Золоченые купола Исаакиевского собора — такой же общепризнанный символ Санкт-Петербурга, как кораблик на шпиле Адмиралтейства или ангел Петропавловского собора. Один из крупнейших храмов Старого Света объединяет в ансамбль Исаакиевскую и Сенатскую площади, на фоне его силуэта мы видим Медного всадника и знаменитых пушкинских львов дома Лобанова-Ростовского. В создании этого грандиозного сооружения объединились талант Огюста Монферрана и инженерный опыт Агустина Бетанкура, гении живописца Карла Павловича Брюллова и скульптора Ивана Антоновича Витали, мастерство русских камнерезов и ломщиков гранита и знания создателя гальванопластики профессора Бориса Семёновича Якоби.
Из-за частых затоплений берега Невы самой природой не были предназначены для заселения. Не случайно до прихода русских войск здесь располагались только две маленькие деревушки и два шведских поместья. Местные жители не советовали царю Петру Алексеевичу осваивать эту местность, но новая столица России не могла расти и развиваться только на островах дельты Невы. И Пётр Первый принял решение ставить здесь главную в стране верфь — Адмиралтейство.
История строительства Исаакиевского собора. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5
✦ Первый Исаакиевский собор самым непосредственным образом связан с именем основателя города, с Адмиралтейством и созданием Русского линейного флота.
В 1706 году на верфях Адмиралтейства трудились уже более десять тысяч человек. И так же, как и жителям мастеровых слобод, надо было предоставить возможность посещения Церкви. Церквей рядом с Адмиралтейством тогда не было, мосты через Неву еще не были наведены, а переезд на другой берег реки, в собор Святых Петра и Павла— например, для принятия присяги флотскими чинами — отнимал много времени.
Петр Алексеевич, как обычно, решил вопрос быстро и эффективно, и в конце 1706 года распорядился подыскать подходящее помещение для церкви. Этим храмом царь пожелал увековечить имя своего ангела-хранителя — Пётр Первый родился тридцатого мая, по юлианскому календарю, в день поминовения святого Исаакия Далматского.
Первая Исаакиевская церковь была создана под руководством графа Ф.М. Апраксина на деньги, выделенные для строительства Адмиралтейства. Это был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 х 18 м. Он находился на западе от Адмиралтейства, в 40–50 метрах от Невы. Шатровая крыша храма высотой 4–4,5 метра была покрыта водонепроницаемым воско-битумным составом черно-коричневого цвета, которым смолили днища кораблей. Шпиль церкви венчал крест, на башне подвесили небольшие колокола.
Амбар переделали в церковь всего за три месяца, и уже в мае 1707 года храм освятили.
Первая Исаакиевская церковь, где в 1712-м году Пётр Первый венчался с Екатериной Алексеевной, будущей Императрицей Екатериной Первой
Наспех переоборудованное строение было малопригодно для богослужений. Об этом свидетельствует переписка между настоятелем храма отцом Василием и графом Апраксиным. Священник неоднократно просил утеплить здание, сделать еще одну печь, жаловался на задержку денежных выплат. Кроме того, помещение храма не было рассчитано на большое скопление людей и множество горящих свеч. В зимнее время это приводило к конденсации влаги на потолочных балках и к их разрушению.
Эти причины побудили Петра в 1709-м году провести дополнительные работы в храме. Заменили покрытие крыши, прорубили два слуховых оконца для вентиляции чердачного помещения, установили вторую печь и обе печи выложили изразцами. Шпиль и купол покрыли листовым железом и выкрасили.
Вокруг храма установили забор, чтобы пасущиеся на Адмиралтейском лугу козы и коровы не подходили к церковным стенам. Внутри ограды установили звонницу в виде навеса на двух столбах, под которым повесили в ряд пять небольших колоколов. Внутри собора заменили иконостас, сделали подвесной потолок, стены обтянули штофной тканью, установили дополнительные фонари у входа и шандалы.
Петр Алексеевич придавал этому храму большое значение. Именно здесь 19-го февраля 1712-го года состоялось его венчание с Екатериной Алексеевной, будущей Императрицей Екатериной Первой, а с 1723-го года по специальному указу Императора только в Исаакиевской церкви должны были принимать присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.
✦ После победоносного завершения Северной войны (1700–1721-й годы) опасность вражеского нападения на Санкт-Петербург уменьшилась, и можно было подумать о придании городу столичного блеска. Теперь уже первая Исаакиевская церковь, по статусу приравненная к Петропавловскому собору, не могла оставаться в переоборудованном чертежном амбаре.
Новый проект храма разработал Георг Иоганн Маттарнови. Это было здание, близкое по архитектурному решению к собору Святых Петра и Павла — с такой же высокой колокольней, шпилем, часами-курантами и небольшим куполом в средней части. Для храма выбрали место на 80–90 метров западнее Адмиралтейства, в 20–25 метрах от Невы. Официально закладка второго Исаакиевского храма состоялась в августе 1717-го года в присутствии Императора. Но Маттарнови вскоре после этого умер, и строительство завершили Николай Фёдорович Гербель, Гаэтано Киавери и Михаил Григорьевич Земцов.
Макет второй Исаакиевской церкви хранится в Исаакиевском соборе.
Под крышу собор был подведен в 1722-м году, купол и два яруса колокольни закончены спустя два года, и с этого времени в храме проводят богослужения. Третий ярус колокольни, куранты и шпиль достроили только в 1727 году.
Ширина этого здания составляла 17,5 метров, толщина стен — 1,5 метра, высота колокольни — 23–24 метра. Интерьер второй Исаакиевской церкви украшал золоченый деревянный резной иконостас, выполненный по рисунку Ивана Петровича Зарудного, подобный иконостасу Петропавловского собора.
Однако место для строительства выбрали неудачно. В то время берега Невы не были укреплены гранитом, и оползание грунта вызвало неравномерную осадку здания, трещины в стенах и сводах собора. К тому же в мае 1735-го года от удара молнии церковь загорелась, и пожар довершил начавшееся разрушение. Восстановить храм было невозможно. Вскоре его пришлось разобрать.
✦ В 1762-м году архитектор Савва Иванович Чевакинский разработал планировку новой городской площади, Исаакиевской, и предложил проект собора, который предполагал соорудить в её центре. Но осуществить этот замысел не удалось. Построить новый собор, связанный с именем Петра Великого, восшедшая на российский престол императрица Екатерина Вторая поручила архитектору Антонио Ринальди.
Если бы Ринальди построил этот храм, как замышлял его изначально, это могло бы стать его лучшим творением в Санкт-Петербурге. Собор был задуман с пятью изящными, сложными по рисунку куполами и высокой трехъярусной колокольней. Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Но возведение храма затянулось почти на тридцать лет.
Не завершив начатого, Ринальди после смерти Екатерины Второй покинул Петербург. Достраивал храм в царствование императора Павла Первого придворный архитектор Винченцо Бренна. При этом он исказил и упростил замысел Ринальди. Вместо пяти изящных легких куполов возвели один массивный. Облицовка мрамором доходила только до карниза, а выше стены собора остались кирпичными.
В результате получилось приземистое полумраморное-полукирпичное сооружение, не соответствующее парадному облику центра столицы. Это заставило правительство и Синод уже спустя семь лет после освящения третьего Исаакиевского собора задуматься о его перестройке.
Третий Исаакиевский собор по проекту Антонио Ринальди
✦ В 1809 году объявили конкурс на создание нового Исаакиевского храма. В нём приняли участие известные зодчие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Василий Петрович Стасов, Чарлз Камерон, Жан-Франсуа Тома́ де Томон, Джа́комо Доме́нико Кваренги и многие другие.
Основное условие конкурса — требование Александра Первого сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы оскорбительным для памяти основателей. Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведёт к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.
В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и в предыдущий раз, конкурс проектов завершился безрезультатно. Разочаровавшись в своей затее, Александр Первый решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.
В 1816-м году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер, испанец на русской службе, Агустин Бетанкур. В Комитет вошли архитекторы Карл Иванович Росси, Антон Антонович Модюи, Андрей Алексеевич Михайлов, инженеры Пётр Петрович Базен, Морис Гугович Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.
Монферран трудился над проектом в течение всего 1817-го года и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трёх уже освящённых алтарей старого собора.
Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20-го февраля 1818-го года Александр Первый утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.
В 1820-м году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренны. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (лат. «не весь умру») сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном. Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.
Критики выражали сомнение в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, что удастся преодолеть сложности связи старых и новых частей здания, отмечали неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника. Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821-м году возражения Модюи и сообщил князю Александру Николаевичу Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.
По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие Стасов, Михайлов Второй, Мельников и Михайлов Первый. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьёзной доработке.
Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения принципиальных вопросов. Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершённым.
Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825-го года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений Мира.
В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Александр Павлович Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Николай Ефимович Ефимов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Александр Иванович Кракау, Ипполит Антонович Монигетти и другие, для которых работа под руководством Монферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства. Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приёмы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.
Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен. Только в мае 1922-го года власти изъяли из собора 45 килограммов золотых изделий, 2230 килограммов — серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.
С 1931-го года храм использовался как музей. 12-го апреля 1931-го года в Исаакиевском соборе был установлен и запущен маятник Фуко. Тогда это назвали триумфом науки над религией, так как маятник доказывал вращение Земли.
В конце XX века Исаакиевский собор вернули верующим и маятник Фуко был снят. Свое место под куполом вновь занял серебреный голубь, символ Святого Духа.
Исаакиевский собор строился необычайно долго, в связи с чем в Петербурге ходили слухи о намеренном затягивании стройки. Говорили, что приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу по окончании строительства. Поэтому архитектор и тянул, как мог. Слухи эти неожиданно получили подтверждение в реальной жизни.
Архитектор на самом деле скончался вскоре после завершения строительства Исаакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра Второго к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра на горельеф западного фронтона.
Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо.
Государю это настолько не понравилось, что, проходя мимо Монферрана, он даже не поприветствовал его и не сказал ему ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц — скончался. Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.
Ещё при жизни архитектора в России по его замыслу был создан конный памятник Николаю Первому. Замысел Монферрана воплотил в жизнь выдающийся скульптор Пётр Карлович Клодт. Монумент был торжественно открыт на Исаакиевской площади перед собором в 1859 году.
Сбор урожая капусты на Исакиевской площади в блокадном Ленинграде
Еще одна легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора.
Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города яркий купол Исаакиевского собора был необходим немцам как ориентир для наводки. Поэтому за все девятьсот дней осады они не разу не подвергли собор обстрелу. И музейные сокровища пролежали в его хранилище в полной сохранности.
Источник: aftershock.news
Исаакиевский собор, история создания (ВИДЕО)
Доставка колонн Исаакиевского собора
Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.
Колонны Исаакиевского собора
В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.
Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.
Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.
Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:
«Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный».
Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.
Исаакиевский собор, 1844 год
В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон. Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.
Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.
В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.
Исаакиевский собор
Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю.
Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую. Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую». — «Причём здесь мы?» — ответили из Петербурга. — «Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К» пришёл ответ из Америки.
Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня.
Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.
О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:
«Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу — подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились — крикнули громкое ура! — и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви».
макет Исаакиевского собора А. Ринальди
Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.
На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.
Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. «Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства». — «То-то он так долго строит».
Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору.
Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского.
Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.
Исаакиевский собор
Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.
Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.
Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.
Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.
В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса.
Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.
Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире.
Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.
Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них — «Чернильница».
В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.
Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек.
Исаакиевский собор в годы блокады Ленинграда
Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора. Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора.
При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.
О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.
В настоящее время колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метра можно увидеть панораму Санкт-Петербурга.
Источник: alekseysc.livejournal.com
Исаакиевский собор
Исаа́киевский собо́р (собор преподо́бного Исаа́кия Далма́тского) — крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Расположен на Исаакиевской площади. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии с 1858 по 1929 год. С 1928 года имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).
Современное здание собора является четвёртым петербургским храмом в честь Исаакия Далматского, возведённым на месте собора, спроектированного Антонио Ринальди. Автором проекта четвёртого собора, которому предназначалось стать главной православной святыней империи, стал архитектор Огюст Монферран.
Строительство курировал сам Николай I, председателем Комиссии о построении собора был Карл Опперман. При возведении здания использовались новые для того времени строительные технологии, что повлияло на дальнейшее развитие архитектуры XIX и XX века. Сооружение здания и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма.
Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий.
Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община получила возможность совершать в соборе богослужения. Богослужения в Исаакиевском соборе проводятся ежедневно. Настоятель храма — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).
Источник: wiki2.org
Исаакиевский собор
Ближе к 1840-м года перед жителями Петрограда предстало любопытное зрелище. В том месте, где строили новый храм, начали поднимать огромные стелы высотою в несколько этажей. Они предназначались, чтобы поддерживать своды купола и изготавливались единым, монолитным, элементом.
Неудивительно, что веса в них было больше десятка тонн и для установки их на причитающиеся места потребовался труд сотен людей. Стеллу поднимали словно обелиск в Древнем Египте. Один конец обвязывали тросами и тянули единым усилием.
Кроме того, были и подстраховывающие канаты. При помощи них колонне не давали завалиться на бок и повредить остальные элементы здания. Таких колонн было не одна и даже не десять, и жители Санкт-Петербурга могли вдоволь насладиться чудным зрелищем установки поддерживающих конструкции Исаакиевского Собора.
Исаакиевский собор в Санкт Петербурге
Строительство храма началось в 1818 году по велению императора Александра I. Предполагалось, что сооружение станет крупнейшим собором Санкт-Петербурга и всей Российской империи .
Царь поручил проектировку именитому архитектору Огюсту Монферрану. Мастер регулярно посещал строящийся объект, но до завершения строительства не дожил.
Огюст Монферран, французский архитектор. Проектировал Исаакиевский собор
Постройку православной святыни закончили в 1858 году. Освящение произошло в честь преподобного Исаакия Далматского. Выбор пал на этого святого неслучайно, его сильно чтил Петр Великий.
Считается, что Исаакиевский собор — последняя постройка, выполненная в стиле позднего классицизма . И вправду, в элементах храма угадываются черты древнегреческих храмов, а еще он очень похож на американский Капитолий.
30 мая по Юлианскому календарю или 12 июня по новому стилю стало знаковой датой для храма. Именно в это день святой отец Григорий провел освещение собора. 30 мая – день памяти Исаакия Далматского.
в этом году большевики присвоили постройке новый статус – Государственный музей-памятник Исаакиевский Собор
В освящении храма ведущую роль сыграл отец Григорий. Сам храма начиная с 1858 года приписывался Санкт-Петербургской епархии. Это продолжалось до 1928 года, когда большевики присвоили постройке новый статус – «Государственный музей-памятник Исаакиевский Собор». Правда службы продолжались в храме еще до 1929 года.
В музее хранилось множество ценных реликвий. Причем не только христианской тематики, но и посвященных постройке храма.
101 метр — высота современного Исаакиевского собора
После распада Советского Союза храм не утратил статуса музея. Однако, в нем возобновили православные службы. Таинство проводится каждый день и на это время собор закрыт для посещения. В 2017 году все изменилось Исаакиевский Собор отдали в лоно Русской православной церкви .
Жители Санкт-Петербурга остались недовольны этим решением и вокруг храма регулярно возникали митинги против возвращения музея церкви. Резон в протесте жителей Северной столицы имеется – Исаакий никогда не принадлежал РПЦ, а был собственностью русских монархов. Кроме того, при передаче храма церкви имеется не иллюзорный шанс того, что музей внутри собора свернут.
Современный Исаакиевский собор не стал первым – он лишь четвертый.
Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало
Первые три храма берут свое начало с 1710 года. Стоит напомнить, что Петроград начали отстраивать в 1703 году по велению императора Петра Великого. Город стал новой столицей и важнейшим культурным, экономическим и военным центром России. С каждым годом росло население как мирное, так и гражданское.
Первая Исаакиевская церковь, располагалась на Адмиралтейском лугу
В те годы почти не существовало понятие атеизма в современном понимании этого слова. В церковь ходили все и требовалось много храмов , чтобы полностью покрыть потребности населения. Не стали исключением в этом вопросе и работники вервей, что размещались вблизи Адмиралтейства.
Чтобы рабочие не тратили много времени, добираясь до ближайшей церкви, Петр Первый повелел воздвигнуть небольшой храм прям около Адмиралтейской площади. Для постройки выписали голландского архитектора Германа ван Болеса.
Построенная церковь не отличалась изысками и новаторскими решениями . Она была простой, однокупольной и с крестом, размещенным над алтарем.
После проведения ритуала молодожены отбыли сразу в будущий Зимний дворец.
Первый Исаакиевский собор не простоял долго . Вскоре церковь разобрали на запчасти. Причина банальна — в нее не влезали все желающие. Да и сделана она оказалась не очень качественно и быстро ветшала. Сказывался используемый материал и «великолепная» погода новой столицы.
Второй Исаакиевский собор
Вторая церковь строилась более основательно, чем первая . В ее постройке участвовало несколько именитых мастеров, а первый зодчий по традиции тех времен так и не увидел окончания своей работы. В отличии от первого собора, второй выполнялся из камня с большим применением металлов и в меньшей – дерева.
Впервые в России применили способ строительства церкви в виде креста с схождением в центральной части.
По центру находился купол и алтарь, над ним – крест.
Сохранившееся изображение второй Исаакиевской церкви
В целом церковь простояло недолго, и уже в 1763 году пошла под снос. Интересным фактом можно считать, что колокольню приходилось отстраивать два раза. По причине отсутствия тогда громоотводов высокие постройки с металлическими навершиями оказались идеальной мишенью для молний.
Третий Исаакиевский собор, но не последний
Непростая судьба выдалась и у третьей итерации Исаакиевского храма . Молва прозвала церковь дитем трех царствований и не особо жаловала постройку. Начатый при Екатерине Второй храм имел роскошный проектный план с пятью куполами и отделкой мрамором.
Антоние Ринальди, итальянский архитектор, начавший строительство третьего Исаакиевского собора
Занимался строительством именитый мастер Антонио Ринальди. Он же возглавлял процесс до самой кончины Екатерины II. После смерти царицы архитектор покинул Россию, а строительство передали Винченцо Бренне. Архитектора назначил Павел I и основным направлением продолжающегося строительства стала экономия.
В новом варианте пришлось уменьшить размер куполов и слегка обрезать высоту сооружения. Из-за нехватки средств вместо мрамора на поздних этапах начали использовать простой кирпич. Остатки же уже заготовленного материала отправили на постройку Михайловского замка, личного дворца царя.
Третий Исаакиевский храм
Павел I просидел на троне не долго и в результате дворцового переворота оказался низвергнут и убит. На престол взошёл царь Александор I. Он не стал особо заморачиваться с Исаакиевским храмом.
Урезали и так уже исковерканный проект, разрушили часть возведенных при Павле I элементов и наконец в 30 мая 1802 года закончили строительство. Храм получился неказистый с мраморным основанием, кирпичной кладкой на верхних ярусах и с непропорциональной формой.
Среди народа про церковь ходила эпиграмма: Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.
Вскоре снова начали ходить слухи о строительстве нового храма, и он тоже оказался невиданным долгостроем.
Строительство современного Исаакиевского Собора
Слухи о начале строительства нового Исаакиевского собора ходили по столице целых шесть лет, прежде чем император Александр I поручил разработать проект нового храма. Первоначально проект не предусматривал постройку нового сооружения — только перестройку старого.
Хотели сохранить имеющиеся три церковных алтаря и переработать оскорбляющий взор купольный ансамбль.
Первый набросок Исаакиевского собора. Вариант отвергли на самых ранних изысканиях
Проектом с энтузиазмом занялись тогдашние архитекторы. Но царь отверг все их работы. Императору нужен был проект перестройки храма, а зодчие предлагали возвести совершенно новые здания.
После второго проведенного конкурса царю стало ясно, что работу нужно поручить одному архитектору и желательно с жесткими рамками. Поэтому вся тяжесть переработки Исаакиевской церкви упала на плечи молодого француза Огюсто Монферрано.
Проблема со строительством храма заключалась не только в желании сохранить алтари, но и в сложности окружающих условий. Климат и почва города Санкт-Петербурга ставили перед архитекторами и инженерами сложны задачи.
Для решения проблем порой приходилось изобретать новые инженерные способы укладки фундамента и улучшения прочности используемых материалов.
Специально разработанные леса для подъема колонн в вертикальное положение. В Исаакиевском соборе хранится миниатюрная модель этой конструкции
Уже в 1818 году начались работы по строительству фундамента. Для этого требовалось разобрать старый и аккуратно собрать новый. Для уменьшения просадки здания в почву вбивались сосновые сваи до 30 см толщиной и уже на них укладывались плиты фундамента.
Процесс оказался неимоверно сложен и опасен. Можно сказать, что Исаакиевский собор построен на крови простых рабочих .
После завершения фундамента начали воздвигать основной корпус здания и поддерживающие колонны центрального купола. Каждая колонна обладала чудовищной массой и поднималось при помощи людей и специальных инженерных машин.
Нередко при подъеме поддерживающие колонны срывались и задевали людей.
Воскресение Христа. Сложносоставной витраж главного алтаря собора
Купол покрывали золотой краской. Основу всего составляла ртуть, которая крайне негативно влияет на человеческий организм. Поэтому мастера одевали специальные костюмы, вроде водолазных. Но даже такие меры не исключали смертельных случаев отравления.
Отделочные работы в храме стартовали в 1841 году, когда все еще продолжалась основная стройка. В росписи участвовали лучшие художники того времени. Привлекались и скульпторы, создавшие лепнины для интерьеров кафедрального собора.
Российский император Николай I, приемник Александра I, принимал работу по завершению строительства Исаакиевского собора
В 1844 году установили окно главного алтаря. На церемонии установки присутствовал император. Правда, Александр I уже скончался и работу принимал его приемник Николай I.
23 млн. рублей — стоимость работ по собору
Окончательно храм завершили в 1864 году. Однако, освещали церковь в год официального завершения работ, в 1858 году. Общая стоимость всех работ перевалила за 23 миллиона серебряных рублей, что было чудовищной суммой для казны государства.
Кто такой Исаакий Далматский
Петр Великий, не смотря на все преобразования церкви оставался человеком религиозным. Одним из самых почитаемых им святых был преподобный Исаакий Далматский. Святой считается одним из старохристианских монахов и провел большую часть жизни в Далматском монастыре, расположенном около Константинополя.
Кроме библиографических трудов он известен тем, что отговорил императора Валента от принятия арианской ереси и предрек ему смерть.
Исаак Далматский
Видео про Исаакиевский собор
Весь Санкт-Петербург — потрясающе красивый город со своей атмосферой старины. Одной из главных его достопримечательностей считается Исаакиевский собор. Он сочетает в себе не только величественную постройку в стиле позднего классицизма, но и музей, посвященный постройке храма. В видео показана официальная экскурсия по собору.
Источник: hranitelclub.com