Зона допустимого размещения объектов капитального строительства это
На проектируемой производственной площадке, расположенной на нескольких земельных участках, согласно полученному ГПЗУ минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений составляет не менее 3 м.
- Возможно ли размещение таких объектов, как технологические ж/д пути, автодороги промышленных предприятий категории I-в — IV-в, инженерные сети для нужд проектируемого предприятия, а так же ограждение промышленной площадки, подпорные стены, шумозащитные экраны и берегоукрепление, на части земельного участка, находящегося за границами мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (в границах периметрального 3-метрового отступа)?
- Являются ли такие объекты (подъездные технологические ж/д пути, автодороги промышленных предприятий, ограждение предприятия, подпорные стены, берегоукрепление, инженерные сети для нужд проектируемого предприятия и пр.) линейными или объектами капитального строительства?
- Если эти объекты нельзя проектировать вне границ допустимого размещения здания, строения, сооружения, каким образом осуществлять присоединение к существующим дорогам/проездам и инженерным сетям, находящимся на соседних земельных участках, при условии периметрального ненулевого минимального отступа от границ земельного участка?
2. Нет. Несмотря на то, что они имеют признаки линейности, из-за того, что они размещены в границах промплощадки, они не являются самостоятельными объектами капитального строительства.
3. Это объекты можно проектировать вне зон допустимого размещения.
Но следует учитывать, что эти сооружения и конструктивные мероприятия должны разрабатываться в объеме одной проектной документации.
Если какие-либо сооружения (к примеру, берегоукрепление) выполняются в объеме отдельной документации, то соответственно это будет считаться самостоятельным объектом капитального строительства и оцениваться совершенно иначе.
Предельные параметры разрешенного строительства, устанавливающие минимальные отступы от границ земельных участков, предусмотрены в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений сооружений, то есть объектов капитального строительства (п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
В рамках градостроительного законодательства под объектом капитального строительства понимаются объекты, которые после строительства проходят процедуру регистрации и становятся объектами недвижимости.
В связи с чем, объекты, которые в рамках ФЗ № 384 обозначены как сооружения, не всегда будут попадать под определение объектов капитального строительства градостроительного законодательства.
В отношении производственных территорий, технологические ж/д пути, а также внутриплощадочные дороги, инженерные сети, шумозащитные экраны, ограждение промышленной площадки являются частью инфраструктуры промплощадки.
Подпорная стена может относиться к сооружениям (п. 23 ст. 2 ФЗ № 384), а может и не относиться к ним. Подпорная стена будет относиться к объектам капитального строительства тогда, когда она является сооружением (защитное сооружение или самостоятельное). Например, подпорная стена как гидротехническое сооружение (СП 101.13330.2012) или защитное сооружение при трассировании железных и автомобильных дорог в горной местности (СП 268.1325800.2016). Либо в случае, когда подпорная стена является частью объекта капитального строительства.
Подпорная стена не будет относиться к объектам капитального строительства, когда она позиционируется как конструкция, к примеру, в качестве элемента вертикальной планировки, сдерживающего подвижку грунта (п.64 ГОСТ 28329-89).
Аналогично и берегоукрепление. То есть, если это мероприятия, проводимые в рамках защиты территории, и при этом разработано в составе проектной документации на территорию промпредприятия, тогда не является объектом капитального строительства. Если же в отношении берегоукрепления разрабатывается самостоятельная проектная документация, как на гидротехническое сооружение или иное, тогда – это линейный объект, и, соответственно, объект капитального строительства. Но зачастую, это все-таки конструктивные решения в части инженерной защиты территории.
То есть в части подпорной стенки и берегоукрепления — все зависит от масштабов данных сооружений.
ИсточникЗона допустимого размещения объектов капитального строительства это
(с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля,
4, 18, 29 декабря 2006 г., 10 мая, 24 июля, 30 октября, 8 ноября,
4 декабря 2007 г., 13, 16 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г.,
17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г.)
Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;
2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;
3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
11) красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты);
12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары);
13) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
14) реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее — этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;
17) саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — саморегулируемые организации) — некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее — градостроительные отношения).
2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
4. К отношениям, связанным с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Страница 1 — 1 из 10
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все
Законность определения зоны размещения объектов местного значения в составе проекта планировки
Действующее градостроительное законодательство отличается коллизионностью и сложностью в толковании и правоприменении.
В очередной раз столкнулась с подобными трудностями, в связи с чем хотелось бы услышать ваше мнение по поводу толкования и применения ст. 41, 42 ГрК РФ в части законности определения уполномоченным органом зоны планируемого размещения объектов местного значения, не предполагающих возможности изъятия земельных участков для муниципальных нужд, за счет территории, застроенной жилыми домами (обремененной вещными и обязательственными правами граждан).
Постановлением администрации утвержден проект планировки территории.
Проект планировки предусматривает определение зоны размещения объектов местного значения — школы на 300 учащихся и детского сада на 90 мест за счет территории, принадлежащей гражданам на правах собственности, пожизненного наследуемого владения и аренды.
Фактически речь идет о целом квартале, застроенном индивидуальными жилыми домами.
Согласно пояснительной записке к проекту планировки, указанные жилые дома (более 10) подлежат сносу.
Проектом федерального закона N 747108-6 «О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации» предлагалось внести изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации, расширив основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
В заключении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству по данному проекту указано следующее:
«Комитет считает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд является исключительной мерой, поскольку она влечет принудительное прекращение прав на недвижимое имущество (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации). Кроме того, изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд, как правило, сопровождается возникновением социальной напряженности, многочисленными судебными спорами, резкой критикой соответствующих государственных или муниципальных проектов со стороны населения…. Следует также отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, направленные на обеспечение населения необходимыми объектами социальной инфраструктуры: разработка и утверждение нормативов градостроительного проектирования, содержащих в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения; требование об учете указанных нормативов при разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, на основании которых должно осуществляться развитие территории и др. Таким образом, вопросы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, и объектами образования в частности, должны решаться на стадии планирования развития территории, а не путем изъятия земельных участков у граждан и юридических лиц».
По моему мнению, зона размещения объектов дошкольного и образовательного назначения в указанном проекте планировки, определена с нарушением закона, так как несмотря на тот факт, что органы местного самоуправления имеют право утверждать документы территориального планирования, тем не менее, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.», п. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ, учитывая отсутствие права у органов местного самоуправления изымать земельные участки для муниципальных нужд в целях строительства школы и детского сада, определять место размещения объекта местного значения допустимо исключительно на незастроенных и не предоставленных гражданам на вещных и обязательственных правах, территориях.
Иной подход противоречит целям территориального планирования (обеспечение условий устойчивого развития территорий), так как уполномоченный орган утверждает заведомо нереализуемый проект планировки территории.
Немаловажно отметить, что заведомо нереализуемый проект планировки, тем не менее, влечет юридически значимые последствия для субъектов градостроительной деятельности.
Во — первых – данные о границе зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства включается в состав градостроительного плана (пп. 8 п. 3 ст. 44 ГрК РФ);
— во — вторых — п.п. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса является правовым основанием для отказа со стороны уполномоченного органа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (жители рассматриваемого квартала лишены возможности воспользоваться процедурой перераспределения земельных участков);
— в — третьих, в рассматриваемом случае, проект планировки территории является основанием для прохождения государственной экспертизы при получении застройщиком (инициатор утверждения проекта планировки территории) разрешения на строительство многоквартирных жилых домов.
(проект планировки предусматривает застройку элемента планировочной структуры 16 -ю многоэтажными жилыми домами, что, в свою очередь, влечет необходимость обеспечения предполагаемого к заселению населения объектами социально-культурного назначения).
Проектно-сметная документация, проходя государственную экспертизу, опираясь на проект планировки территории, априорно предполагает наличие школы и детского сада, численностью учащихся, соответствующей местным нормативам градостроительного проектирования).
Фактически ввиду невозможности реализации проекта планировки территории через некоторое время жители рассматриваемой территории окажутся в ситуации значительного уплотнения населения в пределах элемента планировочной структуры, но в отсутствие объектов местного значения.
Разрабатываемая документация по планировке территории не только устанавливает параметры планируемого развития элементов планировочной структуры, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, но и учитывает при этом существующие на момент утверждения права иных лиц, в том числе правообладателей земельных участков. Иначе действия по утверждению документации по планировке территории без учета таких прав противоречили бы обеспечению устойчивого развития территорий.
(указанная правовая позиция приведена в Постановлении АС Уральского округа Ф09-10466/16 от 18.11.2016 года по делу № А76-24590/2015)
Источник