Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию

О сроках строительства жилых домов, дач на предоставленных земельных участках гражданам

В течение одного года со дня получения свидетельства о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него Вы должны приступить к занятию земельного участка. При этом, под занятием земельного участка имеется ввиду начало строительства.
В свою очередь под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).
Строительно-монтажные работы охватывают все работы, выполняемые при возведении здания или сооружения непосредственно на месте строительства (земляные, каменные, бетонные, плотничные, столярные, отделочные, кровельные работы и др.).

Два года назад получил земельный участок для строительства жилого дома, потихоньку начал строительство (заложил фундамент, привез кирпич) но случился экономический кризис, деньги закончились, на этом стройка моя остановилась. Слышал, что строительство необходимо завершить в течение трех лет, так ли это?

Объектная сессия: «Лахта Центр: завершение строительства и ввод в эксплуатацию»

Действительно, с 1 марта 2012 г. возобновилось действие Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» (далее — Указ № 87), исполнение которого было приостановлено с 10 февраля 2009 г. до особого поручения Главы государства.
Строительство капитальных строений в виде жилого дома на земельных участках, предоставленных в установленном порядке в частную собственность или пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, должно быть завершено гражданином в течение 3 лет. При этом, по действующему ныне законодательству завершением строительства считается возведение фундамента, стен и крыши жилого дома независимо от ввода его в эксплуатацию.

Но я получил участок два года назад (в 2010 году), когда действие Указа № 87 было приостановлено, на меня распространяется это требование: завершить строительство в течение трех лет?

Да, действие Указа № 87 распространяется и на земельные участки, предоставленные ранее.
В соответствии с требованиями Указа № 87 возможны несколько вариантов завершения сроков строительства, которые зависят от даты предоставления земельного участка и регистрации прав на него.
Конкретно в Вашем случае, если земельный участок, на который право частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды зарегистрировано Вами с 10 февраля 2009 г. до 1 марта 2012 г., то строительство жилого дома должно быть завершено в течение 3 лет начиная с 1 марта 2012 г., то есть завершить строительство жилого дома Вы должны не позднее 28 февраля 2015 г.

Понятно, а вот мой сосед получил земельный участок в январе этого года, а зарегистрировал его только в апреле, у него тоже трехлетний срок будет отсчитываться с 1 марта 2012 года?

С.В. Савельев — Искусственный интеллект мозга

Нет. Строительство должно быть завершено в течение 3 лет с даты осуществления государственной регистрации права на этот земельный участок, то есть три года начиная с конкретной даты апреля 2012 года.

Хорошо, а если бы я купил земельный участок или «незавершенку», тогда что, я тоже должен завершить строительство в течение трех лет?

Да. Действие Указа № 87 распространяется и на земельные участки, приобретенные по договорам купли-продажи или полученные по наследству.
При приобретении в соответствии с законодательством земельных участков или права аренды на земельные участки, в т.ч. с расположенными на них не завершенными строительством жилым домом, течение сроков строительства не прерывается.
Но что делать гражданам, которые все-таки не могут завершить строительство, но при этом у них есть объективная причина (отсутствие материальных средств, болезнь и т.д.)

Читайте также:  Уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства образец бланк

Срок строительства может быть продлен местным исполнительным и распорядительным органом, но не более чем на 2 года, с учетом материального положения гражданина и других уважительных причин (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина) по его заявлению, поданному не ранее чем за 6 месяцев, но не позднее чем за 2 месяца до истечения срока строительства. Право на продление срока строительства может быть реализовано только один раз.
Кроме того, в случае невозможности завершения строительства в сроки, установленные законодательством, гражданин обязан осуществить в установленном порядке консервацию не завершенного строительством жилого дома и благоустройство земельного участка, на котором он расположен. При этом консервация жилого дома может быть осуществлена только один раз, а срок такой консервации не может превышать 3 лет.
Консервация не завершенных строительством жилого дома, дачи приостанавливает течение сроков.

Ну, а если все-таки я не уложусь и в эти сроки, что тогда?

Указом № 87 установлено, что местные исполнительные и распорядительные органы проводят работу по выявлению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, сроки строительства которых превышают предусмотренные Указом № 87.
В случае выявления не завершенных строительством объектов местные исполнительные и распорядительные органы в течение месяца со дня получения документа об оценке стоимости не завершенных строительством объектов будут подавать в суд по месту нахождения земельного участка заявление об изъятии земельного участка и не завершенных строительством жилого дома для продажи с публичных торгов.
Нормами Указа № 87 предварительное вынесение предписаний не предусмотрено.

В таком случае у меня просто заберут земельный участок, а как же средства вложенные в строительство?

Подготовила статью заместитель начальника
отдела правового и информационно-
аналитического обеспечения землеустроительной
службы Гомельского облисполкома Прикота Анна Дмитриевна

Источник

О том, как правильно оформить разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию. Советы юристов

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – удостоверяющий документ. Порядок его получения регламентирован ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Он венчает окончание строительства и предоставляет право зарегистрировать объект капитального строительства как продукт, готовый к эксплуатации.

В соответствии с частью 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ1 технический план, соответствующий федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости», является основным документом для получения разрешения. Те или иные вопросы, возникшие при реализации положений Градостроительного кодекса РФ, детализированы приказами Министерства регионального развития РФ, Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Вряд ли будет секретом то, что выдаче данного разрешения предшествует объемная работа по сбору документов, дотошному соблюдению строительных норм. Как показывает практика, на пути к вводу объекта в эксплуатацию возникают проблемы, вызванные недочетами в строительстве, отступлением от процедур оформления документов, а может, и конфликтом интересов субъектов различных правоотношений.

Полагаем, что данная статья послужит практическим пособием и поможет своевременно выявить возможные трудности, которые можно будет решить самостоятельно или с привлечением профессионалов.

Контролирующие и разрешительные органы (назовем их так) обладают всеми необходимыми полномочиями при осуществлении деятельности в градостроительной области. Реагированием на нарушения могут стать выдача предписания об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности, обращение в суд, а также отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Но необходимо помнить, что основным инструментом защиты своих прав является обращение в суд с обжалованием незаконных или необоснованных решений. Юридическая практика в данной области показывает, что зачастую меры принимаются по надуманным основаниям, вследствие неправильного толкования норм материального права.

Читайте также:  Перечень разрешений на строительство объектов капитального строительства

К примеру, постановлением Арбитражного суда по делу № А53-19037/20142 установлено, что комитет градостроительства мотивировал отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию истечением срока действия разрешения на реконструкцию до обращения за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию. Судом данное решение признано незаконным, так как конкретные основания, препятствующие выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в силу статьи 55 Градостроительного кодекса РФ не названы. Также по данному делу удалось отвергнуть доводы комитета о том, что заявитель при обращении не представил в отношении данного объекта заключение органа государственного строительного надзора. Суд, мотивируя свое решение, указал, что контролирующий орган должен сам запрашивать такое решение.

В данном решении отражена ситуация, когда суд полностью встал на сторону застройщика и обязал разрешительный орган выдать решение, основываясь на букве закона, так как ни при принятии решения, ни в ходе судебного разбирательства не было названо объективных оснований отказа, установленных градостроительным законодательством. Как видно, отказ произведен по надуманным основаниям. Применение юридических инструментов защиты своих прав в данном случае избавило заявителя от дополнительных трат, в том числе и на привлечение экспертов технического надзора.

В документах, поданных для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, могут содержаться или отсутствовать сведения, вызывающие затруднения в принятии решения у разрешительного органа. По делу № А33-201/20123 общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд к Департаменту градостроительства администрации города о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого здания.

Как установлено в ходе разбирательства, градостроительным законодательством предусмотрено предоставление в разрешительный орган в ряде прочих документов, подтверждающих согласие других правообладателей объектов капитального строительства, пристроенных к реконструируемому объекту. Определенные обстоятельства не позволили заявителю представить испрашиваемые согласия, так как объекты находились в процессе оформления. Однако исследуя собранные по делу доказательства, суд установил, что правообладателем всех объектов, пристроенных к реконструируемому объекту, является заявитель по делу, в связи с чем департамент допустил расширенное толкование норм закона. Поскольку обществом требования градостроительного законодательства фактически соблюдены, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство принадлежащего ему нежилого здания не было.

Требования градостроительного законодательства предписывают контролирующим органам требовать от правообладателя объекта разрешение на ввод в эксплуатацию. Отсутствие такого разрешения является правонарушением, предусмотренным ч. 5 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях4. Однако судебной практике известны случаи, когда вынесение постановления о привлечении правообладателя к административной ответственности не основано на законе, поскольку общему порядку получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию есть альтернативный.

В ходе разбирательства по делу N А51-25692/20135 было установлено, что Инспекция регионального строительного надзора вынесла постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности в связи с отсутствием на эксплуатируемый объект разрешения на ввод в эксплуатацию.

Воспользовавшись правом на судебную защиту, предприниматель обжаловал постановление контролирующего органа в арбитражный суд, указав, что решением арбитражного суда за ним признано право долевой собственности на возведенный путем реконструкции объект недвижимости, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись, и выдано свидетельство о государственной регистрации права. Данное свидетельство выдано в установленном законом порядке и является действующим.

Судом установлено, что в процессе рассмотрения дела № А51-15716/2011 о признании права собственности на реконструированный объект исследовались и оценивались заключения компетентных органов о соответствии реконструируемого объекта строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов и проектной документации, проверялось соответствие постройки противопожарным нормам и требованиям СанПин.

Читайте также:  Гараж будет являться объектом капитального строительства

Регистрационные действия в отношении объекта, совершенные на основании судебного решения, соответствуют действующему законодательству, следовательно, судебный порядок признания права на вновь созданный объект недвижимости исключает необходимость получения указанного разрешения, поскольку является установленным законом альтернативным административному способом легализации постройки. Поскольку объект реконструкции узаконен в судебном порядке, то собственники вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе и эксплуатировать его, передавая иным лицам в целях его эксплуатации без каких-либо ограничений.

В результате производство по административному делу было прекращено за отсутствием события правонарушения.

Подводя итог, следует отметить, что разрешительные механизмы российского законодательства в различных областях имеют сложности в применении и трактовании, однако наиболее действенным способом реализации прав, предусмотренных законом, является профессиональная юридическая защита.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...