Обзор судебной практики по вопрос сноса строений/домов за нарушения пожарных норм
Проанализировав судебную практику Верховного Суда РФ за последние 5 лет, можно сделать вывод, чтовопрос о сносе объектов строительства в связи с нарушением противопожарной безопасности зависит главным образом от наличия/отсутствия реальной угрозы жизни и здоровья граждан. То есть, само по себе нарушение противопожарных норм не станет причиной для удовлетворения требования о сносе постройки.
Обусловлено это тем, что поскольку снос объекта строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, необходимо доказать, что нарушения норм противопожарной безопасности действительно создают угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения общества, и в том числе не соответствуют противопожарным нормам, градостроительным правилам и нормам и т.п. Данная позиция отражена также и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», где в п. 26 указано, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Снос объекта капитального строительства
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Проще говоря, собственник может возводить на своем участке строения, даже если они расположены слишком близко от границы с соседями и мешают им. Несоблюдение минимальных противопожарных расстояний не является единственным основанием для сноса.
В указанных ниже судебных актах собственникам все же удалось доказать наличие реальной угрозы жизни и здоровья граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения, принадлежащего им.
Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 5 июля 2019 г. по делу № А32-20638/2017 суд не нашел оснований для отмены решений судов первой и апелляционной инстанции. Решением Арбитражного суда Краснодарского края, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, на ответчика возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, осуществить снос спорного объекта, в случае если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истцы вправе совершить снос указанного здания своими силами за счет ответчика.В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполную оценку доказательств просит обжалуемые судебные акты отменить. ВС РФ в передаче кассационной жалобы отказал, указав при этом, что, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе результаты основной и дополнительной судебных экспертиз, установил, что при строительстве спорного объекта нарушены противопожарные нормы и правила, не соблюдены минимально допустимые расстояния от соседних объектов, допущено перекрытие пожарного проезда на территорию торгового комплекса (рынка), что создает угрозу жизни и здоровью людей при его сохранении.
В Определении Верховного Суда РФ от 28 июля 2017 г. по делу № А63-2794/2015высказана аналогичная точка зрения: истец обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ответчикам о признании разрешения на строительство, выданное главой муниципального образования недействительным с момента его издания; признании объекта незавершенного строительства, возведенный на земельном участке самовольной постройкой и возложении на ответчика обязанности за свой счет снести самовольно возводимый объект на земельном участке в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.Решением Арбитражный суд Ставропольского края, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2017, исковые требования истца удовлетворены. Ответчики обратились в ВС РФ с кассационной жалобой. ВС РФ, не нашел оснований для передачи жалобы. При этом судом было указано, что на принадлежащем ответчику земельном участке возведен объект капитального строительства — многоквартирный жилой дом — при строительстве которого допущены нарушения норм о противопожарной безопасности (несоблюдение противопожарного расстояния между домом и зданием истца), доказательств, подтверждающих возможность приведения возведенного ответчиком объекта в соответствии с установленными требованиями, в материалы дела не представлено, учитывая, что строительство многоквартирного дома ответчиком не завершено, а разрешение на строительство и внесение в него изменений приняты с нарушением требований статьи 51 ГрК РФ, суд, пришел к выводу, что оспариваемое разрешение на строительство подлежит признанию недействительным, объект признан самовольной постройкой, а ответчик обязан его снести.
ВОпределении Верховного Суда РФот 28 января 2019 г. по делу № А62-2929/2016рассматривалась кассационная жалоба Макарова А.Е. ИП Иванов В.С. обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к ИП Макарову А.Е. о сносе (демонтаже) самовольной постройки — объекта незавершенного строительства. Макаров А.Е. обратился со встречными исковыми требованиями о возложении на Иванова В.С. обязанности убрать находящееся на земельном участке Макарова А.Е. здание магазина с его установкой от границ земельного участка в соответствии с нормами градостроительного законодательства, противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.Решением Арбитражного суда Смоленской области, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда, первоначальные исковые требования удовлетворены; на Макарова А.Е. возложена обязанность произвести в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда снос постройки — объекта незавершенного строительства. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.Макаров А.Е. обратился в ВС РФ с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья ВС РФ пришел к выводу об отсутствии оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, с учетом результатов проведенных по делу судебных экспертиз, суды установили, что противопожарное расстояние между зданиями истца и ответчика составляет менее, чем в 10 раз по сравнению с предусмотренным законодательством, что влечет угрозу жизни и здоровью граждан, а также имуществу. Учитывая факт строительства магазина Иванова В.С. раньше объекта Макарова А.Е. на основании не оспоренного в установленном порядке разрешения на строительство, регистрацию на него права собственности истца в 2006 году, а также факт строительства Макаровым А.Е. объекта с существенным нарушением градостроительных норм и правил, без учета расположения уже имевшегося и законно построенного здания магазина истца, суды, руководствуясь, исходя из установленных по делу конкретных обстоятельств, сочли незавершенный строительством объект Макарова А.Е. самовольной постройкой, подлежащей сносу.
В указанных далее судебных актах собственникам не удалось доказать суду наличие угрозы жизни или здоровью граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения общества, создаваемые самовольными постройками, и как следствие – суд в удовлетворении требований отказал, хотя и признал факт наличия нарушений противопожарных норм.
Подобная ситуация стала предметом рассмотрения в Определении Верховного Суда РФ от 26 октября 2016 г. по делу № А32-21629/2014. ЗАО «Кубаньторгодежда» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ИПАвакьянцуС.Ю. о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение права собственности истца на нежилое помещение путем сноса двухэтажного нежилого здания (информационного, компьютерного (игрового) центра) в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу.Решением Арбитражного суда Краснодарского края, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округав иске отказано.В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.По мнению заявителя жалобы, выводы судов основаны на неверном применении норм законодательства о пожарной безопасности в части соблюдения противопожарных расстояний, сделаны необоснованные выводы об отсутствии нарушений противопожарных расстояний при размещении ответчиком спорных сооружений.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.Согласно экспертными заключениям от 18.02.2015 и 31.08.2015, принадлежащее ответчику строение не создает угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения общества, соответствует разрешительной документации, градостроительным, строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам.Ответчиком получено разрешение на строительство спорного объекта и ввод его в эксплуатацию, которые в установленном порядке не оспорены, не отменены и не признаны недействительными.На основании указанных документов суды пришли к обоснованным выводам о том, что спорный объект не является самовольной постройкой, истец не представил доказательств противоправности действий ответчика по размещению спорного объекта, нарушения прав и законных интересов истца.
К аналогичному выводу Верховный Суд РФ пришел и в Определении от 15 апреля 2015 г. по делу № А57-19577/2012.ООО «Славянский рынок» была подана кассационная жалоба об отмене принятых судебных актов судов первой и кассационной инстанций со ссылкой на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов материалам и фактическим обстоятельствам дела. Судами установлено, что ООО «Славянский рынокявляется сособственником нежилого помещения с двумя навесами.
Аксененко В.В., Щербаковой С.Е. (ответчикам) на праве аренды принадлежат земельные участки, а также служебные постройки (навесы).Полагая, что служебные постройки (навесы) возведены вплотную к продольным стенам здания, принадлежащего истцам, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, без учета соблюдения противопожарного разрыва между зданиями, общество «Славянский рынок», общество «Славянский двор» обратились в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.Суд сделал вывод о том, что имеется возможность устранения выявленного наложения границ спорных сооружений (навесов) на границы земельных участков обществ путем внесения изменений в конструкцию кровли спорных навесов без полного сноса указанных сооружений, путем производства работ, указанных в исследовании эксперта Сгибова И.Л. от 03.10.2013 № 6658; доказательств необходимости сноса строений либо их демонтажа истцами не представлено, доказательств угрозы безопасности людей в экспертном заключении не содержится, избранный обществом «Славянский рынок» и обществом «Славянский двор» способ защиты не отвечает критериям разумности, соразмерности нарушенному праву, мерам гражданско-правовой защиты.
Анализируя судебную практику арбитражных судов и судов общей юрисдикции, очевидно, что они придерживаются идентичной точки зрения. Так, аналогичная позиция высказана в Постановлении Арбитражного суда Самарской области от 3 марта 2020 г. по делу № А55-15888/2019; Решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 1 августа 2019 г. по делу № А65-7378/2017; Постановлении Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 4 февраля 2019 г. по делу № А57-5217/2018; Решении Арбитражного суда Пермского края от 19 июля 2016 г. по делу № А50-25913/2012 и пр.
На основании всего вышесказанного, исходя из сложившейся судебной практики ВС РФ, можно сформулировать основные выводы: само по себе нарушение противопожарных норм, и в частности несоблюдение противопожарного расстояния, не будет являться причиной для сноса самовольной постройки.Такая позиция Верховного Суда вызывает неоднозначные ощущения, однако жирная точка в подобных спорах поставлена: «поскольку снос объекта является крайней мерой, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению и причинению несоразмерных убытков, то незначительное нарушение норм, как единственное основание для сноса, не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки».Для того, чтобы добиться сноса самовольной постройки важно доказать, что нарушения норм противопожарной безопасности действительно создают угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения общества, не соответствуют противопожарным нормам, градостроительным и иным нормам.
ИсточникКак правильно оформить снос объектов недвижимости
С течением времени все здания и сооружения стареют, ветшают и начинают разрушаться. Если невозможно сделать реконструкцию либо капитальный ремонт, то постройку придётся сносить. Наиболее полная информация о том, как сносят здания, какие документы потребуются, кто этим занимается, собрана в этой статье.
Порядок сноса объектов капитального строительства
Порядок сноса объектов капитального строительства определяется статьями 55.30, 55.31, 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вступившая в действие согласно закону №340-ФЗ (“О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные закон. акты РФ”, принят 3.08.18) ст. 55.31 содержит 14 пунктов, которые регламентируют правила демонтажа зданий и сооружений:
- условия отключения от коммуникаций (СИТО);
- процесс ликвидации, правила техники безопасности при проведении работ;
- порядок избавления от строительного мусора;
- списки организаций, имеющих право заниматься демонтажем;
- правила и сроки подачи уведомлений о начале и завершении сноса;
- списки документов, для получения разрешения на проведение данного вида работ.
Что такое снос – определение
Официальное определение гласит: “Снос объекта капитального строительства — это его ликвидация путём разрушения, разборки и (или) демонтажа, в том числе и его частей.” (статья1 пункт14.4 Градостроительного Кодекса РФ).
Существуют исключения из правил – это уничтожение жилых и нежилых зданий, сооружений вследствие стихийных бедствий и противоправных действий.
Снос без согласования и снос с уведомлением органов местного самоуправления
Без согласования с муниципальными властями (статья 55.30 часть 3) можно снести следующие строения:
- объекты, не являющиеся капитальными;
- вспомогательные, временные строения;
- на земле, не предназначенной для коммерческой; деятельности (садовый участок, земля под ИЖС), это гаражи, садовые домики, хозяйственные постройки;
- объекты ИЖС.
Собственник, принявший решение о сносе жилого дома, должен предупредить муниципалитет, в котором находится его недвижимость. Уведомление подаётся минимально за 7 рабочих дней до начала демонтажных работ. Это делается следующими способами:
- Посещение многофункционального центра;
- Записавшись на приём в самоуправление;
- Отправка через Почту России;
- Заполнив формы на сайте Госуслуг.
При необходимости к уведомлению прикладываются добавочные справки и акты.
По каким основаниям может сноситься ОКС
Основаниями для сноса ОКС согласно статьи 55.30 пункта 1 Гр. К РФ служат решения:
- Собственника недвижимости;
- Застройщика объекта;
- Органов городского (районного, поселкового) самоуправления (признание строения аварийным и др.);
- Судебного органа.
Однако есть некоторые виды объектов, для ликвидации которых прописан особый порядок:
- Самовольные постройки (ст.55.32);
- Сооружения, которые выстроены в ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) (ст.55.33 ч.1). ОКС будет снесено, при условии, что в режиме данной зоны запрещено капстроительство;
- Строения, демонтируемые в связи с освобождением площадей под новую, капитальную застройку (реконструкцию) (ст.55.33 ч.2).
Самовольные постройки
Самовольную застройку могут снести в принудительном порядке, на основании судебного постановления или решения, принятого муниципалитетом (ст.222 Гражданского кодекса РФ).
Надзорные органы, обнаружившие самострой, подают уведомление местным властям, на основании которого в 20-дневный срок принимается одно из нижеследующих решений:
- О сносе самостроя либо о приведении его в соответствие с нормами законодательства;
- Об обращении в суд, в случае отказа от добровольного исполнения решения самоуправления;
- Об отсутствии признаков самовольной капитальной постройки.
В семидневный срок это решение направляется гражданину, который построил объект, либо владельцу земельного участка. Если владельцы не найдены, решение размещается в интернете, на щитах объявлений около строения.
Снести или привести в соответствие с требованиями обязан владелец объекта, либо владелец земельного участка. Если самоуправлению пришлось сделать это самостоятельно, владельцы обязаны возместить все расходы.
Строения в границах зон с особыми условиями использования территории
Строения, расположенные в границах ЗОУИТ, могут быть снесены по нескольким причинам:
- Когда они признаны самовольной постройкой;
- Когда режимные правила данной зоны не допускают размещения ОКС. В этой ситуации предусмотрено:
- возмещение материальных потерь владельцам объекта;
- выкуп здания государством у владельцев недвижимости.
Снос в целях строительства нового объекта
Первое, что надо сделать организации, планирующей сносить объект для последующего строительства ОКС на данном земельном участке, удостовериться, что сносимая постройка не является историческим памятником . Законом запрещено сносить сооружения, внесённые в реестр объектов культурного наследия.
Застройщику потребуется разработать проектную документацию на строительство, в которую будет включён демонтаж объекта. После получения официального разрешения на строительство, можно приступать к сносу.
Проект организации работ по сносу ОКС
Для получения разрешения на ликвидацию (без строительства нового здания) необходимо создать проект по организации работ (ст.55.30ч.2). Эти правила подразумевают следующие действия:
- необходимость заключения договора со специалистом в области архитектурно-строительного проектирования, который внесён в федеральный реестр специалистов данного профиля (ст.55.30 ч.2);
- также потребуется проведение обследования демонтируемого сооружения, акт о проведении обследования необходимо приложить к уведомлению о сносе;
- акт об отключении от СИТО (сетей инженерно-технического обеспечения);
- акты о соответствии санитарно-эпидемиологическим, природоохранным требованиям;
- документы о соответствии требованиям безопасности;
- когда демонтаж производится за счёт средств, выделяемых из бюджета, заказчик обязан составить смету на предстоящие работы.
В каких случаях проект не требуется
Порядок сноса здания собственником не всегда требует составления проекта. Проект может быть составлен на добровольной основе при условии, что на земле, не предназначенной для проведения предпринимательской деятельности, предстоит демонтировать:
- объект ИЖС;
- садовый домик;
- гараж, хозпостройки на дачном участке или на земле под ИЖС;
- строения для вспомогательного использования;
- если работы по сносу ОКС начаты до принятия данных нормативов, то есть до 04.08.2018 г.
Данные правила прописаны в статье 51 (пункты с 1 по 3) Градостроительного Кодекса РФ.
Отключение объекта от инженерных сетей
Порядок сноса объектов капитального строительства требует в первую очередь отключения сооружения от инженерных сетей – электроснабжения, водопровода, канализации, теплоснабжения. Это производят организации, поставляющие данные услуги (ст.55.31 п.1,2).
Подрядчик, который будет осуществлять снос, должен подать заявку в организацию, занимающуюся эксплуатацией, в течение 10 раб. дней получает условия отключения (бесплатно).
Отключение производится в тридцатидневный срок, но не ранее даты, которую указал подрядчик. Производит его компания, получившая заявку, т.е. организация, эксплуатирующая сети. По окончании работ выдаётся акт, подтверждающий отключение.
Как подать уведомление о предстоящем сносе
Для подачи уведомления необходимо собрать пакет документов:
- Уведомление по образцу, утверждённому приказом №34/ПР Минстроя РФ от 24.01.19.г.;
- Акты и решения, полученные в результате обследования демонтируемого объекта;
- Проект, подготовленный сертифицированным специалистом на основе проведённых обследований сносимого строения.
Пакет подаётся в архитектурно-градостроительный отдел (департамент) самоуправления, на территории которого находится сооружение, подлежащее демонтажу.
Сделать это можно, посетив самоуправление, МФЦ, или на Госуслугах, минимум за 7 раб. дней до назначенной даты начала разборки строения.
Получив документы, местное самоуправление в течение 7-ми раб. дней проведёт проверку актов, справок, при необходимости запросит недостающие. Затем разместит документы на официальном портале в разделе “градостроительная деятельность” (ИСОГД) и уведомит органы государственного строительного надзора.
Подача уведомления о начале проведения работ не предусмотрена, если процесс демонтажа ОКС был начат до 04.08.2018.
Демонтаж здания, работы по сносу
Как сносят здания, кто имеет право на проведение таких работ, прописано в статье 55.31 Градостроительного кодекса РФ. Снос нежилого здания, которое причислено к ОКС, ничем не отличается от демонтажа жилого ОКС.
Перед началом проведения работ подрядчик обязан принять следующие меры:
- Оборудовать свободный подъезд для спецтехники и автомобильной техники;
- Установить ограждения;
- Принять меры для обеспечения безопасности людей, государственного и частного имущества;
- Провести природозащитные мероприятия;
- Обеспечить вывоз строительного мусора на специализированные полигоны;
- Создать условия для соблюдения технических регламентов;
- Полностью следовать установкам проекта по организации проведения ликвидации.
Проводить работы по сносу капитальных построек имеют право:
- Застройщик, являющийся либо не являющийся членом СРО (саморегулируемой организации);
- Индивидуальные предприниматели, юридические лица (ООО), также состоящими или не состоящие в СРО, заключившие договор подряда.
Руководить работами по ликвидации обязан главный инженер проекта.
Подав уведомление, работу можно начинать через 7 рабочих дней.
В каких случаях нужно получить СРО на демонтаж
Подрядчик (застройщик, ИП, ООО) по сносу строения обязан быть членом строительной СРО (Саморегулируемой Организации), получить от неё лицензию (допуск) на проведение работ, если смета по заключённому контракту составит не менее одного миллиона рублей.
Полностью государственным и муниципальным предприятиям, а также компаниям, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, при заключении договора подряда на снос здания, сооружения не требуется быть членом Саморегулируемой Организации.
Подробный перечень таких предприятий указан в статье 55.31 ч.6, п.1-п.5 ГрадКодекса РФ.
Уведомление о завершении сноса
Когда демонтаж ОКС закончен, требуется подать уведомление о завершении сноса (ст.55.31.ч.12). На это даётся 7 рабочих дней. Форма уведомления утверждена приказом Минстроя РФ №34/Пр 24.01.19. Ознакомиться и скачать её можно перейдя по ссылке Приложение N 2. Уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства | ГАРАНТ (garant.ru) .
Подаётся уведомление в городское (районное, поселковое) управление, на территории которого стояло ликвидированное здание. Вариантов подачи несколько:
- Почта России;
- Посещение мэрии лично;
- Многофункциональный центр;
- На сайте Госуслуг.
В обязанности самоуправления входит оповещение стройнадзора и размещение информации в ИСОГД (информационная система обеспечения градостроительной деятельности).
Регистрация прекращения прав на объект
Ликвидированный объект капитального строительства необходимо снять с учёта в Росреестре, также требуется оформить прекращение права собственности на объект. Для этого следует пригласить кадастрового инженера, который составит акт обследования. Составленный в электронном виде и подписанный усиленной электронной подписью (УКЭП) кадастрового инженера акт станет документом, подтверждающим ликвидацию сооружения.
Собственник либо законный представитель, получив сообщение о готовности акта, подаёт заявление о снятии с учёта в кадастровой палате, а также прекращении прав собственности. Заявление можно подать разными способами (услуга бесплатная):
- В МФЦ;
- На портале Госуслуг;
- На официальном сайте Росреестра.
Однако, есть случаи получения отказа в регистрации прекращения прав. Причины могут быть следующие, они указываются в отказе:
- Неполный пакет документов;
- Ошибочно оформленные документы;
- Несоответствие данных в разных документах;
- Истечение срока назначенного для исправления ошибок в документах.
ИсточникЗавершением процедуры считается получение выписки из ЕГРН, в которой содержится информация о прекращении прав.
Уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства
Для уничтожения объекта недвижимости требуется проект организации работ по сносу (далее – Проект). Его разработкой занимаются проектные организации.
В соответствии со ст. 55.31 ГрК РФ при уничтожении ОКС требуется:
- Подготовить Проект.
- Выполнить отсоединение ОКС от сетей инженерного обеспечения, которое подтверждается актом. Предварительно необходимо подать заявку на получение условий для отключения в организации, занимающейся эксплуатацией сетей.
- Во время фактического сноса обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, окружающей среды. Провести мероприятия по ликвидации строительного мусора.
Кто может выполнять работы по сносу:
- Застройщик, только в качестве члена СРО в строительной сфере.
- Юридические лица, отдельные предприниматели, исключительно члены СРО.
- Лица, не имеющие членство в СРО, при условии, если обязательства по договору подряда не больше 1 млн. руб.
Порядок сноса ОКС:
- Известить уполномоченный орган о предстоящем сносе минимум за 7 дней до проведения работ на местности, к уведомлению приложить Проект.
- В течение 7 дней после демонтажа объекта отправить уведомление о прекращении работ.
- Подготовить акт обследования.
- Подать заявление в Росреестр о снятии с учета и погашении записи о праве собственности на уничтоженное строение.
Уполномоченный орган, получив уведомление о сносе, размещает эту информацию в ИСОГД, и оповещает об этом орган строительного надзора.
Скачать для просмотра и печати: Статья 55.31 ГрК РФ «Осуществление сноса ОКС»
Особенности ИЖС
Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.
По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке ().
Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам ().
Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. “”).
Результат рассмотрения Уведомления
- уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке.
- уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта на земельном участке.
- уведомление о возврате Уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома и прилагаемых к нему документов без рассмотрения.
Перед подачей Уведомления необходимо обратить внимание на ограничения, установленные земельным и иным законодательством в отношении Вашего земельного участка:
– нахождение земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе в границах полос воздушных подходов аэродрома.
В случае если земельный участок расположен в границах полос воздушных подходов аэродромов, необходимо получить согласование размещения объекта с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта).
Необходимая для получения согласования информация размещена на официальном сайте МТУ ВТ ЦР Росавиации: http://mtuvtcrfavt.ru/documents/670.html
О порядке сноса объекта капитального строительства
Федеральным законом от 03.08.2018г. № 340-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ введен порядок сноса объектов капитального строительства и не распространяется на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Порядок сноса предусматривает следующее:
1.Обследование объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
2.Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства (осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, на основании результатов и материалов обследования объекта).
Проект не требуется:
– если работы по сносу такого объекта начаты до 04.08.2018г.;
– для сноса гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;- для сноса на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек;- для сноса объектов индивидуального жилищного строительства;- для сноса строений и сооружений вспомогательного использования.
3. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения) и вывод объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
4. Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства – осуществляется не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства (уведомлять о начале работ по сносу не требуется, если работы по сносу объекта капитального строительства начаты до 04.08.2018г.).
Сведения, которые должно содержать уведомление, перечислены в ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ.
К уведомлению должны быть приложены результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, а также проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (в случае, если предусмотрена необходимость подготовки таких документов, см п.2).
5. Заключение договора подряда только с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (до 01.01.2019 не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства в части жилых и садовых домов, строящихся, реконструируемых на садовых участках, жилых домов и строений, строящихся и реконструируемых на дачных и садовых земельных участках; др случаи перечислены в ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ).
6. Снос объекта капитального строительства.
7. Направление уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства.
Все уведомления подаются на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг.
Орган местного самоуправления, в который поступили уведомления, в течение семи рабочих дней со дня поступления таких уведомлений обеспечивает их размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.
Для исключения сведений о снесенных объектах капитального строительства из ЕГРН кадастровым инженером готовится акт обследования.
Как оперативно разобраться во всех требованиях к безопасности зданий и сооружений?
В строительных системах «Техэксперт» доступен уникальный сервис «Доказательная база ТР № 384-ФЗ», который предоставит вам подробную справочную и аналитическую информацию по всем национальным стандартам и СП, входящим в состав ТР № 384-ФЗ.
Сервис «Доказательная база ТР № 384-ФЗ» представлен:
на главных страницах систем «Стройэксперт. Вариант Лидер» и «Стройэксперт. Профессиональный вариант»;
на синей панели быстрого доступа в системе «Техэксперт: Помощник проектировщика».
В сервисе доступны:
подробный справочный материал по каждому из перечней документов (№ 1521 и № 365), входящих в состав ТР № 384-ФЗ);
дополнительная информация об особенностях применения ТР № 384-ФЗ;
наглядное разделение требований на обязательные и добровольные к применению;
примечания к каждому стандарту и СП (о наличии частичных изменений в документе, о его новой редакции в целом и т.д.);
Источник