Жилищное строительство что включает

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

Россия наращивает объемы жилищного строительства

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 19 ЖК РФ

1. В ч. 1 ст. 19 содержится универсальное юридическое определение понятия «жилищный фонд». При этом не имеют значения формы собственности на жилые помещения и цели использования таких помещений.

Иными словами, жилищный фонд образуют все без исключения изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, о которых говорилось выше. Таким образом, в этой части Кодекс воспринял положения ст. 1 Основ о том, что жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, отказавшись при этом от закрепления конкретного перечня объектов, образующих жилищный фонд (в ст. 16 Кодекса определены только общие виды таких объектов).

2. Установлена новая классификация видов жилищного фонда, при этом введено дополнительное основание классификации. Напомним, что в прежнем жилищном законодательстве виды жилищного фонда определялись по одному основанию — принадлежности к тем или иным формам собственности. Кодекс сохранил данное основание, но одновременно ввел новое — цели использования жилищного фонда (ч. 3 ст. 19 Кодекса).

В зависимости от формы собственности ЖК 1983 г. различал государственный, общественный, индивидуальный жилищный фонд, фонд жилищно-строительных кооперативов. В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям (ст. 5). Основы в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством о собственности выделяли частный, государственный, муниципальный и общественный жилищный фонд (ст. 7).

Кодекс, основываясь на ст. ст. 212 — 215 ГК РФ, в зависимости от формы собственности закрепляет три вида жилищного фонда: 1) частный (находящийся в собственности граждан и юридических лиц); 2) государственный (принадлежащий на праве собственности: Российской Федерации — жилищный фонд Российской Федерации, субъектам Российской Федерации — жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный (находящийся в собственности муниципальных образований).

3. В зависимости от целей использования Кодекс впервые установил четыре вида жилищного фонда.

Жилые помещения из жилищного фонда социального использования могут быть предоставлены гражданам для проживания на условиях, определяемых статьями раздела III Кодекса и договорами социального найма жилых помещений. При этом по договорам социального найма предоставляются жилые помещения только государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 49 Кодекса и комментарий к ней).

Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут предоставляться по правилам раздела IV Кодекса только для проживания отдельных категорий граждан на условиях, установленных договорами найма соответствующих специализированных жилых помещений. В качестве специализированных жилых помещений (общежитий, служебных и др.) должны использоваться исключительно жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 92 Кодекса и комментарий к ней).

Жилые помещения частного жилищного фонда предназначены для использования гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. Использование указанных жилых помещений осуществляется по правилам, установленным в статьях раздела II Кодекса.

Жилые помещения фонда коммерческого использования предназначены для извлечения прибыли. Они могут использоваться собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставляться гражданам по иным договорам, а также предоставляться собственниками таких помещений гражданам и юридическим лицам во владение и (или) в пользование. Владение и пользование жилыми помещениями жилищного фонда коммерческого использования на условиях жилищного найма осуществляется по правилам главы 35 ГК РФ. К жилым помещениям, переданным их собственниками в аренду, доверительное управление или предоставленным на иных условиях, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие соответствующие отношения .
———————————
См., например: Тихомиров М.Ю. Договоры о передаче гражданами жилых помещений во временное пользование: образцы документов с комментариями. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2010.

Следует обратить внимание на то, что жилые помещения фонда коммерческого использования могут находиться в составе частного, государственного или муниципального жилищного фонда.

4 — 5. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда осуществляется по правилам, установленным в Положении о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787; 2009.

N 19. Ст. 2345.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.

Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 1998. N 30.

Ст. 3619; 2002. N 13. Ст. 1179; 2003. N 1. Ст. ст.

2, 6; N 2. Ст. 160; N 22. Ст. 2066; N 27 (ч. I).

Ст. 2700; 2006. N 6. Ст. 636; N 45. Ст. 4635; РГ.

2009. 27 ноября.

Другой комментарий к Ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Для жилищного фонда характерна множественность собственников; каждый из них владеет определенной частью жилищного фонда.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов РФ);

муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Следует упомянуть, что ЖК РСФСР различал государственный и общественный жилищные фонды, что не соответствовало положениям ГК РФ. Общественный фонд не может признаваться самостоятельным видом, поскольку относится к частному жилищному фонду.

2. На первое место закон поставил частный жилищный фонд, что свидетельствует о его значимости в жилищной сфере.

Резкому увеличению частного жилья способствовало принятие Закона о приватизации жилых помещений, а также нормы гражданского законодательства. В ГК РФ гл. 18 посвящена праву собственности на жилое помещение. Согласно ст. 218 ГК РФ член жилищного и жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой пай за квартиру, становится ее собственником.

Снят целый ряд ограничений на приобретение жилья в собственность, на пользование и распоряжение таким жильем. Ранее граждане, в том числе совместно проживающие супруги и дети, могли иметь на праве собственности только один дом или квартиру под угрозой принудительной продажи жилья «сверх одного» (ст. 106 и 107 ГК РСФСР). В настоящее время ограничений по размеру и количеству жилья, принадлежащего человеку (супругам и детям) на праве собственности, не существует (ст. 213 ГК РФ).

3. В состав частного жилищного фонда включаются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

В собственности граждан находятся построенные и приобретенные: жилые дома и квартиры; квартиры в жилищных и жилищно-строительных кооперативах (в случае, напомним, выплаты пая); жилые помещения в товариществах собственников жилья и проч.

В собственности юридических лиц — построенные или приобретенные по предусмотренным основаниям жилые дома, квартиры (в том числе в порядке долевого участия). Собственностью ЖК и ЖСК (как юридических лиц — см. ч. 5 ст. 112 ЖК РФ) являются кооперативные дома с не полностью выплаченным паем (п. 4 ст. 218 ГК РФ).

Гражданин, являясь собственником жилого помещения, использует его для личного проживания и проживания членов своей семьи, а также может предоставить в пользование иным лицам (по договору «коммерческого» найма, безвозмездного пользования).

4. Государственный жилищный фонд до 1992 г. принадлежал государству; затем он был разграничен на федеральный фонд, фонд субъектов РФ и муниципальный (Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 N 4218-1, признанный утратившим силу Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»).

Государственный жилищный фонд может быть передан госпредприятиям в хозяйственное ведение; госучреждениям и казенным предприятиям — в оперативное управление (см. гл. 19 ГК РФ «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления»).

5. Муниципальный жилищный фонд — самостоятельный вид жилищного фонда России. Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; согласно ст. 132 Конституции РФ они самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Жилые помещения этого фонда могут быть закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК РФ).

6. Помещения в многоквартирных жилых домах относятся (в основном) к разным формам собственности; например, одна часть помещений может быть в собственности граждан, а другая — в муниципальной собственности, если остальные граждане не приватизировали жилье, которым они пользуются по договору социального найма. Общее имущество таких домов принадлежит собственникам этих помещений на праве общей долевой собственности (см. главу 6 ЖК РФ). Кодекс допускает наличие многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая порядок управления такими домами (ст. 163 Жилищного кодекса РФ).

Читайте также:  Что такое смекта для строительства

7. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

фонд социального использования — совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;

специализированный фонд — совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ;

индивидуальный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

8. Данные положения комментируемой статьи определяют, каковы цели того или иного фонда. Так, жилищный фонд социального использования предназначен только для предоставления жилья гражданам по договорам социального найма (разд. III ЖК РФ), специализированный — для предоставления жилья отдельным категориям граждан на определенных условиях (например, на время работы или учебы).

Комментируемая статья (п. 3 ч. 3) к индивидуальному жилищному фонду относит жилые помещения, используемые физическими и юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования. Можно и так. Противоречий иным актам такая позиция не содержит. Общим и в том, и другом случае (собственник — гражданин или юридическое лицо) является предоставление жилья для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования.

Жилые помещения фонда коммерческого использования прежде всего подлежат предоставлению по договору найма, которому посвящена гл. 35 ГК РФ. В состав этого фонда входят жилые помещения государственного, муниципального и частного жилищных фондов, как это следует из положений п. 4 ч. 3 комментируемой статьи.

По договору найма можно использовать помещения любых жилищных фондов: государственного, муниципального, частного. Глава 35 ГК РФ не содержит каких-либо изъятий для публичных форм собственности.

В соответствии со ст. 673 ГК РФ объектом договора найма является изолированное жилое помещение, пригодное для проживания; нанимателем по такому договору может быть только гражданин (ст. 677 ГК РФ); жилое помещение предоставляется на срок, не превышающий 5 лет (ст. 683 ГК РФ). К этому договору применим ряд норм жилищного законодательства (см. ст.

673, 682, 687 и др. ГК РФ).

9. Согласно ч. 4 и 5 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. Учет производится на основе Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.97 N 1301 .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

Основная задача государственного учета — информация о количественном и качественном составе жилья, его местоположении, техническом состоянии, уровне благоустройства и т.д. Госучету подлежат все жилые дома, жилые помещения независимо от форм собственности.

Технический учет (путем проведения технической инвентаризации) составляет основу государственного учета жилищного фонда.

Правительство РФ приняло Постановление от 04.12.2000 N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» . Этим актом было утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4901.

Источник: jkodeksrf.ru

Статья 19. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 19 ЖК РФ

1. Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие жилищного фонда РФ. В соответствии с данной нормой все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд РФ. При этом важно отметить, что в жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

3. Исторически определение структуры жилищного фонда складывалось в зависимости от действующего в конкретный момент законодательства. Так, ст. 5 ЖК РСФСР предлагала следующую классификацию. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Соответственно исследователи в то время ориентировались на положения ЖК РСФСР 1983 г.

4. С учетом положений Конституции РФ и ГК РФ действующий ЖК РФ делит жилищный фонд по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности и в зависимости от использования.

По первому традиционному признаку, согласно которому жилищный фонд делится по принадлежности к той или иной форме собственности, жилищный фонд подразделяется на три группы (такая классификация используется в Конституции РФ — ч. 3 ст. 40, в ГК — ст. 672, в ЖК — ст. 19):

1) частный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных организаций). В состав частного жилищного фонда в настоящее время входит жилищный фонд общественных объединений и жилищный фонд жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

2) государственный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений;

3) муниципальный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

В литературе деление жилищного фонда в зависимости от использования предлагалось достаточно часто . В законодательстве впервые данный критерий нашел отражение в ЖК РФ.
———————————
См., например: Крашенинников П.В. Жилищное право. 1-е — 4-е изд. М.: Статут, 2000 — 2005.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд РФ можно разделить на четыре группы — социального использования, индивидуальный, коммерческий и специализированный:

1) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального найма, относятся к фонду социального использования;

2) жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях безвозмездного пользования, образуют индивидуальный жилищный фонд;

3) жилые помещения, используемые собственниками (гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями) для сдачи по договору коммерческого найма (иному возмездному договору) гражданам или аренды юридическим лицам с целью извлечения прибыли, относятся к коммерческому жилищному фонду;

4) жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, которые установлены законодательством, составляют специализированный жилищный фонд.

5. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

В соответствии с этим документом основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и об изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее — БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, которые определяются в ежегодных федеральных программах статистических работ.

БТИ обязаны осуществлять:

во-первых, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

во-вторых, контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в-третьих, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

в-четвертых, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

6. Следует обратить внимание на то, что с 1 марта 2008 г. вступил в силу Закон о кадастре недвижимости, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

Названный Закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Читайте также:  Включение сведений в национальный реестр специалистов в области строительства

Законом о кадастре недвижимости определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить работу так называемого одного окна, совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись, и государственный учет указанных объектов осуществлялся в ранее установленном порядке в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.

В свою очередь, кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации государственного технического учета и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

Источник: zhkrf.ru

Жилищный фонд: понятие и виды в РФ

Жилищный фонд (понятие и виды в РФ, оформление) регулируют нормы ЖК РФ и ГК РФ, ГрК РФ. За каждым субъектом и населенным пунктом закреплен свой перечень объектов. Такой список необходим как государственным и муниципальным органам, так и компаниям, предпринимателям и гражданам.

Что такое государственный жилищный фонд?

Государственный жилищный фонд представляет собой реестр объектов недвижимости (жилых и нежилых зданий, строений и построек), которые числятся на балансе у государства.

Существует государственный и муниципальный фонд (собственность государства или муниципалитета). Все объекты имущественных прав разделены между соответствующими субъектами и населенными пунктами в зависимости от месторасположения.

В жилищном фонде содержится важная правовая информация касаемо технических характеристик и населенности помещений. В реестре существует разделение по видам. Каждый вид имеет свои специфические особенности.

Виды жилищного фонда

В России присутствуют все описанные виды объектов жилищного фонда. Их распределение и оформление должно проходить четко в рамках законодательных норм.

Социальные жф

Подобные жилищные фонды предназначены для обеспечения малообеспеченных (малоимущих) и многодетных семей, а также всех граждан со сложным финансовым положением доступным жильем. Зачастую это общежития и коммунальные квартиры. Для вселения необходимо предоставить документацию, встать на очередь и заключить договор социального найма с собственником.

Первые коммунальные квартиры, в которых живут несколько семей, появились в России еще в 18 веке, когда помещики разделили свои квартиры на несколько частей и сдали их в аренду. В таких квартирах было 5 или 6 комнат и кухня, где все жильцы готовили еду.

Чтобы решить жилищные проблемы после Октябрьской революции, власти разрешили реквизировать жизненное пространство богатых людей для новых арендаторов, в основном коммунистов, солдат и офицеров безопасности.

Общежития практически не отличаются от коммунальных квартир. Коммунальная квартира состоит из нескольких отдельных комнат, которые могут быть предоставлены арендаторам по договору социального найма, и некоторые из них могут принадлежать резиденту. Коридоры, ванные комнаты и кухня — общая жилая площадь. Люди владеют ими как общим капиталом.

По состоянию на 2020 год такого жилья осталось немного. Это обусловлено тем, что в стране была одобрена приватизация, а помещения отдали гражданам для регистрации в собственность.

Коммерческие жф

Не все деловые вопросы могут быть решены во время семинара на выходных или недельного визита в филиал. Довольно часто руководитель проекта должен оставаться за городом неделями или месяцами.

Пребывание в тесном гостиничном номере на окраине города — не всегда лучшее решение для лидеров бизнеса. Вот почему многие частные жилищные агентства предлагают специальную услугу под названием корпоративное (коммерческое) жилье.

Корпоративное жилье обычно проектируется для временного или краткосрочного соглашения. Доступные номера могут варьироваться от апартаментов для длительного проживания в отеле до полностью меблированных кондоминиумов или апартаментов. Многие варианты расположены в самом центре крупных городов, что устраняет необходимость в длительных поездках в незнакомой обстановке. Найти обычную квартиру для аренды в России может быть проблематично, но корпоративное жилье почти всегда доступно для краткосрочных арендаторов.

Стоимость такого жилья может быть значительно выше, чем в сопоставимом частном жилье, но может включать коммунальные и другие услуги. Цена также обычно незначительна по сравнению с альтернативой долгосрочной аренды для временного гостя. Большая часть жилья также полностью меблирована, и могут быть доступны услуги по уборке.

Преимущества корпоративного жилья многочисленны, начиная с улучшения жилищных условий для приезжих руководителей и менеджеров. После продуктивного рабочего дня гости могут отдохнуть в домашней обстановке, а не в стерильных и безличных номерах отеля.

Супруги и дети часто могут сопровождать деловых путешественников, которые живут в этом типе жилья. Гости могут хранить и готовить себе еду, избавляя от необходимости дорогих обедов на свежем воздухе. Приглашенные руководители также могут развлекать гостей или проводить частные встречи вне офиса.

Корпоративное жилье обычно предлагается через агентства недвижимости и другие компании по аренде недвижимости. Отели и люксы длительного проживания, как правило, также рекламируют свою пригодность. Компании могут найти, что особенно полезно работать через агентство по прокату, чтобы получить лучшие условия для временного жилья или краткосрочной аренды.

Владельцы частной собственности могут более неохотно предлагать такие меры, поскольку они не будут уверены в том, что они будут заняты после того, как исполнительный директор вернется домой. Корпоративное жилье обычно является прибыльным источником дохода для агентств по прокату, особенно в дорогих городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

Жилищный фонд индивидуального назначения

Жилье в частном секторе — это тип жилья, которое строится и развивается предпринимателями и бизнесменами ради прибыли. В жилищных схемах частного сектора, как правило, арендная плата за жилье поддерживается на низком уровне.

Этот тип жилья субсидируется национальным правительством для семей с низким или умеренным доходом. Субсидия может быть либо в виде жилья с низкой арендной платой, либо в качестве дополнения, предлагаемого арендатору, владельцу или застройщику жилья.

Социальное жилье, также известное как субсидированное жилье, представляет собой схему жилья, в соответствии с которой людям с низким или средним уровнем дохода разрешается снимать дом, который предоставляется национальным правительством с низкой арендной платой.

Субсидированное жилье — хорошая программа для средних семей. Этот тип жилья в основном предлагается и занят людьми, которые подпадают под определенные категории, такими как семьи с низкими доходами или отдельные лица, лица, столкнувшиеся с насилием в семье, коренные жители, бездомные, люди с психическими или физическими недостатками, иммигранты и пожилые люди.

В рамках этой жилищной схемы предусмотрены некоторые виды субсидий, такие как некоммерческое жилье, прямые жилищные субсидии, доплата за аренду и государственное жилье. Некоторые из других видов жилищных субсидий в рамках системы социального жилья — это кооперативное или частное жилье.

Есть также несколько советов, которые помогают людям с низким доходом, предлагая им частную жилищную помощь в форме частных жилищных субсидий. Эти гранты могут быть использованы арендаторами для ремонта дома или адаптации дома в соответствии с их личным комфортом. Это позволяет арендаторам с низкими доходами ремонтировать свой дом, когда он каким-либо образом поврежден. Это также облегчает людям с ограниченными возможностями реконструировать арендованный дом в соответствии с их потребностями.

Есть несколько советов, которые предлагают частные жилищные услуги. Эти услуги предназначены для оказания помощи и поддержки домовладельцам частного сектора, жильцам и арендодателям. Услуги включают в себя консультирование по вопросам энергоэффективности, поддержку регенерации и обновления территории, помощь в опустошении и уборке дома, чтобы владельцы могли повторно использовать свою собственность, помощь владельцам жилья и различные другие услуги в зависимости от конкретного совета.

Эта услуга также помогает покрыть расходы на ремонт дома, помощь в ремонте дома, поддержку по благоустройству дома и схемы восстановления дома. Это позволяет людям с ограниченными возможностями приспособиться к своему дому.

Домовладельцам рекомендуется улучшать свои дома, поддерживая физические стандарты таких домов. Таким образом, можно сказать, что схема жилищного строительства в частном секторе является предпочтительной для всех тех, кто хочет иметь дом по доступной цене, а также получать помощь и поддержку для большинства потребностей проживания в частных домах. Это дает каждому возможность остаться в приличном, доступном доме.

Жилищный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев

Жилье для беженцев

Такой жилищный фонд необходим для выделения помещений в случае непредвиденных ситуаций. Зачастую такая ситуация касается беженцев и вынужденных переселенцев.

При расселении семей или отдельных граждан появляется нужда в спонсировании (оплате аренды и коммунальных услуг). Но, у таких людей зачастую такой возможности нет. Такую помощь всегда оказывает российское государство, выделяющее специальные субсидии, которые покрывают все расходы.

Для получения такой субсидии необходимы документы, а также заключение договора. Только после данной процедуры денежные средства будут выделены из соответствующего бюджета.

Цели фондов

В статье 19 ЖК РФ указаны истинные цели формирования и содержания жилищного фонда (его фактического существования). Эти цели зависят от вида и назначения помещений. К ним относятся:

  1. Социальные цели.
  2. Коммерческие цели.
  3. Специализированные и индивидуальные.
  4. Иные, не запрещенные законодательными нормами.

Для проведения проверок по соответствию действиям и целям уполномоченных лиц задействуют контролирующие органы – жилищные инспекции, Роспотребнадзор, суды. Такие мероприятия помогают выявить ошибки и недостатки исполнения обязанностей по распределению жилья, его хранения, учета и других действий.

Что входит в состав жилищного фонда?

Жилищный фонд предназначен для физических и юридических лиц. Это означает, что в составе объектов находятся на балансе различные строения, здания и постройки. Среди них:

  1. Дома, расположенные на земельных участках.
  2. Номера в хостелах, гостиницах, иных домах отдыха.
  3. Нежилые строения.
  4. Недостроенные помещения.
  5. Передвижные постройки – вагоны, сараи и иные.
  6. Государственные учреждения для отбывания наказания.
  7. Постройки, появившиеся при самовольном строительстве.

Содержание и ремонт, восстановление таких жилых и нежилых строений, помещений возложено на собственника. Также, как и оплата коммунальных услуг.

При заключении договора социального найма все расходы берет на себя арендатор.

Эксплуатация жф

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 – правовой документ, в котором закреплены правила и требования об эксплуатации жилищного фонда. Также в России содержатся различные технические регламенты, в которых описаны особенности использования, оформления и списания, передачи объектов.

Термин «эксплуатация» означает «использование», «применение». Данное использование должно проводится исключительно в целях и на правах собственника. Также не должно быть никаких противоречий и расхождений с правовыми нормами.

Подобной эксплуатацией занимаются уполномоченные люди. Это действия, направленные на хранение сведений, распределение объектов, их изъятие, передача, ликвидация (снос), оформление и иные.

Для эксплуатации объектов недвижимости на руках уполномоченных лиц должны быть документы о проведенной инвентаризации, технической пригодности для конкретных целей. В противно случае такое помещение не может применяться в силу закона.

Каждое заинтересованное лицо имеет право запросить выписку из реестра жилищного фонда. При отказе в консультациях или выдачи информации правового характера лицо имеет право обратиться с жалобой к руководству, судебный орган.

Читайте также:  Что такое ребрик в строительстве

Актуальные вопросы реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве смотрите в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: juristpomog.com

Статья 19. Жилищного кодекса РФ. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

  • частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  • муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

  • жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
  • специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  • жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 19 ЖК РФ

1. Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет понятие жилищного фонда РФ. В соответствии с данной нормой все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд РФ. При этом важно отметить, что в жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

В 2008 г. общая площадь жилищного фонда РФ составляла 3117 млн. кв. м (см.: Россия в цифрах. 2009: Краткий стат. сб. / Росстат. М., 2009).

3. Исторически определение структуры жилищного фонда складывалось в зависимости от действующего в конкретный момент законодательства. Так, ст. 5 ЖК РСФСР предлагала следующую классификацию. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Соответственно исследователи в то время ориентировались на положения ЖК РСФСР 1983 г.

4. С учетом положений Конституции РФ и ГК РФ действующий ЖК РФ делит жилищный фонд по двум признакам: по принадлежности к той или иной форме собственности и в зависимости от использования.

По первому традиционному признаку, согласно которому жилищный фонд делится по принадлежности к той или иной форме собственности, жилищный фонд подразделяется на три группы (такая классификация используется в Конституции РФ — ч. 3 ст. 40, в ГК — ст. 672, в ЖК — ст. 19):

  • частный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных организаций). В состав частного жилищного фонда в настоящее время входит жилищный фонд общественных объединений и жилищный фонд жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • государственный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам Федерации и при этом находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений;
  • муниципальный жилищный фонд, в состав которого входят жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

В литературе деление жилищного фонда в зависимости от использования предлагалось достаточно часто. В законодательстве впервые данный критерий нашел отражение в ЖК РФ.

См., например: Крашенинников П.В. Жилищное право. 1 — 4-е изд. М.: Статут, 2000 — 2005.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в зависимости от целей использования жилищный фонд РФ можно разделить на четыре группы — социального использования, индивидуальный, коммерческий и специализированный:

  • жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального найма, относятся к фонду социального использования;
  • жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях безвозмездного пользования, образуют индивидуальный жилищный фонд;
  • жилые помещения, используемые собственниками (гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями) для сдачи по договору коммерческого найма гражданам (иного возмездного договора) или аренды юридическим лицам с целью извлечения прибыли, можно отнести к коммерческому жилищному фонду;
  • жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством, составляют специализированный жилищный фонд.

5. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Правительство РФ Постановлением от 13 октября 1997 г. N 1301 утвердило Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.

СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

В соответствии с этим документом основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. При этом технический учет возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее — БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

БТИ обязаны осуществлять:

  • во-первых, техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;
  • во-вторых, контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;
  • в-третьих, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
  • в-четвертых, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

6. Следует обратить внимание на то, что с 1 марта 2008 г. вступил в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Названный Закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Законом определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить реализацию т.н. одного окна, совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;
  • описание местоположения объекта недвижимости;
  • площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, и внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Федеральным законом «О кадастре недвижимости» до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись и государственный учет указанных объектов осуществлялся в ранее установленном порядке, в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.

В свою очередь, кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

Источник: consultant-mos.ru

Рейтинг
Загрузка ...