Определение зон работы крана.
Для обеспечения безопасной работы людей и механизмов действующие нормативы предусматривают следующие зоны:
1. монтажная – пространство, где возможно падение груза при его установке и закреплении. Определяется зона от контура здания, на чертеже обозначается пунктиром и повторяет конфигурацию здания в плане, на местности показывается в ночное время красными сигнальными лампами. При монтаже башенным краном запрещается складирование конструкции в монтажной зоне;
Рис. 7.5. Определение монтажной зоны.
2. рабочая зона крана (зона обслуживания краном) – пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план полуокружностей из крайних стоянок максимальным радиусом, затем полуокружности соединяются сплошными линиями. Для самоходных кранов рабочая зона определяется для конкретной стоянки нанесением окружности с максимальным радиусом действия крана (см. рис 7.6);
3. зона перемещения груза – это пространство в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяется расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения (см. рис. 7.6)
Охранная зона линий электропередачи — это опасно!
где Rмах – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;
lмах – длина наибольшего их перемещаемых грузов;
4. опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при его перемещении, с учетом возможного рассеивания при падении. Для башенных кранов границу опасной зоны работы определяют по формуле:
где – безопасное расстояние, в пределах которого возможно падение груза. Для башенных кранов и для самоходных кранов, имеющих устройство, удерживающее стрелу от падения определяется в соответствии с табл.12.4 [Дикман 2003]. Если нет устройства, удерживающего стрелу от падения, то расчет производят по формуле:
где Rпс – радиус падения стрелы, принимают равным длине стрелы.
Рис 7.6. Определение зон работы крана.
а) для башенного крана, б) для самоходного крана
5. опасная зона работы подъемника – это пространство, где возможно падение груза, перемещаемого подъемником. Размер зоны следует принимать не менее 5 метров для зданий высотой до 20 метров включительно. При большей высоте зданий зона определяется по формуле:
где Нзд – высота возводимого здания, м.
Рис. 7.7.Определение опасной зоны работы подъемника.
6. опасная зона автодорог – участки проездов и проходов в пределах вышеперечисленных зон, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа. На чертеже стройгенплана эти зоны заштриховывают, а на местности показывают хорошо видимыми надписями и световыми сигналами.
7. опасная зона железных дорог – пространство железнодорожных путей, которое попадает в зону опасной работы крана, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа.
Особые экономические зоны в Российской Федерации
8. опасная зона монтажа конструкций – возникает при монтаже верхних этажей многоэтажных зданий, когда осуществляется вертикальная привязка и не может быть выполнено хотя бы одно из требований гостехнадзора:
– расстояние по вертикали от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта должно быть не менее 2 м;
– расстояние от стрелы крана до монтируемого здания по горизонтали должно быть не менее 1м;
– расстояние по горизонтали от противовеса крана до монтируемого здания должно быть не менее 0,4 м;
ИсточникОпределение зон влияния крана
При организации строительной площадки и размещении строительных машин при проектировании стройгенплана (далее СГП), следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют и потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
К этим зонам, связанным с работой монтажных и грузоподъемных работ, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, предназначенными для предотвращения непреднамеренного доступа людей в зону.
К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания, этажи, ярусы зданий в одной захватке, над которыми происходит монтаж конструкций. Эта зона ограждается сигнальными ограждениями .
В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны:
б) зону обслуживания краном
в) опасную зону работы крана
г) опасную зону путей
д) зону работы подъемника
е) опасную зону дорог
ж) опасную зону монтажа конструкций
Продольная привязка подкрановых путей
Для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке:
— из крайних углов внешнего габарита здания со стороны противоположной башенному крану, раствором циркуля соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана (рис. 10.3 а);
— из середины внутреннего контура здания раствором циркуля соответствующим минимальному вылету стрелы крана (рис.10.3б);
— из центра тяжести наиболее тяжелых документов раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана (рис.10.3в).
Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении (рис.10.3г) и показывают положения самых тяжелых элементов.
По найденным крайним стоянкам крана согласно (рис.10.3д) определяют длину подкрановых путей.
lкр – расстояние между крайними стоянками, м (определяемое по чертежу)
Hкр – база крана (опред. по справочнику)
lторм – величина торм. пути крана ( 1,5м)
lтуп – расстояние от конца рельса до тупиков (0,5м)
Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т.е. 6,25м.
Рис. 3. Расчет и обозначение подкрановых путей на стройгенплане:
а — определение крайних стоянок из условия максимального рабочего вылета стрелы; б — определение крайних стоянок из условия минимального вылета стрелы; в — определение крайних стоянок из условия необходимого вылета стрелы; г — определение крайних стоянок крана; д — определение минимальной длины подкрановых путей; е — привязка подкрановых путей; 1 — крайние стоянки крана; 2 — привязка крайней стоянки к оси здания; 3 — контрольный груз; 4 — конец рельса; 5 — место установки тупика; 6—база крана
Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзора составляет два звена (25 м).
Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующему условию:
где 6,25 — длина одного полузвена подкрановых путей, м; nзв — количество полузвеньев.
В случае необходимости установки крана на одном звене, т. е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключающем просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции.
Монтажной зоной называют пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Согласно СНиП III-4-80 эта зона является потенциально опасной. Она равна контуру здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м, плюс 10 м при высоте 120м. На стройгенплане зону обозначают пунктирной линией (рис.4, а), а на местности — хорошо видимыми предупредительными надписями или знаками.
В этой зоне можно размещать только монтажный механизм, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Для прохода людей в здание назначают определенные места, обозначенные на СГП, с фасада здания, противоположного установке крана. Места проходов к зданию через монтажную зону снабжают навесами.
Рис.4 Определение необходимых зон при возведении надземной части зданий башенным или рельсовым стреловым краном:
а — монтажной зоны; б — зоны обслуживания башенного крана; в — зоны перемещения груза; г — зоны работы подъемника
Зоной обслуживания краном, или рабочей зоной крана, называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Определяется для башенных кранов путем нанесения на план из крайних стоянок полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми утолщенными линиями (рис. 4, б).
Для стреловых кранов зону обслуживания определяют так же, как и для башенного крана, т. е. радиусом, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана, но показывают иначе — по Отдельным стоянкам.
Опасной зоной работы крана Rоп называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.
Для башенных кранов границу опасной зоны работы Roп определяют по формуле:
где Rмакс — максимальный рабочий вылет стрелы крана, м; 0,5lмакс — половина длины наибольшего перемещаемого груза, м; lбез — дополнительное расстояние для безопасной работы, устанавливается в соответствии со СНиПом (табл. 10,7). Последняя составляющая lбез вызвана возможным рассеиванием груза в случае падения вследствие раскачивания его на крюке под динамическими воздействиями движений крана и силы давления ветра и зависит от высоты подъема груза.
Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно табл.10,7.
Таблица 10,7 Границы опасной зоны
Высота возможного падения предмета, м | Вблизи перемещения грузов (от горизонтальной проекции траектории максимальных габаритов перемещаемого груза машинами), м | Вблизи строящегося здания или сооружения (от его внешнего периметра), м |
До 20 Свыше 20 до 70 Свыше 70 до 120 Свыше 120 до 200 Свыше 200 до 300 Свыше 300 до 450 |
На рис. 10.6 даны схемы, поясняющие назначение и расчет зон для башенного или стрелового рельсового кранов, а на рис. 10.7 такая же схема для стрелового крана, не оборудованного устройством, удерживающим стрелу от падения.
Рис. 5. Схема назначения и расчета зон башенного крана:
1 — знак по технике безопасности на границе опасной зоны (с обозначением его номера по ГОСТ 12.4.026—76);
3 — ось подкрановых путей;
4 — инвентарное ограждение подкрановых путей (с обозначением его номера по ГОСТу)
Рис. 6 Схема назначения и расчета зон стрелового крана, не оборудованного устройством, удерживающим стрелу от падения: 1 — знак по технике безопасности на границе опасной зоны с обозначением его номера по ГОСТу; 2 — груз; 3 — ось проходки крана; 4 — переставное ограждение зоны
Источник