Введение
1 Общие понятия и характеристика земель для строительства
2 Порядок предоставления участков под строительство из земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности
3. Порядок выделения земельных участков под жилищное строительство
Заключение
Список использованной литературы
В Камчатской и Курганской областях установлены случаи выделения земельных участков в аренду под строительства многоквартирных жилых домов неуполномоченными на то органами. При выделении земельных участков имеют место нарушения требования природоохранного и градостроительного законодательства.Так, природоохранная прокуратура г. Москвы привлекла к уголовной ответственности генерального директора ЗАО «Траст» по ст.
262 УК РФ за нарушение режима особо охраняемой территории, повлекшее за собой причинение значительного ущерба окружающей природной среде. Следствием установлено, что при возведении жилого комплекса застройщиком были допущены нарушения режима особо охраняемой природной территории «Природный заказник «Долина реки Сетунь».
«Мои документы». Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства
Указанной прокуратуре пришлось добиться прекращения незаконного строительства названного объекта. Поврежденная доля земельного участка в настоящее время восстановлена в полном объеме. Районным судом Москвы генеральный директор общества был осужден по ст.
262 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа.Наиболее эффективной мерой обеспечения прав, нарушенных в процессе предоставления земельных участков для строительства, по праву считается судебная защита. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его свобод (п. 1 ст.
46), а также закреплено право обжалования в судебном порядке решений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (п. 2 ст.
46).Стоит отметить, что в процессе предоставления земельных участков для строительства из земель, состоящих в фондах государственной или муниципальной собственности, основанием судебных разбирательств чаще всего становятся требования:об оспаривании решения органа самоуправления об отказе такими органами в предоставлении запрашиваемых земельных участков в собственность или аренду, не согласовании мест размещения объектов на истребуемых участках, согласований акта о выборе земельных участков для строительства;о оспаривании бездействий органа местного самоуправления, должностных лиц, выражающихся в длительном непринятии решения по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, невыдаче актов разрешенного использования земельных участков;о признании недействительными нормативных актов органов местного самоуправления об утверждении проектов границ земельных участков, о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность.Анализ судебной практики в данной сфере, приводит к выводу, что причиной рассмотрения гражданских дел на основании перечисленных исковых требований нередко выявляются случаи нарушения прав граждан в результате неправильного применения либо трактования уполномоченными органами и должностными лицами норм земельного, градостроительного и гражданского законодательства при принятии решений в процессе предоставления земельных участков для строительства.Частыми т являются случаи уклонения компетентных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления от выполнения своих обязанностей в области предоставления земельных участков для строительства в ходе прямого нарушения норм действующего законодательства.«Так, ООО «Гран» было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконными бездействий соответствующих органов Администрации города Климовска Московской области, с обвинением в уклонении от согласования границ территории земельного участка, выделенного ООО «Гран» под строительство общественно-торгового комплекса.Как стало известно из материалов дела, по заявлению ООО «Гран» от 1 октября 2002 г. был произведен выбор земельного участка общей площадью 3,0 га под строительство общественного торгового комплекса. 11 декабря 2002 г. Глава г. Климовска подписал Постановление №1096 о согласовании ООО «Гран» размещения общественно-торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке площадью 3,0 га и обязал ООО «Гран» оформить на период проектирования и строительства в КУМИ договор аренды земли в установленном законом порядке.Согласно Постановлению № 392 от 26 марта 2004 г. Главы г. Климовска в отношении только лишь, части указанного земельного участка (10 000 кв. м) были проведены работы по формированию, осуществлен государственный кадастровый учет и заключен договор аренды.
Однако в отношении оставшейся части земельного участка, выбор которого был согласован Администрацией г. Климовска в Постановлении № 1096 от 11 декабря 2002 г., работы по формированию земельного участка и заключение на него договора аренду не производились.На неоднократные обращения ООО «Гран» в Администрацию г. Климовска с соответствующими просьбами на протяжениисрока действия Постановления № 1096 от 11 декабря 2002 г. Администрация г. Климовска пояснила, что согласно решению принятому Межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям в г. Климовске № 185 от 8 сентября 2005 г. оспариваемая часть земельного участка выделена под строительство офисного помещения ООО «Климовская строительная компания». Налицо, нарушение п. 8 ст.
31 ЗК РФ, согласно которому решение о предварительном согласовании места размещения объекта имеет силу предварительного договора (договора о намерениях) и является основанием для принятия вытекающего решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, Администрация г. Климовска как орган местного самоуправления, обязанный законом утверждать границы земельных участков, от утверждения границ части земельного участка и предоставления в аренду для строительства уклонялась. В связи с вышеизложенным решением Арбитражного суда Московской области действия Администрации г. Климовска были признаны незаконными, противоречащими требованиям п. 5, 8 ст.
31, ст. 32 ЗК РФ.
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Климовска на решение Арбитражного суда Московской области, оставил указанное решение без изменения, а апелляционную жалобу Администрации — без удовлетворения».Просто становиться интересно, каким образом администрация на протяжении трех лет сохраняла молчание по отношению истца. А в отношении строительной компании, решение принято в течение короткого промежутка времени.Как уже отмечалось, самым надежным способом восстановления и защиты, нарушенных в процессе распределения земельных участков прав, остается обжалование действий, решений и правовых актов соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в судебном порядке.
Что касается механизма, работающего на предотвращение нарушений прав физических и юридических лиц в ходе предоставления земельных участков для строительства и закрепленного в нормативных правовых актах, то необходимо признать, что на сегодняшний день он видится недостаточно эффективным, о чем ярко свидетельствуют многочисленные нарушения законодательства, выявляемые при проведении надзорных проверок соответствующими органами.В целом для формирования устойчивого механизма обеспечения прав граждан в указанном направлении необходимо в первую голову создание четких и прозрачных схем предоставления земельных участков для строительства.Этому в большой степени может поспособствовать внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, а также преодоление существующих бюрократических административных барьеров.С обратной стороны, по моему мнению, повысить эффективность действия механизмов обеспечения прав граждан в процессе предоставления земельных участков для строительства можнопутем изменения самой схемы распределения земельных участков в целях их застройки. К примеру, вариантом такого изменения могло бы стать введение в основе конкурсных, аукционных процедур предоставления земельных участков под строительство.
Конкурсные процедуры в большей мере отвечают требованиям гласности, прозрачности, открытости, равнодоступности, по сравнению с процедурами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.Они соответствуют принципам рыночной экономики и предотвращают создание преимуществ отдельным участникам рынка, что в конечном итоге препятствует возникновению возможности нарушения прав лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства.ЗаключениеОсновным направлением деятельности каждого современного государства является соблюдение и охрана прав и свобод граждан, защита всех форм собственности и поддержание правопорядка и законности. Конституция России (ст.
2), признает человека, его права и свободы высшей ценностью, закрепляет защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве основной обязанности государства. Это означает, что охрана прав и обеспечение свобод граждан являются целью деятельности всех ветвей(законодательной, исполнительной и судебной) власти.
При таком подходе особого внимания заслуживают вопросы обеспечения прав граждан при предоставлении земельных участков для строительства из фонда земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности.Актуальность проблемы, связанной с предоставлением земельных участков под строительство, в настоящее время повысилась. Развитие инвестиционно-строительного направления, объявление в качестве приоритетов государственной политики увеличений объемов жилищного строительства,как следствие привело ксерьезным увеличениям потребностей в земельных участках для возведения жилых, и иных объектов.
И, несмотря на активную позитивную деятельность государства по регулированию развитию и совершенствованию этого процесса, порядок предоставления участков земли для строительства из земель, зарегистрированных в государственной или муниципальной собственности, остается, невероятно сложным.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993.//электронный ресурс.//адрес: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p286″Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ, (ред. от 05.04.2013)//электронный ресурс//адрес: http://www.consultant.ru/popular/earth/.»Гражданский кодекс Российской Федерации» от 18.12.2006 № 230-ФЗ, (ред. от 08.12.2011)//электронный ресурс//адрес: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/.»Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ, (ред. от 05.04.2013) //электронный ресурс//адрес: http://www.consultant.ru/popular/housing/.Боголюбов С.А. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебник для вузов.- 3-е изд., испр., переоф.,-М.:ЮРАЙТ,2011.- 416 с.Баронин С.А., Слюсарева Е.А.
Методологические аспекты управления развитием городских земельных рынков в жилищном строительстве. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2008. — № 11. — С. 40-44.Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2007 г. по делу № А41-К2-14246/06 //электронный ресурс//адрес: http://base.consultant.ru.Васькин В.В., Мустафин Р.Р.
К вопросу обоформлении правасобственности наземельный участокподмногоквартирнымдомом.//Жилищное право. — 2010. — № 4. — С. 39-50.Гречко В.В. Содержание понятия предоставления земельного участка.//Аграрное и земельное право. — 2012. — № 1.- С. 61-68.Гузанов Д.Е. Развитие законодательства о самовольных постройках. //Право и образование. — 2012. — № 5. — С. 179-186.Журавлева Л.В., Мамедова С.В.
Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе. (материалы научно-практической конференции в г. Москве).//Аграрное и земельное право. — 2005. — № 2. — С. 53-72.Исаченко А.П.Необходимость совершенствования земельной политики государства и подготовки кадастровых инженеров для активизации борьбы с «самозахватами» земельных участков.//Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2011. — № 3. — С. 81-97.Калиниченко Т.Г.Соотношение водного и земельного права (публично и частноправовой аспекты).//Аграрное и земельное право. — 2005. — № 11. — С. 89-100.Короткова О.И. О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.//Современное право. — 2011. — № 4. — С. 59-63.Литвинов Д.В.Некоторые особенности процедуры торгов земельными участками.//Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2011. — № 2. — С. 89-94.Лойко П.Ф.Проблемы земельной политики и государственного управления земельными ресурсами в российской федерации.//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2008. — № 2. — С. 5-20.Минина Е.Л.
Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.//Журнал российского права. — 2008. — № 8. — С. 78-83.Перевалов В.В. Государственные задачи и планы Росреестра.//Государственная служба. — 2010. — № 2. — С. 19-23.Перепелица П.С.
Экономические приоритеты развития строительного комплекса московской области (решение задач жилищного строительства программно-целевым методом).//Экономика строительства. — 2011. — № 6. — С. 10-18.Подавалова Л.Д.Проблемы терминологии в правовом регулировании малоэтажного жилищного строительства.//Семейное и жилищное право. — 2011. — № 3. — С. 36-39Справка об итогах проверки исполнения законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков для жилищного строительства, их использования и осуществления на них строительства, размещена на официальном сайте Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // электронный ресурс// адрес: www.rost.ru. Федотова М.А.
Особенности оценки выкупной цены земельных участков при их изъятии для государственных нужд.//Недвижимость: экономика, управление. — 2011. — № 1. — С. 28-30.Чергинская С.В. Проблемы обеспечения прав граждан при предоставлении земельных участков для строительства.//Экологическое право. — 2010. — № 1. — С.19-25.Шатрова О.В. Выкуп земельного участка как способ приватизации: правовое регулирование и судебная практика.//Аграрное и земельное право. — 2006. — № 1. — С.81-93.Щербаков М.С. Правовое обеспечение ипотеки земельных участков в современном гражданском законодательстве.//Евразийский юридический журнал. — 2010. — № 23. — С. 53-63.Об итогах деятельности федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за 2010 год и задачах на 2011 год отчет с расширенного заседания коллегии Росреестра.// Кадастр недвижимости. — 2011. — № 2. — С. 7-14.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993.//электронный ресурс.//адрес: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p286
2.»Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ, (ред. от 05.04.2013)//электронный ресурс//адрес: http://www.consultant.ru/popular/earth/.
3.»Гражданский кодекс Российской Федерации» от 18.12.2006 № 230-ФЗ, (ред. от 08.12.2011)//электронный ресурс//адрес: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/.
4.»Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ, (ред. от 05.04.2013) //электронный ресурс//адрес: http://www.consultant.ru/popular/housing/.
5.Боголюбов С.А. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебник для вузов.- 3-е изд., испр., переоф.,-М.:ЮРАЙТ,2011.- 416 с.
6.Баронин С.А., Слюсарева Е.А. Методологические аспекты управления развитием городских земельных рынков в жилищном строительстве. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2008. — № 11. — С. 40-44.
7.Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2007 г. по делу № А41-К2-14246/06 //электронный ресурс//адрес: http://base.consultant.ru.
8.Васькин В.В., Мустафин Р.Р. К вопросу об оформлении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом.// Жилищное право. — 2010. — № 4. — С. 39-50.
9.Гречко В.В. Содержание понятия предоставления земельного участка.// Аграрное и земельное право. — 2012. — № 1. — С. 61-68.
10.Гузанов Д.Е. Развитие законодательства о самовольных постройках. // Право и образование. — 2012. — № 5. — С. 179-186.
11.Журавлева Л.В., Мамедова С.В. Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе. (материалы научно-практической конференции в г. Москве).//Аграрное и земельное право. — 2005. — № 2. — С. 53-72.
12.Исаченко А.П. Необходимость совершенствования земельной политики государства и подготовки кадастровых инженеров для активизации борьбы с «самозахватами» земельных участков.//
Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2011. — № 3. — С. 81-97.
13.Калиниченко Т.Г. Соотношение водного и земельного права (публично и частноправовой аспекты).// Аграрное и земельное право. — 2005. — № 11. — С. 89-100.
14.Короткова О.И. О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.// Современное право. — 2011. — № 4. — С. 59-63.
15.Литвинов Д.В. Некоторые особенности процедуры торгов земельными участками.//Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2011. — № 2. — С. 89-94.
16.Лойко П.Ф. Проблемы земельной политики и государственного управления земельными ресурсами в российской федерации.// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2008. — № 2. — С. 5-20.
17.Минина Е.Л. Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.//Журнал российского права. — 2008. — № 8. — С. 78-83.
18.Перевалов В.В. Государственные задачи и планы Росреестра.// Государственная служба. — 2010. — № 2. — С. 19-23.
19.Перепелица П.С. Экономические приоритеты развития строительного комплекса московской области (решение задач жилищного строительства программно-целевым методом).// Экономика строительства. — 2011. — № 6. — С. 10-18.
20.Подавалова Л.Д. Проблемы терминологии в правовом регулировании малоэтажного жилищного строительства.// Семейное и жилищное право. — 2011. — № 3. — С. 36-39
21.Справка об итогах проверки исполнения законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков для жилищного строительства, их использования и осуществления на них строительства, размещена на официальном сайте Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // электронный ресурс// адрес: www.rost.ru.
22. Федотова М.А. Особенности оценки выкупной цены земельных участков при их изъятии для государственных нужд.// Недвижимость: экономика, управление. — 2011. — № 1. — С. 28-30.
23.Чергинская С.В. Проблемы обеспечения прав граждан при предоставлении земельных участков для строительства.// Экологическое право. — 2010. — № 1. — С. 19-25.
24.Шатрова О.В. Выкуп земельного участка как способ приватизации: правовое регулирование и судебная практика.// Аграрное и земельное право. — 2006. — № 1. — С. 81-93.
25.Щербаков М.С. Правовое обеспечение ипотеки земельных участков в современном гражданском законодательстве.// Евразийский юридический журнал. — 2010. — № 23. — С. 53-63.
26.Об итогах деятельности федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за 2010 год и задачах на 2011 год отчет с расширенного заседания коллегии Росреестра.// Кадастр недвижимости. — 2011. — № 2. — С. 7-14.
образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЙ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра земельного и экологического права
по дисциплине «Земельное право»
на тему: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельных УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»
Источник: www.homework.ru
Как бесплатно получить земельный участок под строительство дома
В большинстве регионов России можно бесплатно получить земельный участок под строительство дома. Его выделят из земель, входящих в государственную или муниципальную собственность. Однако рассчитывать на такой «подарок» могут не все. Расскажем подробнее, кто и на каких условиях может безвозмездно получить земельный участок от государства.
Как получить земельный участок бесплатно
Получить участок под строительство дома можно по льготе или программе развития территорий. В обоих случаях землю передают безвозмездно и ее можно оформить в собственность.
1. Имея льготы
Чаще всего участки под строительство дома получают льготники. Законодательство дает такую возможность многим категориям граждан.
Кто может получить землю от государства
На федеральном уровне претендовать на бесплатный участок могут:
- Герои России — им положено не менее 0,2 га в черте города или не менее 0,4 га в сельской местности (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 15.01.1993 г. № 4301-1);
- Герои труда России — им положено не менее 0,08 га в черте города или не менее 0,25 га в сельской местности (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 г. № 5-ФЗ).
Эти категории населения имеют право на внеочередное предоставление земли под индивидуальное жилое строительство, без проведения торгов.
Условия региональных программ несколько различаются между собой. Но в большинстве случаев на бесплатные участки земли от государства могут рассчитывать:
- лица, нуждающиеся в социальном жилье и состоящие в этом качестве на учете;
- ветераны боевых действий;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации после аварии в Чернобыле, Семипалатинске и катастрофы на химкомбинате «Маяк»;
- инвалиды и семьи с ребенком-инвалидом;
- молодые специалисты из сельской местности;
- военнослужащие.
Для этих категорий предусмотрен очередной порядок предоставления земли. Учет граждан, претендующих на бесплатный земельный участок, ведут местные органы власти. Уточнить о наличии льготы в вашем регионе можно в МФЦ.
Важно! В некоторых региональных программах может быть предусмотрено дополнительное требование к тем, кто претендует на земельный участок от государства. Они должны нуждаться в улучшении жилищных условий и состоять на учете в этом качестве.
Какой участок дадут и можно ли его поменять
Участок, выделяемый из государственных или муниципальных земель, не всегда отвечает пожеланиям получателя. Он может находиться в болотистой местности, иметь неровный рельеф, быть без коммуникаций и т. д. Что делать в этом случае?
От участка можно отказаться. В этом случае вас опять поставят в очередь. Участок можно поменять, если он объективно не соответствует вашим целям. Аргументы «некрасивые виды» или «низкая рыночная стоимость» во внимание не примут. Если вы согласились на предложенный участок и подписали договор с администрацией, отказаться от земли не получиться.
Именно поэтому информацию о предоставляемом участке лучше получить заранее. Это можно сделать через сервис ЕГРН.Росреестр, даже не выходя из дома. Там можно заказать выписку из Росреестра и узнать характеристики участка с помощью кадастровой карты.
Зачем нужна публичная кадастровая карта
Публичная кадастровая карта – это справочно-информационный ресурс, который позволяет пользователям получить все необходимые данные из Государственного кадастра недвижимости в России.
Воспользуйтесь картой на сайте ЕГРН.Реестр или в удобном приложении, которое устанавливается бесплатно. Преимущество обоих сервисов в том, что доступ к карте есть в любое время и в любом месте: не нужно идти в МФЦ, собирать документы или долго ждать нужной информации.
Кадастровые сведения из этого ресурса являются общедоступными, если иных указаний нет в ФЗ. Любой пользователь может избежать мошенничества с земельными участками, получив с карты всю необходимую информацию о них:
- кадастровый номер;
- дату присвоения кадастровой стоимости;
- статус земли и количество собственников;
- адрес и площадь;
- дату введения объекта в эксплуатацию.
Информация отображается на карте, благодаря чему можно наглядно посмотреть местоположение участка, увидеть соседние объекты и оценить удобство геолокации.
Сведения из Публичной кадастровой карты на сайте ЕГРН.Реестр
Чтобы воспользоваться возможностями публичной кадастровой карты, достаточно знать адрес или кадастровый номер объекта. На сайте ЕГРН.Реестр переход к ПКК осуществляется в специальном разделе.
Публичная кадастровая карта на сайте ЕГРН.Реестр
Как получить бесплатный земельный участок с выпиской из ЕГРН
Выписка из ЕГРН – это юридически значимый документ, который является гарантом того, что сделка осуществляется в рамках закона. В некоторых случаях без выписки нельзя осуществить сделку купли-продажи, а при оформлении земельного участка документ обуславливает:
- регистрацию права собственности на дом и участок;
- постановку участка на кадастровый учет и составление поэтажного плана;
- монтаж систем коммуникаций;
- возможность получить прописку и получить субсидии от государства;
- возможность совершать любые сделки с объектом (дарение, купля-продажа, залог и пр.).
Как читать выписку из ЕГРН? На что обращать внимание?
При заказе выписки онлайн на сайте или в приложении ЕГРН.Реестр вы экономите время: вам не нужно никуда идти и долго ждать документ. В большинстве случаев справка готова уже на следующий день, что позволяет сэкономить время и быстрее завершить оформление участка.
Заказ справки через сервис ЕГРН.Реестр осуществляется в несколько коротких шагов: заполнение заявки (адрес или кадастровый номер участка), оплата заявки, получение готовой выписки на электронную почту.
Получение выписки на объект через ЕГРН.Реестр
Данные для выписки получаются из единой базы Реестра и содержат актуальную информацию по объекту.
Как оформить бесплатный земельный участок
Чтобы получить бесплатный земельный участок, нужно подготовить документы и с ними обратиться в городскую администрацию или в МФЦ. Помимо заявления на предоставление земли вам понадобятся:
- документы, подтверждающие льготу — справка МСЭ, удостоверение ветерана боевых действий, копию послужного списка и др.;
- паспорт с пропиской в том регионе, где вы хотите получить землю под строительство дома;
- справка о лицах, с которыми вы проживаете совместно.
После получения документов вас в течение 30 дней поставят в очередь на получение земли. Когда она подойдет, нужно будет выехать на осмотр участка. Если все устроит, останется подписать договор с администрацией и оформить право собственности.
2. По программе развития территорий
На территории России действует несколько программ развития территорий — в Московской области, Краснодарском и Ставропольском крае. Но самая известная программа — «Дальневосточный гектар».
Кто может получить землю от государства
Земли по программе «Дальневосточный гектар» выдают только гражданам РФ, но независимо от региона проживания. Участок можно получить на каждого члена семьи, даже на ребенка. Для этого нужно подать коллективную заявку, но в количестве не более 10 человек.
Какой участок дадут и можно ли его поменять
По этой программе можно получить участок до 1 га — для строительства дома, ведения сельского и тепличного хозяйства, другого разрешенного бизнеса.
«Дальневосточный гектар» выдают на территории 11 регионов Дальневосточного федерального округа. Это Приморский, Забайкальский и Хабаровский край, Республика Бурятия, Якутия, Магаданская область и др.
Как оформить бесплатный земельный участок
Чтобы оформить земельный участок нужно зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и зайти под этой учетной записью на сайт «надальнийвосток.рф». Там нужно выбрать границы земельного участка и сформировать заявку на его получение. На рассмотрение уйдет примерно месяц.
Сначала землю на пять лет предоставляют в пользование. Только по истечение этого срока ее можно оформить в собственность. Если за пять лет вы так и не освоили участок, то потеряете право на него.
Почему могут отказать в предоставлении участка
Процент отказов в выдаче «Дальневосточного гектара» стремится к нулю. В 2018 году их было около 2 %. Они связаны с тем, что граждане не соглашаются с границами предоставленного участка.
Льготникам же в предоставлении бесплатного участка могут отказать по нескольким причинам:
- был подан неполный пакет документов;
- вы не относитесь к льготной категории граждан;
- земельный участок от государства был получен ранее;
- после постановки на учет вы переехали в другой регион или за границу.
Если в выдаче земельного участка вам отказали незаконно, можно обратиться в суд и оспорить решение администрации.
Источник: egrnreestro.ru
Общий порядок предоставления земельных участков для строительства
В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.
Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в аренду или временное пользование.
- Законодательство
- Основания для получения
- Условия получения
- Необходимые документы
- Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов
- Когда возможен отказ?
- Важные нюансы, на которые следует обратить внимание
Законодательство
Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.
Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.
Разновидностью арендного договора является сделка с выкупом участка у государства по символической цене.
Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.
Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.
Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:
- продажа земли (п.2 ст. 39.3 ЗК);
- предоставление участка бесплатно (ст. 39.5);
- при заключении договора аренды без торгов (ст.39.6);
- предоставление участков в безвозмездное использование.
Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.
Если другие заявки для участия в аукционе так и не поступят, то власти обязаны выделить участок без торгов.
Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.
Основания для получения
В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.
Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.
На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.
Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.
Остальные категории льготников определяются на региональном и муниципальном уровне.
Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:
- лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
- лица с ограниченными возможности и члены их семей;
- семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды;
- ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
- молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
- пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
- инвалиды или члены их семей.
Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.
Среди граждан, которые могли бы претендовать на получение участков для строительства там дома, можно выделить группу лиц, обладающих приоритетным правом. Это многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.
Условия получения
Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.
В числе условий к заявителю могут значиться такие:
- наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
- постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
- наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.
Обычно требуется, чтобы у гражданина не было в собственности иной земли под аналогичные нужды.
Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.
Необходимые документы
Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:
- паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
- документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
- справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
- документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).
Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.
После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).
В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.
Бесплатный Дальневосточный гектар.
С февраля 2021 года любой россиянин может получить 1 гектар на Дальнем Востоке.
Через 5 лет целевого использования земли, Дальневосточный гектар можно оформить в собственность бесплатно.
Заманчивое предложение — получить участок в тайге, где нет дорог и электричества.
И где комары с ног сбивают.
Заместитель губернатора Хабаровского края в одной телепередаче заявил, что сам губернатор (Шпорт В.И.) подыскивает себе участок.
Очень любопытно, что в итоге получится.
Шпорт В.И. проиграл выборы в сентябре 2021 года и быстренько переехал в Москву.
Похоже экс-губернатор Хабаровского не горит желанием осваивать дальневосточный гектар.
Кому интересно получение земли в Дальневосточной тайге, начните с пункта 9 статьи 39.5 ЗК РФ.
Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов
Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.
Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.
Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:
- Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
- В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
- Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
- Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
- Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
- Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
- В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
- При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно. После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.
Как предоставить государственный или муниципальный земельный участок в аренду для строительства
С 1 марта 2015 г. аренда стала основным правом, на котором государственную и муниципальную землю предоставляют для строительства (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Как правило, чтобы предоставить участок в аренду, нужно провести аукцион. Но в некоторых случаях можно обойтись без него. Например, если с заявителем заключен договор о комплексном освоении территории (п. п. 1, 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
При этом срок аренды можно установить лишь в пределах, разрешенных законом.
На каких основаниях предоставляют государственный или муниципальный земельный участок в аренду под строительство
Общее основание – протокол об итогах аукциона (п. 15 ст. 39.12 ЗК РФ). Это первое и главное основание, по которому можно сдать в аренду под строительство государственный или муниципальный земельный участок.
Специальными основаниями, позволяющими заключить договор аренды земельного участка под строительство без аукциона, являются (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):
- указ или распоряжение Президента РФ;
- распоряжение Правительства РФ при масштабных инвестиционных проектах;
- распоряжение высшего должностного лица субъекта РФ;
- обязательство нового застройщика достроить дом по долевому строительству;
- международный договор;
- образование земельного участка при разделе участка, который арендован для комплексного освоения территории;
- право собственности лица, которое хочет взять участок в аренду, на здание на этом участке;
- право собственности на объект незавершенного строительства. В этом случае участок предоставляется однократно на три года;
- договор о развитии застроенной территории;
- договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
- изъятие участка для муниципальных нужд при комплексном освоении территории по инициативе органа местного самоуправления;
- строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры при комплексном освоении территории;
- концессионное соглашение (соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве);
- договор об освоении территории для строительства наемного дома;
- специальный инвестиционный контракт;
- инвестиционный проект в зоне территориального развития.
Проводите аукцион всегда, когда нет оснований сдать участок в аренду без него. Если заключить договор аренды земельного участка без проведения обязательного аукциона, то такой договор может быть признан недействительным (ст. 168 ГК РФ). Последствия, в частности, таковы: арендатор возвращает участок государству (муниципалитету), а последнее перестает получать арендную плату.
Также аренда земельного участка без обязательного аукциона считается ограничением конкуренции. ФАС России в таких случаях выдает предписание об устранении нарушений и (или) налагает на ответственных должностных лиц штраф по ст. 14.9 КоАП РФ.
Каким способом предоставляют земельные участки в аренду под строительство
Вы должны провести аукцион, если нет специальных оснований заключить договор аренды без аукциона.
Он проводится по тем же правилам, что и аукцион для аренды других государственных и муниципальных участков. Его может инициировать как орган, уполномоченный распоряжаться участками, так и заинтересованное лицо (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ).
В настоящее время аукционы проводятся в простой форме. Есть требование закона о том, чтобы они проводились в электронной форме, но соответствующий порядок пока не принят.
Аренда государственных и муниципальных земельных участков для строительства без аукциона также не отличается от аренды таких участков для других целей. Инициатор здесь всегда заинтересованное лицо.
Если участок не образован или его границы не уточнены, то его предоставление нужно предварительно согласовать. После этого заинтересованное лицо ставит участок на кадастровый учет и подает заявление о предоставлении его в аренду.
На какой срок может быть заключен договор аренды государственного или муниципального земельного участка для строительства
Для договоров аренды государственных и муниципальных участков установлены максимальные и минимальные сроки. Они зафиксированы в законе.
Договор, в котором срок указан больше максимального или не указан вообще, считается заключенным на максимальный срок. Поэтому, если Росреестр откажет в регистрации такого договора, вы можете обжаловать этот отказ в суде.
Минимальные сроки установлены для отдельных случаев аренды публичных земельных участков. Если нарушить минимальный срок, постановление о предоставлении участка и договор аренды будут недействительны. А если при этом заключить договор аренды на срок менее года, то арендатора могут оштрафовать.
Важно знать! Что такое красные линии и как они устанавливаются
Каковы минимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков
В законе установлены следующие минимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков:
- для строительства и реконструкции зданий и сооружений – не менее 3 лет. При этом срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений (пп. 1 п. 8, п. 9 ст. 39.8 ЗК РФ);
- юрлицу для комплексного освоения территории – не менее 3 лет (пп. 4 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта – 20 лет. Этот срок одновременно и максимальный (пп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- взамен участка, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, – не менее 3 лет (пп. 9 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- при аренде участка сельхозназначения – не менее 3 лет. Исключение: сенокосы, пастбища, огороды. Они сдаются на срок до 3 лет (пп. 11, 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);
- при аренде оленьих пастбищ в районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ – не менее 5 лет (п. 6 ст. 10 Закона об обороте земель сельхозназначения);
- при аренде лесного участка – не менее 10 лет, за исключением охотничьих хозяйств (срок аренды равен сроку охотхозяйственного соглашения), разработки месторождений, строительства и эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (в этих случаях минимального срока нет). На это указано в ч. 3 ст. 72 ЛК РФ;
- при аренде лесного участка для водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов – не менее 1 года (ст. ст. 44, 46, ч. 3 ст. 72 ЛК РФ).
Постановления о предоставлении участка в аренду на срок меньше минимального судебная практика признает незаконными. В таком случае арендатор заставит уполномоченный орган предоставить участок на срок не менее минимального.
Договор аренды на срок менее минимального суд может признать недействительным. Арендатор должен будет вернуть участок государству (муниципалитету). При этом арендную плату, которую арендодатель получил за прошедшее время аренды, возвращать не придется.
Административная ответственность грозит, если законом установлен минимальный срок от года и выше, а договор заключен на срок меньше года и не зарегистрирован. Это считается самовольным занятием земельного участка. За это Росреестр оштрафует арендатора по ст. 7.1 КоАП РФ.
Каковы максимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков
В законе установлены максимальные сроки аренды публичных земельных участков, например:
- для строительства или реконструкции зданий и сооружений – 10 лет (пп. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- для размещения линейных объектов – 49 лет (пп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- гражданину для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта – 20 лет. Этот срок одновременно и минимальный (пп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- организации для комплексного освоения территории – 5 лет (пп. 4 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- для завершения строительства недостроенного объекта – 3 года. При этом если такой объект продан с торгов, то срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений (пп. 6 п. 8, п. 9 ст. 39.8 ЗК РФ);
- во исполнение охотхозяйственного, концессионного соглашения, договора об освоении территории под наемный дом, договора о комплексном развитии территории – тот же срок, что и в первичном соглашении или договоре (пп. 7 – 1, 8.3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- под недропользование срок аренды не может превышать срока лицензии более чем на два года (пп. 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- для сельхозпроизводства – 49 лет (пп. 11 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);
- для сенокошения, выпаса скота, огородничества – 3 года (пп. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);
- при резервировании земель – не больше срока резервирования (пп. 13 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- аренда в рамках инвестиционного проекта – не дольше срока его реализации (пп. 14 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- при использовании водных биологических ресурсов – не дольше срока действия решения о предоставлении их в пользование (пп. 15 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, ст. 14 ВК РФ);
- участок сельхозназначения крестьянскому (фермерскому) хозяйству или организации, участвующей в программе поддержки сельского хозяйства, без торгов – до 5 лет (п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельхозназначения);
- аренда взамен изъятого участка – не больше остатка старого срока. Если остаток меньше 3 лет, то срок новой аренды составит 3 года (пп. 9 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- собственникам зданий, сооружений, расположенных на арендуемом земельном участке, или помещений в них – 49 лет (пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
- при аренде лесного участка – 49 лет (ч. 3 ст. 72 ЛК РФ);
- при аренде участка, который без торгов предоставлен участнику СЭЗ в Крыму и Севастополе, на срок реализации им договора об условиях деятельности в СЭЗ, если меньший срок им не заявлен (пп. 38 п. 2 ст. 39.6, пп. 19 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
Важно знать! Как провести рекультивацию земель
Превысить максимальный срок аренды просто невозможно. Если вы пропишете в договоре срок больше максимального или он не будет установлен вовсе, договор будет считаться заключенным на максимальный срок (п. 3 ст. 610 ГК РФ). Это подтверждает судебная практика.
Если Росреестр откажет в регистрации договора аренды из-за того, что срок в нем больше максимального, обжалуйте этот отказ в суд. Суды указывают, что неправильный срок в таких случаях не является основанием для отказа в регистрации.
Когда возможен отказ?
Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:
- с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
- участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
- участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
- на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
- участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
- земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
- участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие; земля выступает предметом аукциона;
- площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
- на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
- участки на заявленном виде прав не выделяются;
- в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
- земля изъята для государственных и муниципальных нужд.
Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.
Кроме того, региональные власти вправе разрабатывать свои критерии для предоставления отказа.
Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.
На предоставление жилых помещений маневренного фонда могут рассчитывать нуждающиеся и малоимущие граждане. Планируете покупать земельный участок в рассрочку? В нашей статье есть образец договора и описаны особенности его составления. Приобретение земли под ИЖС имеет свои характерные особенности. Подробную информацию о них вы найдете здесь.
Как получить земельный участок без специальных знаний?
пошаговая инструкция с готовыми шаблонами заявлений, схем и др.
Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.
В итоге, получаем не участок, а разочарование.
Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.
Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.
Источник: egrn-rosreestr-online.ru