Иногда работодатель заинтересован в том, чтобы принять на работу иностранных граждан. Оно и понятно: труд их не так дорог, да и в квалификации они порой не уступают нашим соотечественникам. Но не все, кто хотел бы, решаются на такой шаг, поскольку наслышаны о сложностях оформления документов для трудоустройства иностранцев.
Впрочем, не все так страшно. В статье изложим общий порядок получения разрешения на работу иностранному лицу, обратим внимание на документы, которые необходимо предоставить ФМС, и назовем причины, по которым в выдаче разрешения на работу может быть отказано.
Разрешение на работу: основные понятия.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ) работодатель может привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Получение разрешения на строительство. Часть 1
Согласно п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность.
Разрешение на работу может быть выдано иностранному гражданину на срок временного пребывания или на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранца в Россию (ст. 13.1Закона №115-ФЗ). Однако ст. 13.2 установлены исключения из данного правила для высококвалифицированных специалистов – разрешение на работу для них выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года, с правом многократного продления.
Обратите внимание: разрешения на работу выдаются в пределах ежегодно утверждаемой квоты. На 2011 год такая квота составляет 499 650 приглашений на въезд в РФ в целях работы и 1 745 584 разрешений на работу (Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 №895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год» и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2010 №1081н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»).
А что происходит с разрешением на работу, если иностранный сотрудник хочет сменить место работы? В таком случае на основании п. 7.6 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ он обязан в течение семи рабочих дней обратиться в территориальный орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.
Наступление началось [Борис Первушин. СТРИМ]
Необходимо помнить, что в силу ст. 13 Закона №115-ФЗ временно пребывающие в России иностранные граждане могут работать только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано соответствующее разрешение. Но из этого правила Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 №564н сделаны исключения. Так, согласно данному документу временно пребывающие в России иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в следующих случаях:
- при направлении в служебную командировку (продолжительность трудовой деятельности иностранца вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу);
- если работа выполняется в пути или носит разъездной характер (общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов указанного в разрешении на работу субъекта РФ не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения).
К сведению: Приказом Минздравсоцразвития РФ № 564н утверждены перечни профессий (должностей), по которым временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут выполнять трудовые функции вне пределов субъекта РФ, где им разрешена работа.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок получения разрешения на работу иностранному гражданину, является Приказ ФМС РФ №1, Минздравсоцразвития РФ №4, Минтранса РФ №1, Госкомрыболовства РФ №2 от 11.01.2008 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (далее –Административный регламент).
Кому не нужно разрешение на работу?
Порядок получения разрешения на работу, установленный Административным регламентом , не распространяется на иностранных граждан:
- постоянно проживающих в РФ;
- являющихся участниками Государственной программы, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637, по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
- являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию оборудования;
- являющихся журналистами, аккредитованными в России;
- обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
- приглашенных в Россию в качестве научных работников или преподавателей, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию вузами, государственными академиями наук, государственными научными центрами либо иными научными и инновационными организациями согласно критериям или перечню, утвержденным Правительством РФ, либо в качестве преподавателей для проведения занятий в иных образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);
- являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в России в установленном порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации в соответствии с международными договорами РФ.
Документы, необходимые для получения разрешения на работу.
Сразу оговоримся, что перечень документов для получения разрешения на работу «визовому» иностранцу немного отличается от перечня документов, которые собирает работодатель для «безвизового». Но обо всем по порядку.
Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС или ее территориальный орган следующие документы:
- Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина. Форма такого заявления утверждена Приказом ФМС РФ от 25.12.2006 №370.
- Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.
- Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника. Обратите внимание: срок действия документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления о выдаче разрешения ( п. 49 Административного регламента ).
- Копию документа об образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.
- Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 №188.
- Сертификат об отсутствии у иностранца заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
- Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого работника.
- Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.
Если же разрешение на работу предполагается получить для иностранца, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, вышеуказанный перечень дополняется следующими документами:
- миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему указанной миграционной карты;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ.
Отметим, что предоставляемые копии документов, выданных иностранными государствами, должны быть легализованы в установленном порядке на территории РФ. Также к ним должен прилагаться перевод на русский язык, заверенный в нотариальном порядке. Если копии документов предоставляются без оригиналов, их также необходимо заверить нотариально.
Здесь может возникнуть вопрос: что значит «легализировать иностранные документы»? Ответ на него мы найдем в Федеральном законе от 05.07.2010 №154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации». Статья 27 данного закона определяет легализацию иностранных официальных документов как процедуру, предусматривающую удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.
Сертификат об отсутствии ВИЧ.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» иностранный гражданин обязан иметь сертификат об отсутствии данного заболевания для въезда в Россию. В частности, в законе указано, что дипломатические представительства или консульские учреждения РФ выдают российскую визу на въезд в Россию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 №1158 установлены требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции. Сертификат должен содержать:
- паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; № паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);
- сведения о планируемом периоде пребывания в Российской Федерации;
- информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).
Такой сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования.
Основания для отказа в выдаче разрешения.
В некоторых случаях даже при правильно собранных и оформленных документах в выдаче разрешения на работу иностранным гражданам может быть отказано.
Иностранцам, в том числе прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом ФМС в случаях, если иностранный гражданин:
- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя России, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или ее граждан;
- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ, депортировался либо передавался иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии;
К сведению: реадмиссия – это разрешение государства на повторный въезд лица (своего гражданина, гражданина третьей страны или лица без гражданства), который незаконно въехал или пребывал в другом государстве.
- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
Обратите внимание: разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, если он не достиг совершеннолетия, и в случае привлечения работодателем иностранных граждан к трудовой деятельности сверх численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников данному работодателю или заказчику работ (услуг) (п. 30.3 Административного регламента).
- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
- неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан;
- выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
- находится за пределами России более шести месяцев;
- является больным наркоманией;
- не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
- страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 № 188);
- прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, и в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу не представил в территориальный орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;
- прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, и в течение 15 рабочих дней с даты досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) не заключил нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Помимо указанных выше случаев в выдаче разрешения на работу может быть отказано в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
Порядок получения разрешения.
Напомним, что для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом и перечисленные выше.
Обратите внимание, что порядок получения разрешения на работу для иностранного работника его работодателем установлен в отношении иностранцев, которые прибыли в Россию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, выдается лично при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность.
Срок принятия решения о выдаче разрешения на работу составляет 30 дней со дня подачи всех необходимых документов. Этот срок может быть увеличен, если для принятия решения о выдаче разрешения требуется экспертиза документов. Однако в любом случае, даже с учетом такой проверки, срок принятия решения не может превышать 45 дней со дня подачи документов.
Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем высокую степень защиты от подделок.
Продление срока действия разрешения на работу.
Законом № 115-ФЗ установлено, что срок действия разрешения на работу может быть продлен. Для этого иностранный гражданин должен не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в территориальный орган федеральной миграционной службы:
- заявление о продлении срока действия разрешения. Форма данного заявления предусмотрена Административным регламентом;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ;
- сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу. Форма такого документа утверждена Приказом ФМС РФ от 20.07.2010 № 223;
- документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
К сведению: если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его постановку на учет по месту пребывания, но при этом сведения о его постановке на миграционный учет присутствуют в государственной информационной системе миграционного учета, то непредоставление указанных документов не является основанием для отказа в продлении разрешения на работу.
- документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается в течение трех рабочих дней со дня представления иностранным гражданином заявления с приложением всех необходимых документов. Отметим, что оно принимается без учета квот на выдачу таких разрешений. Отказ в продлении возможен только в случае непредставления указанных документов.
Источник: www.audar-urist.ru
Сделки с иностранными гражданами в 2022 году
Настоящая статья носит информационный характер о порядке заключения сделок с иностранными контрагентами. Вы можете обратиться к нам для прохождения официальной процедуры получения разрешения и оформления документов по сделке. Обратите внимание! Мы не предлагаем «ускорение процедуры» или другие серые схемы обхода Указов Президента РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ № 81 от 01.03.2022 года для ряда операций, в которых участвуют контрагенты из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, и подконтрольные им лица, с 02.03.2022 года нужно получать разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Требование ввели для российских компаний, граждан и других резидентов.
Для каких сделок и операций с иностранными гражданами из недружественных стран требуется разрешение Правительственной комиссии?
- выдача кредитов и займов в рублях иностранному лицу
- сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество (за исключением сделок с ценными бумагами на организованных торгах с разрешения ЦБ РФ по согласованию с Минфином)
- валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа
- зачисления резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка
- осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг
На каких иностранных граждан распространяется ограничение?
- имеют гражданство “недружественных государств”
- имеют место регистрации в “недружественном государстве”
- лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности
Также если контрагент из государства, которое не ввело ограничения в отношении РФ, то при покупке у него недвижимости или ценных бумаг, тоже может потребоваться разрешение. Речь идет о ситуации, когда владелец этих активов приобрел их у лиц из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, после 22 февраля 2022 года.
Перечень недружественных России стран и территорий утвержден Распоряжением Правительства от 5 марта 2022 года N 430-р. В него вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства — члены Евросоюза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария и Япония.
- продажа недвижимого имущества нерезидентам, связанным с государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия
- покупка резидентом недвижимости у нерезидентов, связанных с государствами, совершающими недружественные действия. При этом денежные средства по таким сделкам должны будут зачислены на счет типа «С» в порядке, определенном Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 95 (данный тип счета имеет ряд ограничений по использованию денежных средств, о чем читайте далее)
- заключение резидентами договоров участия в долевом строительстве, исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, которые заключаются с нерезидентами, связанными с государствами, совершающими недружественные действия
При этом данное решение распространяется только на сделки, которые совершают физические лица. Таким образом, в указанных выше случаях не нужно получать разрешение Правительственной комиссии на конкретную сделку. Комиссия выдала общее разрешение на все сделки, отвечающие данным критериям. При этом из Решения неочевидно, данное решение распространяется только на сделки между физическими лицами, или на сделки, если одной стороной выступает физическое лицо. Поэтому данное решение может толковаться регистраторами по-разному.
Перечисленные в настоящей статье ограничения применяются только к сделкам с иностранными гражданами и компаниями из недружественных стран согласно списку. Для иностранцев и компаний из других стран данные ограничения не применяются. Например, не распространяются данные ограничения на граждан и компании из ОАЭ, Китая (кроме Тайваня), Тайланда, Армении, Казахстана, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, если к ним не применимы иные признаки причастности к недружественным странам.
При этом согласно разъяснениям Росреестра при регистрации прав и сделок Росреестром не предъявляются дополнительные требования по наличию в договорах купли-продажи формулировки относительно иностранных лиц. Стороны самостоятельно составляют договор купли-продажи и свободны в определении его условий (за исключением существенных условий сделки, предусмотренных действующим законодательством). Если совершается сделка с недвижимостью, требующая разрешения Правительственной комиссии, то при регистрации перехода права собственности необходимо предоставить в Росреестр указанное разрешение.
Если сделка с недвижимостью подлежит нотариальному удостоверению (обязательному или по желанию сторон), то для проверки законности сделки данные документы должны быть предоставлены нотариусу вместе с проектом соглашения.
Обратите внимание! Указанные ограничения относительно сделок с иностранными контрагентами из недружественных стран не распространяется на отношения наследственного правопреемства, осложненные иностранным элементом, сделки по отчуждению долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, а также выдачу доверенностей, предусматривающих полномочия по осуществлению сделок (операций), для которых необходимо получение разрешения Правительственной комиссии.
Что такое банковский счет типа “С”?
С учетом введенных Россией ограничений в отношений иностранных контрагентов из недружественных стран государственными органами РФ по некоторым сделкам установлены требования по перечислению денежных средств резидентами РФ в счет исполнения по сделкам указанным иностранным контрагентам на специальный банковский счет — счет типа “С”. Например, при покупке резидентом РФ недвижимости у нерезидента, связанного с государствами, совершающими недружественные действия, денежные средства в счет оплаты по сделке, должны быть зачислены на счет типа «С» (согласно Решению подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций от 17.03.2022 года).
Режим банковского счета типа “С” установлен Решением Совета директоров ЦБ РФ от 18.03.2022 года. Согласно указанному Решению с банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства только в целях осуществления:
- уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
- переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах
- переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением
- переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением
- переводов на банковские счета типа «С»
- переводов на брокерские счета типа «С» и специальные брокерские счета типа «С», торговые банковские счета типа «С», клиринговые банковские счета типа «С»
- уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляющему обслуживание по счету, брокеру, открывшему специальный брокерский счет типа «С», депозитарию, осуществляющему ведение счета депо типа «С», и иных комиссий, связанных с совершением сделок с ценными бумагами, зачисляемыми на счета депо типа «С»
- переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе Президента РФ № 95
- возврата ошибочно зачисленных на банковский счет типа «С» денежных средств
Как получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на сделку?
Заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций) подается в Министерство финансов РФ. Заявление должно содержать обращение, адресованное Правительственной комиссии, с просьбой выдать разрешение и информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения. Правительственная комиссия утвердила 17.03.2022 года рекомендуемую форму такого заявления.
- документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя — юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
- документ, удостоверяющий личность заявителя — физического лица
- документ, подтверждающий факт учреждения заявителя — иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена
- учредительные документы заявителя — юридического лица
- документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия
- бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, при отсутствии указанного бухгалтерского баланса в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае представления заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)
- сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления ( в случае представления заявления о выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)
Документы, составленные на иностранном языке, должны быть апостилированы (легализованы) и переведены на русский язык, перевод удостоверяется нотариусом.
Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью (при ее наличии) заявителя.
В случае если заявителем является физическое лицо, документы заверяются подписью физического лица, подлинность которой свидетельствуется нотариально в установленном порядке.
Заявление может быть представлено в уполномоченный орган представителем заявителя, имеющим нотариально удостоверенную доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на представление заявления. К заявлению прилагается опись направляемых документов.
Заявление и документы могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи.
Решение о выдаче разрешения на сделку принимается единогласно подкомиссией, в состав которой входит по одному представителю от Администрации Президента РФ, Минэкономразвития и Центрального банка РФ. Возглавляет ее Министр финансов РФ. Срок действия разрешения определяется подкомиссией.
https://www.dvitex.ru/poleznoe/nedvizhimost/sdelki-s-nedvizhimostyu/sdelki-s-inostrannymi-grazhdanami/ ООО «Юридическая компания «Двитекс» Юридические услуги с оплатой по результату
Настоящая статья носит информационный характер о порядке заключения сделок с иностранными контрагентами. Вы можете обратиться к нам для прохождения официальной процедуры получения разрешения и оформления документов по сделке. Обратите внимание! Мы не предлагаем «ускорение процедуры» или другие серые схемы обхода Указов Президента РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ № 81 от 01.03.2022 года для ряда операций, в которых участвуют контрагенты из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, и подконтрольные им лица, с 02.03.2022 года нужно получать разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Требование ввели для российских компаний, граждан и других резидентов.
Для каких сделок и операций с иностранными гражданами из недружественных стран требуется разрешение Правительственной комиссии?
- выдача кредитов и займов в рублях иностранному лицу
- сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество (за исключением сделок с ценными бумагами на организованных торгах с разрешения ЦБ РФ по согласованию с Минфином)
- валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа
- зачисления резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка
- осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг
На каких иностранных граждан распространяется ограничение?
- имеют гражданство “недружественных государств”
- имеют место регистрации в “недружественном государстве”
- лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности
Также если контрагент из государства, которое не ввело ограничения в отношении РФ, то при покупке у него недвижимости или ценных бумаг, тоже может потребоваться разрешение. Речь идет о ситуации, когда владелец этих активов приобрел их у лиц из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, после 22 февраля 2022 года.
Перечень недружественных России стран и территорий утвержден Распоряжением Правительства от 5 марта 2022 года N 430-р. В него вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства — члены Евросоюза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария и Япония.
- продажа недвижимого имущества нерезидентам, связанным с государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия
- покупка резидентом недвижимости у нерезидентов, связанных с государствами, совершающими недружественные действия. При этом денежные средства по таким сделкам должны будут зачислены на счет типа «С» в порядке, определенном Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 95 (данный тип счета имеет ряд ограничений по использованию денежных средств, о чем читайте далее)
- заключение резидентами договоров участия в долевом строительстве, исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, которые заключаются с нерезидентами, связанными с государствами, совершающими недружественные действия
При этом данное решение распространяется только на сделки, которые совершают физические лица. Таким образом, в указанных выше случаях не нужно получать разрешение Правительственной комиссии на конкретную сделку. Комиссия выдала общее разрешение на все сделки, отвечающие данным критериям. При этом из Решения неочевидно, данное решение распространяется только на сделки между физическими лицами, или на сделки, если одной стороной выступает физическое лицо. Поэтому данное решение может толковаться регистраторами по-разному.
Перечисленные в настоящей статье ограничения применяются только к сделкам с иностранными гражданами и компаниями из недружественных стран согласно списку. Для иностранцев и компаний из других стран данные ограничения не применяются. Например, не распространяются данные ограничения на граждан и компании из ОАЭ, Китая (кроме Тайваня), Тайланда, Армении, Казахстана, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, если к ним не применимы иные признаки причастности к недружественным странам.
При этом согласно разъяснениям Росреестра при регистрации прав и сделок Росреестром не предъявляются дополнительные требования по наличию в договорах купли-продажи формулировки относительно иностранных лиц. Стороны самостоятельно составляют договор купли-продажи и свободны в определении его условий (за исключением существенных условий сделки, предусмотренных действующим законодательством). Если совершается сделка с недвижимостью, требующая разрешения Правительственной комиссии, то при регистрации перехода права собственности необходимо предоставить в Росреестр указанное разрешение.
Если сделка с недвижимостью подлежит нотариальному удостоверению (обязательному или по желанию сторон), то для проверки законности сделки данные документы должны быть предоставлены нотариусу вместе с проектом соглашения.
Обратите внимание! Указанные ограничения относительно сделок с иностранными контрагентами из недружественных стран не распространяется на отношения наследственного правопреемства, осложненные иностранным элементом, сделки по отчуждению долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, а также выдачу доверенностей, предусматривающих полномочия по осуществлению сделок (операций), для которых необходимо получение разрешения Правительственной комиссии.
Что такое банковский счет типа “С”?
С учетом введенных Россией ограничений в отношений иностранных контрагентов из недружественных стран государственными органами РФ по некоторым сделкам установлены требования по перечислению денежных средств резидентами РФ в счет исполнения по сделкам указанным иностранным контрагентам на специальный банковский счет — счет типа “С”. Например, при покупке резидентом РФ недвижимости у нерезидента, связанного с государствами, совершающими недружественные действия, денежные средства в счет оплаты по сделке, должны быть зачислены на счет типа «С» (согласно Решению подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций от 17.03.2022 года).
Режим банковского счета типа “С” установлен Решением Совета директоров ЦБ РФ от 18.03.2022 года. Согласно указанному Решению с банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства только в целях осуществления:
- уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
- переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах
- переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением
- переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением
- переводов на банковские счета типа «С»
- переводов на брокерские счета типа «С» и специальные брокерские счета типа «С», торговые банковские счета типа «С», клиринговые банковские счета типа «С»
- уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляющему обслуживание по счету, брокеру, открывшему специальный брокерский счет типа «С», депозитарию, осуществляющему ведение счета депо типа «С», и иных комиссий, связанных с совершением сделок с ценными бумагами, зачисляемыми на счета депо типа «С»
- переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе Президента РФ № 95
- возврата ошибочно зачисленных на банковский счет типа «С» денежных средств
Как получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на сделку?
Заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций) подается в Министерство финансов РФ. Заявление должно содержать обращение, адресованное Правительственной комиссии, с просьбой выдать разрешение и информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения. Правительственная комиссия утвердила 17.03.2022 года рекомендуемую форму такого заявления.
- документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя — юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
- документ, удостоверяющий личность заявителя — физического лица
- документ, подтверждающий факт учреждения заявителя — иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена
- учредительные документы заявителя — юридического лица
- документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия
- бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, при отсутствии указанного бухгалтерского баланса в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае представления заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)
- сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления ( в случае представления заявления о выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)
Документы, составленные на иностранном языке, должны быть апостилированы (легализованы) и переведены на русский язык, перевод удостоверяется нотариусом.
Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью (при ее наличии) заявителя.
В случае если заявителем является физическое лицо, документы заверяются подписью физического лица, подлинность которой свидетельствуется нотариально в установленном порядке.
Заявление может быть представлено в уполномоченный орган представителем заявителя, имеющим нотариально удостоверенную доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на представление заявления. К заявлению прилагается опись направляемых документов.
Заявление и документы могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи.
Решение о выдаче разрешения на сделку принимается единогласно подкомиссией, в состав которой входит по одному представителю от Администрации Президента РФ, Минэкономразвития и Центрального банка РФ. Возглавляет ее Министр финансов РФ. Срок действия разрешения определяется подкомиссией.
Источник: www.dvitex.ru