Значение земельного права в строительстве

Земельное право как одна из основных отраслей российского права имеет собственный предмет правового регулирования. Сфера общественных отношений, регулируемая данной отраслью права, определяется на основании такого критерия, как особый объект этих отношений, которым выступает земля. В ст. 6 ЗК РФ указано, что объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков.

Земля — основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она представляет собой один из главных объектов хозяйственной деятельности человека. Почва — плодородный слой земли, используемый в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве. В недрах земли содержатся запасы полезных ископаемых, небходимые для экономического развития общества.

Водные ресурсы — важнейшее условие существования людей, животного и растительного мира — также находятся на земле. Земля является местом обитания животного мира — возобновляемого природного ресурса; это один из важнейших компонентов окружающей природной среды.

Понятие земельного права, система земельного права. Земельное право. Земельный кодекс (ЗК РФ)

Земля становится объектом земельных отношений не из-за того, что она — объект природы, природный ресурс или часть окружающей природной среды. Объективно существующие земельные отношения обусловлены конкретными волевыми актами людей, их поведением. Люди присваивают определенные части земли, приобретают права на землю, используют ее полезные свойства, воздействуют на нее различными способами. Соответственно, в этой сфере возникают особые общественные взаимодействия, отношения между людьми по поводу земли.

В истории человеческого общества земельные отношения всегда занимали особое место и играли большую роль в системе общественных отношений; земля была одним из объектов ожесточенной борьбы. Огромное экономическое, политическое и социальное значение земли в жизни общества обусловлено тем, что она в течение многих веков являлась первоначальным источником любого богатства 1 . В современном мире земля отнюдь не утратила экономической и социальной роли. Значение земельных отношений постоянно возрастает.

С точки зрения права земля рассматривается в двух аспектах: как политическая и как экономическая категория. В первом случае она определяется как территория, т. е. пространственный предел осуществления государственной власти или власти, реализуемой в границах административно-территориальных образований. Регулирование данных отношений производится главным образом в рамках конституционного (государственного) и административного права. Во втором случае земля рассматривается как объект хозяйственной деятельности, как объект собственности, пользования, правовой охраны, что требует иного подхода к правовому регулированию, складывающихся в связи с этим отношений [1] [2] .

В теории земельного права принято считать: принципиальным моментом является то, что земля — природный объект и природный ресурс. Природный объект — относительно условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей природной среды (в данном случае земли), с тем чтобы с позиций права было возможно признать процессы использования и охраны земель в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны [3] .

Сервитут на земельный участок | Простыми словами

Правовая категория «природный объект» отличается от категории «природный ресурс». Природный ресурс представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые применяются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Характерными чертами земли как природного ресурса являются ее производительная способность, т. е. плодородие почв, наличие свободных земель, которые могут быть использованы для размещения каких-либо производственных и иных объектов, для застройки и т. п. Применение этой правовой категории дает возможность отразить в праве специфику правового регулирования эксплуатации природного ресурса (земель), обусловленные его природно-экономическими свойствами, закрепить и урегулировать особенности использования запасов веществ, энергии, иных полезных свойств, которыми обладает данный ресурс природы.

Наиболее важные юридически значимые признаки земли как природного объекта и природного ресурса заключаются в следующем. Земля существует без всякого содействия со стороны человека как всеобщее условие и предмет человеческого труда. Земля — территориальный базис жизни и деятельности людей, естественное средство производства. Это важное свойство земли отражено в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля относится к числу вечных, неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, однако землю как пространственный территориальный базис, как правило, уничтожить нельзя. В связи с этим земля, являющаяся местом существования человеческого общества, обладает и в обозримом будущем будет обладать признаком незаменимости.

В отличие от растительного и животного мира — возобновляемых ресурсов природы — земля не характеризуется таким свойством. Однако естественное плодородие почв может быть восстановлено при применении специальных методов. При рациональной, научно обоснованной обработке почвы приобретают уникальное свойство увеличивать продуктивную способность.

Очень важным обстоятельством является также то, что земля ограничена в пространстве. Человеческое общество существует на определенной территории, обычно очерченной границами соответствующего государства. Любой человек владеет земельным участком, площадь которого всегда ограничена, как бы велик он ни был.

Земля как объект общественных отношений даже в тех случаях, когда к ней применяется человеческий труд, когда в нее вкладываются денежные средства для производства каких-либо улучшений, остается объектом природы. Застроенный, заасфальтированный, забетонированный и т. п. земельный участок всегда будет оставаться природным объектом и природным ресурсом. В этом заключаются основные особенности земли — объекта общественных земельных отношений.

Земля выполняет по крайней мере три важнейшие функции. Во-первых, это главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Во-вторых, она используется как пространственный (территориальный) базис для размещения зданий, строений и сооружений, т. е. объектов, искусственно созданных человеком. Выступая как средство производства, земля практически всегда одновременно служит и пространственным (территориальным) базисом для размещения объектов, которые в силу своих естественных природных свойств связаны с землей: вод, лесов, лесных насаждении, многолетних, в том числе плодовых насаждений. В-третьих, что особенно актуально в современных условиях, земля выполняет функцию поддержания экологического равновесия в природе как элемент системы сложных взаимосвязей объектов природы — экологической системы.

Экологическая фукция земли проявляется в двух важнейших аспектах: 1) обеспечении охраны земель в процессе их использования и

2) обеспечении сохранности земель, признанных землями особо охраняемых территорий и объектов.

Функциональное значение земли отражается в праве посредством деления всех земель на соответствующие категории в зависимости от их целевого назначения. Выделяются земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и т. д.

Слово «земля» в русском языке имеет несколько значений. Это планета; суша (в отличие от водного пространства); почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность; рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты; страна, государство; территория с угодьями, находящимися в чьем-то владении, пользовании 1 . Для земельного права особое значение имеет определение понятия земли как суши и как почвы. Причем принципиальным моментом является то, что суша — это земля в противоположность морю, водному пространству [4] [5] .

Какое значение имеет понятие «земля» в законодательстве? Юридического определения его нет. В ст. 9 Конституции РФ говорится о земле как природном ресурсе. В ч. 1,2 ст.

36 Конституции РФ термин «земля» используется для обозначения объекта права собственности. В ч. 3 этой статьи данный термин применен для обозначения предмета правового регулирования земельного законодательства.

В ЗК РФ употребляются термины: «земля», когда речь идет о земле как природном объекте и природном ресурсе; «земельный участок», когда говорится об индивидуализированной части земли; «земли», когда речь идет о категориях земель. По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ земля — это природный объект, природный ресурс и одновременно недвижимость, объект права собственности и иных прав на землю.

В ГК РФ термины «земля» и «земельный участок» используются как синонимы, без учета различия содержания этих понятий. В его п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209, п. 2 ст.

214 говорится о земле, хотя речь должна идти о земельном участке как объекте прав на землю с основой на доктрине гражданского права. Глава 17 называется «Право собственности и другие вещные права на землю»; ст. 260 посвящена общим положениям о праве собственности на землю; ст. 264 — правам на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; ст.

269 — владению и пользованию землей на праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что объектом имущественных прав признается не только земельный участок, но и земля. В иных статьях ГК РФ применяется термин «земельный участок», подразумевающий объект имущественных прав.

Таким образом, Конституция РФ, земельное и гражданское законодательство признают землю в качестве природного объекта, природного ресурса и объекта прав на землю.

Кроме того, из содержания п. 1 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель, следует вывод, что общим объектом земельных отношений выступают земли. Понятие «земля» является синонимом понятия «земли», которое используется в ЗК РФ для того, чтобы обозначить отдельные категории земель. Понятие «земли» — родовое по отношению к понятию «земельный участок», и, естественно, они взаимосвязаны. Поэтому земельными отношениями являются общественные отношения, возникающие по поводу земли (земель, земельных участков и их частей).

Юридическое понятие «земля» в зарубежном праве. В странах европейского континентального права, так же как и в российском праве, нет законодательно определенного понятия «земля». Законодательство этих стран, как правило, делает акцент на дефиниции категории «недвижимость», не определяя при этом юридического понятия «земельный участок». «Земля» является синонимом «земельного участка».

Иная ситуация в английском праве. Юридическое понятие «земля» сформулировано в Акте «Об имущественном праве» 1925 г. (ст. 205 (1) (ix)). Земля включает землю, находящуюся в любом владении, рудники, полезные ископаемые, как добытые, так и недобытые, здания или части зданий (независимо от того, как они разделены: горизонтально, вертикально или иным образом) и другие материальные наследуемые права, а также manor (мэнор) 1 , advowson (эдвовсон) [6] [7] , ренту и иные нематериальные наследуемые права, сервитут, право, привилегию или прибыль от земли [8] . Кроме того, согласно Акту «О регистрации земли» 2002 г. (ст. 132 (i)) «земля» включает: а) здания и другие сооружения; б) землю, покрытую водой; в) рудники и полезные ископаемые, извлеченные и не извлеченные на поверхность земли.

В первую группу включены отношения, возникающие по поводу использования и охраны земли как объекта природы и природного ресурса. Определить суть этих отношений можно путем выявления отношений по поводу использования земель для конкретных целей, т. е. видов использования земель. Главным ориентиром для этого служит ст.

7 ЗК РФ, в которой перечислены виды категорий земель, выделяемых в зависимости от их целевого назначения. Это земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда, запаса. Одно лишь перечисление категорий земель позволяет сделать вывод, что практически все земли применяются главным образом в качестве средства производства, т. е. в сельском или лесном хозяйстве, либо как пространственный (территориальный) базис, т. е. для размещения и эксплуатации различных объектов.

Использование земель и их охрана представляют собой органически взаимосвязанные части земельных отношений. Все земли подлежат охране. В ЗК РФ есть гл. 2, которая специально посвящена вопросам охраны земель.

Некоторые земли исключены из сферы хозяйственного использования либо ограничены в использовании. Эти земли относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Целевое назначение таких земель заключается в первую очередь в обеспечении охраны окружающей природной среды.

Отличительные признаки земельных отношений данной группы выражаются в том, что для достижения целей как использования, так и охраны, восстановления плодородия земель, сохранности земель как пространственного (территориального) базиса человек оказывает на земли комплекс физических, химических и биологических воздействий. Для обеспечения сохранности особо ценных земель и земель особо охраняемых природных территорий предусматриваются специальные меры по ограничению или запрету каких-либо воздействий на такие земли и территории.

В целом в состав первой группы земельных отношений входят отношения по поводу: во-первых, использования и охраны земель как средства производства; во-вторых, применения и охраны земель как пространственного (территориального) базиса; в-третьих, охраны земель как элемента экологической системы, неотъемлемой части окружающей природной среды.

Особой разновидностью земельных отношений являются случаи создания искусственных земельных участков (п. 3 ст. 6 ЗК РФ). Суть данных земельных отношений заключается в следующем. На земли водного фонда оказывается физическое воздействие, выражающееся в том, что путем намыва, доставки грунта создается земельный участок, который предполагается использовать как пространственный территориальный базис.

Суть второй группы земельных отношений состоит в том, что земельное право регулирует отношения по поводу земельных участков и их частей, являющихся недвижимостью и объектами прав на землю. Ограниченность земли в пространстве в современном мире не позволяет людям по своему усмотрению использовать понравившийся им участок земли, предположим распахать его, обнести забором и возвести на нем здание или сооружение.

Такая практика была возможна несколько столетий назад. В современном обществе подавляющая часть земель давно уже поделена между людьми. Кроме того, даже если кто-то и приобрел права на землю, нередко возникают острые проблемы зашиты своих прав от посягательств третьих лиц. Поэтому в праве предусматриваются особые условия и требования, касающиеся приобретения земли, определены система прав на землю и способы защиты этих прав.

Основой закрепления, реализации и зашиты прав на землю, оборота земельных участков является правовая конструкция признания земельного участка недвижимым имуществом. При этом необходимо подчеркнуть, что земля как объект природы и природный ресурс — это объективная реальность, существующая миллионы лет. Что же касается недвижимости, недвижимого имущества, то данные юридические понятия — результат творческой деятельности юристов. Понятие «недвижимость» придумано людьми, и это юридическая фикция 1 . В праве многих стран, прежде всего в странах общего права, такого понятия нет. Как фактически, так и юридически земельный участок может существовать вне зависимости от того, признан он недвижимостью или нет.

Уникальные свойства земли как объекта природы — ее постоянство, неперемещаемость и ограниченность в пространстве — основа формирования юридического понятия «недвижимость». Именно поэтому земельные участки и участки недр признаются недвижимостью. Присвоенную часть земли — земельный участок нельзя перенести с одного места на другое, передвинуть. Неразрывная связь возведенных зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства с землей как объектом природы (а не с земельным участком) — условие для признания их недвижимым имуществом (ст. 130 ГК РФ).

На основе анализа норм действующего законодательства можно сделать однозначный вывод о том, что регулирование отношений, возникающих по поводу земельного участка, признанного недвижимым имуществом, включается в сферу действия земельного права. Земельный участок приобретает правовой режим недвижимого имущества на основании норм земельного законодательства. Практически вся совокупность юридических действий, связанных с образованием земельных участков, которые являются элементами юридического состава — основания признания земельного участка в качестве недвижимого имущества, урегулирована в ЗК РФ [11] [12] .

Статья 6 ЗК РФ к числу объектов земельных отношений прямо относит земельные участки и части земельных участков. В подп. 1 п. 1 ст.

1 ЗК РФ закреплен принцип, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы; природном ресурсе, применяемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ; недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. В подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ сформулирован принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Поскольку земельный участок признан недвижимостью, имуществом, отношения, возникающие по поводу участка земли, выступающего в такой роли, имеют определенную специфику. Земельный участок не является «обычным» имуществом, с точки зрения права он продолжает оставаться природным объектом, природным ресурсом. Индивидуализированная часть земли — земельный участок не утрачивает юридических признаков как части окружающей природной среды и ее компонента — земли.

Любой земельный участок не только выступает объектом права собственности и иных прав на землю, но и используется для различных целей и подлежит охране, поэтому по поводу него возникает широкий спектр земельных общественных отношений, в том числе тех, которые выше отнесены к первой группе земельных отношений. Общественные отношения, возникающие по поводу земельного участка как объекта права собственности, иных прав на землю, недвижимости, являются земельными отношениями.

Общественные отношения, возникающие по поводу земельных участков как недвижимости и по поводу их применения и охраны, представляют собой целостный комплекс. Доминирующую роль в нем играют земельные отношения, поскольку главная цель присвоения участка земли и оборота земельных участков — их последующее использование.

Поскольку рассматриваемая группа земельных отношений связана с особым видом имущества — земельным участком, отличительным признаком таких общественных отношений является их имущественный характер. Земельные отношения имущественного характера обычно возникают по поводу земельных участков и земель отдельных категорий, которые признаются в качестве объектов публичной собственности.

Существует также сфера земельных отношений, которые в силу своего характера составляют отдельную — третью группу. К ней относятся земельные отношения организационного характера. Для того чтобы решать вопросы рационального использования земель, обеспечения их охраны, недостаточно регламентировать условия и требования, касающиеся непосредственного употребления и охраны земель, закрепить систему прав на землю, порядок их осуществления, регулировать оборот земельных участков. Необходимо применение правовых способов воздействия на процессы, связанные с использованием земель, с помощью которых обеспечивались бы не только частные интересы, но и публичные интересы сохранения и рационального употребления земельных ресурсов. Поэтому в земельном праве применяются особые правовые механизмы воздействия государства на сферу земельных отношений.

Читайте также:  Кто брал кредит на строительство дома в россельхозбанке

Общественные отношения, возникающие в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, также являются земельными отношениями, поскольку их непосредственным объектом выступает земля. Главная черта таких отношений — их организационный характер. Следует подчеркнуть, что земельные отношения, возникающие по поводу использования и охраны земли как объекта природы и природного ресурса, земельные отношения имущественного характера теснейшим образом взаимосвязаны с земельными отношениями организационного характера и образуют в совокупности определенное единство.

К четвертой группе земельных отношений относятся земельные отношения, возникающие в связи с использованием земель для передвижения людей. Основанием для выделения данной группы отношений является ст. 27 Конституции РФ, согласно которой каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Поскольку земля выступает территориальной основой жизни и деятельности человека, она используется людьми для передвижения. В этих случаях обычно не требуется получения каких-либо разрешений или оформления прав на землю. Без свободного передвижения жизнь и деятельность людей была бы просто невозможной. Возникающие в этих случаях отношения также являются земельными. Их пример — случаи прохода или проезда по земельным участкам общего пользования, т. е. по площадям, улицам, проездам, автомобильным дорогам, набережным, скверам, бульварам, применение водных объектов, пляжей, свободный доступ к береговой полосе, свободное пребывание в лесах, употребление земель в целях охоты и рыболовства.

Для реализации таких целей в ЗК РФ закреплены понятия «территории общего пользования» и «земельные участки общего пользования» (п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85). Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п.

12 ст. 1 ГсКРФ).

Содержание таких земельных отношений выражается в том, что земля при этом используется людьми как территориальная основа их жизнедеятельности посредством перемещения людей из одного места в другое. В этом случае не преследуется цель оказания какого-либо воздействия на землю. Отличительный признак данной группы земельных отношений состоит в том, что поверхность земли применяется как пространственная сфера передвижения людей.

Таковы состав, структура и признаки земельных отношений, которые регулируются земельным правом.

Тенденции развития земельного законодательства. В современном земельном законодательстве, регулирующем вопросы использования и охраны земель, водном, лесном законодательстве, законодательстве о недрах, об охране окружающей среды, которые органически связаны с законодательством о земле, можно совершенно отчетливо выявить ряд взаимосвязанных между собой тенденций развития.

Эти тенденции обусловлены объективными материальными условиями, в которых существует наше общество. Сегодня главная цель развития общества сводится преимущественно к достижению минутного экономического эффекта, получению максимально возможной прибыли отдельными индивидами и группами лиц.

При этом не учитываются неблагоприятные социальные и экологические последствия для всего общества, которые в итоге приводят к негативным экономическим результатам. Эти обстоятельства не могут не получить отражения в праве. Содержание земельного законодательства меняется в силу воздействия на него внешних, в первую очередь субъективных, а также объективных факторов. Результаты этих изменений трудно назвать положительными, если сравнить состояние законодательства, которое действовало ранее, с нынешним.

Во-первых, предпринимаются активные усилия по закреплению приоритета правового регулирования использования земель главным образом на основе правовой конструкции признания земельного участка как недвижимости, недвижимой веши, придания праву собственности абсолютного характера и т. д. Такая тенденция выражает упорное игнорирование того факта, что земля является объектом природы и природным ресурсом, частью окружающей природной среды, основой жизнедеятельности человека. В законодательстве отсутствуют даже какие-либо незначительные проявления попытки создания правового механизма, обеспечивающего необходимый баланс регулирования отношений по поводу земли (земельного участка) как недвижимости и как объекта природы и природного ресурса.

Во-вторых, земельное и градостроительное законодательство создает максимально комфортный, льготный режим, обеспечивающий направление инвестиций в весьма прибыльную сферу строительства, использования земель для застройки. При этом не учитываются требования охраны земель, лесов, вод, иные экологические факторы.

В-третьих, в настоящее время сведены к минимуму требования законодательства по охране земель сельскохозяйственного назначения. Это проявляется в первую очередь в возможности перевода таких земель в состав земель населенных пунктов и последующей их застройки. Отсутствуют правовые механизмы, побуждающие собственников и иных владельцев данных земель использовать земли для производства сельскохозяйственной продукции, не говоря уже о мерах по их сохранению. Причем такая ситуация сохраняется в условиях необходимости обеспечения продовольственной безопасности страны.

В-четвертых, наблюдается тенденция вовлечения в хозяйственный оборот земель особо охраняемых природных территорий, применения их для достижения экономического эффекта. Для этого постепенно устраняются существовавшие ранее запреты и ограничения в отношении использования таких земель.

Источник: studref.com

Место и значение земельного права в общей системе права России. Земельное право как комплексная отрасль российского права

Дискретность функций земель проявляется в их назначении для удовлетворения разнообразных потребностей человека. Земля как природный ресурс является объектом использования для различных целей, в т. ч. для ведения сельского и лесного хозяйства, для размещения производственных и иных зданий и сооружений, пользования водоемами и других целей. Удовлетворение названных потребностей предполагает юридически обоснованное согласование различных видов пользования земельными ресурсами на основе установления приоритетов и ограничений, обусловленных природными свойствами земель, важнейшим из которых является их плодородие. Данная особенность земель также получила отражение в законодательстве в виде принципа дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Земля (правовое значение) — объект правовой охраны, особенность которого состоит в интегрированном сочетании функций и свойств публичного и частного блага, что определяет необходимость специализации правовых норм, регулирующих режим использования и охраны земель и оборота земельных участков, в рамках земельного права как комплексной отрасли права.

Современные изменения земельного законодательства, связанные с регулированием оборота земель, призваны обеспечить реализацию задач государственной стратегии социально-экономического развития России, состоящих в приоритетном развитии рынка земли и недвижимости, обеспечении равной защиты права собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка, а также снижении издержек граждан и бизнеса при оформлении прав на недвижимость [1] .

1.2. Место и значение земельного права в общей системе права России. Земельное право как комплексная отрасль российского права

Трансформация отношений собственности на землю, развитие рыночных аграрных отношений послужили объективным фактором формирования принципиально новых подходов к определению места земельного права в общей системе права России и основ системного

построения данной отрасли права. В связи с отменой режима исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, закреплением в Конституции РФ положения о многообразии форм собственности на природные ресурсы (п. 2 ст. 9 Конституции РФ) вопрос о теоретико-правовых основах сохранения прежнего значения земельного права в качестве самостоятельной отрасли права стал вызывать доктринальные споры.

В теории земельного права сложились два основных подхода к решению вопроса о месте земельного права в системе права и модернизации земельного права как отрасли права. В 1994 г. В. А. Дозорцевым было высказано мнение о то, что, поскольку «земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом, основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать, теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота» 1 . Данный подход был поддержан учеными, которые настаивают на изменении предмета земельного права путем выделения из него земельно-имущественных отношений и включении их в сферу гражданско-правового регулирования.

В развитие данной теории Е.А. Суханова основывает позицию о признании права собственности и иных вещных прав на землю, а также сделок с земельными участками частью имущественного (гражданско-правового) оборота. Земельно-правовые нормы устанавливают ограничения, связанные с предельными размерами земельных участков, находящихся в частной собственности, обеспечением их строго целевого назначения и наиболее рационального использования, определением категорий земель и их учетом, предусматривают последствия их нарушения (в основном административно-правового характера), имеют публично-правовую природу [2] . Данной позиции придерживаются и другие ведущие специалисты в сфере гражданского права. Так, Н.П. Лотникова подчеркивает, что «имущественные отношения по совершению сделок с земельными участками отвечают критериям гражданско-правового отношения (регулируются методом юридического равенства сторон, объектом является недвижимая вещь и т.д.), в связи с чем их следует отнести

1.2. Место и значение земельного права в общей системе права России. Земельное право как комплексная отрасль российского права к предмету только гражданского права и регулировать соответственно гражданским законодательством, при этом отдав приоритет нормам Гражданского кодекса РФ. Тем самым данные правоотношения будут отграничены от отношений, составляющих предмет земельного права, которые являются публичными по методу регулирования и преследуют основную цель — сохранение земли как основы жизни и деятельности людей» [3] .

Вторая позиция по вопросу о правовой идентификации земельного права состоит в признании земельного права самостоятельной отраслью права, в рамках которой получают специфическое комплексное регулирование земельно-имущественные и управленческие отношения, которые находятся в неразрывном единстве, обусловленном двуединой сущностью (публично и частноправовой) объекта земельных отношений. Данная позиция представлена в научных трудах С. А. Боголюбова, О. И. Крассова, Б. В. Ерофеева, Ю. Г. Жарикова и Г. В. Чубукова. Они предлагают сохранить в новых политических и экономических условиях приоритет земельно-правового регулирования отношений в области использования и охраны земель либо найти оптимальное сочетание земельно-правовых и гражданско-правовых начал. Так, по мнению С. А. Боголюбова, по сравнению с другими вещами количество и масштаб особенностей природных объектов достигают здесь такого уровня, что переходят в иное качество, предполагающее приоритетность публично-правовых форм регулирования, не исключающих и диспозитивных методов. Регулирование охраны и использования земли осуществляется исходя из представлений о ней прежде всего как о природном ресурсе, средстве производства в сельском и лесном хозяйстве, основе жизни и деятельности и как о земельном участке — недвижимом имуществе, объекте права собственности . Ю. Г. Жариков отстаивает идею приоритета земельного законодательства как специального закона по отношению к гражданскому (общему) законодательству в случае возникновения коллизий норм данных отраслей .

Выделение земельного права в качестве самостоятельной отрасли права обусловлено действием факторов объективного и субъективного характера. Объективной предпосылкой является признание двойственного значения земель как публичного блага и частного блага, что не свойственно объектам гражданско-правовых отношений. Данная особенность объектов земельных отношений отражена в п. 1 ст. 1 ЗК РФ, согласно которой одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

К субъективным факторам, определяющим самостоятельное место земельного права в системе отраслей права, относится выраженная в нормативных правовых актах воля законодателя в признании специального характера правовых норм, регулирующих земельные отношения. Данный подход получил отражение в следующих положениях законодательства:

  • • признание Конституцией РФ земельного законодательства в качестве самостоятельной отрасли законодательства, что отражено в ст. 72 Конституции РФ;
  • • наличие специфических принципов регулирования земельных отношений, отраженных в ст. 1 ЗК РФ;
  • • значительный массив земельного законодательства;
  • • наличие специфического императивно-диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений, состоящего в применении разрешительного регулирования земельно-имущественных отношений в качестве основного метода, ограничивающего действие диспозитивных методов;
  • • закрепление в законодательстве специфического механизма действия норм земельного права, включающего специальные основания государственного принуждения, применяемые к участникам земельных отношений (изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, принудительное прекращение права в связи с неиспользованием или ненадлежащим использованием земельного участка и другие).

Названные факторы обусловили признание земельного права комплексной отраслью права. Специфика объекта земельных отношений определяет комплексную структуру земельного права как отрасли права, основанную на применении диспозитивных и императивных методов правового регулирования в их комплексном сочетании. Таким образом, земельное право является комплексной отраслью права, основу которой составляют нормы земельного права, имеющие приоритет по отношению к нормам иных отраслей права (гражданского и административного права) в части регулирования отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Источник: bstudy.net

Система земельного права

Отграничение земельного права от смежных отраслей права позволяет выделить земельное право в самостоятельное и целостное, однако это не позволяет проникнуть в суть данного явления.

Сущность земельного права может раскрыться нам через изучение его системы, а последняя представляет собой упорядоченную целостную множественность, в которой каждый элемент занимает определенное место, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими элементами.

Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в ней. Так, Общая часть земельного права должна предшествовать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное управление землепользованием, вещные права на землю и др. Эти институты получают свою специфику в регулировании и использовании различных категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения, земель специального назначения, земель поселений и т.п.

Система земельного права является, таким образом, с одной стороны, упорядочивающим свою внутреннюю структуру целостным явлением, а с другой – подсистемой российского права, входя в него в качестве составного элемента. Так, реализуя положения о гарантиях прав коренных малочисленных народов, нормы земельного права позволяют устанавливать особый режим в месте проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей; реализуя нормы административного права, нормы земельного права устанавливают компетенцию органов местного самоуправления в вопросах использования земель, установления предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в собственность, пользование, и т.п.

Принято различать систему земельного права как отрасли, как науку и как учебную дисциплину.

Под системой земельного права как отрасли следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Система отрасли права складывается исторически (в известной степени – объективно) и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.

Раскрыть систему земельного права как отрасли – значит выявить элементы, ее составляющие, и системообразующие связи между этими элементами. Элементы системы права образуют внутри себя структуры системы элементов более узкого содержания. Так, система земельного права состоит из двух крупных элементов – Общей и Особенной частей; каждая из них, в свою очередь, состоит из институтов; институты земельного нрава состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

Определение системы земельного права включает прежде всего вопрос о внутренней группировке и расстановке многочисленных юридических норм, входящих в эту отрасль.

Земельные отношения регулируются нормами материального и процессуального права. Поэтому по своему составу они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений отличается друг от друга в зависимости от субъекта, объекта этих отношений, их содержания. Например, правовые нормы, закрепляющие землю в частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю, а нормы права, направленные на регулирование исполнительной и распорядительной деятельности органов в области регулирования земельных отношений, образуют институт государственного управления землепользованием.

Одним из видов правоотношений являются правоотношения собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды, которые, в свою очередь, делятся на более конкретные виды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользователем тех или иных участков. В связи с этим, например, имеется несколько различных видов прав собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного назначения (землепользование государственных сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, акционерных обществ, ассоциаций и т.п.) и на землях поселений (землепользование жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов и т.д.).

Нормы права, регулирующие одни и те же виды использования земли, составляют в совокупности конкретные правовые институты. Так, правовые нормы, посвященные пользованию землей сельскохозяйственных предприятий (акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств и др.), образуют соответствующие институты. Юридические нормы, посвященные землепользованию жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, тоже образуют соответствующие институты и т.д.

Таким образом, земельное право состоит из ряда институтов, каждый из которых посвящен регулированию однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Наличие правовых норм, отражающих принципиальные положения, характерные для всех институтов земельного права, действие которых по общему правилу распространяется на все регулируемые земельным правом общественные отношения, дает основание выделить в земельном праве Общую часть.

Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах Особенной части земельного права, при этом каждый из институтов Общей части «обслуживает» своими нормами все институты Особенной части. Например, институт ответственности за нарушения земельного законодательства применим как к правовому обеспечению института правового режима земель сельскохозяйственного назначения, так и к обеспечению института земель запаса. Такое построение системы земельного права позволяет исключить дублирование правового материала, устранить громоздкость правовых конструкций и облегчить восприятие и изучение земельно-правовой системы.

  • 1. Право собственности, вещные и другие права па землю. Это институт земельного права, определяющий основу производственных отношений по эксплуатации земель, составляющих основу земельного строя России. С устранением монополии государственной собственности на землю устранена и господствующая общественная форма ведения производства на земле, появилась частная форма производственных отношений, комбинирующаяся в различных формах и с различными видами собственности, в том числе с государственной собственностью. Здесь же рассматриваются вещные и иные права на землю.
  • 2. Правовое регулирование сделок с землей. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю: частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – граждане и юридические лица теперь вправе совершать разного рода сделки с землей: купли-продажи земли, залога и дарения, завещания, наследования и др.
  • 3. Государственное управление землепользованием. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.
  • 4. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения земельных споров. Это один из важнейших институтов земельного права.
Читайте также:  Что подразумевает понятие объект капитального строительства

Многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданами и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется судом или арбитражным судом путем вынесения судебного решения, устанавливающего земельные права. Но это не исключает разрешения земельных споров в административном порядке.

  • 5. Ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.
  • 6. Понятие и общая характеристика правового режима земель, под которым следует понимать установленный законом порядок государственного регулирования рационального использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земельного фонда, а именно правовой режим:

  • 1) земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;
  • 2) земель населенных пунктов, основным целевым назначением которых является обеспечение функционирования городских и сельских населенных пунктов как целостных организмов, объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;
  • 3) земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;
  • 4) земель, принадлежащих гражданам;
  • 5) земель особо охраняемых территорий: природоохранного и природно-заповедного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение сохранения природных комплексов, отдельных охраняемых природных территорий, а также природных объектов путем полного или частичного ограничения хозяйственной деятельности; правовой режим земель оздоровительного и рекреационного назначения, основные положения которого вытекают из конституционного права граждан на обеспечение здоровья, охрану окружающей среды и восстановительный отдых; правовой режим земель историко-культурного назначения, порядок использования которых обусловлен особенностями юридического статуса памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест;
  • 6) земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;
  • 7) земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;
  • 8) земель запаса, особенности правового режима которых выражаются в их названии.

Институты Общей и Особенной частей земельного нрава состоят из правовых норм, являющихся первичными ячейками земельного права.

Земельно-правовая норма характеризуется следующими признаками:

  • а) представляет собой правило поведения, установленное действующим земельным законодательством. Так, например, для граждан, желающих получить земельный участок в собственность или аренду, установлены определенные процедурные правила: следует подать заявление в орган местного самоуправления (местную администрацию), в котором конкретно изложить свою просьбу, указать цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение; норма права устанавливает, что приступать к пользованию этим участком можно только после установления границ его в натуре на местности уполномоченным на то органом и т.п.;
  • б) является правилом поведения, установленным для неопределенного круга лиц, чье поведение подпадает под действие указанной нормы права;
  • в) установленное земельно-правовой нормой правило поведения применяется бесконечное число раз, в отличие от разовых норм;
  • г) данное правило либо прямо закреплено в тексте действующего законодательства, либо вытекает из смысла закона.

Земельно-правовая норма имеет структуру, обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.

Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности:

а) гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как правило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий для государственных или общественных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществление процедуры предварительного согласования мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убытков, причиненных изъятием земельного участка, и т.п.

Если гипотеза правовой нормы не соответствует фактическим обстоятельствам дела, то данную земельно-правовую норму применять нельзя. Так, если гражданин, заявивший о предоставлении ему земельного участка для ведения фермерского хозяйства, не достиг возраста 18 лет, то норму о праве граждан на ведение фермерского хозяйства к нему применять нельзя;

б) диспозиция земельно-правовой нормы выражает правило поведения, закрепленное в норме либо вытекающее из ее смысла. Например, в ЗК РФ закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается – в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землепользователи должны, с одной стороны, максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой – повышать качество земли как средства производства.

Диспозиция правовой нормы зачастую содержится в нескольких нормативных правовых актах. Так, обязанности агронома хозяйства предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативных правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле;

в) санкция земельно-правовой нормы выражается в наказаниях за совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях для субъектов земельных правоотношений в случае их ненадлежащего поведения. Санкция земельно-правовой нормы – обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной.

Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе, и т.п.).

Системообразующие связи земельного права с другими отраслями права выражаются в следующем:

  • 1) в системе земельного права и во взаимодействии ее с другими отраслями права отсутствует дублирование правового регулирования другими отраслями права (институтами права; правовыми нормами). Земельное право имеет в своей системе институты права, которых не имеют иные отрасли права; в свою очередь, последние содержат в себе такие институты, которые не присущи земельному праву;
  • 2) институты и правовые нормы всех отраслей права взаимно дополняют друг друга, «коллективно» осуществляют правовое регулирование;
  • 3) взаимопроникновение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм земельного права и других отраслей права не означает дублирования в земельно-правовом регулировании, а свидетельствует о системообразующих связях системы права в целом и земельного права в частности;
  • 4) система отрасли земельного права составляет основу и системы науки земельного права. Но круг изучаемых наукой земельного права проблем шире совокупности норм, составляющих отрасль земельного права.

Итак, система земельного права как отрасли права состоит из следующих институтов:

  • 1. Общая часть:
  • 1) право собственности, вещные и другие права на землю;
  • 2) правовое регулирование сделок с землей;
  • 3) государственное управление землепользованием;
  • 4) этапы формирования земельного рынка в России;
  • 5) правовое обеспечение рационального использования и охрана земель;
  • 6) защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров;
  • 7) государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними;
  • 8) ответственность за земельные правонарушения;
  • 9) понятие и общая характеристика правового режима земель.
  • 2. Особенная часть:
  • 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
  • 2) правовой режим земель населенных пунктов;
  • 3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
  • 4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;
  • 5) правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
  • 6) правовой режим земель лесного фонда;
  • 7) правовой режим земель водного фонда;
  • 8) правовой режим земель запаса.

Термин «предмет земельного права» имеет двоякий смысл. Когда речь идет о земельном праве как отрасли права, тогда имеют в виду предмет правового регулирования. Когда же говорят о земельном праве как науке, тогда подразумевают предмет изучения.

Земельное право как наука. При изучении земельного законодательства требуется познавательная деятельность, построенная по научной системе. Например, правовые нормы содержатся и в «молчании закона», т.е. в отсутствии видимых знаков его: отсутствие нрава на занятие земельного участка означает запрет такого занятия; отсутствие запрета на проход по земельному участку означает разрешение такого прохода и т.д.

Научно-познавательная деятельность в изучении земельного права представляет собой особый вид умственной деятельности и специализацию в ней. Например, ученый в сфере земледелия не может давать правовую оценку использования земель, она всегда будет носить характер естественно-научный, а не выделяющий правовое и неправовое в земельных отношениях.

Если предметом земельного права как отрасли права является только тот круг общественных отношений, на который направлено действие земельно-правовых норм, то предметом земельно-правовой науки является все то, что способствует развитию земельного законодательства и совершенствованию практики его применения.

Поэтому предмет науки земельного права значительно шире предмета отрасли земельного права, это выражается в том, что земельно-правовая наука занимается:

  • а) изучением предмета земельного права, исследуя его специфику и вырабатывая рекомендации по совершенствованию правовых норм. Например, установление влияния эксплуатации земли на соседствующие с ней природные объекты и на ландшафт в целом способствовало введению в земельное законодательство требований по обеспечению экологического благополучия на используемом земельном участке;
  • б) изучением самих земельно-правовых норм, выявляя их несовершенства и вырабатывая рекомендации по устранению этих несовершенств. Так, исследование состояния правового регулирования мелиорации земель выявило значительную недостаточность правового вмешательства, в связи с чем был принят Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
  • в) исследованием практики применения норм земельного права, вырабатывая правовые рекомендации по ее совершенствованию. Например, изучение практики осуществления государственного надзора за охраной использования земель позволило выработать две самостоятельные инструкции: о порядке государственного применения административных наказаний инспекторами надзора и порядке осуществления государственного надзора за использованием земель под строительство.

Иными, чем у отрасли земельного права, являются и методы земельно-правовой науки. Если метод земельноправового регулирования всегда обеспечен принудительной силой закона, то метод земельно-правовой науки является выражением, с одной стороны, общенаучного метода познания (объективность, системность, создание новых знаний и т.д.), а с другой – специфического метода, присущего только земельному праву, который предполагает изучение земли как объекта правоотношений и всех вытекающих из этого вопросов.

Земельное право как учебная дисциплина представляет собой определенную часть науки земельного права, отобранную и систематизированную для использования в учебном процессе с двух позиций: потребности в будущей работе выпускника вуза и эффективности обучения (изучение материала, его усвоение и т.д.).

Система земельного права как учебной дисциплины строится в соответствии с государственным образовательным стандартом но специальности «Юриспруденция», куда входит учебная дисциплина «Земельное право», и исходя из учебного плана, учитывающего профиль образовательного учреждения и специализацию подготовки юристов.

Если целью земельно-правовой науки является совершенствование земельного законодательства и практики его применения, то целью учебной дисциплины земельного права является получение обучаемыми обязательного объема теоретических и практических знаний.

Источник: studme.org

Земельное право

Земельное право

Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений.

Что такое земельное право

Земельное право — это отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране земельных ресурсов. Предметом права являются общественные земельные отношения, которые складываются, изменяются под влиянием намерений и волеизъявления людей, направленные на разрешение земельных споров.

Данное право регулирует отношения по поводу земли, в отношении которой установлен определенный правовой режим, с учетом выполняемых социальных, хозяйственных и иных функций. Земля выступает в качестве ограниченного территориального базиса — как место расположения, размещения людей, жилья, производства, железных и автомобильных дорог, космодромов, аэродромов и иных сооружений.

Социальная функция выражается в «том, что земля, равно как и другие природные ресурсы (ее недра, воды, растительный и животный мир), — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Экологическая функция выражается в том, что земля выступает средством жизнеобеспечения различного рода живых организмов, необходимой основой и стимулятором роста растений, представляет собой неотъемлемую часть единой глобальной экологической системы.

Земля может выступать самостоятельным объектом права собственности, вещных и иных прав государства, юридических лиц, отдельных граждан. Экономико-производственная функция заключается в использовании ее как ничем не заменимого средства производства в сельском, лесном хозяйстве.

Как объект хозяйствования (хозяйственный объект) она участвует не только в чисто земельных отношениях, но и в отношениях, регулируемых лесным, правом, (лесовосстановление, защита и охрана лесов, организация рационального использования земель лесного фонда), гражданским правом (купля-продажа, дарение, мена, залог, наследование, аренда и т.п.), а также трудовым и аграрным правом (организация деятельности сельскохозяйственных предприятий).

Понятие «Система земельного права»

Принципы земельного права

Система принципов земельного права:

  1. непосредственно регулирует земельные отношения;
  2. выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения;
  3. определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения;
  4. обеспечивает системность земельно-правового регулирования;
  5. служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ):

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  4. участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  7. платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
  8. деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

  1. международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
  2. Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  3. международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;
  4. федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;
  5. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
  6. законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;
  7. нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.
Читайте также:  Ведомость дефектов в строительстве образец

Предмет земельного права

Предмет права

Совокупность земельных общественных отношений, выступающих предметом З.п., включает:

  • отношения по поводу собственности, вещных и иных прав граждан и юридических лиц на землю (земельные участки);
  • управленческие отношения, возникающие в сфере осуществления государством и уполномоченными им органами государственного контроля, учета земель и регистрации землепользования, земельного кадастра, землеустройства, земельного мониторинга и т. п.;
  • договорные земельные отношения, возникающие по поводу разнообразных сделок с землей;
  • земельно-процессуальные отношения (земельный процесс);
  • отношения по консервации, деградации земельных территорий (по созданию особо охраняемых территорий, природных комплексов);
  • отношения, возникающие в сфере восстановления и улучшения плодородия почв, охраны земель от ветровой и водной эрозии и т.п.;
  • охранительные земельные отношения, связанные с применением мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

Система З.п. представляет собой внутреннюю структуру построения отрасли, порядок и четкую последовательность расположения ее правовых институтов. Общая часть З.п. объединяет:

  • общие положения З.п.;
  • право собственности, вещные и иные права на землю;
  • управление земельными ресурсами;
  • право землепользования;
  • земельный процесс;
  • правовая охрана земель;
  • юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В особенной части З.п. устанавливаются правовые режимы:

  • земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, т.е. расположенных в пределах черты поселений;
  • земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения (к ним относятся земли, отведенные в установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач);
  • земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (к ним в первую очередь относятся земли особо охраняемых природных территорий);
  • земель лесного фонда, т.е. покрытых лесом (лесной растительностью) и не покрытых ею, но предназначенных для ее восстановления, нужд лесного хозяйства и лесной промышленности;
  • земель водного фонда, т.е. занятых водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земель, выделенных под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов;
  • земель запаса, т.е. не предоставленных в собственность, владение, пользование и аренду.

Для З.п. последних лет характерен метод экологизации, выражающий возрастающее влияние экологии, закрепляющий в земельно-правовых нормах требования по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, экологических принципов и нормативов в использовании земель, защите ее от негативных последствий производственной и иной деятельности.

Метод земельного права

Не менее важное значение, чем предмет регулирования, для характеристики земельного права имеет метод, посредством которого осуществляется регулирование земельных отношений. Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае — земельных отношений. Метод земельного права соответствует его предмету. Точно так же, как и предмет земельного права, его метод имеет комплексный характер. Имеет место сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Императивному методу регулирования свойственно проявление принципа «власть — подчинение». Участники таких отношений неравноправны, предписания одного являются обязательными для исполнения, а обязанностью другого является неукоснительное следование этим предписаниям. Императивным методом регулируется значительная часть земельных отношений, таких, например, как управление земельными ресурсами, правовая охрана земель и др.

Диспозитивным методом правового регулирования охватываются отношения вещных прав на земельные участки, отношения оборота земель и др. Участники этих отношений обладают определенной самостоятельностью, которая выражается в признании за субъектами отношений равноправного положения, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствии между ними отношений власти и подчинения.

В отечественном законодательстве общая тенденция изменения метода земельного права как права природоресурсного заключается в смещении акцентов в диспозитивную область. Все большая группа общественных отношений регулируется с применением диспозитивного метода. Данная тенденция идет в разрез с тенденциями, сложившимися в европейском и североамериканском праве, где роль государства как регулятора отношений в сфере использования природных ресурсов постоянно
увеличивается и пропорционально растет роль императивного метода правового регулирования природоресурсных правоотношений.

Субъекты и объекты права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ (ЗК РФ). Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения:

  1. собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  2. землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  3. землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  4. арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  5. обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  6. правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают:

  1. земля как природный объект и природный ресурс;
  2. земельные участки;
  3. земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Господствовавший ранее в советском З.п. императивный метод, который четко устанавливал границы возможного и должного поведения субъектов земельных отношений в виде конкретных предписаний, ограничений, запретов, разрешений, в условиях перехода к рыночных отношениям и созданию многоукладной экономики все более уступает место диспозитивному методу регулирования. Последний предполагает возможность выбора собственного усмотрения участников земельных общественных отношений. Отказ государства от монополии на собственность и вовлечение ее в сферу товарооборота расширил рамки правовых дозволений в современных условиях. Если ранее предприятия, учреждения, организации и граждане имели право получить земельный участок только во владение и пользование (и то с ограниченными правами), то теперь они могут приобрести его на праве собственности и определять его юридическую судьбу — продать, сдать в аренду, подарить, сдать под залог, завещать и т.п.

В связи с расширением хозяйственной самостоятельности субъектов земельных отношений наибольшее значение получили методы рекомендаций, акционирования, делегирования (т.е. передачи определенной части правомочий, к примеру, по поводу осуществления внутрихозяйственного самоконтроля, учета земель, самим собственникам земельного участка, арендаторам, а также местным органам самоуправления).

В пользу диспозитивного метода свидетельствует не только переход к договорным отношениям по поводу земли как составной части недвижимого имущества, но и новый, более демократичный процессуальный порядок рассмотрения земельных споров. Если в условиях прежнего режима основная масса земельных споров разрешалась административно-командным способом, то в нынешних на его смену приходит судебно-арбитражный порядок рассмотрения земельных споров.

С методом тесно соприкасаются и принципы земельного права:

  • приоритет экологического благополучия граждан при использовании и охране земель;
  • принцип всемерной охраны и рационального использования земель и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • принцип разнообразия форм собственности и равновеликой защиты всех форм собственности;
  • принцип многообразия субъектов государственного регулирования земельных отношений.

Многие принципы З.п. содержатся в нормах земельного и экологического законодательства:

  • принцип программирования и прогнозирования землепользования и охраны земель;
  • принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования;
  • принцип целевого характера землепользования;
  • принцип платности землепользования;
  • принцип государственного контроля за соблюдением земельного законодательства;
  • принцип лицензирования землепользования.

Под источниками З.п. понимается совокупность земельно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные отношения.

Особенности земельного права

Понятие системы земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права.

Институты Общей части включают:

  1. право собственности и иные вещные права на землю;
  2. управление земельными ресурсами РФ;
  3. права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  4. правовая охрана земель;
  5. управление в сфере использования и охраны земель;
  6. правовое регулирование платы за землю;
  7. ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Особенности земельного права как отрасли права

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей. Если рассматривать соотношение «земельное права» с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования. Структура «земельного права» отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Общая теория права определяет «метод правового регулирования» как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. Норма вводит запрет для иностранцев (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту, можно взять только в аренду. Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы развития земельно-правовых отношений

Основные принципы развития земельно-правовых отношений в РФ определены в ст. 1 ЗК РФ. В соответствии с данными принципами, «земля» рассматривается в качестве главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве. Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита ценных и особо оберегаемых территорий.

Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

В земельное право входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений (ввиду специфики объекта правового регулирования земельного права – земли). Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли и земельных отношений. Этим и объясняются особенности земельного права.

  • Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287 ГК РФ).
  • Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации. Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.
  • К источникам земельного права России относятся— Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ – нормативный акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве», ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д. В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы. Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством. Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков. Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов.

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений.

Источник: suvorov.legal

Рейтинг
Загрузка ...