Зондаж в строительстве это

Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза; всяческие новые, крайне необходимые детали должны зависеть от архитектурной композиции и носить характер нашей эпохи. ( Ст.9.»Венецианская Хартия», 1964 г).

Страницы

Вскрытия, отбор проб

Вопрос необходимости проведения вскрытий, их площади и места решается на основе данных разведки в зависимости от конкретных потребностей реставрации и степени сохранности памятника. Различают следующие типы вскрытий: зондажи (как правило выполняются архитектором), траншеи, шурфы и раскопы.

Зондаж – ограниченное по площади раскрытие, произведенное для решения локальной, четко поставленной исследовательской задачи.

— целенаправленность ведения, зондаж не в коем случае не ведется в слепую, без ясно поставленной задачи. На основании рабочей гипотезы составляется карта исследований;

— изучение всей информации, которую дает раскрытие памятника, а не только той, которая относится к интересующему исследователя периоду (чаще всего первоначальному);

О реставрации Владычной палаты в Новгороде. Лекция Школы наследия

б) обмер раскрытий со всеми необходимыми привязками (при необходимости выполняются акварельные копии);

— разверстовка кирпичной кладки (см. рисунок). Особый вид зондажа основанный на дополнении срубленных кирпичей лицевой кладки до их полного размера. В кладке вырубают, не повреждая раствора, хвостовые части выходящих на поверхность сбитых кирпичей, и в образованные углубления вставляют целые кирпичи. При этом убеждаются, что исследуемый кирпич был употреблен в кладку целым. Успешно применяется лишь в случае, когда растеска не слишком велика (не более размера ложка кирпича).

Фиксация вскрытий
Разверстовка кирпичной кладки

Понятие шурфа в археологии достаточно строго и применимо отнюдь не к любой ямке произвольной формы и профиля, вырытой на памятнике. Под шурфом понимается небольшой прямоугольный раскопчик от 1 х 1 до 4 х 4 м. Меньше шурфы нельзя закладывать на памятниках даже с очень тонким культурным слоем, при больших размерах шурф рассматривается как раскоп. На памятниках архитектуры изолированные друг от друга шурфы допустимы для решения инженерно-технических задач. Шурфы не должны быть излишне многочисленными, так как они дают крайне отрывочную информацию, не позволяют разобраться в плане встреченных в земле сооружений и даже в стратиграфии (порядке наслоений, как самого памятника, так и культурного слоя, их последовательности, соотнесенности, взаимной зависимости).

Зоолог: что это за специальность, обязанности, обучение

Траншея, как инструмент разведки незаменима при исследовании ансамблей с незначительной мощностью культурного слоя. Она применяется для поиска утраченных сооружений или их частей, для установления взаимосвязи отдельных построек и участков.

В случае обнаружения древнего сооружения необходимо развернуть участок траншеи в раскоп, достаточный по размеру для полного его изучения. Под траншеей понимают послойное вскрытие культурного слоя до материка вручную шириной от 1,5 до 2 м (не менее) и заданной длины. Сооружение ни в коем случае не должно разрушаться в целях углубления или продолжения траншеи. На памятниках многослойных с мощным культурным слоем ( от 1 м и более) траншеи вредны, так как задевают многочисленные объекты и прорезают их, не позволяя полностью исследовать или хотя бы понять, что это. Траншеи вдоль периметра стен, с точки зрения археологии, нежелательны.

Основное средство археологического исследования памятника широкой площадью – раскоп, т.е. прямоугольный участок поверхности, послойно раскопанный до материка (не тронутого человеческой деятельностью грунта). Обычная площадь раскопа – от 100 до 400 м 2 . Абсолютный размер зависит от задач исследования и мощности культурного слоя. Раскопы должны позволять как можно полнее обследовать реставрируемый памятник или ансамбль, увязав отдельные участки его территории один с другим и получив не только общую стратиграфическую картину, но и детальное представление о планах исчезнувших построек или частей здания.

Читайте также:  Разрешение на проведения работ по капитальному строительству

Утраченные части, тем более, целые сооружения, можно исследовать только широкой площадью, т.е. раскопом. Раскоп обязателен при больших земляных работах (вертикальной планировке) или при удалении грунта из внутренней части памятника.

В случаях, когда культурный слой и план территории хорошо известны и обнаружение древностей маловероятно, шурфы, раскопы и траншеи выполняются по размерам заданным научным руководителем под простым археологическим надзором с его стороны. Размеры вскрытий не регламентируются.

Пробы – образцы, взятые для лабораторных исследований и испытаний. В зависимости от назначения анализа строительных материалов транспортируются: в бумажных пакетах или конвертах, в герметической упаковке. Каждый контейнер маркируется кодом, место пробы отмечается на листах кроки и подписывается аналогичным кодом.

Источник sr15-4.blogspot.com

Зондаж (вскрытие) пола для определения толщины слоев стяжки и плитки

Зондаж (вскрытие) пола для определения толщины слоев стяжки и плитки.

Примеры работ

Лицензии

Информация

Подписка на рассылку

Копирование материалов данного сайта запрещено законом об авторском праве, любое полное или частичное копирование любой из страниц сайта также запрещено и возможно лишь только с писменного разрешения администрации сайта или владельльцев материала

Источник sklerometr.ru

Лабораторные исследования при изучении памятника.

Большинство материальных остатков, обладающих информацией о старых архитектурных формах и характере перестроек, обычно сохраняется на памятнике в скрытом виде. Для того, чтобы их изучить выполняют раскрытия.

Раскрытия- основной вид исследования, который дает наиболее объективную и ценную информацию для решения реставрационных задач. Основная форма натурного исследования — зондаж.

Зондаж — ограниченное по площади раскрытие, произведенное для решения локальной, четко поставленной исследовательской задачи.

Требования к производству зондажей:

1). Должны наносить памятнику наименьший ущерб.

— нельзя производить если наличие живописи или др. декорат. элементов не доказано

— не должны затрагивать несущую способность конструкций

— должны иметь правильную геометрическую форму (при необходимости будут включены в экспозицию)

2). Целенаправленность ведения ( д.б. четко поставлена задача, предварительно собраны сведения).

3). Обязательно изучение всей информации, а не только той, которая относится к интересующему нас периоду.

4). Обязательная фиксация результатов вскрытия ( материалы — на постоянное хранение в архив организации).

Основные виды зондажей: зондажи красочных слоев, зондажи с удалением штукатурки (тесовой обшивки) зондажи с разборкой кладки.

1. зондажи красочных слоев — для получения сведений об отделке, цвете и фактуре поверхностей внутренних и наружных стен. Производится путем послойной расчистки всех красочных слоев. Их должно быть достаточное количество, прежде всего в местах, которые при ремонтах страдают меньше всего (под карнизами, в нишах). Скальпель, иногда — краску размягчают компрессами. Последовательность изменения цветового решения называется колористической стратиграфией.

Ее следует сопоставлять на разновременных частях памятника.

2. Зондажи с удалением штукатурки — для выявления характера кладки и сохранившихся следов перестроек. Вскрыть можем: разный характер кладки, стык разновременных кладок ( размер кирпича, способ перевязки, состав раствора, фактура поверхности).

3. Зондажи с разбором кладки — наносят наибольшие механические повреждения памятнику. Выполняются в ограниченном количестве (- процесс трудоемкий, — необходимо оперативно принимать меры по укреплению раскрытых остатков). Вскрываем — скрытые при перестройках элементы не только на плоскости, но и в объеме памятника.

Частные случаи.

— Особый вид зондажных работ — разверстовкакирпичной кладки. Она основана на дополнении срубленных кирпичей лицевой кладки до их полного размера. Основано чаще всего на логических соображениях. Применяют в случаях, если растеска не более чем на размер ложка кирпича. Проводят в ограниченных объемах.

Чаще используют в ходе самой реставрации.

— Исследование чердаков и других замкнутых неиспользуемых пространств — частный случай раскрытий. Находят старые кровли, границы покрасок, следы старых проемов.

Лабораторные исследования при изучении памятника.

Читайте также:  Металлический гараж это объект капитального строительства

Задачи: — выяснение» строительной истории и разработка на этой основе реставрационных предложений. (- идентичность кладки в разных частях здания,

— определение возраста сооружения,

— определение использованных пигментов и восстановление первоначального цвета покрасок,

— получение сведений о составе глазури (поливы) изразцов).

Изучение каменных материалов:

1). Изучение химического состава и %%-ного содержания компонентов,

2). Изучение гранулометрического состава ( состав заполнителя по фракциям),

3). Петрографический анализ ( изучение под микроскопом шлифа каменных материалов).

Определение возраста объекта.(относительное датирование -выявление хронологической последовательности возникновения нескольких объектов. Абсолютное датирование-непосредственное определение возраста объекта.)

1). Палеомагнитный метод — основан на изменчивости магнитного поля Земли и на свойстве материалов намагничиваться при высоких tС под его воздействием.

2). Дендрохронологический метод — определение возраста древесины (точность — 1 год). Основан на неравномерности роста годовых колец в разных условиях.

3). Радиоуглеродный метод — измерение в образцах продуктов распада радиоактивного изотопа углерода.

1. Микроскопический анализ позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, в частности распознать старые тонировки и записи, не выявляемые в УФ-лучах из-за лаковых наслоений. Только при исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и рельефу залегания, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и порой уже имеющие общий с ним кракелюр. Их рентгеновская плотность часто не дает контраста, поэтому выявить их на рентгенограмме так же сложно, как и в УФ-лучах.

В отдельных случаях при «творческой» реставрации может быть изменен цвет некоторых деталей: волос, глаз, костюма, фона и пр. Исследование под микроскопом дает возможность по остаткам красочного слоя узнать исходную цветовую гамму произведения.

2. Исследование под микроскопом позволяет определить способ нанесения подписи, так как только при сильном увеличении можно увидеть тончайшие нюансы ее залегания и установить, написана ли она одновременно с красочным слоем или нанесена позже по кракелюру, загрязнениям, потертостям, реставрации.

Даже не авторская подпись может быть столь давней, что частично приобретет кракелюр, общий с авторской живописью.

Способ нанесения подписи имеет наиболее важное значение, так как начертание автографа можно искусно подделать. Задача идентификации подписи существенно упрощается, если она выполнена: а) по сырому, б) полусырому красочному слою, в) теми же пастами, которыми написана картина.

3. Микроскопическое исследование позволяет ориентировочно датировать картину на основании анализа ее структуры, пигментного состава и приемов построения живописи. Знания о холстах, грунтах, составе, замесе и перетире пигментов, а также диапазоне применения конкретных живописных материалов и приемах построения красочных слоев дают возможность выдвинуть предположительную датировку. Наиболее объективный вывод о времени создания произведения делается в комплексе с результатами иконографического, стилистического и химического анализа.

4. Микроскопический анализ помогает установить вторичность произведения, технологическим признаком которой в отдельных случаях может являться отсутствие подмалевка.

5. При решении вопроса об авторстве учитываются результаты всего комплекса исследований, в котором микроскопический анализ играет немаловажную роль. Исследование грунта, состава и соотношения пигментов, определение последовательности построения изобразительных деталей (например, последовательность завершения элементов лица, одежды или аксессуаров и т.п.), особенностей построения красочных слоев позволяют составить представление о живописных материалах и технических приемах конкретного автора. Детальное технологическое исследование картины дает возможность на фоне общих признаков времени выделить характерные особенности, свойственные индивидуальной манере художника.

Весьма существенно то, что микроскопический анализ является экспресс-методом технологической экспертизы, результаты которого совместно с результатами иконографического и стилистического анализа позволяют либо сразу решить вопрос о времени создания, школе живописи и оригинальности картины, либо, при решении вопроса об авторстве и затруднении в датировке, наметить дальнейшую перспективу исследований.

II. Исследование в УФ-диапазоне излучения

УФ-лучи, воздействуя на картину, позволяют увидеть либо интегральное свечение лака, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает возможность:

Читайте также:  Основания возникновения права на незавершенное строительства

— получить некоторую информацию о состоянии сохранности произведения (утраты и реставрационные вмешательства);

— выявить угасшие надписи и подписи, сделанные железогалловыми чернилами, ртуть- и железосодержащими пигментами;

— выявить отдельные датирующие пигменты (например, цинковые белила);

— получить информацию о глубине залегания подписи (под лаком, между лаковыми слоями, поверх лака, по утратам, по реставрации).

Результаты исследований проверяются данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава проб.

Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих об имеющейся реставрации, загрязнении или об отсутствии лаковой пленки.

При необходимости проводится фотофиксация картины при УФ-облучении.

III. Исследование в ИК-диапазоне излучения

Исследование проводится с использованием электронно-оптического преобразователя, трансформирующего ИК-изображение в видимое, позволяющее:

— увидеть нижележащие слои живописи (композиционные изменения или переписки);

— распознать под красочным слоем подготовительный рисунок и масштабную сетку при ее наличии;

— выявить надписи и подписи, нанесенные углеродсодержащими материалами;

— выявить угасшие надписи и подписи;

— определить поверхностные и глубинные реставрационные вмешательства.

Для ИК-лучей прозрачными являются лак, загрязнения, тонкие слои живописи. В тепловых лучах хорошо выявляются сажа, уголь, графитный карандаш, тушь и иные углеродсодержащие материалы.

Наиболее важную информацию можно получить при исследовании подготовительного рисунка, который является скрытым технологическим авторским признаком. Рисунок свободный, с правками и композиционными изменениями, как правило, свидетельствует об оригинальности работы. Рисунок жесткий, с обрисовкой границ светотени и контуров чаще всего указывает на вторичность картины. В отдельных

случаях наличие масштабной сетки также может указывать на вторичность произведения.

Выявление индивидуальных особенностей рисунка конкретного мастера и сравнение их с эталонным рядом — один из существенных инструментов экспертизы при решении вопроса об авторстве.

IV. Рентгенографический анализ

Исследование дает возможность:

— определить состояние сохранности произведения (утраты, реставрационные вмешательства, признаки перевода на новую основу);

— увидеть нижележащее изображение, а также правки и изменения композиции;

— определить некоторые живописные материалы;

— увидеть индивидуальные авторские приемы нанесения грунта (в отдельных случаях), построения красочного слоя и характер мазка при моделировке форм.

При анализе рентгенограмм основными качественными характеристиками являются читаемость изображения, степень контрастности светотеневого построения, выявляемость и форма отдельных мазков.

Читаемость изображения обусловлена особенностями основы, составом грунта и красочных паст, толщиной и количеством грунтовых и красочных слоев, приемами моделировки форм и типом использованных кистей, а также наличием реставрационных вмешательств. Рентгенографический анализ играет существенную роль при решении вопроса о времени создания картины, школе живописи и авторстве произведения.

V. Анализ фактуры живописной поверхности

Исследование проводиться визуально, по макрофотографиям, под микроскопом и позволяет:

— получить информацию о состоянии сохранности;

— выявить индивидуальные почерковые особенности автора и общие признаки, характерные для художников определенного времени и школы;

— увидеть приемы и последовательность построения живописной поверхности;

— получить информацию о художественных материалах и технике живописи.

Макрофотографии фактуры живописи и рентгенограммы несут важную информацию об индивидуальных почерковых приемах автора.

Важными качественными показателями при анализе фактуры поверхности являются соотношение основы, грунта, красочных и лаковых слоев, технические приемы построения живописи, консистенция красок, конфигурация мазков, тип кракелюра, особенности художественных материалов и пр.

Интерпретация результатов анализа фактуропостроения помогает решить вопрос об авторстве, копийности, времени создания произведения, школе живописи.

VI. Анализ химического состава живописных материалов

Результаты химического анализа:

— несут информацию о времени создания произведения;

— содержат определенные сведения об индивидуальных технических приемах художника и используемых им живописных материалах.

Источник studopedia.ru
Рейтинг
Загрузка ...