Жилищный кодекс рф о капремонте в новостройках

Содержание

Ст. 166 ЖК РФ с комментариями и судебной практикой. Жилищный кодекс в действующей редакции. Статья 166 ЖК Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт

Законны ли взносы на капремонт домов. которые ежемесячно вносят собственники квартир в МКД?

Законны и легитимны ли финансовые взносы, идущие на капитальный ремонт, которые включаются в ежемесячный счет владельца недвижимого имущества на территории многоквартирных домов? Этот вопрос признается одним из самых злободневных и интересует всех без исключения собственников жилья, а также правоохранительные органы РФ, в том числе и Генпрокуратуру РФ.

Несмотря на столь большой резонанс, который был поднят в российском обществе и поддержан представителями политических партий, касательно этой темы, Конституционный суд РФ признал подобное обязательство вполне легитимным и не нарушающим права и интересы граждан РФ.

Определение взносов на капитальный ремонт

Что понимает законодатель под понятием «взнос за капремонт общего имущества на территории многоквартирных домов»? Если обратиться к нормам права в сфере жилищного законодательства, то, как таковое полноценное определение подобных финансовых издержек отсутствует. Поэтому практикующие юристы и научные сотрудники в сфере жилищного права предпринимают неоднократные попытки самостоятельной трактовки.

При этом минимальный размер взноса на капитальный ремонт не закреплен на федеральном уровне.

Установление минимального размера взноса на капитальный ремонт не входит в компетенцию федерального органа. Иными словами, установление размера взноса на капитальный ремонт осуществляется только органами муниципальной власти.

Обязанность по уплате взносов на специальный счет владельцев многоквартирного дома

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества ложится на всех без исключения собственников жилья в многоквартирных домах. Но при этом законодательный порядок предусматривает и определенные льготы по оплате за капремонт общего имущества на территории многоквартирного дома.

  • здание многоквартирного дома подлежит сносу по причине того, что объект поставлен на учет как аварийный;
  • земельный участок, расположенный под зданием многоквартирного дома, подлежит изъятию со стороны государства, для обеспечения нужд.

Кроме того, льготы на капремонт общего имущества в рамках многоквартирного дома распространяются также на отдельные категории граждан, которые признаны государством нуждающимися в социальной защите. Иными словами, законодательный порядок подразумевает определенные преференции со стороны государства для лиц, которые не могут осуществлять выплаты на специальный счет в фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Подобные льготы распространяются на:

  • жертв политических репрессий, прошедших реабилитацию;
  • непосредственных участников ВОВ, а также инвалидов и иных лиц, которые могут быть отнесены к данной категории людей;
  • семьи, которые воспитывают ребенка с инвалидностью;
  • лица, которые подверглись радиоактивному воздействию, в том числе во время ликвидации последствий в Чернобыле;
  • ветеранов труда и пр.

Полный перечень лиц, которым полагаются льготы на взносы на специальный счет в фонд капремонта общего имущества на территории многоквартирного дома, утвержден ФЗ под № 273-ФЗ. Кроме того, определенные льготы могут устанавливаться и на уровне субъектов РФ посредством принятия дополнительных правовых актов.

Льготы для оплаты взносов на капремонт со стороны собственников многоквартирного дома, начисление которых происходит ежемесячно на специальный счет в жилищный фонд, не имеют универсального размера и зависят от категории граждан, которые встали на учет как нуждающиеся.

Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете

На сегодняшний день законодательный порядок предусматривает несколько способов, как формируется фонд капремонта на территории домов многоквартирного типа:

  • оплата может происходить на счет регионального оператора, это позволит сформировать фонд, направленный на капремонт дома, что является прямой обязанностью собственников;
  • оплата может быть перечислена на специальный счет, который также подразумевает собой то, что фонд на капремонт домов будет сформирован, но посредством услуг кредитных организаций (банков).

При этом следует помнить, что основной способ того, как будет происходить учет денежных вливаний, должен быть определен на коллективном собрании владельцев жилья многоквартирных домов. Если выбор собственников пал на специальный счет, посредством которого будет осуществляться учет, то на субъекты правоотношений возлагаются дополнительные обязательства:

  • владельцы домов многоквартирного типа должны определить стоимость взносов на капремонт, которые будут перечислены на специальный счет, посредством чего будет осуществлен учет всех денежных поступлений. При этом стоимость платы не может быть менее указанного субъектом РФ норматива.
  • Собственники жилья на территории домов многоквартирного типа должны обозначить лицо, которое будет содержать специальный счет и вести учет всех денежных поступлений.
  • В том случае если учет взносов будет происходить посредством специального счета, владельцем которого является региональный оператор, то коллективное собрание должно принять решение о выборе кредитной организации, за которой будут числиться полномочия по открытию и ведению депозита.

Фонд на капремонт может формироваться как при взимании с собственников жилья минимального взноса (стоимость определяется коллективно), который будет соответствовать законодательным нормативам, так и при большей оплате пропорционально нормативу, которая возлагается на хозяев жилых построек. Как показывает практика, в большинстве случаев собственники отдают предпочтение минимальным взносам, так как это не является серьезным финансовым обременением.

Читайте также:  Как составить акт о недоделках в новостройке

Если все же выбор владельцев квартир падает на плату в фонд, превышающую минимальный размер, установленный законами субъектов РФ, тогда в договор (помимо того, как осуществляется учет средств) могут включаться иные пункты, не предусмотренные региональными программами капремонта, а именно:

  • проведение дополнительных работ по благоустройству общего имущества;
  • смещение сроков осуществления всего спектра работ, направленных на капитальный ремонт домов, в меньшую сторону, чем это регламентируется региональными программами.

Принятие решения о том, как и каким образом будет осуществляться формирование фонда, должно быть установлено в точно предусмотренный законодательством срок. В частности, эти сведения должны быть представлены не позднее, чем истекут 6 месяцев с момента опубликования и вступления в юридическую силу региональной программы капитального ремонта жилья.

Сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт официально публикуются ежеквартально уполномоченными на то лицами, но не позднее 5 числа каждого месяца, который следует за расчетным периодом. При этом следует отметить, что этот учет позволяет гражданам контролировать не только формирование фонда капремонта, но и то, куда тратятся финансовые средства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Надо ли платить за капитальный ремонт новостроек ? С начала 2014 года владельцев жилья в многоквартирных домах (МКД) обязали каждый месяц отчислять взносы на капитальный ремонт строения. В обширный список возможных работ входят ремонт шахт лифтов, фасадов, инженерных систем, подвалов, крыш. Сумма платежа зависит от региона и рассчитывается по площади квартиры. … В статьях 210 Гражданского Кодекса и 169 Жилищного Кодекса РФ прописано: все собственники в МКД несут бремя содержания имущества и должны оплачивать капремонт дома. Владельцы первичной недвижимости не исключение.

Статья 166 ЖК РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (действующая редакция)

1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Комментарий к ст. 166 ЖК РФ

1. Вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов, являются чрезвычайно важными и давно назревшими. Основной причиной, затрудняющей решение проблем, связанных с проведением качественного капитального ремонта, является его недостаточное финансирование, однако нельзя не указать и на недостатки соответствующего правового регулирования.

В течение длительного времени Жилищный кодекс Российской Федерации — основной правовой документ, регулирующий жилищные отношения в нашей стране, практически не уделял капитальному ремонту никакого внимания. Ситуация изменилась в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с которым Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен разделом IX, который получил название «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Следует отметить, что в самом Жилищном кодексе РФ нет определения капитального ремонта. Оно дано в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому капитальный ремонт многоквартирного дома — это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ дан перечень работ и услуг, которые входят в понятие капитального ремонта.

Читайте также:  Ипотекой в новостройке или на вторичном рынке

2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень сформулирован как исчерпывающий, однако в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ сказано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Так, Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП указанный перечень был дополнен такими видами работ, как:

замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода;

ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт или замена внутреннего водостока;

разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

3. Если собственниками принято решение об увеличенном размере взносов, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, то за счет превышения могут финансироваться любые иные работы по капитальному ремонту общего имущества дома (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ).

4. В соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также — в качестве мер государственной и муниципальной поддержки — за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, в том числе в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Так, меры финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются по заявкам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в том числе при наличии в региональных программах капитального ремонта и краткосрочных планах по их реализации, а также в ранее принятых региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов положений о долевом участии субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению капитального ремонта (ст. ст. 15, 15.1, 20, 20.1 и др.).

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов регулируются общими положениями договора подряда (ст. 702 ГК). Однако в отдельных случаях они также подпадают под действие норм строительного подряда. Так, согласно ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. При этом под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Напомним, что предметом договора строительного подряда и является строительство или реконструкция здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК).

Рассказываем, какие категории граждан РФ могут не платить за капремонт на законных основаниях и как подать заявление на освобождение от уплаты — сервис срочных выписок ЕГРН.Реестр. … Жилищный Кодекс выделяет несколько категорий жилья, собственники которых освобождены от этой дополнительной нагрузки: дома, находящиеся в муниципальной собственности – обязанность по проведению капитальных ремонтов в этой ситуации ложится на муниципального собственника … «Платить за капитальный ремонт собственники квартир в новостройках обязаны не сразу. Все зависит от того, когда именно дом появится в списке объектов программы капремонта определенного региона.

Почему КС РФ потребовал изменить статью о сроке взносов на капремонт

Согласно ЖК РФ, собственники помещений в секциях новостроек, сданных в разные годы, начинают делать взносы на капремонт все одновременно. Читайте, почему КС РФ считает такое положение вещей неправомерным и что законодатели должны изменить в НПА для решения этого вопроса.

В ЖК РФ нет отдельных норм о капремонте новостроек, построенных поэтапно

Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, обязанность собственников платить взносы на капремонт МКД в новостройках возникает в течение пяти лет с даты включения дома в региональную программу. Точный срок устанавливают власти субъекта РФ.

Читайте также:  Сколько застройщик платит риэлтору за продажу квартиры в новостройке

Но сегодня многие новые многоквартирные дома состоят из отдельных секций, которые застройщик сдаёт в эксплуатацию поэтапно. Между вводом первой и последней секций может пройти несколько лет. Из-за этого у собственников помещений в сданных в более поздний срок секциях возникает вопрос, когда нужно начинать платить взносы в фонд капремонта.

До июля 2022 года единообразной судебной практики по этому вопросу не было , но 12 июля Конституционный Суд России определил, какой подход считать правильным. Разбираем доводы и решение КС РФ.

Собственники в секции второй очереди начинают платить за капремонт вместе с соседями из первой секции

Собственник помещения во второй секции новостройки в Смоленске обратился в городской суд с иском к региональному оператору капремонта. Его блок МКД был сдан в эксплуатацию на три года позже блока первой очереди, а обязанность платить взносы наступила одновременно с владельцами помещений в первом блоке. Истец посчитал это незаконным и ущемляющим его права.

Спор рассмотрели суды всех инстанций: требования собственника они отклонили. Их общая позиция отражена:

  • в решении Ленинского районного суда Смоленска от 23.06.2020 по делу № 2-1121/2020,
  • в определении Смоленского областного суда от 22.09.2020 по делу № 33-2314,
  • в определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2020 по делу № 8Г-27520/2020.

Суды ссылались на ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и региональный НПА в данной сфере – ст. 7.1 Закона Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з. Последний устанавливал, что в новостройке срок начала уплаты взносов на капремонт наступает спустя три года после внесения МКД в региональную программу.

Инстанции указали, что дом представляет единый объект недвижимого имущества с общим почтовым адресом. Собственники квартир во второй секции обладают теми же правами и обязанностями, что и собственники квартир в первой секции. Обязанность по уплате взносов для всех владельцев квартир наступает с учётом даты включения дома в региональную программу капремонта.

Иск собственника отклонили. ВС РФ в определении от 18.02.2021 отказался пересматривать это решение.

Собственники в домах, построенных поэтапно, находятся не в равных условиях по капремонту

Владелец квартиры обратился в Конституционный Суд России, чтобы тот проверил конституционность норм, на которые ссылались инстанции в его деле: ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и ст. 7.1 Закона Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з. По мнению истца, из-за неопределённости понятия «многоквартирный дом, введённый в эксплуатацию» и из-за правоприменительной практики эти нормы:

  • лишают собственников помещений в секции второй очереди права на освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт в течение первых трёх лет после введения секции в эксплуатацию;
  • ставят их в худшее положение как плательщиков взносов по сравнению с собственниками в ранее возведённой секции.

Конституционный Суд России принял жалобу к рассмотрению. Он указал, что при возложении на владельцев помещений в МКД обязанностей законодатель должен учитывать особенности таких домов (постановления от 22.04.2011 № 5-П и от 12.04.2016 № 10-П, определение от 24.12.2012 № 2353-О).

Обязанность по уплате взносов в новостройке возникает по истечении установленного срока после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения дома в программу. В Законе Смоленской области – это трёхлетняя отсрочка.

Определения многоквартирного дома как единого объекта, содержащиеся в НПА, не отражают современных тенденций возведения МКД поэтапно. В итоге дом образуется из введённых в эксплуатацию в разное время секций, каждая из которых функционально обособлена.

В такой ситуации сложно определить, когда у собственников помещений в разных блоках дома появляется обязанность платить за капремонт на основании ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ. Законодатели субъектов РФ также не внесли ясности в эту ситуацию. КС РФ отметил, что судебная практика «не отличается устоявшимся единообразием в исследуемом вопросе».

Отсутствие в законодательстве особого порядка для таких случаев не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов. Иной подход ущемляет их права и не отвечает конституционному принципу равенства. Оспариваемые нормы, по мнению КС РФ, порождают неопределённость и противоречивую правоприменительную практику.

Нормы ЖК РФ о начале уплаты взносов на капремонт должны отвечать принципам равенства и справедливости

КС РФ в постановлении от 12.07.2022 № 30-П сделал вывод, что ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и региональная статья не соответствуют Конституции РФ из-за неопределённости. Они не обеспечивают принципов равенства и справедливости правового регулирования при решении вопроса, когда жителям домах, построенных поэтапно, начинать платить за капремонт.

Суд потребовал от законодателей устранить эту неопределённость. Затем органы региональной власти должны привести свои акты в соответствие с этими изменениями. До этого момента владельцы помещений в секциях МКД второй очереди продолжают платить взносы на капремонт в соответствии с нормами ЖК РФ. Отложить такую обязанность может только орган региональной власти или суд.

Также КС РФ отметил, что после внесения изменений в ЖК РФ дела истца должно быть пересмотрено.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Капремонт многоквартирного дома – мероприятие хлопотное. Многие моменты вызывают у собственников и нанимателей жилья вопросы и опасения. Сайт "РИА Недвижимость" попросил экспертов разъяснить самые "наболевшие" из них. … Как жители дома могут контролировать накопления средств на капремонт в случае спецсчета? 28 апреля 2017, 12:03. В связи с чем может повышаться плата за капремонт (и в каких случаях это законно)? 28 апреля 2017, 12:03. Нужно ли платить за капремонт жильцам (нанимателям) муниципальных квартир?

Источники
  • https://advokat-malov.ru/kapitalnyj-remont/osobennosti-uplaty-vznosov-na-kapremont.html
  • https://www.zakonrf.info/jk/166/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/pochemu-ks-rf-potreboval-izmenit-statiu-o-sroke-vznosov-na-kapremont-62d537db5f37c216463e0ca0

Рейтинг
Загрузка ...