Значение права в строительстве

В вооруженных силах современного государства право выполняет те же функции, что и в обществе в цепом. Однако воздействие права на общественные отношения, возникающие в военной организации, имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены спецификой устройства вооруженных сил, своеобразием целей и задач, стоящих перед ними.

Во-первых, правовые нормы предъявляют повышенные требования к поведению военнослужащих в процессе выполнения ими обязанностей по воинской службе. Такое положение определяется характером деятельности вооруженных сил, сложностью и динамичностью вооруженной борьбы, что требует от личного состава в высшей степени организованности и дисциплины.

Во-вторых, нормы права более детально и подробно регламентируют различные стороны жизни и деятельности военнослужащих. Ни в какой другой области общественной жизни правовые нормы не регулируют взаимодействия между людьми таким подробнейшим образом, как в военной организации.

В-третьих, право устанавливает повышенную ответственность военнослужащих за нарушение порядка несения военной службы. Так, в вооруженных силах предусматривается юридическая ответственность за проступки, которые в гражданской жизни не считаются противоправными (например, нарушение правил воинской вежливости). К военнослужащим применяются более строгие меры юридической ответственности за аналогичные правонарушения, совершаемые гражданскими лицами (оскорбление должностного лица, неповиновение, неисполнение приказа и другие). И, наконец, военнослужащие несут юридическую ответственность за такие действия, которые могут иметь место только при несении военной службы (самовольное оставление части, дезертирство, сдача в плен по трусости).

Проверки ГИТ в строительстве: все нюансы 2020 г.

Воздействие права на жизнь и деятельность вооруженных сил происходит, как отмечалось ранее, по тем же основным направлениям, что и в обществе в целом.

1. Право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в вооруженных сипах, путем их закрепления в правовых нормах. Так, конституционные нормы закрепляют’ назначение вооруженных сил, определяют полномочия высших органов государства в области военного строительства. В законодательных актах закрепляются также организационные основы вооруженных сил, порядок их комплектования, материально-техническое снабжение, правовое положение военнослужащих и другое.

2. Право обеспечивает надлежащую организацию и четкое функционирование общественных отношений в армии. На основе правовых норм, прежде всего уставных, строятся повседневная жизнь и боевая подготовка военнослужащих, караульная и гарнизонная службы, боевое дежурство. В соответствии с правовыми предписаниями складываются отношения между начальниками и подчиненными, отдаются и исполняются приказы. Все это позволяет обеспечить четкое несение военной службы, постоянную боевую готовность частей и подразделений.

3. Право содействует установлению новых общественных отношений, которые отвечают потребностям развития вооруженных сил, вносят новые элементы в военное строительство. Так, возрастающая общеобразовательная и техническая подготовка лиц призывного возраста позволяет законодательным путем постепенно сокращать сроки прохождения военной службы. Разрядка международной напряженности, сокращение вооруженных сил и вооружений дают возможность государству освобождать от точной службы студентов высших учебных заведений.

Актуальные вопросы права в сфере строительства

4. Право обеспечивает охрану боеспособности вооруженных сил, порядка несения военной службы, прав и законных интересов военнослужащих и их семей. Охранительное воздействие права в вооруженных силах направлено на борьбу с правонарушениями. Оно обусловливает высокий уровень порядка и дисциплины в войсках. Охранительная функция в вооруженных сипах проводится в основном через нормы, содержащиеся в военно-уголовном и дисциплинарном законодательстве.

5. Право оказывает значительное воспитательное воздействие на военнослужащих. Оно способствует воспитанию сознательной воинской дисциплины, высокой организованности, исполнительности, необходимых боевых и нравственных качеств. Регулируя разнообразные стороны жизни и деятельности воинов, право воспитывает их в духе строгого соблюдения законов, прививает уважение к воинскому правопорядку, военной службе.

Таким образом, право является важным и необходимым средством укрепления воинской дисциплины, повышения боеспособности и боеготовности войск, защиты законных прав военнослужащих и их семей. Оно обеспечивает нормальную жизнедеятельность частей и подразделений, успешное выполнение стоящих перед ними задач.

В условиях реформации Вооруженных сил Российской Федерации правовые средства играют исключительно важную роль: они определяют основные направления военной реформы, обеспечивают реальное обновление вооруженных сил, их повседневную жизнедеятельность в режиме правовой законности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Почему принципы права имеют объективный характер?

2. Каково значение принципов права для практики правового регулирования, обеспечения социально-экономических, политических личных прав и свобод граждан?

3. Можно ли разрешить конкретное юридическое дело без учета принципов права?

4. Основные характеристики принципов права и их классификация.

5. Место общих принципов права в системе регулирования общественных отношений.

6. В чем выражается принцип социальной свободы? Его взаимосвязь с принципом социальной справедливости.

7. Соотношение принципа равноправия с принципами демократизма и гуманизма.

8. Почему принцип законности имеет всеобщее значение для практики правового регулирования общественных отношений.

9. Содержание межотраслевых и отраслевых принципов права.

10. Понятие функций права. Какова их взаимосвязь с функциями государства?

12. Каков механизм охранительного воздействия права на общественные отношения?

13. В чем состоит специфика функционального воздействия права на общественные отношения, которые возникают только в условиях вооруженных сил?

Источник: studfile.net

§ 3. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В вооруженных силах современного государства право выполняет те же функции, что и в обществе в целом. Однако воздействие права на об-щественные отношения, возникающие в военной организации, имеет ряд особенностей.

Эти особенности обусловлены спецификой устройства вооруженных сил, своеобразием целей и задач, стоящих перед ними.

Во-первых, правовые нормы предъявляют повышенные требо вания к поведению военнослужащих в процессе выполнения цми обязанностей по воинской службе. Такое положение определяется ха-рактером деятельности вооруженных сил, сложностью и динамичнос тью вооруженной борьбы, что требует от личного состава в высшей сте пени организованности и дисциплины.

Во-вторых, нормы права более детально и подробно регламен тируют различные стороны жизни и деятельности военнослужа щих. Ни в какой другой области общественной жизни правовые нормы не регулируют взаимодействия между людьми таким подробнейшим образом, как в военной организации.

В-третьих, право устанавливает повышенную ответствен ность военнослужащих за нарушение порядка несения военной служ бы. Так, в вооруженных силах предусматривается юридическая ответственность за проступки, которые в гражданской жизни не счита ются противоправными (например, нарушение правил воинской вежли вости). К военнослужащим применяются более строгие меры юриди ческой ответственности за аналогичные правонарушения, совершаемые гражданскими лицами (оскорбление должностного лица, неповинове ние, неисполнение приказа и другие). И наконец, военнослужащие не сут юридическую ответственность за такие действия, которые могут иметь место только при несении военной службы (самовольное остав ление части, дезертирство, сдача в плен по трусости).

Воздействие права на жизнь и деятельность вооруженных сил про исходит, как отмечалось ранее, по тем же основным направлениям, что и в обществе в целом.

Право воздействует на общественные отношения, складывающи еся в вооруженных силах, путем их закрепления в правовых нормах.

Так, конституционные нормы закрепляют назначение вооруженных сил, определяют полномочия высших органов государства в области военного строительства. В законодательных актах закрепляются также организационные основы вооруженных сил, порядок их комплектования, материально-техническое снабжение, правовое положение военнослужа щих и другое.

Право обеспечивает надлежащую организацию и четкое функ ционирование общественных отношений в армии. На основе правовых норм, прежде всего уставных, строятся повседневная жизнь и боевая подготовка военнослужащих, караульная и гарнизонная службы, боевое дежурство. В соответствии с правовыми предписаниями складываются отношения между начальниками и подчиненными, отдаются и испол няются приказы. Все это позволяет обеспечить четкое несение военной службы, постоянную боевую готовность частей и подразделений.

Право содействует установлению новых общественных отноше- н которые отвечают потребностям развития вооруженных сил, вно сят новые элементы в военное строительство. Так, возрастающая обще образовательная и техническая подготовка лиц призывного возраста позволяет законодательным путем постепенно сокращать сроки про хождения военной службы. Разрядка международной напряженности, сокращение вооруженных сил и вооружений дают возможность госу дарству освобождать от срочной службы студентов высших учебных заведений.

Право обеспечивает охрану боеспособности вооруженных сия, порядка несения военной службы, прав и законных интересов военнослу жащих и их семей. Охранительное воздействие права в вооруженных силах направлено на борьбу с правонарушениями. Оно обусловливает высокий уровень порядка и дисциплины в войсках. Охранительная функция в вооруженных силах проводится в основном через нормы, содержащиеся в военно-уголовном и дисциплинарном законодательстве.

Право оказывает значительное воспитательное воздействие на военнослужащих. Оно способствует воспитанию сознательной воинской дисциплины, высокой организованности, исполнительности, необходи мых боевых и нравственных качеств. Регулируя разнообразные стороны жизни и деятельности воинов, право воспитывает их в духе строгого соблюдения законов, прививает уважение к воинскому правопорядку, военной службе.

Таким образом, право является важным и необходимым средством укрепления воинской дисциплины, повышения боеспособности и боего товности войск, защиты законных прав военнослужащих и их семей.

Оно обеспечивает нормальную жизнедеятельность частей и подразделе ний, успешное выполнение стоящих перед ними задач.

В условиях реформации Вооруженных сил Российской Федерации правовые средства играют исключительно важную роль: они определя ют основные направления военной реформы, обеспечивают реальное обновление вооруженных сил, их повседневную жизнедеятельность в режиме правовой законности. ПРИНЦИПЫ ПРАВА

это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни

основополагающие начала, раскрывающие особенности права как регулятора общественных отношений в целом

руководящие начала, характеризующие особенности конкретной

отрасли права (гражданского, уголовного и т. п.)

руководящие начала, относящиеся к нескольким родственным отраслям права ФУНКЦИИ (РОЛЬ) ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Основные направления воздействия на общественные отношения

регулятивная (функции организации)

Государственное регулирование позитивного развития отношений

Охрана общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности и общества

Закрепления в нормативных актах прав, свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности

Установления запретов совершать общественно опасные деяния

Установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни

Применений юридических санкций общие

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

По степени определенности элементов правовых предписаний абсолютно относительно определенные определенные альтернативные

По кругу лиц, к которым они обращены

По масштабам и уровню охвата общественных отношений

конституционные, основные, исходные, закрепляющие правовые основы государственных и общественных институтов, правового положения человека и гражданина

нормативные статьи — дефиниции, формулирующие правовые понятия

статьи-принципы, формулирующие основополагающие начала, на которых базируется вся правовая система (демократизм, гуманизм, свободы и права человека, законность и т.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Почему принципы права имеют объективный харак тер?

Каково значение принципов права для практики правового ре гулирования, обеспечения социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан?

Можно ли разрешить конкретное юридическое дело без учета принципов права?

Основные характеристики принципов права и их классифика ция.

Место общих принципов права в системе регулирования обще ственных отношений.

В чем выражается принцип социальной свободы? Его взаимо связь с принципом социальной справедливости.

Соотношение принципа равноправия с принципами демокра тизма и гуманизма.

Почему принцип законности имеет всеобщее значение для прак тики правового регулирования общественных отношений?

Содержание межотраслевых и отраслевых принципов права.

Понятие функций права. Какова их взаимосвязь с функ циями государства?

Каков механизм охранительного воздействия права на обще ственные отношения?

В чем состоит специфика функционального воздействия права на общественные отношения, которые возникают только в условиях вооруженных сил?

Источник: all-sci.net

Развитие Российской системы права: строительное право как отрасль права Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием строительного права как отрасли права . На сегодняшний день право отличается динамичностью, так как стремится регулировать вновь возникающие общественные отношения. Это отражается не только в том, что несколько нарушается иерархия нормативно-правовых актов, но и в том, что изменяется система права . Как известно, система права состоит из отраслей права , институтов права и правовых норм.

Российская система права , которая больше тяготеет к романо-германской правовой семье, знает деление всех отраслей права внутри системы права на публичное и частное право . Набор критериев такого относительного деления, предлагаемый как российскими, так и зарубежными учеными разнообразен. Это охраняемый правом интерес, положение субъектов правоотношений, сам предмет правового регулирования, методы правового регулирования, характер норм (императивные либо диспозитивные) и др.

Читайте также:  Где бурить скважину при строительстве дома

В условиях развивающей системы права такой дуализм права становится все более относительным. Это обусловлено укреплением межотраслевых связей , увеличением числа комплексных норм, формированием новых отраслей права , которые возникают на стыке уже давно сложившихся отраслей как частного, так и публичного права . Работы ученых посвящены развитию информационного права (в век информационных технологий, информационных систем это неудивительно), цифрового права (что связано с внедрением в нашу жизнь цифровых технологий, разработкой искусственного интеллекта и др.), медицинского права (что обусловлено расширением в нашей стране спектра медицинских услуг и увеличением числа частных медицинских учреждений), образовательного права (так же связано с распространением частных образовательных услуг) и др.

Но не менее важной сферой жизни современного общества является строительство, обеспечение населения жильем. Вопросы гражданского и промышленного строительства уже давно стали предметом регулирования обширного массива правовых норм. В статье предлагается признать строительное право отраслью права , имеющей свой предмет. Необходимость развития такой отрасли права , как строительное право обусловлена сложившимися общественными отношениями, расширением сферы правового регулирования. Практическая значимость признания данной отрасли права и проведения в ее рамках научных исследований не вызывают сомнений.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Адыгезалова Г.Э.

Текст научной работы на тему «Развитие Российской системы права: строительное право как отрасль права»

Развитие российской системы права: строительное право как отрасль права

Адыгезалова Гюльназ Эльдаровна,

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием строительного права как отрасли права. На сегодняшний день право отличается динамичностью, так как стремится регулировать вновь возникающие общественные отношения. Это отражается не только в том, что несколько нарушается иерархия нормативно-правовых актов, но и в том, что изменяется система права.

Как известно, система права состоит из отраслей права, институтов права и правовых норм. Российская система права, которая больше тяготеет к романо-германской правовой семье, знает деление всех отраслей права внутри системы права на публичное и частное право. Набор критериев такого относительного деления, предлагаемый как российскими, так и зарубежными учеными разнообразен. Это охраняемый правом интерес, положение субъектов правоотношений, сам предмет правового регулирования, методы правового регулирования, характер норм (императивные либо диспозитив-ные) и др.

В условиях развивающей системы права такой дуализм права становится все более относительным. Это обусловлено укреплением межотраслевых связей, увеличением числа комплексных норм, формированием новых отраслей права, которые возникают на стыке уже давно сложившихся отраслей как частного, так и публичного права.

Работы ученых посвящены развитию информационного права (в век информационных технологий, информационных систем это неудивительно), цифрового права (что связано с внедрением в нашу жизнь цифровых технологий, разработкой искусственного интеллекта и др.), медицинского права (что обусловлено расширением в нашей стране спектра медицинских услуг и увеличением числа частных медицинских учреждений), образовательного права (так же связано с распространением частных образовательных услуг) и др.

Но не менее важной сферой жизни современного общества является строительство, обеспечение населения жильем. Вопросы гражданского и промышленного строительства уже давно стали предметом регулирования обширного массива правовых норм.

В статье предлагается признать строительное право отраслью права, имеющей свой предмет.

Необходимость развития такой отрасли права, как строительное право обусловлена сложившимися общественными отношениями, расширением сферы правового регулирования. Практическая значимость признания данной отрасли права и проведения в ее рамках научных исследований не вызывают сомнений.

Ключевые слова: система права, отрасль прав, строительное право, предмет отрасли права, градостроительный кодекс, межотраслевые связи, публичное право, частное право, дуализм права.

Как известно, традиционно существуют два смежных понятия — «отрасль законодательства» и «отрасль права». Данные понятия не тождественны, соотносятся друг с другом по аналогии с тем, как соотносятся законодательство и право. Отрасли законодательства выделяются по сфере регулируемых общественных отношений. Разделение всех правовых актов по отраслям необходимо для упорядочивания их, для поддержания внутренне организованной, логичной, непротиворечивой системы норм права.

Отраслевые юридические науки — это такие юридические науки, которые изучают соответствующую отрасль материального или процессуального права, преимущественно действующего в данный период времени.

Отрасль права — это наиболее крупный элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих группу однородных общественных отношений (предмет правового регулирования) определенными способами и средствами (метод правового регулирования). Основаниями, критериями выделения отрасли права являются:

1) Предмет правового регулирования — основной критерий. Это относительно однородная группа общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, на которую воздействуют нормы соответствующей отрасли права.

2) Метод правового регулирования — дополнительный критерий. Это, как известно, совокупность юридических средств и способов воздействия нормы права на регулируемые общественные отношения. В метод правового регулирования можно включать следующие элементы:

— первоначальное положение субъектов права (равноправное и автономное или неравное и соподчиненное);

— источники соответствующей отрасли права;

— система прав, обязанностей и запретов, характерных для соответствующей отрасли права;

— система юридических фактов, т.е. обстоятельств, с которыми связано возникновение субъективных прав и обязанностей у конкретных лиц, соответствующая данной отрасли права;

— система гарантий, существующих в данной отрасли права;

— юридическая ответственность и система наказаний, характерных для данной отрасли права.

Деление системы права на отрасли права характерно для континентальной правовой семьи (в отличие от англо-саксонской правовой семьи), где основной источник права — нормативно-правовой акт.

Система российского права, являясь частью романо-германской правовой семьи, слагается из двух видов отраслей права:

1) Отрасли материального права — это такие отрасли права, которые регулируют позитивные варианты поведения, т.е. устанавливают меру должного и возможного поведения, соответствующего требованиям норм права.

К отраслям материального права относятся: государственное (конституционное) право России, государственное (конституционное) право зарубежных стран, административное право, финансовое, уголовное, семейное и др.

2) Отрасли процессуального права — регулируют общественные отношения, возникающие в связи с совершением общественно-опасных противоправных деяний в связи с реализацией юридической ответственности и исполнением наказания.

К отраслям процессуального права относятся: уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, административный процесс, арбитражный процесс.

Деление на отрасли права обусловлено дуализмом права, восходящим еще к римскому праву. Римский юрист Ульпиан (III в. н.э.) пытался разделить право, опираясь на тот интерес, защите которого данное право (правовая норма) служит. Так зародилось деление права на частное и публичное, которое сохраняется до сих пор в романо-германской правовой семье, несмотря на условный характер такого деления.

Публичное право — совокупность норм права, регулирующих отношения, отражающие преимущественно интересы государства (уголовное, административное, финансовое, конституционное право). В публично-правовых отношениях одна из сторон всегда наделена властными полномочиями, а при их регулировании используются в основном императивные нормы.

Частное право — совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, выражающие преимущественно интересы личности (гражданское, семейное, трудовое, земельное и процессуальное право)

Как российские, так и зарубежные авторы предлагают свой набор критериев для деления права на частное и публичное: обеспечиваемые и охраняемые интересы, субъект инициативы защиты интереса, особенности предмета правового регулирования, характер отношений между субъектами, сами субъекты правоотношения, методы правового регулирования, степень обязательности норм и др [2, с.13-16]. Появление новых идей о критериях такого деления обусловлен не только стремлением правоведов к научным изысканиям, но и внутренним развитием самой системы права. Развитие системы права в свою очередь детерминировано развитием системы законодательства, а изменения в системе законодательства напрямую

связаны с развитием общества, научно-техническим прогрессом, с усложнением общественных отношений и появлением новых.

В системе российского права основополагающей отраслью права является конституционное (государственное) право. Все другие отрасли права строятся на основе конституционного права, нормы всех других отраслей права должны соответствовать Конституции РФ — основному источнику конституционного права. Но процесс развития системы права в настоящее время идет полным ходом. Это проявляется не только в расширении и укреплении межотраслевых связей, но и в появлении новых отраслей права: информационное право, медицинское право, образовательное право и др. Одновременно с этим возникает проблема отнесения их к той или иной части (частному или публичному) системы права.

Одной из формирующихся отраслей российского права, на наш взгляд, является строительное право. Как известно, помимо отрасли права теория права знает понятие «отрасль законодательства». Отраслей законодательства значительно больше, чем отраслей права, и трудно представить себе , чтобы отрасль права сложи -лась, а аналогичной отрасли законодательства еще не было выделено. Согласно Указу Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (ред. от 28.06.2005) «О классификаторе правовых актов» правовые акты, регламентирующие строительство отнесены к одной группе (090.040.000 Строительство), которая включает в том числе управление в сфере строительства, управление в сфере градостроительства и архитектуры, ответственность за нарушение законодательства о капитальном строительстве, разрешение споров и ответственность за нарушение законодательства об архитектурной деятельности и градостроительстве).

В области регулирования градостроительной деятельности действует кодифицированный нормативный акт — «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018). Наличие данного акта свидетельствует о значимости данной сферы регулирования и необходимости особого контроля. Упущением, на наш взгляд является тот факт, что в Конституции РФ, ни в статье 71, посвященной вопросам ведения Российской Федерации, ни в статье 72, определяющей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нет указания на строительное законодательство или строительное право.

В настоящее время в России, помимо градостроительного кодекса, действуют кодифицированные акты, регулирующие сферы, отраженные в Конституции РФ. Это налоговый кодекс (п. «з» ст.71), гражданский кодекс, гражданский процессуальный кодекс (п. «о» ст.71), арбитражный процессуальный кодекс (п. «о» ст.71), кодекс об административных правонарушениях (п. «к» ст.72), кодекс административного судопроизводства (п. «о» ст.71), таможенный кодекс Евразийского экономического союза (п. «ж» ст.71), трудовой кодекс, зе-

мельный кодекс (п. «к» ст.72), семейный кодекс, жилищный кодекс, бюджетный кодекс (п. «з» ст.71), уголовный кодекс (п. «о» ст.71), уголовно-процессуальный кодекс(п. «о» ст.71), уголовно-исполнительный кодекс (п. «о» ст.71), лесной кодекс (п. «к» ст.72), воздушный кодекс, водный кодекс (п. «к» ст.72), кодекс внутреннего водного транспорта, кодекс торгового мореплавания.

Таким образом, практически все кодифицированные акты осуществляют правовое регулирование тех сфер, которые прямо указаны в Конституции РФ. Что касается вопросов строительства, градостроительства, они вообще не упоминаются в Основном законе, хотя данная сфера жизнедеятельности имеет особое значение, и наличие отдельного кодекса это подтверждает.

Если обратиться к строительному праву, как к отрасли права, то возникает прежде всего вопрос о наличии собственного предмета и методов правового регулирования, которые позволили бы выделить ее как самостоятельную отрасль права.

П. Сандевур определяет строительное право и право городского строительства как чисто внутреннее право, которое, взяв начало от нескольких очень старых норм, превратилось сегодня в чрезвычайно развитое право, также покоящееся на сочетании частно-правовых и публично-правовых норм [4, с.90]. Автор, разделяя все отрасли права на частные и публичные, относит строительное право к так называемому «смешанному праву», наряду с экологическим и ядерным правом.

По его мнению, частное право и публичное различаются по целям норм (защита частных или общественных интересов) и по характеру норм (одни основаны на эгалитарном подходе, другие — на принципе неравенства. Наличие тесного соприкосновения или устойчивого равновесия между частноправовыми и публично-правовыми нормами позволяет выделять смешанные или специальные права. При этом уголовное право ученый также относит к смешанным правам [4, С.83.]. Публичное же право — это конституционное, административное, финансовое право, а частное — гражданское, торговое, социальное, трудовое право.

Согласно юридическому словарю строительное право — это межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе строительной деятельности [3]. Безусловно, строительное право включает в себя нормы административного, гражданского, земельного, финансового, налогового, экологического, уголовного и иных отраслей права.

Вопросы, связанные с регулированием частной собственности, договоров (о выполнении проект-но-изыскательских и инженерных работ, поставки строительных материалов, строительного подряда, участия в долевом строительстве и др.) относятся к сфере частного права, вопросы предоставления государственных и муниципальных земель для строительства, выдачи разрешения на строительство, сдачи объектов в эксплуатацию, уплаты строительных налогов и сборов и др. относятся к сфере публичного права.

Читайте также:  Требования при аварийных ситуациях в строительстве

Отрасль права — это прежде всего элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Общественные отношения, связанные со строительством и капитальным ремонтом, несомненно, представляют собой такую однородную группу общественных отношений, которая с ростом населения и развитием экономики, требует эффективного правового регулирования, включая контроль и надзор со стороны государства.

Наличие градостроительного кодекса как основного источника права, сложившейся отрасли законодательства и группы качественно однородных общественных отношений, позволяет сделать вывод о необходимости формирования самостоятельной отрасли права — строительного права.

Градостроительный кодекс РФ определяет в статье 1, что градостроительная деятельность -деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Под градостроительством традиционно понимаются теория и практика планировки и застройки городов. Строительство это более широкое понятие, включающее в себя сооружение, реконструкцию, переоборудование и иное создание новых или преобразование (в том числе функциональное) существующих зданий, строений, сооружений и иных объектов. Строительное право обхватает не только вопросы градостроительства, но и строительство в целом.

Таким образом, предмет отрасли строительного права можно определить как общественные отношения, связанные с территориальным планированием и зонированием, архитектурно-строительным проектированием, сооружением, ремонтом, реконструкцией и иным преобразованием зданий, строений и сооружений и иных объектов и их частей.

На сегодняшний день право отличается динамичностью, так как стремится регулировать вновь возникающие общественные отношения. Это отражается не только в том, что несколько нарушается иерархия нормативно-правовых актов [1], но и в том, что изменяется система права. На наш взгляд, вопрос, связанный с развитием системы права и формированием новых отраслей права требует дальнейшего глубокого осмысления. Необходимость развития такой отрасли права, как строительное право обусловлено сложившимися общественными отношениями, расширением правового регулирования. Практическая значимость признания данной отрасли права и проведения в ее рамках научных исследований не вызывают сомнений.

1. Adygezalova G.E., Kurduk P.M. Trends in the «Living» Law Development in Russia: the Lawmaking of Other Authorities JARLE-ASERS PublishingJournal of Advanced Research in Law and Economics. Vol.IX, Issue 1(31). Spring 2018. P.15-19. ISSN 2068-696X

2. Адыгезалова Г.Э. Соотношение частного и публичного права с позиции социологического правопонимания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №12-2(62). С.13-16.

3. Большой юридический словарь. — М.: Ин-фра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

4. Сандевур П. Введение в право. Пер. с франц. М., Интратэк-Р, 1994.

Development of Russian system of law: construction law as a

branch of law Adygezalova G.E.

Kuban State University

The article deals with issues related to the formation of construction law as a branch of law. Today the law is dynamic as seeks to govern again arising public relations. It is reflected not only that the hierarchy of normative legal acts is a little broken, but also that the system of law changes. It is known that the system of law consists of the branches, institutes and legal norms. The Russian system is drawn towards the Romano-German legal family more, it knows division of all branches of law into public and private law. A set of criteria of such relative division offered by both the Russian, and foreign scientists is various.

It is the interest protected by law, the provision of subjects of legal relationship, a subject of legal regulation, methods of legal regulation, the nature of norms (imperative or dispositive), etc. In the conditions of a developing law-system, such a dualism of law becomes more and more relative. This is due to the expansion of inter-branch relations, the increase in the number of complex norms, the formation of new branches of law that arise at the interface of the long-established branches of both private and public law

The works of scientists are devoted to the development of information law (in the age of information technology, information systems is not surprising), digital law (which is connected with the introduction of digital technologies into our lives, the development of artificial intelligence, etc.), medical law (due to the expansion in our country of medical services and an increase in the number of private medical institutions), educational law (also associated with the proliferation of private educational services), etc.

But no less important area of life of modern society is the construction, providing the population with housing. Issues of civil and industrial construction have long been the subject of regulation of a vast array of legal norms.

The article proposes to recognize construction law as a branch of law that has its own subject.

The need for the development of such a branch of law as construction law is due to the prevailing social relations, expansion of legal regulation. The practical significance of the recognition of this branch of law and the conduct of research within it is beyond doubt.

Keywords: system of law, branch of law, construction law, subject of the branch of law, town planning code, inter-branch relations, public law, private law, dualism of law

1. Adygezalova G.E., Kurduk P.M. The Lawmaking of Others’ Laws.

Vol.IX, Issue 1 (31). Spring 2018. P.15-19. ISSN 2068-696X

2. Adygezalova G.E. The ratio of private and public law from the

standpoint of sociological jurisprudence // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2015. № 12-2 (62). C.13-16.

3. Large legal dictionary. — M .: Infra-M. A. Ya. Sukharev, V. E.

Krutskikh, A. Ya. Sukharev. 2003

4. Sandevur P. Introduction to the law. Per. from French M., Intratek-R, 1994.

Источник: cyberleninka.ru

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В вооруженных силах современного государства право выполняет те же функции, что и в обществе в целом. Однако воздействие права на общественные отношения, возникающие в военной организации, имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены спецификой уст­ройства вооруженных сил, своеобразием целей и задач, стоящих перед ними.

Во-первых, правовые нормы предъявляют повышенные требо­вания к поведению военнослужащих в процессе выполнения ими обязан­ностей по воинской службе. Такое положение определяется характером деятельности вооруженных сил, сложностью и динамичностью воору-

*eiW 0H борьбы, что требует от личного состава в высшей степени орга-^зованности и дисциплины.

Во-вторых, нормы права более детально и подробно регла­ментируют различные стороны жизни и деятельности военнослужащих, fyi в какой другой области общественной жизни правовые нормы не регулируют взаимодействия между людьми таким подробнейшим обра-jom, как в военной организации.

В-третьих, право устанавливает повышенную ответствен­ность военнослужащих за нарушение порядка несения военной службы. Так, в вооруженных силах предусматривается юридическая ответствен­ность за проступки, которые в гражданской жизни не считаются проти­воправными (например, нарушение правил воинской вежливости). К военнослужащим применяются более строгие меры юридической ответ­ственности за аналогичные правонарушения, совершаемые граждан­скими лицами (оскорбление должностного лица, неповиновение, неис­полнение приказа и другие). И, наконец, военнослужащие несут юриди­ческую ответственность за такие действия, которые могут иметь место только при несении военной службы (самовольное оставление части, дезертирство, сдача в плен по трусости).

Воздействие права на жизнь и деятельность вооруженных сил происходит, как отмечалось ранее, по тем же основным направлениям, что и в обществе в целом.

1. Право воздействует на общественные отношения, складывающи­
еся в вооруженных силах, путем их закрепления в правовых нормах. Так,
конституционные нормы закрепляют’ назначение вооруженных сил,
определяют полномочия высших органов государства в области
военного строительства. В законодательных актах закрепляются также
организационные основы вооруженных сил, порядок их комплектования,
материально-техническое снабжение, правовое положение военнослужа­
щих и другое.

2. Право обеспечивает надлежащую организацию и четкое функ­
ционирование общественных отношений в армии. На основе правовых
норм, прежде всего уставных, строятся повседневная жизнь и боевая
подготовка военнослужащих, караульная и гарнизонная службы, боевое
Дежурство. В соответствии с правовыми предписаниями складываются
отношения между начальниками и подчиненными, отдаются и испол­
няются приказы. Все это позволяет обеспечить четкое несение военной
службы, постоянную боевую готовность частей и подразделений.

3. Право содействует установлению новых общественных отноше­
нии, которые отвечают потребностям развития вооруженных сил, вно­
сят новые элементы в военное строительство. Так, возрастающая обще-
образовательная и техническая подготовка лиц призывного возраста
Позволяет законодательным путем постепенно сокращать сроки про­
хождения военной службы. Разрядка международной напряженности,
сокращение вооруженных сил и вооружений дают возможность госу-

дарству освобождать от срочной службы студентов высших учебны* заведений.

4. Право обеспечивает охрану боеспособности вооруженных сил
порядка несения военной службы, прав и законных интересов военнослу[
жащих и их семей. Охранительное воздействие права в вооруженных
силах направлено на борьбу с правонарушениями. Оно обусловливает
высокий уровень порядка и дисциплины в войсках. Охранительная
функция в вооруженных силах проводится в основном через нормы,
содержаищеся в военно-уголовном и дисциплинарном законодательстве’

5. Право оказывает значительное воспитательное воздействие на
военнослужащих. Оно способствует воспитанию сознательной воинской
дисциплины, высокой организованности, исполнительности, необходи­
мых боевых и нравственных качеств. Регулируя разнообразные стороны
жизни и деятельности воинов, право воспитывает их в духе строгого
соблюдения законов, прививает уважение к воинскому правопорядку
военной службе.

Таким образом, право является важным и необходимым средством укрепления воинской дисциплины, повышения боеспособности и боего­товности войск, зашиты законных прав военнослужащих и их семей. Оно обеспечивает нормальную жизнедеятельность частей и подразделе­ний, успешное выполнение стоящих перед ними задач.

В условиях реформации Вооруженных сил Российской Федерации правовые средства играют исключительно важную роль: они определя ют основные направления военной реформы, обеспечивают реально обновление вооруженных сил, их повседневную жизнедеятельность в режиме правовой законности.

Источник: mydocx.ru

Глава Х. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права — это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую .природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.

Принципы права объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права. Это значит, что каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер принципов той или иной правовой системы нельзя определять в отрыве от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества.

Виды принципов права. Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов права относятся:

1) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии дня свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, подчеркивается в Декларации прав и свобод человека, обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

Читайте также:  Что лучше для строительства ели или сосна

3) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

4) Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.

5) Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные спои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

6) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в цепом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений.

При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

7) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности.

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни. Еще Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и как равное, а несправедливость — как противозаконное и неравное отношение к людям(См.: Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 83. ).

2. Межотраслевые правовые принципы. Это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

§ 2. ФУНКЦИИ (РОЛЬ) ПРАВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Функции права могут подразделяться на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выражают специфику права как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений.

Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны — упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

1. Регулятивная функция — это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.

Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения следующим образом:

Во-первых, путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан.

Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий Интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).

2. Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в следующем:

— в определении запретов на совершение противоправных деяний;

— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;

— в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается служебная роль права, его социальное назначение.

§3. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В вооруженных силах современного государства право выполняет те же функции, что и в обществе в цепом. Однако воздействие права на общественные отношения, возникающие в военной организации, имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены спецификой устройства вооруженных сил, своеобразием целей и задач, стоящих перед ними.

Во-первых, правовые нормы предъявляют повышенные требования к поведению военнослужащих в процессе выполнения ими обязанностей по воинской службе. Такое положение определяется характером деятельности вооруженных сил, сложностью и динамичностью вооруженной борьбы, что требует от личного состава в высшей степени организованности и дисциплины.

Во-вторых, нормы права более детально и подробно регламентируют различные стороны жизни и деятельности военнослужащих. Ни в какой другой области общественной жизни правовые нормы не регулируют взаимодействия между людьми таким подробнейшим образом, как в военной организации.

В-третьих, право устанавливает повышенную ответственность военнослужащих за нарушение порядка несения военной службы. Так, в вооруженных силах предусматривается юридическая ответственность за проступки, которые в гражданской жизни не считаются противоправными (например, нарушение правил воинской вежливости). К военнослужащим применяются более строгие меры юридической ответственности за аналогичные правонарушения, совершаемые гражданскими лицами (оскорбление должностного лица, неповиновение, неисполнение приказа и другие). И, наконец, военнослужащие несут юридическую ответственность за такие действия, которые могут иметь место только при несении военной службы (самовольное оставление части, дезертирство, сдача в плен по трусости).

Воздействие права на жизнь и деятельность вооруженных сил происходит, как отмечалось ранее, по тем же основным направлениям, что и в обществе в целом.

1. Право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в вооруженных сипах, путем их закрепления в правовых нормах. Так, конституционные нормы закрепляют’ назначение вооруженных сил, определяют полномочия высших органов государства в области военного строительства. В законодательных актах закрепляются также организационные основы вооруженных сил, порядок их комплектования, материально-техническое снабжение, правовое положение военнослужащих и другое.

2. Право обеспечивает надлежащую организацию и четкое функционирование общественных отношений в армии. На основе правовых норм, прежде всего уставных, строятся повседневная жизнь и боевая подготовка военнослужащих, караульная и гарнизонная службы, боевое дежурство. В соответствии с правовыми предписаниями складываются отношения между начальниками и подчиненными, отдаются и исполняются приказы. Все это позволяет обеспечить четкое несение военной службы, постоянную боевую готовность частей и подразделений.

3. Право содействует установлению новых общественных отношений, которые отвечают потребностям развития вооруженных сил, вносят новые элементы в военное строительство. Так, возрастающая общеобразовательная и техническая подготовка лиц призывного возраста позволяет законодательным путем постепенно сокращать сроки прохождения военной службы. Разрядка международной напряженности, сокращение вооруженных сил и вооружений дают возможность государству освобождать от точной службы студентов высших учебных заведений.

4. Право обеспечивает охрану боеспособности вооруженных сил, порядка несения военной службы, прав и законных интересов военнослужащих и их семей. Охранительное воздействие права в вооруженных силах направлено на борьбу с правонарушениями. Оно обусловливает высокий уровень порядка и дисциплины в войсках. Охранительная функция в вооруженных сипах проводится в основном через нормы, содержащиеся в военно-уголовном и дисциплинарном законодательстве.

5. Право оказывает значительное воспитательное воздействие на военнослужащих. Оно способствует воспитанию сознательной воинской дисциплины, высокой организованности, исполнительности, необходимых боевых и нравственных качеств. Регулируя разнообразные стороны жизни и деятельности воинов, право воспитывает их в духе строгого соблюдения законов, прививает уважение к воинскому правопорядку, военной службе.

Таким образом, право является важным и необходимым средством укрепления воинской дисциплины, повышения боеспособности и боеготовности войск, защиты законных прав военнослужащих и их семей. Оно обеспечивает нормальную жизнедеятельность частей и подразделений, успешное выполнение стоящих перед ними задач.

В условиях реформации Вооруженных сил Российской Федерации правовые средства играют исключительно важную роль: они определяют основные направления военной реформы, обеспечивают реальное обновление вооруженных сил, их повседневную жизнедеятельность в режиме правовой законности.

ФУНКЦИИ (РОЛЬ) ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Почему принципы права имеют объективный характер?

2. Каково значение принципов права для практики правового регулирования, обеспечения социально-экономических, политических личных прав и свобод граждан?

3. Можно ли разрешить конкретное юридическое дело без учета принципов права?

4. Основные характеристики принципов права и их классификация.

5. Место общих принципов права в системе регулирования общественных отношений.

6. В чем выражается принцип социальной свободы? Его взаимосвязь с принципом социальной справедливости.

7. Соотношение принципа равноправия с принципами демократизма и гуманизма.

8. Почему принцип законности имеет всеобщее значение для практики правового регулирования общественных отношений.

9. Содержание межотраслевых и отраслевых принципов права.

10. Понятие функций права. Какова их взаимосвязь с функциями государства?

12. Каков механизм охранительного воздействия права на общественные отношения?

13. В чем состоит специфика функционального воздействия права на общественные отношения, которые возникают только в условиях вооруженных сил?

Прокрутить вверх

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Источник: zdamsam.ru

Рейтинг
Загрузка ...