядке.
3.5. Для контроля стоимости выполненных работ, а также для анализа ценовых процессов стоимость дорожных работ может также определяться в базисном (в ценах 1984, 1991 или 2001 г.) уровне цен.
При составлении сметной документации в базисном уровне цен действуют все применяемые в соответствующем периоде (кроме отмененных специальными документами Госстроя России) положения.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА
4.1. В состав компенсируемых затрат на оплату труда включаются только те ее расходы, которые в соответствии с действующими нормативными документами включаются в себестоимость работ по статье «Расходы на оплату труда рабочих».
4.2. Общая нормативно-расчетная база для определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на выполнение дорожных работ, методы определения размеров средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки приведены в Методических рекомендациях по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99).
4.3. Размер средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в текущем уровне цен определяется по формуле
где ЗП — величина средств на оплату труда в текущем уровне цен в составе прямых затрат, руб.;
i — нормативный тарифный разряд, необходимый для выполнения работ;
Ti — нормативная трудоемкость работ i -го разряда, чел.-ч;
— среднемесячная оплата труда одного рабочего i -го разряда на момент расчета, руб.;
t — среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе, ч;
п — количество нормативных тарифных разрядов.
Расчет размера среднемесячной оплаты труда одного рабочего-строителя и механизатора 1-го разряда производится по формуле
где Тз — размер минимальной месячной тарифной ставки в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству», руб.;
Ki ,тар .- тарифный коэффициент к минимальной месячной тарифной ставке, установленный «Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству»;
К доп — коэффициент дополнительной заработной платы, учитывающий доплаты стимулирующего и компенсационного характера (выплаты за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, совмещение профессий, премии, выплата вознаграждения за выслугу лет, оплата дополнительных отпусков, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, в ночное время, оплата работ в выходные и праздничные дни, сверхурочных работ, времени простоя не по вине работника, дней отдыха (отгула) за фактически проработанные часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени и др.), кроме надбавок, связанных с государственным региональным регулированием заработной платы (северные, высокогорные, безводные и т.п.), надбавок за разъездной (подвижной) характер работ и при выполнении работ вахтовым методом, которые включаются в расчет сметных затрат на оплату труда дополнительно;
— среднемесячный размер надбавок работникам за подвижной и разъездной характер работ, руб. Устанавливается в соответствии с постановлениями Минтруда России от 29.06.94 № 51 и от 15.06.95 № 31;
— среднемесячный размер надбавок работникам, выплачиваемых взамен суточных при выполнении работ вахтовым методом, руб.;
— среднемесячный размер надбавок, руб., связанных с районным регулированием оплаты труда (установленные федеральными органами государственного управления доплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, надбавки к заработной плате, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравнен ных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями. В случаях когда в отдельных подрядных организациях в соответствии с действующим трудовым законодательством установлены более высокие тарифные ставки, чем предусмотрено «Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству», использование таких тарифных ставок при определении размера средств на оплату труда может быть допущено по соглашению сторон договора подряда.
4.4. Включению в расчеты по определению затрат на оплату труда подлежат только трудозатраты, учитываемые в составе прямых затрат. В расчет не включаются трудозатраты, учитываемые в составе накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объекта к сдаче и другие работы), стоимости временных зданий и сооружений и дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, трудозатраты рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации, а также рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов (в том числе перевозкой грунта при выполнении земляных работ) до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе.
4.5. Для проведения конкретных расчетов Росавтодор может устанавливать размеры средних ставок рабочих основной деятельности (с учетом всех доплат стимулирующего и компенсационного характера, кроме надбавок, связанных с государственным региональным регулированием заработной платы), надбавок за разъездной характер работ и надбавок при выполнении работ вахтовым методом, учитываемых в расчете сметной стоимости дорожных работ.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
5.1. Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (маш.-ч) и соответствующих сметных расценок, исчисленных в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации по следующей формуле:
где — сметная расценка 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов, руб/маш.-ч;
Тм.м — время использования строительных машин и механизмов, маш.-ч.
5.2. При определении стоимости затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов следует учитывать положения Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99).
5.3. В расчет принимаются машины отечественного производства. Учет стоимости эксплуатации машин и механизмов зарубежного производства допускается при отсутствии отечественных аналогов и по согласованию с Росавтодором. В этом случае составляются калькуляции сметных расценок на эксплуатацию по каждому виду машин в базисном и текущем уровнях цен.
5.4. Затраты на оплату труда машинистов определяются в соответствии с положениями раздела 4 настоящих Методических рекомендаций (аналогично затратам на оплату труда основных рабочих).
5.5. В целях стимулирования эффективного использования машин и механизмов годовые режимы их работы определяются исходя из полуторо-двухсменного режима работы.
5.6. Затраты на энергоносители, смазочные материалы, гидравлическую жидкость и шины определяются исходя из сложившихся на момент расчета рыночных цен.
5.7. В расчет затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов не включаются накладные расходы и сметная прибыль, исчисляемые от затрат на оплату труда рабочих-механизаторов.
5.8. Сметная расценка 1 маш.-ч эксплуатации машин не должна превышать среднерыночный уровень.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
6.1. Стоимость материальных ресурсов в составе локальных смет (сметных расчетов) определяется исходя из нормативной потребности материалов, изделий и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м 2 , м 3 , т и т.д.) и соответствующей цены на вид материального ресурса.
6.2. Нормативная потребность в материальных ресурсах определяется на основе:
Государственных элементных сметных норм (ГЭСН);
локальных ресурсных ведомостей по видам работ;
сводных ресурсных ведомостей по объектам;
спецификаций в составе рабочей документации.
6.3. Цена на вид материального ресурса определяется методом калькулирования элементов затрат. При этом сметные цены на материалы, изделия и конструкции принимаются по виду цены «франко-приобъектный склад» и определяются по формуле
где Цм — свободная или регулируемая цена на продукцию производственно-технического назначения (цена производителя), которая определяется на основе каталогов, прейскурантов и другой информации предприятий-поставщиков, а также ежемесячных информационных выпусков региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС);
ТР — транспортные расходы с учетом затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Оцениваются на основе цен и тарифов, действующих в данном регионе, и схемы поставки материалов, которая предусматривает наиболее экономичный вид транспорта. Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм (ЭСН) и расценок на строительно-монтажные и ремонтные работы, а также в составе ресурсных сметных нормативов;
С тар — стоимость тары, упаковки и реквизита (учитывается при необходимости);
С сн.о — стоимость услуг снабженческих организаций, определяемая на основании договоров и контрактов на поставку материалов;
ЗСР — величина заготовительно-складских расходов. Определяется расчетом.
При определении стоимости материалов, конструкций и изделий в текущем уровне цен методом калькулирования следует учитывать положения Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99).
6.4. В случае выполнения работ с использованием материалов поставки заказчика (в том числе централизованные поставки) их стоимость включается в стоимость строительно-монтажных работ по фактической цене поставки.
6.5. Цена материальных ресурсов собственного производства (в том числе электроэнергии от передвижных электростанций, теплоты для производственных нужд сжатого воздуха и т.п.) обосновывается калькуляцией.
6.6. Суммы налога на добавленную стоимость. уплачиваемые подрядчиками поставщикам за материальные ресурсы, работы и услуги, в расчет затрат на материальные ресурсы не включаются.
6.7. Стоимость аналогичных материалов должна быть одинаковой по всем локальным сметам.
6.8. Компенсируемая цена на материалы не должна превышать среднюю региональную цену, за исключением случаев, когда это обосновано конкретными условиями поставки и согласовано с Росавтодором. При отсутствии официальных данных о средних региональных ценах на отдельные виды конкретной продукции могут использоваться данные не менее 3-5 региональных поставщиков данной продукции.
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ
7.1. Накладные расходы в текущем уровне цен определяются в процентах от сметных затрат на оплату труда основных рабочих и механизаторов в соответствии с нормативами накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, приведенными в приложении 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99).
7.2. Сметная прибыль в текущем уровне цен определяется на основе нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ, приведенных в приложении 3 Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) в процентах от сметных затрат на оплату труда основных рабочих и механизаторов.
7.3. При начислении накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен комплексы работ, на которые распространяются нормативы по видам строительных и монтажных работ, определяются в соответствии с наименованием сборников сметных норм.
7.4. При определении накладных расходов и сметной прибыли в фонд оплаты труда рабочих в составе прямых затрат включаются фонд оплаты труда рабочих основного производства и фонд оплаты труда механизаторов, рассчитанные в соответствии с положениями разделов 4 и 5 настоящих Методических указаний. Заработная плата рабочих и механизаторов, занятых в подсобном и вспомогательном производствах, строительстве временных зданий и сооружений, учтенная в составе накладных расходов, а также в производстве и транспортировке до приобъектного склада материалов, деталей и конструкций (в том числе на перевозке грунта при выполнении земляных работ), производстве электрической энергии, теплоты, сжатого воздуха и т.п., не учитывается.
7.5. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ следует иметь в виду, что в них учтены отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда рабочих (единый социальный налог) в составе прямых затрат, а при определении величины сметной прибыли — учтены средства, необходимые для уплаты налога на прибыль по установленным законодательством ставкам.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВРЕМЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
8.1. Затраты на временные здания и сооружения определяются в соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001).
8.2. Затраты на временные здания и сооружения включаются в сводный сметный расчет как лимит средств. Расчеты за временные здания и сооружения между заказчиками и подрядчиками производятся за фактически построенные здания и сооружения.
Возвратные суммы от реализации материалов и деталей, полученных от их разборки, определяются расчетом по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования.
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ И ЗАТРАТ
В сводный сметный расчет включаются прочие затраты, приведенные ниже.
9.1. В главу «Подготовка территории строительства» включаются:
9.1.1. Затраты по отводу земельного участка, выдаче архитектурно-планировочного задания и выделению красных линий застройки.
9.1.2. Затраты по разбивке основных осей зданий и сооружений, переносу их в натуру и закреплению пунктами и знаками.
Определяются на основе договоров на выполнение соответствующих работ.
9.1.3. Плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства.
Определяется на основании расчетов, выполненных в соответствии с действующим законодательством, с уточнением по заключенным договорам.
9.1.4. Затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям.
Определяются на основании расчетов и цен на эти услуги, а также согласно письму Минстроя России от 14.11.96 № БЕ-19-30/12.
9.1.5. Затраты, связанные с компенсацией за сносимые строения и садово-огородные насаждения, посев, вспашку и другие сельскохозяйственные работы, произведенные на отчуждаемой территории, возмещением убытков и потерь по переносу зданий и сооружений (или строительству новых зданий и сооружений взамен сносимых), по возмещению убытков, причиняемых проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования, по возмещению потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель.
Определяются расчетом исходя из их необходимости и действующих тарифов.
9.1.6. Затраты по проведению специальных работ (археологические раскопки, разминирование боеприпасов, перенос захоронений и др.).
Определяются расчетом исходя из их необходимости и действующих тарифов.
9.2. В главу «Прочие работы и затраты» включаются:
9.2.1. Дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время.
Определяются по нормам раздела 1 «Сметные нормы по видам строительства» Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001). В случае выполнения всего комплекса работ вне расчетного зимнего периода данный вид затрат не учитывается, что должно быть закреплено соответствующей записью в тексте договора подряда.
9.2.2. Затраты на мероприятия по снегоборьбе.
Учитываются только при выполнении работ по строительству и реконструкции. Определяются в соответствии с нормами Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001).
9.2.3. Затраты по содержанию и восстановлению после окончания строительства действующих постоянных автодорог.
Определяются расчетом и включаются в стоимость в случаях, когда использование данных дорог предусмотрено проектом.
9.2.4. Затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсации расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта.
Определяются расчетами на основе обосновывающих данных. При производстве работ в местах, обслуживаемых муниципальным транспортом, эти затраты включаются в сметный расчет только в случае двухсменного и трехсменного режима работы, при этом оплачиваются затраты по перевозке второй смены с работы и третьей смены на работу.
9.2.5. Затраты, связанные с вахтовым методом производства работ (кроме затрат на выплату вахтовой надбавки к зарплате).
Определяются расчетом и включаются в сметную стоимость по согласованию с Росавтодором.
9.2.6. Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ.
9.2.7. Затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую.
9.2.8. Затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов. Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Распределение между заказчиком, проектной и подрядной организациями устанавливается договором подряда.
9.2.9. Затраты, связанные с оплатой на договорной основе услуг региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).
9.2.10. Средства на возмещение затрат по отчислениям в дорожные фонды, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог, определяются в порядке, установленном налоговым законодательством.
9.2.11. Средства на покрытие затрат подрядных организаций по платежам (страховым взносам) на добровольное страхование, в том числе строительных рисков.
Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором в размере до 3 % от стоимости строительно-монтажных работ.
9.2.12. Средства на организацию и проведение подрядных торгов.
Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Определяются лимитом средств в размере до 0,1 % от стоимости работ.
9.2.13. Затраты на сопровождение государственных инвестиционных программ (оказание инжиниринговых услуг).
Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Принимаются в размере до 0,15 % от стоимости строительных работ.
9.2.14. Затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.).
Определяются расчетом в соответствии с утвержденным планом мероприятий.
9.2.15. Затраты по содержанию и эксплуатации фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, очистки сточных вод и др.
Определяются расчетом исходя из их необходимости.
9.2.16. Затраты по содержанию горно-спасательной службы при строительстве и реконструкции тоннелей.
Определяются расчетом на основе нормативов, утвержденных постановлением Минстроя России от 14.11.94 № 17-39.
9.2.17. Затраты по выполнению художественных произведений на объектах строительства силами творческих организаций.
Определяются расчетами на основании договоров, заключаемых с творческими организациями по согласованию с Росавтодором.
9.2.18. Затраты на мероприятия по пропуску паводковых и ливневых вод.
Определяются расчетом в соответствии с утвержденным планом мероприятий.
9.2.19. Затраты на оплату сборов за перевозку тяжеловесных и негабаритных грузов по дорогам и мостам.
Размер определяется расчетом исходя из номенклатуры и количества грузов, действующих тарифов, предполагаемой схемы доставки.
9.2.20. Затраты на контроль за работой по раскопке, перекладке и подключению действующих коммуникаций (вызов владельцев).
Определяются расчетом исходя из их необходимости и действующих тарифов.
9.2.21. Затраты на обследование и испытание законченных строительством мостов.
9.2.22. Затраты на ультрадефектоскопию сварных соединений при строительстве металлических мостов.
9.2.23. Дополнительные затраты подрядчика, вызванные необходимостью работы в «окнах».
Включаются в расчет по согласованию с Росавтодором. Определяются в соответствии с нормативами, установленными постановлением Госстроя России от 21.03.2001 № 33 «О нормативах затрат на службу заказчика при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета».
В соответствии со ст. 749 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе привлекать специализированные организации для осуществления технического надзора.
9.4. В главу «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включаются:
9.4.1. Средства на выполнение проектных работ.
Размер средств определяется на основе заключенных договоров.
9.4.2. Средства на выполнение изыскательских работ.
Размер средств определяется на основе заключенных договоров.
9.4.3. Средства на осуществление авторского надзора.
Размер средств определяется на основе заключенных договоров.
9.4.4. Средства на проведение экспертизы проектов.
Размер средств определяется от стоимости проектных и изыскательских работ по нормативам, утвержденным постановлением Госстроя России от 18.08.97 № 18-44.
9.4.5. Средства на разработку и экспертизу тендерной документации.
Размер средств определяется на основе заключенных договоров.
9.5. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства.
Определяется от итога глав сводного сметного расчета в размере не более 2 % для объектов социальной сферы и не более 3 % для объектов производственного назначения. По уникальным и особо сложным объектам размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть увеличен в каждом конкретном случае по согласованию с Госстроем России.
9.6. За итогом сводного сметного расчета указываются:
9.6.1. Возвратные суммы.
Определяются в соответствии с п. 3.5.10 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99). Учету подлежат часть стоимости временных зданий и сооружений; материалы и детали, получаемые от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений; материалы, получаемые в порядке попутной добычи, и др.
9.6.2. Средства на уплату налога на добавленную стоимость.
Включаются в расчет в установленном законодательством размере.
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ РАБОТ НА ОСНОВЕ УКРУПНЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМ НА ВИДЫ РАБОТ (УСН)
10.1. Определение стоимости работ может осуществляться на основе Укрупненных сметных норм на виды работ (УСН).
10.2. При разработке УСН следует руководствоваться положениями данных Методических указаний.
10.3. Укрупненные сметные нормы состоят из Укрупненных ресурсных нормативов (УРН) и Укрупненных сметных норм на виды работ (УСН).
10.4. УРН разрабатываются на основе действующих Государственных элементных сметных норм в соответствии с Техническими спецификациями на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (утверждены распоряжением Росавтодора от 23.10.2000 № 177-р). При отсутствии утвержденных ГЭСН допускается использование иных нормативных документов Госстроя России.
10.5. Разработанные УРН согласовываются Минтрансом России и утверждаются Госстроем России. Разработанные УРН оформляются и представляются на утверждение в соответствии с требованиями Методических указаний о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (введены в действие постановлением Госстроя России от 24.04.98 № 18-40).
10.6. На основе УРН разрабатываются УСН, которые утверждаются Минтрансом России и регистрируются Госстроем России. Разработанные УСН оформляются и представляются на утверждение и регистрацию в соответствии с требованиями Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (введены в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 30).
10.7. Для разработки УРН и УСН рекомендуется привлекать специализированные организации.
10.8. При определении стоимости дорожных работ на основе Укрупненных сметных норм в составе проектно-сметной документации разрабатываются Ведомости объемов работ, в соответствии с которыми проводятся торги и осуществляется приемка и оплата выполненных работ.
11. УЧЕТ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ
11.1. Цена дорожных работ, выполняемых в течение одного строительного сезона, является твердой (фиксированной).
11.2. Стоимость дорожных работ, выполняемых более чем за один строительный сезон, может уточняться в зависимости от инфляционных процессов.
11.3. Для оценки динамики цен и учета инфляционных процессов может использоваться индексный метод.
Для расчета стоимостных показателей прогноза социально-экономического развития и бюджета применяются индексы-дефляторы, разрабатываемые Минэкономразвития России для ряда важнейших отраслей и подотраслей материального производства.
Учет влияния инфляции на отраслевом и территориальном уровнях осуществляется на основании фактических и прогнозных индексов изменения оптовых цен на ресурсы, наблюдение за которыми осуществляется соответствующими региональными или отраслевыми органами.
Наблюдение за ценами на основные строительные материалы и другие применяемые в строительстве ресурсы, а также за динамикой индексов на строительно-монтажные работы осуществляется региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). Данные по фактически складывающимся индексам ежеквартально публикуются в изданиях Управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.
Источник: www.infosait.ru