Право граждан на проживание в благоприятной среде обитания, охрана водных объектов и лесного фонда.
Краткое описание
В 2018 году недалеко от села Староюгино Томской области началась прокладка зимней автомобильной дороги в водоохранной зоне таежного озера Карасево. Прокладка дороги сопровождалась вырубкой деревьев. Жители села предположили, что весной при таянии снега грязь с зимней дороги, а также остатки бензина и мазута попадут в озеро и загрязнят почву, в том числе клюквенник и они лишатся возможности ловить рыбу и заготавливать дикоросы (клюкву и морошку).
Для защиты своих прав на благоприятную окружающую среду, а также охраны вод и леса они обратились в региональное отделение ОНФ. Активисты направили запросы во все профильные департаменты и ведомства. Органами надзора были выявлены нарушения природоохранного законодательства: прокладка зимней автомобильной дороги в водоохранной зоне, незаконная рубка лесных насаждений, факт самовольного занятия лесных участков для строительства автозимника за пределами установленных границ участка.
Дом у воды — можно ли строить? [12+]
В результате предпринятых активистами действий было пресечено негативное влияние на окружающую среду.
В ноябре 2019 года прокладка дороги на зимний сезон 2019-2020 гг. была перенесена на место, где она и проходила в прежние годы, вдали от водоохранной зоны озера Карасевое.
Кроме того, активисты призвали местные власти Томской области внимательно подходить к вопросам устройства зимних автодорог во всех районах, не допускать при эксплуатации причинения ущерба экологии и обязательно учитывать мнение местных жителей.
Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды
Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, защиты окружающей среды, водного объекта, водных биологических ресурсов, лесного фонда, мест произрастания дикоросов, граждане и общественная организация воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с запросом на информацию, жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду , а также в связи с нарушениями требований природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде, гарантированным:
- Конституцией РФ (статьей 33);
- Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 8);
- Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) «Об охране окружающей среды » (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
- Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (пункт 6 части 1 стать 3);
- Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (пункт 7, часть 1 статьи 1).
Местные жители, полагая, что происходят нарушения природоохранного законодательства и есть угроза утраты природных ресурсов, которые они используют для жизнеобеспечения (рыба, дикоросы) обратились за помощью в региональное отделение общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (далее ОНФ).
Как построить дом у воды, чтобы его не снесли?
Активисты ОНФ в рамках осуществления функций общественного контроля, направили запросы во все профильные департаменты и ведомства, и попросили предоставить информацию о том, на каком основании были вырублены деревья, и кто выдал на это разрешение. Ответы органов власти подтвердили доводы жителей о том, что при прокладке зимника и рубке просеки было нарушено природоохранное законодательство.
После проведенных проверок, департамент лесного хозяйства сообщил, что выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений с общим ущербом 39,5 тыс. руб. и по этому факту сотрудники Каргасокского лесничества направили материалы в полицию.
Кроме того, выявлен факт самовольного занятия лесных участков для строительства автозимника за пределами установленных границ участка, предоставленного в безвозмездное пользование администрации Каргасокского района.
Согласно Водному кодексу РФ, ширина водоохранной зоны озера, площадь акватории которого составляет более 0,5 кв. км, составляет 50 м. В данном случае это требование закона было нарушено.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды подтвердил факт прокладки автозимника в водоохранной зоне озера Карасево у села Староюгино, подтвердив, что нарушены требования к охране водных объектов, и это может повлечь их загрязнение, засорение и истощение.
Активисты ОНФ добивались, чтобы зимнюю автомобильную дорогу перенесли в другое место, как можно дальше от водоема, и направили повторные обращения во все органы власти с предложением принять меры, чтобы спасти озеро и лес от уничтожения при эксплуатации зимника.
Результат действий
В результате предпринятых действий в защиту окружающей среды, было остановлено негативное влияние, незаконные действия были пресечены.
В 2019 году зимняя автомобильная дорога была построена в другом месте.
Таким образом, было восстановлено право граждан на проживание в благоприятной окружающей среде, остановлено негативное воздействие на окружающую среду, водные объекты (озеро), водные биологические ресурсы (рыба), лесной фонд и дикорастущие растения, а также социально-экономическое благополучие населения, поскольку рыбная ловля и сбор дикоросов являются источниками жизнеобеспечения жителей села Староюгино.
Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ
В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан и общественных организаций, использование различных инструментов: общественного экологического контроля; обращения в органы власти, органы контроля и надзора, должностным лицам; освещение незаконной деятельности, предпринятых действиях в СМИ.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены различные способы защиты гражданских прав. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Для защиты гражданских прав, возможно, использовать один или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ.
Способы, предпринятые в данном деле:
- признания неправомерными действий по вырубке леса, строительства зимней автодороги в водоохранной зоне без предварительного согласования с местным населением;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права – на сезон 2019 – 2020 года зимняя автодорога была построена в прежнем месте, там, где она была до нарушения — вдали от водоохранной зоны.
Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане и активисты ОНФ успешно использовали гарантированные законодательством нормы:
- Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
- Пункт 6 части 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов, в соответствии с которой граждане, общественные объединения, имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- Пункт 7, часть 1 статьи Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, которой установлен принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
- Статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающую границы водоохранных зон;
- Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, статьи 11, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статью 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которыми гарантировано право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации с заявлениями и жалобами;
- Статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
Следует отметить, что благоприятный исход этого дела стал возможен благодаря оказанию квалифицированной помощи активистами ОНФ, которые направляли обращения в органы власти, активно участвовали в осуществлении контроля и распространяли информацию о своем интернет ресурсе.
Рекомендация — для защиты окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством возможности. Изучайте сайты общественных организаций, и возможно Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на сайты органов власти. Сегодня существует возможность подать жалобу или обращение не выходя из дома, через электронные кабинеты. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан.
Источник: wwf.ru
Что можно строить в границах береговой и водоохранной зоны?
Что можно строить в границах береговой и водоохранной зоны? Какие бывают виды водоохранных зон?
Прежде всего, следует учесть, что вблизи водных объектов могут быть созданы два типа зон с особыми условиями землепользования:
- Водоохранная зона — это территория, прилегающая к береговой линии водоема. Есть особый режим для хозяйственной и иной деятельности. Это необходимо для предотвращения истощения и загрязнения берегов и водоемов, а также для защиты мест обитания местных растений и животных. Ширина водоохранной зоны зависит от типа водоема.
- В пределах водоохранных зон есть прибрежные охранные зоны, которые еще более строгие. Эта земля особенно привлекательна для людей, которые хотят построить дом или гостиницу у моря, но имеют особые правила пользования.
Как узнать, входит ли земельный участок в границы водоохранной зоны
Чтобы узнать, входит ли данный земельный участок в водоохранную зону, воспользуйтесь общедоступной кадастровой картой. Для отображения границ водоохранных зон и прибрежных полос:
- Выберите инструмент «Слои» на панели инструментов в верхнем левом углу.
- Затем разверните строку с названием слоя «Территории с особыми условиями землепользования» и выберите из выпадающего списка слой «Зоны охраны природных объектов».
- Увеличьте карту, и области этих зон будут отмечены светло-серым цветом.
- В поисковой строке найдите свой участок по кадастровому номеру или адресу.
Однако границы водоохранной зоны отображаются только в том случае, если координаты ее границ внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. По состоянию на 1 сентября этого года. данные о 11 903 границах водоохранных зон внесены в Единый государственный реестр недвижимого имущества. В тройку лидеров по количеству зарегистрированных зон вошли: Пермский край — 1747 единиц, Свердловская область — 848, Краснодарский край — 768. Кроме того, в реестре недвижимости есть данные по 2700 береговой линии, 221 береговой линии и 11 850 прибрежным охранным полосам.
Согласны ли вы, что этот способ не самый надежный? Поэтому во избежание всех рисков рекомендую заказать выписку из Единого реестра недвижимого имущества.
Обращаем ваше внимание, что Росреестр отправит вам выписки из Единого реестра недвижимого имущества в течение 3 дней (иногда бывают задержки). Если вы хотите быстрее узнать категорию земель, рекомендую заказывать выписки прямо в API Росреестра, благодаря чему вы получите документ в течение суток. Цена такая же — 250 рублей, данные официальные — от УГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).
Выписка из УГРН, которую я недавно заказал через API Росреестра
Можно ли строить вблизи водоемов
Береговая линия — это зоны общего пользования, расположенные вдоль береговой линии (граница водоема). Ширина береговой линии общественных водоемов составляет 20 метров, за исключением береговых линий каналов, рек и ручьев, протянувшихся от истока до устья на длину не более десяти километров (их ширина — 5 метров). . Береговая линия может использоваться как пляж или место для рыбалки, но строительство на ней запрещено. Также невозможно купить эти участки у государства.
С другой стороны, недвижимость за пределами береговой линии может быть приобретена, сдана в аренду или построена при соблюдении санитарных и водоохранных требований. Это значит, что на участке, находящемся в водоохранной зоне, можно построить индивидуальный дом или садовый домик. Однако необходимо оборудовать его устройствами, обеспечивающими защиту водоемов от загрязнения, засорения, заиления и обнищания водоемов. К таким устройствам относятся канализация, ливневая канализация, колодцы, дренажные системы, системы очистки воды.
Также запрещено в пределах водоохранных зон:
- удаление сточных и дренажных вод, использование сточных вод для удобрения почвы;
- расположение кладбищ, полигонов и автозаправочных станций
- сброс химикатов на насекомых с самолетов;
- для мытья автомобилей;
- движение разрешено только по дорогам, а парковка только на дорогах и на специально подготовленных участках с твердым покрытием;
- не разрешается пахать землю и пасти скот.
Стоит ли покупать земельный участок для дома в водоохранной зоне
Если в договоре аренды отсутствует условие продажи участка в водоохранной зоне без права возведения инвестиционных объектов, проблем со строительством при сохранении удаленности от прибрежной полосы возникнуть не должно. На мой взгляд, даже если в аукционной документации есть такой запрет, вы все равно можете его построить, потому что действующие положения водного законодательства не содержат запретов на капитальное строительство при соблюдении требований для водоохранных зон — этот запрет просто отсрочит оформление дома. Дополнительно может потребоваться разработка санитарно-защитных зон для строительства и септиков, в остальном не вижу никаких проблем.
Также рекомендую проверить, какие есть ограничения. Если расстояние от прибрежной зоны 20 м, сколько места останется под строительство дома. Скорее всего, придется настраивать индивидуальную канализацию с системой очистки, затраты следует учитывать. И обратитесь к хорошему кадастровому инженеру.
Источник: znatok-remonta.ru
О предоставлении и приватизации земельных участков в водоохранных зонах
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), которая устанавливает ограничения оборотоспособности земельных участков, различаются земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, и земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Бывает администрация отказывает гражданам в предоставлении земельных участков под тем предлогом, что они находятся в водоохранной зоне и относятся к землям, ограниченным в обороте. Давайте разберемся, правильно это или нет.
Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также предусмотрено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ (ВК РФ), а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Как видим, в ст. 27 ЗК РФ говорится о земельных участках в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, земельных участках в пределах береговой полосы и земельных участках, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. О земельных участках в водоохранных зонах ничего не сказано. Для правильного ответа на наш вопрос нужно разобраться с понятиями указанных выше зон и территорий.
В соответствии со ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Понятие территорий общего пользования закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Вместе с тем понятие водоохранных зон дано в ст. 65 ВК РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
На территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков. В соответствии с ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
— использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
— размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
— осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
— движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
— размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
— размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
— сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
— разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
Таким образом, водоохранные зоны – это иные территории, о которых не говорится в ст. 27 ЗК РФ. В этих зонах за пределами береговой полосы, предназначенной для общего пользования, приватизация земельных участков не запрещена.
Ранее Верховный Суд РФ разъяснял, что ст. 27 ЗК РФ, которая предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта (Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г.), ответ на вопрос 23).
Источник: www.advokat-makoveev.ru