1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
162 Паскина М.В. Определение стоимости строительства на стадии архитектурного проектирования
4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
6. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 — 11 настоящей статьи.
7. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
8. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
ГрандСмета: составление локальной сметы по методике определения сметной стоимости строительства. Ч.1
9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
10. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
11. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
12. В случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.
17. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
19. Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
20.1. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
21.1. Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», устанавливаются указанным Федеральным законом.
21.2. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
22. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.
23. В информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием единой информационной системы.
24. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Источник: pravoved.ru
1 методы определения стоимости строительства
Эффективность того или иного метода ценообразования прежде всего обусловлена тем, насколько полно учитываются в нем возможности строительных организаций компенсировать свои затраты на производство продукции и обеспечить нормальную рентабельность и конкурентоспособность на рынке подрядных работ. В условиях становления и развития рынка инвестиционных ресурсов и конкуренции важной и актуальной задачей является изучение и анализ методов формирования цены на строительную продукцию, поиск новых, более совершенных решений, а также выбор правильной ценовой стратегии пользователем (заказчиком, подрядчиком).
В соответствии с РДС 8.01.105-03 для составления сметной документации используются различные методы: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, а также метод, основанный на банке данных о стоимости объектов-аналогов.
Ресурсный метод — это калькулирование стоимости ресурсов в ценах и тарифах по состоянию на 01.01.1991 г. и (или) текущих (прогнозных). Калькулирование ведется на основе потребности в материалах, изделиях, конструкциях, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы определяются на основании проектных материалов, различных нормативных и других источников.
Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, расход которых определяется в соответствии с проектными решениями. Индексы определяются по отношению к базисному и предшествующему уровню. Приведение в уровень текущих или прогнозных цен производится путем применения к стоимости ресурсов соответствующих индексов изменения стоимости.
Базисно-индексный метод — это применение к стоимости, определенной на базисном уровне цен, текущих или прогнозных индексов изменения стоимости.
Базисно-компенсационный метод — это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с изменением цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.).
Метод, основанный на данных об объектах-аналогах – это использование стоимостных и ресурсных показателей по зданиям, сооружениям, проектно-технологическим модулям, элементам затрат по объектам, аналогичным проектируемому объекту по функциональному назначению, конструктивной характеристике и близким по объемно-планировочным показателям.
Выбор метода составления сметной документации (расчетов) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от наличия исходных данных, требований действующих нормативных документов.
В соответствии с пп. 6, 7. Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.03.2005 № 235 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 г. № 224 [26]:
— цена заказчика (инвестора) определяется базисно-индексным методом — путем применения к базисной сметной стоимости подрядных работ индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат (ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных и других по видам работ), утверждаемых в установленном порядке республиканскими органами государственного управления, и служит для объявления стартовой цены при проведении подрядных торгов.
— цена предложения подрядчика может определяться:
базисно-индексным методом — путем применения к базисной сметной стоимости подрядных работ индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат (ремонтно-строительных, реставрационно-восстановительных и других по видам работ), рассчитываемых подрядчиком самостоятельно или утверждаемых ежемесячно в установленном порядке республиканскими органами государственного управления;
ресурсным методом — путем применения средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов к утвержденным в строительных организациях нормативам расхода ресурсов, а в случае их отсутствия — к утвержденным в установленном порядке республиканскими органами государственного управления нормативам расхода ресурсов, в том числе и по ресурсно-сметным нормам.
ресурсно-индексным методом — путем сочетания ресурсного метода с системой используемых в строительстве индексов цен на ресурсы. Данные индексы утверждаются ежемесячно в установленном порядке республиканскими органами государственного управления или рассчитываются подрядчиком самостоятельно.
Согласно РДС 8.01.105-03 сметная стоимость строительных, монтажных и ремонтных работ в текущих ценах определяется:
базисно-индексным методом — применение к базисной стоимости текущих или прогнозных индексов изменения их стоимости по элементам затрат (заработная плата, машины-представители, материалы-представители, транспортные затраты, накладные расходы и плановые накопления);
ресурсным методом — применение фактических (текущих) и средневзвешенных цен к нормативному расходу ресурсов: трудовых, материальных, машин и механизмов, топливно-энергетических, оборудования и инвентаря.
При составлении локальных смет (ресурсно-сметных расчетов) в текущих ценах обязательным является приложение справочных данных по средневзвешенным ценам и индексам изменения стоимости ресурсов (РДС 8.01.105-03).
При применении различных методов уровень сметной стоимости и ее достоверность зависят от выбранной сметно-нормативной базы (ЭСН-84, ЕР 91, РСН). Базы 1984 и 1991 года не позволяют в полной мере реализовать ресурсный метод, так; как в указанных сметных нормах отсутствует полный набор ресурсов в натуральных показателях (в физических единицах измерения). В сборниках этих норм показатели по эксплуатации строительных машин и механизмов приводятся в машино-часах или рублях, практически во всех сборниках имеют место показатели «Прочие материалы» и «Прочие машины» без их расшифровки с единицами измерения «рубли». При необходимости перевода этих показателей из стоимостных в натуральные (в физические единицы измерения), требуется расшифровка. Таким образом, сметные нормы применимы в основном при определении сметной стоимости базисно-индексным методом.
Ресурсно-индексный метод позволяет определить сметную стоимость более точно, белее достоверно, чем базисно-индексный. Сущность этого положения заключается в том, что при ресурсно-индексном методе индексы применяются только к незначительной части стоимостных показателей, а при базисно-индексном к полной стоимости всех элементов сметных затрат. Вместе с тем индексы пересчета весьма усреднены, что приводит к значительным погрешностям при определении сметной стоимости.
С июля 2001 года в Республике Беларусь введена новая нормативно-техническая база для перехода на расчеты ресурсным методом. В основе расчета лежит нормативный расход ресурсов, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ, заданный в натуральных показателях по трем группам составляющих прямых затрат: затраты труда рабочих на основном производстве по каждому виду работ; затраты времени эксплуатации строительных машин и механизмов; потребность в материалах, конструкциях и изделиях.
3.2 Система сметных нормативов
Одна из основных задач сметного дела – обеспечение унифицированного подхода к определению сметной стоимости строительных работ.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определенными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.
Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
При установлении сметных нормативов учитывается средний уровень производства строительных и монтажных работ, транспортных условий, технического состояния машин, а также цен на материальные ресурсы. Все сметные нормативы можно разделить на две большие группы: элементные и укрупненные (рис. 3.1).
Элементные сметные нормативы нормируют расход и цены ресурсов на единицу конструкций, вида работ, материала, механизма и других ресурсов. Они определяются в натуральном или денежном выражении и используются при расчетах соответствующих нормативных показателей на физические объемы работ.
Укрупненные сметные нормативы – это сметные нормы, выраженные в процентах, прейскуранты, укрупненные расценки и нормы, в которых в качестве показателей используются комплексные работы и конструкции, включающие набор элементных работ, а также объекты и условия их выполнения. Они устанавливаются в денежном выражении в базисных ценах 1991 года усредненные по республике в зависимости от видов строительства, отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и направлений в составе отраслей.
Рис. 3.1 Система сметных нормативов
Укрупненные сметные нормы, выраженные в процентах, применяют в первую очередь для расчета уровня и количества затрат и расходов, которые не поддаются детальному нормированию и не зависят напрямую от вида выполняемых работ. К таким нормативам относятся нормативы накладных расходов, плановых накоплений, заготовительно-складских расходов, временных зданий и сооружений, зимних удорожаний и т.д.
Укрупненные сметные нормы предназначены для определения сметной стоимости зданий и сооружений на первой стадии проектирования, когда еще не разработаны рабочие чертежи. Сборники УСН подразделяются на две группы.
Первая группа состоит из УСН на здания и сооружения в целом и предназначена для определения сметной стоимости зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам.
Во вторую группу входят УСН на конструктивные части зданий и виды работ. Они предназначаются для составления смет на здания и сооружения, строящиеся по индивидуальным проектам, предусматривающим применение типовых решений узлов и конструкций.
Укрупненные сметные нормы разрабатываются на укрупненные единицы измерения: типовое здание и сооружение в целом; 100 м 2 площади застройки типового здания; 100 м.п. длины здания, 1 км трубопровода и т.д.
В жилищно-гражданском строительстве, где сооружение объектов осуществляется на основе типовых проектов, при составлении смет могут применяться прейскуранты на строительство зданий и сооружений. В отличие от УСН прейскуранты могут быть использованы как для определения сметной стоимости на первой стадии проектирования, так и для составления смет по рабочим чертежам. Прейскуранты разрабатываются на потребительскую единицу, а также на отдельные компоновочные части зданий, многократно повторяющиеся в проектах в разнообразных сочетаниях (блок-секции, соединительные вставки, пристроенные помещения и т.д.).
В прейскурантах учитываются все затраты, необходимые для возведения конкретного здания и сооружения. В них наряду с основными ценами приведены поправки, учитывающие изменения (при привязке конкретного здания) на определенной строительной площадке гидрогеологических условий, а также применение различных видов отделки и вариантов проектных решений некоторых конструктивных элементов.
Сметно-нормативная база, необходимая для определения сметной стоимости строительства, устанавливается на определенный период времени, по истечении которого она пересматривается. В промежутках между очередными пересмотрами сметно-нормативная база пополняется новыми нормативами и ценами в соответствии с изменениями технического уровня строительства, совершенствованием технологии строительства, внедрением новых машин и материалов.
Основу фундаментальной нормативно-справочной базы системы ценообразования в Республике Беларусь составляют следующие документы:
1. Сборники ресурсно-сметных норм на строительные работы (РСН). Сборники 1÷47. (прил. 1)
2. Сборники ресурсно-сметных норм на ремонтно-строительные работы. Сборники № 51÷69.
3. Сборники ресурсно-сметных норм на монтаж оборудования. Сборники 1÷69.
4. Сборники ресурсно-сметных норм на реставрационно-восстановительные работы. Сборники 101÷121.
5. Сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции:
часть 1 Строительные материалы, 1992г.;
часть 2 Строительные конструкции и детали, 1992г.;
часть 3 Материалы и изделия для санитарно-технических работ, 1992г.;
часть 4 Местные материалы, изделия и конструкции, 1992г.;
часть 5 Материалы, изделия и конструкция для монтажных и специальных строительных работ, 1992г.
6. Сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства в 2-х частях (СНиП 4.04-91). Утверждены Госстроем СССР 1991г.
7. Сборник норм для определения сметной стоимости эксплуатации машин для условий строительства в Республике Беларусь (СНиП 4.03-91). Утверждены МВК при Госстрое Республики Беларусь (протокол от 20.10.1992г. № 2).
8. Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин для условий строительства в Республике Беларусь. Утверждены МВК при Госстрое Республики Беларусь (протокол от 20.10.1992г. № 2).
9. Сборники расценок на пусконаладочные работы. Книги 1-10.
10. Прейскурант на строительство:
— наружных сетей водопровода и канализации;
— наружных сетей теплоснабжения;
— наружных сетей и сооружений газоснабжения;
— воздушных линий электропередач напряжением до 35 кВ (ПЭСС-1-91);
— трансформаторных подстанций 6-35/0,4 и 35/1 кВ сельскохозяйственного назначения (ПЭСС-2-91).
11. Укрупнённые расценки на единицу строительной продукции с учетом ее потребительских качеств по сериям КПД.
12. Каталоги-кодификаторы типовых сборных бетонных и железобетонных конструкций и изделий:
Том 1. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для промышленного строительства, 1992г.;
Том 2. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для гражданского строительства, 1992г.;
Том 3. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для зданий в каркасе серии 1.020, 1.30, 90, 90.3 1992г.;
Том 4. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия для инженерных сетей и сооружений, 1992г.;
Дополнение № 1. Сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия. 1994г.
13. Каталог-кодификатор типовых столярных изделий для строительства в Республике Беларусь, 1993г.
14. Сборник укрупненных сметных норм и расценок на работы по дезактивации, сносу и захоронению загрязнённых строений и вентоборудования. Утверждены МВК при Госстрое Республики Беларусь (протокол от 13.02.1995г. № 01-797).
15. Сборник ресурсно-сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (РДС 8.01.102-02). Утверждены приказом Минстройархитектуры от 28.02.1992г. № 92.
16. Сборник ресурсно-сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (РДС 8.01.103-02). Утверждены приказом Минстройархитектуры от 28.02.1992г. № 92.
17. Указания по применению ресурсно-сметных норм (РДС 8.01.104-02). Утверждены приказом Минстройархитектуры от 28.02.1992г. № 92.
18. Сборники индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по республике (издаются ежемесячно).
3.3 Сметно-нормативные базы в строительстве
В последнее двадцатилетие в Республике Беларусь последовательно использовались сметно-нормативные базы, внедренные в 1984, 1993 и 2001 годах (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Сметно-нормативные базы в строительстве
При использовании сметно-нормативной базы, внедренной в 1993 году Методическими указаниями РДС 8.01.101-2000 предусматривалась следующая система совмещения с предыдущей базой: при отсутствии единичных расценок в ценах 1991 года допускается использование единичных расценок в ценах 1984 года с переходом к ценам 1991 года следующим образом:
— к основной заработной плате применяется коэффициент 2,97;
— машины и механизмы (в маш.-час.) — по Сборнику сметных цен эксплуатации строительных машин для условий строительства в Республике Беларусь);
— прочие машины — с коэффициентом 1,92; заработная плата машинистов в составе прочих машин принимается в размере 30% от стоимости прочих машин;
— материалы — по соответствующим сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции;
— прочие материалы (в руб.) — с коэффициентом 1,69.
При отсутствии единичных расценок в ценах 1984 и 1991 года допускалась разработка индивидуальных единичных расценок, которые в обязательном порядке прикладываются к разработанной сметной документации и утверждаются в ее составе.
При определении сметной стоимости строительных и монтажных работ накладные расходы и плановые накопления начисляются в установленных размерах и порядке, соответствующем дате составления сметной документации.
При использовании сметно-нормативной базы 2001 года Методическими указаниями РДС 8.01.105-03 предусматривается следующая система совмещения сметно-нормативных баз. Сметная стоимость строительных, монтажных и ремонтных работ определяется на основании нормативных документов. При отсутствии расценок в сборниках ресурсно-сметных норм, а также прейскурантов, укрупненных сметных норм на строительство по ресурсно-сметным нормам допускается использование их в ценах 1991 года с применением следующих поправочных коэффициентов:
а) на работы, определяемые по сборникам единичных расценок на строительные конструкции и работы и по сборникам на ремонтно-строительные работы:
— к основной заработной плате — 1,62;
— к эксплуатации машин и механизмов — 1,75.
б) на работы, определяемые по сборникам расценок на монтаж оборудования:
к основной заработной плате — 1,63;
к эксплуатации машин и механизмов — 2,03.
Стоимость выполнения отдельных видов работ, нормы и расценки на которые отсутствуют в сборниках ресурсно-сметных норм и сборниках единичных расценок, определяется на основе индивидуальных расценок, разрабатываемых и утверждаемых в составе проектно-сметной документации.
3.4 Формирование сметной стоимости в строительстве
Формирование сметной стоимости в строительстве происходит в логической последовательности от частного к общему. При этом выделяют следующие основные этапы формирования сметной стоимости:
— расчет прямых затрат на производство СМР;
— расчет сметной себестоимости СМР;
— расчет сметной стоимости СМР;
— определение сметной стоимости строительства объекта.
Порядок формирования сметной стоимости представлен на рис. 3.2.
Сметная стоимость прямых затрат (Спз) состоит из основной заработной платы рабочих (Созп), стоимости материалов, полуфабрикатов, изделий и конструкций (См), стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов (Сэ), т.е.
Спз = Созп + См + Сэ
Прямые затраты на единицу работ приведены в сборниках ресурсно-сметных норм.
Прямые затраты каждой работе определяются по формуле:
где Vi — объем i-гo вида работ (i = 1 . n);
Pi – прямые затраты на выполнение этого же вида работ;
n — число видов работ по объекту.
Сметная себестоимость строительных, монтажных и иных специальных работ (СсСМР) состоит из стоимости прямых затрат (Спз), накладных расходов (Снр), стоимости дополнительных затрат на временные здания и сооружения (Свз) и на зимнее удорожание работ (Сзу), расходов на непредвиденные работы и затраты:
СсСМР = Спз + Нр + Свз + Сзу + С непр
Рис. 3.2 Прядок формирования стоимости строительства
Сметная стоимость строительных, монтажных и иных специальных работ состоит из сметной себестоимости и плановых накоплений (Спн):
ССМР = СсСМР + Спн = Пз + Нр + Пн + Свз + Сзу + С непр
Сметная стоимость строительства (Сстр) формируется на основании стоимости строительных, монтажных и иных специальных работ с учетом прочих затрат, связанных со спецификой выполнения работ на объекте. Эти затраты предусматриваются главой IX сводного сметного расчета (надбавки за подвижной и разъездной характер труда, премирование за ввод, за производственные результаты, перевозка рабочих, командирование рабочих, вахтовый метод организации работ и т.п.).
Сметная стоимость работ для заказчика складывается из сметной стоимости непосредственно строительства, сметной стоимости затрат на оборудование, инструмент, инвентарь (Соб) и иных затрат, которые включают в себя:
— затраты, связанные с отводом земельного участка;
— затраты на контроль и надзор в строительстве (авторский надзор, технадзор, Гостстройнадзор);
— расходы на подготовку кадров;
Полная стоимость строительства рассчитывается в сводном сметном расчете и учитывает весь комплекс затрат, связанных со строительством и вводом в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Источник: magak.ru